Научная статья на тему 'Тенденции в развитии процессов политической интеграции в Евразийском регионе: теоретико-методологический аспект'

Тенденции в развитии процессов политической интеграции в Евразийском регионе: теоретико-методологический аспект Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
325
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ТЕОРИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ / ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / ЕВРАЗИЙСКИЙ РЕГИОН / ЕВРАЗЭС / ЕВРАЗИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ / REGIONAL INTEGRATION / THE THEORY OF INTERNATIONAL INTEGRATION / THE EURASIAN ECONOMIC UNION / EURASIAN REGION / EURASEC / THE EURASIAN ECONOMIC COMMISSION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Плотников Владислав Александрович

В статье рассматриваются теоретические основы анализа современных процессов международной интеграции. Автор применяет методологический аппарат различных теорий к анализу процессов региональной интеграции. Это позволяет приблизиться к пониманию возможности формирования политического объединения в Евразийском регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Плотников Владислав Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tendencies in Processes of Political Integration in the Eurasian Region Development: Theoretical and Methodological Aspect

The paper examines the theoretical framework for the analysis of contemporary processes of international integration. Author applies methodological apparatus of different theories to the analysis of the process of regional integration. This research allows to get closer to understanding the possibility of forming a political union in the Eurasian region.

Текст научной работы на тему «Тенденции в развитии процессов политической интеграции в Евразийском регионе: теоретико-методологический аспект»

со <

о О О

В. А. Плотников V. A. Plotnikov

Тенденции в развитии процессов политической интеграции в Евразийском регионе:

w _+

теоретико-методологический аспект

Tendencies in Processes of Political Integration in the Eurasian Region Development: Theoretical and Methodological Aspect

Плотников Владислав Александрович Plotnikov Vladislav Alexandrovich

О Северо-Западный институт управления — North-West Institute of Management — branch

^ филиал РАНХиГС (Санкт-Петербург) of the Russian Presidential Academy of National

ш Заместитель декана факультета международных Economy and Public Administration (Saint-Petersburg)

CL отношений Vice-dean of the Faculty of International Relations

>| Кандидат политических наук PhD in Political Sciences

v plotnikov@szags.ru plotnikov@szags.ru

0

1 КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

< региональная интеграция, теории международной интеграции, Евразийский экономический

m союз, Евразийский регион, ЕврАзЭС, Евразийская экономическая комиссия

ш

KEY WORDS

regional integration, the theory of international integration, the Eurasian Economic Union, Eurasian region, EurAsEC, the Eurasian Economic Commission

РЕФЕРАТ

В статье рассматриваются теоретические основы анализа современных процессов международной интеграции. Автор применяет методологический аппарат различных теорий к анализу процессов региональной интеграции. Это позволяет приблизиться к пониманию возможности формирования политического объединения в Евразийском регионе.

ABSTRACT

The paper examines the theoretical framework for the analysis of contemporary processes of international integration. Author applies methodological apparatus of different theories to the analysis of the process of regional integration. This research allows to get closer to understanding the possibility of forming a political union in the Eurasian region.

В последние два десятилетия на авансцену межгосударственных и просто общественных взаимодействий активно выходит информационный аспект. Этот факт подталкивает исследователей к углубленному рассмотрению параметров механизмов международной системы с учетом меняющихся простран-

ственно-политических характеристик и информационного фактора. В данной статье предлагается сделать акцент на Евразийском регионе по причине его решающего значения при определении внешнеполитических приоритетов Российской Федерации, а также ввиду интенсификации интеграционного сбли-

* Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект № 12-03-00146 «Современное состояние и перспективы политической интеграции в Евразийском регионе».

жения входящих в него государств в последние годы.

Возможности в области интеграции стран, входящих в Содружество Независимых Государств, расширяются форсированными темпами, однако сферой наблюдения современных исследователей в большей мере становится экономическое сближение. Известно, что международная интеграция базируется на целом комплексе оснований, в числе которых фигурируют социокультурная, политическая, инфраструктурная общность стран, участвующих в этом процессе. Однако в последние десятилетия явный приоритет остается за экономической областью интеграции как в практическом, так и в теоретическом плане.

Теоретические основы неолиберального подхода к международной интеграции заложил швейцарский экономист В. Репке, который основывался на свободной конкуренции и естественных рыночных силах при сближении стран. Продолжателем этих идей стал французский исследователь М. Алле, он сконцентрировался на полной интеграции экономической политики в контексте существующего национального и международного права. Вмешательство правительства в международные экономические связи они считали пагубными и толкающими к ин-фляциям, международным торговым дисбалансам и другим сложностям.

В середине 1960-х гг. американские экономисты Ю. Ростоу и С. Рольф заложили основу нового институционального подхода, обозначив такое направление, как корпорационализм. В утверждении этих теоретиков приоритетной выступала внутрифирменная, а не межгосударственная интеграция, а развитие межгосударственного внутрифирменного пространства ведет к свободному перемещению товаров, рабочей силы, капитала, технологии.

Структурализм Г. Мюрдаля подтолкнул исследователей к представлению об интеграции, как о процессе структурных преобразований в экономике интегрирующихся стран, в результате

которых возникает качественно новое интегрированное пространство.

Неокейнсианство 1970-х гг. вело речь о реализации широкого международного экономического взаимодействия от ограничений при соблюдении максимальной для каждой страны степени свобод с условием сохранения как можно большей национальной автономии.

Голландский ученый Я. Тинберген вел речь о создании и функционировании международных экономических структур на основе разработки интегрирующимися сторонами общей экономической политики, согласования социального законодательства, координации кредитной политики, положив начало такому направлению, как дирижизм.

Все эти интеграционные модели так или иначе были опробованы в различных регионах мира, однако интеграция в политической сфере, связанная с передачей суверенитета и формированием новых структур за рамками лишь простой координации, остается недостаточно исследованным феноменом.

В настоящее время Европейский союз представляет собой детище применения большинства существующих теорий в области политической интеграции. Функционализм и неофункционализм, школа федерализма и коммуникационный подход выступают наиболее известными теоретическими подходами к осмыслению международной интеграции.

Федерализм (институциональный подход) — первая концепция европейской интеграции. Авторы подхода А. Спинел-ли, Э. Уистрич исходили из целевой установки на объединение Европы, необходимости формирования наднационального института по типу государства с обязательным соблюдением принципа разделения властей. Конечной целью они видели принятие акта, приводящего к формированию наднационального объединения с полной потерей суверенитета государствами.

Коммуникационный подход представлен К. Дойчем и увязывается с формированием транснационального сообщества или международного амальгамного

т <

о О о

т <

^ сообщества. Открытость определенного

t= государства к интеграционным процес-

™ сом зависит от его коммуникационных

< возможностей и реализуется только при

з условии, если страна уступает комму-

х никационным возможностям внешней

v структуры или мира в целом.

i= Функционализм воспринимал между-

cl народное сближение как передачу от-

!= дельных функций на межгосударствен-

х ный уровень через развитие горизон-

х тальных связей. Государства сохраняют

к свой суверенитет, объединяясь в сфере

° обеспечения отдельных функций. Этой

8 школой демонстрировался отход от идеи

° политического объединения в пользу

о экономического сближения.

Неофункционализм стал более про-

£ работанным научным подходом к осмыслению международных интеграционных

^ процессов. Его авторы Э. Хаас, А. Эт-

>х циони, Ф. Шмиттер утверждали возмож-

m ность сохранения национального суве-

£ ренитета независимо от глубины ин-

CQ

ш теграции, провозглашали континуум экономической и политической сферы интеграции. А ключевым элементом теории рассматривался процесс «переливания» (spill-over), т. е. увеличение функций центральных органов.

В отношении европейской интеграции вначале преобладало функциональное представление о межгосударственном сближении. В этом ракурсе Европейское объединение угля и стали (ЕОУС) стало отправным пунктом приложения теории к реальной международной политике. В этой же логике развивалось и взаимодействие в рамках создания таких наднациональных институтов, как ЕЭС и Евратом в 1957 г. [4].

Постепенно концепция федерализма обретает некоторые зримые черты в интеграционных процессах в Западной Европе. Они становятся особенно заметными с первых всеобщих выборов в Европарламент в 1979 г., придавших новый импульс институциональному развитию. В 1984 г. Европарламентом был принят разработанный А. Спинелли проект договора о Европейском союзе. С принятием Единого европейского ак-

та в феврале 1985 г. был пройден важный этап институализации Европейского союза. Он состоит из двух частей, одна из которых посвящена сообществам, другая — политическому сотрудничеству. В первой фиксируется цель создания единого рынка к концу 1992 г. Вторая ограничивается институализаци-ей пятнадцатилетней практики и ее закреплением в юридических обязательствах.

В качестве цели называется формирование и проведение единой внешней политики, что предполагает постоянные взаимные консультации между 12 странами, учет ими позиций друг друга, а также обязательные совместные обсуждения в вопросах, затрагивающих общие интересы, до принятия решений на национальном уровне.

Наконец, 1992 г. стал годом запуска самого успешного из современных интеграционных объединений — Европейского союза, основанного на базе Европейского сообщества. 1 ноября 1993 г. вступили в силу Маастрихтские соглашения, предусматривающие создание к 2000 г. валютно-экономического и военно-политического союзов 12 европейских государств. Общий рынок в Европе был создан к началу 1993 г. Сразу же была поставлена задача создания платежного союза, причем в короткие сроки, к началу 1999 г.

Кроме того, после многократных отсрочек было принято решение о вступлении в силу с 1 февраля 1994 г. Шен-генских соглашений, подписанных восемью из 12 государств. В дополнение к свободному перемещению капиталов, товаров и услуг внутри союза они предусматривают беспрепятственное передвижение людей, т. е. фактическую отмену границ.

Провал проекта европейской конституции 2004 г. продемонстрировал неготовность государств Европы (в данном случае Нидерландов и Франции) делиться собственным суверенитетом с сильными наднациональными институтами, выражающими интересы международных регионов. В 2009 г. вступил в силу

Лиссабонский договор, призванный конституировать институты Европейского союза, упростить процедуры принятия решений и придать правосубъектность этой организации. Однако идея формирования сильного политического объединения по федеративным принципам надолго ушла из поля зрения политиков европейских стран и «евробюрократов».

Серьезным ударом стал разразившийся экономический кризис в 2008 г. Финансовые аналитики начинают использовать термин PIGS (аббревиатура из англоязычных названий Португалии, Италии, Греции и Испании), который одновременно дает возможность оценить отношение более успешных стран к неэффективной экономической политике своих слабеющих партнеров по европейской интеграции. Начавшиеся тогда в десятилетний юбилей Европейского центрального банка проблемы в финансовой сфере наносят непоправимый ущерб как еврозоне, так и всей интеграции в этой части мира.

Если отвести взгляд от Европы, то современная система международных отношений в целом претерпевает значительные изменения в сфере формирования региональных интеграционных объединений. В последние 20 лет в мире наблюдается экспоненциальный рост количества межгосударственных интеграционных объединений. Значительный вклад в развитие этих процессов внесла европейская модель интеграции, базирующаяся на неофункциональном подходе.

В то же время мировое сообщество становится свидетелем реализации двух взаимодополняющих концепций, которые постепенно вытесняют идеи о приоритете политического сближения стран. Обе эти концепции в качестве базового направления интеграции отмечают экономическую сферу, однако одна из них связана с либеральным восприятием интеграционного сближения, другая видит необходимость первоочередного формирования наднациональных институтов, формируемых по функциональному принципу.

Наиболее востребованными формами сотрудничества в области межгосудар-

ственного сближения в последние два ^

десятилетия стали торговые соглаше- ^

ния. В настоящее время действует свы- ™

ше 220 таких соглашений, а 90% из них <

были оформлены в 1990-е гг. [1, с. 42- з

43]. Однако к формированию надна- ™

циональных институтов приближается £

о п ш

лишь малая часть из них — только 20 со- с

глашений предусматривают создание £

торговых союзов, а 11 из них заключены !=

в рамках ЕС или с участием государств х

ш

этой организации с третьими странами. х

Итак, в современном мире насчиты- к вается всего девять таможенных союзов ° вне рамок ЕС: Таможенный и валютный о союз Швейцарии и Лихтенштейна; Совет ° сотрудничества арабских государств ^ Персидского залива; Карибское сообще- ^ ство (КАРИКОМ); МЕРКОСУР; Восточно- £ африканское сообщество; Южноафри- >х канский таможенный союз; Экономи- ^ ческое сообщество стран Восточной и >х Южной Африки (КОМЕСА); Западноаф- т риканский экономический и валютный £ союз (ЗАЭВС); Таможенный союз госу- ш дарств — участников ЕврАзЭС.

Стоит рассмотреть подробнее наиболее перспективные объединения, обозначив возможности их будущей трансформации в политические интеграционные структуры. Таможенный и валютный союз Швейцарии и Лихтенштейна выступает организацией наиболее глубоко интегрированной по нескольким основаниям.

Во-первых, внешнеполитическая деятельность, экономическая политика, политика в области безопасности, социального обеспечения Лихтенштейна находится в сильной зависимости от Швейцарии (36 500 человек населения не позволяют княжеству ему быть в полной мере автономным государством). Во-вторых, исторически самостоятельность княжества Лихтенштейн на протяжении всего периода существования была лишь номинальной, с тем лишь условием, что до завершения Первой мировой войны оно ориентировалось на Австрию, после — на Швейцарию. В-третьих, фактически таможенный союз Швейцарии и Лихтенштейна интегрирован с ЕС за счет само-

^ стоятельных соглашений двух государств

^ с Евросоюзом, хотя такой таможенный и

™ валютный союз и представляет собой

< один из самых старых (действующий с

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

з 1923 г. с незначительными изменениями

х в 1980 г.) среди действующих объедине-

V ний подобного рода. В-четвертых, Швей-

1= цария, представляя довольно мощный

" нейтрально ориентированный центр силы

с (ВВП — более 350 млрд долл. при на-

х селении в 7,7 млн человек), не отказы-

ш

х вается от многостороннего взаимодействия, участвуя в ряде соглашений с ЕС

° и занимая ведущую роль в Европейской

8 ассоциации свободной торговли (ЕАСТ).

° Скорее всего, экономическая рецес-

о сия может отрицательно сказаться на

^ ситуации в Швейцарии и Лихтенштейне,

£ но ни в коей мере не подорвет их крепкую политико-экономическую связку и

^ не подтолкнет к усилению сближения

>х с Евросоюзом. Политическая интеграция

т в этом объединении максимальна по

£ сравнению с другими структурами та-

со

ш кого рода, однако в данном случае все руководящие функции приняла на себя Швейцария. Она отвечает за внешнюю политику двух стран, за их безопасность, валютную политику, это становится возможным благодаря асимметрии государств, входящих в объединение.

Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ), включающий в свой состав Бахрейн, Кувейт, Оман, Катар, Саудовскую Аравию, Объединенные Арабские Эмираты, создан 25 мая 1981 г. В 2003 г. в этой части мира был провозглашен Таможенный союз, но практическая реализация пока остается спорной. В 2008 г. страны заявили о создании общего рынка. На интенсификацию межгосударственного экономического сближения влияет самостоятельная политика отдельных государств, к примеру, Бахрейн вступил в соглашение о свободной торговле с США, что вызвало трения в Совете.

В декабре 2009 г. Кувейт, Саудовская Аравия, Бахрейн и Катар заявили о внедрении единой валюты. Это означало формирование единого центрального банка. Однако сложности во взаимоот-

ношениях внутри объединения толкнули страны Персидского залива к пересмотру сроков введения единой валюты на 2013-2020 гг.

События «арабской весны» повлияли на представления о политическом сближении стран субрегиона. Была активизирована политика шейха Катара на Ближнем Востоке, а также усилилось влияние Саудовской Аравии на безопасность региона. Содействие саудовских военных под эгидой военной структуры ССАГПЗ «Щит полуострова» в рамках поддержки бахрейнского режима не позволило шиитам свергнуть суннитское руководство в Манаме. После этого 6 марта 2012 г. шесть членов ССАГПЗ заявили, что региональный блок перерастет в конфедерацию, направленную против расширения иранского влияния на Ближнем Востоке1. Определенным образом на ситуацию влияют события в Сирии в контексте противоречий суннитов и шиитов. Однако такое углубление интеграционного сотрудничества вряд ли возможно в нынешних условиях отсутствия внутренней консолидации среди государств региона.

МЕРКОСУР, образованный в 1991 г. по Асунсьонскому договору, в составе Аргентины, Бразилии, Парагвая, Уругвая и Венесуэлы является одним из ведущих экономических и политических объединений. Его цель состояла в создании зоны свободной торговли и упрощения движения товаров, людей и совместном валютном регулировании. С рядом сложностей объединение все же достигло принятия согласованного таможенного тарифа в 2012 г. В декабре 2004 г. на саммите МЕРКОСУР была учреждена собственная Парламентская ассамблея.

Усиление интеграционных процессов в МЕРКОСУР и в рамках Андского сообщества привело к созданию в 2008 г. нового межправительственного объединения — Союза южноамериканских наций (УНАСУР), направленного на интеграцию двух таможенных союзов по неофункциональным принципам, реа-

1 Saudi ДгаЫа Беекв 11пюп оТ МопагсЫев ¡п Яедюп // ТИе Ыеш Уогк Т1тев. 14 Мау 2012.

лизующимся в Европейском союзе. В 2008 г. утверждаются планы формирования собственного парламента УНА-СУР и Южноамериканского совета обороны.

На фоне общемировых тенденций в области межгосударственного интеграционного сближения очень уверенно смотрится набирающий силу проект евразийской интеграции. Вслед за протоколом о формировании Таможенного союза в рамках Договора об экономическом союзе СНГ (1993 г.) были подписаны такие масштабные соглашения, как Договор о Едином экономическом пространстве и Таможенном союзе и Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (2000 г.) .

В августе 2006 г. главами государств — членов ЕврАзЭС было принято решение о создании правовой базы таможенного союза. Подписание «Договора о создании Единой таможенной территории и формировании Таможенного союза» 6 октября 2007 г. и «Плана действий по формированию Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества на 2007-2009 гг.» определили стратегию и последовательность шагов по созданию Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.

Следующим этапом стал запуск Единого экономического пространства 1 января 2012 г., что позволило иметь устойчивые основания в лице единой экономической системы к резким колебаниям мировой конъюнктуры. К 1 января 2013 г. на всей территории Единого экономического пространства унифицированы экспортно-импортные тарифы.

Необходимо отметить, что в настоящее время мы стали свидетелями реализации целого ряда успешных шагов в ходе осуществления трансформирующегося проекта евразийской интеграции. Отпадает необходимость использования термина «постсоветское пространство», носящего негативную окраску. Созданы первые наднациональные институты с начавшей функционировать в 2010 г. с введением в действие Комиссии тамо-

женного союза, а также с запуском ра- ^ боты, пришедшей ей на смену, Евразий- ^

ской экономической комиссии. Это все- т

со

ляет оптимизм в мысли о возможном < будущем формировании Евразийского з союза. Однако международная среда не ™ остается статичной, а вопрос, готовы ли £ государственные институты нашей стра- != ны и ближайших партнеров по интегра- £ ции оперативно реагировать на ее из- != менения, остается открытым. х

В то же время политическое объеди- х нение вряд ли является возможным на к существующих экономических основа- ° ниях. Кризис европейской интеграции о демонстрирует проблемы перехода к ° этому этапу сближения при наличии се- ^ рьезных экономических наднациональ- ^ ных структур. В то же время на терри- £ тории СНГ имеется опыт формирования >х в рамках разноскоростной интеграции ^ особенного политического международ- >х ного объединения с чертами, присущи- т ми государству. Этот опыт реализуется £ в рамках проекта Союзное государство ш России и Белоруссии.

Несмотря на неоднозначность отношений между Белоруссией и Россией в целом, взаимодействия между органами исполнительной власти имеют устоявшуюся договорную основу и давнюю прак-тику1. По мнению представителя экспертного сообщества Республики Беларусь С. А. Кизимы, «...развитие Союзного государства в качестве привлекательного имиджевого объекта для привлечения к интеграции других постсоветских республик — главная задача самого крупного участника союза, располагающего огромными возможностями, — Российской Федерации» [3]. Это дает основание для использования опыта, несколько оттесненного на задний план в процессе успешных преображений, имеющих место на базе ЕврАзЭС.

В то же время политическая консолидация выступает важнейшей прерогативой для развития современных ре-

1 Договор о создании Союзного государства: [Электронный ресурс]. Ш_: ИП:р://\м\мм. зоуиЕ.Ьу/ги/?ди1С=10447.

m <

о О о

гиональных объединений. Представляется возможным наполнение функциями замороженных в настоящее время проектов, таких как Союзное государство России и Белоруссии в процессе дальнейшей мировой экономической рецессии. Сбалансированная государственная политика оказывается единственным ключом к противостоянию экономических спадов, однако механизм такого противодействия предстоит оттачивать в кризисные периоды в ближайшем будущем.

Взаимодополнение сразу нескольких теоретических подходов могло бы усилить и концептуальное поле международной политической интеграции. Базис

уже поступательно формируется неофункциональными принципами в процессе оформления институтов экономической интеграции. В то же время сохраняются общие ценностные ориентиры государств Евразийского региона, что означает возможность построения амальгамного сообщества безопасности в соответствии с коммуникационной теорией. Однако необходимо и развитие федералистских принципов при построении межгосударственных интеграционных объединений, только в настоящих условиях приоритет можно сохранить за определенными областями в наднациональных институтах.

m <

Литература

1. Буторина О. В. Интеграционные объединения в современном мире // Европейская интеграция. М., 2011. С. 42-43.

2. Кизима С. А. Союзное государство в контексте Таможенного союза и ЕЭП // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2011. № 9. С. 180.

3. Косов Ю. В. Роль Римского договора в европейской интеграции // Управленческое консультирование. 2008. № 3. С. 46-50.

4. Косов Ю. В., Торопыгин А. В. Некоторые особенности интеграционных процессов на евразийском пространстве (На примере ЕврАзЭС и ШОС) // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2011. № 10.

References

1. Butorina O. V. Integration associations in the modern world // European integration. M., 2011. P. 42-43.

2. Kizima S.A. The Union State in a context of the Customs Union and Common Economic Space // Eurasian integration: economy, right, policy. 2011. N 9. P. 180.

3. Kosov Yu. V. Role of the Roman contract in the European integration // Administrative consultation. 2008. N 3. P. 46-50.

4. Kosov Yu. V., Toropygin A. V. Some features of integration processes on the Eurasian space (On the example of EurAsEC and SCO) // Eurasian integration: economy, right, policy. 2011. N 10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.