Научная статья на тему 'Интеграционные и дезинтеграционные процессы в ЕС'

Интеграционные и дезинтеграционные процессы в ЕС Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1715
236
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
европейская интеграция и дезинтеграция / Brexit / расширение ЕС / регионализация / сепаратизм / ЕАСТ / European integration and disintegration / Brexit / Enlargement / regionalization / separatism / EFTA
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интеграционные и дезинтеграционные процессы в ЕС»

Браницкий А.Г.

д.и.н., профессор Института международных отношений и мировой истории ННГУ

abranitskiy@yandex.ru

ИНТЕГРАЦИОННЫЕ И ДЕЗИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ЕС

Ключевые слова: европейская интеграция и дезинтеграция, Brexit, расширение ЕС, регионализация, сепаратизм, ЕАСТ.

Keywords: European integration and disintegration, Brexit, Enlargement, regionalization, separatism, EFTA.

Постоянное расширение ЕС в конце XX - начале XXI вв. сделало практически невозможным создание федерального Европейского Союза и, в целом, завело европейскую интеграцию в тупик. 27 ноября 2016 г. федеральный президент ФРГ Йоахим Гаук в интервью газете «Welt am Sonntag» предложил приостановить процесс расширения ЕС1. В частности, он заявил, что «мы хотим подумать о паузе, в ходе которой мы обсудим, какую цель и в каком темпе мы хотим достичь», ибо «мы не хотим утонуть в волне антиевропейского популизма»2. Как и их германские коллеги, французские политики тоже предпочитают «взять паузу», предлагая пройти определенную «фазу консолидации». Однако в Договоре о Европейском Союзе - даже в редакции Лиссабонского договора - по-прежнему содержится положение, открывающее возможность вхождения в ЕС любой европейской стране, разделяющей основные ценности Союза (уважение человеческого достоинства, свободы, демократии, равенства, правового государства и соблюдения прав человека и др.)3.

В конце 2016 г. пять стран (Турция, Черногория, Македония (БЮРМ), Сербия, Албания) официально признаны кандидатами в члены ЕС, а две (Босния и Герцеговина, Косово) ожидают получения данного статуса4. Переговорный процесс с Турцией фактически приостановлен, а с Македонией и Албанией даже и не начат. 18 ноября 2016 г. президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, возвращаясь домой после официального визита в Узбекистан, заявил журналистам в самолете, что он прорабатывает вопрос о вступлении своей страны в Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС), так что «не нужно говорить, что ЕС - это единственный вариант»5. Франк Нинхойзен в своей статье «Почему растет влияние Москвы в Европе», опубликованной в «Sueddeutsche Zeitung» 16 ноября 2016 г., утверждает, что «ЕС самое позднее после брексита и кризиса с беженцами настолько занят проблемой собственного существования, что для новых кандидатов, кажется, уже нет и места. Но это ослабляет на Востоке усердие к реформам и побуждает к новым прагматичным альянсам. В Сербии переговоры с ЕС не сдвинулись с места, в то же время страна тренирует «славянское братство» в рамках военных маневров с российскими и белорусскими солдатами»6. Зато уже запущен процесс выхода Великобритании из Союза. Средний уровень благосостояния в ЕС в случае успеха Вгехй'а и новых этапов расширения будет неуклонно снижаться, ибо уйдет важная страна-донор, а кандидаты не отличаются высокими показателями социально-экономического развития. К проблемам, которые сегодня создают Греция, Румыния и Болгария, прибавятся совершенно аналогичные, которые вызовут Македония и Черногория. Настоящей катастрофой было бы вступление в ЕС Албании. Однако есть все основания полагать, что в ближайшем будущем нового расширения ожидать не стоит.

В связи с расширением конфессиональное, культурное и языковое разнообразие внутри ЕС постоянно нарастало. В Евросоюз изначально - с 1993 г. - входили наряду с преимущественно католическими странами, собственно и затеявшими европейскую интеграцию, Дания и Великобритания - как представители протестантских стран - и православная Греция. В дальнейшем ЕС принял в себя новые государства европейского Севера и Востока, для которых некоторые принципы и механизмы европейской интеграции «по-брюссельски» оказались малоподходящими. В принципе, протестантской ментальности больше соответствует модель Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ). Поэтому и Brexit не следует считать безосновательным или случайным. Благодаря Лиссабонскому договору появился

1 Президент ФРГ высказался за приостановку интеграции в рамках ЕС // Российская газета. 28.11.2016. - https://rg.ru/2016/ 11/28/prezident-frg-vyskazalsia-za-priostanovku-integracii-v-ramkah-es.html

2 Людям нужна Родина. Пер. с нем. / Гаук Й., Пошардт У., Каде К., Бальцли Б. // ИНОСМИ.РУ. 29.11.2016. - http://inosmi.ru/ politic/20161129/238300444.html

3 Договор о Европейском Союзе. Ст. 2, Ст. 49 // Европейский Союз: Основополагающие акты в редакции Лиссабонского договора с комментариями. Пер. с фр. - М., 2008. - С. 170, 208.

4 On the road to EU membership // Official website of the European Union - https://europa.eu/european-union/about-eu/countries_ en#on-the-road-to-eu-membership

5 Идея вступления в ШОС для Эрдогана более перспективна // Новостной фронт. 20.11.2016. - http://news-front.info/2016/11/ 20/ideya-vstupleniya-v-shos-dlya-erdogana-bolee-perspektivna/

6 Нинхойзен Ф. Почему растет влияние Москвы в Европе. Пер. с нем. // ИНОСМИ.РУ. 16.11.2016 - http://inosmi.ru/politic/ 20161116/238210755.html

механизм выхода из ЕС (ст. 50 обновленного Договора о Европейском Союзе»)1. «Первой на выход» записалась именно Великобритания, чьи политические деятели никогда не разделяли до конца идеалы, характерные для лидеров стран изначальной «шестерки». В частности, британцев никогда не устраивал курс на «излишнее», по их мнению, углубление европейской интеграции. Модель ЕАСТ изначально гораздо более соответствовала британскому взгляду на пределы интеграции, посему Великобритания после выхода из ЕС, скорее всего, предпримет попытку реанимации Ассоциации. А так как ЕАСТ и ЕС имеют соглашение о Едином экономическом пространстве, Великобритания все равно останется в экономическом плане страной, тесно связанной с Евросоюзом.

Излишнее языковое разнообразие также затрудняет работу институтов ЕС. На перевод решений, принимаемых официальными органами Союза, на все 24 официальных языка тратятся изрядные средства. Кроме того, граждане ЕС обращаются в институты Союза и получают ответы на свои запросы на любом из официальных языков, что требует содержания целой армии переводчиков. Немецкий, французский и английский - три рабочих языка Комиссии - гораздо шире других языков используются во всех институтах ЕС (несмотря на декларируемое языковое равноправие). Однако гимн ЕС исполняется без слов, так как после Второй мировой войны немецкий язык неприятен слуху многих европейцев. Посему оригинальные слова Ф. Шиллера к «Оде к радости» Л. ван Бетховена не имеют официального статуса. Интересно отметить, что Союз уже использует в качестве официального один из вариантов арабского языка -мальтийский (с латинской графикой и большим количеством заимствований из итальянского и английского), в то время как люксембургский язык на уровне ЕС официальным не признан. После нескольких этапов расширения резко возросло число славянских, балтийских и финно-угорских официальных языков Союза. Планируемые новые этапы расширения могли бы принести в Евросоюз как абсолютно новые языки (албанский, турецкий), так и «условно новые», близкородственные существующим официальным языкам Союза (черногорский и сербский - близкие к хорватскому, македонский - близкий к болгарскому). С другой стороны, список официальных языков ЕС со временем может пополниться и за счет таких «региональных языков», как каталонский и шотландский.

Расширение в какой-то мере способствует решению демографических проблем ЕС, связанных с низкой рождаемостью и старением населения. Но данный ресурс не бесконечен, ибо надо учитывать, что страны ЦВЕ тоже не отличаются высокой рождаемостью. Предыдущие этапы расширения ЕС привели к закреплению «Европы разных скоростей» и «Европы переменной геометрии» в качестве доминант европейского интеграционного процесса2. «Новички» довольно медленно интегрируются в Шенгенское пространство и еврозону. Так, Болгария, Кипр, Румыния и Хорватия все еще не вошли в Шенгенскую зону, а Венгрия, Польша, Хорватия и Чехия - в зону евро. Переход на евро, кроме очевидных выгод, несет и дополнительные расходы, бремя которых хорошо ощущается населением (в целом, цены заметно растут). Кроме того, устойчивость самой зоны евро давно уже ставится под вопрос. Можно отметить, что в связи с событиями в Греции единая европейская валюта утратила значительную часть своей привлекательности для стран-«новичков».

Западные Балканы сегодня признаны наиболее перспективным направлением расширения Евросоюза. Однако в ситуации длительной «паузы», сопровождаемой Вгехк'ом, становятся возможными самые различные варианты. Напомним, что ряд малых европейских стран использует единую европейскую валюту (Сан-Марино, Монако, Андорра, Ватикан), причем Сан-Марино и Монако де-факто вообще находятся внутри ЕС, не вступив туда де-юре. Кроме того, состав ЕС могут пополнить Шотландия и Каталония, где «продвинутая» регионализация уже давно переросла в откровенный сепаратизм. Вгехй будет достаточно длительным процессом, окончательный успех которого не гарантирован. Если же Великобритания «благополучно» покинет Союз, Шотландия будет добиваться проведения нового референдума о своей независимости (дабы впоследствии самостоятельно вступить в ЕС). В свою очередь, выход Шотландии из состава Великобритании может иметь «эффект домино» для европейских государств, имеющих регионы с сильными сепаратистскими устремлениями. Особенно опасным было бы совпадение по срокам данного события с весьма вероятным выходом Каталонии из состава Испании.

В настоящее время кажутся совершенно невероятными такие события, как отделение Корсики от Франции или Северной Италии от Южной. Однако появление на карте Европы Шотландии и Каталонии способно кардинально изменить ситуацию. Нельзя исключить, что европейские политики, ныне опасающиеся усиления позиций Германии в ЕС, однажды с изумлением встретят возрождение независимых Баварии и Саксонии. Даже средние и малые европейские государства способны испытать «эффект домино» - и поучаствовать в становлении новой «Европы регионов». Так, Польша, кажущаяся сегодня со стороны почти моноэтническим государством, будет иметь серьезные проблемы с кашубами. Небольшой Латвии будет грозить распад на ряд еще более мелких государственных образований - Латга-лию, Земгалию (или Курляндию) и т.д. Впрочем, «точкой невозврата» будет не факт признания Шотландии и Каталонии мировым сообществом (и Брюсселем), а последующее вхождение этих новых государств в ЕС.

Расширение Европейского Союза, в целом, влияет на углубление европейской интеграции неоднозначно: позволяет решать одни проблемы (чаще всего - частично) и тут же создает новые. В частности, все сложнее становится координировать усилия стран-членов в самых разных областях. И здесь самый яркий пример - общая внешняя политика и политика безопасности. Хотя согласно Лиссабонскому договору в ЕС появилась должность Высокого представителя Союза по иностранным делам и политике безопасности (которая соединила в себе полномочия Высокого представителя ЕС по внешней политике и политике безопасности и полномочия еврокомиссара по внешним сношениям), саму общую внешнюю политику Евросоюза вырабатывать становится все труднее и труднее. Согласование нацио-

1 Договор о Европейском Союзе. Ст. 50 // Европейский Союз: Основополагающие акты в редакции Лиссабонского договора с комментариями. Пер. с фр. - М., 2008. - С. 208-209.

2 Европейский Союз в XXI веке: время испытаний / Под ред. О.Ю. Потемкиной. - М., 2012. - С. 74.

нальных интересов и внешнеполитических подходов 28 стран с собственными дипломатическими традициями - уже весьма непростая задача.

Если Великобритания все же покинет ЕС, то единая Европа со временем сможет стать полноценной федерацией и даже избавиться от американского влияния1. Возможность создания независимой «европейской армии» давно беспокоит натовских генералов2. С одной стороны, Единая Европа, безусловно, медленно, но верно превращается в самостоятельный «центр силы» - и все менее нуждается в опеке «большого брата», а европейская интеграция (в некоторых случаях) может быть прямо противопоставлена евроатлантическому сотрудничеству. С другой стороны, именно постоянное расширение ЕС способствует сохранению (а иногда - и усилению) американского влияния в Единой Европе. Какая тенденция победит - вопрос открытый. Но следует помнить, что США заинтересованы не в углублении европейской интеграции, а в максимальном расширении Евросоюза, в том числе - за счет Турции и Западных Балкан. З. Бжезинский в своей книге «Стратегический взгляд. Америка и глобальный кризис», изданной в США в 2012 г., утверждает: «Расширенная структура Европы, включающая в тех или иных аспектах Турцию и Россию, означает, что Европа, остающаяся в союзе с Америкой, станет, по сути, одним из значимых мировых игроков»3.

Итак, расширение Европейского Союза - процесс сложный, имеющий как положительные, так и отрицательные последствия (и для самого ЕС, и для современного мира). «Усталость от расширения», которая так хорошо ощущается сегодня в западноевропейских столицах, в перспективе, вероятно, будет преодолена. Brexit - весьма неожиданно для некоторых недальновидных британских политиков - может привести к очередному пополнению рядов ЕС за счет Шотландии. Однако Союз, безусловно, ждут новые трудности, связанные с необходимостью координации усилий все возрастающего числа стран-членов. И, вполне возможно, уже в ближайшее время потребуется ревизия Лиссабонского договора.

1 Браницкий А.Г. Процесс объединения Европы: поиск универсальной парадигмы идентичности: дис. ... докт. ист. наук : 07.00.15. - Н. Новгород, 2006. - С. 428-429.

2 Европа: проблемы интеграции и развития. Монография. В 2-х т. Т. 1. История объединения Европы и теории европейской интеграции. Ч. 1. Под ред. О. А. Колобова. - Н. Новгород, 2008. - С. 332.

Бжезинский З. Стратегический взгляд. Америка и глобальный кризис. Пер. с англ. - М., 2015. - С. 234.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.