Научная статья на тему 'Взаимосвязь процессов интеграции и дезинтеграции в современном Евросоюзе'

Взаимосвязь процессов интеграции и дезинтеграции в современном Евросоюзе Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
768
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
европейская интеграция / дезинтеграция / расширение ЕС / Брекзит. / European integration / disintegration / the EU enlargement / Brexit.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь процессов интеграции и дезинтеграции в современном Евросоюзе»

Браницкий А.Г.1

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРОЦЕССОВ ИНТЕГРАЦИИ И ДЕЗИНТЕГРАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ ЕВРОСОЮЗЕ

Ключевые слова: европейская интеграция, дезинтеграция, расширение ЕС, Брекзит.

Keywords: European integration, disintegration, the EU enlargement, Brexit.

История европейской интеграции знала многочисленные спады и подъемы, весь ее путь оказался весьма неровным. Достаточно рано наднациональным структурам бросили вызов разного рода европейские националисты. Затем массовый приток в страны-члены ЕС выходцев из стран «третьего мира» обострил ситуацию и спровоцировал новую националистическую реакцию в регионе2. Однако до дезинтеграции Единой Европы дело никогда не доходило - речь шла исключительно о проблемах с «расширением» и «углублением» европейской интеграции. Но вот уже близится Брекзит, который ясно показывает нам всю глубину кризиса современного Евросоюза.

В сущности, интеграция и дезинтеграция - это два взаимодополнительных процесса. Без дезинтеграции социалистического блока в Восточной Европе невозможна была бы евроинтеграция Польши, Чехии, Словакии, Венгрии, Румынии и Болгарии. Без дезинтеграции СССР не стали бы членами ЕС страны Прибалтики - Эстония, Латвия и Литва. А без дезинтеграции Югославии вряд ли состоялась бы евроинтеграция Словении и Хорватии. ЕС в настоящее время переживает системный кризис, связанный с так называемым Брекзитом, а также с притоком большого количества беженцев и нелегальных мигрантов, торговым противостоянием с США и Китаем, санкционной и информационной войной с Россией. Кроме того, Евросоюз страдает от отсутствия сильного лидера, способного преодолеть многочисленные препятствия на пути к действительно единой Европе. Множатся голоса евроскептиков. Звучат прогнозы о грядущем распаде Евросоюза. 4 октября 2018 г. еврокомиссар по экономике и финансам П. Московичи в интервью газете «Le Monde» прямо назвал европейских политиков М. Ле Пен, М. Сальвини, В. Орбана и Я. Качиньского «угрозой существованию Евросоюза»3. Однако исторический опыт показывает, что европейская интеграция всегда успешно переживала любые кризисы, даже более серьезные, чем современный.

В первой половине 50-х годов ХХ века провалились проекты политического и военного объединения Европы, создания Европейского оборонительного сообщества и Европейского политического сообщества4. В 1965-1966 гг. «кризис пустого кресла», инициированный президентом Франции Ш. де Голлем, поставил Европейские Сообщества на грань развала5. В 1975 г. экономический кризис заставил уже единое Сообщество решать задачу «выживания», то есть сохранения достигнутого уровня интеграции, преодоления усиливавшихся протекционистских тенденций и сепаратных действий стран-членов6. Тем не менее, европейские интеграционные процессы продолжались в самых сложных условиях. Различные серьезные кризисы еще не раз тормозили ход европейской интеграции, но не имели фатальных последствий. Они доказали, что единая Европа обладает значительным запасом прочности.

Новым в текущем системном кризисе ЕС является лишь прецедент выхода государства-члена из состава интеграционного объединения. Однако подобный опыт с избытком имеется в Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ). В 60-е гг. ХХ в., когда Великобритания возглавляла «Внешнюю Семерку», она составляла ощутимую конкуренцию «Внутренней Шестерке», то есть Сообществам7. В 1970 г. в состав ЕАСТ вошла Исландия, несколько укрепив позиции данного объединения. Однако после выхода Британии и Дании из ЕАСТ в 1972 г. (для перехода в ЕЭС в 1973 г.) ситуация в Ассоциации стала критической. Тем не менее, «Внешняя Шестерка» продолжала свое дальнейшее существование. В 1986 г., когда в Сообщество перешла Португалия, Финляндия заняла ее место, став полноправным членом ЕАСТ (она была ассоциированным членом объединения с 1961 г.). Новый кризис случился в 1995 г., когда сразу три государства-члена (Австрия, Финляндия и Швеция) вышли из ЕАСТ и стали членами Евросоюза. Но даже этот удар - весьма болезненный - не привел Ассоциацию к «летальному исходу», ибо еще в мае 1992 г. ЕАСТ и ЕС заключили соглашение о Едином экономическом пространстве, то есть о свободном движении людей, товаров, услуг

1 Браницкий Андрей Геннадьевич - д.и.н., профессор, Институт международных отношений и мировой истории ННГУ. Профессиональные интересы: история Европы, история международных отношений. E-mail: abranitskiy@yandex.ru

2 Тэвдой-Бурмули А. Интеграция и кризис идентичности: националистический вызов объединяющейся Европе // Европейский Союз на пороге XXI века: выбор стратегии развития / Под ред. Ю.А. Борко, О.В. Буториной. - М.: Эдиториал УРСС, 2001. -С. 42-61.

3 В Еврокомиссии назвали Ле Пен и Сальвини угрозами существованию ЕС // https://regnum.ru/news/2494733.html

4 Матвеевский Ю.А. Европейская интеграция в исторической ретроспективе. - М.: МГИМО-Университет, 2011. - С. 46-49.

5 Шемятенков В.Г. Европейская интеграция. - М.: Междунар. отношения, 2003. - С. 35.

6 Европа: проблемы интеграции и развития. В 2 т. - Т. 1. История объединения Европы и теории европейской интеграции. -Ч. 1. / Под ред. О. А. Колобова. - Н. Новгород: ИСИ ННГУ, ФЕИ-НН, 2008. - С. 151.

7 Там же. - Ч. 2. / Под ред. О.А. Колобова. - Н. Новгород: ИСИ ННГУ, ФЕИ-НН, 2008. - С. 127.

и капитала. В настоящее время оставшиеся страны-члены ЕАСТ (Исландия, Норвегия, Швейцария и Лихтенштейн) входят в Шенгенское пространство и развивают сотрудничество с Евросоюзом. Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что выход одного государства-члена из состава интеграционного объединения не приводит автоматически к полной дезинтеграции последнего.

С одной стороны, момент дезинтеграции - это явно негативное явление, способное спровоцировать в некоторых обстоятельствах «эффект домино». Брекзит должен состояться 29 марта 2019 года, после чего, согласно плану, наступит переходный период, который продлится до конца 2020 года1. В принципе, за Великобританией - в случае ее успешного экономического и социального развития после Брекзита - могли бы потянуться другие страны, прежде всего, скандинавские. Так, Дания и Швеция не перешли на евро, сохранив свои национальные валюты, и поддерживают солидарность с Норвегией и Исландией в рамках Северного совета. Но Британия, скорее всего, сильно пострадает и не сможет служить привлекательным примером. Брюссель уже сегодня заботится о максимально обременительной схеме Брекзита. Данный вопрос будет обсуждаться на саммите Евросоюза, который запланирован на 17-18 октября 2018 г.2

Некоторые регионы Великобритании, такие как Шотландия и Северная Ирландия, своим стремлением к выходу из состава королевства создают Лондону дополнительные трудности. Шотландская национальная партия проиграла референдум 2014 года, однако в связи с изменившимися обстоятельствами настаивает на проведении нового референдума3. Следует напомнить, что во время референдума 2014 г. главным аргументом против выхода региона из состава Великобритании стало то, что, выйдя из состава королевства, Шотландия осталась бы за пределами Евросоюза. Брек-зит меняет ситуацию кардинально. Правда, независимой Шотландии пришлось бы заново добиваться вступления в Евросоюз. Проще в этом смысле Ольстеру, который - в случае победы ирредентистского движения в регионе и выхода из состава Великобритании - смог бы просто войти в состав страны-члена ЕС. В 2017 г. на выборах в британский парламент партия Шинн Фейн, которая выступает за объединение Ирландии, улучшила свой результат, получив 7 мест. При этом Шинн Фейн не участвует реально в работе парламента и не берет свои мандаты, которые за ней просто числятся4. Таким образом, угрожая ЕС распадом, сама когда-то действительно великая Британия уже давно находится под давлением аналогичной угрозы.

С другой стороны, Великобритания с самого момента своего вступления в Сообщество была главным тормозом европейской интеграции и «троянским конем» США. Британские политики постоянно подчеркивали «особые отношения» с заокеанским партнером. Лейбористского премьер-министра Э. Блэра (1997-2007 гг.) за излишнее рвение в поддержке политики Вашингтона даже прозвали «пуделем Буша»5. При этом британцы регулярно критиковали европейские интеграционные институты, представляя их «огромным анонимным бюрократическим монстром», не ограниченным никакими демократическими процедурами6. Избавление от такого проблемного члена может способствовать как постепенному освобождению ЕС от американского влияния, так и углублению собственно европейской интеграции в военно-политической сфере, вплоть до создания полноценной европейской армии, независимой от НАТО. Председатель Европейской Комиссии Ж.-К. Юнкер поднял вопрос о создании данной армии еще весной 2015 года, но тогда эта идея не получила развития, ибо именно Великобритания выступила решительно против данного шага7. Таким образом, момент дезинтеграции, связанный с Брекзитом, вполне может послужить реальному ускорению некоторых интеграционных процессов в единой Европе. А это уже определенный позитив.

Также надо отметить, что очередь на вступление в Евросоюз пока не уменьшается. По-прежнему не охладели к европейской интеграции страны Западных Балкан. В феврале 2018 г. была представлена новая Стратегия расширения Евросоюза, которая предусматривает присоединение к единой Европе - начиная с 2025 года - шести балканских стран (Черногории, Македонии, Албании, Косово, Сербии, Боснии и Герцеговины)8. Европейский комиссар по вопросам расширения и политики добрососедства Йоханнес Хан уже обозначил конкретные временные рамки для вступления Сербии и Черногории (2025 год) при условии выполнения ими довольно жестких требований. Остальным балканским странам пока подтверждена лишь перспектива евроинтеграции без привязки к каким-либо срокам. При этом Албании и Македонии обещано начало переговоров о вступлении, Боснии — будущий статус кандидата, а Косово - возможность «прогресса на европейском пути»9. Безусловным лидером на данном пути в настоящий момент является Черно-

1 Лидеры ЕС проведут встречу по Brexit перед решающим саммитом в Брюсселе. - https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/5633443

2 Brexit: ключевые вопросы не решены. - https://www.vesti.ru/doc.html?id=3071640&utm_source=yxnews&utm_medium=

desktop

3 Балан Д. Стало известно, когда состоится референдум о выходе Шотландии из Великобритании. - https://riafan.ru/564828-stalo-izvestno-kogda-sostoitsya-referendum-o-vyhode-shotlandii-iz-velikobritanii

4 Михайленко М. Важный союзник Украины в Европе теряет позиции: есть несколько причин. - https://apostrophe.ua/article/ world/europe/2017-06-11/vajnyiy-soyuznik-ukrainyi-v-evrope-teryaet-pozitsii-est-neskolko-prichin/12852

5 Капитонова Н.К. История внешней политики Великобритании / Н.К. Капитонова, Е.В. Романова. - М.: Международные отношения, 2016. - С. 757.

6 История Великобритании / Под ред. К.О. Моргана. Пер. с англ. - М.: Весь Мир, 2008. - С. 614.

7 ЕС предстоит выбирать из трех сценариев оборонной интеграции. - https://ru.sputnik-news.ee/news/20170607/6019893/EK-predlozhila-tri-varianta-oboronnoj-integracii-Evrosojuza.html

8 A credible enlargement perspective for and enhanced EU engagement with the Western Balkans. - https://eeas.europa.eu/regions/ western-balkans/39711/credible-enlargement-perspective-and-enhanced-eu-engagement-western-balkans_en

9 Сысоев Г. EC расширяется на Балканы. - https://www.kommersant.ru/doc/3546764

горня1. 17 июня 2018 г. греческой и македонской сторонами был подписан договор, согласно которому бывшая югославская республика Македония будет переименована в Республику Северная Македония, что открывает ей дорогу в ЕС2. Все еще колеблется Турция, не решаясь на выход из общего таможенного пространства и на снятие своей кандидатуры, уже явно не проходной3. Часто заявляют о желании в перспективе войти в единую Европу политические деятели Грузии, Украины и Молдавии. Следовательно, европейская идея живет и здравствует, потеряв лишь сравнительно небольшое число своих сторонников.

Можно с осторожным оптимизмом утверждать, что Евросоюз рано или поздно справится с кризисными явлениями и выйдет на новый виток своего развития. Однако для этого ему потребуется сильный лидер, подобный Ж. Монне или Ж. Делору. Кроме того, необходимо урегулировать отношения с такими важными акторами системы международных отношений, как США, Китай и Россия. Если говорить конкретнее, то с США следует перейти к действительно равноправному партнерству, для чего неизбежной кажется реорганизация НАТО. Еще до волны расширений ЕС в XXI в. виднейший российский европеист Ю.А. Борко утверждал, что добровольная зависимость единой Европы от США «становится теперь в тягость и не согласуется ни с новой ситуацией в мире, ни с реальным балансом экономической мощи ЕС и США»4. Во взаимодействиях с Китаем нужно обеспечить правильный торговый баланс и рост взаимных инвестиций, осознать взаимную полезность «Нового Шелкового пути». С Россией же необходимо закончить санкционную войну и установить отношения взаимовыгодного партнерства, которое со временем могло бы стать действительно стратегическим. При этом граждане ЕС должны осознать, что отнюдь не Россия является главным вызовом для разлагающейся системы европейской безопасности. Реорганизация ОБСЕ - весьма насущная тема для переговоров стран-членов Евросоюза, ЕАСТ, России, Канады и США. Разумеется, необходимо полностью закрыть «украинскую тему» - иначе так никогда и не появится возможность сопрягать европейский и евразийский интеграционные проекты. И это, как представляется, дело весьма отдаленного будущего. Пока речь может идти лишь о нормализации отношений ЕС и России. При этом следует отбросить любые иллюзии о том, что Россия способна «заменить» США в качестве основного партнера Евросоюза.

Взаимосвязь процессов интеграции и дезинтеграции в современном ЕС, а также «расширения» и «углубления» европейской интеграции, которые являются «двумя сторонами одной медали», вполне закономерна. С точки зрения национальных интересов России расширение ЕС - процесс достаточно неприятный, но терпимый, в отличие от расширения НАТО5. А Брекзит, означающий временное «сужение» ЕС, явно будет приветствоваться многими российскими политическими деятелями - в том числе и потому, что внешняя политика Великобритании почти всегда шла вразрез с российскими интересами в регионе. Уменьшение британского и американского влияния на дела Евросоюза в целом может благотворно сказаться на переговорном процессе Брюсселя и Москвы. Но здесь многое зависит и от российской стороны. Вероятно, России стоило бы для начала вернуться во все органы Совета Европы и начать «платить по счетам».

В заключение можно сделать прогноз относительно ближайшего будущего ЕС. После Брекзита ФРГ, вполне вероятно, окончательно закрепит свою роль «мотора евроинтеграции», оттеснив Францию на обочину. Определенно будут сокращены дотации Польше, Испании и Италии. По отношению к наиболее «строптивым» странам-членам ЕС, скорее всего, будут активнее применяться разного рода санкции. Возможно, несколько ускорится процесс строительства «европейской армии». Почти наверняка продвинется вперед процесс присоединения к Евросоюзу некоторых за-паднобалканских государств (прежде всего, Черногории и Македонии). А вот Сербии в процессе ее евроинтеграции в ближайшем будущем по-прежнему будет мешать «фактор Косово». Острый миграционный кризис в ЕС должен быть, в конце концов, благополучно преодолен. Возможно, сегодня все это звучит слишком оптимистично. Но имеются определенные основания думать, что это наиболее вероятный сценарий развития Евросоюза.

1 Montenegro and the EU. - https://eeas.europa.eu/regions/western-balkans/27529/montenegro-and-eu_en

2 Makedonija i Grcka potpisale sporazum o imenu. - https://www.slobodnaevropa.org/a/makedonija-grcka-sporazum/29293417.html

3 Turkey and the EU. - https://eeas.europa.eu/headquarters/headquarters-homepage/49963/turkey-and-eu_en

4 Борко Ю.А. От европейской идеи - к единой Европе. - М.: Деловая литература, 2003. - С. 426.

5 Европейский Союз в XXI веке: время испытаний / Под ред. О.Ю. Потемкиной. - М.: Весь Мир, 2012. - С. 72-89.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.