В модуле «Управление воинскими коллективами» были утверждены следующие темы проектов:
1. Методика оценки морально-нравственного климата в подразделении.
2. Методика выявления скрытых конфликтов между военнослужащими.
3. Алгоритм, порядок и последовательность работы командира подразделения по расследованию правонарушения, связанного с неуставными отношениями.
4. Сценарий тематического вечера «Представляюсь коллективу».
5. Методика разрешения межконфессионального конфликта между военнослужащими.
6. Методика улучшения межнационального общения в воинском коллективе.
7. Методика адаптации в коллективе военнослужащих из республик Северного Кавказа.
8. Автоматизированная система учета и анализа дисциплинарной практики младших командиров.
Таким образом, изучение теоретической части учебного модуля завершалось утверждением тематики учебных проектов и состава учебных групп в дисциплинах по выбору. Именно здесь заканчивается этап подготовки прохождения учебного модуля.
Организационно-методическая работа с преподавателями и руководством факультета была направлена на подготовку их к работе в рамках проек-тно-модульной технологии. Она включала следующие мероприятия: лекция на тему: «Методические особенности проектно-модульного обучения»; педагогический семинар на тему: «Взаимодействие преподавателей различных кафедр и руководства факультета при организации учебного процесса по проектно-мо-дульной технологии»; тренинг «Приемы недирективного стимулирования и поддержки учебной деятельности курсантов»; коллоквиум на тему: «Руководство учебными проектами курсантов. Формулирование и утверждение тематики проектов»; Методическое совещание на тему: «Методика и организация изучения курсантами модульной программы «Управленческая деятельность офицера». Кроме того, совместно с сотрудниками учебного отдела была проведена корректировка расписания занятий на семестр.
Непосредственное взаимодействие педагогов и курсантов в рамках учебного модуля осуществлялось в соответствии с расписанием занятий и планом эксперимента. Кроме занятий, предусмотренных учебным планом, разработанная модульная программа включала и групповые консультации, которые проводились нами во время самостоятельной подготовки курсантов. Их осуществляли преподаватели предметных дисциплин, которые отражали аспект той или иной темы модуля. Групповые консультации не дублировались, а дополнялись материалами лекций и практических занятий, проводимых по утвержденным учебным программам. Преподаватели, проводящие групповые консультации самостоятельно, определяли их объем, формы проведения, соотношении с темами основных занятий. На групповых консультациях курсантам были изложены различные, зачастую противоречивые позиции и подходы различных наук к анализу и решению одних и тех же проблем. В ходе этих занятий была отмечена более высокая познавательная активность курсантов, чем обычно. Они задавали много вопросов.
Библиографический список
Особое внимание уделялось работе над проектами. Для этой деятельности каждую неделю были предусмотрены дни групповых проектных сессий. В соответствии с программой учебного модуля в эти дни выделялись аудитории и время в часы самостоятельной подготовки для работы проектных групп под руководством тьюторов, которые сами являлись участниками проекта и организаторами совместной деятельности. Их работа обеспечивала решение следующих основных задач: разработка и утверждение программы (плана) работы над проектом; преобразование общего плана в конкретные задачи, определение и утверждение критериев оценки успешности решения задач; распределение обязанностей и ответственности членов группы; организация непрерывной оценки и самооценки промежуточных результатов и коррекция хода проекта, обучение рефлексии и обеспечение непрерывности рефлексивного процесса; установление и поддержание на всем протяжении проекта обратной связи проектной группы с остальными участниками модульной программы. Группа обеспечивает подготовку своих членов к докладам и выступлениям на семинарских занятиях в соответствии с углом зрения своего проекта и его результатами. По существу, это обеспечивает апробацию промежуточных результатов; подготовку презентации итогового проектного продукта, определяет итоговую оценку проекта.
Каждая проект-группа защищала свой продукт на семинарах, проводимых в форме научных конференций, в которых принимали участие преподаватели кафедр, военные практики, служащие в воинских частях, а также наставники учебных групп и курсов. Они участвовали в дискуссии на равных с курсантами. Особое внимание обращалось на оригинальные идеи, анализировался ход рассуждений, приводящих к ним. По итогам дискуссии определялся вклад каждого курсанта в решение проблемы и в соответствии с ним выставлялась итоговая оценка по учебной дисциплине «Управленческая деятельность офицера» и промежуточная оценка по каждой из трех учебных дисциплин учебной модульной программы.
Итоговое тестирование имело целью обнаружение и оценку эффекта экспериментального воздействия. В экспериментальной группе микрорефераты были написаны на завершающей стадии формирующего эксперимента, в контрольных группах - после изучения учебных дисциплин «Психология и педагогика», «Правоведение», «Теория военного управления». В методики внесены содержательные изменения. Для последующего контент-анализа курсантам были предложены следующие темы: «Социальные особенности офицеров вооруженных сил. Насколько я соответствую социальному портрету российского офицера»; «Особенности управленческих отношений в вооруженных силах. Моя готовность к управленческой деятельности»; «Социальные противоречия в современной армии. Мое место и роль в военно-социальной структуре»; «Социально-культурные различия между офицерами и солдатами в Вооруженных Силах Российской Федерации. Мои социально-культурные особенности как отражение ситуации в армии».
Таким образом, анализ современных образовательных технологий и мирового опыта образовательной деятельности последних десятилетий, а также проведенная нами экспериментальная работа приводят к выводу, что наиболее полно задачам формирования самостоятельности курсантов отвечает про-ектно-модульная технология образования.
1. Григорьян М.Б. Проектирование учебного процесса в техническом вузе на основе проблемно-модульной технологии. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Ставрополь, 2011.
2. Педагогика: учебное пособие. Под редакцией Ю.К. Бабанского. Москва: Просвещение, 1983.
3. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация. Москва: Издательский центр «Академия», 2001.
4. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. Москва: ОПЦ «ИНТОР», 1996.
5. Новиков А.М. Методология учебной деятельности. Москва: Издательство «Эгвес», 2005.
References
1. Grigor'yan M.B. Proektirovanie uchebnogo processa v tehnicheskom vuze na osnoveproblemno-modul'noj tehnologii. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Stavropol', 2011.
2. Pedagogika: uchebnoe posobie. Pod redakciej Yu.K. Babanskogo. Moskva: Prosveschenie, 1983.
3. Zagvyazinskij V.I. Teoriya obucheniya: Sovremennaya interpretaciya. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2001.
4. Davydov V.V. Teoriya razvivayuschego obucheniya. Moskva: OPC "INTOR", 1996.
5. Novikov A.M. Metodologiya uchebnojdeyatel'nosti. Moskva: Izdatel'stvo «'Egves», 2005.
Статья поступила в редакцию 22.01.21
УДК 37
Yarnykh V.I., Cand. of Sciences (Economics), senior lecturer, Russian State University for Humanities (Moscow, Russia),
E-mail: [email protected]
INTEGRAL DEVELOPMENT OF TRANSMEDIA LITERACY IN THE CORPORATE SECTOR: ASPECT OF A MEDIA LITERATURED CITY. The article focuses on the role of the corporate sector in media literate cities. The corporate educational space makes a significant contribution to the development of transmedia literacy in modern cities in general, and in the media and information literate city in particular. The modern corporate educational space is undergoing significant changes, changing under the influence of many factors. The main factors of the influence today are the change of generations in the labor market and the education market,
the impact of the COVID-19 infodemic and the need to develop transmedia literacy and a significant change in teaching technologies. New learning technologies are changing the landscape of corporate education. Modern media education technologies included in corporate training programs make it possible to develop both project competencies, communication competencies, and transmedia literacy competencies. Media education technologies are of particular importance in the corporate and media sectors of the urban environment.
Key words: transmedia literacy, corporate education, media education, media education technologies, MIL City, indicators of MIL City, corporate model of media education, media space, project competencies, communication competencies, transmedia literacy competencies.
В.И. Ярных, канд. экон. наук, доц., Российский государственный гуманитарный университет, г. Москва, E-mail: [email protected]
ИНТЕГРАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ТРАНСМЕДИАГРАМОТНОСТИ
В КОРПОРАТИВНОМ СЕКТОРЕ:
АСПЕКТ МЕДИЙНО-ГРАМОТНОГО ГОРОДА
В этой статье основное внимание уделяется роли корпоративного сектора в медийно-грамотных городах. Корпоративное образовательное пространство вносит весомый вклад в развитие трансмедиаграмотности в современных городах в целом и в медийно-информационном грамотном городе в частности. Также современное корпоративное образовательное пространство претерпевает значительные изменения, меняясь под воздействием многих факторов. Основными факторами влияния сегодня являются смена поколений на рынке труда и рынке образования, влияние инфодемии COVID-19, необходимость развития трансмедийной грамотности и существенное изменение технологий обучения. Новые технологии обучения меняют ландшафт корпоративного образования. Современные медиаобразовательные технологии, включенные в корпоративные программы обучения, дают возможность развить как проектные, коммуникационные компетенции, так и компетенции трансмедийной грамотности. Технологии медиаобразования имеют особое значение в корпоративном и медиасекторе городской среды.
Ключевые слова: Трансмедийная грамотность, корпоративное образование, медиаобразование, медиаобразовательные технологии, медий-но-информационно грамотный город (MIL City), индикаторы MIL Cities, корпоративная модель медиаобразования, медиасреда, проектные компетенции, коммуникационные компетенции, компетенции трансмедийной грамотности.
Мы живем в медийном мире. Развитие медиасреды определяет и развитие современной инфраструктуры, как в корпоративном секторе, так и в городской окружающей среде. То, как будут развиваться современные города, во многом зависит от того, как будет развиваться современная медиасреда. Подход в развитии медийной и информационной среды города в виде медийно-информаци-онного грамотного города не просто предлагает новое направление в развитии урбанистического пространства. Это интеграционная возможность взаимного развития нескольких секторов в едином городском пространстве [1, с. 56]. В данном ключе было бы интересно рассмотреть развитие корпоративного сектора в подходе медийно-грамотного города через формирование трансмедиаграмот-ности.
Понятие трансмедиаграмотности. Прежде всего, необходимо отметить, что понятие трансмедиаграмотности сформировалось совсем недавно, как продолжение подхода ЮНЕСКО к развитию медийно-информационной грамотности. Трансмедиаграмотность - это возможность мыслить критически в мультимедийном мире [2]. Также важно отметить, что, по сути, в современном медиапространстве мы легко используем трансмедийные навыки, переходя, например, с платформы на платформу. Точно так же в образовательном пространстве сегодня необходимо говорить именно о трансмедийной грамотности, когда поколение Z достаточно легко использует разные сети, платформы, мессенджеры одномоментно. Технология хэштегов, например, позволяет очень легко искать информацию в трансмедийном подходе одновременно в YouTube, Facebook, Instagtram и т.д. Вообще в целом необходимо отметить, что коммуникация с аудиторией через хэштеги позволяет организовать поиск информации шире и объемнее, чем в обычном формате. Это важно с точки зрения будущих мероприятий по повышению медиаграмотности: вероятность того, что в классе будет присутствовать больше подростков - представителей поколения Z с повышенным уровнем продуктивных навыков, чем подростков с идеологическими или этическими навыками, гораздо выше. Стратегии медиаграмотности должны включать производственные навыки и повторно контекстуализировать их, чтобы продвигать критический подход к производству, обмену и потреблению медиа [3, с. 810]. Навыки трансмедиа строятся вокруг текстов, предметов, технологий и процессов. Они выстроены таким образом, что позволяют комплексно подходить к вопросам формирования и создания контента. Как отмечает Scolari et al., в этом случае рассматриваются навыки и умения, начиная от написания (для написания коротких рассказов) до мультимодального производства (для снятия и редактирования видео); от простоты (для поиска контента) до комплексности (для управления социальными сетями и блогами для архивирования); от технических (для фотографирования) до критических и этических практик (чтобы знать о рисках самозабвения в социальных сетях); от когнитивных (для распознавания и описания жанров в различных СМИ и платформах) до прагматических подходов (для выбора и использования / выхода контента на основе эстетических и повествовательных ценностей) [3, с. 808].
Трансмедиаграмотность в большей степени, чем медийно-информацион-ная грамотность обеспечивает возможности экосистемы как ключевого направления развития маркетинга и коммуникаций. Собственно, и в рамках современных подходов медийное пространство современного города - это формирование экосистемы по аналогу WeChat в КНР или Госуслуги в РФ.
Подход к пониманию корпоративному образовательному пространству как к хабу. Корпоративное образовательное пространство также строится
сейчас по принципу хаба, или образовательного центра. И в этой связи в корпоративном образовательном пространстве хорошо встраивается идея развития навыков трансмедиаграмотности. Существуя в корпоративной организационной реальности, образовательный центр - это согласованные и запланированные усилия страны, зоны или города по сбору критической массы местных и международных участников для поддержки их усилий по созданию сектора высшего образования, расширению кадрового резерва или внесению вклада в экономику знаний [4, с. 639]. В этой связи необходимо говорить о трех структурных компонентах такого хаба, или образовательного центра. Сюда относится студенческий центр, центр развития талантов и центр знаний и инноваций. Таким образом, можно говорить о новом подходе к пониманию корпоративного образования не через отдельные программы, а через общий подход и понимание развития компетенций в целом. Такой интеграционный подход позволяет быстро реагировать на вызовы VUCA мира, с одной стороны, и широко использовать медиаобразова-тельные технологии, с другой.
Развитие корпоративного сектора в MIL City во многом способствует развитию трансмедиаграмотности, формированию критического объема знаний, навыков, критического осмысления и понимания медиасреды в урбанистическом пространстве. Во многом именно образовательный сектор (школьный, университетский, корпоративный) формирует уровень городской медийной, информационной, цифровой грамотности, то есть, по сути, трансмедиаграмотности.
Факторы изменения системы корпоративного образования в целом. Инфодемия COVID-19 заставила корпоративный сектор быстрее приспосабливаться и пересматривать систему корпоративного образования. Однако и до весны 2020 года исследователи отмечали влияние нескольких факторов, которые внесли значительные корректировки в стратегию развития корпоративного образования. Основными причинами быстрых и существенных изменений в системе корпоративного образования стало стремительное развитие цифровых технологий, используемых в обучении, а также выход на рынок труда поколений, выросших в условиях проникновения цифровых технологий во все сферы жизни. Цифровые технологии существенно изменили образовательный ландшафт. Их развитие привело к появлению мобильного обучения, дистанционного обучения, e-learning. В целом необходимо говорить о смене образовательной парадигмы. Обучение в цифровую эпоху уже сейчас носит непрерывный характер, выстраивается индивидуальная образовательная траектория в корпоративном формате, а образовательные решения в некоторых компаниях уже сейчас принимаются на основании больших данных, формируя дальнейшую индивидуализацию обучения внутри корпорации. Однако важно принимать во внимание дальнейшие тренды развития корпоративного обучения в целом, базируясь на тех процессах, которые уже происходили до весны 2020 года. Прежде всего, это переход корпоративного обучения в онлайн. Это глобальный и, безусловно, самый очевидный тренд развития корпоративного образования, усилившийся после ситуации ин-фодемии COVID-19 2020 года. Компании сами перешли в дистанционный, удаленный или смешанный формат работы, а такая смена форматов бизнес- процессов влечет за собой и смену форматов обучения.
Вторым трендом на сегодняшний день становится трансмедиаграмотность. 2020 год очень хорошо показал, что в корпоративном секторе становится важным повышать два вида грамотности - цифровую и медийно-информационную. Вместе два вида грамотности позволяют говорить о трансмедиаграмотности как комплексном, обобщающем и интегрированном понятии [5, с. 506]. Ситуация 2020
года не только в Российской Федерации, но и во всем мире продемонстрировала наличие инфодемии, то есть не просто информационного шума, к которому более-менее корпоративный сектор приспособился. Это потоковая волна фейков, домыслов, дезинформации, непроверенных сведений о СШИ>19. При добавлении существенно выросшего информационного шума выяснилась необходимость критического мышления, умения анализировать входящую информацию, выделять важное и основное и т.д. Это навыки, входящие в медийно-информа-ционную компетентность. Вторым важным факторов в трансмедиаграмотности стало неумение работать на платформах и ресурсах для дистанционной работы или учебы. В этих условиях компании пришлось буквально на ходу перекраивать существующие корпоративные обучающие программы и вводить новые.
Такой фокус на медийно-информационную и цифровую грамотность крупные корпорации в рамках системы корпоративного образования стали реали-зовывать и в процессе локдауна. Например, компания «Норникель» уже запустила проект «Цифровой «Норникель»». Программа рассчитана на два года; ее первый этап стартовал в середине апреля, второй запланирован на сентябрь текущего года. Сформированный цикл программ «Цифровой «Норникель»» позволит всем сотрудникам выбрать необходимые курсы в онлайн-обучении цифровой грамотности, развить соответствующие компетенции и повысить уровень квалификации [6].
И если раньше цифровая трансформация бизнеса шла последовательно и размеренно, то сегодняшняя ситуация вынуждает двигаться опережающими темпами. Основными компетенциями в данной ситуации практически одномоментно стало понимание основ кибербезопасности и медийной безопасности, цифровых трендов; умение работать во внутренних коммуникациях компании и пользоваться корпоративными ресурсами и продуктами. Главной компетенцией на сегодняшний момент становятся навыки управления проектами, причем в дистанционном формате с распределённой командой [7, с. 2452].
Наконец, третьим трендом, который фактически меняет образовательный ландшафт корпоративной образовательной системы, является наличие на рынке трех поколений X, X Z со своими запросами и ожиданиями от корпоративного обучения и в инструментах, и в технологиях. Именно поколение X и Z стали драйверами для существенного расширения в использовании мобильного обучения, дистанционного обучения и т.д. Поколение Z в этом смысле определяет принципиальные изменения в системе корпоративного обучения. Прежде всего, они являются цифровыми аборигенами, то есть людьми, с детства выросшими в цифровой среде. Это определяет «клиповость» или мозаичность их сознания; селективное восприятие - внимание только к тому, что соответствует ожиданиям; «пазл-поведение» - на основе разрозненных навыков и несвязанного практического опыта; свободное функционирование в цифровой среде [8, с. 22]. С точки зрения технологий обучения это означает необходимость кодирования контента через визуализацию (картинка, инфографика отлично воспринимается), выстраивать оперативное взаимодействие через цифровые коммуникации, и, наконец, необходимость поощрять даже самые маленькие достижения. Представители поколений X и Z, в отличие от поколения X, должны очень хорошо понимать и представлять, как полученные знания или отработанные навыки они будут применять в своей конкретной работе завтра. Вторым выводом в связи с требованиями поколений Z и X становится запрос на очень короткие образовательные программы или курсы, как уже отмечалось выше, очень практичной направленности.
Суммируя предложенные выше факторы, существенно повлиявшие на коренные изменения в системе корпоративного образования, а также отмечая выявленные проблемы инфодемии COVID-19, необходимо говорить, по сути, о следующих фокусах системы корпоративного образования в сегодняшних условиях. Это фокус на проектную работу и компетенции в распределённой среде, а также навыки работы под информационным давлением и в условиях многозадачности.
Медиаобразовательные технологии в корпоративном образовательном пространстве. Рассматривая медиаобразовательные технологии в целом, важно отметить следующие моменты. Прежде всего, развитие цифровой образовательной корпоративной среды любой организации, в том числе и образовательной. Это один из элементов управления корпоративными знаниями. Достаточное количество провайдеров предлагает сейчас корпоративные цифровые решения, по сути, цифровые экосистемы, которые включают в себя разные структурные составляющие корпоративной системы. Важной структурной такой составляющей становятся, например, мобильные приложения. Мобильное обучение достаточно востребовано в последние несколько лет в корпоративном секторе. В данном случае мобильное приложение выступает в качестве точки доступа к корпоративной образовательной системе в целом. Необходимо обратить внимание на то, что мобильное приложение в корпоративной образовательной среде дает возможность реализовать концепт «за»: любой контент в любое время и в любом месте. Оно обеспечивает доступ к образовательному контенту тогда, когда удобно человеку, и там, где удобно и комфортно. Медиаобразова-тельные технологии сосредоточены в системе в целом, и мобильные приложения дают возможность доступа к ним и использования в рамках образовательной программы. Для доставки определенного рода информации применяются такие современные сервисы, как социальные сети, облачные хранилища, хостинги медиаданных, а в последнее время некоторые преподаватели стали использовать социальные сети, выкладывая туда полезную информацию. Исследова-
тели ЮНЕСКО выделяют несколько ключевых факторов мобильного обучения [9, с. 15]. Прежде всего, мобильность. Современные гаджеты дают возможность организовать и оптимизировать учебный процесс вне зависимости от места и времени. У такого рода мобильности существуют два аспекта: во-первых, возможность реализации образовательных программ, несмотря на местоположение пользователя. Вторым важным фактором мобильного обучения становится непрерывность доступа к образовательному пространству, то есть реализация концепции 3А. Третьим фактором становится персонализация обучения и формирование индивидуальной образовательной траектории для каждого обучающегося. Мобильное обучение и мобильное приложение как точка доступа дают возможность на практике реализовать индивидуальный план обучения для каждого человека в зависимости от оценки результатов работы, потенциала и т.д.
Реализация собственных медиапроектов сотрудников достаточно распространена в организации любого уровня. Многие педагоги любого уровня имеют собственные медиапроекты (блоги, влоги, YouTube каналы, аккаунты в социальных сетях), нацеленные на профессиональную составляющую и демонстрирующие, например, их портфолио. Кроме того, любой личный медиапроект сотрудника организации влияет на формирование медийного образа организации в целом. Например, негативные высказывания о компании или о конкурентах, провокационные фотографии или материалы мгновенно тиражируются и распространяются в Интернете, индексируются и влияют на паблисити компании. Важным фактором влияния на ситуацию в этом случае становится медийно-ин-формационная грамотность сотрудников. Развитие элементов медийной, информационной и цифровой грамотности сотрудников включается в этом случае в образовательные корпоративные программы. Кроме того, в образовательные программы организации включаются и навыки работы с собственными медиа-проектами, а также знания, умения их создания и продвижения в социальных медиа. Такой интегрированный подход позволяет комплексно подойти к решению подобных проблем.
Еще одним существенным изменением на рынке корпоративного образования в целом стало расширение использования микрообучения. Микрообучение (microlearning) - это способ представления новой информации малыми блоками, каждый из которых посвящен конкретной, очень узкой теме. Микрокурсы получили большую популярность именно в мобильном обучении [10]. Микрообучение в самом формате предполагает очень небольшие блоки контента с конкретными результатами. Более того, учитывая, что микрообучение используется в основном в мобильном обучении, необходимо обратить внимание на мультимедий-ность контента и мультиплатформенность его размещения. Курсы в формате микрообучения присутствуют на образовательных корпоративных мультиплат-формах, они небольшие по объему и дают возможность быстро получить результат Это может быть и быстрое развитие какого-то навыка или умения, получение знаний и т.д.
Благодаря современным техническим средствам обучения и сопровождению обучения процесс обучения стал гибкий и живой. Преподаватели получают возможность хранить учебные материалы, видео и другую информацию в процессе обучения, и учащиеся могут легко получить доступ и учиться. В этой связи важно отметить технологию хэштегов как способ структурирования информации. Хэштег предназначенный в своей прототипической функции для индексирования публикаций в социальных сетях, формально представляет собой следующее за знаком # отдельное слово [11, c. 63]. Такое структурирование информации позволяет использовать этот инструмент для ее поиска и маркировки в большом массиве данных. Хэштег позволяет собрать тематическую информацию из разных источников и из разных ситуаций. Важно отметить, что данный инструмент является не только отличной возможностью структурирования информации, но и инструментом коммуникации с аудиторией в корпоративном секторе. И также важно отметить, что умение пользоваться хэштегом существенно влияет на медийное пространство города. Привычка использовать хэштег позволяет структурировать информацию в городском медийном пространстве самими пользователями, с одной стороны. Но, с другой стороны, тот же хэштег является инструментом коммуникации города и городской администрации, других элементов городской инфраструктуры со своей аудиторией, с пользователями и жителями. При этом важно обратить внимание на то, что хэштег используется в целом практически во всех социальных медиа, что делает это инструмент трансмедийным. Кроме того, хэштег как инструмент носит интегрированный характер, объединяя не только разные социальные медиа, но и контекстный контент Таким образом, важно отметить, что корпоративный сектор вносит огромный вклад как минимум в развитие городской коммуникации, существенно повышая уровень трансмеди-аграмотности.
Таким образом, необходимо отметить несколько существенных факторов развития медийно-грамотных городов. Прежде всего, это интеграционная природа взаимодействия внутри медийно-информационно-грамотного города. MIL City состоит из нескольких секторов, которые оказывают существенное влияние на его развитие. Вторым аргументом интеграционного характера развития MIL City является набор индикаторов для определения принадлежности городской агломерации к MIL City. Рассматривая список индикаторов и описание метрик, становится видно, что наблюдается четкая корреляция между различными секторами городского пространства. И связующим звеном выступает именно медийный сектор и медиаобразовательные технологии. Как и было показано в
данной статье, медиареальность оказывает существенное влияние на развитие корпоративного образовательного пространства и является одним из факторов его трансформации. Корпоративное образовательное пространство существенно изменилось и находится сейчас в процессе трансформации. Немалое влияние для такой трансформации оказали два ключевых фактора. Прежде всего, это смена поколений на рынке труда и рынка образования. Поколение Z, выходящее сейчас на рынок труда и составляющее большинство на образовательном рынке, требует для себя привычных инструментов коммуникаций и обучения. Но точно такие же требования поколение Z выдвигает и для городского пространства, и для городской инфраструктуры. Удобные инструменты коммуникаций, привычная медиасреда, трансмедийность - все это является требованием времени как
Библиографический список
для городской коммуникации, так и для корпоративного образовательного пространства. Именно поэтому развитие мобильного обучения в корпоративном секторе, дистанционного обучения, возможности медиа как для обучения, так и внутри образовательного процесса являются сегодня насущной необходимостью. А широкое использование медиа в образовательном пространстве обусловливает второй фактор трансформации корпоративного образовательного пространства - необходимость развития трансмедиаграмотности.
Таким образом, через корпоративное образовательное пространство повышается в целом уровень медийной, информационной, цифровой и т.д. грамотности в городской среде. А именно это является составной частью медийно-гра-мотного города.
1. Iqbal A., Olariu S. A Survey of Enabling Technologies for Smart Communities. Smart Cities. 2021; № 4 (1): 54 - 77.
2. Rutledge P. Expanding Media Literacy for a Transmedia World. The Media Psychology Research Center. Available at: URK// https://mprcenter.org/expanding-media-literacy-for-a-transmedia-world/
3. Scolari, Carlos & Masanet, Maria-Jose & Guerrero-Pico, Mar & Establés, María-José. Transmedia literacy in the new media ecology: Teens' transmedia skills and informal learning strategies. El Profesional de la Information. 2018; № 27 (4): 801 - 812.
4. Knight J. International Education Hubs. In: Meusburger P., Heffernan M., Suarsana L. (eds). Geographies of the University. Knowledge and Space. 2018; Vol 12: 637 - 655.
5. Zavyalova E.K., Ardichvili A. The Contemporary Problems of Corporate Education in Russian Companies: Can There Be Learning Without Development? Russian Management Journal. 2020; № 17 (4): 499 - 516.
6. «НОРНИКЕЛЬ»: цифровой рывок в условиях самоизоляции. Available at: https://www.nornickel.ru/news-and-media/press-releases-and-news/nornikel-tsifrovoy-ryvok-v-usloviyakh-samoizolyatsii.htm
7. Falloon G. From digital literacy to digital competence: the teacher digital competency (TDC) framework. Education Tech Research Development. 2020; № 68:2449 - 2472
8. Seemiller C., Grace M. Generation Z: Educating and Engaging the Next Generation of Students. About Campus. 2017; Vol. 22 (3): 21 - 26.
9. Рекомендации по политике в области мобильного обучения. ЮНЕСКО. Available at: https://iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/3214738.pdf
10. Глоссарий webinaracademy. Available at: https://academy.webinar.ru/glossary/mikroobuchenie
11. Mavinkurve M., Patil M. Design of a teachers' training workshop for improving technology integration skills. Proceedings of the Canadian Engineering Education Association. 2017; CEEA 16, Paper 47: 1 - 6.
References
1. Iqbal A., Olariu S. A Survey of Enabling Technologies for Smart Communities. Smart Cities. 2021; № 4 (1): 54 - 77.
2. Rutledge P. Expanding Media Literacy for a Transmedia World. The Media Psychology Research Center. Available at: URK// https://mprcenter.org/expanding-media-literacy-for-a-transmedia-world/
3. Scolari, Carlos & Masanet, Maria-Jose & Guerrero-Pico, Mar & Establés, María-José. Transmedia literacy in the new media ecology: Teens' transmedia skills and informal learning strategies. El Profesional de la Information. 2018; № 27 (4): 801 - 812.
4. Knight J. International Education Hubs. In: Meusburger P., Heffernan M., Suarsana L. (eds). Geographies of the University. Knowledge and Space. 2018; Vol 12: 637 - 655.
5. Zavyalova E.K., Ardichvili A. The Contemporary Problems of Corporate Education in Russian Companies: Can There Be Learning Without Development? Russian Management Journal. 2020; № 17 (4): 499 - 516.
6. «NORNIKEL"»: cifrovoj ryvok v usloviyah samoizolyacii. Available at: https://www.nornickel.ru/news-and-media/press-releases-and-news/nornikel-tsifrovoy-ryvok-v-usloviyakh-samoizolyatsii.htm
7. Falloon G. From digital literacy to digital competence: the teacher digital competency (TDC) framework. Education Tech Research Development. 2020; № 68:2449 - 2472
8. Seemiller C., Grace M. Generation Z: Educating and Engaging the Next Generation of Students. About Campus. 2017; Vol. 22 (3): 21 - 26.
9. Rekomendacii po politike v oblasti mobil'nogo obucheniya. YuNESKO. Available at: https://¡¡te.unesco.org/p¡cs/publ¡cat¡ons/ru/f¡les/3214738.pdf
10. Glossarij webinar academy. Available at: https://academy.webinar.ru/glossary/mikroobuchenie
11. Mavinkurve M., Patil M. Design of a teachers' training workshop for improving technology integration skills. Proceedings of the Canadian Engineering Education Association. 2017; CEEA 16, Paper 47: 1 - 6.
Статья поступила в редакцию 12.01.21
УДК 378
Goloshumova G.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), Professor, Moscow pedagogical state University (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
Ostyakova G.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Tyumen State (Tobolsk, Russia), E-mail: [email protected]
Kovyazina I.V., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Tyumen State University (Tobolsk, Russia), E-mail: [email protected]
MONITORING OF THE EDUCATIONAL POTENTIAL OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF A PEDAGOGICAL UNIVERSITY. The article touches upon a problem of creating the educational potential of the educational environment of a pedagogical university, which would contribute to the formation of reflection and increase the level of education of students-future specialists in pedagogical and psychological-pedagogical areas of training. The article reveals the role of the teaching staff in creating a developing educational space, describes the content of the educational potential of the educational environment of a pedagogical university, presents the results of a monitoring study to identify the level of education of students at the final stage of training at the university, which is carried out in 3 measurements. The work uses the methods of a written survey, the methods of "Diagnostics of the individual measure of the expression of the property of reflexivity" by A.V. Karpov, "The level of education of students" by N.P. Kapustin. The obtained data allows to see positive changes in the indicators of education and the dynamics of reflection in children.
Key words: moral education, good breeding, educational environment, teacher's activities, educational potential of a pedagogical university.
Г.С. Голошумова, д-р пед. наук, проф., Московский педагогический государственный университет; г. Москва, E-mail: [email protected]
Г.В. Остякова, канд. пед. наук, доц., Тюменский государственный университет, г. Тобольск, E-mail: [email protected]
И.В. Ковязина, канд. психол. наук, доц., Тюменский государственный университет, г. Тобольск, E-mail: [email protected]
МОНИТОРИНГ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме создания воспитательного потенциала образовательной среды педагогического вуза, которая способствовала бы становлению рефлексии и повышению уровня воспитанности студентов - будущих специалистов педагогического и психолого-педагогического направлений подготовки. В статье раскрывается роль педагогического коллектива в создании развивающего образовательного пространства, описывается содержание воспитательного потенциала образовательной среды педагогического вуза, представлены результаты мониторингового исследования по выявлению уровня воспитанности студентов на завершающем этапе обучения в вузе, которое осуществлялось в 3 замера. Использовались