Научная статья на тему 'Трансмедийное повествование в коммуникативном пространстве мегаполиса'

Трансмедийное повествование в коммуникативном пространстве мегаполиса Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1018
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРМЕДИАЛЬНОСТЬ / INTERMEDIALITY / ТРАНСМЕДИЙНЫЙ СТОРИТЕЛЛИНГ / TRANSMEDIA STORYTELLING / УРБАНИСТИКА / URBAN STUDIES / МЕДИАТИЗАЦИЯ / МЕДИА / MEDIA / NEW MEDIA

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Пичугина Ольга Анатольевна

Статья посвящена исследованию интермедиальности в коммуникативном пространстве мегаполиса. Особое внимание уделяется трансмедиа как типу интермедиальности. Трансмедийное повествование рассматривается не только как способ организации отдельных городских коммуникационных проектов, а как в целом модель регуляции социальных отношений в мегаполисе. В статье представлено определение трансмедийного повествования о мегаполисе, выявлены основные медийные платформы. Доказано важное значение цифровых медиа в трансмедийном городском повествовании

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSMEDIA NARRATIVE IN URBAN COMMUNICATIONS

He paper is devoted to research of intermediality in urbab information and communicative space. Special attention is paid to transmedia storitelling as the practice of intermediality. The transmedia narrative is considered not only as a way of the organization of different city communication projects, but as natural quality of urban information and communicative space. The author defines the transmedia narrative in urban communications, chracterizes the main urban media platforms, focuses an attention on an importance of digital media in urban transmedia narrative

Текст научной работы на тему «Трансмедийное повествование в коммуникативном пространстве мегаполиса»

■ ■ ■ ТРАНСМЕДИЙНОЕ ПОВЕСТВОВАНИЕ В КОММУНИКАТИВНОМ ПРОСТРАНСТВЕ МЕГАПОЛИСА

Автор: ПИЧУГИНА О.А.

ПИЧУГИНА Ольга Анатольевна - кандидат филологических наук, доцент кафедры рекламы и связей с общественностью Факультета маркетинга, рекламы и сервиса Института отраслевого менеджмента Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Адрес: 119571, Москва, проспект Вернадского. 84. e-mail: [email protected]

Аннотация. Статья посвящена исследованию интермедиальности в коммуникативном пространстве мегаполиса. Особое внимание уделяется трансмедиа как типу интермедиальности. Трансмедийное повествование рассматривается не только как способ организации отдельных городских коммуникационных проектов, а как в целом модель регуляции социальных отношений в мегаполисе. В статье представлено определение трансмедийного повествования о мегаполисе, выявлены основные медийные платформы. Доказано важное значение цифровых медиа в трансмедийном городском повествовании.

Ключевые слова: интермедиальность, трансмедийный сторителлинг, урбанистика, медиа, медиатизация.

Введение

Замысел статьи связан с изучением изменений, которые происходят в медиа-пространстве под влиянием современных информационных технологий. Сегодня изменяется общественное положение медиа: они становятся больше, чем средством распространения социально значимой информации. Действуя через сложные социально-информационные структуры современного социума, медиа становятся фактором социальной динамики и общественной самоорганизации.

Средоточием и основным источником указанных перемен являются мегаполисы, каждый из которых представляет собой сложную ме-диатизированную информационно-коммуникативную систему. Поэтому исследование городских медиа в рамках этой системы является откликом на актуальные запросы развития общества. В процессе изучения медиатизации мегаполисов акцент делается на отношения средств и каналов передачи сообщений, самих сообщений и акторов коммуникации (как социальных, так и технических). Под медиатизаций стоит понимать следующий этап информатизации общественной жизни, при ко-

тором количество медиальных (опосредованных) коммуникаций равно или превышает количество непосредственных коммуникативных актов во всех сферах общественной жизни. То есть это тот уровень интеграции медиа в повседневное пространство, при котором они становятся его органичной частью, определяют характер социальных взаимодействия. Подробный анализ различных подходов к понимаю медиатизации представлен в исследованиях профессора НИУ ВШЭ Е.Г. Ним [1]. При медиатизации важным и перспективным представляется исследования взаимодействия между различными медиа как полноценных акторов в больших коммуникативных пространствах и результатов этого взаимодействия - интермедиальности. Один из самых интересных и востребованных типов интермедиальности сегодня - трансмедийный сторителлинг (transmedia storytelling, transmedia narrative) или трансмедийное повествование.

Цель данной статьи состоит в выявлении особенностей и коммуникативного потенциала трансмедийного повествования как типа интермедиальности в информационно-коммуникативном пространстве мегаполиса. Задачи: рассмотрение интермедиальности в контексте теории медиа; концептуализация понятия «трансмедийное повествование» для коммуникативного пространства мегаполиса. Автор статьи выдвигает следующую гипотезу: если интермедиальность в целом является качеством коммуникативного пространства медиатизированного мегаполиса, то трансмедийное повествование выступает в роли регулятора социальных коммуникаций города и формирует городской дискурс.

Проблема исследования обуславливается междисциплинарностью темы и недостаточностью систематизированных представлений о формах и возможностях развития всепроникающего сложносоставного городского сюжета (мега-сюжета) на различных медийных платформах. При написании данной статьи автор опирался на труды, посвященные теории медиа, интермедиальности в художественной и текстовой культуре, исследованиям подходов к понимаю трансмедийного сторител-линга, урбанистике.

В результате исследования автору удалось подтвердить выдвигаемую гипотезу. В статье представлено определение трансмедийного повествования в мегаполисе, выявлены основные медийные платформы, транслирующие различные сюжетные линии единой городской истории. Обоснована важность новых медиа и участия аудиторий в городском трансмедийном повествовании

Интермедиальность в коммуникативном пространстве мегаполиса

Наличие большого числа различных медиаторов в коммуникативном пространстве города позволяется эффективно функционировать гло-

бальной сети городов, и, как результат, способствует поддержанию и развитию различных типов связей внутри мировой экономической системы. В 2011 г. аналитики MacKinsey Global Institute (MGI) опубликовали исследование экономического влияния городов, в котором указали, что к 2025 г 60% мирового ВВП сохранится в 600 крупнейших городах, однако увеличится доля городов, сосредоточенных в развивающихся странах [2]. В исследованиях в преддверии Мировой конференции экономики городов в Иране в мае 2016 г. отмечается, что к 2030 г. ожидается небывалый рост городских районов развивающихся стран [3]. Однако, для нашего исследования важным представляется не внешний эффект медиатизации отдельно взятых городских территорий, а ее влияние на городское коммуникативное пространство. Строго говоря, это лишь попытка фиксации некоторых промежуточных итогов, так как медиатизация является продолжающимся и все более набирающим обороты процессом, и сегодня уже можно говорить о новом ее витке - виртуализации, то есть применения в качестве медиаторов технологий виртуальной реальности.

Коммуникативное пространство города сегодня пронизано большим количеством медиальных (опосредованных медиа) коммуникативных актов, которые происходят в каждый момент времени. Под коммуникативным пространством города следует понимать многомерное множество коммуникативных явлений и процессов, в котором фиксируется их относительная локальность, проявляются их диспозиции и структуры отношений между ними [4]. Коммуникативное пространство включает в себя различные совокупности медиа, технологии создания, распространения и использования сообщений. В городе сегодня обнаруживается множество различных коммуникативных каналов, их число постоянно растет. В системе городских социальных коммуникаций можно выделить следующие основные медийные кластеры:

- традиционные СМИ (телевидение, радио, печать);

- интернет-СМИ;

- социальные медиа;

- гиперлокальные медиа;

- мобильные приложения.

Указанные кластеры не существуют обособленно - они все обладают технической возможностью к взаимодействию, часто транслируют одно и то же сообщение, но в разной форме; разрабатывают городской медиа-сюжет; способны к взаимореферированию (цитатности), слиянию и разделению. Такие отношение медиа могут быть объединены идеей интермедиальности - значимого результата медиатизации социальных коммуникаций.

Само понятие «интермедиальность» сегодня трактуется междисциплинарно. Заимствованное из сферы изучения искусства и литературы,

оно представляет собой, на мой взгляд, довольно емкую и гибкую модель описания и исследования функционирования современной меди-асистемы, в том числе и городской.

Под интермедиальностью в широком смысле подразумевается прежде всего взаимодействие и отношения между медиа - различными каналами и средствами коммуникации. А. Ю. Тимашков в своей работе опирается на подход немецкого исследователя Й. Шрётера и под интермедиальностью предлагает понимать процессы синтеза отдельных медиа, трансформацию медиа и передачу информации в процессе мультимедийной коммуникации, а также авторефлексию медиа и обнаружение ими собственных границ [5]. Синтез медиа влияет на формирование целостности медиатизированного коммуникативного пространства; трансформация указывает на возможность изменчивости состояний медиа. Так, например, в момент репрезентации одного медиа другим репрезентуемое медиа становится частью репрезентующего. Передача информации может осуществляться различными медиа, однако в каждом случае сообщение начинает обладать чертами того, который его транслирует. Под авторефлексией медиа и обнаружение ими собственных границ понимается наличие схожих или различных черт медиа, определенных их свойствами, а так же способность сохранять/ утрачивать эти свойства при взаимодействии.

Представленные характеристики интермедиальности также объединены в в семиотических исследованиях Н.В. Тишуниной. По мнению автора, «интермедиальность позволяет понимать текст, который, с одной стороны, основан на взаимодействии культурных кодов различных искусств, а с другой, является целостным полихудожественным пространством в системе культуры [6]». Адаптирую подход Н. В. Тишуниной к теории и практике медиа, можно говорить о том, что интермедиальность помогает сфокусироваться на медиальных отношениях в целом, способствует понимаю правил этих отношений, их динамики, трансформации. Интермедиальность есть один из важнейших механизмов, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативного пространства.

Исследователь интермедиальных практик в искусстве и литературе Н. В. Исагулов благодаря обобщению нескольких авторских подходов и трактовок (А.А. Ханзен-Лёве, И. Раевски, А.Ю. Тимашкова, Е.П. Ши-ньева и др.), выявил наиболее актуальные и явно проявляющиеся типы интермедиальности [7]. Приведем их здесь c необходимой дисциплинарной адаптацией, так как все они сегодня обнаруживаются в городском информационно-коммуникативном пространстве:

Во-первых, конвенциональная интермедиальность - перекодирование, медиа-обмен. Данный тип интермедиальности проявляется в наличие большого числа нетрадиционных форма медиа, при которых свой-

ства основного медиа не являются доминирующими. В целом большинство так называется новых медиа (мультимедийных) сочетают в себе коды различных традиционных медиа, они открывают собственные границы для потенциальной интеграции. Именно эта способность к слиянию и является основным отличительным знаком современных медиа, драйвером их развития, обуславливает многообразие их форм. Новые медиа эффективно сочетают в себе различные медийные качества (текст, аудио, видео, интерактивность, социальность и др.) что позволяет им быть гибкими к текущим изменениями в медиасреде.

Во-вторых, референциальная интермедиальность, при которой одно медиа цитирует другое, тем самым становясь референтом. Интересной предствляется возможность для смены ролей медиа. Медиа может выступать и сообщением (о ком идет повествование), и актором (тот, кто повествует), и транслятором (то, посредством чего, актор передает сообщение). В этом проявляется значимая особенность современных медиа - «текучесть», способность к постоянному переходу состояний.

И, наконец, нормативная интермедиальность, когда одно и то же сообщение (сюжет) разрабатывается и развивается на различных медиа-платформах. При этом всегда сохраняется связь с исходным, базовым, сообщением. Таким образом, формируется целостное информационно-коммуникативное пространство, полное логических взаимосвязей. Каждое новое медиа, разрабатывающее сюжет, дополняет его собственными свойствами и интерпретациями. Наиболее явно нормативная интермедиальность выражена в трансмедиальности. Об этом виде интермедиальности подробнее пойдет речь далее в данной статье.

Интермедиальность является важной, необходимой и естественной для современных медиа. Различные медиа-комбинации, медиа-кооперации, разнообразные типа отношений между медиа как самостоятельных и полноценных участников процесса коммуникации формируют потенциал для развития городского дискурса и вовлечения в него большего количества участников. Интермедиальность создает гибкое и адаптивное городское коммуникативное пространство, акцентируя его подвижность его границ, изменчивость. При этом выстроенная среда становится естественной частью медиатизирован-ной системы города. Интермедиальность позволяет объединить в единый поток все голоса, которые сегодня говорят о городе, при этом сохраняя их идентичность. Таким образом, в городском коммуникативном пространстве обнаруживается проявление такого типа интермедиальности, как трансмедиа. Причем, что важно отметить, не только как практики целенаправленного управления различными городским коммуникативными ситуациями, но и как практики самоорганизации общего городского дискурса.

Трансмедийное повестсование о мегаполисе

Г. Дженкинс ввел понятие «трансмедийный сторителлинг» и определил его следующим образом:

«это повествование, в котором разные части целостной истории транслируются по нескольким коммуникативным каналам с целью создания единого и координируемого опыта. В идеале, каждый канал коммуникации вносит собственный уникальный вклад в разворачивание этой истории» [8].

Актуальность трансмедийного сторителлинга возросла с появлением цифровых медиа и акцетирования мобильности. Дженкинс указывает также на важность наличия нескольких медийных платформ, каждая их которых вносит свой вклад в общее развитие сюжета. Полная сюжетная картина не может быть определена только на основании контента, транслируемого каким-либо одним медиа, необходима интеграция каналов.

Одна из существенных особенностей трансмедийного сторителлинга выражена в его отличии от мультимодальности (сочетания нескольких видов медиа для трансляции одного сообщения) и интертекстуальности (развития сюжета в рамках одного медиа). Дженкинс указывает на сложность разграничения этих понятий, однако мультимодальность и интертекстуальность могут проявляться и при отсутствии трансмедийного повествования. Так, одинаковый сюжет, но представленный в разных медиа, не является трансмедиальным, так же как и множество сюжетов одной истории, но развивающихся в одном медиа. По мнению Дженкинса трансмедиальное повествование обнаруживается в сочетании мультимодальности и интертекстаульности. Это может проявляться, например, следующим образом: на определенном этапе своего жизненого цикла повествованию становится тесно в границах одного медиа, это мешает его дальнейшему развитию, и тогда просиходит органичный переход в другое медиа, где история, дополняется новыми смыслами. Формируются развличные точки входа в повествование. Таким образом, происходит самоорганизация истории - важное условия для трансмедийного сторителлинга.

Трансмедийный сторителлинг в научно-практических исследованиях рассматривается в первую очередь как практика создания и управления медийными проектами (кино, телевидение, компьютерные игры и др.) для достижения стратегических целей коммуникации. Важнейшим для эффективной реализации медиа-проектов с учетом новейших коммуникативных каналов является участие аудитории (пользователей медиа). Дженкинс в своих исследованиях делает на этом особый акцент. Он справедливо предполагает, что пользователи имеют возможность развивать и дополнять сюжет как в рамках заданой собственниками медиапроектов траектории, так и вне ее, там самым существенно рас-

ширяя трансмедийное повествование. Однако, по мнению Дженкинса, важно различать наличие и использование интерактивных свойств медиа и непосредственное участие: последнее всегда проявляется в том, как именно аудитория влияет на повествование и, как результат, коммуникацию, а не просто выполняет те или иные ограниченные заданные действия в рамках сюжета, используя интерактивные функции медиа.

Р. Гамбарато в своих исследованиях также подчеркивает сложность определения границ понятия «трансмедийный сторителиинг». В совместном с Е. Лапиной-Каратасюк исследовании она указывает на существование региональных, функциональных и отраслевых различий в понимание трансмедиа. Вместе с тем автор предлагает собственную широкую трактовку понятия трансмедийного повествования:

«трансмедийное повествование транслирует одну большую всепроникающую историю, привлекая интерес аудитории. Но речь идет не о предложении одного и того же контента на разных медиа-платформах, а об опыте создания картины мира, когда история разворачивается постпенно и формируются возможности для ее развития с новым и акуталь-ным содержанием» [9].

Перспектива изучения технологий трансмедийного сторителлинга для управлениям коммуникациями, бесспорно, представляется позитивной. Однако особый интерес вызывает исследования трансмедийного повествования в больших самоорганизаующихся медиатизиро-ванных коммуникативных пространства - мегаполисах. Целесообразным предствляется выделить несколько оснований, обуславливающих эту возможность как таковую:

Во-первых, открытые границы определения трансмедийного сторителлинга, его алгоритмов и моделей. Сам Г. Дженкинс указывает на это обстоятельство: расширение понятия «трансмедийный сторителлиг» и сфер примнения лишь спососбствует его развитию [10]. В этой связи рассмотрение трансмедийного повествования исключительно в контексте бизнес-проектов существенно органичивает возможности данной практики интермедиальности как предмета исследования. Это, в свою очередь, позволяет в значительной степени расширять и объектные исследовательские рамки.

Во-вторых, медиатизация мегаполиса. Как отмечалось в предыдущих исследованиях, информационно-коммуникативное пространство современного мегаполиса характеризуется медиатизацией в широком понимании - то есть повышением общего медийного качества города как носителя, транслятора информации и смыслов, а также актора информационно-коммуникативной системы [11]. Мегаполис сегодня рассматривается и развивается как огромная цифровая сетевая структура, что способствует появлению большого количества новых медиаторов.

М. Фуллер в традициях технологического детерминизма писал о том, как сегодня формируются новые медиа-экологии в культуре, объединяющие материальную среду и технологии, при этом, по его мнению, именно технология ставится драйвером развития вещественного (выстроенного) пространства [12]. Здесь важно отметить, что эта технологическая доминанта проявляется в реальном городском пространстве не столь явно в силу того, что и выстроенная среда оказывает влияние на технологию, так как она текстуальная и медиальна по своей природе. Эта особенность городской среды отмечалось в семиотических и философских исследованиях о городе как тексте и спектакле. В частности, они выражены в трудах Ю.М. Лотмана [13], Г. Зиммеля [14, 15], В. Беньямина [16] и др. В них подчеркивается аспект сообщительности выстроенной среды, наличие большого числа знаков и кодов, на основании которых аудитория формирует представление о городе. Коммуникативный подход к выстроенным объектам представлен и в новой книге обладателя Пулитцеровской премии Э. Лурье «Язык зданий [17]. В этой связи эта встроенная материальная среда (архитектура, инфраструктура) также может быть и должна рассматриваться как часть городской медиасистемы.

Архитектор М. Домингез (член сообщества Zuloark) разрабатывал концепцию кочующего города, способного перемещаться в пространстве в поисках необходимых ресурсов, его проект получил название «Очень большая структура» (Very large structure) [18]. Такой город будущего полностью зависим от технологий, позволяющих ему эффективно вести собственную жизнедеятельность. Название «Очень большая структура» кажется вполне применимым при характеристике городской медиасистемы как части суперсистемы города, оно объясняет многоу-ровневость, сложность, насыщенность, изменичивость медиатизиро-ванного информационно-коммуникативного пространства мегаполиса.

В-третьих, наличие реального масштабного городского сюжета (истории), который непрерывно дополняется. Речь идет как об историях жизнетворчества города в разные временные периоды и связанные с ними сюжеты, так и те истории, которые естественным образом разворачиваются в городе ежедневно, формируя его повседневность. Между всем ними существует явно выраженные и скрытые взаимосвязи. Город - постоянно растущий живой организм, и истории, то есть то, что происходило и/или происходит в городе, определяют то, каким этот город является. Эти истории - связующая нитью внутри городской ткани, они позволяют объединять разрозненные части мегаполиса в единое целое.

При наличие обширной медиасистемы города, о которой упоминалось выше в статье, городской сюжет разворачивается на разных медийных платформах. Сегодня здесь единовременно наблюдается и мультимо-дальность, и интертекстуальность, и участие аудитории - как основные составные части трансмедийного сторителлинга, согласно Дженкинсу.

На основании изученного материала авторская концептуализация понятия «трансмедийное повествование» применительно к мегаполису выражена в следующем определении:

Трансмедийное повествование о мегаполисе - многоуровневая система коммуникативных практик в городском пространстве, в которой на основе синтеза и взаимодействия различных медиа, участия различных аудиторий формируется, развивается и дополняется целостный городской сюжет. Медиатизированный мегаполис развивается как трансмедийное повествование естественным образом. Различные городские медиа разрабатывают разные нити общей сюжетной ткани мегаполиса, на их платформах отдельные линии повествования развиваются, трансформируются, порождают новые истории.

Так в различных общегородских медиа (ТВ, радио, пресса, интернет-издания) находят отражение события в сфере политики, экономики города, социальной сфере и сфере культуры и досуга - общегородская повестка дня. Эта повестка дня в зависимости от масштабов события может разрабатываться и в федеральных СМИ.

В районных СМИ разворачиваются сюжеты отдельных частей мегаполисов. Они также затрагивают различные сферы, но повествование сужается до рамок одной ограниченной территориальной части мегаполиса, отличной от других.

Гиперлокальные медиа (интернет-медиа, он-лайн сообщества небольших городских территорий (районов, кварталов, улиц, мест и др.), контент которых создается преимущественно пользователями - жителями этих территорий) развивают сюжетные линии, поднимаются вопросы, которые по тем или иным причинам не входят в зону внимания официальных, «больших», СМИ. Работу таких медиа определяет участие пользователя, их готовность быть повествователем. В современных российских реалиях, к сожалению, гиперлокальные медиа не являются на сегодняшний день активными участниками процесса развития районов мегаполисов. В Москве примерно с 2011 года стали появляться перспективные гиперлокальные проекты, однако сейчас большинство из них либо приостановили свою работу, либо трасформировались в крупные общегородских медиа, либо существуют на уровне страниц и групп в социальных сетях1. Это объяснимо, в первую очередь, неразвитостью в Мо-

1 Первым гиперлокальным проектом в Москве считается сайт выпускника РГГУ М. Бланка «Бамбук» (http://bambooo.ru), посвященный районам Юга Москвы (позже география расширилась. С 2012 года проект не ведется. Так же в Москве был известен проект «Большой Город. Районные Блоги». В социальных сетях обнаруживается большое число районных сообществ (охватывают почти все районы Москвы), однако, большинство из них трансформировались в доски объявлений. Интересно действующее гиперлокальное медиа Солнцева и Ново-Переделкина «Раенза» (http://raenza.ru).

скве и других российских городах-миллионниках культуры районных сообществ, участия жителей, кооперации, а так же проблемами монетизации подобных проектов. Тем не менее, гиперлокальные медиа являются важной и интересной платформой при трансмедийном повествовании в рамках информационно-коммуникативного пространства мегаполиса.

В социальных медиа выражен личный опыт реального взаимодействия аудиторий (жителей, туристов и др.) с городским пространством: отдельными событиями, местами. Хэштеги, геометки, тэги и другие инструменты систематизации информации в социальных сетях способствуют включению пользовательских сообщений в общее повествование.

Тематические пользовательские и институциональные медиа о городе - блоги, сайты, публичные страницы в социальных медиа, серии статей, книжные серии, альманахи и др. - затрагивают отдельные сюжетные линии в жизни города в прошлом и настоящем, истории, связанные с различными значимыми городскими персонажами, местами и другими объектами, находящиеся за рамками городской повестки дня СМИ. Такие проекты чаще всего посвящены культурному наследию мегаполисов, в большом разнообразии они представлены на он-лайн платформах1.

Мобильные цифровые медиа, основанные на геолокации и навигации включают пользователя в процесс взаимодействия с городом, способствуют узнаванию городского сюжета, встраивая в него аудиторию. Большинство таких медиа интерактивны, что также дают возможность пользователям делиться личным опытом отношений с городом в определённой пространственно-временной ситуации, дополняя городской сюжет.

Цифровые платформы, направленные на вовлечение аудитории в развитие города (сайты, приложения) (властные или активистские2). Нацеленные на формирование гражданского участия, они создают условия для обязательного включения аудитории в коммуникацию, что тоже приводит к развитию отдельных локальных сюжетных линий общего повествования внутри мегаполиса.

Безуловно, в общее разнообразие медиа в городском информационно-коммуникативном пространстве включены кино, мероприятия в реальном пространстве, книги - любые медиа, в которых городской сюжет развивается, дополняется; в котором прослеживается динамика живой городской истории. Трансмедийное повестсование создает целостную картину мира мегаполиса, делает мегаполис читаемым, открытым для взаимодействия.

1 Так, например, активно ведет свою работу в Москве медиа «Cozymoscow». представленное сразу на нескольких платформах: сайт, РасеЬоок, !г^адгат.

2 Например, властные - «Активный гражданин», «Чего хочет Москва?»; гражданский проект «Партизанинг».

Заключение

Очевидно, что важная роль в трансмедийном повествовании в коммуникативном пространстве мегаполиса отдана цифровым медиа. М. Паганони изучает потенциал интернет-медиа в сохранении и поддержании культурно-исторического наследия городов как опорной части городского брэндинга. Она подчеркивает важность гражданского повествования в этом процессе, возможности для которого представляют новые медиа [19]. М. Рива эксперт Европейской программы устойчивого развития городов URBACT, объяснят важность использования потенциала новых медиа в мегаполисах следующими факторами [20]:

новые медиа способствуют увеличению доли участия городского сообщества в городском развитии, помимо местных органов власти и основных стекхолдеров, так как в краудсорсинге нет «экспертов»;

они акцентирует прозрачность и подлинность городских историй, так как теперь они не транслируются исключительно группой выбранных экспертов, специализированными СМИ и агентствами. Таким образом повествование о городе осуществляется не только с официальной позиции.

новые медиа способствуют постоянному обновлению городского повествования. Рост числа «умных цифровых горожан» и их способности персонализировать опыт взаимодействия с городом и делиться им открывает новые возможности во многих аспектах городского развития.

Таким образом, трансмедийное повествование можно рассматривать не только как практику управления отдельными медиа-проектами в рамках информационно-коммуникативного пространства города, а как важную составляющую медиатизированного городского коммуникативного пространства. При этом появляются новые основания для изучения города, городской повестки дня, отношений мегаполиса и горожанина, а также регуляции социальных коммуникаций мегаполиса.

Список литературы:

1. НимЕ.Г. Анализ роли медиа в обществе: медиация vs медиатизация // Информационное поле современной России: практики и эффекты: Материалы IX международной научно-практической конф., 18-20 октября 2012 г. / Под ред. Р.П. Бакано-ва. В 2 т. Т. 1. Казань: Казан. ун-т, 2012. С. 316-324.

2. Urban World: Mapping the economic power of cities // McKinsey&Company. URL: http://www.mckinsey.com/global-themes/urbanization/urban-world-mapping-the-economic-power-of-cities (дата обращения: 01.08.2016).

3. Cities' share of global GDP up to 70% MehrNews. URL: http://en.mehrnews.com/ news/116067/Cities-share-of-global-GDP-up-to-70 (дата обращения: 01.08.2016).

4. Пичугина О.А. Новый урбанизм в современных политических коммуникациях// Вестник РГГУ. Серия «Политология. История. Международные отношения. Зарубежное регионоведение. Востоковедение». 2015. № 6(149). С. 36-43

5. Тимашков А.Ю. К истории понятия интермедиальности в российской и зарубежной науке // Zmogus ir zodis, issue: Literaturologija: Mokslo darbai. Vilnius: VPU leidykla. 2007, vol.9. С. 21-26.

6. ТишунинаН.В. Методология интермедиального анализа в свете междисциплинарных исследований// Методология в гуманитарного знания в перспективе XXI века. К 80-летию профессора М.С. Кагана. Материалы международной научной конференции, 18 мая 2001 г, Санкт-Петербург Symposium № 12. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. С. 149-153.

7. ИсагуловН.В. Интермедиальность в литературе: определение понятия // Интермедиальность и интермедии. Сайт Н.В. Исагулова. URL: http://www.intermediality. info/2013/05/blog-post_7.html (дата обращения 01.08.2016)

8. Jenkins, Н. Transmedia 202: Further Reflections // HenryJenkins.org. URL: http:// henryjenkins.org/2011/08/defining_transmedia_further_re.html (дата обращения 01.08.2016) (перевод мой - О.П.)

9. Gambarato, R. R., Lapina-Karatasiuk E. Transmedia Storytelling Panorama in The Russian Media Landscape//Russian Journal of Communication. Vol. 8. No 1, 2016. P. 1-16. (перевод мой - О.П.)

10. Jenkins, Н. Op. cit.

11. Пичугина О.А. Указ. соч.

12. Fuller M. Media Ecologies. Materialist energies in Art and Technologies. L.: MITPress, 2007. 280 р.

13. Lotman YM. Universe Of The Mind: A Semiotic Theory of Culture. Indiana University Press, 1990. Pages 191-203.

14. Зиммель Г. Флоренция // Логос. №3-4. 2002. URL: http://magazines.russ.ru/ logos/2002/3/zimmflor.html (дата обращения: 01.08.2016).

15. Зиммель Г. Венеция // Логос. №3-4. 2002. URL: http://magazines.russ.ru/ logos/2002/3/zimven.html (дата обращения: 01.08.2016).

16. Benjamin W. Moscow Diary. Harvard University Press, 1986. 160 р.

17. Lurie A. The Language of Houses. NY: Delphinium Books, 2015. 310 р.

18. Nomadic City That Rolls on Caterpillar Track by Manuel Dominguez// DeZeen Magazine. 25 11. 2013. URL: http://www.dezeen.com/2013/11/25/nomadic-city-caterpillar-tracks-manuel-dominguez/ (дата обращения 01.08.2016).

19. Paganoni, M. City Branding and New Media. UK: Palgrave Macmillan, 2015. 162 p.

20. Rivas, M. Communication Channels for the City: Old Formulas Revisited and New Paths URBACT. URL: http://urbact.eu/communication-channels-city-old-formulas-revisited-and-new-paths (дата обращения 01.08.2016)

■ ■ ■ TRANSMEDIA NARRATIVE IN URBAN COMMUNICATIONS

Author: PICHUGINA O.A.

PICHUGINA Olga Anatolievna, PhD in Philology, associate professor, Department of Advertising and Public Relations, Faculty of Marketing and Service, Institute of Sectoral Managment, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA).

Address: 84, Vernadskogo Prospekt, 119571, Moscow, Russia. E-mail: [email protected]

Abstract. The paper is devoted to research of intermediality in urbab information and communicative space. Special attention is paid to transmedia storitelling as the practice of intermediality . The transmedia narrative is considered not only as a way of the organization of different city communication projects, but as natural quality of urban information and communicative space. The author defines the transmedia narrative in urban communications, chracterizes the main urban media platforms, focuses an attention on an importance of digital media in urban transmedia narrative.

Key words: intermediality, transmedia storytelling, urban studies, media, new media.

References

1. Nim E. G. Analiz roli media v obshestve: mediatsiya vs mediatizatsiya// Informatsionnie pole sovremennoy Rossii: praktiki I effekty: Materialy IX Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konf., 18-20 oktabrya 2012/ Pod. Red. R.P.Bakanovoy. V 2 t. T.1. Kazan, 2012. S. 316-324. [Nim E. G. Analysis of the role of media in society: mediation vs mediatization. Information field of modern Russia: Practice and effects. Proceedings of the IX International scientific and practical conference. Vol. 1, Kazan, 2012. Page 316-324]

2. Urban World: Mapping the economic power of cities. McKinsey&Company. Available at: http://www.mckinsey.com/global-themes/urbanization/urban-world-mapping-the-economic-power-of-cities (accessed 01.08.2016).

3. Cities' share of global GDP up to 70%. MehrNews. Avaliable at: http://en.mehrnews. com/news/116067/Cities-share-of-global-GDP-up-to-70 (accessed 01.08.2016).

4. Pichugina O.A. Novyi urbanizm v politicheskih kommunikatsiyah//Vestnik RGGU. Seriya "Politologiya. Istoriya.Mezhdunarodnye otnosheniya. Zarubezhnoe regionovedenie. Vostokovedenie. 2015. № 6 (149). S. 36-43 [Pichugina O.A. New Urbanism in Modern Political Communications. RSUH/RGGU Bulletin. Series «Political Science. History. International Relations. Area Studies. Oriental Studies». 2015. Vol. 6 (149). Pages 36-43.]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Timashkov A.Y. K istorii ponyatiya intermedialnosti v rossiyskoy I zarubezhnoy nauki Zmogus ir zodis, issue: Literaturologija: Mokslo darbai. Vilnius: VPU leidykla. 2007. Vol.9. S. 21-26. [Timashkov A.Y On history of the notion of intermediality in the world science. Zmogus ir zodis, issue: Literaturologija: Mokslo darbai. Vilnius: VPU leidykla. 2007. Vol.9. Pages 21-26.]

6. Tishunina N.V. Metodologiya intermedialnogo analiza v svete mezhdistsiplinarnyh issledovaniy//Metodologiya gumanitarnogo znaniya v perspektive XXI veka. K 80-letiyu professora M. S. Kagana: Materialy mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii, 18 maya 2001 g. Sankt-Peterburg. Symposium № 12. Spb: Sankt-Peterburgskoe filosofskoe obshestvo, 2001. S. 149-153. [Tishunina N.V. Intermedia analysis in interdisciplinary researches. Methodology in Humanities in the perspective of XXI century. Proceeding of the International scientific conference. Symposium, vol. 12, Saint. - Petersbourg, 2001, pp. 149-153.]

7. IsagulovN.V. Intermedialnost v literature: opredelenie ponyatiya// Intermedialnost i intermidii. Sait N.V. Isagulova. URL: http://www.intermediality.info/2013/05/blog-post_7. html (data obrasheniya: 1.08.2016) [Isagulov N.V. Intermediality in literature. Intermediality

kommyhmkomrnq - communicology

and Intermedia. Avaliable at: http://www.intermediality.info/2013/05/blog-post_7.html (accessed 01.08.2016)]

8. Jenkins, H. Transmedia 202: Further Reflections. HenryJenkins.org. Avaliable at http://henryjenkins.org/2011/08/defining_transmedia_further_re.html (accessed 01.08.2016)

9. Gambarato, R. R., Lapina-Karatasiuk E. Transmedia Storytelling Panorama in The Russian Media Landscape. Russian Journal of Communication. 2016. Vol. 8. No 1. Pages 1-16.

10. Pichugina O.A. Op. cit.

11. Jenkins, H. Op.cit.

12. Fuller M. Media Ecologies. Materialist energiesin Art and Technologies. London, MITPress, 2007. 280 p.

13. Lotman YM. Universe Of The Mind: A Semiotic Theory of Culture. Indiana University Press, 1990. Pages 191-203.

14. Simmel G. Florentsiya // Logos. № 3-4. 2002. URL: http://magazines.russ.ru/ logos/2002/3/zimmflor.html (data obrasheniya: 01.08.2016). [Simmel G. Florence. Logos. No. 3-4. 2002. URL: http://magazines.russ.ru/logos/2002/3/zimmflor.html (accessed 01.08.2016).

15. Simmel G. Venetsiya// Logos. № 3-4. 2002. URL: http://magazines.russ.ru/ logos/2002/3/zimven.html (data obrasheniya: 01.08.2016). [Simmel G. Venice. Logos. No 3-4. 2002. URL: http://magazines.russ.ru/logos/2002/3/zimven.html (accessed 01.08.2016)]

16. Benjamin W. Moscow Dairy. Harvard University Press, 1986. 160 p.

17. Lurie A. The Language of Houses. NY: Delphinium Books, 2015. 310 p.

18. Nomadic City That Rolls on Caterpillar Track by Manuel Dominguez. DeZeen Magazine. 25 11. 2013. Avaliable at: http://www.dezeen.com/2013/11/25/nomadic-city-caterpillar-tracks-manuel-dominguez/ (accessed 01.08.2016).

19. Paganoni, M. City Branding and New Media. UK: Palgrave Macmillan, 2015. 162 p.

20. Rivas, M. Communication Channels for the City: Old Formulas Revisited and New Paths. URBACT. URL: http://urbact.eu/communication-channels-city-old-formulas-revisited-and-new-paths (accessed 01.08.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.