Интегративный подход в профессиональной подготовке будущего учителя музыки
Ермекбаев Али Акбергенович,
аспирант кафедры методологии образования, направления теория и методика, Национальный исследовательский Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского, Ali_ermekbaev@mail.ru
Многочисленные исследования (О.А. Абдулиной, В.А. Сласте-нина, Г.К. Париновой) показали, что профессиональная подготовка будущих специалистов является одной из важнейших проблем педагогической науки. Подготовка профессионального специалиста требует такие качества, как быстрая адаптация к часто меняющимся условиям международной конкуренции, свободно владеть своей профессией, быть готовым к постоянному профессиональному росту и мобильности. Потребность в учителе музыки актуально на сегодняшний день, который способен к продуктивной деятельности с обучающимися. Для профессиональной подготовки будущих специалистов все больше возрастает тенденция к синтезу знаний, что обусловлено возрастающим числом комплексных проблем, которые решаются на междисциплинарном уровне. Все больше ставится вопрос о формировании нового интегративного мышления, поэтому существует необходимость в создании новых программ, которые отражали современные идеи. Интегративный подход в образовательном процессе позволяет активизировать творческие способности, реализовать все функции обучения (образовательную, развивающую и воспитательную), которые находится в постоянной взаимосвязи. Ключевые слова: профессиональная подготовка, учитель музыки, образовательный процесс, интеграция, интегративный подход, межпредметные связи, деятельность, музыка, формирование, профессия, мастерство.
о
п ^
СО
сч
01
В современных условиях совершенствования образовательно-воспитательной практики в Казахстане, актуализируется потребность в учителе-музыканте как личности творческой, способной к продуктивной деятельности с подрастающим поколением, адаптированной к интеллектуальным потребностям общества, готовые к поиску эффективных средств взаимодействия и совокупных научных знаний.
Задачи, стоящие перед творческими вузами: подготовить профессиональных учителей музыки, выполнить научно-исследовательские и методические работы в области казахской и зарубежной музыки; подготовить научные и педагогические кадры; повысить квалификацию специалистов с новыми технологическими средствами.
Профессиональная подготовка, по мнению Б.Ф.Райского, является знание теории, психологии, и самокритичного анализа результатов, владение большим объемом знаний не только изучаемой дисциплины, но и смежных, владение широким кругозором знаний и навыков [4]. В.А.Сластенин, в своих исследованиях, делает большой акцент на формирование у будущих профессиональных специалистов необходимого объема теоретических знаний, которые в дальнейшем помогут выстроить их профессиональную деятельность [7]. При этом, будущий специалист должен больше заниматься самообразованием, принимать самостоятельно профессиональные решения, получать научные знания, легко ориентироваться в постоянно меняющимся информационном потоке.
В своих трудах И.А.Зимняя ранее отмечала, что формирование студента предполагает, прежде всего, обучить его умению планировать, учится, общаться и организовать свою деятельность [5]. И.В.Леонтьев, И.В.Страхов и др. в плане профессиональной подготовки выделяют вопросы формирование у будущих учителей культуру общения, которая способствует самореализация творческого потенциала[10].
В психологическом аспекте профессиональной подготовке выделяются следующие идеи: взаимосвязь теоретического и практического мышления, совместное выполнение деятельности, творческая деятельность и профессиональное направленность личности. В педагогической науке имеются различные подходы профессиональной подготовки будущих специалистов, но общим является социально и личностное направление педагогическо-
го процесса. В трудах О.А.Абдулиной сказано, что профессиональная подготовка будущих специалистов должна иметь всесторонние знания, умения по своей профессии, знания содержания, методов науки, практические умения [1]. Б.А.Сластенин по вопросам профессиональной подготовки учителей делает больше акцент на самостоятельную работу студентов, способные принимать профессиональные решения. Н.Ф.Талызина дополняет данный вопрос, акцентируя внимание на научно-экспериментальные подготовки. Г.К.Паринова - на результативность практической подготовки. Н.В.Кузьмина основывается на культуре педагогического общения [6].
Для успешной профессиональной подготовки необходим целенаправленный процесс приобретения знаний и умений (теоретический, практический, культурологический). Для теоретического процесса - это полноценное овладение научной -теоретической базой, для практического - реализовать теоретические знания практической деятельности. Практическая подготовка содержит комплекс методических, методологических и теоретических знаний, формирует организаторские, конструктивные, исследовательские и коммуникативные умения и навыки.
Практическая деятельность при анализе социально-психологических явлений состоит в том, что личность рассматривается как активный субъект, преобразующий социальное и природное окружение. Сама по себе деятельность - это вид человеческой активности, процесс реализации жизненных отношений в предметном мире и рассматриваемый, как «субъект-объект» [2].
Культурологическая подготовка отражает и выражает истинно культурный уровень, что имеет непосредственное отношение к проблеме профессиональной подготовки учителя музыки [6].
Невозможно освоить музыкальное искусство без нравственно-эстетического чувства и убеждения, без теоретических знаний и умений, практических навыков. Все это является неотъемлемой частью профессиональной подготовки учителя музыки, которые развивают творческие наклонности, определяют успех в музыкальной деятельности.
Главной целью является развитие духовности, взаимосвязь музыкальных ценностей, их созданием и сохранению. Культуру в музыке определяет любовь к музыке, ее жанров, умение слышать, чувствовать, умение видеть образы и ассоциации-все это должно прививаться с детства.
Будущему специалисту следует прививать музыкальный вкус целенаправленно, осваивать музыкально-культурные знания, умения и навыки, давать постоянно потребность в общении с музыкой. Умение решать педагогические и музыкально-познавательные задачи, являются показателем профессионального мастерства учителя музыки, его умение использовать все общепедагогические и специальные знания. Человек, с хорошо развитой музыкальной способностью и музыкальным слухом, чувством ритма, музыкальной памятью, эмоциональной чуткостью, может квалифицирова-
но вести уроки музыки. При этом учитель музыки должен знать дисциплины смежных наук, например, физиологию нервной системы, психологию, музыкальную эстетику, использовать их в практической деятельности, разбираться в том, что представляет собой музыкальные способности с научной точки зрения и постоянно развивать их. Также, во многом совершенствование музыкально-слуховых представлений, зависит от методов преподавания, которые помогут развить музыкальный слух, либо тормозить их. Так, например, восприятие, исполнительство и творчество должно осуществляться рефлекторно. До совершенства нужно оттачивать навыки пения по нотам, слушания музыки и исполнительство. В связи с этим, для учителя музыки, огромное значение имеет понимание самого процесса обучения, которое заключается в развитие способности в единстве с усвоением знанием и умением [9].
Профессиональная подготовка учителя музыки предполагает овладение им комплексом специальных знаний по предметам - историко-теоретическим, инструментального, дирижерско-хорового циклов, а также знаний специальных методик, музыкальной подготовки педагогики и психологи, эстетики. Повышение квалификации учителя по специальным дисциплинам должно стать своеобразной лабораторией, где он сможет постигать профессиональное мастерство: общепедагогическое, дирижерское, инструментальное, вокальное, исполнительское, музыковедческое, лекторское, исследовательское [12].
Профессия учителя музыки, представляет собой неразрывное единство педагогики и музыкального искусства, требующая больших способностей как общепедагогических, так и специальных. Развиваясь в процессе деятельности, способности оказывают взаимное влияние на саму деятельность, повышая ее качественный уровень, которая в свою очередь вызывает потенциальные способности. Предпосылками успешной деятельности являются его педагогические способности или профессионализм. Компонентами педагогических способностей можно выделить следующее: организаторские, конструктивные, коммуникативные, а также педагогическое воображение, педагогический такт, наблюдательность, требовательность [8].
Профессионализм учителя музыки предполагает организационно-педагогические условия:
-развитие интегративной активности студентов;
-единое образовательное пространство через интеграцию учебно-профессиональной, научно-исследовательской деятельности студентов;
-использование интегративного подхода при построении учебных курсов;
-применение форм и методов активного обучения [11].
Модернизация системы образования, требует от современного педагога, новых технологий и форм обучений. Интегративный подход вполне подходит требованиям времени с целью развития профессиональных и всесторонне развитых сту-
00 ^
0
сч
еч
01
дентов. Все это влияет на самосовершенствования профессионального образования, и учителей музыки в том числе, на потребность в их профессиональной подготовке, с творческим подходом к делу, с использованием новых технологий в своих материалах.
Отсюда профессионализм будущих учителей музыки, заключается в их постоянном самообразовании, свободно владеющими теоретическими умениями и навыками, так как музыка отличается тем, что в ней присутствует эмоциональность, художественные образы, звуковые выражения, что дает возможность объединения их в целостную картину восприятия[3].
В музыкальном образовании, интеграцию, нужно понимать как объединение потенциала отдельных дисциплин, различных тем, разделов.
Слово «интеграция», как общенаучное понятие прошло нелегкой путь от комплексно-проблемного обучения через организацию учебной работы на основе межпредметных связей в конце 20 века. В научных трудах И.Ф.Исаева, В.А.Сластенина и др., образовательный процесс представлен в виде целостной системы на основе межпредметной интеграции, что стало применяться в высшем профессиональном образовании и дало возможность обобщения и систематизации учебных дисци-плин[7].
Интеграция является процессом сближения и связи наук наряду с процессами дифференциации. Сам процесс представляет собой форму воплощения межпредметных связей на новом качественном уровнем обучения. Понятие «интеграция» может принимать два значения: создание целостной картины об окружающем мире; сближение предметных знаний. В первом случае интеграция представляется как цель обучения, во втором - средство обучения.
В сфере образования интеграция является одним из наиболее продуктивных и перспективных направлений, связанное с активным проявлением интеграции научных знаний. В связи с этим интеграция рассматривается, как одно из условий обобщения научных знаний, системности. Интеграция в образование дает качественно новый результат, новое целостное и системное образование, методологическую основу, которая служит философской идеи целостности человека.
Для профессиональной подготовки будущих специалистов все больше возрастает тенденция к синтезу знаний, что обусловлено возрастающим числом комплексных проблем, которые решаются на междисциплинарном уровне. Все больше ставится вопрос о формировании нового интегратив-ного мышления, поэтому существует необходимость в создании новых программ, которые отражали современные идеи [13].
Интегративный подход в формировании студентов вуза представляет собой совокупность приемов, процесс и результат взаимодействия его структурных составляющих, выражающееся его теоретико-практической подготовленности, и способствующее развитию всесторонней личности.
Интегративный подход в образовательном процессе позволяет активизировать творческие способности, реализовать все функции обучения (образовательную, развивающую и воспитательную), которые находится в постоянной взаимосвязи.
Интегративный подход в профессиональной подготовке будущих специалистов обеспечит эффективность преподносимого материала. Результатами интегративного подхода могут стать:
-систематизация знаний;
-комплексное применение знаний и умений;
-усиление познавательной активности обучающихся;
-достижение поставленной цели, результативности.
Интегративный подход - это своего рода методологическая стратегия, направленная на объединение всех звеньев образовательного процесса, выход на более высокий уровень качества.
Литература
1.Абдуллин, Э.Б. Связь педагогики музыкального образования с философией и науками / Э.Б. Абдуллин // Методология педагогики музыкального образования: учебник / под ред. Э.Б. Абдуллина. -М.: Академия, 2006. - С. 37-63.
2.Абдуллин, Э.Б. Теория музыкального образования / Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева. - М.: Академия, 2004. - 327 с.
3.Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. - СПб.: Питер, 2001. - 288 с.
4.Бабанский, Ю.К. Избранные педагогические труды / Ю.К. Бабанский. - М.: Педагогика, 1989. -558 с.
5.Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. - М.: МПСИ, 2010. - 448 с
6.Паринова, Г.К. Сущность продуктивного педагогического образования и его личностный смысл / Г.К. Паринова // Труды Педагогического института СГУ им. Н.Г. Чернышевского. - Саратов, 2001. - С. 113-125.
7.Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, E.H. Шиянов. - М.: Академия, 2004. - 576 с.
8.Рапацкая, Л.А. Музыкальное образование в России в контексте культурных традиций / Л.А. Ра-пацкая // Вестник Международной академии наук (русская секция). - 2007. - № 1. - С. 63-67.
9.Рахимбаева, И.Э. Профессионально-педагогическая компетентность субъектов высшего педагогического художественно-творческого образования как показатель эффективности управления его качеством / И.Э. Рахимбаева // Вестник МГУКИ. - 2008. - № 5. - С. 131-136.
10.Леонтьев А.Н. Анализ деятельности //Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. - 1983 №2. - С.9 -15.
11.Пурин В.Д. Профессиональная подготовка учителя музыки на основе принципа интеграции в педагогическом процессе / Автореферат дисс.канд. пед. Наук. М.: 2003.11с.
12.Шишлянникова Н.П. Музыкально- педагогическая подготовка как процесс формирования профессиональной компетентности будущего ба-
калавра // Изд-во: Педагогическое образование и наука. 2015,№1.С40-45.
13.Юсов Б.П., Сухова Т.И., Савенкова Л.Г. и др. Когда все искусства вместе... Полихудожественное развитие учащихся разных возрастных групп; пособие для учителя / под общ. ред. Б.П. Юсова. -М.: ИЦЭВ РАО, 1995.
14. Лукина Г.У. Майевтическая функция деятельности музыковеда // Инновации и инвестиции. 2014. №6. с.175-177
Integrative approach in the professional training of the future
music teacher Ermekbayev A.A.
National Research Saratov State University named after N.G. Chernyshevsky
Numerous studies (OA Abdulina, VA Slastenina, GK Parinova) have shown that professional training of future specialists is one of the most important problems of pedagogical science. The training of a professional specialist requires such qualities as quick adaptation to the often changing conditions of international competition, to master one's profession freely , to be ready for constant professional growth and mobility. The need for a music teacher is actual today, who is capable of productive activities with students. For the professional training of future specialists, the tendency to synthesis of knowledge is increasing, which is caused by the growing number of complex problems that are being solved at the interdisciplinary level. The question is raised increasingly about the formation of new integrative thinking, that is why there is a need to create new programs that reflect modern ideas. Integrative approach in the educational process allows to intensify creative abilities, realize all the functions of education ( developing and educational), which is in constant interrelation. Keywords: vocational training, music teacher, educational process, integration, integrative approach, interdisciplinary communications, activity, music, formation, profession, skills
References
1. Abdullin, E.B. Communication of pedagogics of music education
with philosophy and sciences / E.B. Abdullin//Methodology of pedagogics of music education: the textbook / under the editorship of E.B. Abdullin. - M.: Academy, 2006. - Page 37-63.
2. Abdullin, E.B. Theory of music education / E.B. Abdullin, E.V.
Nikolaeva. - M.: Academy, 2004. - 327 pages.
3. Ananyev, B.G. Chelovek as knowledge subject / B.G. Ananyev. -
SPb.: St. Petersburg, 2001. - 288 pages.
4. Babansky, Yu.K. Selected pedagogical works / Yu.K. Babansky.
- M.: Pedagogics, 1989. - 558 pages.
5. Winter, I.A. Pedagogical psychology. A. Zimnyaya. - M.: MPSI,
2010. - 448 with
6. Parinova, G.K. Sushchnost of productive pedagogical education
and its personal sense / G.K. Parinova//Works of the SGU Teacher training college of N.G. Chernyshevsky. - Saratov, 2001. - Page 113-125.
7. Pedagogics/VA. Slastenin, I.F. Isaev, E.H. Shiyanov. - M.: Academy, 2004. - 576 pages.
8. Rapatskaya, L.A. Music education in Russia in the context of
cultural traditions/L. A. Rapatskaya//Messenger of the International academy of Sciences (Russian section). - 2007. -No. 1. - Page 63-67.
9. Rakhimbayeva, I.E. Professional and pedagogical competence of
subjects of the higher pedagogical art and creative education as index of effective management of its quality / I.E. Rakhimbayeva//Messenger of MGUKI. - 2008. - No. 5. - Page 131-136.
10. Leontyev A.N. Analysis of activities//Bulletin of the Moscow university. Series 14: Psychology. - 1983 No. 2. - Page 9 - 15.
11. Purin V. D. Vocational training of the music teacher on the basis of the principle of integration in pedagogical process / the Abstract a yew. band. neg. Sciences. M.: 2003.11 pages.
12. Shishlyannikova N.P. Musical pedagogical preparation as process of formation of professional competence of future bachelor//Publishing house: Pedagogical education and science. 2015, No. 1.C40-45.
13. Yusov B.P., Sukhova T.I., Savenkova L.G., etc. When all arts together ... Polyart development of the studying different age groups; the manual for the teacher / under a general edition of B.P. Yusov. - M.: ITsEV of Russian joint stock company, 1995.
14. Lukina G.U. Mayevtic function of the activity of a musicologist // Innovations and Investments. 2014. No.6. p.175-177