ПЕДАГОГИКА
УДК 37.01
ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ИНЖЕНЕРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
© 2009 А.Л.Бусыгина1, Н.В.Чигина2
'Поволжская государственная социально-гуманитарная академия 2Самарская государственная сельскохозяйственная академия
Статья поступила в редакцию 20.07.2009
В статье представлен анализ понятия «культура» как фундаментальной формы человеческой деятельности на современном жизненном этапе. Основная проблема - формирование культурологической компетентности личности. Интегративный подход к решению проблемы формирования культурологической компетентности студентов, который может являться компонентом профессиональной подготовки специалистов как гуманитарного, так и негуманитарного профиля. В основе данной технологии лежит интегрированный курс под названием «Культуроведческий комплекс».
Ключевые слова: культурология, культурологическая компетентность, технология, педагогическая технология, интеграция, интегративный, гуманитарное мышление личности.
На современном этапе развития общества в стране происходят важные социально-экономические преобразования, которые неразрывно связаны с созданием новой образовательной парадигмы, где в качестве основополагающих принципов выступают культурологические и гуманистические ценности. Поэтому в условиях современной действительности одной из наиболее актуальных социальных проблем является формирование культурологической
компетентности личности.
Складывающийся сегодня новый тип общественных и экономических отношений требует появления личностей высокообразованных, широкомыслящих, с высоким уровнем самосознания и в то же время обладающих такими этическими и эстетическими качествами и критериями, которые основаны на эм-патии и толерантности к «Другому»: личности, культуре, религии. Для современной системы российского образования воспитание подобных личностей, к сожалению, является трудноразрешимой проблемой. Образовательные учреждения, в большинстве своем, поставляют обществу специалистов со сниженным уровнем этического и эстетического сознания, с культурными потребностями на уровне ценностей массовой культуры. С одной стороны, это неизбежный процесс: бурно развивающееся массовое общество нуждается именно в массовой культуре, но с другой стороны, необходимо признать невысокий
Бусыгина Алла Львовна, доктор педагогических наук, профессор, завкафедрой психологии. E-mail: busigin@radiant. ru
Чигина Нелли Владимировна, старший преподаватель кафедры иностранных языков Самарской государственной сельхоз академии. E-mail: chigina [email protected]
уровень преподавания гуманитарных и эстетических дисциплин во многих образовательных структурах.
Между тем культура как фундаментальная форма человеческой деятельности сегодня находится в центре внимания мирового сообщества, поэтому в мире растет значение гуманитарных наук, что, в свою очередь, на передний план выдвигает проблемы гуманитарного образования, его содержания, методов и принципов организации. К их числу можно отнести и проблему формирования культурологической компетентности студентов.
Понятие «культура» и его характеристики с разных позиций рассматривали мыслители на всех этапах развития цивилизации. И.Кант рассматривал «категорический императив» - всеобщий нравственный закон культурного развития. Г Гегель считал духовную культуру ступенью в развитии абсолютного духа. Русские философы В.С.Соловьев, Н.А.Бердяев, А.Ф.Ло-сев, П.А.Флоренский рассматривали вопросы культуры с религиозно-философских и идеа-листических позиций. В методологическом и теоретическом плане вопросы культуры рас-сматривались в трудах зарубежных и отечест-венных авторов: К.Г.Юнга, К.Хорни, А.Бергсона, А.Тойнби, О.Шпенглера, Ф.Гребнера, Л.Фробениуса, Р.Арага, Н.В.Гончаренко, П.С.Гу-ревича, Н.С.Злобина, С.Н.Иконниковой, Э.В.Ильенкова, Э.С.Маркарьяна, В.М.Межуева, Т.И.Ойзермана, М.С.Кагана, В.С.Библера и других.
Нами культура рассматривается как результат исторического развития общества, как особая реальность, которую студенты могут для себя открыть, познать и изучить, выявить ее механизмы и законы. Причем этот процесс познания необходим для повышения самосо-знания личности в обществе, для более глубокого понимания: что есть человек, как
оце-нивается личность в современном мире, в чем отличия между культурами разных народов мира.
Сегодня совершается переход от репро-дуктивной модели образования к гуманис-тической, культурно-ориентированной модели (В.С.Библер,
В.А.Сластенин, А.П.Валицкая, П.С.Гуревич, В.Е.Давидович, А.И.Арнольдов). Новая
образовательная модель направлена на открытие механизмов культурного совершен-ствования человека, реальных и конкретных спо-собов достижения этой цели. Решение многих проблем, связанных с гуманитаризацией обра-зовательного процесса, сводится к педагоги-ческой проблеме формирования культуроло-гической компетентности, основной смысл которой заключается в творческом усвоении и осмыслении всего ценного как в культуре собственного народа, так и в других культурах.
В самом определении «компетентность» заложена двойственность данного понятия, с одной стороны, как «правомочность» субъекта, а с другой -как его осведомленность в опре-деленном круге вопросов. Для нас компе-тентность важна не только с точки зрения количества и качества знаний и умений человека в какой-либо области, но и способности инди-вида эффективно, автономно и творчески делать что-либо, адекватно реагировать на возникновение в процессе деятельности различных неординарных ситуаций.
Другая составляющая понятия «культурологическая компетентность» - культурологическая - представляет собой производное слово от «культурология». Культурология - это наука о наиболее общих законах развития культуры как системы со сложной внутренней структурой, находящейся в постоянном развитии и взаимосвязи с другими системами и обществом в целом1.
Анализ и синтез идей разных авторов по исследуемой проблеме позволил нам сделать вывод о том, что под «культурологической компетентностью» (КК) следует понимать совокупность личностных характеристик, кото-рые можно разделить на три компонента: концептуальный, деятельностный и эмоцио-нально-нравственный. Единство этих характеристик позволяет человеку: 1) быть широко образованным, обладать знаниями в разно-образных областях духовной культуры челове-чества -концептуальный компонент КК; 2) ощущать себя объектом культурно-истори-ческого процесса в современном мире; быть способным к рефлексии, общаться с другими людьми, оперируя реалиями, обычаями, образами не только своего народа, но и других народов Земли - деятельностный компонент КК; 3) понимать закономерности развития культуры как процесса по созданию, сохранению и трансляции общечеловеческих ценностей - эмоционально-нравственный компонент КК.
Изучение уровня сформированности культурологической компетентности студентов сельско-
1 Уайт Л.А. Избранное. Эволюция культуры. - М.: 2004.
хозяйственного вуза показало, что высокий ее уровень характерен только для незначительной части сегодняшней молодежи. У других был отмечен низкий и средний уровень развития данной компетентности. Следовательно, необ-ходима организация специальной работы по формированию культурологической компетент-ности в процессе профессиональной подготовки специалистов различного профиля.
Методология формирования культурологической компетентности личности предполагает выяснение специфики гуманитарной мысли, направленной на понимание чужих смыслов, выявление их значения с целью овладения ими как единой логикой культуры; эта методология способствует толерантности мышления, разнообразию эстетических вкусов, уважению к непохожим друг на друга культурным достижениям прошлого и настоящего, учит проявлению эмпа-тии, умению видеть и находить возможности компромиссов в конфликтных ситуациях.
Одна из проблем современного образования сводится к многократному расщеплению единого мировосприятия и миропонимания, что стало следствием тотальной дифференциации знаний2. Дифференциация культурных сфер, выделение в отдельные области науки, искусства, религии привело к появлению множества отдельных дисциплин, направлений, профессий, специальных языков, социальных ячеек. Все богатство и многообразие знаний о природе, культуре, обществе, человеке, имеющееся в распоряжении человечества в конце XX столетия, невозможно уложить в учебные программы, составленные по перечисленному принципу. Необходимые и достаточные для построения целостной картины мира естественнонаучные, философские, социогуманитар-ные и художественно-эстетические знания необходимо выстраивать в предметные блоки, образующие динамическую целостность.
Вся мировая история — это процесс взаимодействия народов, каждый из которых обладал или обладает специфической системой ценностей и способом деятельности. В зависимости от того, насколько адекватно осознают люди ценности своей культуры и сопоставляют их с ценностями культур других народов, определяется и благополучие данного народа. Культура выступает, прежде всего, как исторически концентрированный опыт. Каждый человек превращает этот опыт в личностный смысл.
Взаимодействие культур - актуальная тема в условиях современной России и мира в целом. Она не менее важна, чем проблемы экономических и политических взаимоотношений между странами. «Культуру нельзя делить и поднимать в стране по частям. Культура составляет в стране известную целостность, и чем больше у культуры внутренних и внешних связей с другими культурами или от-
2 Бусыгин А.Г. Десмоэкология или теория образования для устойчивого развития. - Ульяновск: 2003.
дельными ее отраслями между собой, тем выше она поднимается» - писал Д.С.Лихачев3.
Развитие образовательных процессов в современном обществе, огромный опыт педагогических инноваций, результаты психолого-педагогических исследований постоянно требуют обобщения и систематизации, интеграции знаний различных научных областей. Одним из способов решения данной проблемы является технологический подход, применение понятия «технология» к сфере образования. Использование термина «технология» (греч. - «мастерство», «наука»), пришедшего в педагогику из производственной сферы, применительно к процессу обучения и воспитания в целом, становится все более правомерным, хотя и не совсем привычным и далеко еще не ясным. Словарь современного русского языка определяет «технологию» как совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве и искусстве. Педагогическая технология - это направление, которое ставит целью повысить эффективность образовательного процесса, гарантировать достижение учащимися запланированных результатов обучения. Суть технологического подхода - в поиске наиболее эффективного применения всех учебных средств, в отыскании оптимальной структуры учебного процесса.
Примером интегративного подхода к реше-нию проблемы формирования культурологи-ческой компетентности студентов является разработанная нами педагогическая технология, которая может являться компонентом профес-сиональной подготовки специалистов как гуманитарного, так и негуманитарного профиля. В основе данной технологии лежит интегри-рованный курс под названием «Культуро-ведческий комплекс», состоящий из трех спецкурсов: «Из истории мировой философской мысли», «История мировой культуры» и «Мифология и мифотворчество народов мира».
Концептуальные идеи разработанного нами интегрального курса заключаются в следующем.
1. Фундаментальной теоретической основой «Культуроведческого комплекса» является синтез идей, группирующихся вокруг понятия «диалог культур». В основу технологии заложены идеи следующих философов, педагогов, психологов: о С.И.Гессен. Образование как точное соответствие культуре, ибо образование - это культура индивида. Культура - цель существования современного человека, т.к. является «неисчерпаемым заданием» человечества. Вступление во всемирную историю - это соприкосновение с другими народами на почве культурного творчества через духовное столкновение с другим. Нужно приобщаться к чужому, чтобы обрести собственное «Я». С.И.Гессен рассматривал философию куль-
3 Лихачев Д.С. Культура как целостная среда // Новый мир. -1994. - № 8. - С. 3 - 8.
туры и философию образования как прикладную область педагогики4. o М.М.Бахтин. Идея полифонии, диалогичности культуры. По Бахтину: диалектика всегда абстрактный мертвый продукт диалога. Диалогическая полифония есть не снятие противоречия, а его модификация в процессе взаимного ком-
5
промисса .
o М.Бубер. Идея диалога «Я» и «Ты». Сфера отношений «Я» и «Ты»: жизнь с природой, жизнь с человеком, жизнь с духовными сущностями. Бытие есть диалог между Богом и человеком. Встреча «Я» и «Ты», в которой человек через «Ты» становится «Я» есть познание Другого как части себя. «Событие-встреча» - одно из главных положений в культурфилософии Мартина Бубера. Акт встречи и ответа дает в итоге постижение человеком космоса, создание эпоса и т.д. Философская антропология М.Бубера выводит личность за пределы индивидуализма и коллективизма: становление и самореализация «Я» в результате
встречи с «другим», в том числе, с другими куль-
6
турами .
o В.С.Библер. Идея обоснования логик диалога, логики культуры и диалога логик разных культур. Каждое понятие в XX веке может быть сформулировано как диалог взаимоисключающих логик. Концепция «школы диалога культур», которая представляет культуру как бытие на грани разных пониманий мира . 2. Реализация идей диалога культур - фундаментальной основы культуроведческого комплекса - в образовательном процессе высшей профессиональной школы осуществляется методом интегративного обучения. Поскольку термин «интеграция» в нашем исследовании имеет ключевое значение, стоит остановиться на нем подробнее. Понятие «интеграция» (лат. integer - целый) имеет как общий, широкий смысл, так и более специализированный узкий подход. «Восстановление, восполнение (от лат. integratio), состояние связанности отдельных дифференцированных частей и функций системы, организма в целое, а также процесс, ведущий к такому со-8
стоянию» .
Большая Советская энциклопедия, объединяя многовидовые процессы интеграции, констатирует: «это упорядоченный процесс объединения многого в единое»9. А.Маслоу в 1954 г. показал, что «интегра-тивным» (холитичным в терминах А.Маслоу) системообразующим понятием, «объединяющим» ученых
4 Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. - М.: 1995.
5 Бахтин ММ. Эстетика словесного творчества. - М.: 1979.
6 БуберМ. Два образа веры. - М.: 1995.
7 БиблерВ.С. От наукоучения к логике культуры. - М.: 1991.
8 Советский энциклопед. словарь. - М.: 1982. - С. 501.
9 Большая советская энциклопедия. - Т. 10. - М.: 1972. - С. 300 - 311
всех направлений, являются базовые потребности, испытываемые любым человеком10.
В социологии обнаруживается понятие «интеграция культурная»: «процесс углубления культурного взаимодействия и взаимовлияния между государствами, национально-культур-ными группами и регионами»11. Ее можно рассматривать «1) как достижение большего соответствия и согласованности между различными культурными установлениями, традициями, национальными формами культуры, между культурными наследием общества и новыми достижениями культуры; 2) как процесс утверждения единой системы ценностей, как живой, дружественный обмен между культурами на внутригосударственном или межгосударственном уровнях. В отличие от социальной интеграции интеграция культурная не предполагает «выравнивания» норм и ценностей культуры, достижения их единообразия»12.
Интегративный подход к педагогическому процессу характеризуется целостным воздействием на человека целостным педагогическим методом. Помимо содержания образовательного и воспитательного процессов данный подход подразумевает еще и знание соответствующих методик, форм, приемов работы преподавателя. Один из принципов интегра-тивной педагогики - формирование стиля отношений на основе уважения учащегося, признания ценности его личности, ее равноправия и свободы, создания обстановки коллективного творческого труда.
3. Основным фактором развития личности студента в процессе профессиональной подготовки является принцип формирования культурологической компетентности на основе развития гуманитарного мышления. Первоначально этот принцип осуществляется в форме развития интеграции познавательных интересов. На следующем этапе вступает в действие сам процесс воспитания гуманитарного мышления. «Гуманитарный тип мышления педагога реализует в образовании идеи приоритетной актуализации креативного начала человека, идеи непрерывного развития творческого потенциала личности в процессе обучения; ориентация учащихся на принципиально самостоятельное освоение новой информации, нового опыта с неокончательно установленными, воз-
13
можно, с неочевидными результатами» .
Гуманитарное мышление личности не может быть окончательно сформировано в пределах ни школьного, ни даже вузовского педагогического пространства, процесс его развития продолжается в течение всей жизни. Но в ходе работы по формированию культурологической компетентности можно развить и закрепить некоторые составляющие гуманитарного мышления: потребность самостоятельно думать, напряженно мыслить, стремление к интел-
10 Маслоу А.Г. Мотивация и личность. - СПб.: 1999. - С. 479.
11 Краткий словарь по социологии. - М.: 1988. - С. 90.
12 Там же.
13 Горшкова В.В. Педагогика диалога: инновационные образовательные технологии. - Комсомольск-на-Амуре: 1997. - С. 33.
лектуальному удовлетворению результатами деятельности, потребность в поиске новых источников знаний, в разнообразии ответов в решении проблемы, в умении ставить вопросы конкретного и абстрактного характера, способность к рефлексии с целью собственного продвижения в процессе обучения, способность к пониманию чужой позиции и умение аргументировано доказывать свою точку зрения, обладание интеллектуальной, эстетической и этической эмпатией и толерантностью и многое другое.
Процесс формирования культурологической компетентности студентов средствами преподавания «Культуроведческого комплекса» предполагает двухгодичный цикл обучения на протяжении четырех учебных семестров. Основой технологического процесса является меняющийся диалог культур. Знакомство с новой культурой не допускает забвения предшествующей, что достигается методом культур-но-педаго-гической диффузии. На процесс обучения проецируются особенности культуры и мышления различных исторических эпох. Основное содержание учебного материала составляет тематика культуры цивилизаций иудео-антично-христианского типа. Изучение материала происходит в форме последовательности основных этапов европейско-христианской культуры. Однако на первоначальном этапе обучения предусмотрены обширные и длительные экскурсы в культурно-исторические ареалы Востока (Азия, Африка), в мир доколумбовой Америки.
Сквозной вертикальный диалог культур позволяет учащимся увидеть, как древние культуры / цивилизации воспроизводятся в форме новых артефактов в проблематике культур XIX - XX, начала XXI веков. Горизонтальный диалог культур позволяет на протяжении всего цикла обучения обнаруживать сотрудничество или соперничество культур, их взаимодополнение, заимствование или, напротив, отторжение, антидиалог. Обучение в каждом учебном цикле ведется интегративным методом. Единый культуроведческий комплекс имеет четыре субструктуры, каждая из которых соответствует определенному историческому периоду, типу изучаемой культуры и изучается в одном семестре.
Содержание обучения в циклах:
1 семестр. Культура Древнего Востока (шумеро-аккадская цивилизация, Древние Египет, Индия, Китай, Япония). Античная культура (Древние Греция, Рим, эллинизм). Культура европейского средневековья. Древнерусская культура.
2 семестр. Культура первого периода Нового времени. Эпоха Возрождения (до конца XVII в.).
3 семестр. Культура Нового времени. Век Просвещения (XVШ - XIX вв.).
4 семестр. Культура XX века. Культура современного этапа XXI века.
Стержнем каждого субкомплекса учебного цикла является спецкурс «Из истории мировой философской мысли», с ним интегрируются спецкурсы «Ис-
тория мировой культуры» и «Мифология и мифотворчество народов мира».
Темой ведения диалога культур является рассмотрение логики освоения и понимания различными культурами единых ценностей: Бог, природа, человек, семья, общество, государство, эстетические и этические представления и т.п. Предпочтение отдается не учебникам (тем более что не каждый курс обеспечен учебными пособиями), а конкретным реальным текстам изучаемой культуры, и текстам, транслирующим основные мысли участников диалога данной культуры (философским и историческим исследованиям, искусствоведческим и эстетическим трактатам, культурологическим монографиям и т.п.). В свою очередь студенты создают свои тексты-интерпретации понятий, категорий, персоналий, аксиологических установок конкретной культуры (сочинения, рефераты и т.п.).
Организационные формы образовательного процесса довольно разнообразны: лекции, семинары, занятия «семинар-лекция», семинары-диалоги, лабораторные работы с первоисточниками (тексты, документы, мемуары, письма и т.п.), коллоквиумы, занятия с использованием информационно-коммуникационных средств обучения и т.д.
Результатом интегрированного обучения является овладение студентами многими абстрактными и конкретными понятиями и явлениями мировой культу-
ры, гуманитарной мысли, множественными образами мирового Логоса, которые традиционно присутствуют в стандартах учебных планов. Эти понятия и образы сливаются в единый Образ мировой культуры / цивилизации, сложившийся из всего конгломерата мировых культур / цивилизаций, который способствует пониманию «Другого», и это понимание, в свою очередь, порождает представление о диалоге культур, способствует развитию в самом широком смысле культурной толерантности.
Предлагаемая нами педагогическая технология предназначена для студентов негуманитарных специальностей. Она направлена на овладение культурологическими знаниями, на этическую, социальную, этническую, эстетическую совместимость с людьми иной национальности, культуры и религии, понимание и принятие общечеловеческих и культурных ценностей различных народов. Из этого следует вывод, что высокий уровень развития культурологической компетентности личности способствует исчезновению чувства пренебрежения к культурам других времен и народов, стремлению к компромиссу в межличностных отношениях и психологическому неприятию насилия как средства разрешения конфликтов, что весьма актуально в современных социально-политических условиях, существующих в мире.
INTEGRATIVE APPROACH TO CULTURAL COMPETENCE OF ENGINEERING STUDENTS
© 2009 A.L.Busygina1, NV.Chigma2°
'Samara State Academy of Social Sciences and Humanities 2Samara State Agricultural Academy
The article deals with the analysis of the «culture» concept as a fundamental form of a human activity at the modern life stage. The main problem is the formation of an individual cultural competence. The integrative approach to the problem of the cultural competence formation of students can be a component of training for both humanitarian and non-humanitarian profile students. The basis of this technology is an integrated course entitled «Cultural studies complex».
Key words: cultural studies, cultural competence, technology, educational technology, integration, integrative, human thinking person.
o
Busygina Alla Lvovna, D. Sc. in Pedagogics, Professor, Head of the Psychology department. E-mail: busigin@radiant. ru Chigina Nellie Vladimirovna, Senior lecturer of the Foreign languages department. E-mail: chigina [email protected]