Научная статья на тему 'Интегративные подходы при обучении математике учащихся с нарушением интеллекта'

Интегративные подходы при обучении математике учащихся с нарушением интеллекта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
355
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интегративные подходы при обучении математике учащихся с нарушением интеллекта»

1949. N«3

переформулировано таким образом, что материала непосредственно после его одни студенты смогут выполнить его с помощью алгоритма, другие — при помощи общих указаний, тогда как третьи будут полностью самостоятельно искать решение.

5. В одной самостоятельной работе целесообразно представить задания различных типов, что позволит выявить, кто из обучаемых затрудняется при выполнении заданий того или иного типа.

6. Используя все разнообразие типов самостоятельных работ, можно избежать существующего в практике преподавания перекоса, когда наибольшее их число приходится на закрепление изложенного

изучения и на проверку знании учащихся, хотя использование самостоятельной работы плодотворно и при изучении нового материала, и при его закреплении, а также при контроле успеваемости.

7. Назначение самостоятельной работы — развитие познавательных способностей, инициативы в принятии решений, творческого мышления. Поэтому, подбирая задания, надо свести к минимуму шаблонное их выполнение.

8. Необходимо обеспечить сочетание разнообразных видов самостоятельной работы и управление самим процессом деятельности.

О. А. БИБИНА, аспирант кафедры методики преподавания математики Мордовского гос пединститута им. М. Е. Евсевьева

ИНТЕГРАТИВНЫЕ ПОДХОДЫ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

В настоящее время из-за экологических, экономических и других неблагоприятных факторов окружающей среды происходит увеличение количества детей с отклонениями в развитии, с нарушениями в эмоционально-волевой и личностной сферах, сфере познавательных процессов. Все это накладывает свои „отпечатки" на процесс интеграции аномальных детей в систему нормальных общепризнанных человеческих отношений в обществе. Отсюда одной из задач специальной (коррекционной) школы для детей с нарушением интеллекта является создание условий, необходимых для мак-

симальной реализации возможностей детей данной категории, содействие подготовке их к самостоятельной жизни, социальному интегрированию и социальной реабилитации.

Освоение учебных дисциплин, в частности математики, в специальной школе для интеллектуально неполноценных детей с учетом интегративных подходов предполагает значительно более глубокую, чем в массовом образовании, дифференциацию и индивидуализацию обучения, особую организацию образовательной среды, осуществление межпредметных связей в обучающем процессе.

© О. А. Бибина, 1*999

35

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Дифференцированное обучение математике школьников с нарушением интеллекта создает предпосылки для понимания каждым учеником цели, значения изучения и роли той или иной математической темы. Процесс усвоения математического материала становится доступным каждому ребенку в классе. Требования же к знаниям, умениям и навыкам учащихся напрямую зависят от уровня их развития.

Средством достижения дифференцированного подхода в обучении математике является использование в педагогиче-

и

ском процессе практических упражнении. Причем должен осуществляться не просто подбор упражнений для сильных, средних и слабых учеников, а построение системы упражнений, предусматривающей „пошаговое" обучение, поэтапное наращивание трудностей. Использование упражнений различной степени трудности, от более легких до усложненных, позволяет создать для каждого учащегося ситуацию успеха, являющуюся необходимым фактором в обучении школьников с нарушением интеллекта, так как она позволяет ученикам увидеть результат своей деятельности, ощутить его практическую значимость, научиться критически относиться к нему.

Важным условием дифференцированного обучения математике учащихся с интеллектуальной недостаточностью является обеспечение их мыслительной активности на всех этапах усвоения знаний, начиная с чувственного восприятия и заканчивая процессом обобщения.

Активизация мыслительной деятельности при формировании математических знаний может быть достигнута посредством упражнений с различными наглядными пособиями, например с готовыми чертежами, плакатами, схемами, моделями геометрических фигур, изготовленными из различных материалов, с шарнирными моделями и др. При выполнении таких упражнений математические понятия образуются в мышлении детей с помощью чувств; наблюдения и действия над „конкретным" преобразуют чувственные восприятия в формы, не зависящие от конкретного, переводя их в форму абстрактных обобщений. Следовательно, опора на конкретные наглядные пособия создает благоприятные условия для формирования математических абст-

ракции у школьников с нарушением интеллекта, тем самым происходит развитие мышления учеников: от нагляднодейственного к наглядно-образному, а от наглядно-образного к словесно-логическому.

Помимо упражнений с наглядными пособиями активизации мыслительной деятельности учащихся способствуют упражнения занимательного характера. Интеллектуально неполноценные школьники особенно откликаются на интересное, необычное, новое, дающее выход эмоциям. Упражнения занимательного характера могут использоваться как во время урока математики, создавая положительный фон деятельности, располагающий к изучению материала, так и во внеурочное время (математические КВНы, вечера математики и др.), вызывая у учащихся интерес к урокам математики, показывая их значимость и необходимость.

Доступность, занимательность упражнений позволяет сделать процесс обучения математике действенным, ориентированным на личность каждого ребенка в классе. В ходе выполнения практических упражнений школьники учатся работать самостоятельно, привносить в деятельность элементы творчества. У учащихся появляется стремление добывать новые знания, активно участвовать в обсуждении темы урока. Подобная организация процесса обучения математике максимально содействует реализации потенциальных возможностей ребенка с Интел лектуальной недостаточностью, ста-новлению его личности. Происходит развитие пространственного восприятия школьников, всех видов мышления, речи, памяти.

Обучение математике с учетом интегративных подходов предполагает использование межпредметных связей. Практикой доказано, что математика имеет благоприятные возможности для объединения знаний по нескольким предметам: географии, истории, черчению, ручному и профессиональному труду и др. Так, например, на уроках математики школьники знакомятся с понятием отрезка, с его конкретно-чувственной базой. Это позволяет им в дальнейшем на уроках истории усвоить такую абстракцию, как „отрезок исторического времени", а на уроках географии понять термин „отре-

зок пути" и др. При этом важно показать учащимся, что основное свойство отрез-ка, иметь длину, не изменилось, но длина в перечисленных случаях измеряется либо годами, либо километрами. Следовательно, межпредметные связи позволяют соединить, интегрировать приобретенные знания в единую систему. Сформированные на уроках математики вычислительные, измерительные, чертежные и другие навыки необходимы ученикам на уроках черчения, естествознания, при работе в мастерских, на производстве, при решении жизненно-практических задач. Комплексное усвоение учебных дисциплин способствует эффективному обу-

чению детей с нарушением интеллекта в условиях специальной школы, формированию всесторонне развитой личности.

Таким образом, построение процесса обучения математике учащихся с интеллектуальной недостаточностью на основе интегративных подходов создает условия для творческого поиска учителя и развития творческих способностей учеников, позволяет организовать совместную деятельность учителя и учащихся, направленную на приобретение школьниками знаний и способов деятельности, необходимых для дальнейшей самостоятельной жизни в обществе.

Е. А. РЯБУХИНА, старший преподаватель кафедры САПР МГУ им. Н. П. Огарева

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АЛГОРИТМИЧЕСКИХ СТРУКТУР ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ

Характерной чертой современного этапа развития общества является информатизация, в том числе информатизация образования. Последняя предполагает обеспечение сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования информатиза-ционных и коммуникационных технологий, способствующих развитию интеллектуального потенциала обучаемого, формированию умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно-учебную и экспериментально-исследовательскую деятельность.

В настоящее время изучение специальных технических дисциплин приобретает качественно новый характер в связи с внедрением в учебный процесс новых технологий, основанных на применении вычислительной математики при изучении процессов и явлений специальных областей знания. Соответственно возникает проблема взаимосвязи вычислительной математики как специфического раздела математики со специальными техническими курсами, такими, как „САПР". „Математическое моделирование технических объектов44, „АСУ", и

© Е. А. Рябухина, 1999

37

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.