Т. А. Санникова
(Самара)
ИНТЕГРАТИВНЫЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
В статье дана педагогическая интерпретация категории «содержание обучения», выделены основополагающие подходы к определению его состава и функций, построена модель интегративного учебного плана профильного класса
Большинство авторов отмечают, что сущность содержания образования состоит в том, что оно выступает как социальная цель, социальный заказ общества системе образования. В. В. Краевский отмечает, что необходима педагогическая интерпретация этой категории, которая состоит в определении зависимости объема и структуры проектируемого содержания образования от закономерностей обучения и реальной специфики средств, с помощью которых педагог делает содержание образования достоянием обучаемого [1: 35-53].
В настоящее время наиболее распространены следующие подходы к определению содержания образования [2: 8-10].
Информационный подход трактует содержание образования как педагогически адаптированные основы наук, изучаемые в школе. Этот подход направлен на приобщение школьников к науке и производству, но не к полноценной самостоятельной жизни в обществе. Игнорируется развитие качеств личности, человек выступает как «производительная сила» в ряду средств производства.
Рецептивно-отражательный подход представляет содержание образования как совокупность знаний, умений и навыков, результат усвоения которых ученик должен применять в окружающем человека мире. Предполагается, что на этой основе -без анализа всего состава человеческой культуры, развития творческого начала личности - человек сможет адекватно жить и действовать внутри существующей социальной структуры.
Конструктивно-деятельностный подход - под содержанием образования понимают педагогически адаптированный соци-
альный опыт человечества, изоморфный, то есть тождественный по структуре (не по объему), человеческой культуре во всей ее структурной полноте. Проявления этой концепции разнообразны и представляют отказ от авторитарного манипулирования учащимися, ориентацию на всестороннее развитие, освобождение творческой энергии каждого человека и эмоционально-ценностных отношений. Мировоззренческая функция концепции заключается в усвоении и принятии школьниками системы общечеловеческих ценностей. В этом случае школьное образование, во-первых, готовит и адаптирует ученика к реальной жизни, во-вторых, позволяет активно действовать и преобразовывать окружающий мир.
И. Я. Лернер и М. Н. Скаткин дополняют содержание образования с позиции культуры как «педагогически адаптированную систему знаний, навыков и умений, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-волевого отношения, усвоение которой призвано обеспечить формирование всесторонне развитой личности, подготовленной к воспроизведению (сохранению) и развитию материальной и духовной культуры» [3: 103]. В этом контексте содержание образования представляет собой цели обучения, выраженные педагогическим языком. Оно является фактором, обусловливающим обучение как систему, и выступает в четырех ролях - цели, средства обучения, объекта усвоения, результата обучения.
Кроме того, исследователи рассматривают содержание образования по составу, функциям и структуре. Состав содержания образования является педагогической интерпретацией поставленных обществом со-
циальных целей образования, а частные педагогические цели выступают на каждом уровне как элементы состава содержания. Специфичны на каждом выделенном уровне будут и функции содержания образования, которые, в свою очередь, определяют его структуру.
Содержание, методы, приемы, технологии современного образовательного процесса должны быть направлены на раскрытие и использование субъективного опыта каждого ученика и подчинены становлению личностно-значимых способов познания через организацию целостной учебной деятельности. Усвоение учебных знаний, таким образом, из целей превращается в средства саморазвития ученика с учетом его жизненных ценностей и реальных индивидуальных возможностей.
Многие ученые (И. Я. Лернер, В. С. Лед-нев, Т. И. Шамова, Т. М. Давыденко и др.) обращаются к содержанию опыта личности и в общих чертах представляют его следующими компонентами:
- когнитивным (знаниевым), включающим в себя представления, понятия и
др.;
- операционным (технологическим), в структуру которого входят операции, приемы, правила выполнения действий (умственных и практических);
- креативным (творческим), содержащим опыт творческой деятельности;
- аксиологическим (ценностным), характеризующимся личностными смыслами, ценностями, установками.
Организация многопрофильного обучения на основе интеграции содержания общего и профессионального образования предполагает, что школой создаются профильные классы на старшей ступени обучения, учебный план которых содержит профильные предметы, изучаемые в учреждении профессионального образования по данной специальности, а набор элективных курсов содержит специальные программы, ориентирующие на определенную специальность.
По договору с учреждением профессионального образования составляется интегрированный учебный план профильного класса. Базовые учебные предметы вводятся в учебный план согласно Базисного
учебного плана (БУП) 2004 года. В число профильных учебных предметов и элективных курсов могут быть включены некоторые профильные дисциплины из учебного плана профессионального учебного заведения. Часто за счет этого сокращается срок обучения данной группы в учреждении профессионального образования после окончания школы. Данные учебные предметы могут преподаваться преподавателями учреждения профессионального образования и на его базе.
Профильный класс после окончания общеобразовательной школы в основном переходит на обучение в это учреждение профессионального образования. Однако это совсем не означает, что выпускники данного профильного класса не могут попытаться поступить в вузы, а в случае успешного поступления обучаться в них. Основная же часть выпускников данного профильного класса окажется отдельной группой профессионального заведения.
Нами разработана модель интегративного учебного плана профильного класса школы.
В этой модели обязательными базовыми курсами являются: «русский язык», «литература», «иностранный язык», «математика», «история», «физическая культура», а также интегрированный курс «обществоз-нание» для физико-математического, естественно-научного и технологического профилей, «естествознание» - для гуманитарного, филологического и социально-экономического профилей.
Профильные общеобразовательные учебные предметы определяют специализацию каждого конкретного профиля обучения. Так, «физика», «химия», «биология» являются профильными курсами в естественно-научном профиле; «литература», «русский» и «иностранные языки» - в филологическом профиле; «обществоведение», «право», «экономика» и др. - в социально-экономическом профиле и т.д.
Совокупность базовых и профильных общеобразовательных курсов определяет состав федерального компонента базисного учебного плана. Предметы, определяющие профиль обучения и обязательные для изучения, определяются школой. Например, для экономического профиля это мо-
гут быть математика для экономистов, деловой русский язык, деловой английский (немецкий, французский и др.), информатика для экономистов, технология для экономистов, практика в банковских и коммерческих структурах (после окончания 10 класса).
Если профильный учебный предмет называется традиционно: «математика», «физика», «химия», «биология», «МХК», - то нетрудно подобрать программу и учебники «повышенного» содержания. В случае, если профильный учебный предмет является одной, более углубленно изучаемой частью школьных предметов, например, «экономика», «программирование», «геология», «экология», «молекулярная биология», «история мировой культуры» или называется нетрадиционно для школы, например, «основы агрономии», «радиотехника», «основы менеджмента», «парикмахерское искусство», «рисунок», «живопись» и т.д., то следует ориентироваться на государственный стандарт и программы начального, среднего и даже высшего профессионального образования. Это предусматривается в некоторых примерных учебных планах возможных профилей, приводимых в «Федеральном базисном учебном плане и примерных учебных планах для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» [4: 34-37].
В интегрированном учебном плане в профильном компоненте могут изучаться некоторые профильные дисциплины из учебного плана учреждения профессионального образования, тем самым может быть сокращено время обучения в профессиональном учебном заведении. Программы этих предметов составляются на основе стандартов профессионального образования.
Например, профильный компонент для специализации «Декоративно-прикладное искусство» составляют литература и МХК, история мировой культуры, рисунок, живопись. Профильный компонент для специализации «Парикмахерское искусство» - химия, биология, парикмахерское искусство, психология общения.
Элективные учебные предметы в интегративном учебном план являются «надстройкой» профильного учебного предме-
та. Такие курсы могут «поддерживать» изучение основных профильных курсов на заданном профильным стандартом уровне. Например, элективный курс «Математическая статистика» сопровождает изучение профильного курса экономики, служит для внутрипрофильной специализации обучения и для построения индивидуальных образовательных траекторий.
Элективные курсы направлены на удовлетворение познавательных интересов за рамками выбранного ими профиля. Например, школьник гуманитарного профиля может выбрать курс «Компьютерные коммуникации» или «Социальная экология», а школьник из технического профиля захочет расширить свои знания, изучив курс «Советская литература ХХ века» или «Зарубежная фантастика». Данная функция элективных курсов позволяет включать в их содержание материал профильных предметов профессионального учебного заведения. Например, курсы «Народные художественные промыслы», «Народный орнамент», «Художественные изделия из соломки», «Художественные изделия из лозы», «Резьба по дереву» и другие - в декоративноприкладном профиле, курсы «Эстетика», «Основы косметологии», «Художественный дизайн» и др. - в профиле «Парикмахерское искусство».
Поскольку элективные курсы ориентированы на удовлетворение запросов конкретных групп учащихся, то можно допустить определенную корректировку интегративной программы, которую учитель может осуществить исходя из своих профессиональных возможностей, интересов и особенностей состава учащихся. Другая особенность программ элективных курсов заключается в том, что они жестко не определяют обязательный для изучения объем учебного материала, поскольку содержание итогового контроля (по возможности более интересного, необычного) определяется самим учителем. Темп изучения элективного курса может быть адекватен реально складывающейся ситуации: на чем-то задержались ввиду особого интереса учащихся, что-то рассмотрели бегло, а какой-то материал вовсе выпустили.
Процесс интеграции мы рассматриваем как взаимопроникновение содержания раз-
личных дисциплин для целенаправленного формирования у обучающихся разносторонней, комплексной системы научных представлений о различных явлениях материального мира.
Наша задача - найти пути интеграции содержания различных предметов общеобразовательного и профессионального блоков и построения единого образовательного пространства в целях удовлетворения образовательных и профессиональных потребностей обучающихся. Осуществляя интеграцию учебного материала общеобразовательного и профессионального блоков, педагогический коллектив работает во всех уровнях интеграции содержания образования: целостности, дидактического синтеза, межпредметных связей. Интеграция осуществляется с опорой на ведущие факторы образовательного процесса: цели обучения, специфику обучения, уровень обученности, установленные межнаучные и межпредметные связи. Кроме того, интеграция требует структурировать учебный материал так, чтобы учащиеся успешно ориентировались в новой предметной ситуации, а также учились локальному переносу уже имеющихся у них знаний.
Системообразующим фактором интеграции содержания образования общеобразовательного и профессионального блоков мы выбрали продуктивную деятельность как первый шаг к профессиональной. Именно продуктивная деятельность является
стержнем, связывающим теоретические знания и практические умения, общеобразовательные и специальные дисциплины. Продуктивная деятельность обладает всеми качествами системообразующего фактора, а именно: приближенностью к реальной жизни, доступностью для обучающихся, способностью повлиять на развитие мышления, деятельности или личности в целом, способностью обеспечить индивидуальное развитие обучающихся. Мир профильной школы должен быть адекватен содержанию жизнедеятельности учащихся, а не научному содержанию условной структуры научных дисциплин.
Опыт научно-педагогической работы показывает, что интеграция содержания образования способствует интенсификации процесса обучения, уплотнению содержания учебного материала, установлению связей и зависимостей содержания обучения с методами учебной деятельности, что значительно развивает познавательный интерес школьников.
В процессе реализации интегративного учебного плана осуществляется интеграция общего среднего и профессионального образования на разных уровнях. Индивидуальные образовательные траектории через использование различных педтехнологий и средств обучения включают в себя развивающие ресурсы как общего среднего, так и профессионального образования.
Литература
1. Краевский В. В. Дидактический подход к построению теории содержания общего среднего образования // Советская педагогика. - 1982. - №3. - С.35 - 53.
2. Краевский В. В. Содержание образования: вперед к прошлому. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - С.8-10.
3. Лернер И. Я., Скаткин М. Н. Задачи и содержание общего и политехнического образования // Дидактика средней школы / Под ред. М. Н. Скаткина. - М.: Просвещение, 1982. - С.103.
4. Вестник образования России. - 2004. - № 8. - С. 34-37.