Научная статья на тему 'ИНТЕГРАТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ИНТЕГРАТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интегративное образование / система образования / кадры органов прокуратуры Российской Федерации / сотрудник органов прокуратуры / междисциплинарные и внутридисциплинарные связи / integrative education / education system / personnel of the Prosecutor's office of the Russian Federation / an employee of the prosecutor's office / interdisciplinary and intra-disciplinary relations

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Басинский Андрей Михайлович

В статье рассматривается вопрос интегративного образования как важной составляющей системы подготовки кадров ддя органов прокуратуры Российской Федерации. Анализируются современные тенденции развития юриспруденции и необходимость обеспечения качественной подготовки специалистов для службы в органах прокуратуры. В работе представлены основные принципы интегративного образования, его особенности и возможность использования в практике обучения кадров для органов прокуратуры. Также в настоящее время стоит вопрос формирования компетенций и навыков у будущих сотрудников, которые позволят эффективно решать задачи в рамках своей профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the issue of integrative education as an important component of the personnel training system for the Prosecutor's Office of the Russian Federation. The article analyzes the current trends in the development of jurisprudence and the need to provide high-quality training of specialists for service in the prosecutor's office. The paper presents the basic principles of integrative education, its features and the possibility of using it in the practice of training personnel for the prosecutor's office. Also, at present there is a question of forming competencies and skills of future employees that will allow them to effectively solve tasks within their professional activities.

Текст научной работы на тему «ИНТЕГРАТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Педагогика

УДК 347.962

кандидат педагогических наук Басинский Андрей Михайлович

Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Университет прокуратуры Российской Федерации» Крымский юридический институт (филиал) (г. Симферополь)

ИНТЕГРАТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. В статье рассматривается вопрос интегративного образования как важной составляющей системы подготовки кадров доя органов прокуратуры Российской Федерации. Анализируются современные тенденции развития юриспруденции и необходимость обеспечения качественной подготовки специалистов для службы в органах прокуратуры. В работе представлены основные принципы интегративного образования, его особенности и возможность использования в практике обучения кадров для органов прокуратуры. Также в настоящее время стоит вопрос формирования компетенций и навыков у будущих сотрудников, которые позволят эффективно решать задачи в рамках своей профессиональной деятельности.

Ключевые слова: интегративное образование, система образования, кадры органов прокуратуры Российской Федерации, сотрудник органов прокуратуры, междисциплинарные и внутридисциплинарные связи.

Annotation. The article deals with the issue of integrative education as an important component of the personnel training system for the Prosecutor's Office of the Russian Federation. The article analyzes the current trends in the development of jurisprudence and the need to provide high-quality training of specialists for service in the prosecutor's office. The paper presents the basic principles of integrative education, its features and the possibility of using it in the practice of training personnel for the prosecutor's office. Also, at present there is a question of forming competencies and skills of future employees that will allow them to effectively solve tasks within their professional activities.

Key words: integrative education, education system, personnel of the Prosecutor's office of the Russian Federation, an employee of the prosecutor's office, interdisciplinary and intra-disciplinary relations.

Введение. Тенденции развития российского государства подчеркивают значение повышенных требований к деятельности различных силовых ведомств основой которых являются правоохранительные органы. Они образуют своего рода базис правовой системы Российской Федерации. Особое значение в системе правоохранительных органов уделяется органам прокуратуры, на которые по своим функциональным обязанностям возлагаются такие функции как: -осуществление надзорной деятельности во всех направлениях деятельности общества и государства; - координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью; - уголовное преследование, в том числе поддержание обвинения в суде; - надзор за законностью содержания заключенных под стражей [6].

На сегодняшний день структура профессионального образования подготовки кадров органов прокуратуры недостаточно отражает особенности деятельности современной системы прокуратуры. Преобразования в укладе жизни общества, которые происходят на протяжении последних десятилетий, когда наша страна противостоит агрессии со стороны недружественных стран, направленной на создание барьеров для ее развития, предъявляют более высокие требования к носителям любой профессии - их патриотическому, интеллектуальному, нравственному и профессиональному уровню развития [1, С. 3]. В частности, такие характеристики являются основой образования подготовки кадров для органов прокуратуры РФ, которая предполагает формирование сотрудника как личности и использование им полученных навыков для решения профессиональных задач.

Изложение основного материала статьи. Увеличение внимания к уровню профессиональной подготовки обусловлено интегративными тенденциями, которые сформировались в современном мире. Благодаря их изучению становится реальным усиление подготовки кадров для органов прокуратуры РФ за счет изучения не только общности в целом, как единого механизма, но и определенных личностных характеристик, влияющих на формирование профессионального базиса будущих специалистов.

В результате изучения различных образовательных систем и процессов обучения становится однозначно понятно, что проблема методологических изысканий в XXI веке для всех образовательных систем заключается в поиске способов преодоления противоречий между устоявшимися и современными тенденциями наступающей культурной эпохи. Эти тенденции требуют от человека все более глубокого погружения в философию многомерного мира и формирования тотально нового мышления, основанного на принципах гуманистической культуры мира [4, С. 94].

В настоящее время опыт практики в системе обучения кадров доя органов прокуратуры РФ децентрализован и не структурирован. Важно отметить, что недостаточное внимание уделено модели подготовки на основе патриотической, научной, учебно-методической литературы, которая формирует междисциплинарные интеграции среди ведущих специальных дисциплин: («Прокурорский надзор», «Осуществление прокурорского надзора за соблюдения прав и свобод гражданина»; «Уголовное право»; «Уголовный процесс»; «Гражданский процесс»: «Гражданское право»; «Арбитражный процесс»; «Административное судопроизводство»; «Административное право», «Юридическая психология», «Физическая подготовка»).

Активизация изучения интегративных тенденций в образовании также связана и с созданием нового облика прокурорского работника, требований к нему - всесторонне развитого специалиста, способного на протяжении осуществления своей профессиональной деятельности к процессу самопознания, включающего самовоспитание и самообучение. Особая роль уделяется воспитанию кадров органов прокуратуры РФ, которое должно включать в себя гражданское, нравственное и патриотическое. В настоящее время развитие педагогической науки и практики позволяет усилить работу в данном направлении.

Исследованием профессионального образования правоохранительных органов занимались такие ученые как: Авдонкин B.C., Александрова Д.А., Безрукова B.C., Будило И.В., Яковлев И.П., Кириллова Н. П., Бжевского Д.О., Лодыженская И.И., Диордиева О.Н, Жевлаковича С.С., Данилюк А.Я., Краевский В.В., Бобренев В.А., Гивишвили Г.В., Закатова В.В., Талалова Л.Н., Колонтаевской И.Ф., Стойко Н.Г., Марданова Д.Р., Попова Н.Ф., Усова A.B., Берулава М.Н., Загвязинский В.И., Князева Б.Н., Чепиков М.Г., Старченко С.А., Горбатенко Г.В., Бфимкина C.B., Ткаченко Б.В., Фоменко В.Т.

Однако все еще недостаточно изученными остаются вопросы, раскрывающие содержание и структуру модели интегративного образования подготовки кадров для органов прокуратуры РФ, а также междисциплинарных связей для системы профессионального обучения.

Традиционная стандартная форма профессионального обучения включает в себя изучение всех основных функций специальных дисциплин по отдельности. Однако, проведя опрос будущих кадров правоохранительной системы, можно сделать вывод, что большая часть обучающихся не имеют представления о интегративных занятиях, связывающих важнейшие специальные дисциплины, для создания условий готовности к осуществлению своих профессиональных обязанностей. При этом именно междисциплинарное обучение представляет собой комплекс специализированных дисциплин, которые играют ключевую роль в формировании профессиональных навыков, необходимых для применения норм закона на практике, составления нормативных документов и эффективного выполнения оперативно-служебных задач. Междисциплинарные занятия также способствуют развитию психологической устойчивости после физических и психологических нагрузок, способности к анализу и прогнозированию всевозможных ситуаций, осознанию вероятных итогов непрофессиональной деятельности [2, С. 66].

Следствием преуменьшения роли интегративного образования является тот факт, что работники и обучающиеся в организациях прокуратуры РФ, получив знания не могут в полной мере применить их на практике; не готовы к тому уровню физической, психологической и эмоциональной нагрузки, которая ложиться на них во время осуществления своей профессиональной деятельности; не способны к оценке ситуации, прогнозированию ее разрешения; патриотическое образование имеет поверхностный подход без использования в процессе обучения; физическая подготовка основывается только на общей подготовке, специальная физической подготовки основанная на знании приемов самообороны не изучается.

Заметим, что интегративный подход к созданию межпредметных и внутрипредметных связей не только способствует целостному пониманию каждого изучаемого предмета будущими специалистами, но и способствует развитию мотивации к самостоятельному мышлению, а также обеспечивает качественно новую перспективу как образовательной, так и научно-исследовательской деятельности [3].

Комплексный подход к профессиональному ведомственному образованию будущих кадров организации должен оказывать содействие при возрождении института патриотизма с помощью воспитания высокой нравственности и толерантности, создании отвечающей исторической действительности культурно-информационной среды.

Так, на базе Университета прокуратуры Российской Федерации в учебный процесс внедряются междисциплинарные занятий с основой на интегративное обучение используя профильные и дополнительные дисциплины: (профильных: физическая подготовка, административное право, прокурорский надзор, педагогика и психология прокурорской деятельности, история государства и права, юридическая психология и дополнительных: первоначальная огневая подготовка; специальная физическая подготовка; первоначальная медицинская подготовка; первоначальные навыки строевой подготовки).

Стоит отметить, что необходимо развивать и применять при подготовке кадров для органов прокуратуры РФ креативно-акцентные системы обучения. Креативно-акцентные системы являются гибкими интегративными системами, представляющими собой круг технологий обучения, упорядоченных по применению организационных и процедурных компонентов обучения и контроля, а также методов управления процессом обучения для обеспечения достижения заданного результата в подготовке кадров [5].

Рассматривая интегративное образование в процессе подготовки кадров для органов прокуратуры РФ, необходимо отметить, что креативно-акцентная система должна раскрываться с учетом культурно-творческой и мировоззренческой направленности процесса образования [4, С. 96].

В научной литературе выделяют несколько типов мировоззрения, однако в контексте исследования интегративного образования необходимо остановится на правовом мировоззрении. Выработка правового мировоззрения будущих специалистов и работников органов прокуратуры РФ заключается в формировании правовой культуры и воспитании патриотизма.

Выводы. Интегративный подход к подготовке кадров органов прокуратуры РФ необходим для регенерации культурной и духовной составляющей жизни общества, благодаря воспитанию нравственности и толерантности, созданию отвечающей исторической действительности культурно-информационной среды.

Таким образом, применение интегративной профессиональной системы обучения, как качество дальнейшей эффективной профессиональной деятельности, необходимо довести до самоцели процесса обучения кадров для органов прокуратуры РФ.

Следовательно, образовательные программы профессионального обучения кадров для органов прокуратуры РФ необходимо подвергать изменениям для создания устойчивой интегративной системы в структуре подготовки сотрудников. Хорошо подготовленный, умеющий применить знания и соотнести характеристики работник и обучающийся в организациях прокуратуры РФ представляет собой хранителем верховенства закона, безопасности жизни и здоровья граждан Российской Федерации.

Литература:

1. Басинский, A.M. Формирование готовности сотрудников органов внутренних дел к осуществлению охранной функции в процессе профессиональной подготовки: автореферат дис. кандидата педагогических наук: 13.00.08 / A.M. Басинский. - Калининград. -2018. -24 с.

2. Лупырь, В.Г. Междисциплинарная интеграция в служебно-боевой подготовке курсантов образовательных учреждений МВД России / В.Г. Лупырь, Д.В. Литвин // Научный вестник Омской академии МВД России. - 2012. - № 1(44). -С. 65-68

3. Мещерякова, Е.И. Интегративный подход к подготовке специалистов для органов внутренних дел / Е.И. Мещерякова / Общественная безопасность, законность и правопорядок в III тысячелетии. -2015.-№1-1.-С. 55-62

4. Мещерякова, Е.И. Интегративные тенденции в подготовке специалистов для органов внутренних дел / Е.И. Мещерякова // Вестник ВИ МВД России. - 2014. - №4. - С. 93-98

5. Мещерякова, Е.И. Формирование культуры самостоятельной деятельности в креативно-акцентных системах обучения: монография / Е.И. Мещерякова. - Воронеж: Изд-во Воронеж, гос. унта, 2003. - 128 с.

6. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202-1 - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_262/ (дата обращения: 10.10.2023)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.