Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПРАВОСОЗНАНИЯ ПРОКУРОРСКИХ РАБОТНИКОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ'

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПРАВОСОЗНАНИЯ ПРОКУРОРСКИХ РАБОТНИКОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
449
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / ПРОКУРАТУРА / ВОСПИТАНИЕ / ПАТРИОТИЗМ / ПРАВОСОЗНАНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Исаев Илья Денисович

Статья посвящена актуальному вопросу деятельности органов прокуратуры - формированию профессионального правосознания прокурорских работников. Рассмотрены действующие нормативные правовые акты в сфере воспитательной работы органов прокуратуры, а также методы и формы ее осуществления. Предложены варианты по совершенствованию патриотического воспитания прокурорских работников, а также более эффективная модель его правового регулирования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE FORMATION OF PROFESSIONAL LEGAL AWARENESS OF PROSECUTORS IN MODERN CONDITIONS

The article is devoted to the topical issue of the activities of the prosecutor's office - the formation of professional legal awareness of prosecutorial staff. The current regulatory legal acts in the field of educational work of the prosecutor's office, as well as methods and forms of its implementation are considered. The options for improving the patriotic education of prosecutors are proposed, as well as a more effective model of its legal regulation.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПРАВОСОЗНАНИЯ ПРОКУРОРСКИХ РАБОТНИКОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

ПРОКУРОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УДК 340.114.5

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПРАВОСОЗНАНИЯ ПРОКУРОРСКИХ РАБОТНИКОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Аннотация: статья посвящена актуальному вопросу деятельности органов прокуратуры - формированию профессионального правосознания прокурорских работников. Рассмотрены действующие нормативные правовые акты в сфере воспитательной работы органов прокуратуры, а также методы и формы ее осуществления. Предложены варианты по совершенствованию патриотического воспитания прокурорских работников, а также более эффективная модель его правового регулирования.

Ключевые слова: правоохранительные органы, прокуратура, воспитание, патриотизм, правосознание.

FEATURES OF THE FORMATION OF PROFESSIONAL LEGAL AWARENESS OF PROSECUTORS IN MODERN CONDITIONS

Исаев Илья Денисович Саратовская государственная юридическая академия

Институт прокуратуры Россия, Саратов ilya_73 @outlook.com Isaev Ilya Saratov State Law Academy Institute of Public Prosecutor's Office

Russia, Saratov

Annotation: the article is devoted to the topical issue of the activities of the prosecutor's office - the formation of professional legal awareness of prosecutorial staff. The current regulatory legal acts in the field of educational work of the prosecutor's office, as well as methods and forms of its implementation are considered. The options for improving the patriotic education of prosecutors are proposed, as well as a more effective model of its legal regulation. Key words: law enforcement agencies, prosecutor's office, education, patriotism, legal awareness.

Самым простым и распространенным определением правосознания является следующее: «Правосознание — это одна из форм общественного сознания, отражающая общественные отношения, которые регулируют или должны быть урегулированы нормами права, чье содержание и развитие обусловливается условиями существования общества» [1, с. 141].

В теории права не сложилось единого понимания правосознания прокурорских работников как самостоятельного подвида профессионального правосознания, что затрудняет выработку конкретных рекомендаций по совершенствованию механизма защиты прав человека.

В современных условиях возрастают требования, предъявляемые к уровню профессионального правосознания юристов, в том числе прокурорских работников, призванных обеспечивать соблюдение и защиту прав граждан. От уровня профессионального правосознания напрямую зависят нормотворческий и правоприменительный юридические процессы в российском государстве, что определяет его особую роль в юридической практике.

Кроме того, прокурорский работник обязан обладать высоким уровнем правовой активности. Опираясь на мнение Н.И. Матузова о правовой активности [2], определяем данное правовое явление как «позитивное правовое поведение в целях формирования единого правого пространства, укрепления законности и правопорядка». Только высокий уровень правосознания может

гарантировать правовую активность, так как грамотный работник будет осуществлять служебную деятельность добросовестно, ориентируя на это и коллег, и граждан, которые обращаются в прокуратуру (объясняя им законность или незаконность чьих-либо действий), и поднадзорные объекты (используя акты прокурорского реагирования как инструмент устранения нарушений и укрепления правопорядка).

Актуальность исследования подтверждает позиция Генеральной прокуратуры РФ о необходимости уделять повышенное внимание морально-патриотическому воспитанию прокурорских работников, которая выразилась в издании приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 14.09.2022 г. № 510 «Об утверждении концепции совершенствования системы государственно-патриотического воспитания в прокуратуре Российской Федерации» [6] (далее - Концепция). В приказе описываются цели и задачи воспитательной деятельности, а также методы ее осуществления. Стоит подчеркнуть, что объектами государственно-патриотического воспитания, согласно п. 1.4 Концепции являются не только действующие прокурорские работники, но и студенты, обучающиеся по договорам о целевом обучении с органами прокуратуры Российской Федерации. Данная концепция опирается и на нововведенные в преамбулу Конституции Российской Федерации положения о почитании памяти предков, любви и уважения к Отечеству. Также можно заметить, что Генеральный прокурор России ориентирует на проведении мероприятий, связанных с увековечением памяти о Великой Отечественной войне. Особой целью указанных положений является формирование у работников прокуратуры мировоззрения на основе высокого уровня культуры и правосознания, нацеленного на противостояние деструктивным действиям, направленным на оскорбление патриотических чувств, попытки фальсификации российской и мировой истории, искажения и забвения исторической правды и памяти, духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, норм морали, защиту от негативного информационно-

психологического воздействия. Данная Концепция в полной мере отвечает существующему запросу общества на консолидацию в защиту историко-культурных ценностей нашего государства. Кроме того, если прокурорский работник разделяет патриотические ценности, то совершение противоправных действий (дисциплинарных проступков, коррупционных преступлений), то есть деяний, противных воли государства, будет противоречить его же моральным принципам. Следовательно, делаем вывод об обоснованности существования Концепции и необходимости ее дальнейшего развитий путем разнообразия методов патриотического воспитания, которые соотносятся с современными реалиями.

Прокуратура Российской Федерации - это правоохранительный орган государства, состоящий из высокопрофессиональных юристов. Так, согласно ч. 1 ст. 40.1 Федерального закона от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» [5] (далее - ФЗ «О прокуратуре РФ»), прокурорами могут быть граждане Российской Федерации, получившие по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам высшее юридическое образование, и обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности. Данное положение определяет основные требования к прокурорским работникам, необходимые для эффективной реализации функций прокуратуры и подчеркивает сам статус органов прокуратуры, так как зачастую, элемент самоопределения (в нашем случае соотношения себя с сообществом прокуроров) во многом отражается при формировании не только социальной культуры человека, но и правовой. Необходимость соблюдения высоких требований к себе как к участнику профессионального сообщества положительно влияет на воспитание должного правового поведения.

Среди форм правовоспитательного процесса, применяемых в системе органов прокуратуры, реализуются такие как: 1) правовая пропаганда; 2) правовое обучение; 3) организованная юридическая практика.

Обратим внимание, что к средствам правовой пропаганды прокурорских работников относят семинары, лекции, круглые столы по проблемным вопросам правоприменительной практики.

С целью повышения правовой культуры прокуроров существуют и письменные источники правовой информации: информационные письма, обзоры правоприменения, обзоры изменений федерального законодательства, обобщения работы прокуратур, печатные средства массовой информации, которые являются официальными источниками опубликования нормативных правовых актов - «Российская газета», «Парламентская газета», «Собрание законодательства Российской Федерации», также и обзоры судебной практики - «Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации». В прокуратуру каждого уровня направляются специализированные научные издания, учредителями которых выступает Генеральная прокуратуры России: журналы «Законность», в котором в том числе публикуются все издаваемые приказы Генерального прокурора, «Прокурор», «Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации», «Следственная практика», «Криминалист», а также методические рекомендации по совершенствованию прокурорского надзора, разрабатываемые научными сотрудниками Университета прокуратуры Российской Федерации.

Прокуратурой Российской Федерации реализуются и средства правового самовоспитания своих работников. Особенной формой является выполнение индивидуальных заданий, которые направляются определенным работникам нижестоящих прокуратур. Как правило, это практические вопросы, но возможны и теоретические задачи. Далее выполненное задание отправляется в вышестоящую прокуратуру. На основе проверки заданий издается

информационное письмо с анализом допущенных ошибок при выполнении подобных заданий.

В качестве одной из форм правового воспитания в органах прокуратуры реализуется и правовое обучение. Заметим, что правовое обучение будущие прокурорские работники проходят, еще будучи студентами, так как получение юридического образования уже предполагает сформированный базовый уровень профессионального правосознания. Кроме того, в силу ч. 1 ст. 41 ФЗ «О прокуратуре РФ», проводится аттестация прокурорских работников для определения соответствия прокурорских работников занимаемой должности и в целях повышения квалификации, укрепления служебной дисциплины. Прокурорские работники регулярно проходят программы повышения квалификации со сдачей экзаменов. Данная деятельность определяется приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 22.12.2021 г. № 774 «О системе подготовки кадров, дополнительного профессионального образования работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации» [7], в котором Генеральный прокурор приказывает уделять особое внимание развитию у молодых специалистов навыков прокурорской деятельности, обеспечивать индивидуальное планирование профессиональной подготовки, совершенствовать институт наставничества.

Повышение квалификации является важным институтом правового воспитания, особенно в условиях информатизации общества, которая влияет на скорость реакции законодателя на изменяющиеся социальные процессы в обществе. Быстрота изменений законодательства проявляется в принятии новых нормативных правовых актов.

Предполагаем, что повышение квалификации, направленной на улучшение навыков работы со специализированными информационными системе при тренде цифровой трансформации органов прокуратуры, также косвенно влияет на повышение уровня правосознания прокурорского работника. Объясним тем, что в переходный период цифровой трансформации

работники должны заполнять отчетные данные, как на бумажном носителе, так и на цифровом. В связи с этим, если работник умеет грамотно работать с информационными системами, ему не нужно уделять значительную часть своего рабочего времени техническим аспектам работы, и он может больше времени уделять изучению действующего законодательства, правоприменительной практики, научных работ.

В целях улучшения профессиональных, деловых и личных качеств прокурорского работника приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 17.03.2010 г. № 114 утверждены и введены в действие Кодекс этики прокурорского работника Российской Федерации и Концепция воспитательной работы в системе прокуратуры Российской Федерации [8], формами реализации которой являются семинары, лекции, доклады и их обсуждение, индивидуально-воспитательные беседы, наставничество, самообразование. Основным отличием концепции государственно -патриотического воспитания и концепции воспитательной работы в органах прокуратуры является то, что последняя направлена на формирование именно высоконравственного профессионального правосознания, первая же в основном декларирует воспитание долга и уважения к Отечеству. Кроме того, приказ Генерального прокурора РФ № 114 выделяет несколько направлений воспитательного процесса: 1) профессиональное (то есть непосредственно профессиональное правосознание); 2) историко-патриотическое; 3) психологическое (эмоциональный аспект правосознания занимает значительную роль в его развитии). Выделение именно данных направлений напрямую связано с особенностями прокурорской деятельности, которые проявляются в, во-первых, правоприменении, во-вторых, служении обществу и государству, в-третьих, интенсивной моральной нагрузке.

Однако, стоит заметить, что нормы Концепции совершенствования системы государственно-патриотического воспитания в прокуратуре Российской Федерации в некоторых случаях дублируют нормы приказа

Генерального прокурора РФ № 114, следовательно, считаем целесообразнее издание качественного правового акта в форме приказа Генерального прокурора Российской Федерации, который будет включать в себя и патриотические методы воспитания, и профессиональные (то есть содержащие положения о способах повышения профессионального правосознания), чтобы избежать возникшего дублирования.

Кодекс этики прокурорского работника содержит достаточное количество норм, направленных на формирование положительных психологических компонентов профессионального правосознания, так как обязывает прокурора бороться с любыми нарушениями закона, принимать эффективные меры к защите прав и свобод человека и гражданина. Также Кодекс запрещает вмешиваться в деятельность других государственных органов, используя свое служебное положение. Подобные аспекты предполагают развитие благоприятной эмоциональной стороны правосознания, так как воспитывают чувство справедливости и веры в закон. Между тем, эмоциональная сторона правосознания очень важна, так как в случае ее слабости, правоприменитель склоняется к противоправным действиям и ошибочным решениям. Если у прокурорского работника имеется низкий уровень нравственно этических качеств, происходят грубые нарушения — к примеру, прокурорские работники допускают выборочность при соблюдении российского законодательства, а также имеют пренебрежительность по отношению к выполнению процессуальных предписаний [3]. Все это приводит к тому, что прокуратура пренебрегает своей основной функцией — надзором за исполнением законов.

С.О. Курбатов отмечает, что «субъекты права, обладающие низкой правовой культурой либо характеризующиеся ее отсутствием, нередко стремятся к получению и овладению знанием права, но не в целях правового самовоспитания, а в целях возможности оправдания нарушения прав посредством использования пробелов в законе» [4, с. 21]. Данное высказывание

в полной мере отражает значимость высокого уровня правосознания прокуроров.

Для выявления качества служебных и моральных критериев, а также возможности развития профессионализма необходимо изучение социальной природы правосознания прокурорских работников.

В заключение, отметим, что прокурорская деятельность предполагает активную творческую роль правосознания субъекта. В широком смысле творческий аспект проявляется в изучении и применении нужных правовых норм, а в узком смысле в подготовке актов прокурорского реагирования, которые не имеют установленного образца. Ежедневно прокурорские работники усваивают новые знания в юридической практике. В органах прокуратуры уделяется значительное внимание повышению правосознания своих работников, что подтверждается наличием приказов Генерального прокурора, а также разработанными в них методами и формами развития навыков прокурорской деятельности. Прокурорские работники, безусловно, обладают всеми необходимыми знаниями, которые отвечают современным требованиям правовой науки.

1. Ильин, И. А. Собрание сочинений: В 10 т. Т. 4 / Сост. и коммент. Ю. Т. Лисицы, - М.: Русская книга. - 1994. - 624 с.

2. Теория государства и права : учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальности "Юриспруденция" / Н. И. Матузов, А. В. Малько ; Саратовский филиал ин-та государства и права Российской акад. наук. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - Москва : Юристъ, 2007. -

3. Дружина, О. С. Нравственно-этические аспекты поддержания государственного обвинения / О. С. Дружина. - Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XV Междунар. науч. конф. (г.

Список литературы

540 с.

Казань, декабрь 2020 г.). - Казань : Молодой ученый, 2020. - С. 59-62. - URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/384/16176/ (дата обращения: 06.12.2022).

4. Курбатов, С. О. Прокуратура России как субъект правовоспитательного процесса // Вестник Пермского университета. - Юридические науки. - 2014. -№2 (24). - С. 18-26. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prokuratura-rossii-kak-subekt-pravovospitatelnogo-protsessa (дата обращения: 06.12.2022).

5. Федеральный закон от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (ред. от 20.10.2022) // СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 06.12.2022).

6. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 14.09.2022 г. № 510 «Об утверждении концепции совершенствования системы государственно-патриотического воспитания в прокуратуре Российской Федерации»// СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 06.12.2022).

7. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 22.12.2021 г. № 774 «О системе подготовки кадров, дополнительного профессионального образования работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 06.12.2022).

8. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 17.03.2010 г. № 114 «Об утверждении и введении в действие Кодекса этики прокурорского работника Российской Федерации и Концепции воспитательной работы в системе прокуратуры Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 06.12.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.