DOI 10.7442/2071-9620-2018-10-4-17-24
УДК 378.14 ББК 74.480.25
О.Л. Карпова
(Уральский социально-экономический институт (филиал) ОУП ВО «Академия труда и социальных отношений», г. Челябинск, Россия) А.А. Найн, В.В. Логинов, А.Я. Найн
(Уральский государственный университет физической культуры, г. Челябинск, Россия)
ИНТЕГРАТИВНО-МОДУЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
В статье приведена дидактическая модель и структурно-содержательные характеристики приоритетных образовательных блоков интегративно-модульной технологии обучения студентов вуза физической культуры, которые являются важным средством развития познавательной активности обучающихся. Анализируются отличительные особенности интегративно-модульной технологии от традиционно используемых образовательных технологий в системе обучения, где студенту преподносят учебную информацию в объяснительно-иллюстративной форме, формулируется авторское определение понятия «познавательная активность обучающихся».
Ключевые слова: модульная технология обучения, студенты вуза физической культуры, интегративно-модульная технология обучения студентов, интегративно-модуль-ная программа, познавательная активность обучающихся, учебный элемент, модуль.
O.L. Karpova | а
(Ural Social - Economic Institute (branch), g
«Academy of Labor and Social Relations», Chelyabinsk, Russia) A.A. Nain, V.V. Loginov, A.Ya. Nain
(Ural State University of Physical Culture, Chelyabinsk, Russia)
INTEGRATIVE MODULE TEACHING/LEARNING TECHNOLOGY AS A TOOL TO DEVELOP COGNITIVE ACTIVITY OF PHYSICAL CULTURE HIGHER SCHOOL STUDENTS
* &
<u о
ср ^
о о
„ <u
CO ï
<u го
Т СО
ю ш
о ш
к О
о <и
^ 3
х ^
X "
<u s
к
о
ro o
A didactic model and structural as well as content characteristics of priority educational | | blocks of integrative module teaching/learning technology, that are an important tool to
develop cognitive activity of students, for physical culture higher school students are presented. ? o
Distinctive features of the integral module technology are analyzed, to distinguish it from the | i
traditionally used educational technologies in the teaching/learning system where the learning ro ro
information is presented to the student as explanation and illustration. Authors' definition of £ | "student's cognitive activity" is formulated.
Keywords: module technology of teaching/learning, students of physical culture higher school, integrative module technology of teaching students, cognitive activity of students, learning element, module.
CO X
к <
CD О
О
с; m m
ro
x
<
< ro"
Ш
о с
го ^
с:
Высокая значимость и одновременно актуальность изучаемой проблемы инте-гративно-модульного обучения студентов вуза физической культуры вызвана необходимостью дидактического анализа различных исследований к ее современному осмыслению. Как известно, в науке каждый термин должен обладать определенным смысловым содержанием, которое наиболее точно отражает сущность понятия. Это важно, хотя бы уже в соответствии с общеизвестной истиной: «Прежде чем дискутировать о чем-то, надо договориться о терминах» (М.А. Чошанов) [8, с. 59-60].
В психолого-педагогической литературе, в том числе и по физической культуре, имеется большое количество определений ключевой дефиниции данной публикации «познавательная активность субъекта». Наиболее востребованным сегодня в обществе является потребность в людях творческих, инициативных, мобильных в будущей трудовой деятельности, умеющих гибко адаптироваться в постоянно меняющихся жизненных ситуациях. Исходя из этого, познавательную активность следует понимать как процесс и результат выбора личностью собственной образовательной позиции, целей и средств саморазвития в конкретных жизненных обстоятельствах. Смысловое содержание познавательной активности обучающихся заключается в обретении и проявлении субъектом внутренней свободы, в выявлении и утверждении индивидуальной позиции в проблемных ситуациях, когда студент оказывается перед необходимостью альтернативного выбора и принятия важных решений.
Так, например, В.И. Жуков выделяет важные признаки, характерные для любого проявления познавательной активности, в которых просматривается субъектная позиция личности [3, с. 59-
61]. Проблема развития познавательной активности обучающихся была предметом изыскания в работах многих отечественных ученых (О.В. Башариной, В.П. Беспалько, ЛИ. Божович, И.Г. Захаровой, В.А. Козыревой, А.Н. Вакурина, М.А. Чошанова) и таких зарубежных авторов, как К. Беннет (Ирландия), Д. Сад-кер (Голландия), Л. Зайверт и М. Вебер (ФРГ), К. Кельберер (США), Р. Мертон, Э. Полек, М. Милак и др.
В психолого-педагогической литературе имеет место большое количество различных авторских технологий. Условно их, по мнению М.А. Чошанова, можно классифицировать на две группы: традиционные и инновационные. Инновационные (от англ. innovation) - это явные изменения, привнесенные во внутри образовательную систему, иными словами, которые существуют в дидактической системе за счет ее собственных, привносимых извне позитивных резервов [8, с. 24-25].
Традиционные технологии обучения - это технологии, сконструированные на основе классно-урочной организации и объяснительно-иллюстративного способа обучения студентов. Применяются они зачастую по традиции, не очень задумываясь об эффективности прогнозируемого результата обучения. По своей дидактической цели эти технологии ориентированы в большинстве своем на усвоение знаний, а не на развитие познавательной активности обучающихся и представляют собой, по мнению А.Н. Вакурина, дидактические приемы авторитарной педагогики [2, с. 41-42].
Интегративно-модульная технология по содержанию и форме призвана оказать человеку помощь в получении знаний самостоятельно; уметь интегрировать эти знания для достижения более значимого, важного результата. Этого, к сожалению, нельзя получить в процессе
традиционной системы обучения, когда студент уже привыкает к тому, что ему могут привнести знания в готовом виде. Если же в процессе обучения используются различные интегративно-модуль-ные технологии обучения, то каждый обучающийся вовлекается в активную индивидуальную и групповую познавательную деятельность, учится гибко адаптироваться в изменяющихся жизненно-образовательных ситуациях, критически прогнозировать и предварять события, способен осознавать, где и каким образом приобретаемые им новые компетенции могут быть использованы в собственно-прогнозируемой, практико-ориентированной деятельности.
Интегративность, как известно, отражает важные тенденции развития общества на пути преобразования психолого-педагогических трендов; как явление, интегративность аккумулирует специфику всех образовательных дисциплин и, по мнению Э.Ф. Насыровой, являющихся по сути своей интегрированными [6, с. 24-27]. Кроме того, Л.В. Львов и О.В. Бащарина подчеркивают, что «высокий уровень интегративности взаимодействия субъектов образовательного процесса позволяет повысить познавательную активность по всем видам взаимодействия» [5, с. 39].
Основная функция интегративно-мо-дульной технологии заключается в том, чтобы процесс обучающихся высшей школы формировал готовность к постоянному саморазвитию, способствовал самореализации выпускника вуза к постоянно меняющейся предстоящей профессиональной деятельности.
Многолетний опыт апробации содержания интегративно-модульной системы обучения студентов-бакалавров физической культуры, опираясь на ряд изысканий, позволяет сформулировать некоторые содержательные отличия изучаемой проблемы от других образовательных технологий обучения [2; 4; 6; 7]:
а) содержание обучения студентов состоит в том, что они более са-
мостоятельно работают с предложенной педагогом индивидуальной программой-модулем;
б) преимуществом модульной программы является вариативность, гибкость, возможность ее адаптации к постоянно меняющимся образовательным условиям;
в) содержание усваиваемых знаний компонуется в информационные блоки, которые содержат теоретический материал лекций, литературные источники, таблицы (учебные элементы занятия, основные определения, словари, опорный конспект);
г) содержание обучения представлено в законченных, самостоятельных комплексах - модулях, каждый из которых одновременно является информационной площадкой и методическим руководством по его изучению;
д) в процессе обучения оперативно обеспечивается соблюдение паритетных субъект-субъектных взаимоотношений между педагогом и обучающимся;
е) с помощью модулей обеспечивается осознанное самостоятельное достижение обучающимися определенного уровня предварительной подготовленности к каждому занятию;
ж) интегративно-модульная технология обучения как средство развития познавательной активности обучающихся при оценке успеваемости студента позволяет отслеживать динамику и оценивать плодотворность его работы (с учетом ее напряженности и результативности) в течение всего периода обучения, а также своевременно выявлять и корректировать причины снижения успеваемости, т.е. позволяет, по мнению А.Н. Ваку-рина, студенту более качественно осваивать ту или иную дисциплину [2, с. 39-40].
к
^
н
^
со .0
СО го 1-
о со н о
ч
ф о
^
о о
^ ф
го ^ т ^ СО
к
I
ф го
т СО
^ ^
ю ш
о ш
к о
^ н
I
о ф
ц
о ^
X н
X о
ф ^
н н
к го о о
I X
_0 со
£ £
ч о го
:> о
о I
I .0
ш Ц
^ ф
н н
го го
ш
го
ф н I I СО о
с
Приоритетной составляющей инте-гративно-модульной технологии обучения студентов являются: учебный план, модульная программа, модуль как учебный элемент.
Интегрированный учебный план по форме представляет собой совокупность модулей, включает содержание информации для всех этапов образования и состоит из образовательных направлений (блоков): гуманитарного, естественно-научного, социально-экономического и специального, где структурируется на все дисциплины, в том числе по выбору и фа-
культативные. При этом осуществляется интеграция учебных дисциплин, позволяющая избежать дублирования дисциплин с небольшим объемом, эффективность которых, как показал опыт, незначительна.
Ниже приведем дидактическую модель, структурно-содержательные характеристики приоритетных образовательных блоков интегративно-модульной технологии обучения: организационно-прогностический; информационно-диагностический; блок индивидуально-обособленной (внеаудиторной) деятельности; контрольно-обобщающий блок.
Таблица 1. Дидактическая модель, структурно-содержательные характеристики приоритетных образовательных блоков интегративно-модульной технологии обучения,
методы, формы и средства их реализации
го I
К <
CÛ
о
о
m m
го
I
<
<
(О m о с ü.
го ^
О
Блоки Содержательные характеристики Методы, формы и средства
1. Организационно-прогностический блок Специально организованный комплекс научных исследований, направленных на получение достоверной опережающей информации о развитии соответствующих педагогических объектов с целью оптимизации содержания, методов, средств и организационных форм учебно-воспитательной деятельности по развитию познавательной активности обучающихся Метод экспертной оценки; анализ документов; эйдетические методы
2. Информационно-диагностический блок Оптимизация индивидуальной образовательной деятельности студента; обеспечение объективного определения учебных результатов Индивидуальная программа-модуль; опорный конспект и др.
3. Блок индивидуально-обособленной (внеаудиторной) деятельности Индивидуально-обособленная (внеаудиторная) организация занятий как важный конкурентный стимул освоения учебного материала, способствующий развитию познавательной активности обучающихся Групповые и индивидуальные формы занятий; экспресс-опрос; соревнование; омплекс методических материалов, стимулирующих познавательную активность студентов
4. Контрольно-обобщающий блок Имеет целью определение уровня формируемых компетенций по изучаемой дисциплине. В совокупности с другими учебными блоками он является системообразующим во взаимодействии педагога и обучающегося в процессе развития познавательной активности студентов Формирующие методы оценивания; интроспекция; рефлексия
Организационно-прогностический блок. Одним из важных элементов организации интегративно-модульного обучения студентов вуза физической культуры является этап организационно-педагогического прогнозирования. Такой подход имеет существенное значение, поскольку от него во многом зависит ориентация всей прогностической деятельности по развитию познавательной активности обучающихся. В этой связи подчеркнем, что организационно-дидактическое прогнозирование, как и любой другой вид научного прогнозирования, представляет собой не спонтанный процесс предвидения, а специально организованный комплекс научного исследования, направленного на получение достоверной опережающей информации о развитии соответствующих педагогических объектов с целью оптимизации содержания, методов, средств и организационных форм учебно-воспитательной деятельности по развитию познавательной активности обучающихся.
Информационно-диагностический блок. Система приобретаемых обучающимся компетенций призвана оптимизировать процесс индивидуального обучения, обеспечить объективное определение результатов обучения, свести к минимуму ошибки при аттестации студентов.
Информационно-диагностический блок имеет принципиальное значение, на его основе разрабатывается опорный конспект, одной из важных характеристик которого является наглядное выражение основной идеи содержания учебного материала [8, с. 79-80]. Важно отметить, что опорный конспект, являясь информационно-диагностическим инструментом активного развития познавательной активности обучающихся, выполняется в виде рисунка и схемы, в которых закодирована определенная информация. Запоминая отдельные символы (рисунки, слова), обучающийся фактически запоминает их расшифровку. Такая методическая форма организации учебного
процесса, как показал опыт, привносит самоочевидные результаты [6, с. 25].
Блок индивидуально-обособленной (внеаудиторной) деятельности. Индивидуально-обособленная (внеаудиторная) организация занятий является важным конкурентным стимулом освоения учебного материала: обучающиеся подразделены на команды и, задавая друг другу вопросы разного уровня сложности, могут, соревнуясь, более глубоко вникнуть в учебный материал. В совокупности, это серьезный мотив, развивающий познавательную активность студентов.
В процессе индивидуально-обособленной (внеаудиторной) подготовки к занятиям, студенты более глубоко и осознанно погружаются в содержание лекционного материала, используя при этом учебные пособия, иные источники по изучаемой теме. После этого проводится экспресс-опрос, оцениваются знания в баллах, разработанные для технологии интегративно-модульно-рей-тингового обучения.
При этом важное значение придается наличию комплекса методических материалов, разрабатываемых преподавателем для стимулирования развития познавательной активности студентов.
Контрольно-обобщающий блок. В рассматриваемой дидактической модели интегративно-модульной технологии обучения студентов вуза физической культуры введен контрольно-обобщающий блок с целью определения уровня формируемых компетенций по изучаемой дисциплине. В совокупности с другими учебными блоками он является системообразующим во взаимодействии педагога и обучающегося в процессе развития познавательной активности студентов.
Перед началом изучения определенного модуля осуществляется входной контроль с целью определения усвоенных ранее опорных компетенций, на основе которых будут формироваться новые знания, умения и навыки. После этого студент приступает к изучению образовательного модуля.
к
^
н
^
со
СО го 1-
о со н о
ч
ф о
^
о о
^ ф
го ^ т ^ СО
к
I
ф го
т СО
^ ^
ю ш
о со
к о
^ н
I
о ф
ц
о ^
X н
X о
ф ^
н н
к го о о
I X
.0 ш
£ £
ч о го
:> о
о I
I .0
со Ц
^ ф
н н
го го
ш
го
ф н I I СО о
с
го X
к <
CÛ
о
о
ÛQ ÛQ
Педагог при этом исполняет роль консультанта, проводит занятия по основным, зачастую непонятным вопросам, возникающим у студентов.
Контрольно-обобщающий блок содержательно отражает основополагающие этапы развития познавательной активности обучающихся. На основе разработанных критериально-оценочных материалов устанавливаются связи между всеми компонентами интегратив-но-модульной программы. Качественные показатели выступают в единстве с количественными.
К критериям оценки высокого уровня развития познавательной активности студентов в нашем исследовании отнесены: осознанность, положительное отношение к самообразованию, теоретическая подготовленность, применение усвоенной информации на практике, умения добывать знания на основе различных литературных источников.
Разработанная и апробированная в широкомасштабном эксперименте (n=238 чел.) в Уральском государственном университете физической культуры и филиале УралГУФК г. Екатеринбург интегрированно-модульная программа развития познавательной активности обучающихся по всем сформулированным критериям показала позитивные результаты и нацеливает исследовательский коллектив на дальнейшее изыскание при более объемном охвате обучающихся. Библиографический список:
1. Ашмарин Б.А. Теория и методика исследований в физическом воспитании. - М.: Физкультура и спорт, 1978. - 223 с.
2. Вакурин А.Н. Использование информационных технологий в подготовке
специалиста по физической культуре и спорту // Актуальные вопросы физической культуры и спорта: материалы IX науч. практ. конф. - Томск: ТГУ, 2010. - С. 39-43.
3. Жуков В.И. Российское образование: проблемы и перспективы развития. -М.: Союз, 1998. - 327 с.
4. Зайцева А.В. Поддержание внимания студентов при применении разнообразных средств и методов обучения [Электронный ресурс] // Первое сентября. - Режим доступа: http://http:// открытыйурок.рф/статьи/593611/
5. Львов Л.В., Башарина О.В. Проектирование профессионально-образовательной среды: монография. - М.: СГУ, 2014. - 271 с.
6. Меерсон Ф.З., Пшенникова М.Г. Адаптация к стрессорным ситуациям и физическим нагрузкам. - М.: Медицина, 1988. - 256 с.
7. Насырова Э.Ф. Педагогическая характеристика интегративно-модульного обучения студентов вуза // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2009. - Вып. 11 (8). С. 24-27.
8. Рогожникова Р.А., Хусаинов А.Я. Воспитание у курсантов военного вуза дисциплинированности как нравственного качества личности - актуальная проблема современности // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2016. - №12 (142). С. 107-111.
9. Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. -М.: Народное образование, 1996. -160 с.
Поступила 02.11.2018
го
х
<
<
го" m о с ср го ü
О
Об авторах:
Карпова Ольга Леонидовна, профессор кафедры гуманитарных, естественнонаучных и математических дисциплин, Уральский социально-экономический институт (филиал) Образовательного учреждения профсоюзов высшего образования «Академия труда и социальных отношений» (Россия, г. Челябинск), доктор педагогических наук, профессор, olga.ursei@mail.ru
Найн Анна Альбертовна, доцент кафедры теории и методики физической культуры, ФГБОУ ВО «Уральский государственный университет физической культуры» (Россия, г. Челябинск), кандидат педагогических наук, доцент, olga.ursei@mail.ru
Логинов Виктор Викторович, доцент кафедры лыжного спорта, ФГБОУ ВО «Уральский государственный университет физической культуры» (Россия, г. Челябинск), кандидат педагогических наук, доцент, olga.ursei@mail.ru
Найн Альберт Яковлевич, Заслуженный деятель науки РФ, заведующий кафедрой педагогики, ФГБОУ ВО «Уральский государственный университет физической культуры» (Россия, г. Челябинск), доктор педагогических наук, профессор, olga.ursei@mail.ru
Для цитирования: Карпова О.Л., Найн А.А., Логинов В.В., Найн А.Я. Интегратив-но-модульная технология обучения как средство развития познавательной активности студентов вуза физической культуры // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2018. - Т. 10. - № 4. С. 17-24. DOI: 10.7442/2071-9620-2018-10-4-17-24
References:
1. Ashmarin B.A. Theory and methods of research in physical training. - M., 1978, - 223 p. [in Russian]
2. Vakurin A.N. Use of information technologies in training specialists in physical culture and sports // Aktualnye voprosy fizicheskoy kultury i sporta: Proc. Conf. - Tomsk: TGU, 2010, - P. 39-43. [in Russian]
3. Zhukov V.I. Russian education: problems and development prospects. - M.: Soyuz, 1998. - 327 p. [in Russian]
4. Zaitseva A.V. Supporting students' attention when various tools and methods of teaching are used [Electronic resource] // Pervoye sentyabrya. - Available at: http://http:// 0TKpbiTbiHyp0K.p$/craTbH/5936n/ [in Russian]
5. Lvov L.V., Basharina O.V. Projecting professional educational environment. - M.: SGU, 2014, - 271 p. [in Russian]
6. Meerson F.Z., Pshennikova M.G. Adaptation to stress situations and physical loads. - M.: Meditsina, 1988, - 256 p. [in Russian]
7. Nasyrova E.F. Pedagogical characteristic of integral module education of higher school students // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. - 2009. -vyp. 11 (8). P. 24-27. [in Russian] Ô
higher school students - a topical problem of today // Uchenye zapiski universiteta
Rogozhnikova R.A., Khusainov A.Ya. Training discipline as a moral quality of military S ^
<D O
im. P.F. Lesgafta. - 2016. - No. 12 (142). P. 107-111. [in Russian] | |
9. Choshanov M.A. Flexible technology of problem module teaching/learning. - M.:
Narodnoe obrazovanie, 1996. - 160 p. [in Russian] £ ro
About the authors:
Karpova Olga Leonidovna, Professor, Department of Humanities, Sciences and Mathematical Disciplines, Ural Social - Economic Institute (branch), "Academy of Labor and x " Social Relations" (Chelyabinsk, Russia), Doctor of Pedagogy, Academic title of Professor, £ b
(D ^
olga.ursei@mail .ru |n m
Nain Anna Albertovna, Associate Professor, Department of Theory and Methods of Physical Culture, Ural State University of Physical Culture (Chelyabinsk, Russia), Candidate of Pedagogy, Academic title of Associate Professor, olga.ursei@mail.ru |
Loginov Viktor Viktorovich, Associate Professor, Department of Skiing, Ural State University of Physical Culture (Chelyabinsk, Russia), Candidate of Pedagogy, Academic fc | title of Associate Professor, olga.ursei@mail.ru
о <u о ^
§ <0
? о о
CO
Nain Albert Yakovlevich, Honored Scientist of the Russian Federation, Head, Department of Pedagogy, Ural State University of Physical Culture (Chelyabinsk, Russia), Doctor of Pedagogy, Academic title of Professor, olga.ursei@mail.ru
For citation: Karpova O.L., Nain A.A., Loginov V.V., Nain A.Ya. Integrative module teaching/learning technology as a tool to develop cognitive activity of physical culture higher school students // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. - 2018. - Vol. 10. -No. 4. P. 17-24. DOI: 10.7442/2071-9620-2018-10-4-17-24
CO X
к <
CD О
О
с; m m
ro
x
<
<
ro" m о с
го ^
О