Научная статья на тему 'Интегративно-дифференцированное содержание профессиональной подготовки социальных работников и социальных педагогов.'

Интегративно-дифференцированное содержание профессиональной подготовки социальных работников и социальных педагогов. Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
151
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА / РЕАБИЛИТАЦИЯ / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / КОМПЕТЕНЦИЯ / ИНТЕГРАТИВНО-ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД / СОЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ларионова И. А.

Цель исследования профессиональная подготовка социальных работников и социальных педагогов с позиции интегративно-дифференцированного подхода. Проанализированы с этой точки зрения ГОС ВПО по специальностям «Социальная работа» и «Социальная педагогика». Сделан вывод о том, что одной из ведущих задач системы профессионального социального образования становится подготовка специалиста, умеющего работать в разнородных системах, что соответствует социальному заказу общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интегративно-дифференцированное содержание профессиональной подготовки социальных работников и социальных педагогов.»

Вестник Башкирского университета. 2007. Т. 12, №4

235

УДК 370

ИНТЕГРАТИВНО-ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ПОДГОТОВКИ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ И СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ

© И. А. Ларионова

Уральский государственный педагогический университет Россия, г. Екатеринбург, 620017, пр. Космонавтов, 26.

Тел./факс: + 7 (343) 33613 50.

E-mail: isobr@usvu.ru

Цель исследования — профессиональная подготовка социальных работников и социальных педагогов с позиции интегративно-дифференцированного подхода. Проанализированы с этой точки зрения ГОС ВПО по специальностям «Социальная работа» и «Социальная педагогика». Сделан вывод о том, что одной из ведущих задач системы профессионального социального образования становится подготовка специалиста, умеющего работать в разнородных системах, что соответствует социальному заказу общества.

Ключевые слова: социальная педагогика, социальная работа, реабилитация, девиантное поведение, профессиональная подготовка, компетенция, интегративно-дифференцированный подход, социальное образование, социально-педагогические системы.

Уральский государственный университет (Ур-ГПУ) начал подготовку специалистов по социальной работе и социальных педагогов в 1991 году, то есть практически сразу после введения этих специальностей в классификатор высшего образования.

Социальная педагогика и социальная работа в нашей стране были изначально узаконены как две разные социальные профессии, относящиеся к разным ведомствам, предполагающие содержательно различную профессиональную подготовку. Введение специальности «социальная педагогика» было инициировано Министерством образования РФ. По первоначальному замыслу социальный педагог - это специалист в сфере организации внешкольной работы с детьми.

Специальность «социальная работа» была ориентирована на подготовку кадров в области социального обслуживания и социального обеспечения населения.

Разная ведомственная принадлежность этих профессий вызвала их разобщенность и обособленность их развития - в профессионально-практическом, образовательном и научном аспектах.

Детская проблематика, которая изначально была присуща социальной педагогике, стала предметом изучения, а потом и областью специализации социальной работы. Это подтверждается введением в образовательную программу специальности «социальная работа» таких специализаций, как «социальная работа с семьей и детьми», «социальная работа с детьми с ограниченными возможностями», «социальная работа среди безнадзорных детей и несовершеннолетних с девиантным поведением» и др.

Кризисная социальная реальность первой половины 90-х годов, ухудшение положения детей и семьи потребовали пересмотра функциональных задач, которые должен был решать социальный педагог и специалист социальной работы. Были изменены квалификационные характеристики специалистов, государственные образовательные стандарты (ГОС), концепции подготовки специалистов.

Будущие социальные педагоги специализировались в процессе обучения по схожим с социальной работой специализациям: «социально-педагогиче-

ская работа с семьей», «социально-педагогическая реабилитация детей с нарушением опорно-двигательного аппарата», «социально-педагогическая реабилитация детей с девиантным поведением» и др.

Общие сферы приложения профессиональных интересов двух разных специалистов обусловили сближение и их взаимодействие в профессиональной деятельности.

Более того, начав формироваться в разных ведомствах, данные профессии очень скоро вышли за их рамки. Специалисты социальной работы появились в медицинских учреждениях, службах занятости, исправительных колониях и других социальных службах, в том числе и в учреждениях системы образования. То же произошло и с социальными педагогами, которые стали работать не только в системе образования, но и в учреждениях системы социальной защиты.

Система профессиональной подготовки специалистов отреагировала на данную ситуацию внесением изменений в структуру и содержание ГОС высшего профессионального образования (ВПО), в частности был расширен спектр специализаций. В социальной работе появились такие специализации, как «социальная работа в системе образования», «социальная работа в системе здравоохранения», «социальная работа в социокультурной сфере» и др.; в социальной педагогике - «социально-психологическая защита населения», «социально-педагогическая работа с молодежью», «социально-психологическое консультирование населения» и др.

Расширение сфер профессиональной деятельности, появление новых социальных проблем привели к тому, что на практике социальные педагоги и специалисты социальной работы, имеющие по существу совершенно различное образование, нередко стали дублировать друг друга. Это поставило задачу разграничения их функций, четкого осмысления сущности и социальной педагогики, и социальной работы, их взаимоотношений и взаимосвязей, возможностей и перспектив развития [1, 2].

Анализ зарубежного опыта показал, что в большинстве западных стран (США, Великобритания, Швеция и др.) все те задачи, которые в России решаются в рамках социальной педагогики и социальной работы, относятся к одной сфере практической деятельности - социальной работе. Соответственно и научные знания в области социальной работы систематизируются в рамках одной научной отрасли, хотя в разных странах она имеет разные названия и занимает разное место в системе наук. Даже в Германии, где социальная педагогика имеет

236

раздел ПЕДАГОГИКА и ПСИХОЛОГИЯ

самостоятельный научный статус, сфера профессиональной деятельности социальных педагогов и социальных работников - общая [3].

Таким образом, историческое развитие и теоретическое становление двух областей знания (социальной педагогики и социальной работы) представляют собой хотя и взаимосвязанные, но обособленные процессы. Однако практика социальной педагогики и социальной работы близка и по функциям, и по содержанию, и по методам работы.

Так как эти две сферы профессиональной деятельности активно взаимодействуют и имеют тенденцию взаимопересечения, то одной из задач системы профессионального социального образования становится подготовка специалиста, умеющего работать в разнородных системах (социальных и социально-педагогических), использующего межпро-фессиональные квалификации и знания. Данную идею подтверждает анализ ГОС ВПО специальностей «социальная педагогика» и «социальная работа». Профессиональную подготовку социальных педагогов и специалистов социальной работы можно рассматривать как единую профильную подсистему социального образования, поскольку им присуща смежность; содержательная сопряженность профессий, специальностей и направлений разных уровней; их ориентация на одну сферу профессиональной деятельности, а именно социальную сферу.

Решить данную задачу возможно, если проектировать содержание профессиональной подготовки как интегративно-дифференцированное. Исследованиям различных сторон интегративно-дифференцированного подхода посвящен ряд научных работ (А. П. Беляева, М. Н. Берулава, М. Н. Гладкова, О. В. Коршунова, Ю. С. Тюников, Л. Д. Федотова и др.). Однако концептуально данный феномен в педагогике остается недостаточно разработанным, что влияет на его реализацию в системе профильного образования.

В УрГПУ в рамках освоения основной образовательной программы студенты I курса (будущие социальные педагоги и социальные работники) выходят совместно на волонтерскую практику: работают в качестве волонтеров с детьми с ограниченными возможностями здоровья, воспитывающимися в семьях, с воспитанниками учреждений государственного воспитания. Интегративно-дифференцированное содержание заданий на волонтерскую практику позволяет студентам изначально выполнять функции как социального работника, так и социального педагога.

Интегративно-дифференцированное содержание имеет и программа практики студентов II курса, которая организована в детских летних оздоровительных лагерях. К прохождению такого вида практики студенты готовятся, теоретически изучая курс «Деятельность в летних оздоровительных лагерях».

Студенты проходят практику в образовательных учреждениях различных типов: общеобразовательные школы, учреждения начального и среднего профессионального образования. Содержание программы практики социальных работников и социальных педагогов носит интегративно-дифференцированный характер.

Студентам 1-4 курсов представляются одинаковые спецкурсы и элективные курсы в рамках национально-регионального и вузовского компонентов. Нами разработаны м внедрены в практику такие курсы, как «Социальная работа в пенитенциарных учреждениях», «Социально-педагогическая помощь наркозависимым», «Социально-педагогическая помощь семье», «Воспитание репродуктивной культуры молодежи» и др.

Приведенные выше примеры характеризуют процесс социального образования в единстве процессов интеграции и дифференциации, на основе которых можно формировать принципы организации процесса обучения, а также находить механизмы преобразования педагогической действительности, разрабатывать инновационные модели развития социального образования, технологии и механизмы их реализации.

Интегративно-дифференцированое содержание профессиональной подготовки позволяет конструировать и модернизировать профессиональное социальное образование, доминантой которого является формирование личности профессионала, умеющего работать в разнородных социальных и социальнопедагогических системах, использующего межпро-фессиональные компетенции и знания. Это обеспечивает последовательное разоблачение границ действующих систем профессиональной подготовки специалистов социального профиля, что предполагает установление интегративных связей между компонентами и функциями системы профессиональной подготовки специалистов социального профиля, обеспечивает целостность и логическое построение с одновременной дифференциацией содержания профессионального социального образования.

Успешность профессионально-личностного

становления и самореализации будущего специалиста зависит от используемых в конструировании профессионального социального образования технологических средств, форм и приемов. Разработка и реализация интегративно-дифференцированных технологий обучения студентов позволит овладеть разнообразными способами профессиональной деятельности с разными клиентами, в разных социальных сферах, в новом режиме или в нестандартных ситуациях.

Таким образом, интегративно-дифференцированное содержание профессиональной подготовки социальных работников и социальных педагогов позволит преобразовать профессиональное социальное образование с целью формирования личности профессионала, соответствующего социальному заказу общества.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бадя Л. В. Прогрессивные идеи социальной педагогики и социальной работы в России: история и современность. М., 1995. 145 с.

2. Беляева Л. А., Беляева М. А. Категории "социальная работа" и "социально-педагогическая деятельность" в их взаимосвязи // Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. науч. тр. / Отв. ред. М.А. Галагузова. Вып. 3. Екатеринбург, 1998. С.185-197.

3. Виенанд М. Основные принципы и функции социальной работы и социальной педагогики: Пер. с нем. Г. Вильнера // Социальная работа. 1992. - № 6. С. 52-55.

Поступила в редакцию 14.08.2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.