Научная статья на тему 'Интегративно-аппликативный компонент в структуре общегуманитарного базиса образования'

Интегративно-аппликативный компонент в структуре общегуманитарного базиса образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
31
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ / ОБЩЕГУМАНИТАРНЫЙ БАЗИС ОБРАЗОВАНИЯ / ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНТЕГРАТИВНО-АППЛИКАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ / ИНТЕГРАЦИОННО-КОРРЕЛЯЦИОННЫЕ СВЯЗИ / HUMANITARIZATION / GENERAL HUMANITARIAN EDUCATIONAL BASIS / HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION / INTEGRATIVE-APPLICATIVE COMPONENT / INTEGRATION-CORRELATION CONNECTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Елканова Тамара Михайловна, Чеджемова Нина Михайловна, Сергеева Лариса Владимировна

Рассматриваются сущность и структура интегративно-аппликативного компонента в авторской концептуально-теоретической модели общегуманитарного базиса образования. Предлагается концепция интеграционнокорреляционных связей, подразумевающих установление и использование в учебном процессе многосторонних разнообразных связей не только между учебными дисциплинами, но и различными областями знаний и культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Елканова Тамара Михайловна, Чеджемова Нина Михайловна, Сергеева Лариса Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There have been considered the essence and structure of integrative-applicative component in the structure of author's conceptual-theoretical model of general humanitarian educational basis. There has been suggested a concept of integrationcorrelation connections which implies the introduction and use of a variety of multilateral relations in educational process, not only between academic disciplines, but also between different fields of knowledge and culture.

Текст научной работы на тему «Интегративно-аппликативный компонент в структуре общегуманитарного базиса образования»

ровать предметное и социальное содержание будущей профессиональной деятельности. Обучение должно осуществляться одновременно в двойном контексте: в контексте профессиональном и контексте жизненной ситуации студента. Все это в совокупности способствует развитию профессиональной и социальной компетентности будущего специалиста экономико-управленческого профиля.

Литература

1. Вербицкий А.А. Компетентност-ный подход и теория контекстного обучения. М.: ИЦ ПКПС, 2004. 84с.

2. Горячова М.В., Андрухив Л.В., Асманова И.Ю. Технологии организации лекций по математическим и естественнонаучным дисциплинам двумя преподавателями // Современные проблемы науки и образования.

2008. № 6. Приложение «Педагогические науки».

3. Князев А.М., Одинцова И.В. Режиссура и менеджмент технологий активно-игрового обучения. М.: Изд-во РАГС, 2008. 233 с.

4. Сергеева Л.А. Реализация контекстного подхода в процессе обучения общеобразовательным дисциплинам студентов вуза (на примере экономических специальностей): авто-реф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2007.

5. Шарипов Ф.Ш. Педагогические технологии // Высшее образование сегодня. 2012. № 6.

Интегративно-аппликативныи компонент в структуре общегуманитарного базиса образования

Т.М. Елканова, Н.М. Чеджемова, Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова Л.В. Сергеева,

Горский государственный аграрный университет

Рассматриваются сущность и структура интегративно-аппликативного компонента в авторской концептуально-теоретической модели общегуманитарного базиса образования. Предлагается концепция интеграционнокорреляционных связей, подразумевающих установление и использование в учебном процессе многосторонних разнообразных связей не только между учебными дисциплинами, но и различными областями знаний и культуры. Ключевые слова: гуманитаризация, общегуманитарный базис образования, высшее профессиональное образование, интегративно-аппликативный компонент, интеграционно-корреляционные связи.

There have been considered the essence and structure of integrative-applicative component in the structure of author's conceptual-theoretical model of general humanitarian educational basis. There has been suggested a concept of integration-correlation connections which implies the introduction and use of a variety of multilateral relations in educational process, not only between academic disciplines, but also between different fields of knowledge and culture.

Key words: humanitarization, general humanitarian educational basis, higher professional education, integrative-applicative component, integration-correlation connections.

Компетентностная модель специалиста наряду со специальными включает и группу общих компетенций социокультурного и гуманитарного характера, которые отражают умение личности мобильно использовать знания из разных областей о видах деятельности, связанной с профессией, и свидетельствуют о ее способности создавать новые смыслы, объекты действительности в процессе непрерывного личностного самосовершенствования [1, 11].

Возрастающая в современных условиях потребность в специалистах широкого профиля, способных видеть объект в единстве его многосторонних связей и отношений, эффективно адаптироваться в условиях постоянно меняющейся действительности, обуславливает приоритетный характер проблемы всесторонней гуманитаризации всей системы обучения и воспитания. Разработка проблемы гуманитаризации в концептуально-теоретическом и

прикладном аспектах еще не завершена, однако можно отметить, что основными направлениями ее решения являются тенденции интеграции и внедрения широкой системы межпредметных связей.

Традиционное деление наук на гуманитарные, естественные, технические, отражающее объектно-

предметные отношения между ними, закреплено в циклах учебных предметов, которые сгруппированы по общности объектов изучения - общество, природа, труд. При этом возникают внутрицикло-вые и межцикловые связи, систематизирующие знания и умения обучающихся вокруг общих объектов познания. В современной

педагогической литературе эти связи находят отражение в системе межпредметных связей, содержание которых зачастую ограничивается связями между дисциплинами учебного цикла на основе простой констатации и понятийной аппликации, что не вполне удовлетворяет требованиям современного образования.

Разрабатываемая нами в течение более чем двадцати лет концептуально-теоретическая модель общегуманитарного базиса образования предусматривает генерализацию и интегративное расширение содержания межпредметных связей на координационно-корреляционном уровне [7]. Интегративно-аппликатив-ный компонент в концептуальном содержании предлагаемой нами модели локальной гуманитарноразвивающей образовательной среды основан на разработанной нами концепции интеграционнокорреляционных связей, подразумевающих установление и использование в учебном процессе многосторонних разнообразных связей не только между учебными дисциплинами,но и различными областями знания и культуры [2, 3]. Выявляются и исследуются корреляции между развитием естественных, технических и гуманитарных наук, различных способов художественного познания мира, устанавливаются общие принципы их развития, прослеживаются логика и специфи-

ка историко-культурных взаимосвязей и взаимовлияний. Таким образом, осуществляется переход от межпредметных к интеграционно-корреляционным междисциплинарным связям, обобщающим естественнонаучные, технические, гуманитарные и художественные знания. Использование концепции интеграционно-корреляционных связей способствует развитию логико-вербального, продуктивного и дивергентного мышления, формированию меж-системных ассоциаций, которые, согласно В.Ф. Ефименко, являются обобщениями высшего порядка и лежат в основе мировоззренческих взглядов и убеждений [10].

Интеграция есть процесс и результат создания неразрывно связанного, единого, цельного. В обучении она может осуществляться путем слияния в одном синтезированном курсе элементов разных учебных предметов, суммирования основ наук в раскрытии комплексных учебных тем и проблем; посредством рассмотрения какого-то отдельного открытия в определенной отрасли науки с позиции анализа исторической эпохи, в рамках которой это открытие было сделано, а также с позиции того, что было уже известно в этой области к тому моменту, когда было сделано данное открытие, например, как развивалась и изменялась данная идея с развитием производительных сил, изменением общественных отноше-

ний; путем наблюдения того, как данное открытие послужило толчком для возникновения новых открытий в смежных областях, какое отражение оно нашло в произведениях искусства и литературе. В таком понимании проблема интеграции перекликается с предлагаемой нами идеей интеграционнокорреляционных междисциплинарных связей.

Генерализация, координация и корреляция интеграционно-корреляционных связей происходит на различных уровнях: концептуально-теоретическом, категориальном, методологическом, объектном, аппликативно-прагма-тическом (прикладном), аксиологическом, культурологическом, ценностно-критериальном. Выявляются и исследуются научные и историко-культурные корреляции между явлениями и процессами, между формированием различных областей знания и культуры, устанавливаются общие принципы их развития, прослеживаются логика и специфика историкокультурных взаимосвязей по синхронизационным и корреляционным компонентам, производится анализ генезиса, эволюции и генерализации идей, понятий, терминов как в рамках изучаемой науки, так и в различных областях знаний. Использование интеграционно-корреляционных связей способствует формированию и развитию системного мышления, умения видеть объект в единстве его многосторонних связей и отношений, развитию способности использовать знания из разных областей о видах деятельности, связанных с профессией, видеть и решать общие проблемы, возникающие на стыке различных областей.

Особенно актуальной мы считаем проблему применения интеграционно-корреляционных связей в обучении студентов естественно-математических и технических специальностей, так как спектр изучаемых ими естественнонаучных, математических и тех-

нических дисциплин ограничен и не формирует целостной картины мира. Поэтому возникаетопас-ность развития у студентов технократического стиля мышления, явившегося одной из причин многочисленных антропогенных катастроф последнего времени. Использование разрабатываемой нами концепции интеграционнокорреляционных связей призвано обеспечить формирование целостного видения мира во всем многообразии связей и зависимостей, причем с усилением внимания к аксиологическим аспектам приобретаемых знаний. При этом особое внимание уделяется развитию кросскультурной грамотности и ценностных критериев будущей профессиональной деятельности студентов.

В настоящее время актуальна разработка структуры, содержания и методик реализации интеграционно-корреляционных связей в учебном процессе. На основании предложенной концепции нами создан и апробирован ряд учебно-методических средств, позволяющих гумани-таризировать профессиональное образование без привлечения дополнительных гуманитарных курсов. Одним из эффективных учебно-методических познавательных средств мы считаем впервые предложенные нами в 1988-1992 годах комментированные синхрокорреляционные таблицы развития мировой культуры и цивилизации, позволяющие не только целостно увидеть, проследить и изучить прогресс науки во взаимодействии со всей общечеловеческой культурой, но и выявить логику ее становления и развития, циклические особенности и социально-культурный характер [4, 7]. Целесообразность использования синхрокорреляци-онных таблиц продиктована тем, что нынешние студенты зачастую не умеют ориентироваться в истории человеческой цивилизации, сопоставлять и анализировать события и факты, изучаемые внутри

естественнонаучных, технических и гуманитарных образовательных курсов. Анализ содержащегося в таблице материала дает возможность понять социальную роль и место изучаемой науки в процессе развития всей общечеловеческой культуры и цивилизации, выявить основные законы, факторы и тенденции общественной жизни, всесторонне проследить специфику культурной и научной традиции каждой исторической эпохи. Исходной идеей в создании синхрокорреляционных таблиц является попытка систематизировать историко-культурные этапы развития отдельных наук на основе их синхронической и диахронической взаимосвязи. В настоящее время исследования подобного характера в основном проводятся с научной целью рассмотрения и исследования условий, в которых происходит становление и развитие естественных наук. Мы предлагаем расширить спектр учебнопознавательной информации, заложенной в таблице, путем изучения и всестороннего использования не только синхронических (хронологических), но и корреляционных компонентов, что является очень важным в учебнопедагогической деятельности и способствует повышению интереса к приобретаемым знаниям.

В основу построения таблиц заложен принцип общекультурного развития и становления отдельных областей человеческого знания, а также объективных синхронических, диахронических и корреляционных соотношений между ними. Предлагается несколько вариантов использования синхрокорреляцион-ных таблиц в зависимости от поставленной учебной цели, а также для обеспечения необходимого интегративно-гуманитарного уровня обучения. Первый вариант обеспечивает междисциплинарную синхронизацию по хронологическим компонентам. Он предусматривает выделение наиболее существенных событий в нау-

ке и культуре, важных биографических данных выдающихся представителей рассматриваемой эпохи и рассчитан прежде всего на информативно-обобщающий, репродуктивный уровень обучения. Второй вариант, непосредственно вытекая из первого, основан на использовании принципов междисциплинарной корреляции по общекультурным, общеметодологическим, логическим и научным компонентам, выделении и анализе взаимосвязей между развитием различных областей знания и культуры. Такое рассмотрение способствует выявлению и всестороннему использованию в процессе обучения историкокультурных и социальных аспектов изучаемой науки, обеспечивает креативный характер обучения, что предусматривается концепцией гуманитаризации образования. Перспективы развития данного варианта связаны с использованием современных информационных технологий, предоставляющих возможность отбора фактического материала не только по хронологическим компонентам, но и научным терминам, историческим личностям, биографическим данным представителей рассматриваемой эпохи. На основании материала таблиц нами составлены задания творческо-поискового характера, позволяющие систематизировать конкретно-научные знания, расширить кругозор, гуманитарную грамотность, более глубоко изучить предмет, установить логико-структурные связи между различными областями знаний.

Критерием отбора исторического и социокультурного материала при построении таблиц должны служить значимость и роль рассматриваемых событий в истории человеческой цивилизации с учетом этносоциальных факторов. Эти пособия достаточно эргономичны, поэтому они могут быть использованы при проведении лекций, а также семинарских и лабораторных занятий. Они

дают возможность решать образовательные задачи на основе интенсификации и индивидуализации процесса взаимодействия студента с информационным полем изучаемой науки.

Для организации самостоятельной работы студентов предлагается использовать гуманитарный комментарий к таблицам, что дает возможность полноценного функционирования образовательного процесса даже при неподготовленности педагогических кадров. Активизируя познавательную деятельность и поднимая ее до общечеловеческого, «планетарного» уровня, гуманитарный комментарий ориентирует студентов на творческую работу с изучаемым материалом, формирует качества исследователя, способствует формированию всесторонне развитой личности. При организации самостоятельной работы целесообразно не только целенаправленное использование уже разработанного гуманитарного комментария, но и индивидуальное или коллективное составление студентами гуманитарных комментариев в зависимости от личностных и профессиональных наклонностей, а также особенностей конкретного материала. Отметим, что широта охвата материала дает возможность каждому преподавателю самостоятельно выбирать подход к использованию синхрокорреляционныхтаблиц и комментария, что сделает обучение более насыщенным и значимым для становления личности студента - будущего специалиста. Предлагаемые пособия универсальны, они могут служить и «естественникам» и «гуманитариям», так как существует необходимость гуманитаризации не только естественных, но и гуманитарных наук. А гуманитаризация подразумевает широкий

охват историко-культурного контекста в любой области знаний.

Конкретные примеры реализации концепции интеграционнокорреляционных связей рассмотрены нами в ряде наших публикаций. Гуманитарный комментарий к теме «Принцип относительности Галилея», изучаемой в курсе физики, приведен в работе «Пути гуманитаризации преподавания естественнонаучных дисциплин» [7]. Гуманитарные аспекты темы «Контактные явления» проанализированы в монографии «Локальная гуманитарноразвивающая образовательная среда: концептуально-теорети-

ческие и прикладные аспекты» [3]. Примеры, иллюстрирующие возможности реализации концепции интеграционно-корреляционных связей применительно к учебным дисциплинам «Физическая культура», «Народный танец», приведены в монографиях «Локальная гуманитарно-развивающая образовательная среда: концептуально-теоретические и прикладные аспекты» и «Гуманитаризация образования и гармонизация телесно-двигательной деятельности» и др. [3, 9]. Гуманитарные блоки «Это интересно», основанные на концепции интеграционнокорреляционных связей, включены и в разработанные нами учебные пособия, три из которых имеют грифы Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию [5, 8] и Учебно-методического объединения по классическому университетскому образованию Российской Федерации [6].

Литература

1. Байденко В.И. Компетентност-ный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и

методические вопросы): методическое пособие. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. 114 с.

2. Елканова Т.М. Концептуальная модель локальной гуманитарноразвивающей образовательной среды // Высшее образование сегодня.

2009. №7. С. 56-59.

3. Елканова Т.М. Локальная гуманитарно-развивающая образовательная среда: концептуально-теоретические и прикладные аспекты (монография). SaarbrUcken: LAP Lambert Academic Publishing GmbH & Co. KG, 2012. 191 с.

4. Елканова Т.М. Гуманитаризация преподавания общенаучных и специальных дисциплин // Усиление роли самостоятельной работы студентов в деле коренного повышения качества специалистов: краткие тезисы докладов республиканской научнометодической конференции. Ленинград: Изд-во ЛГУ, 1988. С. 54.

5. Елканова Т.М. Пособие по курсу «Электричество и магнетизм»: учебное пособие. Владикавказ, СОГУ, 1996. 256 с.

6. Елканова Т.М. Практикум по курсу «Электричество и магнетизм»: учебное пособие. Владикавказ: СОГУ, 2010. 252 с.

7. Елканова Т.М. Пути гуманитаризации преподавания естественнонаучных дисциплин // Высшее образование в России. 1992. №2. С. 88-93.

8. Елканова Т.М. Физический практикум по курсу «Электричество и магнетизм»: учебное пособие. Владикавказ: СОГУ, 1995. 408 с.

9. Елканова Т.М., Варзиев С.Х. Гуманитаризация образования и гармонизация телесно-двигательной деятельности: монография. Владикавказ: Терек, 2010. 140 с.

10. Ефименко В.Ф. Методологические вопросы школьного курса физики. М.: Педагогика, 1976. 224 с.

11. Зимняя И.А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека // Высшее образование сегодня. 2005. № 11. С. 14-20.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.