Научная статья на тему 'ИНТЕГРАТИВНАЯ ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РОССИЙСКИХ БИБЛИОТЕЧНЫХ КОРПОРАЦИЙ'

ИНТЕГРАТИВНАЯ ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РОССИЙСКИХ БИБЛИОТЕЧНЫХ КОРПОРАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
83
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT: Social science & Humanities
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / АВТОМАТИЗАЦИЯ / БИБЛИОТЕЧНАЯ КОРПОРАЦИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ОЦЕНКА / ИНДИКАТОРЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Киреева Ольга Анатольевна, Доронина Инна Николаевна, Сороколетова Наталья Васильевна

В статье обосновывается необходимость развития российских библиотечных корпораций как основного направления автоматизации библиотек. Определены главные цели развития библиотечных корпораций на основе истории развития корпоративных отношений. На основе уже разработанных теоретических обоснований показана актуальность оценки эффективности российских библиотечных корпораций в условиях цифровизации современного общества. Предлагаются результаты практики оценки эффективности АБИС "OPAC-Global" на основе разработанных индикаторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Киреева Ольга Анатольевна, Доронина Инна Николаевна, Сороколетова Наталья Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATIVE ASSESSMENT OF THE EFFECTIVENESS OF RUSSIAN LIBRARY CORPORATIONS

The article substantiates the need for the development of Russian library corporations as the main direction of library automation. The main objectives of the development of library corporations are determined on the basis of the history of the development of corporate relations. Based on the theoretical substantiations already developed, the relevance of assessing the effectiveness of Russian library corporations in the conditions of digitalization of modern society is shown. The results of the practice of evaluating the effectiveness of the OPAC-Global AIS based on the developed indicators are proposed.

Текст научной работы на тему «ИНТЕГРАТИВНАЯ ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РОССИЙСКИХ БИБЛИОТЕЧНЫХ КОРПОРАЦИЙ»

INTEGRATIVE ASSESSMENT OE THE EFFECTIVENESS OF RUSSIAN LIBRARY CORPORATIONS

Kireeva Olga Anatolyevna, PhD of Pedagogical sciences. Associate Professor, Professor of Department

Doronina Inna Nikolaevna, PhD of Pedagogical sciences. Associate Professor of Department

Department of Library and Information Activities Belgorod State and Institute of Arts and Culture, Belgorod

Sorokoletova Natalia Vasilyevna, PhD of Technological sciences, Associate Professor, Deputy Director for Automation

of Library Processes, Belgorod State Universal Scientific library, Belgorod

The article substantiates the need for the development of Russian library corporations as the main direction of library automation. The main objectives of the development of library corporations are determined on the basis of the history of the development of corporate relations. Based on the theoretical substantiations already developed, the relevance of assessing the effectiveness of Russian library corporations in the conditions of digitalization of modern society is shown. The results of the practice of evaluating the effectiveness of the OPAC-Global AIS based on the developed, indicators are proposecL

Key words: digitalization; automation; library corporation; efficiency; evaluation: indicators. DO! 10.24923/2305-8757.2021-8.5

ИНТЕГРАТИВНАЯ ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РОССИЙСКИХ БИБЛИОТЕЧНЫХ КОРПОРАЦИЙ

В статье обосновывается необходимость развития российских библиотечных корпораций как основного направления автоматизации библиотек. Определены главные цели развития библиотечных корпораций на основе истории развития корпоративных отношений. На основе уже разработанных теоретшеасихобоснований показана, актуальность оценки эффективности российских библиотечных корпораций в условиях цифро-визации современного общества. Прилагаются результаты практики оценки эффективности АБИС "ОРАС-С1оЬггГ на основеразрггботанных индикаторов.

Ключевые слова; цифровизация; автоматизация; библиотечная корпорация: эффективность; оценка; индикаторы.

Автоматизация российских библиотек осуществляется на основе корпоративных библиотечно-йнформационных систем и в настоящее время продвигается в трех направлениях: федеральное (развитие взаимодействия с библиотечными системами на уровне Российской Федерации), региональное (формирование и развитие информационного пространства библиотек региона), внутрибиблиотечное (автоматизация библиотечных процессов универсальной библиотеки для обеспечения развития двух первых направлений). Региональное и виутрибиблиотечное направления автоматизации универсальных библиотек осуществляется на основе внедрения и эксплуатации региональной корпоративной библиотечно-информационной системы.

НаXVIII Международной научно-практической конференции "Корпоративные библиотечные системы: технологии и инновации" (Санкт-Петербург, 2019) большой интерес вызвала дискуссионная площадка: "Автоматизация библиотек завершена. Да здравствует цифровизация!", на которой основными трендами развития библиотек были определены корпоративность, интеграция и цифровизация [1].

УДК021 ВАК 24.00.01

© Киреева О Л., 2021 © Доронина И.Н., 2021 © Сороколет оеа Н.В., 2021

КИРЕЕВА Ольга Анатольевна,

кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры

ДОРОНИНА Инна Николаевна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры

кафедра Библиотечно-и нформа ционной деятельности Белгородский государствен ный и институт искусств и культуры, Белгород

СОРОКОЛЕТОВА Наталья

Васильевна, кандидат технических наук, доцент, Заместитель директора по автоматизации библиотечных процессов, Белгородская гжу дарственная универсальная научная библиотека, Белгород

Я.Л. Шрайберг в своем докладе на пятом международном профессиональном форуме "Крым-2019" определил более точно процессы цифровизации Как цифровую трансформацию. "Цифровая трансформация - это к цифровая среда, и цифровые технологии, и: расширяющаяся власть компьютеров" ¡2]. Кроме того, автор проанализировал как связаны между собой понятия "информатизация" и "цифровизация" и сделал вывод о том, какими отличительными признаками должна обладать цифровая система.

ЯЛ. Шрайберг утверждает, что сегодня в библиотечную и архивную области пришла цифровизация. "Цифровая трансформация в обществе стимулирует развитие цифровой экономики, что подразумевает развитие экономических и связанных с ними технологических, социальных и культурных отношений, сопровождающееся повсеместным использованием цифровых информа-ционно-коммуникационных технологий - тотальной цифровизациёй" [2].

На международном уровне реализуются корпоративные и национальные проекты Открытого досту па: "Библиотека Гугла", "Открытая библиотека" (Vahiio и Microsoft) и многие другие, содержательный анализ которых представлен Я.Л. Шрайбергом [3].

На российском государственном уровне сегодня активную фазу развития корпоративности мы можем наблюдать в нескольких направлениях.

Активно формируется федеральная государственная информационная система "Национальная электронная библиотека" (НЭБ), в состав которой входит и "Национальная электронная детская библиотека".

ПоЛучили развитие региональные и межрегиональные корпоративные проекты по формированию баз данных, библиографическому учету и изучению документов краеведческого характера и др. Были созданы две межрегиональные корпоративные сис-темы-консорциумы: Национальный инфор-мационно-библиотечный центр "ЛИБНЕТ[Г и "АРБИКОН" - ассоциация региональных библиотечных консорциумов. У них общие цели и задачи, но разные организационно-технологические подходы к формированию ресурсов.

Принятая в марте 2021 года "Стратегия развития библиотечного дела на период до 2030 года" для достижения целевых показателей вобласги модернизации библиотечной системы предусматривает "преодоление межведомственных барьеров в планировании, управлении и организации деятельности библиотек, а также обеспечение поддержки корпоративных моделей взаимодействия" [4].

Развитие библиотечной науки и практики в условиях информационного общесгва закономерно предполагает объединение и сотрудничество библиотек на основе кор-поративн ых технологий. Еще в 60-70-х гг. прошлого века авторитетные ученые в области библиотековедения сч итал и актуал ьны м вопрос о библ иотеч н ых объединениях. О.С. Чубарьян один из первых позиционировал библиотечную сеть как единую целостную систему, его работы имели важное методологическое и теоретическое значение. В 8о-х годах особенности и принципы функционирования единой библиотечной сети обосновала Н.И. Тюлина, Далее Н.С. Карташов, который признан как

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ В ОБЩЕСТВЕ СТИМУЛИРУЕТ РАЗВИТИЕ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ, ЧТО ПОДРАЗУМЕВАЕТ РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ И СВЯЗАННЫХ С НИМИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ, СОЦИАЛЬНЫХ И КУЛЬТУРНЫХ ОТНОШЕНИЙ, СОПРОВОЖДАЮЩЕЕСЯ ПОВСЕМЕСТНЫМ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЦИФРОВЫХ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.

основоположник применения системного подхода в библиотечном деле, выделил региональное библиотековедение как отдельное научное направление, основанное на терри ториал ьн ой орган и заци и библиотеч -ного дела, и разработал теоретико-методо-логические основы этого направления. ЮЛ Гриханов сформулировал концепцию формирования национального библиотеч-н§-информационного фонда для полного сохранения документного культурного наследия России, причем сосновой в виде сетевых информационных ресурсов [5].

В начале 8о-х годов был и определены организационные и технологические принципы деятельности библиотек, объединяющихся в консорциумы, разработаны технологические схемы на современной организационно-тех-нологической платформе. Фундаментальный вклад внесли работы Ф.С. Воройского и ЯЛ. Шрайберга. Особое влияние на развитие корпоративности библиотек оказала книга "Корпоративные автоматизированные библиотечно-информационные системы: состояние, принципы построения и перспективы развития" и монография Ф.С. Воройского "Основы проектирования автоматизированных библиотечно-информацион ных систем" [б]. Кроме того, в библиотечном поле публикаций выделяется целый массив современных работ, посвященный этому направлению. Это работы Л,И. Алешина, О. Л. Лаврик, Е,В. Л и идем ан, Б. Р. Логинова, Б.И. Маршака, А.И. Племнека, Н.С. Редьки-ной, В.К. Степанова и др.

Изучая историю корпоративных отношений в деятельности российских библиотек, мы пришли к выводу, что по аналогии с зарубежным опытом (прежде всего центр ОСIX ШойсЮаО, главной целью развития корпораций стало устранение дублирования библиотечных процессов, связанных с комплектованием и каталогизацией путем формирования сводного электронного каталога. Ф.С. Воройский считает, что "в общесистемном плане любая корпоративная библиотеч но-шз фор мационная система или

сеть (КБИС) представляет собой единый комплекс организационных, технологичес- ^ ких, технических и информационных ^ средств, предназначенных для создания и использования объединённых информаци- р-онных ресурсов с целью удовлетворения со- = циальпых, культурных, научных и других Р видов потребностей пользователей" [б], о 11еобходимо отметить, что организационно-функциональная схема КБИС полностьюсо-впадаетсорганизационно-функциональной схемой АБИС, которая является основой любой корпорации. ^

Согласно Ф.С. Воройскому под региона! ь-ной корпоративной библиотечпо-ипформа- со циопной системой (РКБИС) будем понимать Н "добровольное объединение ряда взаимно независимых в адм ини сгративном и хозяй - ^ ствеппом отношениях библиотек (возмож- Г но также - информационных органов или служб) одного города или области для со- | вмести ого решения их основных функцио- 43 нальных задач, преимущественно связанных с развитием качества библиотечно-инфор-мационного обслуживания пользователей данного региона и созданием современной технологической базы. При этом на одном из первых мест в составе упомянутых задач стоит совместное создание библиотечно-информационных ресурсов общего пользован ия корпораци и и обеспечение эффектив-ного открытого доступа к ним через Интернет" [б].

Сегодня региональные корпоративные библиотечно-информационные системы в таком понимании являются наиболее адекватными и актуальными формами библиотечного регионального сотрудничества.

Этому свидетельствуют ежегодные международные научные конференции по данному направлению, проводимые библиотечными корпорациями: крымские конференции, конференции "Корпоративные библиотечные системы: технологии и инновации" (Санкт-Петербург), конференции "1ЛВСОМ".

Все требования к РКБИС содержатся в разработанных ЯЛ. Шрайбергом и Ф.С. Во-

ройеким технологических и организационных принципах проектирования региональ-ных корпоративных библиотечно-информа-ционных систем [б. С л о].

Созданные на основе технологических и организационных принципах проектирования РКБИС получили возможность для разработки и внедрения корпоративных технологий: корпоративного комплектования, корпоративная текущей каталогизации, корпоративного обслуживания.

Опираясь на разработанные принципы и используя в своей деятельности корпоративные технологии, российские библиотеки смогут решать такие важные задачи, главная из которых снизить затраты на комплектование и обработку документов; повысить качество библиографических записей; расширить и улучшить качественно библиотечные продукты и услуги.

Решение этих задач определяет направления развития автоматизации универсал ь-ных библиотек. Региональное направление автоматизации заключается в координации деятельности библиотек всех видов на территории области. Благодаря развитию региональных корпоративных библиотечных систем, с помощью объединения информа-ционныхресурсов библиотек появилась возможность значител ьно расширить ассортимент информационных продуктов и услуг. Новые электронные продукты позволяют обеспечить профессиональный и быстрый доступ пользователей к информационным ресурсам, что ускоряет и повышает качество библиотечно-информационного обслуживания.

Анализ деятельности корпорации библиотек Белгородской области показал, что внедрение и эксплуатация АБИС "ОРАС-ОоЬаГ1 для корпоративного использования и аппаратная платформа для ее работы, дают положительный результат и позволяют реализовать все корпоративные технологии.

Формировании Корпоративных продуктов БГУНБ с использованием АБИС "ОРАС-

С1оЬаГ дает возможность эффективно, а главное, рационал ьно осуществлять библиотечное обслуживание пользователей, совместно использовать информационные ресурсы, экономить трудовые и материальные затрать! на каталогизацию изданий. Однако результаты работы библиотечных корпораций различны и поэтому необходимо определить факторы для определения степени успешности. Другими словами, актуальной является проблема определения эффективности эксплуатации АЕИС как корпоративной системы в деятельности универсальных библиотек, которые являются центром региональной корпорации.

Российская практика проектирования автоматизированных библиотечно-инфор-мационных систем сложил ась на основе семейства ГОСТ 34.600 "Комплекс стандартов ^автоматизированные системы. .Автоматизированные системы" и особенностей технологических процессов реальных библиотек. В ГОСТах основное внимание уделяется созданию АБИС, проблемы эксплуатации Практически на сегодняшний день мало изучены. Единственно, что предлагается -разделять эксплуатацию на опытную (пилотную) и промышленную. Л.И. Алешин предлагает такие эксплуатационные характеристики АБИС:

1. Обеспечение текущего функционирования системы.

2. Организация учета программно-тех-нического оборудования и документации, используемых в работе.

3. Техническое обслуживание оборудования и выполнение регламентных работ.

4. Текущий ремонт оборудования и модернизация программного обеспечения.

5. Техническая поддержка пользователей и др. [7].

В условиях конкретнее! универсальной библиотеки эти характеристики могут дополняться.

Наиболее важный компонент управления любым учреждением, в том числе и библиотекой, считается оценка эффективности. В

своих публикациях Н.С. Редькина утверждает, что "эффективность представляет собой оде-!у из форм результативности движения, развития процессов, явлений и может выступать;ее конечной формой" [8]. С точки зрения автора, эффективность - это "изучение субъектом оценки результатов деятельности библиотеки в целях получения количественных характеристик для проведения различных управленческих воздействий" [8J.

Оценка эффективности библиотек на международном уровне осуществляется на основе стандарта ISO 11620л998 "Показатели эффективности библиотек" и на "Международное руководство по эффективности университетских и других научных библиотек" И'.

В отечественном библиотековедении Н.С. Редькина обобщила различные подходы к измерению, оценке, анализу, построению системы показателей, управлений* известных ученых-библиотековедов и предлагает классифицировать виды эффективности "в зависимости от измеряемой функциональной подсистемы, структурного уровня и затрат" [8]. Данная классификация наиболее адекватно соответствует цели исследования -определение эффективности эксплуатации АБИС "OPAC-Globaí" как корпоративной системы, т.е. на структурном уровне.

Автор предлагает следующий типы эффективности:

- социал ьная - при решении социальных задач определяется отношение благоприятных социальиых результатов к затратам на их достижение;

- технологическая - на основе внедрения Технологических инноваций улучшение технико-экономических показателей;

- управленческая - i) достижение с помощью системы управления возможно большего и лучшего результата при заданном уровне расходов на управление или достижение заданного результата при возможно меньших расходах на управление; 2} мера,

в которой система управления объектом обеспечивает эффективность деятельности управляемого объекта [8].

Можносделать вывод что эффективность складывается из множества факторов и относится к оценочным категориям. Поэтому для количественной и качественной оценки эффективности необходимо разработать различные показатели. Причем, они должны образовывать определенную систему, т.е. должны быть сгруппированы и упорядочены по определенным признакам. Поэтому, чтобы измерить эффективность деятельности библиотеки, необходимо разработать систему измерения: выделить критерии, определить индикаторы и методы.

Б данном случае, основные критерии, конечно же, связаны с эксплуатационными характеристиками АБИС, выявленными выше, также критерии определяются реа-л изацией организационно-технологических принципов проектирования АБИС, рассмотренных в теоретической части работы. Кроме того, в предметной области "Информационные технологии" корпоративная сеть представляется как сложная система из взаимодействующих слоев: техническая подсистема с каналами связи; передачу пакетов информации обеспечивает транспортная подсистема, передачу пакетов информации); программное обеспечение состоит из сетевых операционных систем; системы управления базами данных (СУБД); системные сервисы.

Поэтому были определены критерии на соответствие принципам корпоративности. Эти критерии стали основой для системы показателей определения эффективности эксплуатации АБИС "ОРАС-С!оЬаГ, которые были обозначены как индикаторы и представлены в таблице 1.

Оценочную шкалу определили следующим образом: 2 балла - реализуется полностью; 1 балл - реализуется частично; о баллов - не реализуется.

Таким образом, из 24 баллов максимальной оценки эксплуатация АБИС "ОРАС-

C-J

Ч г-.

-г.

я£

О

с©

X

т ш

Н

Г

45

Global" в БГУНБ получила 19 баллов, т.е. эффективность составляет 8о%, что является очень хорошим результатом.

Т.чблица г - Система индикаторов для анализа эксплуатации АБИС "OPAC-Global"

№ п/п Индикаторы Оценка (баллы)

1 Обеспечение текущего функционирования системы 2

2 Организация учета программно-технического оборудования и документации, используемых в работе 2

3 Техническое обслуживание оборудования и выполнение регламентных работ 2

4 Текущий ремонт оборудования 2

5 Модернизация программного обеспечения 2

6 Внедрение дополнительных модулей 1

7 Техническая поддержка пользователей 1

8 Совокупность объединенных ПК Структура предусматривает разные иерархические уровни степени участия библиотек в сети, разные АБИС и протоколы обмена данными 1

9 Транспортная подсистема. Под держка протокола HTTP 1

10 Сетевая операционная система 2

И СУБД (разные СУБД участников корпорации) 1

12 Системные сервисы 2

Для определения потенциала библиотечной корпорации мы использовали систему индикаторов, разработанную группой ученых СО ГПНТБ России (О.Л. Лаврик, А.А. Стукалова и др.). В основе их разработки - положение о том, что библиотечная корпорация является разновидностью социальной системы, поэтому приоритетны были такие свойства, как целостность и интегри-рованность [9. С. 5].

Под целостью авторы понимают гомогенность системы, то есть "объединение элементов одинаковой природы и генезис данной системы; неотторжимость элементов от системы без ущерба для ее жизнедеятельности; обособленность системы от других" Г9]- Можно утверждать, что библиотечная корпорация гомогенна априори, так как в ее сосгав входят обычно библиотеки и информационные учреждения (однородные элементы). Вместе с тем, в деятельности

участников корпорации используются различные АБИС, поддерживающие различные протоколы передачи данных, что вынуждает использовать дополнительные программно-технические средства (шлюзы).

Свойство интегрированно-сги определяет взаимосвязи элементов системы между собой на внутреннем уровне. Чтобы определить степени интегриро-ванноети, предлагаются такие критерии: "объединение в социальную общность происходит на основе определенной совокупности процессов (может быть один процесс, несколько процессов, все процессы); устойчивость и равновесие отношений между элементами системы зависят от количественного состава внутри системы и характера организационных связей; устойчивость как долговременность социального взаимодействия; устойчивость как длительность функционирования. В этом случае индикаторы были сгруппированы" [9].

Библиотечная корпорация - это, прежде всего, технологическая система, а следовательно, соответствующие индикаторы будут выглядеть следующим образом:

- единое программное обеспечение для автоматизации традиционных библиотечных процессов;

- централизованная техническая поддержка един ого программного обеспечения для автоматизации;

- использование единой аппаратной и методической платформы;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- обеспечение участниками корпорации высокоскоростного удаленного подключения к централизованному серверу баз данных.

Оценочная шкала была построена как в предыдущем случае. Система индикаторов представлена в таблице 2.

Таблица 2 - Система индикаторов для анализа, потенциала деятельности корпорации библиотек Вел городской области

В работах группы ученых СО ГПНТБ России данная система индикаторов при менялась для оценки деятельности центра ОС 1С который на мировом уровне можно считать эталонной моделью библиотечной корпорации. Центр набрал 35 баллов (максимальное количество баллов) [ю]. Согласно нашим исследованиям, корпорация библиотек Бел городской области набрала 32 балла, что свидетельствует о достаточно эффективной деятельности корпоративной системы.

В результате проведенной работы мы отметили, что сформированное единое корпоративное пространство библиотек области позволяет говорить и о наличии электронной библиотеки корпорации. Технология

создания такой библиотеки развивается в следующих направлениях: содержание в актуальном состоянии системы электронных каталогов и баз данных; создание и использование электронных полнотекстовых ресурсов на основе единых правил;

формирование набора виртуальных сервисов, через которые возможно обслуживание пользователей библиотек.

Дальнейшее развитие технологии формирования ресурсов корпорации мы видим в совершенствовании качества электронных каталогов и баз, особенно в повышении возможности построения на их основе релевантных запросов и приближении результатов поиска к выборке из традиционных каталогов, а также в формировании электронных тематических коллекций на основе библиографических и пол ноте кетовых баз данных.

В 2020 году БГУНБ внедрила у себя технологию безбумажного учета посещений и книговыдачи, которая показала эффективность более чем на 30% в экономии времени сотрудников и читателей. Данная технология основана на автоматизированном обслуживании читателей. Поэтому для эффективного использования средств областного бюджета, обеспечившего техническую и программную базу, следует в 2021 году решить задачу внедрения технологии автоматизации учета посещений и книговыдачи во всех Центральных районных библиотеках и

Группа инднкатвяМй Индикаторы Опенка (баллы)

Программ нота хнологичеягие н технические 1, АБИС участников корпорации (единое программное обеспечение, аппаратная и методическая платформа) Использование нескольких АБИС, поддерживающих протокол 259.50, НТТР и форма! КиШЛКС 1

2, Уровень технического обеспечения учасннЕкок корпорации(цен-тралиюванная техническая поддержка) Среднее 1

3, Качество интернет-связи (высокоскоростное удаленное подключение) Среднее ]

4, Качествойй лиотечных информационных: ГС.И'Т Выше среднею 2

Ефганнзацнонно- 5. ЮрВДический статус Есть 2

правовые 6. Квалификация сотрудников Постоянное повышение квалификации 1

7. Информирование и реклама К. Наличие развитой системы управления В профессиональной среде и в СМИ БГУНБ ■ координационный и контролирующий центр 1 2

9, Норматвно-ормвизащюнная основа Наличие договора, правил, метод, разработок 2

10. Организационная структура Более двух направлений деятельно-стиу большинстваучастников 2

11. Сотрудничество с партнерами Сотрудничество с болытшм количеством партнеров 2

12, Разработка и участие в проектах Несколько проектов 2

Финансовые 13. Внешняя поддержка Постоянная ]

14,Членские взносы Нет 2

15.Платные ее луг« Любому пользователю 2

Социологи ческие 16, Уровень гомогенности библио-пжучасшнц Смешанные участники 1

17.Неотторжим ость элементов системы без ущерба для ее жизнедеятельности Отсутствие ущерба ]

1Й .Количество процессов, объединяющих частников корпорации Более четырех процессов 2

19:Стабпльность (уровень устойчивости) Стабильный (расширяющийся) 2

20, Длительное и. функционирования 16 лет 2

в последующие годы растиражировать эту технологию на все филиалы.

Приобретение модуля "Электронный абонемент": переход на безбумажную технологию обслуживания читателей и учета посещений, ведение документооборота но учету фондов ИБС на базе системы АБИС "ОРАС-Global",

Практика и анализ эксплуатации АБИС "ОРАС-Global" показывают, что совокупная равномерная модернизация библиотечной сети возможна только в рамках корпоративного объединения, потому что именно корпорация задает общий вектор развития, обеспечивает согласованность внедрения инноваций и позволяет уравновешивать рост отделы! ых участников.

Примечания;

1. Корпоративные библиотечные системы: технологии и инновации : материалы XVITI Международной научно-практической конференции, г. Санкт-Петербург1-Хельсинки, 24-29 июня 2019 г. - URL : https://arbicon.ru/conference/ a rbicon 2019/pages/s/m ateríais _ _s pb,'

2. Шрайберг1 Я.Л. Информационно-документное пространство образования, науки и культуры в современных условиях цифровизации общества / / Ежегодный док/гад I Ъггого международного профессиональней) фйрума "Крым-гогд" / ЯЛ. Шрайберг // Научные и технические библиотеки. - 2019. - № 9,- С. 3-55.

3. Шрайберг ЯЛ. Корпоративные и национальный проекты Открытого доступа / ЯЛ. Шрайберг, А.И, Земсков // Научные и технические библиотеки. - 2008. - № 8. - С. 5-23.

4- Распоряжение Правительства РФ от 13.03.2021. ¡\i-6o8-p "Об утверждении Стратегии развития библиотечного дела на период до 2030 года" -URL: Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 18.03.2021

5. Трофименко А А Кооперация как способ повышения эффективности библиотечной деятельности : специальность 05.25.03 "Библиотековедение, библиографо ведение и книговедение": диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Трофименко Антон Александрович. ■■ Краснодар, 2005. - 152 с.

6. ВоройскийФ.С. Основы проектирований авто-матизированй ых биб,1 шотечно-информационных систем : mohoj рафия / Ф.С. Воройский. - М.: ФИЗ-МАТЛИТ, 2008. - 383 с.

7. Алешин Л.И. Проектирование библиотечных А HC / Л.И. Алешин. - М. : Либерия-Бибинформ, 2008. 352 с.

8. Редькина i I.C. Современные подходы к измерению эффективности работы библиотек // Роль ГПНТБ в развитии информационно-библиотеч-кого обслуживания в регионе (к 90-летию ГПНТБ СО РАН, 50-летию в составе Сибирского отделения РАН) : Межрегиональная научно-пракгичес-кгя конференция, г. Новосибирск, 6-Ю октября 2008 г. - Новосибирск: [б. и.], 2008. - С. 154-156.

9. Лаврик О.Л, Разработка системы индикаторов для определенШ потенциала библ нотечных корпораций / О. Л. Лаврик, А. А Стукалова // Биб-лиосфера, - 2008, - № 4. - С, 27-31.

ю. Стукалова АЛ. Корпорация как форма профессионал ьного сотрудничества библиотек: специальность 05.25.03 "Библиотековедение, библио-i рафоведеиие и книговедение^: дис.... канд. пед. н, - Новосибирск, 2008. - 313 с. - URL: https:// www.diasercat.com/content/korporatsiya-kak-forma - profess ion al n ogo-sot rud n iches tva-bibiio Lek Iii Пилко И.С., Мухамедиева С,А. К оценке эффек-ти в поста библиотечной деятель поста // Науч. и техн. б-ки. -2019. -№3. -С. 31-44. 12. Шрайберг Я.Л. Основные положения и принципы разработки автоматизированных библио-течно-информационных систем исетей: главные тенденции окружения, основные положения и предпосылки, базовые принципы /Я.Л. Шрайберг. - М,: Либерея, 2001. - юо с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.