Научная статья на тему 'Разработка системы индикаторов для определения потенциала библиотечных корпораций'

Разработка системы индикаторов для определения потенциала библиотечных корпораций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
182
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Библиосфера
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БИБЛИОТЕЧНАЯ КОРПОРАЦИЯ / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ / ФИНАНСОВЫЕ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ / ПРОГРАММНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лаврик Ольга Львовна, Стукалова Анна Александровна

Выявлены и рассмотрены социологические характеристики, которые могут служить основой для анализа эффективности деятельности библиотечных корпораций. Разработана система социологических, финансовых, организационно-правовых, программно-технологических и технических индикаторов и выведена оценочная шкала для определения потенциала библиотечных корпораций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Лаврик Ольга Львовна, Стукалова Анна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разработка системы индикаторов для определения потенциала библиотечных корпораций»

Библиотековедение

УДК 021.63 ББК 78.34 (2)

РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ ИНДИКАТОРОВ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОТЕНЦИАЛА БИБЛИОТЕЧНЫХ КОРПОРАЦИЙ

© О.Л. Лаврик, А.А. Стукалова, 2008

Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук 630200, г. Новосибирск, ул. Восход, 15

Выявлены и рассмотрены социологические характеристики, которые могут служить основой для анализа эффективности деятельности библиотечных корпораций. Разработана система социологических, финансовых, организационно-правовых, программно-технологических и технических индикаторов и выведена оценочная шкала для определения потенциала библиотечных корпораций.

Ключевые слова: библиотечная корпорация; социологические, финансовые, организационно-правовые, программно-технологические и технические параметры; эффективность деятельности.

Опыт ОСЬС и других известных зарубежных библиотечных корпораций убеждает в возможности высокой экономической и функциональной эффективности корпоративных систем. Совместная работа библиотек в данных корпорациях, благодаря формированию корпоративных продуктов, позволяет меньшими силами достигать больших результатов в информационном обслуживании пользователей, совместном использовании информационных ресурсов, экономии трудовых и материальных затрат на каталогизацию изданий, что крайне важно и для российских библиотек, испытывающих хронический дефицит финансирования [7].

Однако результаты реальной работы отечественных библиотечных корпораций зачастую оказываются далеки от ожидаемых. Поэтому очень важно определить факторы успешной деятельности библиотечных корпораций.

Поскольку библиотечная корпорация является разновидностью социальной системы, для определения факторов ее успешной деятельности можно сначала обратиться к теории социальных систем, из которой известно, что основными ее свойствами являются: 1) целостность и 2) интегрированность.

Целостность - это аспект комплексности, совокупность предметов, явлений, свойств, образующих одно целое. Целостность системы означает [6]:

а) ее гомогенность, т. е. объединение элементов, имеющих одинаковую природу и (или) генезис данной системы;

б) неотторжимость элементов от системы без ущерба для ее жизнедеятельности;

в) обособленность, отграниченность данной системы от других.

Рассмотрим, как аспекты этого свойства проявляются в библиотечных корпорациях.

Библиотечные корпорации состоят в основном из однородных элементов - библиотек и информационных центров, а значит, библиотечной корпорации в принципе присуще свойство гомогенности.

Свойство неотторжимости элементов проявляется по-разному. В библиотечных корпорациях иногда происходит выбывание ее участников. При этом библиотечная корпорация теряет часть информационных ресурсов, предоставляемых выбы-ваемым участником в общее пользование. Но на замену ему может прийти другая библиотека. Важно, чтобы была определена мера выбывания, т. е. это свойство можно назвать уровнем стабильности.

Являясь частью библиотечной корпорации, библиотека-участница остается независимой организацией и имеет право участвовать в других объединениях. Кроме того, библиотечная корпорация может сотрудничать с другими корпорациями и объединениями.

Таким образом, с точки зрения социологии свойство целостности частично присуще библиотечной корпорации, так как для нее характерна гомогенность и неотторжимость элементов от корпоративной библиотечной системы без ущерба для ее жизнедеятельности, но ей не свойственна обособленность и отграниченность от других систем. То есть библиотечная корпорация как форма объединения библиотек в полной степени не может быть целостной системой, но может к ней стремиться.

Второе свойство социальной системы - интегрированность - характеризует взаимосвязь элементов системы между собой [2]. Относительность этого свойства заключается в том, что сис-

тема не может характеризоваться двухмерным способом - как абсолютно интегрированная либо абсолютно дезинтегрированная. Она всегда является в какой-то степени интегрированной. И аналитическая задача заключается в определении степени этой интегрированности, а практическая - в осуществлении необходимых мер, воздействий, направленных на повышение ее степени [2].

Для определения степени интегрированности социальных систем используются следующие параметры [1]:

а) совокупность процессов, благодаря которым отдельные элементы общества объединяются в социальную общность. Выделяются социальные системы, объединяющие один процесс, несколько процессов и все процессы;

б) устойчивость и равновесие отношений между элементами социальной системы. Характеризуется изменением количественного состава внутри нее и зависит от способа сочетания элементов, характера их организационной связи;

в) устойчивость социальной системы и ее частей перед лицом внешних и внутренних противоречий, способность к самосохранению. Социальная система выступает результатом и воплощением устойчивого социального взаимодействия. Ее существенным признаком является устойчивость, т. е. долговременность социального взаимодействия [2]. Устойчивость - это способность системы функционировать в состояниях, близких к равновесному, в условиях постоянных внешних и внутренних воздействий. Устойчивость объединения определяется временем его существования и зависит от активности деятельности социальной системы, ее отношения с государством и обществом. Однако об устойчивости можно говорить только по отношению к тем или иным воздействиям.

Так, сравнивая две разные политические или культурные организации, живущие в рамках одного и того же общества, можно найти, что одна из них по своему строению является более приспособленной, чем другая, т. е. более устойчива. Но если в общественных условиях происходят изменения, например революции, войны, экономические кризисы, то соотношение может оказаться прямо противоположным [1].

Данные параметры вполне применимы для измерения степени интегративности библиотечных корпораций:

а) деятельность библиотечных корпораций направлена на объединение одного или нескольких процессов, и для выявления степени интегрированности библиотечных корпораций необходимо определить совокупность этих процессов;

б) устойчивость отношений между элементами библиотечных корпораций измеряется стабильным составом участников или его изменением;

в) устойчивость библиотечных корпораций перед лицом внешних и внутренних противоречий измеряется длительностью их функционирования.

Таким образом, мы получили пять социологических параметров, которые могут служить основой для анализа эффективности деятельности любой библиотечной корпорации.

Эффективность - это оценочная категория, которая складывается под влиянием множества внутренних и внешних факторов: экономических, правовых, социальных и др. Тот факт, что эффективность представлена в различных видах, является причиной использования для ее количественной оценки множества различных показателей. Их упорядоченность, расположение, например, в порядке от обобщающих показателей эффективности к частным образуют определенную систему показателей [5]. Систему показателей для определения эффективности деятельности и потенциала библиотечных корпораций могут образовать описанные выше социологические параметры, а также выведенные одним из авторов данной статьи параметры, положительно влияющие на работу библиотечных корпораций [4] и тормозящие их деятельность [3]. Указанные параметры названы нами индикаторами и суммированы в табл. 1.

Для выведения оценочной шкалы деятельности библиотечных корпораций применим полученную систему для измерения потенциала деятельности центра OCLC, как самого успешного примера среди библиотечных корпораций, и априори потенциала деятельности наиболее слабой отечественной библиотечной корпорации (табл. 2).

В итоге по нашей шкале OCLC набрал 35 баллов, деятельность отечественной библиотечной корпорации была оценена в 13 баллов. Итак, 35 баллов можно считать верхней границей оценочной шкалы, 13 баллов - нижней.

На основании полученных значений приняли, что деятельность библиотечной корпорации, оценивающаяся от 30 баллов и выше, является успешной, от 20 до 30 баллов - средней и ее следует повышать, от 20 и ниже - низкой, т. е. участие в такой корпорации не является выгодным для ее членов.

Таким образом, для повышения эффективности своей деятельности любая библиотечная корпорация может оценить свой потенциал на основе предлагаемых индикаторов и определить, в каком направлении необходимо работать для его роста.

Список литературы

1. Богданов, А. А. Очерки организационной науки [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http:// www.metodolog.ru/00052/00052.html

2. Волков, Ю. Е. Теоретико-методологические основы социологического анализа общественных систем и процессов. - М. : Сов. спорт, 2001. - 358 с.

Т а б л и ц а 1

Система индикаторов для анализа потенциала библиотечной корпорации и оценки ее деятельности

Группы индика- торов Индикатор Оценка

- + ++

1 2 3 4 5

Социологические 1. Уровень гомогенности библиотек-участниц Разнородные Смешанные Однородные

2. Неотторжимость элементов от системы без ущерба для ее жизнедеятельности Значительный ущерб Отсутствие ущерба

3. Количество процессов, объединяющих участников корпорации Один процесс До четырех процессов Более четырех процессов

4. Уровень устойчивости (стабильности) Нестабильный Стабильный (неизменный) состав участников равен количеству прибывающих) Стабильный (расширяющийся)

5. Длительность функционирования 1-3 года До 5 лет Более 5 лет

Финансовые 6. Внешняя поддержка Нет Случайная Постоянная

7. Членские взносы Нет Небольшие Существенные

8. Платные услуги Не оказывает Только для членов корпорации Любому пользователю

Организационно-правовые 9. Юридический статус Нет Есть -

10. Квалифицированные сотрудники Нет Недостаточно Происходит постоянное повышение квалификации

11. Информирование и реклама Нет Только в профессиональной среде В профессиональной среде и СМИ

12. Наличие развитой системы управления Нет Есть, но ее деятельность не активна Есть

13. Нормативно-организационная основа Нет Наличие договора Наличие договора, правил, инструкций и других совместно разработанных документов

14. Организационная структура Большинство участников являются пользователями корпорации Большинство участников работают по нескольким направлениям деятельности корпорации Большинство участников осуществляют деятельность по всему объему заявленных в корпорации задач

15. Сотрудничество с другими организациями, структурами, системами Нет Сотрудничает с одной организацией Сотрудничает с несколькими организациями

16. Разработка и участие в новых проектах Нет Один проект Несколько проектов

Окончание табл. 1

1 2 3 4 5

Программно-технологические и технические 17. АБИС участников корпорации Использование АБИС, не поддерживающих протокол 239.50 Использование нескольких АБИС, поддерживающих протокол г39.50 Все работают на одной АБИС, поддерживающей 239.50

18. Уровень технического обеспечения участников корпорации Слабый Средний Высокий

19. Качество интернет-связи Низкое Среднее Высокое

20. Качество библиотечных и информационных продуктов Низкое Среднее Высокое

Т а б л и ц а 2

Применение системы индикаторов для анализа потенциала библиотечных корпораций

и оценки их деятельности

Индикатор оеье Отечественная библиотечная корпорация

1. Уровень гомогенности библиотек-участниц + +

2. Неотторжимость элементов от системы без ущерба для ее жизнедеятельности + -

3. Количество процессов, объединяющих участников корпорации ++ -

4. Уровень устойчивости (стабильности) ++ +

5. Длительность функционирования ++ ++

6. Внешняя поддержка + +

7. Членские взносы ++ -

8. Платные услуги ++ -

9. Юридический статус + -

10. Квалифицированные сотрудники ++ +

11. Информирование и реклама ++ -

12. Наличие развитой системы управления ++ +

13. Нормативно-организационная основа ++ +

14. Организационная структура ++ +

15. Сотрудничество с другими организациями, структурами, системами ++ -

16. Разработка и участие в новых проектах ++ -

17. АБИС участников корпорации + +

18. Уровень технического обеспечения участников корпорации ++ +

19. Качество интернет-связи ++ +

20. Качество библиотечных и информационных продуктов ++ +

ВСЕГО: 35 13

3. Маркова, А. А. Библиотека в корпоративной системе: препятствия и стимулы развития // Итоги и перспективы научной работы ГПНТБ СО РАН : материалы науч. сес. (Новосибирск, 14 февр. 2007 г.). - Новосибирск : ГПНТБ СО РАН, 2007. - С. 200-214.

4. Маркова, А. А. Современные библиотечные задачи, решаемые на базе корпоративных технологий // Электронные ресурсы региона: проблемы создания и взаимоиспользования : материалы науч.-практ. конф. (Новосибирск, 25-28 окт. 2004 г.). - Новосибирск, 2005. - С. 280-287.

5. Редькина, Н. С. Современные подходы к измерению эффективности работы библиотек // Роль ГПНТБ в

развитии информационно-библиотечного обслуживания в регионе: к 90-летию ГПНТБ СО РАН, 50-летию в составе Сиб. отд-ния РАН : межрегион. науч.-практ. конф. (Новосибирск, 6-10 окт. 2008 г.). -Новосибирск, 2008. - С. 154-156.

6. Социология : энцикл. / [сост. А. А. Грицанов]. -Минск : Кн. дом, 2003. - 1311 с.

7. Степанов, В. К. Корпоративные сети как способ выживания библиотек на информационном рынке [Электронный ресурс] // Интернет. Общество. Личность-2000 : материалы конф. - СПб., 2000. - Режим доступа : http://ict.edu.ru/vconf/index.php?a=vconf&d= mod

Материал поступил в редакцию 18.09.2008 г.

Сведения об авторах: Лаврик Ольга Львовна - доктор педагогических наук, заместитель директора по научной работе, тел.: (383) 266-29-89, e-mail: lisa@spsl.nsc.ru,

Стукалова Анна Александровна - аспирант ГПНТБ СО РАН, тел.: (383) 266-92-09, e-mail: chub@spsl.nsc.ru

Информация

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СИБИРСКИИ РЕГИОНАЛЬНЫЙ библиотечныи центр НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГПНТБ СО РАН

Продолжение. Начало на с. 21

7. «Сохранность и реставрация документов на бумажных носителях», «Фазовая консервация документов». Стажировки предназначены для реставраторов книги, библиотекарей, хранителей и других лиц, ответственных за сохранность библиотечных фондов. Цель: ознакомление слушателей с национальными программами сохранности фондов; ГОСТами в области консервации документов. Рассматриваются вопросы: обеспечение сохранности документов как функция библиотеки; сохранность документов в процессе обслуживания пользователей; причины и виды повреждений документов; способы их устранения; профилактика биоповреждений; фазовая консервация. Практические занятия: мелкий ремонт поврежденных документов; специфика работы с различными видами переплета. Преподаватели: канд. филол. наук А.Ю. Бородихин, канд. ист. наук И. А. Гузнер, Н.А. Какунова (отдел редких книг и рукописей; центр консервации документов).

8. «ГОСТы СИБИД». Цель: ознакомление слушателей с основными российскими стандартами по библиотечно-информационной деятельности, введенными в действие в 1999-2008 гг. (ГОСты «Отчет о НИР»; «Информационно-библиографическая деятельность, библиография. Основные термины и определения»; «Библиографическая запись. Библиогра-

фическое описание»; «Электронные издания. Основные виды и выходные сведения»; «Библиотечная статистика» и др.). Преподаватели: канд. пед. наук Е.Б. Артемьева, И.Ю. Чубукова, Л.А. Мандринина (отдел научно-исследовательской и методической работы; отдел научной обработки документов, отдел научной библиографии).

9. «Микропроцессорные средства автоматизации библиотечных процессов. История, состояние и тенденции развития». Семинар-стажировка предназначена для библиотечных работников. Цель: курс предполагает изучение тем: электронно-вычислительные машины; персональный компьютер; локальные сети; периферийные устройства; копировальная техника; многофункциональные устройства, средства связи; автоматизированные библиотечно-информационные системы (АБИС). Преподаватель: А.И. Павлов (отдел компьютерных систем).

10. «Электронная доставка документов». Цель: ознакомление слушателей с вопросами по формированию службы и организации работы по электронной доставке документов в библиотеках. Преподаватели: д-р пед. наук О.Л. Лаврик, канд. пед. наук Т.А. Калюжная, канд. пед. наук И.Ю. Красильникова, Е.А. Кукула (лаборатория информационно-системного анализа, отдел МБА).

продолжение на с. 42

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.