Научная статья на тему 'Интегративная основа учебных дисциплин боевой подготовки'

Интегративная основа учебных дисциплин боевой подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
289
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛУЖЕБНО-БОЕВАЯ ПОДГОТОВКА / КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ / УЧЕНИЯ / КУРСАНТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МВД РОССИИ / ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ / COMBAT TRAINING / COMPLEX TRAINING / DRILL / CADETS OF THE EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MIA OF RUSSIA / PROBLEM SITUATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецов Анатолий Федорович

В статье рассматривается служебно-боевая подготовка сотрудников милиции, изучаются способы формирования деятельностно-практических компетенций, интегрирующих в себе теоретические знания, практические умения и навыки применения физической силы, специальных средств и табельного оружия в профессиональной деятельности, представляются подходы к организации и проведению комплексных занятий и учений с курсантами вузов МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузнецов Анатолий Федорович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Integrative Basis of the Academic Disciplines of Combat Training

The article considers the combat training of employees of militia and the ways of developing active-practical competences, integrating in themselves theoretical knowledge and practical skills of applying physical strength, special means and service weapons in professional activities. The author suggests approaches to the organization and carrying out of complex training and practical drill with cadets of high schools of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Текст научной работы на тему «Интегративная основа учебных дисциплин боевой подготовки»

ИНТЕГРАТИВНАЯ ОСНОВА УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН БОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ

А. Ф. Кузнецов

В статье рассматривается служебно-боевая подготовка сотрудников милиции, изучаются способы формирования деятельностно-практических компетенций, интегрирующих в себе теоретические знания, практические умения и навыки применения физической силы, специальных средств и табельного оружия в профессиональной деятельности, представляются подходы к организации и проведению комплексных занятий и учений с курсантами вузов МВД России.

Ключевые слова: служебно-боевая подготовка, комплексные занятия, учения, курсанты образовательных учреждений МВД России, проблемная ситуация.

В последнее время в поиске путей повышения эффективности профессионально-прикладной и боевой подготовки курсантов вузов МВД России внимание исследователей все чаще обращается к вопросам междисциплинарной интеграции [1; 2]. В качестве базовой идеи выдвигается принцип приоритета целого, в качестве основного метода - проблемный [3], а в качестве критерия междисциплинарной интеграции - умение обучаемых востребовать и использовать все свои знания, умения и навыки для решения проблемной задачи [4; 5].

Актуальной является задача формирования у курсантов деятельностно-практических компетенций, интегрирующих в себе знание правомерности применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия; умение метко поражать цели из пистолета; навыков эффективных и тактически грамотных действий в условиях применения и использования огнестрельного оружия. В этих целях обычно предлагается использовать в обучении специально разработанные комплексы задач, заданий и упражнений в соответствии с содержанием профессиональной деятельности выпускников, а в качестве ведущей формы учебного процесса рассматриваются комплексные занятия, на которых моделируются условия применения сотрудниками милиции физической силы, специальных средств и табельного оружия. Согласно одному из подходов [6, с. 16] моделирование может обеспечиваться при помощи набора настольных фигур, расстановка которых отражает наиболее распространенные ситуации. Авторы показывают, что в этом случае можно вообще отказаться от практики разобщенного (дисциплинарного) обучения применению и использованию огнестрельного оружия в теоретическом и практическом аспектах [7, с. 17].

Использование в служебно-боевой подготовке курсантов комплексных занятий, в ходе которых воспроизводятся ситуации профессиональной деятельности, действительно дает возможность вооружить обучаемых навыками действий в сложной, быстроменяющейся обстановке, придать обучению активный характер. Однако одновременно имеется и ряд вопросов. В чем состоит суть активных форм и методов служебно-боевой подготовки? В чем заключается педагогическая сущность комплексных занятий? Как следует организовать служебнобоевую подготовку, чтобы обучение стало активным?

Активное обучение существенно отличается от традиционного. Оно обеспечивается путем вовлечения уча-

щихся в творческую деятельность по решению учебной проблемы: предусматриваются ее принятие на личностном уровне, выдвижение гипотезы, поиск путей ее доказательства и решения. Неоднократное переживание радости открытия, сопровождающее процесс разрешения проблемы, усиливает потребность в познании, способствует эффективному усвоению знаний, умений и навыков [8].

Сущность проблемного обучения заключается в наличии проблемной ситуации, когда обучаемый ставится в условия, где наличного потенциала знаний, умений, навыков и способов деятельности ему не хватает для решения возникшей жизненно важной задачи и требуется выработать новое знание, новое умение, новое качество. Противоречие между имеющимся арсеналом и требованиями служит поводом для начала активной поисковой деятельности. Обучаемый попадает в обстановку, когда он вынужден активно действовать для решения учебной проблемы, и эта активность приводит его к необходимости освоения предусмотренного учебной программой комплекса знаний, умений, навыков. Он находит то, что должен усвоить, именно в процессе поиска выхода из проблемной ситуации.

Вывод о том, что путь обучаемого к достижению целей образования лежит только через его собственную активную поисковую деятельность в условиях разрешения проблемной ситуации, очень важен для понимания путей обеспечения эффективности служебно-боевой подготовки. Теперь необходимо выявить сущность проблемной ситуации.

Понятие «ситуация» широко входит в научный аппарат современной психологии и педагогики. До последнего времени под ситуацией понималась лишь совокупность внешних обстоятельств, определяющих способ и протекание какой-либо деятельности. Однако такой подход, полагают А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, М. И. Махму-тов [9, с. 83, 103, 107, 149; 10; 11] сужает подлинное значение этого термина, поскольку из ситуации исключен субъект, осуществляющий ту или иную деятельность.

Сами по себе внешние обстоятельства, безотносительно к субъекту, никакой ситуации не образуют. Они становятся ситуацией, когда в них включен человек. Для возникновения ситуации кроме внешних условий и обстоятельств необходим субъект, с его готовностью активно включиться в эти условия. В известном смысле ситуация выступает как «субъективная, личностно и деятельностно опосредованная концептуализация объективных взаимодействий человека со средой его жизнедеятельности» [12, с. 15]. Другими словами, ситуация представляет собой прежде всего момент взаимодействия субъекта и обстоятельств.

В ситуациях отражаются разные типы взаимодействия человека с окружающей действительностью. В одних из них выражаются объектно-субъектные отношения, т. е. отношения человека к предметному миру, в других - субъектно-субъектные отношения, или отношения между людьми. Первые ситуации принято называть предметными ситуациями, вторые - социальными.

Ситуации служебно-боевой деятельности отражают субъект-субъектные отношения сотрудника правоохра-

нительных органов и правонарушителя, и поэтому их можно отнести к социальным. Вместе с тем служебнобоевая ситуация отличается от других социальных ситуаций, поскольку взаимодействие субъектов не является непосредственным, а реализуется через воздействие каждого на боевую обстановку. В служебно-боевой ситуации элементом обстоятельств для сотрудника является не сам правонарушитель, а результат его действий, изменяющий боевую обстановку и требующий немедленного реагирования. При рассмотрении той же ситуации с другой стороны действия сотрудника составляют элемент внешних обстоятельств для правонарушителя, и также понуждают его к ответным действиям.

Проблемный характер ситуации придает неопределенность, требующая решения. Усилителями неопределенности являются большой состав элементов ситуации и связей между ними (сложность ситуации), дефицит или избыточность информации, лимит времени и др. [13, с. 224].

Реальные служебно-боевые ситуации отличаются исключительной сложностью, динамичностью, изменчивостью, противоречивостью и неопределенностью, и в силу этого носят в высшей степени проблемный характер. Для принятия решения и действий в реальной боевой ситуации от сотрудника требуются высокий уровень профессиональной подготовленности, глубокие знания, твердость характера, готовность действовать на пределе физических и моральных сил для выполнения поставленной задачи. Однако достаточно полно воспроизвести реальную боевую ситуацию в учебном процессе по служебно-боевой подготовке (например, двусторонний огневой контакт), как правило, невозможно, и поэтому на занятиях ее пытаются моделировать.

Чаще всего в практике обучения идут по пути воспроизведения отдельных внешних условий (например, звуков стрельбы, разрывов гранат, дымов, сирен, вспышек и т. п.), которые имитируют соответствующую боевую обстановку. Однако эти параметры не определяют проблемность. Эти характеристики не придают ситуации неопределенность, требующую решения. В связи с этим на наш взгляд, главным принципом при таком моделировании должно быть воспроизведение динамичности, изменчивости, противоречивости и неопределенности. Необходимо создание на занятии обстановки, факторы которой активно реагируют на все решения обучаемого, быстро, динамично и закономерно изменяются в зависимости от тех или иных его действий и указывают своими обострениями на все его недоработки.

Поясним это на примере методической разработки для проведения комплексного межотраслевого занятия с курсантами по темам «Действия в составе групп оперативно-служебного применения при проведении засады» тактико-специальной подготовки, «Марш-бросок в составе подразделения» физической подготовки, «Стрельба по появляющимся и движущимся целям» огневой подготовки.

Основным средством обеспечения проблемности обучения является система вводных, разработанных как реакция боевой обстановки на действия обучаемых. Так, забыл командир организовать охранение на марше - на

колонну следует внезапное нападение, превышен норматив совершения марш-броска - противник упредил группу в прибытии на указанный рубеж, успел оборудовать подходы минно-взрывными заграждениями (растяжками) и занял выгодные позиции для ведения огня, которые теперь надо будет штурмовать, вести огонь в движении. И наоборот, поставлена своевременно и грамотно задача силам походного охранения - движение по маршруту производится беспрепятственно, выполнен норматив совершения марш-броска - обучаемые получают время подготовить огневые позиции, ведение огня производится с места, из наиболее удобного положения.

Осознание курсантами созданной преподавателем проблемной ситуации принимает форму учебной задачи. Ее специфика, согласно Б. Д. Эльконину, состоит в том, чтобы предусмотренные педагогом способы ее решения могли привести к новому уровню развития учащихся [14]. Поэтому основное направление деятельности преподавателя состоит в том, чтобы подобрать такие проблемные ситуации, выход из которых потребует именно тех знаний, умений, навыков и способов действий, которые предусмотрены программой.

При характеристике учебных задач принято выделять в них сложность и трудность [15]. Сложность задачи определяется объективными свойствами проблемной ситуации, составом ее элементов и числом связей между ними, степенью их изменчивости и неопределенности. Трудность - это мера неопределенности или противоречивости тех или иных аспектов задачи для конкретного субъекта.

Поскольку элемент трудности в решении учебных или иных задач является фактором интеллектуального и личностного развития обучаемых, объективный уровень сложности заданий должен нарастать по мере роста уровня их подготовленности, с тем чтобы постоянно представлять для них должную трудность. Поэтому за время обучения курсант должен принять участие в комплексных занятиях и учениях по всем элементам служебнобоевой деятельности ОВД от выхода по боевой тревоге до специальной операции, с постепенным нарастанием уровня сложности решаемых задач, от индивидуальных действий в качестве бойца до действий в составе пары, служебного наряда и группы оперативно-служебного применения.

Таким образом, по-настоящему комплексным будет такое занятие, которое, отражая цели и содержание того или иного вида служебно-боевой деятельности ОВД, по своему тактическому наполнению является частью единой оперативно-тактической задачи, развивающейся в соответствии с современными научными представлениями о наиболее типичных способах действий правонарушителей и тактике действий сотрудников милиции.

Этот принцип предполагает, что выполнение и упражнений стрельб на таком занятии, и приемов и действий физической подготовки, и собственно тактико-специальных действий постоянно насыщается оперативнотактическим содержанием и подчиняется достижению единой цели. Одновременно это служит интегративной

основой различных учебных дисциплин служебно-боевой подготовки и объективной предпосылкой для нарастания межпредметных, межкафедральных связей.

1. Подлипняк Ю. Ф. Вступительное слово к участникам конференции // Вопросы совершенствования боевой подготовки в современных условиях : мат-лы межвуз. науч.-практ. конф. М., 2002. С. 3-4.

2. ЛупыръВ. Г Теоретико-методологическое обоснование системы интеграции учебных дисциплин боевой подготовки в вузах МВД России // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2009. № 1(36). С. 14-16.

3. Лупыръ В. Г., Щипин А. И. Теоретические основы междисциплинарной интеграции в боевой подготовке курсантов // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2008. № 4(35). С. 25-27.

4. Лупыръ В. Г. Педагогические технологии в боевой подготовке обучающихся // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2008. № 3(34). С. 15-18.

5. Лупыръ В. Г., Щипин А. И. Указ. соч.

6. Лупыръ В. Г. Теоретико-методологическое обоснование системы интеграции учебных дисциплин боевой подготовки в вузах МВД России.

7. Там же.

8. ШияновЕ. Н., Котова И. Б. Развитие личности в обучении. М., 1999. 362 с.

9. ЛеонтъевА. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1979. 304 с.

10. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / отв. ред. Ю. М. Забродин, Е. В. Шорохо-ва. М., 1984. 444 с.

11. МахмутовМ. И. Организация проблемного обучения в школе. М., 1977. 240 с.

12. Филиппов Л. В., Ковалев С. В. Ситуация как элемент психологического тезауруса // Психологический журнал. 1996. Т. 7, вып. 1.С. 14-21.

13. Ломов Б. Ф. Указ. соч.

14. Элъконин Д. Б. Избранные психологические труды. М., 1989. 560 с.

15. Кузьмина Н. В. Понятие «педагогическая система» и критерии ее оценки // Методы системного педагогического исследования. Л., 1980. С. 7-45.

УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

В. Г. Болотюк, Е. Н. Белая

В статье описываются некоторые приемы в организации учебно-познавательной деятельности в процессе изучения иностранного языка, повышающие интерес к преподаваемой дисциплине. Этот интерес связан с развитием у обучаемых лингвокультуроведческой компетентности на основе их ознакомления с цветовой символикой во фразеологизмах разных языков.

Ключевые слова: лингвокультура, код культуры, национальный менталитет, цветовая символика, национальный характер.

В высших учебных заведениях студенты изучают специальные и общеобразовательные дисциплины. Последние призваны обогатить обучаемых знаниями об окру-

жающем мире, расширить их кругозор, повысить общую культуру. Одна из этих дисциплин - иностранный язык. По мнению В. Гумбольдта, изучающий иностранный язык завоевывает новые позиции в прежнем видении мира, расширяя границы всего того, что вообще можно познать [1, с. 511]. Изучение иностранного языка - это познание иной культуры через свою, так как в языке воплощается национальная картина мира, включая систему устойчивых образов и сравнений. Н. Д. Арутюнова пишет, что в языке человек запечатлел свой физический облик, свой внутренний мир, свое отношение к предметному и непредметному миру, к коллективу людей и другому человеку [2, с. 3-10].

Одним из важных источников информации о системе ценностей других наций и об их отношении к окружающей действительности являются устойчивые выражения того или иного языка. В сжатой и образной форме в них представлены стереотипы, традиции и нормы жизни народа. Именно эта информация открывает обучаемым «вход» в иную лингвокультуру.

Содержание культуры реализуется в языке в виде системы кодов культуры: предметного, ценностного, пространственного, цветового и т. д. Бесценную информацию дает изучение тех образных средств, которые в своем составе имеют названия какого-либо цвета (далее -«цветовые» ФЕ - фразеологические единицы). Изучение «цветовых» ФЕ дает возможность получить доступ к характеру того или иного этноса, отличительным свойствам национального менталитета, особенностям восприятия объектов и явлений нашего мира. Исследование образности человеческого мышления - это ключ к пониманию его общественно-культурной деятельности. Благодаря устойчивым выражениям вырабатываются способы самоидентификации представителей определенной лингвокультуры, так как устойчивые выражения хранят в себе ее наиболее отличительные черты.

Что касается цветовой символики, то она имеет давнюю историю. С незапамятных времен чтению «языка красок» придавалось особое значение. Краски символизировали планеты и их влияние, социальное положение людей, их различные психологические состояния. Это проявлялось в подборе одежды определенных цветов, народных поговорках, образах и т. д. У разных народов сложилась определенная символика красок, которая дошла до наших дней. Древняя символика красок и их интерпретация в различных культурах находит свое подтверждение в современных теориях взаимосвязи цвета и эмоционально-волевых состояний не только отдельного человека, но и целых общностей. Эти соответствия изучали М. Люшер, В. Ф. Петренко и др. [3; 4]. Нам было интересно проследить «цветовые» предпочтения в ФЕ некоторых языков. Были проанализированы все «цветовые» ФЕ английского, немецкого, французского, русского языков. Ниже представлена таблица, демонстрирующая цветовые предпочтения носителей этих языков (в порядке убывания частотности ФЕ с названием конкретного цвета) или «цветовой» характер нации (по аналогии с названием книги М. Люшера «Цвет вашего характера») (табл.). Мы будем говорить только о четырех доминирующих цветах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.