Научная статья на тему 'ИНТЕГРАТИВНАЯ МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ИНТЕГРАТИВНАЯ МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Endless light in science
Область наук
Ключевые слова
подростковый возраст / социально-педагогическое сопровождение / профилактика / социальные навыки / коллективная творческая деятельность / методы.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Берикбаева Еңлік Маратқызы

Современное инклюзивное образование требует формирования у педагогов навыков, знаний и компетенций, необходимых для работы с детьми с особыми образовательными потребностями, в том числе с детьми с задержкой психического развития (ЗПР). В статье рассматривается концепция интегративной модели подготовки специалистов для работы с детьми с ЗПР в условиях инклюзивного образования. Особое внимание уделяется важности теоретической и практической подготовки педагогов, направленной на создание оптимальных условий для включения детей с задержкой психического развития в общеобразовательный процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Берикбаева Еңлік Маратқызы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИНТЕГРАТИВНАЯ МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

ИНТЕГРАТИВНАЯ МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

БЕРИКБАЕВА ЕЦЛ1К МАРАТЦЫЗЫ

Магистрант кафедры «Специальная и социальная педагогика», Таразский университет им М.Х.Дулати, Тараз, Казахстан

Аннотация: Современное инклюзивное образование требует формирования у педагогов навыков, знаний и компетенций, необходимых для работы с детьми с особыми образовательными потребностями, в том числе с детьми с задержкой психического развития (ЗПР). В статье рассматривается концепция интегративной модели подготовки специалистов для работы с детьми с ЗПР в условиях инклюзивного образования. Особое внимание уделяется важности теоретической и практической подготовки педагогов, направленной на создание оптимальных условий для включения детей с задержкой психического развития в общеобразовательный процесс.

Ключевые слова: подростковый возраст, социально-педагогическое сопровождение, профилактика, социальные навыки, коллективная творческая деятельность, методы.

Инклюзивное образование представляет собой подход, направленный на обеспечение равных образовательных возможностей для всех детей, независимо от их физического, интеллектуального и социального развития. В последние десятилетия в России и за рубежом наблюдается тенденция к интеграции детей с особыми образовательными потребностями, в том числе с задержкой психического развития, в общеобразовательные школы. Этот процесс требует от педагогов новых подходов и компетенций в организации образовательного процесса.

Дети с задержкой психического развития требуют особого внимания и индивидуального подхода, что связано с их трудностями в обучении, социальной адаптации и коммуникации. В связи с этим возникает необходимость в подготовке специальных педагогов, которые могут работать с такими детьми в условиях инклюзивного образования, создавая условия для их полноценного обучения и развития.

1. Теоретические основы инклюзивного образования

Инклюзивное образование ориентировано на обеспечение равных прав для всех детей, включая детей с особыми образовательными потребностями. Включение детей с задержкой психического развития в общеобразовательные учреждения обусловлено не только нормативно-правовыми актами, но и признанием ценности социальной интеграции и развития личности в условиях взаимодействия с другими детьми.

Задержка психического развития (ЗПР) — это состояние, характеризующееся нарушением в развитии когнитивных и познавательных функций ребенка, что затрудняет его обучение в стандартных образовательных условиях. Важно понимать, что дети с ЗПР, как правило, обладают определенными интеллектуальными и речевыми нарушениями, что требует от педагогов специализированных знаний и подходов.

2. Особенности подготовки педагогов для работы с детьми с ЗПР в условиях инклюзивного образования

Интегративная модель подготовки специалистов включает в себя несколько ключевых компонентов, направленных на развитие у педагогов необходимых знаний и навыков.

2.1. Знания о детях с ЗПР

Первым шагом в подготовке специальных педагогов является глубокое изучение особенностей психофизиологического развития детей с ЗПР. Педагоги должны понимать, каковы основные признаки и стадии развития детей с ЗПР, знать методы диагностики и

коррекции, а также быть знакомыми с индивидуальными образовательными траекториями, которые могут быть предложены таким детям.

2.2. Методология инклюзивного образования

Преподаватели должны овладеть методами и техниками инклюзивного образования, которые включают:

Адаптацию учебных программ и материалов под потребности детей с ЗПР.

Использование дифференцированного подхода к обучению, который учитывает индивидуальные особенности детей.

Применение технологий и методов, позволяющих создавать доступные образовательные среды (например, с использованием мультимедийных материалов, специальных пособий и адаптированных программ).

2.3. Психологические и педагогические навыки

Особое внимание следует уделить развитию у педагогов навыков диагностики и работы с эмоциональной и социальной сферой детей с ЗПР. Важно уметь разрабатывать индивидуальные программы обучения и поддержки, учитывать особенности восприятия, памяти, внимания и общения у таких детей. Не менее важным является умение педагога выстраивать эффективное взаимодействие с детьми, родителями и коллегами.

2.4. Практическая подготовка педагогов

Практическая подготовка будущих педагогов включает в себя стажировки в инклюзивных классах, участие в коррекционных занятиях, а также работу с детьми с различными образовательными потребностями. Это позволяет развивать у специалистов навыки реального общения с детьми и применения теоретических знаний в условиях образовательного процесса.

2.5. Командный подход в работе с детьми с ЗПР

Для успешной инклюзии детей с ЗПР в образовательный процесс необходим мультидисциплинарный подход, включающий взаимодействие педагогов, психологов, дефектологов, логопедов и родителей. Специалисты должны работать в тесном контакте, обмениваться информацией и совместно разрабатывать стратегии, способствующие успешному обучению и социализации детей.

3. Оценка эффективности подготовки специалистов

Эффективность подготовки педагогов можно оценивать через различные формы обратной связи:

Оценка компетенций педагогов с помощью тестов, практических заданий и анализа результатов работы с детьми.

Регулярные анкетирования и собеседования с родителями и детьми, которые позволяют выявить сильные и слабые стороны педагогической работы.

Оценка степени адаптации детей с ЗПР к обучению в инклюзивной среде.

4. Профессиональное развитие педагогов в условиях инклюзивного образования

Подготовка педагогов не заканчивается с получением диплома. Важно создавать условия

для постоянного повышения квалификации, предлагая педагогам курсы, тренинги и семинары, направленные на развитие новых методов работы с детьми с ЗПР. Важным аспектом является также создание поддерживающей среды для педагогов, где они могут обмениваться опытом и получать консультации от более опытных коллег и специалистов.

Заключение

Интегративная модель подготовки педагогов для работы с детьми с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования является необходимым элементом успешной реализации инклюзивного подхода в образовательной системе. Эта модель должна включать как теоретические, так и практические компоненты, обеспечивающие педагогов знаниями и навыками, необходимыми для создания доступной и эффективной образовательной среды для детей с особыми образовательными потребностями. Важно, чтобы в подготовке педагогов активно использовались современные технологии,

учитывались индивидуальные потребности детей и велась постоянная работа по повышению квалификации специалистов.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Федорова, Н. В., & Зотова, О. А. (2020). Психолого-педагогические особенности детей с задержкой психического развития. Москва: Издательство РГПУ.

2. Смирнова, Н. В., & Колесникова, И. Ю. (2019). Инклюзивное образование: теоретические и практические аспекты. Санкт-Петербург: Издательство РГУ.

3. Мухина, В. В., & Дьякова, Н. А. (2018). Коррекционно-развивающая работа с детьми с ЗПР. Москва: Педагогическое общество России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.