ИНТЕГРАТИВНАЯ МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
БЕРИКБАЕВА ЕЦЛ1К МАРАТЦЫЗЫ
Магистрант кафедры «Специальная и социальная педагогика», Таразский университет им М.Х.Дулати, Тараз, Казахстан
Аннотация: Современное инклюзивное образование требует формирования у педагогов навыков, знаний и компетенций, необходимых для работы с детьми с особыми образовательными потребностями, в том числе с детьми с задержкой психического развития (ЗПР). В статье рассматривается концепция интегративной модели подготовки специалистов для работы с детьми с ЗПР в условиях инклюзивного образования. Особое внимание уделяется важности теоретической и практической подготовки педагогов, направленной на создание оптимальных условий для включения детей с задержкой психического развития в общеобразовательный процесс.
Ключевые слова: подростковый возраст, социально-педагогическое сопровождение, профилактика, социальные навыки, коллективная творческая деятельность, методы.
Инклюзивное образование представляет собой подход, направленный на обеспечение равных образовательных возможностей для всех детей, независимо от их физического, интеллектуального и социального развития. В последние десятилетия в России и за рубежом наблюдается тенденция к интеграции детей с особыми образовательными потребностями, в том числе с задержкой психического развития, в общеобразовательные школы. Этот процесс требует от педагогов новых подходов и компетенций в организации образовательного процесса.
Дети с задержкой психического развития требуют особого внимания и индивидуального подхода, что связано с их трудностями в обучении, социальной адаптации и коммуникации. В связи с этим возникает необходимость в подготовке специальных педагогов, которые могут работать с такими детьми в условиях инклюзивного образования, создавая условия для их полноценного обучения и развития.
1. Теоретические основы инклюзивного образования
Инклюзивное образование ориентировано на обеспечение равных прав для всех детей, включая детей с особыми образовательными потребностями. Включение детей с задержкой психического развития в общеобразовательные учреждения обусловлено не только нормативно-правовыми актами, но и признанием ценности социальной интеграции и развития личности в условиях взаимодействия с другими детьми.
Задержка психического развития (ЗПР) — это состояние, характеризующееся нарушением в развитии когнитивных и познавательных функций ребенка, что затрудняет его обучение в стандартных образовательных условиях. Важно понимать, что дети с ЗПР, как правило, обладают определенными интеллектуальными и речевыми нарушениями, что требует от педагогов специализированных знаний и подходов.
2. Особенности подготовки педагогов для работы с детьми с ЗПР в условиях инклюзивного образования
Интегративная модель подготовки специалистов включает в себя несколько ключевых компонентов, направленных на развитие у педагогов необходимых знаний и навыков.
2.1. Знания о детях с ЗПР
Первым шагом в подготовке специальных педагогов является глубокое изучение особенностей психофизиологического развития детей с ЗПР. Педагоги должны понимать, каковы основные признаки и стадии развития детей с ЗПР, знать методы диагностики и
коррекции, а также быть знакомыми с индивидуальными образовательными траекториями, которые могут быть предложены таким детям.
2.2. Методология инклюзивного образования
Преподаватели должны овладеть методами и техниками инклюзивного образования, которые включают:
Адаптацию учебных программ и материалов под потребности детей с ЗПР.
Использование дифференцированного подхода к обучению, который учитывает индивидуальные особенности детей.
Применение технологий и методов, позволяющих создавать доступные образовательные среды (например, с использованием мультимедийных материалов, специальных пособий и адаптированных программ).
2.3. Психологические и педагогические навыки
Особое внимание следует уделить развитию у педагогов навыков диагностики и работы с эмоциональной и социальной сферой детей с ЗПР. Важно уметь разрабатывать индивидуальные программы обучения и поддержки, учитывать особенности восприятия, памяти, внимания и общения у таких детей. Не менее важным является умение педагога выстраивать эффективное взаимодействие с детьми, родителями и коллегами.
2.4. Практическая подготовка педагогов
Практическая подготовка будущих педагогов включает в себя стажировки в инклюзивных классах, участие в коррекционных занятиях, а также работу с детьми с различными образовательными потребностями. Это позволяет развивать у специалистов навыки реального общения с детьми и применения теоретических знаний в условиях образовательного процесса.
2.5. Командный подход в работе с детьми с ЗПР
Для успешной инклюзии детей с ЗПР в образовательный процесс необходим мультидисциплинарный подход, включающий взаимодействие педагогов, психологов, дефектологов, логопедов и родителей. Специалисты должны работать в тесном контакте, обмениваться информацией и совместно разрабатывать стратегии, способствующие успешному обучению и социализации детей.
3. Оценка эффективности подготовки специалистов
Эффективность подготовки педагогов можно оценивать через различные формы обратной связи:
Оценка компетенций педагогов с помощью тестов, практических заданий и анализа результатов работы с детьми.
Регулярные анкетирования и собеседования с родителями и детьми, которые позволяют выявить сильные и слабые стороны педагогической работы.
Оценка степени адаптации детей с ЗПР к обучению в инклюзивной среде.
4. Профессиональное развитие педагогов в условиях инклюзивного образования
Подготовка педагогов не заканчивается с получением диплома. Важно создавать условия
для постоянного повышения квалификации, предлагая педагогам курсы, тренинги и семинары, направленные на развитие новых методов работы с детьми с ЗПР. Важным аспектом является также создание поддерживающей среды для педагогов, где они могут обмениваться опытом и получать консультации от более опытных коллег и специалистов.
Заключение
Интегративная модель подготовки педагогов для работы с детьми с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования является необходимым элементом успешной реализации инклюзивного подхода в образовательной системе. Эта модель должна включать как теоретические, так и практические компоненты, обеспечивающие педагогов знаниями и навыками, необходимыми для создания доступной и эффективной образовательной среды для детей с особыми образовательными потребностями. Важно, чтобы в подготовке педагогов активно использовались современные технологии,
учитывались индивидуальные потребности детей и велась постоянная работа по повышению квалификации специалистов.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Федорова, Н. В., & Зотова, О. А. (2020). Психолого-педагогические особенности детей с задержкой психического развития. Москва: Издательство РГПУ.
2. Смирнова, Н. В., & Колесникова, И. Ю. (2019). Инклюзивное образование: теоретические и практические аспекты. Санкт-Петербург: Издательство РГУ.
3. Мухина, В. В., & Дьякова, Н. А. (2018). Коррекционно-развивающая работа с детьми с ЗПР. Москва: Педагогическое общество России.