Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ СОПРОВОЖДЕНИИ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

К ВОПРОСУ О ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ СОПРОВОЖДЕНИИ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
202
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЛИЧНОСТЬ / ДЕТИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / PSYCHOLOGICAL SUPPORT / ADDITIONAL EDUCATION / PERSONALITY / CHILDREN WITH PSYCHIC DEVELOPMENT RETARDATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Павлова Анна Сергеевна

В статье рассматривается вопрос о психологическом сопровождении детей с задержкой психического развития в условиях дополнительного образования художественной направленности. Представлены задачи, которые психолог ставит по отношению ко всем участникам образовательного пространства, а именно: детям с ЗПР, педагогам дополнительного образования, родителям и семьям обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Павлова Анна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF CHILDREN WITH DELAY OF MENTAL DEVELOPMENT IN THE CONDITIONS OF ADDITIONAL EDUCATION

The article discusses the question of psychological support for children with psychic development retardation in the conditions of additional education of an artistic orientation. The tasks that the psychologist sets in relation to all participants in the educational space are presented, namely: children with disabilities, teachers of additional education, parents and families of students.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ СОПРОВОЖДЕНИИ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

образования, в целом удовлетворяет запросам потребителей.

Литература:

1. Беликов В.А. Дидактика учебно-познавательной деятельности учащихся / В.А. Беликов. - М.: Перо, 2018. - 296 с.

2. Дуальное образование в России // Аккредитация в образовании. Информационно-аналитический журнал: Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов. - 2016. -№ 88. - http://akvobr.ru/dualnoe_obrazovanie_v_rossii.html

3. Кутумова, А.А. Дуальная система обучения как технология подготовки бакалавров профессионального обучения в современных условиях педагогического вуза / А.А. Кутумова, Г.А. Яркова // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 4 (часть 1) - С. 139-142. URL: http://www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=35791

4. Листвин А.А. Дуальное обучение в России: от концепции к практике / А.А. Листвин // -Образование и наука. - 2016. - № 3 (132). - С. 44-56.

5. Некрасов С.И., Захарченко Л.В., Некрасова Ю.А. Пилотный проект «Дуальное обучение»: критический взгляд специалистов / С.И. Некрасов, Л.В. Захарченко, Ю.А. Некрасова // Профессиональное образование. - Столица. - 2015. - № 4. - С. 9-16.

6. Петрова И.В. Компетентностная модель практико-ориентированного обучения студентов / И.В. Петрова, Н.Г. Мамаев // Вестник Чувашского государственного педагогического университета. 2017. № 3-1(95). С. 127-134.

7. Романов П.Ю. Управление формированием исследовательских умений обучающихся в системе непрерывного педагогического образования // Государственная служба. - М., 2002. - № 6 (20). - С. 99-105.

8. Что такое дуальное обучение в Казахстане. - https://www.nur.kz/1718369-cto-takoe-dualnoe-obucenie-v-kazahstane.html от 22/02/2018 [электронный ресурс]

Педагогика

УДК: 376

старший преподаватель Павлова Анна Сергеевна

Институт специального образования и комплексной реабилитации Государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Московский городской педагогический университет» (г. Москва)

К ВОПРОСУ О ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ СОПРОВОЖДЕНИИ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье рассматривается вопрос о психологическом сопровождении детей с задержкой психического развития в условиях дополнительного образования художественной направленности. Представлены задачи, которые психолог ставит по отношению ко всем участникам образовательного пространства, а именно: детям с ЗПР, педагогам дополнительного образования, родителям и семьям обучающихся.

Ключевые слова: психологическое сопровождение, дополнительное образование, личность, дети с задержкой психического развития.

Annоtation. The article discusses the question of psychological support for children with psychic development retardation in the conditions of additional education of an artistic orientation. The tasks that the psychologist sets in relation to all participants in the educational space are presented, namely: children with disabilities, teachers of additional education, parents and families of students.

Keywords: psychological support, additional education, personality, children with psychic development retardation.

Введение. В современном обществе актуальным становится создание условий для личностного развития детей и подростков в организациях общего, профессионального и дополнительного образования, в том числе художественной направленности. Возможность свободного выбора различных видов художественной деятельности и искусства способствует формированию у ребенка чувства прекрасного, художественного вкуса, эмоциональной отзывчивости, осознанию особой картины мира и «Я-концепции», в основе которых лежит творчество (О.А. Белянина, А.Г. Асмолов, С.Ю. Кизим, К.Н. Коданева, О.А. Павлова, О.В. Федоскина, М.Н. Филатова и др.).

Изложение основного материала статьи. Социальная значимость дополнительного образования, формирование в его пространстве полноправных членов социума, способных осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие общества, отмечается целым рядом исследователей в общей психологии (А.Г. Асмолов, В.И. Слободчиков и др.) и педагогике (Т.А. Антопольская, Е.Б. Евладова,

A.В. Золотарева, Б.В. Куприянов, М.Н. Филатова и др.), в коррекционной педагогике (О.Ю. Буторина, Е.С. Дикаева, И.К. Дробахина, О.П. Заболотских, И.Д. Маркевич и др.) [7, 8].

Дети с задержкой психического развития (ЗПР) нуждаются в особом подходе к их обучению и воспитанию, в специально организованной психологической помощи. Несмотря на разработанность специальной системы обучения, воспитания и развития таких детей (Е.А. Екжанова, Л.В. Кузнецова, Е.А. Медведева, Р.Д. Тригер, У.В. Ульенкова, С.Г. Шевченко, Н.В. Шутова и др.), вопросы личностного развития в условиях дополнительного образования, поиск и выявление наиболее эффективных технологий в процессе психологического сопровождения изучены недостаточно.

Психолого-педагогическое сопровождение является неотъемлемой частью целостной и комплексной системы специальной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Данная проблема представлена в общем образовании в работах таких отечественных исследователей, как Э.М. Александровская, Г.Л. Бардиер, М.Р. Битянова, И.А. Дубровина, Н.А. Менчинская, Е.И. Метелькова,

B.С. Мухина, Р.В. Овчарова, Ю.В. Слюсарева, Т.И. Чиркова и др. [1]. В коррекционно-направленном образовательном пространстве вопросы сопровождения в разное время рассматривались Н.В. Бабкиной, Т.Г. Богдановой, Т.Н. Волковской, М.А. Ждановой, М.В. Жигоревой, Е.И. Казаковой, И.А. Коробейниковым,

И.Ю. Левченко, И.И. Мамайчук, Е.А. Медведевой, Н.М. Назаровой, В.И. Лубовским, О.Г. Приходько, С.Н. Сорокоумовой, О.Н. Усановой, У.В. Ульенковой, Л.М. Шипицыной, О.В. Юговой и др.) [3, 4, 5, 10].

Это изучение сопровождения как системы психологической помощи, включающей несколько взаимосвязанных компонентов (И.И. Мамайчук); помощь семьям детей с отклонениями в развитии (В.В. Ткачева); психолого-педагогическое сопровождение детей с ЗПР (Е.А. Екжанова, У.В. Ульенкова, Н.В. Шутова и др.), с интеллектуальными нарушениями (Е.А. Екжанова, С.Д. Забрамная, Е.А. Стребелева, Л.М. Шипицына и др.), с нарушениями слуха (Т.Г. Богданова, Н.М. Назарова, М.С. Рукавицын и др.); психологическое сопровождение инклюзивного образования дошкольников с ОВЗ (С.Н. Сорокоумова); комплексное сопровождение детей с ДЦП на ранних этапах онтогенеза (О.Г. Приходько); психологическое сопровождение дошкольников с недостатками речи (Т.Н. Волковская); дифференцированный, клинически обоснованный (концепция функционального диагноза И.А. Коробейникова) подход к сопровождению детей с ЗПР в инклюзивном и интегрированном образовании (Н.В. Бабкина); психолого-педагогическое сопровождение социокультурного развития детей с ЗПР средствами искусства (Е.А. Медведева) [6]. В то же время отсутствуют исследования, раскрывающие особенности психологического сопровождения младших школьников с ЗПР в условиях дополнительного образования художественной направленности.

Нами было проведено экспериментальное исследование, направленное на оценку ряда характеристик личностного развития детей с ЗПР младшего школьного возраста. Полученные в нем данные свидетельствуют о замедленном темпе личностного развития этих детей по всем исследуемым диспозициям -коммуникативной компетентности, самооценке, эмоциональной сфере, творческим возможностям [6, 7, 9]. Эти результаты подтвердили целесообразность организации психологического сопровождения, направленного на оказание помощи не только детям данной категории, но и их родителям и педагогам в преодолении трудностей, возникающих в условиях дополнительного образования художественной направленности.

Опираясь на экспериментальные данные, мы разработали модель психологического сопровождения детей младшего школьного возраста с ЗПР, которое реализуется при участии всех участников образовательных отношений - психолога, педагога дополнительного образования, родителей. Главной особенностью этой модели является направляющая роль психолога, который постоянно оказывает необходимую помощь и поддержку педагогам и родителям в развитии личности таких детей [8].

В процессе сопровождения психолог ставит задачи по отношению ко всем участникам художественно-развивающей среды дополнительного образования:

по отношению к детям с ЗПР - выявлять особенности социально значимых свойств и образований личности; оценивать психологические и творческие возможности при поступлении в учреждение дополнительного образования; создавать предпосылки для социализации в процессе подготовки к школьному обучению с учетом личностных особенностей; оказывать психологическую помощь первоклассникам в адаптационный период в учреждении дополнительного образования; обеспечивать систематическое психологическое сопровождение ребенка в ходе развития его личности и преодоления имеющихся трудностей; использовать разнообразные формы, методы, технологии на индивидуальных, подгрупповых и групповых занятиях с применением различных видов деятельности и средств искусства; систематически наблюдать за детьми, динамикой развития их социально значимых свойств и образований личности (коммуникативной компетентности, самооценки, эмоциональной сферы, творческих возможностей);

по отношению к педагогам дополнительного образования - повышать их профессиональную компетентность в вопросах обучения, воспитания и личностного развития обучающихся с ЗПР; формировать навыки командной работы и мультидисциплинарного подхода в процессе психологического сопровождения; повышать психологическую культуру в процессе информационно-просветительской деятельности (публикации необходимой информации на сайте, проведение научно-практических семинаров, круглых столов, мастер-классов и др.); оказывать психологическую помощь в образовательном процессе при посещении групповых и индивидуальных занятий, консультировать педагогов по вопросам преодоления трудностей детей данной категории в условиях дополнительного образования художественной направленности; оказывать помощь в организации дифференцированного подхода в процессе развития социально значимых свойств и образований личности (коммуникативной компетентности, самооценки, эмоциональной сферы, творческих возможностей) детей с ЗПР, в составлении для них индивидуального образовательного маршрута с использованием различных средств искусства;

по отношению к родителям и семьям обучающихся - оказывать систематическую консультативную психологическую помощь в вариативных формах организации дополнительного образования; повышать уровень психолого-педагогической компетентности родителей, в частности, в вопросах личностного развития детей с ЗПР; оказывать помощь при поступлении ребенка в образовательную организацию дополнительного образования; формировать психологическую культуру родителей путем проведения информационно-просветительских мероприятий, в том числе, публикаций на сайте, семинаров, мастер-классов, тренингов.

Модель универсальна и может быть реализована в учреждениях дополнительного образования художественной направленности различных организационных структур: общеобразовательной (общеобразовательные школы, гимназии, лицеи), художественно-интегративной (интеграция учреждений общего и дополнительного образования), предпрофессионально-ориентированной (школы искусств, музыкальные, художественные, хореографические и театральные школы). В ней предполагается комплексное использование различных видов художественной деятельности и средств искусства, предполагающих полифункциональное воздействие на личность детей с ЗПР.

Предложенная модель реализовывалась через ряд последовательных составляющих (модулей): организационный, функциональный, содержательный. Психологическое сопровождение основывалось на использовании как психологических (психолог), так и психолого-педагогических (педагог дополнительного образования) технологий, а также на деятельной поддержке родителей.

В организационном модуле раскрывается направленность деятельности каждого участника сопровождения (психолога, педагога дополнительного образования, родителя) в системе их межсубъектного взаимодействия. В функциональном модуле представлены диагностическая, профилактическая, консультативная, информационно-просветительская, коррекционно-развивающая формы деятельности. В содержательном модуле описаны программные задачи по развитию социально значимых свойств и

образований личности (коммуникативной компетентности, самооценки, эмоциональной сферы, творческих возможностей) детей с ЗПР.

В организации процесса сопровождения значимая роль принадлежит психологу. Он оценивает уровень развития каждого ребенка, определяет методы и направления коррекционной работы, координирует деятельность всех участников образовательных отношений. Сопровождение реализуется в рамках специально организованных психологом мероприятий, на занятиях педагогов дополнительного образования, предусмотренных образовательной программой, а достигнутые детьми положительные результаты закрепляются родителями и ближайшим социальным окружением.

Анализ известных психолого-педагогических исследований и наш личный практический опыт выявили слабое знание психологических особенностей обучающихся с ЗПР педагогами дополнительного образования, их недостаточную осведомленность относительно методов и технологий коррекционной работы с такими детьми. Понимание специфики нарушения, знание актуальных и потенциальных свойств ребенка помогают принять его, почувствовать его возможную успешность в привлекательной для него художественной деятельности, способствуют повышению профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования [2].

Родители, воспитывающие детей с ЗПР, также нуждаются в систематической психологической помощи, направленной на выявление предпочтений ребенка в выборе того или иного вида искусства и художественной деятельности при поступлении в учреждение дополнительного образования, для их осознанного участия в составлении и реализации конкретных образовательно-развивающих маршрутов для детей.

В процессе тренингов, в ходе групповых и индивидуальных консультаций, а также семинаров психолог учит родителей правильно и целенаправленно мотивировать своих детей к занятиям художественной деятельностью, эмоционально поддерживать их в преодолении трудностей разного характера (коммуникативных, рефлексивных, эмоциональных и творческих), создавать положительную атмосферу в семье, тем самым способствуя коррекции детско-родительских отношений, межпоколенному взаимодействию, повышению уровня психологической культуры, в том числе в вопросах личностного развития средствами искусства.

Выводы. Психологическое сопровождение детей с ЗПР в условиях дополнительного образования художественной направленности представляет собой процесс межсубъектных взаимодействий психолога, педагога дополнительного образования и родителей, совокупность их последовательных действий, технологий, направленных на познание детьми основ культуры посредством искусства и освоение ими практических навыков в различных видах художественной деятельности, развитие и коррекцию социально значимых свойств и образований личности, позволяющих детям данной категории успешно адаптироваться в обществе.

Литература:

1. Битянова М.Р. Психолог в школе: содержание и организация работы. - М., 1998.

2. Журавлева Ж.И., Павлова А.С. Актуальность повышения методической компетентности педагога дополнительного образования, работающего с детьми с ОВЗ // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60-3. С. 126-129.

3. Коробейников И.А. Нарушения развития и социальная адаптация. - М.: ПЕР СЭ, 2002. - 192 с.

4. Левченко И.Ю., Волковская Т.Н., Ковалёва Г.А. Концепция системы психологической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья в условиях специального и инклюзивного образования // В сборнике: Современные проблемы теории, истории, методологии инклюзивного образования сборник научных статей по материалам VII Международного теоретико-методологического семинара. Составители Н.М. Назарова, О.Г. Приходько, Е.В. Ушакова, Н.Ш. Тюрина. 2015. С. 23-30.

5. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. СПб.: Речь, 2008. 224 с.

6. Медведева Е.А., Павлова А.С. Изучение особенностей социально значимых компонентов личности младших школьников с задержкой психического развития в художественной деятельности // Казанский педагогический журнал. 2017. № 2 (121). С. 161-166

7. Медведева Е.А., Павлова А.С. Формирование личности младших школьников с задержкой психического развития в условиях дополнительного образования художественного направления. М.: Издательство «Перо», 2018. 160 с.

8. Павлова А.С. Междисциплинарное взаимодействие участников психологического сопровождения детей с ЗПР в дополнительном образовании // Междисциплинарный подход в исследованиях по специальной педагогике и специальной психологии: материалы IX Международного теоретико-методологического семинара. М.: МГПУ, 2017. С. 62-69.

9. Павлова А.С. Особенности общения со сверстниками младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в художественной деятельности // Казанская наука. 2015. № 10. - С. 346-348.

10. Шипицына Л.М., Казакова Е.И., Жданова М.А. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка. М.: ВЛАДОС, 2003. 527 с.

Педагогика

УДК 378

аспирант кафедры психологии и педагогики Павлова Елена Игоревна

Гжельский государственный университет (пос. Электроизолятор)

СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

СТУДЕНТОВ СПО

Аннотация. В статье рассмотрены сущность и основные направления нравственно-этического воспитания студентов СПО. Самым важным элементом успешного нравственно-этического воспитания студента колледжа является культурный, нравственный педагог. Педагог, у которого сформирована нравственная и этическая культура. Центральное место занимает также процесс нравственно-этического воспитания, который должен быть целенаправленным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.