Выводы. Подводя итог анализа динамики уровня художественно-эстетического развития детей 5-6 лет, мы отметили возросший общий уровень навыков воспитанников ЭК, самобытность, уникальность продуктов их творческой деятельности.
Таким образом, по итогам анализа творческой деятельности, под художественно-эстетическим развитием ребенка 5-6 лет, мы понимаем наличие у ребенка интереса к рисованию, творчеству, представлений о средствах художественной выразительности, положительного отношения к собственной работе и продукту чужого творчества, умение использовать выразительные средства, а также наличие оригинальности, образности в его художественной деятельности.
Литература:
1. Анищенко З.И. Картинная галерея в детском саду // Ребенок в детском саду. 2015. - № 1. С. 58-65
2. Ванслов В.В. Эстетика. Искусство. Искусствознание. Вопросы теории и истории. - М: Изобразительное искусство, 2016. 232 с.
3. Варкки Н.А. Ребенок в мире творчества // Дошкольное воспитание. 2013. - № 6. - С. 57-67
4. Винченко В. Методические рекомендации по оценке результатов деятельности детского изобразительного творчества // Дошкольное воспитание. 2014. - № 5. С. 443
5. Горина Л.В. Проектирование содержания образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в соответствии с ФГОС ДО // Современная наука: теоретические и прикладныеаспекты развития / гл. ред. И.В. Романова. - Чебоксары: INet, 2014. Вып. 1. C. 61-64.
6. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: 2015. 344 с.
7. Ильницкая И. Творческая деятельность и психическое развитие ребёнка. // Дошкольное воспитание. 2013. - № 5. С. 49-53
8. Кетова В.Н. Характеристика художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста // Межд.нар. журнал социальных и гумантиарных наук. 2016. Т.4. № 1. С. 50-63
Педагогика
УДК 378.679.6
методист-организатор Павленко Дмитрий Иванович
Образовательный центр ТОО «СарыаркаАвтоПром» (г. Костанай, Республика Казахстан);
кандидат физико-математических наук, доцент кафедры
прикладной математики и информатики Торшина Ольга Анатольевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова» (г. Магнитогорск)
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ОРГАНИЗАЦИЙ СПО (ТиПО) В СИСТЕМЕ ДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В статье раскрывается подход к решению проблемы формирования практико-ориентированных компетенций студентов организаций СПО с использованием ресурсов базового предприятия в системе дуального образования; рассматриваются особенности реализации данного процесса и особенности дуальной системы профессионального; предлагаются варианты организации совместной образовательной деятельности организации СПО и базового предприятия образования на примере организаций СПО Российской Федерации и учреждений ТиПО Республики Казахстан.
Ключевые слова: компетенции, образовательные технологии, рефлексивно-деятельностный подход, дуальное образование, практико-ориентированная образовательная деятельность.
An^tatton. The article reveals the approach to the solution of problems of formation of practice-oriented competencies of students of organizations of SPO using the resources base of the enterprise in the system of dual education; the implementations of this process and the features of the dual professional; options for the organization of joint educational activities of the SPO and core business education on the example of organizations SPO of the Russian Federation and of Vet institutions of the Republic of Kazakhstan.
Keywords: competences, educational technologies, reflexive-activity approach, dual education, practice-oriented educational activity.
Введение. В профессиональной деятельности педагоги часто исходят из того, что всякое образование можно считать успешным, если оно востребовано, обеспечивает формирование компетенций для практической деятельности, соответствует личностным запросам, а также особенностям каждого студента.
Эти аспекты профессионального образования отражены в ФГОС, которые требуют формирования групп общекультурных и профессиональных компетенций. Причем, для их формирования необходимо сформировать личность студента как профессионала (специалиста) и научить каждого студента деятельности - а) обобщенной, то есть актуальной для любой сферы жизни человека, б) профессионально значимой; в) реализуемой на личностно значимом уровне [1].
В деятельности организаций среднего профессионального образования (СПО в Российской Федерации, ТиПО - трудовое и производственное обучение в Республике Казахстан, далее - СПО) следует обратить внимание на следующее.
1. ФГОС СПО требует формирования группы общих компетенций, которые обязательны для всех без исключения направлений подготовки студентов учреждений СПО. Это ОК 1 - ОК 11. Отметим, если специальные и профессиональные компетенции формируются в процессе изучения студентами конкретных дисциплин, то формирование этих компетенции не является реальной целью ни одной дисциплины.
2. Практически все общие и профессиональные компетенции имеют деятельностную основу. Это видно даже из текстовых формулировок. В формулировке каждой компетенции мы видим два аспекта -профессиональный и деятельностный. Причем эти аспекты не разделяются. То есть, чтобы их сформировать нужно научить студентов деятельности. Причем деятельности в большинстве случаев универсальной и профессионально значимой, реализуемой на креативном уровне, то есть имеющей исследовательский характер.
Так как мы не имеем возможностей навязать студентам эти компетенции, заставить их уметь делать то, что в них прописано, то студенты должны осознанно участвовать в процессе их формирования, развития и реализации. Формирование компетенций при этом должно осуществляться мотивированно, целенаправленно, системно, с учетом личностных особенностей каждого студента.
Мы приходим к заключению, что нужны образовательные технологии, обеспечивающие формирование и развитие обобщенных профессионально-значимых исследовательских компетенций студентов организаций СПО. Используемые образовательные технологии должны быть рефлексивно-детельностными, а образовательная деятельность организаций СПО должна быть практико-ориентированная.
Изложение основного материала статьи. Обеспечить подобный характер образовательных технологий можно на основе технологий дуального образования.
Дуальное образование мы не отождествляем с дуальным обучением, а рассматриваем как систему совместной образовательной деятельности предприятия и образовательного учреждения, в структуре которой теоретическая часть подготовки проходит на базе образовательной организации, а практическая на рабочем месте, что обеспечивает практико-ориентированное формирование и развитие комплекса общих и профессиональных компетенций обучающихся, воспитание и развитие их личностных качеств.
Дуальная система профессионального образования возникла как «продукт социального партнерства», которое представляет собой механизм тесного взаимодействия государства, работодателей, профсоюзов и различных общественных объединений по подготовке высококвалифицированного персонала в соответствии с потребностями рынка труда. Дуальная форма обучения рассматривается не только как педагогическая альтернатива, но и как успешно адаптированный к условиям рыночной экономики образовательный феномен, оказавший и прямое, и опосредованное влияние на развитие профессиональной педагогики различных [3; 8].
Актуальность дуального образования обусловлена следующими причинами [2; 4; 8]:
1. В РФ и РК отмечается рост потребности в кадрах, специалистах по самым различным направлениям - наука, образование, производство, здравоохранение, культура, право и т.д.
2. Разработка стандартов профессионального образования, к сожалению, осуществляется зачастую без должного учета требований производства и без участия работодателя в их разработке, а также в разработке программ образования. Государственное регулирование профессионального образования зачастую оказывается неэффективным.
3. Возникла и окрепла система частного производства, предприятий и организаций в различных сферах, в том числе и в гуманитарной сфере, собственники которых заинтересованы в качественной подготовке кадров и имеют возможности расходовать средств на поддержание и развитие системы профессионального образования.
Система дуального образования в РК и РФ начала внедряться с 2012 года (в РФ в ряде пилотных регионов) и к настоящему времени имеет ряд четко определяемых признаков [5]:
1. В большинстве государственных нормативных актах по вопросам профессионального образования используется понятие «дуальное обучение».
2. Обосновано эффективное соотношение теоретического образования в организации СПО и практической подготовки студентов на предприятии как 40% к 60%.
3. Утверждены требования к разработке и к реализации практико-ориентированных образовательных программ в организациях профессионального образования и на базовых предприятиях.
4. Активно разрабатывается система стимулирования деятельности всех субъектов дуального образования.
5. Разработаны типовые формы договоров для заключения с предпринимателями, которые обеспечивают производственную базу для подготовки специалистов.
Система дуального обучения специалистов различных направлений и профилей в образовательных организациях и на предприятиях, организациях производства, культуры, образования гарантирует подготовку профессиональных кадров с учётом экономических потребностей в специалистах с учетом заинтересованности регионов в целом и отдельных предприятий в частности.
В целом, дуальное образование подразумевает привлечение и вовлечение в систему профессиональных образовательных организаций работодателя как провайдера образовательных услуг [3].
В теоретическом плане вопросам дуального образования как модели и как технологии посвящены многочисленные исследования как в Казахстане, так и в России. При этом в некоторых случаях дуальное образование рассматривается как форма реализации практико-ориентированного профессионального образования (Беликов В.А., Валеев А.С., Кутумова А.А., Яркова Г.А., Романов П.Ю., Просалова В.С., Петрова И.В., Мамаев Н.Г., Полисадов С.С. и др.).
В г. Костанай РК для обеспечения дуальности профессионального образования студентов были созданы Центры обучения и развития персонала как формы развития кадрового потенциала работников предприятий. При создании каждого такого центра между организациями профессионального образования, управлением образования Костанайской области, предприятиями или частными предпринимателями заключаются меморандумы, договоры о сотрудничестве.
В результате профессиональная подготовка обучающихся по целям, содержанию и образовательным технологиям оказалось в большей степени сориентированным на существующие производства, потребности практики, повысился уровень мотивации предприятий в участии в процессе профессиональной подготовки студентов образовательных организаций и, важное, их финансирования, наблюдается повышение эффективности прогнозирования потребности предприятий региона в кадрах.
Еще одной особенностью формирования практико-ориентированных компетенций студентов организаций СПО в условиях базового предприятия в системе дуального образования является то, что и теоретическую и практическую подготовку более эффективно осуществлять непосредственно на предприятии с помощью специалистов предприятия. Но при этом одной из проблем становится то, что специалисты и сами предприниматели, являясь хорошими профессионалами-производственниками, далеко не всегда являются хорошими преподавателями.
Значение дуального образования, его эффективность в обеспечении качества профессиональной подготовки специалистов определяется следующими управленческими действиями:
1. Установление взаимных связей «организация СПО-производство» на основе партнёрских механизмов, вовлечение предприятий в сферу образования (социальная сфера).
2. Использование в обучении технологических стандартов и включение их в образовательные стандарты; ориентирование образования при выборе форм, методов, средств и технологий обучения на реальные технологические процессы.
3. Использование в первую очередь практических форм обучения, которые ориентированы в первую очередь на развитие конкретных умений и навыков по стандартам.
Для того, чтобы «провайдерская» деятельность предприятия и организации стала реальной и успешной мы считаем обязательным решение комплекса задач:
1. Утвердить тему, значимость которой одинаково высока и для организации СПО, и для предприятия.
2. Выбрать в рамках этой темы актуальное направление, профиль, специальность подготовки студентов.
3. Определить форму и условия взаимодействия предприятия и образовательной организации, заключить между ними договор о дуальном образовании студентов.
4. Создать на предприятии кафедру (отделение, лабораторию и т.п.).
5. Разработать программу совместной образовательной деятельности и определить необходимый инструментарий.
При решении задач исследования в рамках данной цели мы смогли выделить деятельностные риски, общие для всей системы СПО:
- недостаточный уровень квалификации педагогических кадров и отсутствие притока молодых кадров педагогов на фоне оттока молодежи в крупные промышленные центры;
- отсутствие объективного прогноза потребности регионов в кадрах;
- недостаток эффективных образовательных технологий;
- устаревание техники и материальной базы на фоне недостаточного финансирования;
- и другие риски, наличие которых приводит к возникновению ряда противоречий в практике работы организаций СПО.
Также нами установлены объективные противоречия дуального образования. Это противоречия между:
- необходимостью перевода студентов из объектов обучения в организации СПО в субъектов учебно-профессиональной деятельности базового предприятия и недостаточностью практико-ориентированных образовательных технологий;
- содержанием профессионального образования консервативного характера и его низкой адекватностью (недостаточным соответствием) современным требованиям высокотехнологичного производства;
- необходимостью оптимизации организационно-педагогических условий совершенствования образовательной деятельности в организации СПО и недостаточно исследованными возможностями данного процесса в образовательной среде СПО;
- сложными и актуальными задачами развития системы СПО в части подготовки конкурентоспособных выпускников в дульной системе образования и недостаточным научно-методическим обоснованием механизмов реализации этого процесса.
Как показал опыт нашей работы в системе дуального образования внедрение модели формирования практико-ориентированных компетенций студентов организаций СПО в условиях базового предприятия в значительной степени позволяет решить данные противоречия. Так как именно дуальное образование обучающихся в организациях СПО и базовых предприятиях способно гарантировать подготовку конкурентоспособных кадров с учётом экономической ситуации и производственных потребностей регионов.
Следовательно, в процессе формирования компетенций актуальной становится задача выявления, разработки, теоретического обоснования и апробации комплекса рефлексивно-деятельностных технологий эффективного формирования и развития компетенций студентов, как компонента системы их профессиональной подготовки [1; 7].
Положениями рефлексивно-деятельностного подхода к формированию и развитию компетенций студентов, образующими его ядро, мы считаем следующие:
1) деятельность и развитие личности представляют собой два взаимосвязанных процесса: развитие происходит в деятельности по мере овладения ею человеком;
2) обобщенная деятельность студентов в процессе формирования и развития компетенций представляют собой систему их учебной, учебно-профессиональной и профессиональной деятельности;
3) при этом ведущим (системообразующим) элементом системы должна быть признана личная осознаваемая цель обучающегося, а системообразующими связями - ее связи с другими элементами [1].
Важным для нас в этом случае стал вопрос выбора определения ключевых понятий - личность, рефлексия, деятельность, образование.
С учетом представленных требований мы с полным правом можем определить названные понятия следующим образом:
Личность - это человек, обладающий нормально сформированной психикой, с комплексом общественно и личностно значимых качеств, активно выполняющий систему социальных ролей, то есть включенный в систему общественных отношений; деятельность - это процесс взаимодействия человека с окружающей действительностью, в котором изменяются, преобразуются и человек, и окружающий мир; образование -система видов деятельности субъектов, обеспечивающих передачу и усвоение знаний, умений, навыков и формирование качеств личности; целостное единство обучения и воспитания, обеспечивающие развитие личности; рефлексия - процесс осознания человеком своего места в мире, своей роли, своего «я», личной значимости результатов деятельности [1].
В таком случае любая технология образования, основанная на рефлексивно-деятельностном подходе, ставит целью образования формирование и развитие компетенций студентов в процессе активной и осознанной деятельности личности, осознании студентом самого себя, своего места в окружающем мире и свободном личностном выборе собственного жизненного пути, достижении внутренней гармонии, удовлетворения интересов и потребностей, реализации способностей.
Дуальная система профессионального образования в таком случае оказывается незаменимой.
Использование технологий рефлексивно-деятельностного характер в рамках дуального обучения, на наш взгляд, должно было привести к следующим результатам профессионального образования студентов организаций СПО:
- ориентация образования на существующие в регионе виды производств, учет потребностей регионов в кадрах;
- повышение заинтересованности предприятий в участии в образовательном процессе, усиление влияния на его содержание на всех этапах образовательного процесса в организациях СПО;
- рост материально-технического обеспечения образовательных организаций за счет участия предприятий в финансировании;
- совершенствование системы прогнозирования потребности регионов в специалистах;
- увеличение притока молодых профессиональных кадров в качестве преподавателей в образовательные организации и рост их профессионально-педагогической квалификации;
- повышение квалификации педагогических кадров в профильных предприятиях и организациях;
- расширение спектра образовательных программ профессионального и дополнительного образования, расширение возможности индивидуального выбора программ обучения;
- обновление программной, научно-методической и материально-технической базы образовательных организаций системы СпО в соответствии с требованиями ФГОС и стандартов Worldskills.
Данные проведенного нами SWOT-анализа по направлениям дуального образования обучающихся позволяют отметить образовательный потенциал дуального обучения и прогнозировать повышение его роли в обеспечении качества среднего профессионального образования и высшего образования. В таблице 1 мы приводим данные SWOT-анализа по двум направлениям дуального образования обучающихся.
Таблица 1
Данные SWOT-анализа отдельных направлений деятельности образовательной организации и
базового предприятия
Оценка актуального состояния внутреннего потенциала образовательной организации и базового предприятия Оценка перспектив развития образовательной организации и базового предприятия в соответствии с изменениями внешнего окружения
Сильные Слабые стороны стороны Благоприятные возможности Риски
SWOT - анализ процесса реализации образовательных программ образовательной организации и базового предприятия
Наличие разработанной программной и методической документации по всем направлениям, профилям и специальностям подготовки обучающихся Необходимость постоянного обновления программно- методической документации и разработок с учетом изменений ФГОС и требований работодателей Наличие рекомендаций по изменению программно-методической документации и разработок с учетом изменений ФГОС и требований работодателей Недостаточный уровень подготовки преподавателей организации СПО и специалистов базового предприятия по совершенствованию программно-методической документации с учетом изменений ФГОС и требований работодателей
Накопленный опыт работы по реализации основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования в системе дуального образования Недостаточное развитие системы внутреннего контроля качества образования обучающихся в системе дуального образования Постоянный и растущий спрос на образовательные услуги образовательной организации и базового предприятия Непредсказуемые изменения в нормативной базе дуального образования, недостаточность документации, регламентирующей деятельность образовательной организации и базового предприятия
Выводы. Таким образом, исходя из анализа деятельности образовательной организации и базового предприятия в системе дуального образования, мы делаем вывод о значительных положительных тенденциях решения проблемы формирования практико-ориентированных компетенций обучающихся, что предоставляет им конкурентные преимущества на рынке образовательных услуг и рынке труда:
- повышается востребованность образовательных направлений и профилей подготовки выпускников организации СПО работодателями;
- обеспечивается удовлетворение заявок практически всех городских и региональных потребителей образовательных услуг;
- совершенствуются собственные кадровые, учебно-методические и материально-технические ресурсы теоретической и практической подготовки студентов по всем направлениям образования и специальностям;
- за счет средств базового предприятия гарантируется совершенствование учебно-методического и информационного обеспечения учебного процесса организации СПО;
- повышается эффективность отношений с социальными и сетевыми образовательными партнерами, способствующих повышению привлекательности программ СПО.
Анализ стратегических и нормативных документов показывает, что дуальная система профессионального образования обучающихся вносит позитивные изменения в и в социально-экономической жизни общества, гарантирует новые подходы в реализации требований к качеству профессионального
образования, в целом удовлетворяет запросам потребителей.
Литература:
1. Беликов В.А. Дидактика учебно-познавательной деятельности учащихся / В.А. Беликов. - М.: Перо, 2018. - 296 с.
2. Дуальное образование в России // Аккредитация в образовании. Информационно-аналитический журнал: Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов. - 2016. -№ 88. - http://akvobr.ru/dualnoe_obrazovanie_v_rossii.html
3. Кутумова, А.А. Дуальная система обучения как технология подготовки бакалавров профессионального обучения в современных условиях педагогического вуза / А.А. Кутумова, Г.А. Яркова // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 4 (часть 1) - С. 139-142. URL: http://www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=35791
4. Листвин А.А. Дуальное обучение в России: от концепции к практике / А.А. Листвин // -Образование и наука. - 2016. - № 3 (132). - С. 44-56.
5. Некрасов С.И., Захарченко Л.В., Некрасова Ю.А. Пилотный проект «Дуальное обучение»: критический взгляд специалистов / С.И. Некрасов, Л.В. Захарченко, Ю.А. Некрасова // Профессиональное образование. - Столица. - 2015. - № 4. - С. 9-16.
6. Петрова И.В. Компетентностная модель практико-ориентированного обучения студентов / И.В. Петрова, Н.Г. Мамаев // Вестник Чувашского государственного педагогического университета. 2017. № 3-1(95). С. 127-134.
7. Романов П.Ю. Управление формированием исследовательских умений обучающихся в системе непрерывного педагогического образования // Государственная служба. - М., 2002. - № 6 (20). - С. 99-105.
8. Что такое дуальное обучение в Казахстане. - https://www.nur.kz/1718369-cto-takoe-dualnoe-obucenie-v-kazahstane.html от 22/02/2018 [электронный ресурс]
Педагогика
УДК: 376
старший преподаватель Павлова Анна Сергеевна
Институт специального образования и комплексной реабилитации Государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Московский городской педагогический университет» (г. Москва)
К ВОПРОСУ О ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ СОПРОВОЖДЕНИИ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В статье рассматривается вопрос о психологическом сопровождении детей с задержкой психического развития в условиях дополнительного образования художественной направленности. Представлены задачи, которые психолог ставит по отношению ко всем участникам образовательного пространства, а именно: детям с ЗПР, педагогам дополнительного образования, родителям и семьям обучающихся.
Ключевые слова: психологическое сопровождение, дополнительное образование, личность, дети с задержкой психического развития.
Annоtation. The article discusses the question of psychological support for children with psychic development retardation in the conditions of additional education of an artistic orientation. The tasks that the psychologist sets in relation to all participants in the educational space are presented, namely: children with disabilities, teachers of additional education, parents and families of students.
Keywords: psychological support, additional education, personality, children with psychic development retardation.
Введение. В современном обществе актуальным становится создание условий для личностного развития детей и подростков в организациях общего, профессионального и дополнительного образования, в том числе художественной направленности. Возможность свободного выбора различных видов художественной деятельности и искусства способствует формированию у ребенка чувства прекрасного, художественного вкуса, эмоциональной отзывчивости, осознанию особой картины мира и «Я-концепции», в основе которых лежит творчество (О.А. Белянина, А.Г. Асмолов, С.Ю. Кизим, К.Н. Коданева, О.А. Павлова, О.В. Федоскина, М.Н. Филатова и др.).
Изложение основного материала статьи. Социальная значимость дополнительного образования, формирование в его пространстве полноправных членов социума, способных осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие общества, отмечается целым рядом исследователей в общей психологии (А.Г. Асмолов, В.И. Слободчиков и др.) и педагогике (Т.А. Антопольская, Е.Б. Евладова,
A.В. Золотарева, Б.В. Куприянов, М.Н. Филатова и др.), в коррекционной педагогике (О.Ю. Буторина, Е.С. Дикаева, И.К. Дробахина, О.П. Заболотских, И.Д. Маркевич и др.) [7, 8].
Дети с задержкой психического развития (ЗПР) нуждаются в особом подходе к их обучению и воспитанию, в специально организованной психологической помощи. Несмотря на разработанность специальной системы обучения, воспитания и развития таких детей (Е.А. Екжанова, Л.В. Кузнецова, Е.А. Медведева, Р.Д. Тригер, У.В. Ульенкова, С.Г. Шевченко, Н.В. Шутова и др.), вопросы личностного развития в условиях дополнительного образования, поиск и выявление наиболее эффективных технологий в процессе психологического сопровождения изучены недостаточно.
Психолого-педагогическое сопровождение является неотъемлемой частью целостной и комплексной системы специальной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Данная проблема представлена в общем образовании в работах таких отечественных исследователей, как Э.М. Александровская, Г.Л. Бардиер, М.Р. Битянова, И.А. Дубровина, Н.А. Менчинская, Е.И. Метелькова,
B.С. Мухина, Р.В. Овчарова, Ю.В. Слюсарева, Т.И. Чиркова и др. [1]. В коррекционно-направленном образовательном пространстве вопросы сопровождения в разное время рассматривались Н.В. Бабкиной, Т.Г. Богдановой, Т.Н. Волковской, М.А. Ждановой, М.В. Жигоревой, Е.И. Казаковой, И.А. Коробейниковым,