ной единицей сопровождения становится социокультурная и педагогическая ситуация «во всей своей предметной и социальной многозначности и противоречивости» [9, с. 50]. Содержанием выступает синтез предметного и социального содержания, где предметное содержание обеспечивает предметную компетентность педагога, а социальное - мотивационно-ценностно-целевую, социально-личностную компетентность.
Компетентностно-культурологический подход предполагает взгляд на образование как на средство построения человеком своего образа в соответствии с ценностными ориентирами и компетенциями. Компетентностный подход, который набирает силу, является отражением потребности общества в подготовке людей не только знаюшдх, но и умеющих применить свои знания. Значимо интегрирование компетент-ностного с культурологическим подходом, так как в последнем изначально в структуру содержания образования включена эмоционально-ценностная составляющая. Представление о содержании как о культуре в аспекте социального опыта задает механизм формирования содержания образования и овладения субъектами различными видами деятельности и отношений. Образовательный процесс обеспечивает вхожде-
ние каждого человека в культуру. Человек развивает имеющиеся у него компетентности и приобретать новые, обеспечивающие ему культурное (в широком смысле) развитие.
Результатами научно-методического сопровождения выступят единое развивающееся муниципальное образовательное пространство, профессиональная компетентность и педагогическая культура работников образования, повышение качества муниципального образования. Эти результаты достигаются в процессе сетевого взаимодействия всех субъектов муниципальной системы образования. Ими являются муниципальные образовательные учреждения традиционных и инновационных моделей. Мы надеемся на сотрудничество с ними.
Доминирующая позиция принципа культуросообразно-сти, педагогическая культура в единстве с профессиональными компетенциями как основа содержательного компонента, а также компетентностно-культурологический подход в реализации модели научно-методического сопровождения развития муниципальной системы образования свидетельствуют о зарождении и перспективности культурологических оснований исследуемого процесса.
Библиографический список
1. Болотов, В. А. Компетентностная модель : от идеи к образовательной программе / В.А. Болотов, В.В. Сериков // Педагогика. - 2003. - № 10.
2. Татур, Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста // Высшее образование сегодня. - 2004. - № 3.
3. Зимняя, И.А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека // Высшее образование в России. - 2005. - № 11.
4. Исаев, И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. - М.: Академия, 2002.
5. Бондаревская, Е.В. Педагогическая культура как общественная и личная ценность // Педагогика. - 1999. - № 3.
6. Видт, И.Е. Педагогическая культура: становление, содержание, смыслы // Педагогика. - 2002. - № 3.
7. Вербицкий, А.А. Психолого-педагогические основы контекстного обучения в вузе: автореф. дис. ... д-ра пед. наук в форме науч. докл. - М., 1991.
8. Борисова, Н.В. Педагогические особенности создания и внедрения системы активных методов обучения в институте повышения квалификации: дис. ... канд. пед. наук. - М, 1987.
9. Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. - М.: Высшая школа, 1991.
Статья поступила в редакцию 10.12.09
УДК: 378.148
М.С. Можаров, канд. пед. наук, доц. КузГПА, г. Новокузнецк, E-mail: [email protected]
ИНТЕГРАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ И ПЕДАГОГИЧЕСКОМ АСПЕКТАХ
В данной статье рассматривается проблема корпоративного устройства современного образовательного учреждения, которое неизбежно образуется в процессе внедрения современных средств ИКТ. Автор пытается осмыслить проблему системной интеграции ИКТ в образовательном учреждении и приходит к выводу, что основная нагрузка в области системной интеграции реализуется учителями информатики. Параллельно, анализируя подходы к реализации образовательных проектов, автор сопоставляет педагогическое определение интегративной деятельности и показывает схожесть понятий.
Ключевые слова: интеграция, информационные и коммуникационные технологии, системный интегратор, корпоративная структура, профессиональная мобильность, преподаватель информатики.
В условиях системной информатизации ключевых социальных процессов, а также усиления позиций ИКТ в интеграции и глобализации всех сфер жизнедеятельности современного человечества, круг задач системы образования заметно расширился и изменился.
Действительно - высокий уровень социального обеспечения, существенно возросший за последние 50 лет, во многом объясняется системной интенсификацией, повышением эффективности производства потребительских благ. А это, в свою очередь, связано с внедрением компьютерных технологий, программного обеспечения и периферийного оборудования.
Вместе с этим меняются требования к образованию человека, призванного управлять сложной информационной системой жизнеобеспечения человечества, человеку, реализующему себя в информационном социуме.
Хотим мы этого - или не хотим, современная школа постепенно трансформируется по траектории внедрения современных ИКТ. Хорошо, если этот процесс будет опережать или соответствовать информатизации социума, но совершенно неприемлемо и разрушительно для системы образования, если
школа будет «плестись в хвосте», подстраиваясь и «догоняя» ключевые социальные процессы в области ИКТ.
Если траекторию развития ИКТ, в силу исторических причин, диктует запад, если развитие программного обеспечения пошло по западному пути, а российские разработки давно устарели и не могут конкурировать с зарубежными, то в силу объективных законов следует говорить о противоречиях в сфере образования.
А именно, ИКТ порождают реорганизацию российского образования по корпоративному принципу, со своими системой ценностей, культурными традициями, терминологией и принципами управления. Достаточно проанализировать терминологический аппарат современных педагогических диссертаций, чтобы подтвердить данные тезисы. В данной работе мы не ставим задачу дать оценку трансформации российского образования вместе с внедрением ИКТ, но констатируем, что механизмы запущены, и их движение, по всей видимости, необратимо.
Современные школы, успешно привлекающие ресурсы на внедрение ИКТ, об источниках которых можно говорить дополнительно, превратились в корпорации с западной кор-
поративной культурой, идеологией, ценностями и терминологическим аппаратом (процессный подход, управление качеством, портфолио, корпоративная организационная культура и т. д.).
С одной стороны, являясь многофакторным, процесс проникновения западных корпоративных ценностей в российское образование вызывает глубокое сожаление, связанное с утратой ценностей, подходов и положений советской системы образования, с другой стороны, мы всегда высоко оцениваем достижения учащихся, учителей, педагогов, с успехом участвующих в мировых интеграционных процессах, и эти успехи во многом тех учебных заведений, которые прониклись корпоративным духом и смыслом современных ИКТ. К сожалению, эти достижения носят фрагментарный характер.
Теперь нам хотелось бы разобраться - а каким образом ИКТ проникают, внедряются и поддерживаются в условиях бизнеса? Какие специалисты поддерживают данные процессы? Какие технологические подходы созданы и применяются в профессиональной сфере таких специалистов?
Ключевым термином внедрения ИКТ в условиях бизнес-корпораций является «системная интеграция», организация или специалист в области внедрения ИКТ - системный интегратор. В Википедии (еще одна ценность, привнесенная с ИКТ) находим «Системная интеграция - это разработка комплексных решений по автоматизации бизнес-процессов предприятия. Ее конечная цель - максимально эффективное управление организацией». В свою очередь системный интегратор компания - подрядчик (или специалист), извлекающая прибыль из создаваемой добавленной стоимости компании заказчика за счет интеграции продуктов и снижения затрат... Системный интегратор может заниматься также оказанием консультационных услуг, настройкой компьютерного программного обеспечения и оборудования».
Анализ требований к системному интегратору, представленных в Интернете позволяет выделить следующие направления в его работе:
1) свободно ориентироваться в продуктах и услугах в области ИКТ, представленных на отечественном и зарубежных рынках информационных технологий;
2) учитывать в своей работе существующие тенденции в области информационных технологий;
3) независимо и объективно осуществлять выбор поставляемых программно-аппаратных решений;
4) предлагать заказчику только самые последние, передовые решения, которые на несколько шагов опережают представленные на рынке. Внедрение любого решения требует времени и ресурсов, а также задает направление дальнейшего развития, поэтому внедрять решения, которые устареют через пару лет, - непозволительная роскошь;
5) предлагать заказчику решения, учитывающие техникоэкономическую ситуацию в регионе, в котором работает заказчик, потребности рынка, появление принципиально новых технологий и услуг;
6) нести ответственность перед заказчиком за результат в долгосрочной перспективе;
7) наращивать готовность к работе в сложных проектах (включая самые сложные в отрасли, регионе, стране и др.), в том числе осваивать современные методологии проектной работы, наращивать компетенцию участников и руководителей проектов.
8) учитывая требования заказчика по срокам, объему финансирования, уровню приемлемого риска и т. д., уметь находить самые эффективные (оптимальные) и надежные решения (в том числе и с учетом доработки стандартных решений для удовлетворения специфических требований заказчика).
Библиографический список
Безусловно, перечень направлений системного интегратора значителен, а от качества выполняемой работы зависит эффективность использования ИКТ, а значит и работы предприятия в целом.
Возвращаясь к сфере образования, резонно сформулировать вопрос: если существуют образовательные учреждения, внедряющие ИКТ по корпоративному принципу, то, наверное, существуют структуры (компании), обеспечивающие системную интеграцию вот уже на протяжении 20 лет развития ИКТ в образовании? Опять же, анализируя опыт школ, опубликованный в сети Интернет, можно утверждать, что приобретение комплексных решений, например, предложенных компанией РОТУМЕБЬЛ далеко не специфично для всей системы образования, на такой шаг решаются далеко не рядовые школы. Покупка комплексного решения - очень дорогое удовольствие, даже для бизнеса. Многие школы ограничиваются лишь покупкой современной техники, а все остальное делают сами. Да, в настоящее время, это именно так - и думаем, что мало кто решится спорить с этим тезисом. Но даже те школы, которые нашли средства на покупку интерактивного образовательного решения в дальнейшем постоянно совершенствуют его, добавляют новые модули, реализуют более современные решения, добавляют новую технику и ПО. И это неизбежно - обновление и улучшение - ключевые ценности западной корпоративной культуры.
Вот мы и пришли к важнейшему тезису нашей работы, функцию системного интегратора в условиях современной школы выполняет учитель. Наиболее контрастно это в случае, если он - учитель информатики. Именно ему приходится, на уровне образовательного учреждения сопрягать информационные технологии, технику, программное обеспечение, образовательный процесс, самостоятельную работу учащихся, управление школой и многое другое, организовывать обновление и улучшение информационных процессов, работать с сотрудниками и заниматься самообразованием.
Поэтому, такая профессиональная мобильность выделяет учителя информатики и предъявляет особенные требования к его профессиональной подготовке. Если набор разнообразных качеств учителя информатики можно определить термином «мобильность», то каким образом можно охарактеризовать его деятельность?
А.М. Новиков и Д. А. Новиков в пособии «Образовательный проект», на наш взгляд, очень точно подобрали термин и его дефиницию: «... это значит, что побуждаемый потребностями человек способен самостоятельно сориентироваться в ситуации, приобрести новые необходимые знания, правильно поставить цель действий в соответствии с объективными законами и наличными обстоятельствами, определяющими реальность и достижимость цели; в соответствии с ситуацией, целью и условиями определить конкретные способы и средства действий, в процессе действий отработать, усовершенствовать их и, наконец, достигнуть цели.. Такая деятельность, которая включает все перечисленные компоненты в их единстве, называется целостной, интегративной» [1].
Конечно, это определение, в нашем случае, требует уточнений, связанных с ИКТ, но очевидно, что в определении сошлись два параллельных, как следует из наших рассуждений, а именно интегративная деятельность педагога и системная интеграция корпоративных решений.
Таким образом, объединяя два подхода, можно утверждать, что деятельность учителя информатики в области сопряжения образовательного процесса и ИКТ, формирующую корпоративную культуру образовательного учреждения и требующую от него широчайшей профессиональной мобильности естественно назвать интегративной деятельностью.
1. Новиков, А.М. Образовательный проект (методология образовательной деятельности): пособие для работников образования, участвующих в инновационной деятельности / А.М. Новиков, Д. А. Новиков. - М.: Эгвес, 2004.
Статья поступила в редакцию 17.12.09