Научная статья на тему 'Интегративная деятельность учителя информатики в социокультурном и педагогическом аспектах'

Интегративная деятельность учителя информатики в социокультурном и педагогическом аспектах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
99
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СИСТЕМНЫЙ ИНТЕГРАТОР / КОРПОРАТИВНАЯ СТРУКТУРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ИНФОРМАТИКИ / INTEGRATION / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / SYSTEM INTEGRATOR / EDUCATIONAL INSTITUTION / CORPORATE STRUCTURE / PROFESSIONAL MOBILITY / TEACHER OF COMPUTER SCIENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Можаров М. С.

В данной статье рассматривается проблема корпоративного устройства современного образовательного учреждения, которое неизбежно образуется в процессе внедрения современных средств ИКТ. Автор пытается осмыслить проблему системной интеграции ИКТ в образовательном учреждении и приходит к выводу, что основная нагрузка в области системной интеграции реализуется учителями информатики. Параллельно, анализируя подходы к реализации образовательных проектов, автор сопоставляет педагогическое определение интегративной деятельности и показывает схожесть понятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATIVE ACTIVITY OF THE TEACHER OF COMPUTER SCIENCE IN SOCIAL-CULTURAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS

In this article is considered the problem of the corporate structure of modern educational institution which is inevitably formed in the process of adoption of modern information and communication technologies. The author tries to comprehend a problem of system integration of modern information and communication technologies in educational institution and comes to a conclusion that the basic loading in the field of system integration is realised by teachers of computer science. The author compares pedagogical definition of integrative activity and shows similarity of concepts, simultaneously analyzing approaches to realisation of educational projects.

Текст научной работы на тему «Интегративная деятельность учителя информатики в социокультурном и педагогическом аспектах»

ной единицей сопровождения становится социокультурная и педагогическая ситуация «во всей своей предметной и социальной многозначности и противоречивости» [9, с. 50]. Содержанием выступает синтез предметного и социального содержания, где предметное содержание обеспечивает предметную компетентность педагога, а социальное - мотивационно-ценностно-целевую, социально-личностную компетентность.

Компетентностно-культурологический подход предполагает взгляд на образование как на средство построения человеком своего образа в соответствии с ценностными ориентирами и компетенциями. Компетентностный подход, который набирает силу, является отражением потребности общества в подготовке людей не только знаюшдх, но и умеющих применить свои знания. Значимо интегрирование компетент-ностного с культурологическим подходом, так как в последнем изначально в структуру содержания образования включена эмоционально-ценностная составляющая. Представление о содержании как о культуре в аспекте социального опыта задает механизм формирования содержания образования и овладения субъектами различными видами деятельности и отношений. Образовательный процесс обеспечивает вхожде-

ние каждого человека в культуру. Человек развивает имеющиеся у него компетентности и приобретать новые, обеспечивающие ему культурное (в широком смысле) развитие.

Результатами научно-методического сопровождения выступят единое развивающееся муниципальное образовательное пространство, профессиональная компетентность и педагогическая культура работников образования, повышение качества муниципального образования. Эти результаты достигаются в процессе сетевого взаимодействия всех субъектов муниципальной системы образования. Ими являются муниципальные образовательные учреждения традиционных и инновационных моделей. Мы надеемся на сотрудничество с ними.

Доминирующая позиция принципа культуросообразно-сти, педагогическая культура в единстве с профессиональными компетенциями как основа содержательного компонента, а также компетентностно-культурологический подход в реализации модели научно-методического сопровождения развития муниципальной системы образования свидетельствуют о зарождении и перспективности культурологических оснований исследуемого процесса.

Библиографический список

1. Болотов, В. А. Компетентностная модель : от идеи к образовательной программе / В.А. Болотов, В.В. Сериков // Педагогика. - 2003. - № 10.

2. Татур, Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста // Высшее образование сегодня. - 2004. - № 3.

3. Зимняя, И.А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека // Высшее образование в России. - 2005. - № 11.

4. Исаев, И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. - М.: Академия, 2002.

5. Бондаревская, Е.В. Педагогическая культура как общественная и личная ценность // Педагогика. - 1999. - № 3.

6. Видт, И.Е. Педагогическая культура: становление, содержание, смыслы // Педагогика. - 2002. - № 3.

7. Вербицкий, А.А. Психолого-педагогические основы контекстного обучения в вузе: автореф. дис. ... д-ра пед. наук в форме науч. докл. - М., 1991.

8. Борисова, Н.В. Педагогические особенности создания и внедрения системы активных методов обучения в институте повышения квалификации: дис. ... канд. пед. наук. - М, 1987.

9. Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. - М.: Высшая школа, 1991.

Статья поступила в редакцию 10.12.09

УДК: 378.148

М.С. Можаров, канд. пед. наук, доц. КузГПА, г. Новокузнецк, E-mail: mogarov@yandex.ru

ИНТЕГРАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ И ПЕДАГОГИЧЕСКОМ АСПЕКТАХ

В данной статье рассматривается проблема корпоративного устройства современного образовательного учреждения, которое неизбежно образуется в процессе внедрения современных средств ИКТ. Автор пытается осмыслить проблему системной интеграции ИКТ в образовательном учреждении и приходит к выводу, что основная нагрузка в области системной интеграции реализуется учителями информатики. Параллельно, анализируя подходы к реализации образовательных проектов, автор сопоставляет педагогическое определение интегративной деятельности и показывает схожесть понятий.

Ключевые слова: интеграция, информационные и коммуникационные технологии, системный интегратор, корпоративная структура, профессиональная мобильность, преподаватель информатики.

В условиях системной информатизации ключевых социальных процессов, а также усиления позиций ИКТ в интеграции и глобализации всех сфер жизнедеятельности современного человечества, круг задач системы образования заметно расширился и изменился.

Действительно - высокий уровень социального обеспечения, существенно возросший за последние 50 лет, во многом объясняется системной интенсификацией, повышением эффективности производства потребительских благ. А это, в свою очередь, связано с внедрением компьютерных технологий, программного обеспечения и периферийного оборудования.

Вместе с этим меняются требования к образованию человека, призванного управлять сложной информационной системой жизнеобеспечения человечества, человеку, реализующему себя в информационном социуме.

Хотим мы этого - или не хотим, современная школа постепенно трансформируется по траектории внедрения современных ИКТ. Хорошо, если этот процесс будет опережать или соответствовать информатизации социума, но совершенно неприемлемо и разрушительно для системы образования, если

школа будет «плестись в хвосте», подстраиваясь и «догоняя» ключевые социальные процессы в области ИКТ.

Если траекторию развития ИКТ, в силу исторических причин, диктует запад, если развитие программного обеспечения пошло по западному пути, а российские разработки давно устарели и не могут конкурировать с зарубежными, то в силу объективных законов следует говорить о противоречиях в сфере образования.

А именно, ИКТ порождают реорганизацию российского образования по корпоративному принципу, со своими системой ценностей, культурными традициями, терминологией и принципами управления. Достаточно проанализировать терминологический аппарат современных педагогических диссертаций, чтобы подтвердить данные тезисы. В данной работе мы не ставим задачу дать оценку трансформации российского образования вместе с внедрением ИКТ, но констатируем, что механизмы запущены, и их движение, по всей видимости, необратимо.

Современные школы, успешно привлекающие ресурсы на внедрение ИКТ, об источниках которых можно говорить дополнительно, превратились в корпорации с западной кор-

поративной культурой, идеологией, ценностями и терминологическим аппаратом (процессный подход, управление качеством, портфолио, корпоративная организационная культура и т. д.).

С одной стороны, являясь многофакторным, процесс проникновения западных корпоративных ценностей в российское образование вызывает глубокое сожаление, связанное с утратой ценностей, подходов и положений советской системы образования, с другой стороны, мы всегда высоко оцениваем достижения учащихся, учителей, педагогов, с успехом участвующих в мировых интеграционных процессах, и эти успехи во многом тех учебных заведений, которые прониклись корпоративным духом и смыслом современных ИКТ. К сожалению, эти достижения носят фрагментарный характер.

Теперь нам хотелось бы разобраться - а каким образом ИКТ проникают, внедряются и поддерживаются в условиях бизнеса? Какие специалисты поддерживают данные процессы? Какие технологические подходы созданы и применяются в профессиональной сфере таких специалистов?

Ключевым термином внедрения ИКТ в условиях бизнес-корпораций является «системная интеграция», организация или специалист в области внедрения ИКТ - системный интегратор. В Википедии (еще одна ценность, привнесенная с ИКТ) находим «Системная интеграция - это разработка комплексных решений по автоматизации бизнес-процессов предприятия. Ее конечная цель - максимально эффективное управление организацией». В свою очередь системный интегратор компания - подрядчик (или специалист), извлекающая прибыль из создаваемой добавленной стоимости компании заказчика за счет интеграции продуктов и снижения затрат... Системный интегратор может заниматься также оказанием консультационных услуг, настройкой компьютерного программного обеспечения и оборудования».

Анализ требований к системному интегратору, представленных в Интернете позволяет выделить следующие направления в его работе:

1) свободно ориентироваться в продуктах и услугах в области ИКТ, представленных на отечественном и зарубежных рынках информационных технологий;

2) учитывать в своей работе существующие тенденции в области информационных технологий;

3) независимо и объективно осуществлять выбор поставляемых программно-аппаратных решений;

4) предлагать заказчику только самые последние, передовые решения, которые на несколько шагов опережают представленные на рынке. Внедрение любого решения требует времени и ресурсов, а также задает направление дальнейшего развития, поэтому внедрять решения, которые устареют через пару лет, - непозволительная роскошь;

5) предлагать заказчику решения, учитывающие техникоэкономическую ситуацию в регионе, в котором работает заказчик, потребности рынка, появление принципиально новых технологий и услуг;

6) нести ответственность перед заказчиком за результат в долгосрочной перспективе;

7) наращивать готовность к работе в сложных проектах (включая самые сложные в отрасли, регионе, стране и др.), в том числе осваивать современные методологии проектной работы, наращивать компетенцию участников и руководителей проектов.

8) учитывая требования заказчика по срокам, объему финансирования, уровню приемлемого риска и т. д., уметь находить самые эффективные (оптимальные) и надежные решения (в том числе и с учетом доработки стандартных решений для удовлетворения специфических требований заказчика).

Библиографический список

Безусловно, перечень направлений системного интегратора значителен, а от качества выполняемой работы зависит эффективность использования ИКТ, а значит и работы предприятия в целом.

Возвращаясь к сфере образования, резонно сформулировать вопрос: если существуют образовательные учреждения, внедряющие ИКТ по корпоративному принципу, то, наверное, существуют структуры (компании), обеспечивающие системную интеграцию вот уже на протяжении 20 лет развития ИКТ в образовании? Опять же, анализируя опыт школ, опубликованный в сети Интернет, можно утверждать, что приобретение комплексных решений, например, предложенных компанией РОТУМЕБЬЛ далеко не специфично для всей системы образования, на такой шаг решаются далеко не рядовые школы. Покупка комплексного решения - очень дорогое удовольствие, даже для бизнеса. Многие школы ограничиваются лишь покупкой современной техники, а все остальное делают сами. Да, в настоящее время, это именно так - и думаем, что мало кто решится спорить с этим тезисом. Но даже те школы, которые нашли средства на покупку интерактивного образовательного решения в дальнейшем постоянно совершенствуют его, добавляют новые модули, реализуют более современные решения, добавляют новую технику и ПО. И это неизбежно - обновление и улучшение - ключевые ценности западной корпоративной культуры.

Вот мы и пришли к важнейшему тезису нашей работы, функцию системного интегратора в условиях современной школы выполняет учитель. Наиболее контрастно это в случае, если он - учитель информатики. Именно ему приходится, на уровне образовательного учреждения сопрягать информационные технологии, технику, программное обеспечение, образовательный процесс, самостоятельную работу учащихся, управление школой и многое другое, организовывать обновление и улучшение информационных процессов, работать с сотрудниками и заниматься самообразованием.

Поэтому, такая профессиональная мобильность выделяет учителя информатики и предъявляет особенные требования к его профессиональной подготовке. Если набор разнообразных качеств учителя информатики можно определить термином «мобильность», то каким образом можно охарактеризовать его деятельность?

А.М. Новиков и Д. А. Новиков в пособии «Образовательный проект», на наш взгляд, очень точно подобрали термин и его дефиницию: «... это значит, что побуждаемый потребностями человек способен самостоятельно сориентироваться в ситуации, приобрести новые необходимые знания, правильно поставить цель действий в соответствии с объективными законами и наличными обстоятельствами, определяющими реальность и достижимость цели; в соответствии с ситуацией, целью и условиями определить конкретные способы и средства действий, в процессе действий отработать, усовершенствовать их и, наконец, достигнуть цели.. Такая деятельность, которая включает все перечисленные компоненты в их единстве, называется целостной, интегративной» [1].

Конечно, это определение, в нашем случае, требует уточнений, связанных с ИКТ, но очевидно, что в определении сошлись два параллельных, как следует из наших рассуждений, а именно интегративная деятельность педагога и системная интеграция корпоративных решений.

Таким образом, объединяя два подхода, можно утверждать, что деятельность учителя информатики в области сопряжения образовательного процесса и ИКТ, формирующую корпоративную культуру образовательного учреждения и требующую от него широчайшей профессиональной мобильности естественно назвать интегративной деятельностью.

1. Новиков, А.М. Образовательный проект (методология образовательной деятельности): пособие для работников образования, участвующих в инновационной деятельности / А.М. Новиков, Д. А. Новиков. - М.: Эгвес, 2004.

Статья поступила в редакцию 17.12.09

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.