Научная статья на тему 'Культурологические основания научнометодического сопровождения развития муниципальной системы образования'

Культурологические основания научнометодического сопровождения развития муниципальной системы образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
82
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ / МУНИЦИПАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / СULTURALUROLOGICAL BASES / STRUCTURALLY FUNCTIONAL MODEL / SCIENTIFICALLY-METHODICAL SUPPORT / MUNICIPAL EDUCATION SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Барышникова Н. Г., Тырина М. П.

В работе представлена структурно-функциональная модель научно-методического сопровождения развития муниципальной системы образования. Авторы описывают цель, задачи, функции, принципы, субъектов, содержание, этапы, формы, уровни и результаты исследуемого процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In this work the structurally functional model of scientificallymethodical support of development of the municipal education system is presented. The authors describe the purpose, the functions, the principles, the subjects, the maintenance, the stages, the forms, the levels and the results of investigated process.

Текст научной работы на тему «Культурологические основания научнометодического сопровождения развития муниципальной системы образования»

Библиографический список

1.Шалаев, И. К. Мотивационное программно-целевое управление: теория, технология, практика: учеб. пособие по психологии управления. -Изд. 2-е, перераб. - Барнаул, 2001.

2.Реан, А. А. Психология и педагогика / А. А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум. - Спб.: Питер, 2000.

3.Лабунская, В. А. Психология затруднённого общения : теория, методы, диагностика, коррекция: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В. А. Лабунская, Ю.А. Менджерицкая, Е.Д. Бреус. - М.: Академия, 2001.

4.Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): сб. науч.-метод. ст; НПО МОДЭК. - М.; Воронеж: Мос-ков. психолого-соц. ин-т., 2002.

Статья поступила в редакцию 23.12.09

УДК 371

Н.Г. Барышникова, канд. пед. наук., доц. АлтГПА; E-mail: [email protected]; М.П. Тырина, канд. пед. наук., доц. Ал-тГПА, г. Барнаул, E-mail: [email protected]

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

В работе представлена структурно-функциональная модель научно-методического сопровождения развития муниципальной системы образования. Авторы описывают цель, задачи, функции, принципы, субъектов, содержание, этапы, формы, уровни и результаты исследуемого процесса.

Ключевые слова: структурно-функциональная модель, научно-методическое сопровождение, культурологические основания, му-

ниципальная система образования.

Актуальность создания модели научно-методического сопровождения развития муниципальной системы образования г. Барнаула определяется объективной сложностью, мно-гоаспектностью, социальной значимостью процессов, происходящих в системе инновационно изменяющегося образования города в условиях приоритетного национального проекта «Образование» (ПНПО) и регионального комплексного проекта модернизации образования (РКПМО). Лабораторией «Культурологические основы развития образования» Центра развития образования г. Барнаула предпринята попытка культурологического обоснования структурно-функциональной модели научно-методического сопровождения развития муниципальной системы образования.

Под моделью научно-методического сопровождения развития муниципальной системы образования мы понимаем теоретически обоснованный и практически внедряемый прообраз культуросообразного нормативного, функционального и содержательного наполнения мотивационных и ресурсных механизмов поддержки инноваций, направленных на повышение степени адекватности образовательных услуг запросам субъектов внешней среды и муниципальной стратегии развития образования.

В качестве ведущих принципов наполнения целевого, содержательного, технологического и результативного компонентов модели нами признаны принципы открытости, социального партнерства, непрерывности, вариативности, куль-туросообразности, адекватности ПНПО и РКПМО, человеко-центризма, связи теории и практики, мобильности и адаптивности, функциональной грамотности. Принципы научно-методического сопровождения развития муниципальной системы образования разработаны нами совместно с лабораторией управления инновационными процессами в образовании Центра развития образования г. Барнаула.

Принцип открытости обусловлен государственно-общественным характером управления образованием. В числе заказчиков на образование и «производителей» образовательных услуг выступают разные общественные группы и авторы образовательных инициатив. Принцип открытости требует сделать процесс сопровождения более свободным, гибким, дифференцированным. Необходимо создать такие условия, чтобы у участников сопровождения возникла готовность открыть самого себя в какой-то деятельности, мероприятии, рассказать о своих успехах и неудачах. В обсуждении возможных вариантов решения проблемы и выборе наиболее целесообразного пути решения должны принимать участие все заинтересованные лица и организации. Принцип социального партнерства регулирует коммуникативную сторону процесса сопровождения. Сопровождение имеет интерактивную

природу, в нем участвуют два субъекта: носитель проблемы (сопровождаемый) и помогающий решить проблему (сопровождающий). Их взаимодействие направлено на освоение сопровождаемым новых моделей разрешения проблемных ситуаций. В процессе сопровождения актуализируется собственный потенциал сопровождаемого. Активность характерна для обеих сторон. Акценты активности постепенно переносятся с сопровождающего на сопровождаемого. «Удаление сопровождающего» выступает критерием эффективности.

Принцип непрерывности гарантирует возобновление или непрекращение сопровождения в случае его востребованности. Принцип вариативности предполагает осуществление нескольких видов сопровождения: предупреждение возникновения проблемы; обучение сопровождаемого методам решения проблем в процессе разрешения проблемной ситуации; экстренная помощь в кризисной ситуации, а следовательно равнозначность программ сопровождения развития в проблемной ситуации и программ предупреждения возникновения проблемных ситуаций.

Принцип культуросообразности выражает требование строить процесс сопровождения, сообразуясь с единством всех достижений культуры (не только науки, но и искусства, религии, традиций и т. д.). Система образования - часть культуры общества в широком ее понимании. Следовательно, помощь образовательным учреждениям в разрешении проблем, сопровождение процесса создания, освоения и внедрения новшеств не только строится на основе существующей культуры, но и вносит в культуру нечто принципиально новое, становится творцом новых элементов культуры. Принцип адекватности ПНПО и РКПМО требует от сопровождающего уточнения гражданского заказа на образование, смысла образовательных реформ. Необходимо определение приоритетов поддержки в развитии образования в соответствии с перспективами экономического развития города с пониманием того, какие изменения должны произойти в системе образования города и края. Следует разрабатывать механизмы поддержки и сопровождения инновационной деятельности, организовывать систему повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров с общей ориентацией образования на потребности рыночной экономики, региона и ценности общества.

Принцип человекоцентризма требует, чтобы специалисты системы сопровождения во всех проблемных ситуациях находились «на стороне сопровождаемого», защищая его интересы и права. Вместе с тем, система образования существует для человека и ради человека, поэтому какие бы новшества не внедрялись в систему образования, они не должны наносить вред главной ценности образовательного процесса -

человеку, учитывать его образовательные возможности и способности. Принцип связи теории и практики требует от сопровождающего исследования возможности образовательных проектов для изменения массовой практики, а также исследования «жизни» инновационных разработок, предложенных вариантов решения проблем в практике образования.

Принцип мобильности и адаптивности требует от системы образования и специалистов, сопровождающих ее развитие, самоосознания своей роли в формировании будущего нашего общества, необходимости разработки и внедрения новых технологий обучения и воспитания. Методы сопровождения должны соответствовать сути возникающих проблем и возможностям их решения. Принцип функциональной грамотности требует наличия у сопровождающего теоретической и практической готовности квалифицированно выполнять свои функции. Сопровождаемый должен обрести собственный опыт и уверенность в своих собственных силах по разрешению аналогичных проблем. Систему принципов научно-методического сопровождения цементируют взаимообусловленность и взаимопроникновение.

Целью научно-методического сопровождения, по нашему мнению, является комплексное профессиональное содействие формированию единого развивающегося муниципального образовательного пространства. Акцент делается на процессах интеграции и развития муниципальной системы образования. В процессе достижения поставленной цели нами планируется реализовать интегрирующую, координирующую, развивающую, образовательную, воспитательную, прогностическую, организационную, информационную, диагностическую, аналитическую, экспертную, компенсаторную функции научно-методического обеспечения. Задачи научно-методического сопровождения дифференцируются согласно его основным направлениям на информационно-методическое, учебно-методическое, мониторинговое, организационно-методическое обеспечение развития муниципальной системы образования. Объектами сопровождения выступают процессы информатизации системы образования города, развития профессиональной компетентности и педагогической культуры работников образования, инновационных процессов в муниципальном образовательном пространстве, процесс позиционирования образовательных учреждений города.

Содержательный компонент модели отражает то содержание, которым обогащается педагог в ходе организуемого центром развития образования процесса научно-методического сопровождения деятельности педагогических коллективов. Таким содержанием выступают профессиональные компетенции и педагогическая культура.

Профессиональные компетенции - это «способ существования знаний, умений, образованности, способствующий личностной самореализации...» [1, с. 9], «качество человека, завершившего образование определенной ступени, выражающееся в готовности (способности) на его основе к успешной (продуктивной, эффективной) деятельности с учетом ее социальной значимости и социальных рисков.» [2, с. 22], «целостное социально-профессиональное качество, позволяющее ему успешно выполнять производственные задачи, взаимодействовать с другими людьми» [3, с. 15]. Формируемая компетентность может быть дифференцирована на специальную, методическую, психолого-педагогическую, дифференциально-психологическую, аутопсихологическую [3, с. 16].

Профессионально-педагогические компетенции становятся

условием и компонентом профессионально-педагогической культуры коллективов образовательных учреждений.

Профессионально-педагогическая культура есть «мера и способ творческой самореализации личности в разнообразных видах педагогической деятельности и общения, направленной на освоение и создание педагогических ценностей, технологий и способностей личности» [4, с. 151]; «часть общечеловеческой культуры, в которой . запечатлелись духовные и материальные ценности образования., способы творческой деятельности, необходимые для обслуживания исторического процесса смены поколений, социализации личности» [5, с. 38]; «исторически развивающаяся программа социального наследования, включающая социально-педагогический идеал, адекватные ему формы, методы его достижения, субъекты педагогической культуры, структурированные в педагогическое пространство» [6, с. 4]. Содержание определяется под воздействием потребностей практики, социального заказа, вызовов времени, потребностей региона, индивидуальных траекторий развития педагогов и образовательных учреждений, запросов потребителей образовательных услуг и изменяющихся стандартов.

Технологический компонент модели представлен синтезом форм, методов, средств, этапов и уровней научно-методического сопровождения. Каждый педагог и образовательное учреждение проходит в процессе научно-методического сопровождения с помощью центра развития образования этапы проблематизации, концептуализации, программирования, планирования, организации, конструирования, технологиза-ции, рефлексии и экспертизы. Продвижение по этим этапам может быть организовано на индивидуальном, групповом, локальном или муниципальном уровнях.

В основе технологии научно-методического сопровождения, согласно технологии знаково-контекстного обучения [7; 9], лежит трансформация профессиональной и учебнопрофессиональной деятельности педагогов в квазипрофессио-нальную, моделирующую содержание, динамику и контекст инновационных образовательных процессов. Развитие профессионально-педагогических компетенций и компонентов профессионально-педагогической культуры педагога осуществляется в контексте разрешения им профессиональных ситуаций, представленных в ходе научно-методического сопровождения в дидактически обоснованной модельной форме. Развивающийся педагог занимает в процессе научно-методического сопровождения деятельностную позицию. Квазипро-фессиональная деятельность педагогов организуется посредством имитационных и неимитационных активных форм и методов.

С технологическим компонентом модели тесно связаны реализуемые центром методологические подходы: контекстный, компетентностно-культурологический, антропологический и системно-синергетический. Контекстный подход в научно-методичес-ком сопровождении развития муниципальной системы образования предполагает последовательное и систематическое моделирование формами научно-методического сопровождения содержания профессионально-педагогической деятельности и инновационных процессов в образовании, а также широких социальных процессов. Контекстный подход реализует парадигму: «с опорой на прошлые знания («основы наук») - через настоящую (актуальную) активность личности - к будущим социокультурным и профессиональным ситуациям» [7, с.18].

Смыслообразующая категория «профессиональный контекст» означает «совокупность предметных задач, организационных, технологических форм и методов деятельности, ситуаций социально-психологического взаимодействия, характерных для определенной сферы профессионального труда» [8, с. 134]. Внутренний контекст составляют опыт и индивидуальные особенности развивающегося педагога, а внешний - предметные, социокультурные, пространственновременные, динамические характеристики инновационных процессов в образовании. Социальный контекст представляет собой основные характеристики общественной системы, общественной идеологии, ценностно-эмоциональные отношения и личностные качества специалиста. Предметный контекст (производственно-технологический, организационно-управ-

ленческий, учрежденческий, должностной) - это предметы,

средства технологии профессиональной деятельности, формы и методы организации и управления, основные должностные функциональные обязанности специалистов, типы организаций и др.

Контекстный подход предполагает реализацию в процессе научно-методического сопровождения требований связи педагогической теории и образовательной практики, процесса научно-методического сопровождения и содержания инновационных процессов в образовании, имитационного моделирования конкретных условий и динамики развития муниципальной системы образования, активности педагогических коллективов, проблемности содержания образования и процесса его развертывания, совместной деятельности и диалогичности сетевого взаимодействия задействованных субъектов, единства функций научно-методического сопровождения. Основ-

ной единицей сопровождения становится социокультурная и педагогическая ситуация «во всей своей предметной и социальной многозначности и противоречивости» [9, с. 50]. Содержанием выступает синтез предметного и социального содержания, где предметное содержание обеспечивает предметную компетентность педагога, а социальное - мотивационно-ценностно-целевую, социально-личностную компетентность.

Компетентностно-культурологический подход предполагает взгляд на образование как на средство построения человеком своего образа в соответствии с ценностными ориентирами и компетенциями. Компетентностный подход, который набирает силу, является отражением потребности общества в подготовке людей не только знающих, но и умеющих применить свои знания. Значимо интегрирование компетент-ностного с культурологическим подходом, так как в последнем изначально в структуру содержания образования включена эмоционально-ценностная составляющая. Представление о содержании как о культуре в аспекте социального опыта задает механизм формирования содержания образования и овладения субъектами различными видами деятельности и отношений. Образовательный процесс обеспечивает вхожде-

ние каждого человека в культуру. Человек развивает имеющиеся у него компетентности и приобретать новые, обеспечивающие ему культурное (в широком смысле) развитие.

Результатами научно-методического сопровождения выступят единое развивающееся муниципальное образовательное пространство, профессиональная компетентность и педагогическая культура работников образования, повышение качества муниципального образования. Эти результаты достигаются в процессе сетевого взаимодействия всех субъектов муниципальной системы образования. Ими являются муниципальные образовательные учреждения традиционных и инновационных моделей. Мы надеемся на сотрудничество с ними.

Доминирующая позиция принципа культуросообразно-сти, педагогическая культура в единстве с профессиональными компетенциями как основа содержательного компонента, а также компетентностно-культурологический подход в реализации модели научно-методического сопровождения развития муниципальной системы образования свидетельствуют о зарождении и перспективности культурологических оснований исследуемого процесса.

Библиографический список

1. Болотов, В. А. Компетентностная модель : от идеи к образовательной программе / В.А. Болотов, В.В. Сериков // Педагогика. - 2003. - № 10.

2. Татур, Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста // Высшее образование сегодня. - 2004. - № 3.

3. Зимняя, И.А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека // Высшее образование в России. - 2005. - № 11.

4. Исаев, И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. - М.: Академия, 2002.

5. Бондаревская, Е.В. Педагогическая культура как общественная и личная ценность // Педагогика. - 1999. - № 3.

6. Видт, И.Е. Педагогическая культура: становление, содержание, смыслы // Педагогика. - 2002. - № 3.

7. Вербицкий, А.А. Психолого-педагогические основы контекстного обучения в вузе: автореф. дис. ... д-ра пед. наук в форме науч. докл. - М., 1991.

8. Борисова, Н. В. Педагогические особенности создания и внедрения системы активных методов обучения в институте повышения квалификации: дис. ... канд. пед. наук. - М, 1987.

9. Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. - М.: Высшая школа, 1991.

Статья поступила в редакцию 10.12.09

УДК: 378.148

М.С. Можаров, канд. пед. наук, доц. КузГПА, г. Новокузнецк, E-mail: [email protected]

ИНТЕГРАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ И ПЕДАГОГИЧЕСКОМ АСПЕКТАХ

В данной статье рассматривается проблема корпоративного устройства современного образовательного учреждения, которое неизбежно образуется в процессе внедрения современных средств ИКТ. Автор пытается осмыслить проблему системной интеграции ИКТ в образовательном учреждении и приходит к выводу, что основная нагрузка в области системной интеграции реализуется учителями информатики. Параллельно, анализируя подходы к реализации образовательных проектов, автор сопоставляет педагогическое определение интегративной деятельности и показывает схожесть понятий.

Ключевые слова: интеграция, информационные и коммуникационные технологии, системный интегратор, корпоративная структура, профессиональная мобильность, преподаватель информатики.

В условиях системной информатизации ключевых социальных процессов, а также усиления позиций ИКТ в интеграции и глобализации всех сфер жизнедеятельности современного человечества, круг задач системы образования заметно расширился и изменился.

Действительно - высокий уровень социального обеспечения, существенно возросший за последние 50 лет, во многом объясняется системной интенсификацией, повышением эффективности производства потребительских благ. А это, в свою очередь, связано с внедрением компьютерных технологий, программного обеспечения и периферийного оборудования.

Вместе с этим меняются требования к образованию человека, призванного управлять сложной информационной системой жизнеобеспечения человечества, человеку, реализующему себя в информационном социуме.

Хотим мы этого - или не хотим, современная школа постепенно трансформируется по траектории внедрения современных ИКТ. Хорошо, если этот процесс будет опережать или соответствовать информатизации социума, но совершенно неприемлемо и разрушительно для системы образования, если

школа будет «плестись в хвосте», подстраиваясь и «догоняя» ключевые социальные процессы в области ИКТ.

Если траекторию развития ИКТ, в силу исторических причин, диктует запад, если развитие программного обеспечения пошло по западному пути, а российские разработки давно устарели и не могут конкурировать с зарубежными, то в силу объективных законов следует говорить о противоречиях в сфере образования.

А именно, ИКТ порождают реорганизацию российского образования по корпоративному принципу, со своими системой ценностей, культурными традициями, терминологией и принципами управления. Достаточно проанализировать терминологический аппарат современных педагогических диссертаций, чтобы подтвердить данные тезисы. В данной работе мы не ставим задачу дать оценку трансформации российского образования вместе с внедрением ИКТ, но констатируем, что механизмы запущены, и их движение, по всей видимости, необратимо.

Современные школы, успешно привлекающие ресурсы на внедрение ИКТ, об источниках которых можно говорить дополнительно, превратились в корпорации с западной кор-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.