Научная статья на тему 'Модель подготовки кадров в области новых информационных технологий'

Модель подготовки кадров в области новых информационных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
342
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ценности и смыслы
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНТЕГРАЦИЯ / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / COMPUTER TECHNOLOGIES / NEW INFORMATION TECHNOLOGIES / INTEGRATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Монахов Данила Никитич

Данная статья посвящена вопросам подготовки кадров в современных условиях развития высшей школы и подкреплена практикой работы в университетах. Модель основана на интеграции информатики и дисциплин общего и профессионального циклов и состоит из целевого, содержательного, процессуального и диагностического компонентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Монахов Данила Никитич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF TRAINING IN THE FIELD OF NEW INFORMATION TECHNOLOGIES

This article is devoted to training in modern conditions of development of higher school and is supported by the practice. The model is based on the integration and is composed of a target, substantive, procedural and diagnostic components.

Текст научной работы на тему «Модель подготовки кадров в области новых информационных технологий»

ТРИ «М»: МЕТОД — МЕТОДИКА — МЕТОДОЛОГИЯ

Д.Н. Монахов

УДК 378

Модель подготовки кадров в области новых информационных технологий

Данная статья посвящена вопросам подготовки кадров в современных условиях развития высшей школы и подкреплена практикой работы в университетах. Модель основана на интеграции информатики и дисциплин общего и профессионального циклов и состоит из целевого, содержательного, процессуального и диагностического компонентов.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии; компьютерные технологии; новые информационные технологии; интеграция.

Начало XXI века ознаменовалось процессом перехода к информационному обществу. Это, в свою очередь, приводит к новым требованиям к выпускнику высшей школы, который будет жить и трудиться в условиях общества информационных технологий.

Основное противоречие современного образования — противоречие между быстрым темпом приращения знаний и ограниченными возможностями их усвоения индивидом — заставляет сформулировать новую задачу: формирование компетентности в области НИТ (новых информационных технологий), необходимо обеспечить теоретические и практические основы работы с различными источниками информации, сформировать у человека мотивацию к самостоятельному поиску, обработке и восприятию этой информации.

Информационному обществу нужны самостоятельно мыслящие люди, способные трудиться над повышением своей квалификации, в совершенстве владеющие современными информационными технологиями и способные в кратчайшие сроки освоить новые.

Одной из актуальных задач становится подготовка специалистов к профессиональной деятельности в информационном пространстве современного общества.

В педагогической науке для решения проблемы подготовки кадров нового поколения в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)

© Монахов Д.Н., 2013

сложились определенные теоретические предпосылки: исследования, рассматривающие в качестве образовательного приоритета формирование личностной информационной картины мира; посвященные изучению информационной культуры как составной части общей культуры человека и мировоззренческой основы поведения обучающихся в инфоноосфере.

Существуют и практические предпосылки решения данной проблемы: выполняется федеральная программа информатизации образования; реализуются региональные и муниципальные программы в этой области.

В директивных документах «Концепция государственной информационной политики», «Концепция формирования информационного общества в России», ФЦП «Информационное общество, 2011—2020 гг.» информатизация рассматривается как одно из приоритетных направлений развития системы образования России.

Качественная подготовка не может осуществляться только с помощью традиционной системы организации учебного процесса, не учитывающей новых факторов и тем самым ограничивающей ее развитие.

Теоретическое осмысление и проведенный анализ практики позволили выделить ряд противоречий между:

— объективными потребностями информационного общества и недостаточной разработанностью проблемы подготовки кадров в области ИКТ в современных исследованиях;

— социокультурной значимостью проблемы исследования и попытками ее рассмотрения вне связи с целостным процессом интеграции;

— преобладанием педагогических технологий репродуктивного производства знаний и необходимостью использования новых прогрессивных технологий обучения [2].

Все вышесказанное привело к изучению проблемы подготовки кадров в области новых информационных технологий.

В веб-анкетировании, которое проводилось (на базе социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова) в марте 2013 г., принял участие 621 человек (из них 38% мужского и 62% женского пола). Возрастной состав имел доминанту — 85% респондентов принадлежат «сетевому» поколению. Для данного возраста погружение в цифровую информационную среду является естественным процессом. Построение личных и профессиональных отношений у этого поколения реализуется в основном посредством социальных сетей.

Основная часть респондентов, принимавших участие в анкетировании, — студенты, имеющие среднее полное (16%) и среднее специальное образование (5%), неоконченное высшее образование (57%). Практически все (93%) опрошенные указали важность компетентности в области ИКТ для себя лично, для учебы и профессиональной деятельности. Но результаты показывают, что уровень данной компетентности у студентов не всегда является достаточным, так как новые информационные техноло-

гии (далее — НИТ) преимущественно используются молодежью лишь для межличностной коммуникации (77%). Поскольку процентное соотношение правильных ответов в результате тестирования гораздо более низкое, чем оценка собственной компетентности в данной области, можно сделать вывод, что самооценка респондентов завышена. Отметим, что данная тенденция не зависит ни от пола, ни от специальности, ни от года обучения опрошенных студентов. Тем не менее курсы для повышения уровня своих навыков в данной области они готовы посещать лишь в случае, если эти курсы будут включены в учебный план с возможностью получить при их изучении дополнительные баллы (так ответили 49% респондентов).

Можно сделать вывод — готовность и мотивация студентов к самостоятельной работе в освоении ИКТ недостаточно высока.

Результаты входного веб-опроса (02.09.13 — 16.09.13) первокурсников социологического факультета 2013 года показали низкий уровень компетентности в области ИКТ, несмотря на то что в аттестате оценка по «информатике» — «отлично» у 74% респондентов, «хорошо» — у 26%.

Эти результаты наглядно демонстрируют субъективность и завышение оценок по овладению компетенциями в предметной области «информатика», полученных в общеобразовательной школе.

Результатом проведенного нами исследования стала модель подготовки кадров в области ИКТ, которая имеет динамические структурные компоненты: целевой, содержательный, процессуальный и диагностический. Необходимые условия функционирования данной модели — межпредметные новые информационные технологии; современные технологии визуализации учебной информации.

Основной идеей является учет компетентностного, личностно ориентированного и культурологического подходов в подготовке кадров нового поколения в области НИТ. Интеграция пронизывает все структурные компоненты данной модели.

В целевом компоненте она представлена как интеграция компетенций, связанных с поиском, обработкой, представлением информации, и требований к профессиональной подготовке. Данный компонент модели подготовки кадров в области НИТ направлен на удовлетворение требований к подготовке студентов в области информационно-технологической деятельности со стороны государства, запросов конкретной личности в условиях перехода к информационному обществу.

Содержательный компонент рассматриваемой модели предполагает отбор учебного материала дисциплин и соответствующих информационных ресурсов таким образом, чтобы максимально способствовать формированию информационно-коммуникационной компетентности. В содержательном компоненте модели осуществляется интеграция дисциплин предметной области «информатика» и дисциплин профессионального цикла. Результатом является содержание интеграционных курсов и соответствую-

щих им компьютерных практикумов. Например, практикумы по правовым поисковым системам как интеграция предметных модулей «информатика» и «право»; корпоративным информационным системам как интеграция предметных модулей «информатика» и «экономика».

Процессуальный компонент определяет организацию системы обучения. Приоритет отдается аудиторным занятиям с мультимедиапрезентаци-ями, использующим цифровые образовательные ресурсы; методу проектов; рефлексии. Процессуальный компонент модели подготовки кадров в области НИТ представляет собой интеграцию форм, методов, средств обучения и поиска, обработки, хранения, передачи информации. Результат — методическое сопровождение в мультимедийном виде нелинейной структуры лекций, семинаров и практических занятий с использованием разнообразных форм информации и всевозможных информационных ресурсов.

Диагностический компонент объединяет содержательный, операциональный, мотивационно-ценностный критерии, показатели (объем, глубина знаний; правильность выполнения действий и самостоятельность при работе с информацией; частота контактов с различными видами информационных потоков, цифровых образовательных ресурсов и глубина понимания необходимости применения в профессиональной деятельности информационных технологий) и уровни компетентности в области ИКТ (ИК-компетентность). Диагностический компонент разработанной модели реализует интеграцию методов, средств диагностики и получения, обработки информации. Результат представляет собой компьютерные тесты контроля по курсам в оболочках MyTestX и самоконтроля по соответствующим курсам в оболочке «Гиперметод» и MyTestX.

Комплекс принципов построения модели подготовки кадров нового поколения в области ИКТ состоит из:

принципа вариативности, дающего возможность выбора источников информации, содержания, форм представления отчетности, ориентированных на визуализацию учебной информации;

принципа открытости, заключающегося в использовании открытых заданий, проектов, содержащих не только познавательную, но и информационную задачу;

принципа деятельности, акцентирующегося на деятельность по поиску, обработке, обмену, представлению информации с использованием разнообразных визуализаций;

принципа обратной связи, представляющего собой компьютерное тестирование и самотестирование, презентацию проектов и обсуждение работ студентами;

принципа идеальности, ориентированного на повышение активности и самоорганизации студентов в работе с информационными технологиями;

принципа мультимедийности как применение различных типов учебной информации.

Остановимся подробнее на последнем принципе. Его суть состоит в том, чтобы в процессе обучения информация передавалась синхронно как визуально, так и вербально, желательно с использованием динамических образов. Данный принцип вытекает из теории мультимедийного обучения (Р.Э. Мейер [3]) и теории двойного кодирования (А. Паивио [1]).

Практическая реализация данного принципа состоит в использовании разнообразных анимационных эффектов одновременно с видео- и аудио-материалами во время лекций и практических занятий; в создании учебно-методических пособий для самостоятельной работы студентов, ориентированных на мультимодальность. Средствами, позволяющими создавать преподавателю высшей школы учебно-методический продукт, объединяющий в себе как статическую, так и динамическую учебную информацию, могут служить, например, оболочки «Гиперметод» или «iSpring».

Механизм оптимизации системы обучения в области ИКТ заключается в коррекции целевого и диагностического компонентов с позиций компе-тентностного подхода, совершенствовании содержательного и процессуального компонентов с учетом личностно ориентированного и культурологического подходов. Если студенты не достигли результатов (необходимого уровня компетентности как совокупности компетенций в области ИКТ), следовательно, необходимы доработка содержания, средств, форм, методов учебной дисциплины. В некоторых случаях возможно создание дополнительных элективных курсов, например, «Визуализация статистических данных средствами НИТ», «Компьютерная графика»; интегративных курсов, например, «Современные педагогические технологии» (интеграция «информатики» и «теории и методики обучения»), «теория измерений» (интеграция «информатики» и «методов социологического исследования»),

В содержание необходимо не только добавить учебный материал, характеризующий достижения в области конкретной учебной дисциплины, но и предложить различные типы учебно-познавательных задач, направленных на поиск социокультурной информации; сравнение явлений на основе культурологического подхода, что обеспечивает интеграцию усвоенных знаний и применение их в квазипрофессиональной деятельности. Учебная дисциплина предстает перед студентами в эволюции научного знания применительно к их будущей профессии.

В процессе обучения ИКТ необходимо показывать связь, возможность импорта или экспорта разнообразных программных продуктов; их достоинства и недостатки в применении к различным задачам. Примером могут быть взаимодействия MS Project, MS Visio; MS Excel; СРМ при разработке бизнес-проектов, построении диаграммы Ганта, критического пути и т.д.

Личностно ориентированный подход заключается в том, что образовательный процесс необходимо «выстраивать» с учетом интересов и потребностей студентов, а также их будущей профессии таким образом, что-

бы каждый имел возможность выбора и самореализации как личности. Так, ряд студентов предпочитает выполнять практические работы на компьютере строго по инструкции; другие предпочитают творческие задания, связанные с квазипрофессиональной деятельностью. Например, большая часть студентов разрабатывают в MS Project по инструкции проект «Внедрение информационной системы», другие — свой собственный проект («Строительство дома», «Ремонт квартиры», «Учебный процесс по дисциплине», «Издательство», «Проект социологического исследования» и т.д.). Такой подход ориентирован не только на формирование приемов получения необходимой информации из различных источников, но и вырабатывает готовность к самоорганизации в будущей профессиональной деятельности.

Интеграция культурологического и личностно ориентированного подхода в подготовке кадров в области НИТ приводит к трем ориентирам: личности, деятельности и творчеству. Продвижение в процессе образования по данным направлениям оказывает формирование и развитие у студентов потребностей и интересов в области ИКТ, мотивов обращения к различным источникам информации.

Согласно разработанным принципам внедрены курсы с использованием современных технологий визуализации и их методическое сопровождение, являющиеся практической конкретизацией модели подготовки кадров в области ИКТ.

«Современные педагогические технологии», «Теория и методика обучения математике/информатике», «Актуальные проблемы методики преподавания информатики» могут использоваться преподавателями на факультете повышения квалификации учителей математики и информатики, в магистратуре, в системе обучения студентов педагогического профиля.

«Математическая экономика», «Эконометрика», «Имитационное моделирование экономических процессов», «Корпоративные информационные системы» могут использоваться в системе обучения студентов экономических специальностей.

«Информационные системы и технологии», «Мировые информационные ресурсы», «Основы искусственного интеллекта» могут использоваться в системе обучения студентов естественно-математических специальностей.

«Информатика», «Новые информационные технологии», «Теория измерений», «Анализ данных» могут использоваться в системе обучения студентов социологических и гуманитарных специальностей.

Описанная в статье модель подготовки кадров нового поколения в области ИКТ разработана, научно обоснована, внедрена и адаптирована к реальному образовательному процессу вуза.

Материалы исследования использовались и используются в профессиональном образовании студентов факультета точных наук и инновацион-

ных технологий ГОУ ВПО МГГУ имени М.А. Шолохова; социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова; ГОУ ВПО МО Академии социального управления.

Литература

1. Величковский Б.М. Когнитивная наука: Основы психологии познания: В 2 т. М.: Издательский центр «Академия», 2006. Т. 1.

2. Монахов Д.Н. Динамическая модель методической системы формирования информационной культуры будущего учителя. Дис. ... канд. пед. наук. М., 2009. 191с.

3. Mayer R.E. Multimedia learning. 7th printing // NY: Cambridge University Press, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.