Научная статья на тему 'ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ВЗГЛЯД НА ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2030 ГОДА'

ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ВЗГЛЯД НА ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2030 ГОДА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
850
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ВЗГЛЯД / ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ / СОЦИАЛЬНО ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / ДО 2030 ГОДА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тебекин Алексей Васильевич

Представлены результаты методологического анализа процессов формирования Правительством РФ стратегии социально - экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года («Стратегии-2030»). С использованием зрительной системы научной школы предпринимательства Й. Шумпетера проанализировано содержание ключевых направлений «Стратегии-2030» с точки зрения обеспечения входящих в них проектов национальных целей развития Российской Федерации, определенных Указом Президента России от 21 июля 2020г. №474 “О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030года”. Дана критическая оценка процессов формирования «Стратегии-2030» с точки зрения их соответствия требованиям Федерального закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ. Сформулированы рекомендации по совершенствованию процессов формирования и реализации «Стратегии-2030» в интересах повышения ее эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Тебекин Алексей Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AN INTEGRAL VIEW ON THE FORMATION OF A STRATEGY FOR THE SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN FEDERATION UNTIL 2030

The results of the methodological analysis of the processes of formation by the Government of the Russian Federation of the strategy of socio - economic development of the Russian Federation for the period up to 2030 («Strategy-2030») are presented. Using the visual system of the scientific school of entrepreneurship by J. Schumpeter, the content of the key directions of the «Strategy-2030» was analyzed from the point of view of ensuring the projects of the national development goals of the Russian Federation included in them, determined by the Decree of the President of Russia dated July 21, 2020 No. 474 «On national development goals Of the Russian Federation for the period up to 2030”. A critical assessment of the processes of formation of the «Strategy-2030» is given from the point of view of their compliance with the requirements of the Federal Law «On Strategic Planning in the Russian Federation» of June 28, 2014 N 172-FZ. Recommendations have been formulated to improve the processes of formation and implementation of the «Strategy-2030» in order to increase its effectiveness.

Текст научной работы на тему «ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ВЗГЛЯД НА ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2030 ГОДА»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ

13

ИНТЕГРАЛЬНЫМ ВЗГЛЯД НА ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2030 ГОДА

Тебекин Алексей Васильевич

доктор технических наук, доктор экономических наук, профессор,

Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России, г. Москва, Россия. E-mail: Tebekin@gmail.com

Аннотация. Представлены результаты методологического анализа процессов формирования Правительством РФ стратегии социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года («Стратегии-2030»). С использованием зрительной системы научной школы предпринимательства Й. Шумпетера проанализировано содержание ключевых направлений «Стратегии-2030» с точки зрения обеспечения входящих в них проектов национальных целей развития Российской Федерации, определенных Указом Президента России от 21 июля 2020г. №474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030года". Дана критическая оценка процессов формирования «Стратегии-2030» с точки зрения их соответствия требованиям Федерального закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ. Сформулированы рекомендации по совершенствованию процессов формирования и реализации «Стратегии-2030» в интересах повышения ее эффективности.

Ключевые слова: интегральный взгляд, формирование стратегии, социально-экономическое развитие, Российская Федерация, до 2030 года.

JEL codes: O21; P11; P21

Для цитирования: Тебекин,А.В. Интегральный взгляд на формирование стратегии социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года / А.В. Тебекин. - DOI 10.52957/22213260_2021_10_13. - Текст : электронный // Теоретическая экономика. - 2021 - №10. - С.13-26. - URL: http://www.theoreticaleconomy.ru (Дата публикации: 30.10.2021)

DOI: 10.52957/22213260_2021_10_13 Введение

Актуальность исследования процессов формирования стратегии социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года («Стратегии-2030») [21] определяется следующим комплексом обстоятельств.

Во-первых, «Стратегия-2030» рассматривается в качестве основного документа, призванного обеспечить национальные цели развития Российской Федерации, определенных Указом Президента России от 21 июля 2020г. №474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030года" [40].

Во-вторых, «Стратегия-2030» формируется в период преодоления глобального экономического кризиса [10], который в национальной экономике традиционно затягивается [22], если сравнивать его продолжительность с продолжительностью в странах-мировых лидерах.

В-третьих, формируемая Правительством РФ «Стратегия-2030» призвана не только обеспечить преодоление текущего глобального экономического кризиса, обусловленного закономерной сменой пятого технологического уклада в мировой экономике шестым [27] (а отнюдь не только действием

пандемии COVID-19), но и преодоление длящуюся десятилетиями стагнацию национальной экономики [4,31].

В-четвертых, формирование «Стратегии-2030» происходит на фоне откровенного провала реализации, длившейся до этого на протяжении тринадцати лет «Стратегии-2020» [25], получившей однозначную оценку экспертов [8,9,13,23,28], полностью совпадающую с авторской оценкой [31], но удивительным образом так и не получившей оценку на официальном уровне, хотя речь идет о реализации планов развития сроком более двух с половиной пятилеток (!!!).

Процесс формирования «Стратегии-2030», получив определенную оценку в экспертной среде [6,7,14,15,17], в настоящее время не имеет должной научно-практической оценки.

С целью интегральной оценки процессов формирования «Стратегии-2030» в работе решались задачи анализа степени соответствия рассматриваемых процессов требованиям Федерального закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [41] и синтеза предложений по совершенствованию процессов формирования и реализации стратегии социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года.

Научная гипотеза исследований заключается в оценке процессов формирования стратегии социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года на основе комплексного использования инструментов зрительной системы научной школы предпринимательства Й. Шумпетера на предмет соответствия процессов формирования стратегии требованиям Федерального закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [41].

Интегральная оценка процессов формирования стратегии социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года, выполненная на основе комплексного использования инструментов зрительной системы научной школы предпринимательства Й. Шумпетера, и составляет научную новизну данного исследования.

Теоретическая значимость работы заключается в расширении спектра возможностей применения инструментов зрительной системы научной школы предпринимательства Й. Шумпетера для анализа процессов стратегического планирования.

Практическая значимость исследований состоит в разработке практических предложений по совершенствованию процессов формирования и реализации стратегии социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года.

Методы

Методическую базу представленных исследований составили научные труды по проблемам стратегического управления процессами развития таких авторов, как Аккоф Р. [2], Ансофф И. [3], Грант Р. [26], Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. [16], Минцберг Г. [18], Салонер Г., Шепард А., Подольный Дж. [1], Тебекин А.В. [38], Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. [39], Шумпетер Й. [42] и др.

Методическую базу исследований также составили авторские наработки по проблемам формирования стратегии социально-экономического развития РФ до 2030 года, получившие отражение в трудах [19,30,31,32,34].

Среди инструментов стратегического менеджмента (рис.1) [10] для анализа процессов стратегического планирования была выбрана в группе описывающих школ научная школа предпринимательства Й. Шумпетера [42].

При использовании для оценки процессов формирования «Стратегии-2030» положений научной школы предпринимательства Й. Шумпетера была применена классическая зрительная система (рис.2) [18], дополненная автором взглядом «снизу» (рис.3) [11].

Рисунок 1 - Семейство научных школ стратегического менеджмента [10].

Рисунок 2 - Состав элементов классической «зрительной системы» стратегического мышления научной школы предпринимательства Й. Шумпетера [18].

Рисунок 3 - Характеристика элементов зрительной системы школы предпринимательства Й. Шумпетера, дополненной «взглядом «снизу», используемой для анализа планов и процессов

развития управляемой системы [11].

Результаты

В ходе методологического анализа процессов формирования Правительством РФ стратегии социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года («Стратегии-2030») [21] с использованием зрительной системы научной школы предпринимательства Й. Шумпетера, дополненной «взглядом «снизу»» (рис.3), с точки зрения соответствия процессов формирования «Стратегии-2030» требованиям Федерального закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [41] в интересах обеспечения достижения ключевыми направлениями «Стратегии-2030» (и входящими в них проектами (инициативами) правительства) национальных целей развития Российской Федерации, определенных Указом Президента России от 21 июля 2020г. №474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030года" [40], были получены следующие результаты.

Во-первых, на основе «взгляда «сверху»» (рис.3) установлено, что проекты «Стратегии-2030» [21] не покрывают «сплошным ковром» [18] требований по достижению национальных целей, определенных Указом Президента России от 21 июля 2020г. №474 [40].

По авторским оценкам проекты ключевых стратегических направлений «Стратегии-2030» покрывают потребности достижения национальных целей всего на 15% (см. табл.1), то есть носят лоскутный характер.

Таблица 1 - Обобщенная оценка степени покрытия проектами ключевых стратегических направлений «Стратегии-2030» национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030года проектами ключевых стратегических направлений «Стратегии-2030»

Национальная цель, определённая Указом Президента Обобщенная количественная оценка

России от 21 июля 2020г. №474 степени покрытия проекта ключевыми стратегическими направлениями «Стра-тегии-2030» (по пятибалльной шкале - от 0 до 5)

Сохранение населения, здоровье иблагополучие людей 0,5

Возможности для самореализации иразвития талантов 0,17

Комфортная ибезопасная среда для жизни 1,0

Достойный, эффективный труд иуспешное предприни- 0,6

мательство

Цифровая трансформация 1,5

Итого: средняя оценка по всем национальным целям 0,754 (или 15,08%)

Указанный результат свидетельствует о несоблюдении при формировании «Стратегии-2030» принципа единства и целостности системы стратегического планирования, предусмотренного Федеральным законом «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [41].

Во-вторых, проекты, наполняющие ключевые направления стратегического развития Российской Федерации на период до 2030 года, обеспечивают по своей постановке достижение национальных целей, определенных Указом Президента России от 21 июля 2020г. №474 [40], лишь на 15% (см. табл.1), а значит, свидетельствуют о том, что был нарушен принцип разграничения полномочий при стратегическом планировании, предусмотренный Федеральным законом «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [41].

В-третьих, проведенный анализ используемых при формировании «Стратегии-2030» горизонтов планирования (быстрые победы (QW) - до конца 2021 года, большие межведомственные проекты (ВБИ.) - до конца 2023 года, стратегические инициативы (Б!) - до конца 2029 года) [24] показал, что

результаты этого планирования не представляют собой единый план по достижению больших стратегических целей, разбиваемых на короткие отрезки, отражающие достижение промежуточных целей, в соответствии с теорией постановки целей Э. Лока [36]. И это было бы понятно. Ведь речь все же идет о периоде времени, эквивалентном двум пятилеткам и охватывающем полный цикл экономической активности К. Жугляра, отражающего очередной виток развития производственных мощностей, включая инвестиционную фазу, направленную на создание (или приобретение) и запуск этих производственных мощностей [12].

В данном же случае, идея разделения стратегических планов на проекты (инициативы) в рамках горизонтов планирования QW, BFR и SI, к сожалению, определяется не стремлением обеспечить более эффективное выполнение всей «Стратегии-2030» в целом во исполнение достижения национальных целей, определенных Указом Президента России от 21 июля 2020г. №474 [40], а, как сообщают эксперты [15], ориентирована на поиск тех инициатив, которыми можно успешно (эффектно) отчитаться уже в этом (2021) году (QW), или перед президентскими выборами 2024 года (BFR).

Поэтому отдавая должное проектному подходу к наполнению ключевых направлений «Стратегии-2030» как наиболее эффективному способу развития социально-экономических систем [29], в то же время необходимо отметить, что при формировании стратегии социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года присутствует нарушение принципа преемственности и непрерывности стратегического планирования, предусмотренного Федеральным законом «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [41].

В этой связи также следует отметить, что в процессах формирования «Стратегии-2030» не наблюдается ее преемственность «Стратегии-2020», если не считать весьма дискуссионную инфографику (рис.4) [24], глядя на которую может сложится ложное впечатление о том, что все цели «Стратегии-2020» выполнены и все задачи решены.

ПОЧЕМУ CHANGE?

ПИМЕРЫ CHANGE В РЕГУЛЯТОРИКЕ

| ПРОЕКТЫ ИЗМЕНЕНИЙ

* CHANGE ^ ^¿Г Целевое состояние

Tatyiqee сосют иие

Шаг 1. 2000-2012гг. RUN

Плановая работа по изменению регулятор ной среды {реализация Прав^ельством РФ)

Шаг 2.

2012-2020ГГ.

RUN

12 «(дорожных карт» Национальной предпринимательской инициативы по улучшению условий ведения бизнеса (разработка и реализация совместно с бизнесом}.

Шаг 3.

2021-2024гг.

CHANGE

Новый подход основанный на описании и анализе «клиентского пути», сравнении с лучшими практиками и реализации конкретных изменений в нормативных правовых актах на основе обратной связи от бенефециаров.

Новая технологическая среда (сквозные технологии базовой экономики)

Новый инвестиционный цикл

Траектория изменений

Инерционный путь

Позиционирование в мире и интеграция

Рисунок 4 - Изменения (change) в регуляторике, призванные продемонстрировать идеологию

«Стратегии-2030» [24].

В-четверых, анализ материалов «Стратегии-2030» показывает, что выделенные в ней пять ключевых стратегических направлений крайне несбалансированы, в том числе по финансовым ресурсам (рис.5).

Национальная инновационная

система

Клиентоцентричное государство 0%

Новая

высокотехнологичная

экономика

22%

Агрессивное развитие инфраструктуры 52%

Новый общественный договор 21%

Рисунок 5 - Распределение финансовых ресурсов по ключевым направлениям «Стратегии-2030». Источник: Составлен автором по материалам [7].

Вызывают вопросы процессы планирования «Стратегии-2030» и по сбалансированности ключевых направлений по приоритетам, целям, задачам и мероприятиям, предусмотренным принципом сбалансированности Федерального закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [41].

В частности, согласно проведенному анализу на основе взглядов «вперед» [30], «назад» [31], «сверху» и «снизу» [32] на «Стратегию-2030» установлено, что:

- большинство проектов (инициатив) не носит прорывного характера (например, «Инфраструктурное меню», «Таргетированная акселерация субъектов МСП», «Цифровая психологическая служба для детей и родителей» и т.д.);

- ключевое направление «Новая высокотехнологичная экономика», с одной стороны, имеет тематическое пересечение с ключевым направлением «Агрессивное развитие инфраструктуры» в части заявленных инфраструктурных проектов (например, запуск паромов по маршруту Усть-Луга-Балтийск), но, с другой стороны, не изобилует высокотехнологичными проектами;

- ключевое направление «Новый общественный договор» содержит проекты, которые фактически призваны компенсировать негативные последствия проводимой более десятилетия «оптимизации» системы здравоохранения (то есть, налицо разворот вектора развития на 180 градусов), но в силу своего нематериального характера эти проекты не в состоянии компенсировать материальные потери в системе здравоохранения, когда неоптимальность больниц и поликлиник оценивалась в прямой пропорции стоимости соответствующих объектов недвижимости, либо в обратной пропорции ценности объектов здравоохранения для бюджетных бенефициаров;

- ключевое направление «Национальная инновационная система» в «Стратегии-2030» пересекается с идентичным направлением, существовавшим в «Стратегии-2020» [25], и возникает большой вопрос - неужели за 13 лет реализации «Стратегии-2020» национальная система так и не была сформирована?;

- ключевое направление «Клиентоцентричное государство» при всей гуманности формулировки инициативы - «выстраивание работы госуправления вокруг запросов граждан», одновременно инициирует вопрос о том - а в чьих интересах работала система государственного управления до появления этой инициативы?

Таким образом, приходится констатировать, что для процессов формирования «Стратегии-2030» характерны отклонения от принципа сбалансированности системы стратегического планирования (в том числе по приоритетам, целям, задачам, мероприятиям и т.д.), предусмотренного Федеральным законом «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [41].

В-пятых, анализ материалов «Стратегии-2030» показывает, что при наличии требований соответствия результатов проектов критериям SMART (причем описанию - что же такое SMART уделено излишнее внимание) [24], требования к критериям эффективности инициатив правительства в документах планирования «Стратегии-2030» практически отсутствуют.

Таким образом, необходимо отметить, процессы формирования «Стратегии-2030» не в полной мере соответствуют требованиям принципа результативности и эффективности стратегического планирования, определенным Федеральным законом «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [41].

В-шестых, тот факт, что принятие «Стратегии-2030», намеченное на середину мая 2021 года [20], не произошло ни в мае (очевидно из-за неудовлетворительности подготовленных материалов), ни в июне и, судя по всему, не произойдет и в июле (данная статья подготовлена 20 июля 2021 года -прим. автора), процесс стратегического планирования производится с явным нарушением принципа ответственности участников стратегического планирования, предусмотренного Федеральным законом «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [41], означающего, что «участники стратегического планирования несут ответственность за своевременность и качество разработки ... документов стратегического планирования, осуществления мероприятий по достижению целей социально-экономического развития. Российской Федерации» [41].

В-седьмых, тот факт, что в средства массовой информации просачиваются лишь отдельные наработки по «Стратегии-2030» свидетельствует о нарушении принципа прозрачности (открытости) стратегического планирования, определенного Федеральным законом «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [41].

В-восьмых, судя по документам стратегического планирования, реализуемым в рамках «Стратегии-2030», не в полной мере в нем соблюдается и предусмотренный Федеральным законом «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [41] принцип измеряемости целей, который, в том числе, означает «обеспечение возможности оценки степени достижения целей социально-экономического развития с использованием количественных (в первую очередь - прим. автора) и (или) качественных целевых показателей» [41]. Количественных показателей, которые можно измерить (что предусмотрено тем же SMART) проектам явно не хватает. Надо сказать, что «болезнь» измеряемости целей присуща не только «Стратегии-2030», но и ее предшественнице «Стратегии-2020» [31], реализуемым в настоящее время государственным проектам [33,35], а также сложившимся практическим подходам к принятию управленческих решений в отечественной системе государственного и муниципального управления в целом [37]. И эта «болезнь» вполне объяснима нежеланием чиновника как ответственного исполнителя - бенефициара брать на себя ответственность «за цифру» [19].

В-девятых, нарушение разработчиками «Стратегии-2030» принципа измеряемости целей затрудняет реализацию в рамках рассматриваемой стратегии принципа реалистичности, утверждающего, что «при определении целей и задач социально-экономического развития Российской Федерации участники стратегического планирования должны исходить из возможности достижения целей и решения задач в установленные сроки с учетом ресурсных ограничений и рисков» [41].

В-десятых, при анализе «Стратегии-2030» возникают вопросы с реализацией принципа ресурсной обеспеченности. Здесь уместно вспомнить, как новый первый вице-премьер, отвечающий за экономическую политику А. Белоусов в спешном порядке переписывал программу ресурсного обеспечения Комплексного плана модернизации инфраструктуры, в котором предшественник А. Белоусова А. Силуанов закладывал соотношение бюджетных средств и частных инвестиций в пропорции 50% на 50% [5]. В связи с чем возникал закономерный вопрос - если срок окупаемости крупных инфраструктурных проектов составляет 20-30 лет, то на каких частных инвесторов рассчитывал А. Силуанов?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По аналогии рассмотрим, например, ключевое направление «Стратегии-2030» «Агрессивное развитие инфраструктуры». По оценкам Министерства экономического развития Российской Федерации, на реализацию проектов этого ключевого направления стратегии на период до 2024 года понадобится порядка 2,9 трлн руб. При этом в качестве источников инвестирования обозначены:

- 500 млрд руб. - бюджетные инфраструктурные кредиты,

- 255 млрд руб. - инвестиции из Фонда национального благосостояния,

- 155 млрд руб. - прямое бюджетное финансирование.

Итого 910 млрд руб. И отсюда возникает вопрос - откуда возьмутся еще практически 2 трлн руб. или почти 69% средств?

В-одиннадцатых, проведенный анализ показывает, что разработчики «Стратегии-2030» дистанцируются от реализации принципа соответствия показателей целям, определенного Федеральным законом «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [41].

В Фронтальной стратегии социально-экономического развития Российской Федерации [24] на этот счет сообщается, что «инициативы (проекты) вносят вклад в достижение национальных целей, но не определяют их достижение целиком» [24]. Одним словом, разработчики «Стратегии-2030» свои рассуждения сводят к тому, что «результаты проекта не должны совпадать с показателями достижения национальных целей» [24], поскольку помимо проектной деятельности существует еще «процессная с масштабированием и тиражированием уже готовых решений» [24].

В этом связи к разработчикам «Стратегии-2030» возникает ряд вопросов:

- почему производится подмена понятия «стратегия» понятием «проект»?

- какой документ, если не «Стратегия-2030» должен обеспечивать достижение национальных целей?

Ведь принцип соответствия показателей целям, определенный Федеральным законом «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [41] четко указывает на то, что «показатели, содержащиеся в документах стратегического планирования должны соответствовать целям социально-экономического развития Российской Федерации» [41].

В-двенадцатых, разработчики «Стратегия-2030», ссылаясь на то, что инициативы правительства вносят лишь определенный вклад в достижение национальных целей, но не должны определять их достижение целиком [24], по сути нарушают программно-целевой принцип стратегического планирования, согласно которому должны быть «определены приоритеты и цели социально-экономического развития Российской Федерации» [41] посредством «разработки взаимоувязанных по целям, срокам реализации государственных программ Российской Федерации» [41].

Обсуждение результатов

Таким образом, в результате методологического анализа процессов формирования Правительством РФ стратегии социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года («Стратегии-2030») на основе интегрального взгляда с использованием зрительной системы научной школы предпринимательства Й. Шумпетера рассмотрено содержание ключевых направлений «Стратегии-2030» с точки зрения обеспечения входящих в них проектов национальных

целей развития Российской Федерации, определенных Указом Президента России от 21 июля 2020г. №474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030года" и установлено следующее.

Во-первых, по авторским оценкам, проекты ключевых стратегических направлений «Стратегии-2030» покрывают потребности достижения национальных целей, определенных Указом Президента России от 21 июля 2020г. №474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030года" всего на 15%, то есть носят лоскутный характер, хотя должны покрывать потребности «сплошным» ковром.

Во-вторых, основной причиной неудовлетворительного характера реализации процессов формирования «Стратегии-2030» является несоблюдение принципов стратегического планирования, определенных Федеральным законом «О стратегическом планировании в Российской Федерации», включая:

- принцип единства и целостности стратегического планирования,

- принцип измеряемости целей стратегического планирования,

- принцип ответственности участников стратегического планирования,

- принцип преемственности и непрерывности процессов стратегического планирования,

- программно-целевой принцип стратегического планирования,

- принцип прозрачности (открытости) процессов стратегического планирования,

- принцип разграничения полномочий между участниками стратегического планирования,

- принцип реалистичности стратегических планов,

- принцип результативности и эффективности стратегического планирования,

- принцип ресурсной обеспеченности стратегических планов,

- принцип сбалансированности системы стратегического планирования,

- принцип соответствия показателей стратегического планирования установленным целям.

В-третьих, до настоящего времени нет достаточной информации о стратегических инициативах

(Б1) в рамках «Стратегии-2030» до конца 2029 года, что очевидно связано с отсутствием у бенефициаров понимания возможностей финансирования этих инициатив. Пять декларируемых сегодня ключевых направлений стратегического развития определены в рамках горизонта до конца 2023 года. Что тоже говорит не в пользу участников процесса стратегического планирования «Стратегии-2030».

В-четвертых, несмотря на то, что разработчики «Стратегии-2030» откровенно дистанцируются от требований Федерального закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ, называя их формальными и настаивая на том, что они (разработчики) определяют направления прорыва [24], к самим разработчикам возникает масса вопросов, начиная от того, «а в чем же заключаются эти прорывы?», и заканчивая вопросом о том, «может ли являться процесс стратегического планирования на национальном уровне полем для сомнительных экспериментов?».

Критерием истины, разумеется, является практика. И, судя по тому, что «Стратегия-2030» спустя год после выхода Указа Президента России от 21 июля 2020г. №474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030года" так и не появилась, ответы на эти вопросы не в пользу участников процесса стратегического планирования, который, в случае сохранения нынешних тенденций, очевидно приведет к тому, что «Стратегию-2030» ждет та же незавидная участь, которая постигла «Стратегию-2020», а с ней и всю страну. И безнаказанность ответственных за фактический провал «Стратегии-2020», порождающая безответственность, делает указанный сценарий вполне реальным.

Таким образом, в текущих условиях единственно верным следует считать путь формирования «Стратегии-2030» в полном соответствии с требованиями Федерального закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Garth Saloner, Andrea Shepard, Joel Podolny.Strategic Management.-John Wiley & Sons, 2000.- 464с.

2. Акофф Р.О целеустремлённых системах.-М.: Сов. радио, 1974.- 274с.

3. Ансофф И.Стратегическое управление.-М.: Экономика, 1989.- 519с.

4. Базанова Е. Почему за 20 лет Россия так и не перешла от стагнации к развитию. https://www. vedomosti.ru/economics/articles/2019/10/08/813068-20-let-stagnatsii (дата обращения 20.07.2021)

5. Белоусов переписал план Силуанова. http://russkievesti.ru/novosti/ekonomika/belousov-perepisal-plan-siluanova.html (дата обращения 20.07.2021)

6. Ведерина Е. Экономисты раскритиковали новую стратегию социально-экономического развития. https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2021/05/13/869660-ekonomisti-raskritikovali (дата обращения 20.07.2021)

7. Виноградова Е. Стратегия и практика: прорывные проекты кабмина обойдутся в 5,6 трлн. https://iz.ru/1175300/ekaterina-vinogradova/strategiia-i-praktika-proryvnye-proekty-kabmina-oboidutsia-v-56-trln (дата обращения 20.07.2021)

8. Движение без целей: почему провалилась «Стратегия-2020». https://newizv.ru/article/ general/21-11-2019/dvizhenie-bez-tseley-pochemu-provalilas-strategiya-2020 (дата обращения 20.07.2021)

9. День сурка: «Стратегия-2020» успешно провалена - очередь за нацпроектами? https://www. nakanune.ru/articles/116644/ (дата обращения 20.07.2021)

10. Егорова А.А., Тебекин А.В., Тебекин П.А. Выбор подхода к формированию стратегии, обеспечивающей выход из глобального социально-экономического кризиса 2020 года. // Электронный научный журнал «Теоретическая экономика», 2020. - № 5(65). — С. С. 44-67. [Электронный ресурс]

- Режим доступа к журн. свободный: http://www.theoreticaleconomy.ru

11. Игнатьева А.В., Митропольская-Родионова Н.В., Тебекин А.В., Хорева А.В. Проблемы и перспективы использования положений школы предпринимательства Йозефа Шумпетера для развития современного менеджмента. // Транспортное дело России, 2021, №2. С. 69-77.

12. Конотопов М.В., Тебекин А.В. Мартовские тезисы 2010 года (О Мировом экономическом кризисе с позиций циклов инновационного развития К. Жугляра). // Инновации и инвестиции. 2010. №1. С. 2-6.

13. Концепция развития России до 2020 года оказалась невыполнимой. Почему разошлись траектории национальных целей 2008 года и фактического развития страны. https://www.rbc.ru/economi cs/02/11/2019/5db946fb9a794742bc0d5b68 (дата обращения 20.07.2021)

14. Королева А. Стратегия развития России: много или мало конкретики? https://expert. ru/2021/04/12/strategiya-razvitiya-rossii-mnogo-ili-malo-konkretiki/ (дата обращения 20.07.2021)

15. Кошкина А., Рубченко М. Правительство готовит новую стратегию

социально-экономического развития. https://www.vedomosti.ru/economics/

articles/2021/02/02/856382-pravitelstvo-gotovit-novuyu-strategiyu-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya (дата обращения 20.07.2021)

16. Мескон Майкл. Основы менеджмента: Майкл Х. Мескон, Майкл Альберт, Франклин Хедоу-ри; [пер. с англ. и ред. О. И. Медведь]. - 3-е изд. - Москва [и др.]: Вильямс, 2016. - 665 с.

17. Мингазов С. «Очень модно»: правительство разработает новую стратегию для выполнения указов Путина https://www.forbes.ru/newsroom/biznes/420415-ochen-modno-pravitelstvo-razrabotaet-novuyu-strategiyu-dlya-vypolneniya (дата обращения 20.07.2021)

18. Минцберг Г. Стратегическое сафари: экскурсия по дебрям стратегического менеджмента: перевод с английского / Генри Минцберг, Брюс Альстранд, Жозеф Лампель; [пер. Д. Раевская, Л. Царук].

- Москва: Московская школа управления Сколково: Альпина Паблишер, 2013. - 365 с.

19. Митропольская-Родионова Н.В., Тебекин А.В., Хорева А.В. Сценарий стратегического инновационного развития экономики россии на основе реинжинирингового подхода. // В сборнике: Финансово-экономическое и информационное обеспечение инновационного развития региона.Ма-териалы IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Отв. редактор А.В. Олифиров. Симферополь, 2021. С. 75-80.

20. Определен срок внесения Стратегии социально-экономического развития РФ до 2030 года в Правительство - 14 мая 2021 года. https://strategy24.ru/rf/news/opredelen-srok-vneseniya-strategii-sotsialnoekonomicheskogo-razvitiya-rf-do-2030-goda-v-pravitelstvo-14-maya-2021-goda (дата обращения 20.07.2021)

21. Перечень поручений по итогам рабочего совещания у Председателя Правительства Российской Федерации по вопросам разработки стратегии социально-экономического развития Российской Федерации 26 января 2021 года. Председатель правительства Российской Федерации. г. Москва. 26.01. 2021.

22. Петров В.С., Тебекин А.В. Анализ актуальных проблем, замедляющих выход национальной экономики из кризиса и влияющих на социально-политическую ситуацию в стране. // Электронный научный журнал «Теоретическая экономика», 2020. - Т. 6. № 3. С. 18-31. [Электронный ресурс] - Режим доступа к журн. свободный: http://www.theoreticaleconomy.ru

23. Полный провал Стратеги-2020. Население помешало? https://narzur.ru/polnyjj-proval-strategi-2020-naselenie-pomeshalo/ (дата обращения 20.07.2021)

24. разработка фронтальной стратегии социально-экономического развития Российской Федерации. Правительство Российской Федерации, 2021. https://dpo-rd.ru/upload/iblock/fde/fde3983057ab8 fdff17b67806891ed98.pdf (дата обращения 20.07.2021)

25. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 28.09.2018) <О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года> (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года») http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/ (дата обращения 20.07.2021)

26. Роберт Грант.Современный стратегический анализ.- Санкт-Петербург: Питер, 2018.- 672с.

27. Серяков Г.Н., Тебекин А.В. Теоретико-методические основы исследования технологических укладов экономики. Москва, 2017. - 88 с

28. Страна несбывшихся программ: Почему провалилась Стратегия-2020? https://www.kp.ru/ daily/27053.7/4119288/ (дата обращения 20.07.2021)

29. Сурат И.Л., Тебекин А.В. Современные тенденции развития проектного управления в экономических системах. // Транспортное дело России. 2014. №6. С. 36-40.

30. Тебекин А.В. Взгляд «вперед» как основа стратегического развития национальной экономики. // Журнал исследований по управлению. 2021. Т. 7.№3. С. 3-11.

31. Тебекин А.В. Взгляд «назад» как фундамент стратегического развития управляемых социально-экономических систем. // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2021. №2(54). С.123-137.

32. Тебекин А.В. взгляд «снизу» на разрабатываемую стратегию социально-экономического развития российской федерации до 2030 г. в части перспектив достижения национальной цели «Сохранение населения, здоровье и благополучие людей» Журнал экономических исследований. 2021. Т. 7.№3. С. 3-21.

33. Тебекин А.В. . // Электронный научный журнал «Теоретическая экономика», 2020. - № 7(67). -С. 11-21. [Электронный ресурс] - Режим доступа к журн. свободный: http://www.theoreticaleconomy.ru

34. Тебекин А.В. Прогноз развития российской экономики на период до 2030-го года. // Транспортное дело России. 2020.№6. С. 45-50.

35. Тебекин А.В. Реализация принципа «задача-предписание» системы научного управления Ф. Тейлора в современных условиях социально-экономического развития. // Вестник Московского финансово-юридического университета. 2021. №1. С. 7-20.

36. Тебекин А.В. Управление персоналом. Учебное пособие / Москва, 2016. Сер. 68 Профессиональное образование (1-е изд.) - 182 с.

37. Тебекин А.В., Тебекин П.А. Методы принятия управленческих решений в системе государственного и муниципального управления. // Транспортное дело России. 2020. №2. С. 107-111.

38. Тебекин, А.В. Стратегический менеджмент: учебник для вузов/ А.В.Тебекин.- 2-е изд., пере-раб. и доп.- Москва: Издательство Юрайт, 2021.- 333с.

39. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник для вузов / Пер. с англ. под ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2017. - 576 с.

40. Указ Президента России от 21 июля 2020г. №474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030года". http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726 (дата обращения 20.07.2021)

41. Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ.

42. Шумпетер Й. А. Теория экономического развития = Theorie der wirtschaftlichen Entwicklung; Капитализм, социализм и демократия = Capitalism, Socialism and Democracy / Йозеф Алоиз Шумпетер ; [пер. с нем.: В. С. Автономов, М. С. Любский, А. Ю. Чепуренко ; пер. с англ.: В. С. Автономов и др.]. - Москва: Эксмо, 2007. - 861с.

AN INTEGRAL VIEW ON THE FORMATION OF A STRATEGY FOR THE SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN FEDERATION UNTIL 2030

Tebekin Alexey Vasilyevich

Doctor of Technical Sciences, Doctor of Economics, Professor,

Moscow State Institute of International Relations (University) of the Ministry of Foreign Affairs of Russia, Moscow, Russian E-mail: Tebekin@gmail.com

Annotation. The results of the methodological analysis of the processes of formation by the Government of the Russian Federation of the strategy of socio-economic development of the Russian Federation for the period up to 2030 («Strategy-2030») are presented. Using the visual system of the scientific school of entrepreneurship by J. Schumpeter, the content of the key directions of the «Strategy-2030» was analyzed from the point of view of ensuring the projects of the national development goals of the Russian Federation included in them, determined by the Decree of the President of Russia dated July 21, 2020 No. 474 «On national development goals Of the Russian Federation for the period up to 2030". A critical assessment of the processes of formation of the «Strategy-2030» is given from the point of view of their compliance with the requirements of the Federal Law «On Strategic Planning in the Russian Federation» of June 28, 2014 N 172-FZ. Recommendations have been formulated to improve the processes of formation and implementation of the «Strategy-2030» in order to increase its effectiveness.

Keywords: integral view, strategy formation, socio-economic development, Russian Federation, until 2030.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.