Р<0,001).
ВЫВОДЫ
1. Существующая система образования должна быть комплексной и учитывать биологические, психофизические, экономические, экологические факторы, а также социальные условия, влияющие на здоровье студенческой молодежи.
2. В современных социально-экономических условиях в связи с негативными тенденциями показателей, характеризующих здоровье студентов, в процессе учебы в медицинском университете необходимо формировать в молодежной среде установки на здоровый образ жизни.
3. Результаты проведенного исследования дали нам возможность подготовить и опубликовать две монографии и два учебно-методических пособия, рекомендованных УМО и ФГОУ «ВУНМЦ Росздрава» к использованию в образовательном процессе медицинских вузов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Батрымбетова, С. А. Здоровье и социально-гигиеническая характеристика современного студента // Гуманитарные методы исследования в медицине : состояние и перспективы. - Саратов, 2007. - С. 165-179.
2. Гафиатулина, Н.Х. Специфика отношения учащейся молодежи России к здоровью в социокультурном контексте : автореф. дис. ... канд. социолог. наук / Гафиатулина Н.Х. - Ростов-н/Д., 2007. - 24 с.
3. Козина, Г. Ю. Физкультурно-оздоровительная деятельность как социальный фактор формирования здоровья современной студенческой молодежи : автореф. дис. ... канд. социолог. наук / Козина Г.Ю. - Пенза, 2007. - 24 с.
4. Кряжев, В. Д. Двигательные возможности человека : методологические аспекты развития, сохранения и восстановления // Теория и практика физической культуры. -2003. - № 1. - С. 58-61.
5. Куприянова, Э.В. Здоровый образ жизни как метод сохранения и укрепления здоровья студентов : автореф. дис. ... канд. социолог. наук / Куприянова Э.В. - Пенза, 2007. - 24 с.
6. Лисицын, Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение / Ю.П. Лисицын. -М. : ГЭОТ АР -Медиа, 2010. - 512 с.
7. Семченко, Л.Н. Социальное благополучие и уровень здоровья студенческой молодежи по данным её самооценки / Л.Н. Семченко, С.А. Батрымбетова // Гуманитарные методы исследования в медицине : состояние и перспективы. - Саратов, 2007. - С. 136-138.
Контактная информация: [email protected] УДК 796.412.2
ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ В ГИМНАСТИЧЕСКИХ ВИДАХ СПОРТА
Екатерина Александровна Пирожкова, аспирант,
Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,
(НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
Статья посвящена интегральным показателям специальной выносливости, методам их оценки и контроля уровня подготовленности спортсменов в гимнастических дисциплинах.
Ключевые слова: художественная гимнастика, эстетическая гимнастика, спортивная аэробика, специальная выносливость, работоспособность.
INTEGRATED INDICATOR OF SPECIAL ENDURANCE IN GYMNASTIC SPORTS
Ekaterina Aleksandrovna Pirozhkova, the post-graduate student,
The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport andHealth,St.-Petersburg
Annotation
Article is devoted to the integrated indicators of special endurance, methods of their estimation and control of level of readiness of athletes in gymnastic disciplines.
Keywords: rhythmic gymnastics, aesthetic gymnastics, sports aerobics, special endurance, working capacity.
Каждый вид спорта имеет свою специфическую структуру отдельных компонентов выносливости, обеспечивающую проявление необходимой работоспособности в соревновательной и тренировочной деятельности.
Интерпретация понятия специальной выносливости должна быть основана на признании необходимости учета качественной стороны специфической работы спортсмена в течение ограниченного времени.
По результатам опроса тренеров эстетической и художественной гимнастике установлено, что все специалисты (100% респондентов) признают ведущее значение выносливости для качественной подготовки и выступлений гимнасток и считают целесообразным различать силовую, скоростную, скоростно-силовую и координационную выносливость. Кроме того, очевидно, что виды специальной выносливости целесообразно классифицировать, не только с учетом задействованных физических способностей, но и вариантов технико-структурных групп движений, в которых эти способности имеют ту или иную степень проявления.
Интегральным показателем специальной выносливости в таких гимнастических дисциплинах, как художественная и эстетическая гимнастика, спортивная аэробика, является композиционная выносливость, зависящая как от развития специфических видов специальной выносливости, так и от общей выносливости [1,2]. В результате исследований была разработана комплексная классификация видов специальной выносливости (рис. 1).
Рис. 1. Классификация видов специальной выносливости в гимнастических дисциплинах
Композиционная выносливость в гимнастических дисциплинах включает прыжковые, равновесные, вращательные и акробатические группы движений, выполнение которых возможно при оптимально-сбалансированном развитии силовых, скоростных, скоростно-силовых и координационных способностей.
Для освоения современных соревновательных программ в гимнастических дисциплинах каждой спортсменкой должен быть достигнут необходимый и достаточный уровень специальной выносливости. В системе многолетней подготовки необходимо регулярно осуществлять контроль над уровнем развития данного качества.
Для изучения вопросов, связанных с использованием методов контроля выносливости был проведен опрос, в котором приняли участие тренеры и спортсменки сборной команды Санкт-Петербурга и России по художественной гимнастике. (Рис. 2).
Рис. 2. Использование тренерами методов оценки выносливости
(1 - педагогические, 2 - психологические, 3 - медико-биологические)
Как видно из приведенной диаграммы использование педагогических методов оценки выносливости равнозначно. При этом, методики психологического и медикобиологического контроля, требующие присутствия в команде квалифицированного психолога и дорогостоящих лабораторных исследований получили большее распространение в работе тренеров сборной команды России. Так, например, всеми тренерами сборной командой России (100%) используются психологические методики. В сборной команде Санкт - Петербурга только 33% специалиста применяют их в своей работе. Медико-биологические методы контроля используют только тренеры сборной команды России по художественной гимнастике - 60%.
Нами изучены мнения специалистов относительно способов оценки специальной выносливости (Таблица 1).
Таблица 1
Способы оценки специальной выносливости в групповых видах гимнастики
(мнение респондентов)
Способы оценки специальной выносливости п %
1 По соотношению ошибок в разных частях композиции 28 50
2 По заметному снижению амплитуды и скорости выполнения элементов 13 23,2
3 По способности сохранять психологическую устойчивость при монотонной работе и высокую концентрацию внимания на протяжении соревновательной компо -зиции 7 12,5
4 Одышка после выполнения соревновательных композиций 8 14,3
2 3 4 І І 1 Рч Рч Рч <0,01
<0,01
<0,01
Из таблицы 1 следует, что 50% респондентов считают основным показателем развития специальной выносливости соотношение ошибок в разных частях композиции.
23,2% опрошенных отмечают, что наличие или отсутствие ошибок - это степень сформированности навыков гимнастки, концентрации ее внимания и проявления волевых качеств, а показателем выносливости является заметное снижение амплитуды и скорости выполнения элементов к концу композиции. Мнение 12,5% специалистов позволяет судить о том, что специальная выносливость определяется способностью длительное время сохранять психологическую устойчивость при монотонной работе и высокую концентрацию внимания на протяжении соревновательной композиции (от 1 минуты 30 секунд до 2 минут 30 секунд). Ряд специалистов (14,3%) судят о развитии специальной выносливости по одышке после выполнения соревновательных композиций. В основном это представители спортивной аэробики. Таким образом, большинство респондентов считают, что специальная выносливость в гимнастических видах спорта определяется высокой работоспособностью при выполнении специальных тренировочных заданий и соревновательных композиций длительное время с наименьшим количеством технических ошибок.
Результаты пилотажных исследований позволили выделить показатели специальной выносливости в гимнастических видах спорта и объединить их в единую схему (рис. 3). ' '
Показатели специальной выносливости
ОБЪЕКТИВНЫЕ
і 1
П с дагогяч с скис Физиологические Медикв-биологические
СУБЪЕКТИВНЫЕ
- Контрольные испытания (тестир об ания)
- Количество ошибок
- Показатели сердечнососудистой системы (ЧСС, АД, МПЕСидр)
- Пэказатели дыхательной системы (ЧД, ЖЕ-Л, МОД, одышка и £р)
- Показатели крови
- Показатели состояния кожи (покраснение, температура)
П с дагоптч с скис Психо- физиологические
1 т
-Чистота - Концентрация
- Амплитуда внимания
- Скорость - Психологическая
элементов в устойчивость к
соревновательн монотонной рабэте
он композиции
Рис. 3. Показатели специальной выносливости в гимнастических дисциплинах
Подводя итог данной части исследования необходимо заключить, что многолетняя подготовка высококвалифицированных гимнастов должна осуществляться с учетом развития интегрального показателя специальной выносливости индивидуально для каждого спортсмена.
ЛИТЕРАТУРА
1. Винер, И. А. Медико-биологическое сопровождение в системе интегральной подготовки гимнасток высокого класса / И.А. Винер, Р.Н. Терехина, Н.К. Першина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 12 (58). - С. 23-26.
2. Винер, И. А. Система, определяющая соотношение сил в художественной гимнастике на мировом уровне / И.А. Винер, Р.Н. Терёхина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 4 (62). - С. 15-18.
Контактная информация: [email protected]