Научная статья на тему 'ИНТЕГРАЛЬНЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СТУДЕНТОВ КАК УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ УСПЕШНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ИНТЕГРАЛЬНЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СТУДЕНТОВ КАК УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ УСПЕШНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
60
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СТУДЕНТОВ / МОТИВАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЯ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ К НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ / ГОТОВНОСТЬ К РИСКУ / ЛОКУС КОНТРОЛЯ / ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ СПОСОБНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Макарова Елена Васильевна

Статья посвящена актуальной проблеме развития личностных характеристик профессиональной успешности у выпускников аграрного вуза. Автором выполнен анализ теоретических исследований по выявлению личностных характеристик, способствующих успешности профессиональной деятельности. В исследовании приняли участие 300 студентов-выпускников отраслевого (аграрного) вуза. Выявлено, что у выпускников аграрного вуза средний уровень сформированное™ личностных характеристик успешности профессиональной деятельности (мотивация достижения, толерантность к неопределенности, готовность к риску, локус контроля, прогностическая способность). Студенты-выпускники одного аграрного вуза, обучающиеся на разных направлениях подготовки, отличаются по степени выраженности личностных характеристик успешности профессиональной деятельности. Анализ эмпирических данных (с применением U-критерия Манна-Уитни) обнаружил статистически значимые различия между студентами-выпуск-никами инженерного факультета и факультета ветеринарной медицины по всем выделенным для исследования личностным характеристикам. Полученные результаты исследования подтвердили необходимость целенаправленного развития личностных характеристик успешности профессиональной деятельности у студентов посредством активного внедрения в образовательный процесс вузов инновационных образовательных технологий с опорой на личностно-развивающие методы, включения соответствующих дисциплин в учебные планы, формирование развивающей образовательной среды вуза, продолжения исследований в области развития значимых компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF INTEGRAL PERSONAL CHARACTERISTICS OF STUDENTS AS UNIVERSAL PREREQUISITES FOR THE SUCCESS OF PROFESSIONAL ACTIVITY

The article is devoted to the topical problem of development of personal characteristics of professional success in graduates of agrarian universities. The author has analyzed theoretical research to identify personal characteristics that contribute to the success of professional activity. The study involved 300 graduate students of a branch (agrarian) higher education institution. It was revealed that graduates of agrarian higher education institution have an average level of formation of personal characteristics of professional activity success, namely: achievement motivation, tolerance to uncertainty, readiness for risk, locus of control, predictive ability. Graduates of one agrarian university, studying in different areas of training, differ in the degree of expression of personal characteristics of professional activity success. The analysis of empirical data (using Mann-Whitney U-test) revealed statistically significant differences between the graduate students of the Faculty of Engineering and the Faculty of Veterinary Medicine for all the personality characteristics highlighted for the study. The results of the study confirmed the need for targeted development of personal characteristics of professional activity success among students through active implementation of innovative educational technologies in the educational process of universities based on personality development methods, inclusion of relevant disciplines into the curriculum, formation of developmental educational environment of universities, continuation of research in the field of development of significant competencies.

Текст научной работы на тему «ИНТЕГРАЛЬНЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СТУДЕНТОВ КАК УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ УСПЕШНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

DOI: 10.31862/2500-297X-2023-1-204-220 УДК: 159.9

Е.В. Макарова

Ульяновский государственный аграрный университет

имени П.А. Столыпина,

432017 г. Ульяновск, Российская Федерация

Интегральные личностные характеристики студентов как универсальные предпосылки успешности профессиональной деятельности

Статья посвящена актуальной проблеме развития личностных характеристик профессиональной успешности у выпускников аграрного вуза. Автором выполнен анализ теоретических исследований по выявлению личностных характеристик, способствующих успешности профессиональной деятельности. В исследовании приняли участие 300 студентов-выпускников отраслевого (аграрного) вуза. Выявлено, что у выпускников аграрного вуза средний уровень сформированности личностных характеристик успешности профессиональной деятельности (мотивация достижения, толерантность к неопределенности, готовность к риску, локус контроля, прогностическая способность). Студенты-выпускники одного аграрного вуза, обучающиеся на разных направлениях подготовки, отличаются по степени выраженности личностных характеристик успешности профессиональной деятельности. Анализ эмпирических данных (с применением U-критерия Манна-Уитни) обнаружил статистически значимые различия между студентами-выпускниками инженерного факультета и факультета ветеринарной медицины к по всем выделенным для исследования личностным характеристикам. g Полученные результаты исследования подтвердили необходимость целе-

ш к

| ^ направленного развития личностных характеристик успешности профес-о ° сиональной деятельности у студентов посредством активного внедрения 2- х

X

ш ¡5

с с © Макарова Е.В., 2023

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 international License O^Q The content is Licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 international License hh^H^^I

в образовательный процесс вузов инновационных образовательных технологий с опорой на личностно-развивающие методы, включения соответствующих дисциплин в учебные планы, формирование развивающей образовательной среды вуза, продолжения исследований в области развития значимых компетенций.

Ключевые слова: личностные характеристики студентов, мотивация достижения, толерантность к неопределенности, готовность к риску, локус контроля, прогностическая способность

ССЫЛКА НА СТАТЬЮ: Макарова Е.В. Интегральные личностные характеристики студентов как универсальные предпосылки успешности профессиональной деятельности // Педагогика и психология образования. 2023. № 1. С. 204-220. DOI: 10.31862/2500-297Х-2023-1-204-220

DOI: 10.31862/2500-297X-2023-1-204-220

E.V. Makarova

Ulyanovsk State Agrarian University named after P.A. Stolypin, Ulyanovsk, 432017, Russian Federation

Study of integral personal characteristics of students as universal prerequisites for the success of professional activity

The article is devoted to the topical problem of development of personal

characteristics of professional success in graduates of agrarian universities.

The author has analyzed theoretical research to identify personal

characteristics that contribute to the success of professional activity. The study

involved 300 graduate students of a branch (agrarian) higher education

institution. It was revealed that graduates of agrarian higher education |

institution have an average level of formation of personal characteristics o g

of professional activity success, namely: achievement motivation, tolerance E <5

o ^

to uncertainty, readiness for risk, locus of control, predictive ability. Graduates fe g of one agrarian university, studying in different areas of training, differ ^ 5 in the degree of expression of personal characteristics of professional

activity success. The analysis of empirical data (using Mann-Whitney U-test) revealed statistically significant differences between the graduate students of the Faculty of Engineering and the Faculty of Veterinary Medicine for all the personality characteristics highlighted for the study. The results of the study confirmed the need for targeted development of personal characteristics of professional activity success among students through active implementation of innovative educational technologies in the educational process of universities based on personality development methods, inclusion of relevant disciplines into the curriculum, formation of developmental educational environment of universities, continuation of research in the field of development of significant competencies.

Key words: personal characteristics of students, achievement motivation, tolerance for uncertainty, willingness to take risks, locus of control, predictive ability

CITATION: Makarova E.V. Study of integral personal characteristics of students as universal prerequisites for the success of professional activity. Pedagogy and Psychology of Education. 2023. No. 1. Pp. 204-220. (In Rus.). DOI: 10.31862/2500-297X-2023-1-204-220

Введение

Актуальные рыночные и общественные потребности в умениях, навыках и компетенциях работников диктуют требования к повышению уровня человеческого потенциала. Многие исследователи следуют за концепцией ключевых компетенций и необходимостью их развития в течение всей жизни и уделяют особое внимание их формированию у студентов высших учебных заведений [5; 10-12; 17; 24].

Я.И. Кузьминов, П.С. Сорокин, И.Д. Фрумин, изучая парадокс снижения ключевых макроэкономических показателей страны на фоне повышения охвата образованием, выясняют, что наша страна, имея высокий уровень индивидуальной премии (отдачи) от высшего образования, занимает лишь 42-е место по использованию на рабочем месте эффективных трудовых практик и 89-е - по доступности для экономики квалифицированных кадров [7]. В работах О.А. Подольского и Д.С. Попо-! ва исследуются компетенции взрослого населения России в сравнении ш ^ с другими странами [15]. Авторы показывают, что наиболее важными Е о для взрослого населения во всех странах выдвигаются компетенции,

Ii ° связанные с решением задач в технологически насыщенной среде, с вла-^ 5 дением информационно-компьютерными технологиями. О.А. Подольский и В.А. Погожина отмечают, что современные специалисты - это

Р 5

«те, кто научились учиться», эти люди знают, как организованы знания, как найти информацию и как ее использовать [14]. В связи с этим навык «получение и обработка информации», наряду с навыками «решение проблем» и «критическое мышление», занимает важное место в списке компетенций, играющих роль при приеме на работу выпускников [Там же].

Подготовка специалистов, чьи профессиональные и личностные качества имеют спрос на рынке труда - главная задача вузов. Большое количество исследований направлено на изучение способов повышения навыков критического мышления, креативности, работе в команде [1; 2; 4; 21; 22]. Однако остаются недостаточно изученными личностные характеристики, относящиеся к мотивационному и операциональному компонентам успешной профессиональной деятельности.

Мотивационную основу успешной профессиональной деятельности составляют личностные характеристики, которые побуждают человека заниматься этой деятельностью, определяют его отношение к профессиональным ситуациям, регулируют его профессиональное поведение и лежат в основе профессиональных решений. К таковым относятся высокий уровень мотивации достижения, толерантность личности к ситуациям неопределенности, готовность к оправданному риску. Операциональный компонент успешной профессиональной деятельности представлен личностными характеристиками (интернальный локус контроля и прогностические способности), обеспечивающими ее эффективное исполнение. Также нет четкого понимания роли этих личностных характеристик в профессиональном становлении студентов разных направлений подготовки отраслевого (аграрного) вуза.

Цель настоящего исследования заключается в изучении степени выраженности личностных характеристик профессиональной успешности у выпускников разных направлений подготовки аграрного вуза.

Задачи исследования:

1) на основе теоретического анализа научных источников выявить личностные характеристики, которые являются детерминантами успешности профессиональной деятельности;

2) проверить наличие (или отсутствие) статистически значимых различий по степени выраженности личностных характеристик профессиональной успешности у студентов-выпускников инженерного факультета |

и факультета ветеринарной медицины аграрного вуза; ш к

3) установить возможные причины наличия (или отсутствия) разли- Е о чий по степени выраженности личностных характеристик профессио- ^ ^ нальной успешности у студентов-выпускников инженерного факультета ^ 5 и факультета ветеринарной медицины аграрного вуза.

Гипотезой исследования выступило предположение о том, что студенты-выпускники отраслевого (аграрного) вуза различных направлений подготовки могут отличаться по степени выраженности личностных характеристик успешности профессиональной деятельности.

Новизна результатов исследования состоит в том, что подтверждено влияние исследуемых личностных характеристик на успешность профессиональной деятельности на новом эмпирическом материале (выборка студентов-выпускников инженерного факультета и факультета ветеринарной медицины аграрного вуза), проведен сопоставительный анализ степени выраженности личностных качеств студентов-выпускников аграрного вуза, обучающихся на разных направлениях подготовки, обозначены причины установленных различий разных направлений подготовки.

Теоретический анализ личностных характеристик студентов как детерминантов успешности профессиональной деятельности

Данный теоретический анализ посвящен обоснованию личностных характеристик, которые могли бы служить детерминантами успешности профессиональной деятельности выпускников вузов.

Понимание профессиональной успешности становится более полным, если обратиться к концепции жизненного пути личности С.Л. Рубинштейна [19, с. 255-285]. Анализируя человека как субъекта жизни, С.Л. Рубинштейн выделил два основных способа существования и, соответственно, два типа отношений человека к жизни. Первый способ - жизнь идет как бы сама по себе, как жизнь-автомат. Второй способ, когда человек берет под контроль свою жизнедеятельность в целом, проектируя и конструируя свою жизненную траекторию. В первом случае человек полагается на случай, везение, изменение обстоятельств и активность других людей, а во втором - на собственную преодолевающую активность. Именно второй способ существования избирают специалисты, достигшие профессиональной успешности.

Л.И. Митина отмечает, что о профессиональном развитии можно говорить лишь в том случае, когда человек осознает свою ответственность за все, что происходит с ним, и пытается активно способствовать ¡1 или противодействовать внешним обстоятельствам, планировать и ста-ш к вить цели профессиональной деятельности, изменять ради их достиже-Е о ния себя самого [9, с. 4-5].

Ii ° В целом анализ имеющихся к настоящему времени данных позволяет ^ и выделить личностные характеристики, влияющие на успешность про-

фессиональной деятельности.

Мотивация достижения - одна из разновидностей мотивации деятельности, связанная с потребностью человека добиваться успеха. Д. Мак-клелланд указывал на роль мотивации достижения как предпосылки профессионального успеха, связывая высокие показатели мотивации достижения с такими особенностями, как способность принять на себя ответственность за решение проблем, ставить цели и достигать их своими собственными силами [23]. Специалистов с высокой мотивацией достижения характеризует выраженная ориентация на достижение успеха, настойчивость в достижении поставленных целей, стремление к поиску более эффективных, новых методов решения профессиональных задач, принятие на себя личной ответственности за выполнение деятельности, формирование крупномасштабных целей, долгосрочных прогнозов, предпочтение заданий, охватывающих большой период времени, требующих планирования и прогнозирования.

Другим важным качеством, по мнению исследователей, является толерантность к неопределенности, которая понимается как установка на комфортное восприятие ситуации неполной информации [8]. Специалист, толерантный к неопределенности, способен продуктивно действовать в незнакомой обстановке и при недостатке информации, брать на себя ответственность за результат деятельности, принимать взвешенные решения без боязни неудачи. Студенты-выпускники с высоким уровнем толерантности к неопределенности способны контролировать собственную жизнь, более склонны воспринимать себя субъектом деятельности.

Также выделяется готовность к риску, которая определяется как умение, способность специалиста принимать адекватные решения в условиях неопределенности. В исследованиях Т.В. Корниловой риск решения рассматривается с позиции субъектной характеристики неопределенности, являющейся оценкой потенциала возможностей человека [6]. Готовность к риску рассматривается как готовность принимать решения и действовать в условиях субъективной неопределенности, готовность к самоконтролю действий при неполноте или недоступности необходимой информации, а также готовность полагаться на свой потенциал.

Сама по себе мотивационная готовность к профессиональной деятельности не может обеспечить эффективное ее выполнение, но не менее | очевидно и то, что без такой готовности невозможны развитие и эффек- ш к

тивная реализация на практике операциональной составляющей этой Е о

Р ^

деятельности. го ^

Локус контроля - это личностная характеристика, отражающая ^ 5 склонность человека приписывать причины событий внешним или

внутренним факторам [13, с. 88]. Она проявляется в том, насколько человек готов принять на себя ответственность за собственные результаты, достижения и неудачи. Студентов-выпускников с интернальным локусом контроля характеризует способность анализировать деятельность, выявлять причины и следствия своих действий в прошлом, настоящем и будущем, планировать свою деятельность и прогнозировать все возможные ее последствия. Они уверены, что могут влиять на свою жизнь, что их результаты являются результатами их собственных решений и действий. Поэтому они стремятся к контролю над собственной жизнью и чувствуют себя хозяевами своей судьбы. Студенты-выпускники с экстернальным локусом контроля полагают, что все их результаты и жизненные события являются результатом случая или удачи. Их характеризует неспособность контролировать жизненные обстоятельства. Они в меньшей степени задумываются над происходящим, над причинами своих действий, над их последствиями, не всегда планируют свою деятельность и ограничиваются рассмотрением меньшего количеством вариантов при принятии решения.

Прогностическая способность представлена совокупностью характеристик (аналитичность, гибкость, перспективность, доказательность) познавательных процессов субъекта, определяющих эффективность профессиональной деятельности [18]. М.Г. Потапова выделяет в прогностических способностях когнитивный, поведенческий и эмоциональный аспекты [16]. Эмоциональная сторона прогностических способностей представлена, с одной стороны, эмоциональными процессами, с другой - результатом деятельности субъекта, включающегося в оценку этой деятельности и участвующего, таким образом, в осуществлении обратной связи и возможной корректировке деятельности. Когнитивная сторона прогностических способностей представлена знаниями, необходимыми для получения прогноза. Развитие прогностической способности позволит специалисту эффективно решить следующие задачи: выбор наиболее оптимального решения в конкретных условиях; анализ последствий задуманных проектов и действий, подготовка к их реализации; корректировка целей, задач, планов действий на этапе разработки проектов и в процессе их реализации; оценка ресурсов и возможностей.

Эмпирическое исследование личностных детерминант * успешности профессиональной деятельности

a g Эмпирическую базу исследования составляли выпускники 2022 г. | о Ульяновского государственного аграрного университета имени Ii g П.А. Столыпина. Объем выборки составил 300 человек: 150 студен-^ 5 тов инженерного факультета и 150 студентов факультета ветеринарной медицины (табл. 1).

Таблица 1

Характеристика выборки студентов-выпускников, участвующих в исследовании

Студенты-выпускники инженерного факультета Студенты-выпускники факультета ветеринарной медицины

Общее количество, чел. 150 150

Направление подготовки / специальность Направление подготовки: 35.06.03 Агроинженерия Специальность: 36.05.01 Ветеринария

Девушки, % 5 64

Юноши, % 95 36

Студенты, окончившие вуз с отличием, % 17,1 17,4

Участие в опросе было добровольным. В марте 2022 г. студенты получили на студенческую электронную почту приглашение участвовать в опросе. Отклик составил 92%.

В процессе исследования были использованы диагностические методики, прошедшие все этапы валидизации и стандартизации.

1. Методика на определение уровня мотивации достижения. Модификация теста-опросника А. Мехрабиана для измерения мотивации достижения (ТМД) предложена М.Ш. Магомед-Эминовым [20, с. 98-102].

2. Методика на определение уровня толерантности к ситуациям неопределенности является русскоязычной адаптацией Е.Г. Луковицкой [8] методики Д. Маклейна MSTAT-I.

3. Оценка выраженности готовности к риску производилась с помощью опросника «Личностные факторы принятия решений» (шкала «Готовность к риску»), предложенный Т.В. Корниловой [6].

4. Методика исследования уровня субъективного контроля (УСК), созданная Е.Ф. Бажиным, Е.А. Голынкиной и А.М. Эткиндом [3, с. 295-297], разработана на основе шкалы локуса контроля Дж. Роттера.

5. Методика «Способность к прогнозированию» Л.А. Регуш, направленная на измерение когнитивной составляющей прогностических спо- | собностей [18, с. 295-397]. ш *

Для статистической обработки и анализа полученных данных приме- Е о

Р ^

нялись следующие методы: дескриптивная статистика, метод сравнения ^ ^ независимых переменных и-критерий Манна-Уитни с использованием Д 5 программного пакета Statistica.

Оценка статистически значимых различий по степени выраженности личностных характеристик профессиональной успешности

Студенты-выпускники одного аграрного вуза, обучающиеся на разных направлениях подготовки, отличаются по степени выраженности личностных характеристик успешности профессиональной деятельности. Результаты диагностики личностных характеристик успешности профессиональной деятельности по выборке студентов-выпускников инженерного факультета и факультета ветеринарной медицины отражены в табл. 2.

Таблица 2

Особенности выраженности личностных характеристик успешности профессиональной деятельности студентов-выпускников инженерного факультета и факультета ветеринарной медицины

Личностные характеристики Направление подготовки (специальность) Максимальное значение (в баллах) Среднее значение (в баллах)

Мотивация достижения Агроинженерия 210 152,34

Ветеринария 136,25

Толерантность к неопределенности Агроинженерия 154 111,14

Ветеринария 85,68

Готовность к риску Агроинженерия 13 11,17

Ветеринария 8,45

Локус контроля Агроинженерия 44 34,63

Ветеринария 20,23

Прогностическая способность Агроинженерия 16 13,71

Ветеринария 8,29

1- о р ^

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

^ О

2- х

X

ш ¡5

С 1=

Выраженность различных личностных характеристик в выборке студентов-выпускников представлена на рис. 1-5.

Результаты исследования уровней выраженности личностных характеристик свидетельствует о том, что преобладает количество испытуемых со средним уровнем изучаемых личностных характеристик.

Агроинженерия

Ветеринария

| Низкий

□ Средни

I I Высокий

Рис. 1. Уровень выраженности личностной характеристики «Мотивация достижения» у студентов-выпускников разных направлений подготовки

Агроинженерия

Ветеринария

| Низкий

I I Средний ЦЦ Высокий

Рис. 2. Уровень выраженности личностной характеристики

«Толерантность к неопределенности» у студентов-выпускников разных направлений подготовки

В процессе анализа полученных данных было установлено, что только 12% студентов инженерного и 8% студентов факультета ветеринарной медицины характеризуются высоким уровнем мотива достижения успеха (см. рис. 1).

1- о

Р ^

^ о

2- х

X

ш ¡5

С 1=

Агроинженерия

Ветеринария

i_ о

P ^

^ О

2- x

s

ш ¡5

С 1=

TW

| Низкий Н Средний ЦЦ Высокий

Рис. 3. Уровень выраженности личностной характеристики

«Готовность к риску» у студентов-выпускников разных направлений подготовки

Агроинженерия

Ветеринария

Г ^

| Низкий Н Средний ЦЦ Высокий

Рис. 4. Уровень выраженности личностной характеристики «Локус контроля» у студентов-выпускников разных направлений подготовки

У 18% студентов инженерного и 11% студентов факультета ветеринарной медицины лучше развит интернальный (внутренний) локус контроля (см. рис. 4).

Однако на инженерном факультете процент студентов со средним уровнем выраженности личностных характеристик несколько выше, чем на факультете ветеринарной медицины (см. рис. 1-5).

Агроинженерия Ветеринария

| Низкий Н Средний ЦЦ Высокий

Рис. 5. Уровень выраженности личностной характеристики

«Прогностическая способность» у студентов-выпускников разных направлений подготовки

Студенты-выпускники инженерного факультета Студенты-выпускники факультета ветеринарной медицины

О

Мотивация Толерантность Готовность Локус Прогностическая

достижений к неопределенности к риску контроля способность

Рис. 6. Соотношение средних значений личностных характеристик у студентов-выпускников инженерного факультета и факультета ветеринарной медицины

Соотношение средних значений изучаемых личностных характеристик у студентов-выпускников инженерного факультета и факультета ветеринарной медицины отражено на рис. 6.

Анализ эмпирических данных (с применением и-критерия Манна-Уитни) обнаружил статистически значимые различия между студентами-выпускниками инженерного факультета и факультета ветеринарной

и

ф с^

Т X

Е о §§

2- х

X

ш ¡5

С 1=

медицины по всем выделенным для исследования личностным характеристикам: мотивации достижения (и = 3427,7 при р < 0,01), толерантности к неопределенности (и = 3043,1 при р < 0,05), готовности к оправданному риску (и = 3026,3 при р < 0,05), интернальности (и = 2506,9 при р < 0,01), прогностической способности (и = 3298,4 при р < 0,05).

Таким образом, существуют значимые различия по личностным характеристикам, детерминирующими профессиональную успешность, между студентами-выпускниками инженерного факультета и факультета ветеринарной медицины аграрного вуза.

В целом, результаты исследования говорят о том, что у выпускников аграрного вуза средний уровень сформированности интегральных личностных характеристик. А у выпускников инженерного факультета степень сформированности данных характеристик выше, чем у выпускников факультета ветеринарной медицины. В то время как исследования показывают, что сочетание интернального (внутреннего) локуса контроля с высокой мотивацией достижения является детерминантом успешности в профессиональной деятельности специалиста [6]. В связи с этим, можно сделать вывод, что студенты обоих направлений подготовки нуждаются в расширении возможностей по развитию личностных характеристик.

Определение причин различий в степени выраженности личностных характеристик профессиональной успешности

Принимая во внимание полученный результат о различиях в уровне сформированности личностных характеристик выпускников инженерного факультета и факультета ветеринарной медицины, мы обращаемся к характеристикам образовательной среды инженерного факультета, которая, как отмечает ряд исследователей, играет важную роль в развитии студентов [21; 22]. Рассматривая развивающий эффект образовательной среды, заложенной на инженерном факультете, четко выделяется комплекс возможностей для саморазвития всех субъектов образовательного процесса, включающий характер взаимоотношений всех субъектов образовательной деятельности; пространственно-предметное окружение; содержание и методы обучения, обусловленные психологическими целями построения образовательного процесса [22]. кая Развивающая образовательная среда инженерного факультета пред-ш к ставляет совокупность психолого-педагогических условий и воздей-Е о ствий, благоприятных для развития личностных качеств студентов через

§ создание студентам возможностей для развития необходимых качеств ^ 5 и способностей и стимулирование их к использованию этих возможностей. Это область совместной деятельности субъектов образовательного

ол

процесса, где между ними и элементами образовательных систем выстраивались определенные связи и отношения, обеспечивающие развитие личностных детерминант профессиональной успешности. Включение в учебные планы будущих агроинженерных специалистов дисциплин психологического цикла («Психология управления», «Деловые коммуникации», «Этика и психология предпринимательства»), основанных на личностно-развивающих технологиях, может способствовать развитию личностных предпосылок успешности профессиональной деятельности. При подготовке будущих агроинженерных специалистов эффективно внедрялись в образовательный процесс ТРИЗ-технологии, кейс-методы, технологии block chain и дополненной реальности, технологии кооперативного обучения (cooperative learning), методики World Skils. Для студентов выстраиваются индивидуальные образовательные траектории, позволяющие «надстроить» учебный план дополнительными компетенциями. На факультете внедрена комплексная система внешней независимой оценки качества реализуемых программ. Выпускные квалификационные работы студентов были представлены в виде startup-проектов. Актуальная проблематика защищаемых проектов, направленная на совершенствование технологического оборудования, разработку высокоэффективных технических систем, создание универсальных адаптеров для ремонта двигателей современных автомобилей как отечественного, так и зарубежного производства, оценивалась по критериям перспективности реализации, инвестиционной составляющей, патентной проработке разработанных бизнес-моделей. Итогом предлагаемого проекта было создание инновационного продукта на основе новейших запатентованных технологий.

Заключение

Полученные данные подтвердили необходимость целенаправленного развития личностных характеристик успешности профессиональной деятельности у студентов посредством активного внедрения в образовательный процесс аграрных вузов инновационных образовательных технологий с опорой на личностно-развивающие методы, включения соответствующих дисциплин в учебные планы, формирование развивающей образовательной среды вуза, продолжения исследований в области развития значимых компетенций.

Проведенное исследование не исчерпывает всех аспектов проблемы формирования и развития готовности специалистов к успешной про- Е о фессиональной деятельности. Дальнейшие исследования предполагают fe g изучение личностных характеристик студентов в зависимости от ген- ^ 5 дерных различий и академической успеваемости.

Библиографический список / References

1. Ануфриев А.Ф. Формирование диагностического мышления на основе кейс-технологии в дистанционном обучении // Антропоцентрические науки: инновационный взгляд на образование и развитие личности: Материалы XIV Международной научно-практической конференции. Воронеж, 2021. С. 79-82. [Anufriev A.F. Formation of diagnostic thinking based on case technology in distance learning. Antropocentricheskie nauki: innovacionnyj vzglyad na obrazovanie i razvitie lichnosti. Voronezh, 2021. Pp. 79-82. (In Rus.)]

2. Вербицкий А.А., Кофейникова Ю.Л. Проблема формирования метаког-ниций студента в контекстном образовании // Педагогика и психология образования. 2017. № 4. С. 118-130. [Verbitskiy A.A., Kofeynikova Yu.L. The problem of the formation of meta-cognitions of students in context education. Pedagogy and Psychology of Education. 2017. No. 4. Рр. 118-130. (In Rus.)]

3. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. СПб., 2003. С. 413-417. [Eliseev O.P. Praktikum po psihologii lichnosti [Workshop on personality psychology]. St. Petersburg, 2003.]

4. Кондратьев В.В., Казакова У.А. Онтология формирования представления об инженере инновационного типа // Инженерное образование. 2022. № 31. С. 58-66. DOI: 10.54835/18102883-2022-31-6 [Kondratyev V.V., Kazakova U.A. Ontology of forming the image of innovative engineer. Engineering Education. 2022. No. 31. Pp. 58-66. (In Rus.). DOI: 10.54835/18102883-2022-31-6]

5. Корешникова Ю.Н., Фрумин И.Д., Пащенко Т.В. Организационные и педагогические условия формирования навыка критического мышления у студентов российских вузов // Университетское управление: практика и анализ. 2021. Т. 25. № 1. С. 5-17. DOI: 10.15826/umpa.2021.01.001 [Koreshnikova Yu.N., Froumin I.D., Pashchenko T.V. Organizational and pedagogical conditions for the development of critical thinking skills among Russian university students. Journal University Management: Practice and Analysis. 2021. No. 1. Pp. 5-17. (In Rus.). DOI: 10.15826/umpa.2021.01.001]

6. Корнилова Т.В. Психология риска и принятия решений. М., 2003. [Kornilova T.V. Psihologiya riska i prinyatiya reshenij [The psychology of risk and decision-making]. Moscow, 2003.]

7. Кузьминов Я.И., Сорокин П.С., Фрумин И.Д. Общие и специальные навыки как компоненты человеческого капитала: новые вызовы для теории и практики образования // Форсайт. 2019. № 13 (2). С. 19-41. DOI: 10.17323/2500-2597.2019.2.19.41 [Kuzminov Ya.I., Sorokin P.S., Froumin I.D. Generic and specific skills as components of human capital: new challenges for education theory and practice. Foresight. 2019. No. 13 (2). Pp. 19-41. (In Rus.). DOI: 10.17323/2500-2597.2019.2.19.41]

8. Луковицкая Е.Г. Социально-психологическое значение толерантности к неопределенности: Дис. ... канд. психол. наук. СПб., 1998.

¡¿ к [Lukovickaya E.G. Socialno-psihologicheskoe znachenie tolerantnosti

k neopredelennosti [The socio-psychological meaning of tolerance for

i uncertainty]. PhD dis. St. Petersburg, 1998.]

x

9. Митина Л.М. Профессиональная эволюция и карьерный рост современного человека: системный личностно-развивающий подход // Личностно-профессиональное и карьерное развитие: актуальные исследования

и форсайт-проекты: Материалы XIV Международной научно-практической конференции. М., 2018. С. 3-6. [Mitina L.M. Professional evolution and career development of the modern man: A systemic personality-developmental approach. Lichnostno-professionalnoe i karernoe razvitie: aktualnye issledovaniya i forsajt-proekty. Moscow, 2018. Pp. 3-6. (In Rus.)]

10. Муравьева А.А., Олейникова О.Н. Цифровизация высшего образования: возможные пути развития // Философия образования. 2021. Т. 21. № 4. С. 5-18. DOI: 10.15372/PHE20210401 [Muravyova A.A., Oleynikova O.N. Digitalization in higher education: Possible ways of development. Philosophy of Education. 2021. No. 4. Pp. 5-18. (In Rus.). DOI: 10.15372/PHE20210401]

11. Олейникова О.Н. Современное профессиональное образование и обучение: глобальный контекст и тренды // VIII Махмутовские чтения. Интеграция региональной системы профессионального образования в европейское пространство: Материалы Международной научно-практической конференции. Казань, 2021. С. 34-39. [Oleynikova O.N. Modern vocational education and training: Global context and trends. VIII Mahmutovskie chteniya. Integraciya regionalnoj sistemy professionalnogo obrazovaniya v evropejskoe prostranstvo. Kazan, 2021. Pp. 34-39. (In Rus.)]

12. Осипова С.И., Гафурова Н.В., Рудницкий Э.А. Формирование soft skills в условиях социально общественных практик студентов при реализации образовательной программы в идеологии Международной инициативы CDIO // Перспективы науки и образования. 2019. № 4 (40). С. 91-101. DOI: 10.32744/pse.2019.4.8 [Osipova S.I., Gafurova N.V., Rudnitsky E.A. Formation of soft skills in the conditions of social and public practices of students in the implementation of the educational program in the ideology of the CDIO international initiative. Perspectives of Science and Education. 2019. No. 4. Pp. 91-101. (In Rus.). DOI: 10.32744/pse.2019.4.8]

13. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. М., 2004. [Platonov K.K. Kratkij slovar sistemy psihologicheskih ponyatij [Brief glossary of psychological concepts]. Moscow, 2004.]

14. Подольский О.А., Погожина В.А. Соответствуя ожиданиям завтрашнего дня: в поисках содержания ключевых компетенций и способов их оценки // Вестник Московского университета. Сер. 20: Педагогическое образование. 2016. № 2. С. 10-27. DOI: 10.51314/2073-2635-2016-2-10-27 [Podolskiy O.A., Pogozhina V.A. Corresponding expectations of tomorrow: Searching for the content of key competences and their evaluation. Vestnik Moskovskogo universiteta. Serija 20. Pedagogicheskoe obrazovanie. 2016. No. 2. Pp. 10-27. (In Rus.). DOI: 10.51314/2073-2635-2016-2-10-27]

15. Подольский О.А., Попов Д.С. Первое исследование компетенций взрослых в России // Вопросы образования. 2014. № 2. С. 82-108. DOI: 10.17323/1814-9545-2014-2-82-108 [Podolskiy O.A., Popov D.S. The first assessment of adult competencies in Russia. Educational Studies. 2014. No. 2. Pp. 82-108. (In Rus.). DOI: 10.17323/1814-9545-2014-2-82-108]

16. Потапова М.Г. Развитие прогностических способностей как условие ™ профессионального самоопределения личности в юношеском возрасте: ф ^ Дис. ... канд. психол. наук. Ставрополь, 2006. [Potapova M.G. Razvitie i ^ prognosticheskih sposobnostej kak uslovie professionalnogo samoopredeleniya о g lichnosti v yunosheskom vozraste [The development of anticipatory abilities g as a condition for the professional self-determination of the individual ^ ¡^ in adolescence]. PhD dis. Stavropol, 2006.]

17. Прохорова М.П., Лебедева Т.Е., Виноградова С.А. Навыки будущего: значимость и условия развития в российских компаниях // Московский экономический журнал. 2020. № 2. С. 524-534. DOI: 10.24411/2413-046Х-2020-10104 [Prokhorova M.P., Lebedeva T.E., Vinogradova S.A. Skills of the future: significance and conditions in Russian companies. Moscow Economic Journal. 2020. No. 2. Pp. 524-534. (In Rus.). DOI: 10.24411/2413-046Х-2020-10104]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Регуш Л.А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего. СПб., 2003. [Regush L.A. Psihologiya prognozirovaniya: uspekhi v poznanii budushchego [The psychology of anticipation: Advances in knowing the future]. St. Petersburg, 2003.]

19. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб., 2003. [Rubinshtejn S.L. Bytie i soznanie. Chelovek i mir [Being and consciousness. Man and the world]. St. Petersburg, 2003.]

20. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., 2002. [Fetiskin N.P., Kozlov V.V., Manujlov G.M. Socialno-psihologicheskaya diagnostika razvitiya lichnosti i malyh grupp [Socio-psychological diagnosis of personal and small group development]. Moscow, 2002.]

21. Щеглова И.А., Корешникова Ю.Н., Паршина О.А. Роль студенческой вовлеченности в развитии критического мышления // Вопросы образования. 2019. № 1. С. 264-289. DOI: 10.17323/1814-9545-2019-1-264-289 [Shcheglova I.A., Koreshnikova Yu.N., Parshina O.A. The role of engagement in the development of critical thinking in undergraduates. Educational Studies. 2019. No. 1. Pp. 264-289. (In Rus.). DOI: 10.17323/1814-9545-2019-1-264-289]

22. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М., 2001. [Yasvin V.A. Obrazovatelnaya sreda: ot modelirovaniya k proektirovaniyu [Learning environments: From modelling to design]. Moscow, 2001.]

23. McClelland D.C., Bumham D.H. Power is the great motivator. Harvard Business Review. 1976. No. 3-4. Pр. 100-110.

24. Shcheglova I.A. Can student engagement in extracurricular activities facilitate the development of their soft skills? Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes. 2019. No. 6. Pp. 111-121.

Статья поступила в редакцию 20.09.2022, принята к публикации 17.11.2022 The article was received on 20.09.2022, accepted for publication 17.11.2022

Сведения об авторе / About the author

Макарова Елена Васильевна - кандидат педагогических наук, доцент; заведующая кафедрой физического воспитания инженерного факультета, Ульяновский государственный аграрный университет имени П.А. Столыпина,

ск

g Elena V. Makarova - PhD in Pedagogy; Head at the Department of Physical

^ § Education of the Faculty of Engineering, Ulyanovsk State Agrarian University named

| ° after P.A. Stolypin о

§ * E-mail: vasilevna73@mail.ru ш D

С 1= 220

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.