Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ КАК ПРЕДИКТОР ИХ ПРЕАДАПТАЦИИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ БУДУЩЕМУ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ КАК ПРЕДИКТОР ИХ ПРЕАДАПТАЦИИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ БУДУЩЕМУ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
372
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / ПРЕАДАПТАЦИЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ БУДУЩЕМУ / «МЯГКИЕ НАВЫКИ» / Я-КОНЦЕПЦИЯ / САМООТНОШЕНИЕ / ЛОКУС КОНТРОЛЯ Я

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Степанова Любовь Николаевна

В статье рассматриваются особенности личностного развития студентов высшего учебного заведения как адаптационный ресурс профессиональной реализации в будущем. Цель: изучение особенностей развития Я-концепции выпускников вуза, выступающих в качестве психологических предикторов преадаптации к профессиональному будущему. Материалы и методы. В исследование приняло участие 120 студентов вуза в возрасте от 21 до 23 лет: 60 студентов выпускного курса факультета психологии и 60 студентов выпускного курса факультета информатики и информатики Куйбышевского филиала Новосибирского государственного педагогического университета». В процессе исследования применялись следующие методики: «Методика исследования самоотношения С.Р. Пантелеева» (МИС); тест «Смысложизненные ориентации» (методика СЖО) Д.А. Леонтьева; «Методика изучения мотивации профессиональной деятельности» К. Замфир в модификации А. Реана; «Методика самооценки «профессиональной подготовленности к педагогической деятельности». Для обработки эмпирических данных использовались методы описательной статистики, в качестве метода математической статистики применялись метод ранговой корреляции Спирмена, t-критерий Стьюдента для независимых выборок. Результаты. Установлено, что в качестве психологических предикторов готовности к выполнению профессионально-педагогической деятельности выступают такие показатели Я-концепции студентов, как самоуверенность, саморуководство, принятие себя, осмысленность и целенаправленность жизни, внутренняя локализация контроля, в то время как внутренняя конфликтность и самообвинение снижают эффективность обозначенного процесса. При этом психологический профиль личностного развития студентов вуза с одной стороны характеризуется потребностью в совершенствовании и развитии собственной личности, а с другой - представляет собой набор качеств (неуверенность, самообвинение, удовлетворенность процессом и неудовлетворенность результатом жизни и т. д.), которые вступают в противоречие друг с другом, а, следовательно, нуждаются в коррекции. Заключение. В современном постиндустриальном, информационном обществе личностные особенности выполняют функцию квалификационной характеристики профессионала и нуждаются в целенаправленном развитии в процессе профессиональной подготовки. Практическая реализация обозначенной проблемы возможна с внедрением программы дополнительного образования «Психологическая готовность к профессиональной деятельности», включающей в себя разделы, направленные на анализ современного мира профессий, требований к профессионалу будущего с учетом трендов цифровой экономики, и, конечно, практические занятия по развитию soft skills студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Степанова Любовь Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF STUDENTS' PERSONALITY DEVELOPMENT AS A PREDICTOR OF THEIR PREADAPTATION TO THE PROFESSIONAL FUTURE

The article deals with the features of personal development of students of higher educational institutions as an adaptive resource of professional realization in the future. Objective: to study the specifics of the development of personal characteristics of university graduate students as the basis of their psychological readiness and predictor of preadaptation to a professional future. Materials and methods. The study involved 120 university students aged 21 to 24 years, who were divided into two samples of subjects. the experimental group consisted of 60 graduate students of the faculty of psychology and philology of the Kuibyshev branch of the Novosibirsk State Pedagogical University and a control group of 60 graduate students of the faculty of informatics and computer engineering of the novosibirsk state technical university. During the study used the following methods: “research Technique of self S.R. Panteleeva” (MIS); Test “Semantically-life orientation” (procedure DLC) D.A. Leontiev; “Methods of studying of motivation of professional activity” C. Zamfir in modification by A. Rean. Methods of descriptive statistics were used to process empirical data, and the Student's t-test for independent samples was used as a method of mathematical statistics. Results. Peculiarities of the personal development of graduates of pedagogical universities, which are characterized by conflicting self; a tendency to self-blame; disbelief in the ability to control the events of his own life (scale of “Locus of control - I”); dissatisfaction with the outcome of past part of life; the predominance of external motivation of educational and professional activities in combination with the need for development and improvement of one's own personality. The personal profile of students of a technical university is more balanced, but it is also characterized by inconsistency and the predominance of external motivation for educational and professional activities. Conclusion. In the modern post-industrial, information society, personal characteristics serve as a qualification characteristic of a professional and require purposeful development at all stages of professional training. in this connection, it is necessary to restructure the methodology of professional education of higher education, aimed at the personal development of the student.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ КАК ПРЕДИКТОР ИХ ПРЕАДАПТАЦИИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ БУДУЩЕМУ»

УДК 159.923

DOI: 10.14529/jpps210206

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ КАК ПРЕДИКТОР ИХ ПРЕАДАПТАЦИИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ БУДУЩЕМУ

Л.Н. Степанова

Куйбышевский филиал ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», г. Куйбышев, Россия

Аннотация. В статье рассматриваются особенности личностного развития студентов высшего учебного заведения как адаптационный ресурс профессиональной реализации в будущем. Цель: изучение особенностей развития Я-концепции выпускников вуза, выступающих в качестве психологических предикторов преадаптации к профессиональному будущему. Материалы и методы. В исследование приняло участие 120 студентов вуза в возрасте от 21 до 23 лет: 60 студентов выпускного курса факультета психологии и 60 студентов выпускного курса факультета информатики и информатики Куйбышевского филиала Новосибирского государственного педагогического университета». В процессе исследования применялись следующие методики: «Методика исследования самоотношения С.Р. Пантелеева» (МИС); тест «Смысложизненные ориентации» (методика СЖО) Д.А. Леонтьева; «Методика изучения мотивации профессиональной деятельности» К. Замфир в модификации А. Реана; «Методика самооценки «профессиональной подготовленности к педагогической деятельности». Для обработки эмпирических данных использовались методы описательной статистики, в качестве метода математической статистики применялись метод ранговой корреляции Спирмена, t-критерий Стьюдента для независимых выборок. Результаты. Установлено, что в качестве психологических предикторов готовности к выполнению профессионально-педагогической деятельности выступают такие показатели Я-концепции студентов, как самоуверенность, саморуководство, принятие себя, осмысленность и целенаправленность жизни, внутренняя локализация контроля, в то время как внутренняя конфликтность и самообвинение снижают эффективность обозначенного процесса. При этом психологический профиль личностного развития студентов вуза с одной стороны характеризуется потребностью в совершенствовании и развитии собственной личности, а с другой - представляет собой набор качеств (неуверенность, самообвинение, удовлетворенность процессом и неудовлетворенность результатом жизни и т. д.), которые вступают в противоречие друг с другом, а, следовательно, нуждаются в коррекции. Заключение. В современном постиндустриальном, информационном обществе личностные особенности выполняют функцию квалификационной характеристики профессионала и нуждаются в целенаправленном развитии в процессе профессиональной подготовки. Практическая реализация обозначенной проблемы возможна с внедрением программы дополнительного образования «Психологическая готовность к профессиональной деятельности», включающей в себя разделы, направленные на анализ современного мира профессий, требований к профессионалу будущего с учетом трендов цифровой экономики, и, конечно, практические занятия по развитию soft skills студентов.

Ключевые слова: личностные особенности, преадаптация к профессиональному будущему, «мягкие навыки», Я-концепция, самоотношение, локус контроля Я.

Введение

Социальные и технологические трансформации, происходящие в современном обществе, приводят к существенным преобразованиям мира профессионального труда, в результате чего особую актуальность и практическую значимость приобретает изучение психологических аспектов трудоустройства и реализации профессионального потенциала

молодых людей [1-3]. Выпускники высших и средних учебных заведений, завершая обучение и выходя на рынок труда, неизбежно сталкиваются с различными сложностями. Одним из основных препятствий выступает противоречие между социальным запросом общества в определенных качествах личности выпускников вузов и недостаточной степенью развития данных качеств в процессе их про-

фессиональной подготовки1. Подобная ситуация приводит к асимметрии, несовпадению желаемого и реального профессионального будущего, что порождает психическую напряженность, неуверенность в себе и в своем профессиональном будущем [4]. Массовый характер приобретает трудовая деятельность студентов, которая не связанна с осваиваемой специальностью, зачастую эта проблема решается в пользу кардинальной смены профессиональной деятельности, после чего молодому специалисту необходимо с нуля изучать и осваивать новую для него профессию [5].

Важность развития личностных качеств и универсальных «мягких» навыков в процессе выполнения профессиональной деятельности подчеркивается в работах как зарубежных, так и отечественных ученых2'3'4. По данным разных авторов психологическим фундаментом готовности человека к выполнению профессиональной деятельности могут выступать: эмоциональный интеллект [6], лидерство [7], осмысленность жизни и дифференцированное самосознание [8], коммуникативные и организаторские навыки [9], самостоятельность и критичность мышления5, навыки управления личным развитием, тайм-менджмента и целеполагания6, сформированные ценностные и смысложизненные ориен-тации7 [10]. Обозначенные и другие характе-

1 Деркач А.А. Акмеология: учебное пособие. СПб.: Питер, 2003. 256 с.

2 Hutmacher Walo. Key competencies for Europe // Report of the Symposium Berne, Switzerland 27-30 March, 1996 / Council for Cultural Cooperation (CDCC) a Secondary Education for Europe, Strasburg. 1997.

3 Workforce connections: key «soft skills» that foster youth workforce success: toward a consensus across fields / L.H. Lippman, R. Ryberg, R. Carney, A. Kristin. Child Trends Publication, 2015. 56 р.

4 Давидова В. Слушать, говорить и договариваться: что такое soft skills и как их развивать [Эл. ресурс]. URL: http://theoryandpractice.ru/posts/11719-soft-skills.

5 Мамаева С. Предпринимательство как особый вид деятельности [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://helpiks.org/5-63733.html.

6 Татаурщикова Д. Softskills [Электрон. ресурс]. https:// 4brain.ru/blog/soft-skills/

7 Жучкова С.М. Смысложизненные ориентации как субъективные составляющие феномена смысла жизни // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: C6. ст. по матер. VII междунар. науч.-практ. конф. Часть III. Новосибирск: СибАК. 2011._

ристики личности выступают основополагающими предикторами, обеспечивающими успешность преадаптации студентов к профессиональному будущему. Подчеркнем, что преадаптация личности к профессиональной неопределенности выступает в качестве одного из основных трендов модернизации профессионального образования и стратегии навигации будущего профессионала в информационном, цифровом мире профессионального труда [11].

Поскольку акцент на узкопрофессиональной подготовке бакалавров в сочетании с недостаточным вниманием к их субъектности может приводить к психологической неготовности будущих специалистов к выполнению профессиональной деятельности и затруднять адаптацию к условиям ее выполнения, первостепенной задачей вуза становится развитие личности студента, качеств, обеспечивающих профессиональную многомерность личности.

Цель работы заключается в изучении специфики развития личностных особенностей студентов выпускников вуза как основы их психологической готовности и предиктора пре-адаптации к профессиональному будущему.

Материалы и методы

В исследовании приняли участие 120 студентов вузов Новосибирской области в возрасте от 21 до 24 лет. Респонденты были разделены на две выборки испытуемых. Экспериментальную группу составили 60 студентов выпускного курса факультета психологии и филологии педагогического вуза. Контрольная группа состояла из 60 студентов выпускного курса факультета информатики и вычислительной техники технического вуза. Исследование проводилось на базе Куйбышевского филиала Новосибирского государственного педагогического университета (г. Куйбышев) и на базе Новосибирского государственного технического университета (г. Новосибирск) в октябре - ноябре 2020 года.

В процессе исследования использовался следующий психодиагностический инструментарий:

- «Методика исследования самоотношения» (МИС) С.Р. Пантелеева -стандартизированная методика, направленная на выявление структуры самоотношения студентов, а также выявление степени выраженности отдельных его элементов. Полученные результаты позволяют определить точечные

«мишени» целенаправленного психологического воздействия с целью оптимизации самоотношения и личностного развития бакалавров8;

- тест «Смысложизненные ориентации» (методика СЖО) Д.А. Леонтьева9 - инструментарий данной методики позволяет изучить специфику смысложизненных ориентаций личности студентов, при этом основаниями для оценивания выступают пять субшкал: осмысленность, цели, результативность жизни и два аспекта локуса контроля (локус контроля - Я и локус контроля - жизнь).

- «Методика изучения мотивации профессиональной деятельности» К. Замфир в модификации А. Реана. Данная методика выбрана с целью диагностики мотивов учебно-профессиональной деятельности, а также с целью выявления рефлексивного отношения личности к осваиваемой профессии. В основу методики положена концепция о внутренней и внешней мотивации человека. О преобладании внутренней мотивации деятельности можно говорить в том случае, если деятельность привлекает и имеет ценность сама по себе (возможность самореализации, личностного роста, удовлетворение от процесса и результата деятельности и т. д.). Если же в основе мотивации деятельности лежит стремление к удовлетворению потребностей, не связанных напрямую с ее содержанием (потребность в социальном престиже и признание, стремление к продвижению по службе и др.), это является свидетельством преобладания внешней мотивации.

Учитывая общую логику работы, с целью проверки выдвинутых гипотез в процессе исследования осуществлялась статистическая обработка и анализ полученных диагностических данных с помощью применения методов математической статистики с использованием стандартизированных программных статистических пакетов: Statistica v. 10, Microsoft Excel 2016. В исследовании использовались следующие статистические методы: для первичного анализа данных - методы описательной статистики; для сравнения двух выборок и оценки значимости различий между ними -t-критерий Стьюдента для независимых выборок.

8 Пантилеев С.Р. Методика исследования самоотношения. М.: Смысл, 1993. 123 с.

9 Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций. М.: Смысл, 2006. 18 с.

Результаты и их обсуждение

Применение метода математической статистики позволило установить наличие достоверных связей между показателями, отражающими особенности развития Я-концепции студентов («Методика исследования самоотношения», тест «Смысложизненные ориентации»), и их готовностью к выполнению профессиональной педагогической деятельности («Методика изучения мотивации профессиональной деятельности», «Методика самооценки профессиональной подготовленности к педагогической деятельности»), они представлены на рис. 1.

Так, например, обнаружена взаимосвязь между показателем «Самоуверенность» и такими параметрами готовности студентов к профессиональной деятельности, как: «Стремление к продвижению по работе» ф < 0,05), «Возможность самореализации» ф < 0,01), «Общая профессиональная готовность» ф < 0,01). Следовательно, выпускники, отличающиеся самоуважением и ощущающие силу собственного «Я», более готовы к выполнению профессионально-педагогической деятельности, ориентированы на карьерный рост и профессиональную самореализацию.

При этом показатель «Саморуководство» отрицательно коррелирует с мотивацией избегания неудач «Стремление избегать критики» (р < 0,05). То есть высокий уровень уверенности студентов в том, что они являются основными источниками собственной активности и результативности снижают их ориентацию на избегание критики в процессе выполнения будущей профессиональной деятельности. Чем больше личность координирует и направляет всю активность, самостоятельно организует поведение и отношения с другими людьми, тем больше ее готовность к сопротивлению внешним воздействиям.

«Самопринятие», внутренняя симпатия и положительное отношение к своей личности с учетом всех достоинств и недостатков выпускников вуза обуславливает их «Потребность в самореализации» (р < 0,05) и «Психолого-педагогическую компетентность» (р < 0,05), выступающих в качестве основных индикаторов готовности к профессиональной деятельности.

«Внутренняя конфликтность» личности бакалавров, наоборот, снижает уровень их «Социально-психологической компетентности» (р < 0,05), а также провоцирует «Потреб-

Рис. 1. Взаимосвязи показателей личностного развития и готовности к выполнению профессиональной деятельности студентов Fig. 1. The relationship between the indicators of personal development and readiness to perform professional activities of students

Примечание. Жирными линиями показаны достаточно сильные связи (р < 0,01), тонкими линиями (р < 0,05) - более слабые, пунктирными - обратная связь.

Note. The bold line is a strong connection ( p < 0.01), the thin line is a weak connection (p < 0.05), the dotted line is a feedback.

ность в социальном престиже и уважении» (р < 0,05) и мотивацию избегания неудач «Стремление избежать критики» (р < 0,01). Получается, преобладание негативного самоотношения в сочетании с сомнениями и несогласием с самим собой приводят будущих специалистов к преобладанию внешней мотивации профессионально-педагогической деятельности. Отметим, что доминирование внешней мотивации деятельности является неблагоприятным вариантом как для самой личности студента, так и для образовательной организации в целом. В силу отсутствия интереса будущие профессиональные обязанности выполняются личностью формально, сопровождаются негативным эмоциональным фо-

ном, приводят к быстрой утомляемости и стремлению быстрее избавиться от неприятных функций.

Обратные взаимосвязи обнаружены между показателями «Самообвинение» и «Общая профессиональная готовность» (р < 0,05), «Возможность самореализации» (р < 0,05) бакалавров. Следовательно, отрицательные переживания относительно своего Я, акценты на недостатках и промахах, порицание и осуждение своих действий снижают общий уровень готовности выпускников к выполнению профессионально-педагогической деятельности, а также уверенность и потребность в реализации своего личностного потенциала.

Обнаружены прямые взаимосвязи между показателем «Цели в жизни» и «Научно-теоретическая готовность» (р < 0,05), «Научно-методическая готовность» (р < 0,01), «Возможность самореализации» (р < 0,01) выпускников. То есть подтверждается наше предположение о том, что осмысленность и целенаправленность жизни повышают потенциал личности в решении профессиональных задач различного уровня, а также актуализируют потребность в профессиональной самореализации в целом.

«Локус контроля - Я», представления о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и задачами детерминирует «Научно-теоретическую готовность» (р < 0,01), «Психолого-педагогическую компетентность» (р < 0,05) и «Общую профессиональную готовность» (р < 0,05) выпускников к выполнению профессиональной деятельности.

Таким образом, наше предположение подтвердилось: такие особенности развития Я-концепции студентов, как самоуверенность, саморуководство, самопринятие, осмысленность и целенаправленность жизни, внутреннюю локализацию контроля можно рассматривать в качестве предикторов их готовности к выполнению профессиональной деятельности и инструмента, повышающего успешность преадаптации к профессиональному будущему в целом. При этом внутренняя

конфликтность и самообвинение студентов будут затруднять эффективность обозначенного процесса.

С целью более глубокого анализа, поиска «проблемных зон» и направлений их преодоления мы также проанализировали специфику показателей личностного развития выпускников психологического и математического факультетов по отдельности.

Первичный анализ данных относительно показателей самоотношения студентов-психологов продемонстрировал, что половина показателей бакалавров находится в зоне статистической нормы. Уровень развития ниже среднего в группе имеют такие параметры самоотношения, как «Самоуверенность», «Самопривязанность», «Отраженное самоотношение», «Самообвинение». При этом все показатели самоотношения студентов математического факультета имеют более благоприятную картину и находятся в диапазоне средних значений (рис. 2).

Применение метода математической статистики к частным показателям самоотношения студентов позволило установить ряд статистически значимых различий (табл. 1).

Установлено значимое различие по шкале «Самоуверенность» показатель в гуманитарной группе ниже, чем в математической (уровень значимости р < 0,01). Следовательно, выпускники психологического факультета характеризуются менее уважительным отношением к себе, сомнением, неуверенностью в

Рис. 2. Уровень выраженности показателей самоотношения студентов Fig. 2. The level of expression of indicators of self-attitude of students

Таблица 1 Table 1

Статистические данные, отражающие различия в показателях самоотношения студентов педагогического и технического вузов Statistical data on the differences in self-attitude indicators of pedagogy and engineering students

Показатель / Indicator X Y t-эмп. / t-emp.

Закрытость / Closedness 6,00 5,94 0,2

Самоуверенность / Self-confidence 4,43 6,56 5,1**

Саморуководство / Self-guidance 5,33 6,00 1,9

Отраженное самоотношение / Reflected self-relation 3,17 5,67 7 1**

Самопринятие / Self-acceptance 5,14 5,69 1,7

Самопривязанность / Self-attachment 4,00 5,33 4 4**

Внутренняя конфликтность / Internal conflict 5,86 5,94 0,2

Самообвинение / Self-incrimination 6,57 4,75 5,6**

Примечания: X - выпускники педагогического вуза; Y - выпускники технического вуза; ** - уровень значимости p < 0,01.

Notes: X - graduates of a pedagogical university; Y - graduates of an engineering university; ** - significance level at p < 0.01.

собственных силах и способностях. Этот, на первый взгляд, парадоксальный факт может быть обусловлен спецификой и характером их будущей профессиональной деятельности: режим многофункциональности, высокая степень неопределенности, эмоциональная насыщенность снижают веру будущих специалистов в себя, свои профессиональные навыки и способности. Педагог-психолог не может работать по четкому, заранее определенному алгоритму, с окончательно предопределенной последовательностью действий. Как следствие, выпускники-психологи сомневаются в возможности успешной реализации себя и своей деятельности при решении профессиональных и жизненных задач, которые сложно предугадать.

Интересное различие обнаружено по шкале «Отраженное самоотношение»: среднее значение ниже в группе студентов психологического факультета (уровень значимости р < 0,01). Следовательно, выпускники-психологи воспринимают себя как человека, личность и деятельность которого не способны вызывать уважение, поощрение, симпатию и одобрение других людей. Возможно, обнаруженный факт связан с зачастую отсроченными результатами их профессиональной деятельности. Не видя результатов своих усилий, будущий психолог может считать свою профессию не столь результативной, а, следовательно, не заслуживающей уважения. Кроме того,

специалисты помогающей профессии часто воспринимает неуспехи ребенка как свои собственные, что также ведет к снижению ощущения значимости своей деятельности и себя в глазах других людей.

Статистически значимое различие между сравниваемыми выборками прослеживаются по шкале «Самопривязанность» (уровень значимости р < 0,01), а значит, студенты-психологи в большей степени характеризуются стремлением и потребностью в изменениях, развитии, совершенствовании своей личности по отношению к наличному состоянию.

Следует подчеркнуть различие, обнаруженное нами по шкале «Самообвинение» (уровень значимости р < 0,01). Получается, выпускники психологического факультета демонстрируют установку на самообвинение, что сопровождается ростом внутреннего напряжения, акцентами на своих «промахах» и недостатках, как следствие - склонностью переживать отрицательные эмоции в адрес своего «Я». Возможно, такой результат обусловлен перспективой деятельности в условиях высокой моральной ответственности за жизнь и здоровье обучающихся, которая вызывает высокое эмоциональное напряжение. Будущий педагог-психолог будет нести ответственность не только за свою работу, но и за ученический и преподавательский коллектив, что увеличивает степень его личностной ответственности и самообвинения в случае неуспеха.

Оценивая общий уровень и отдельные частные показатели самоотношения студентов-психологов, мы приходим к выводу о его противоречивом характере: неуверенность в себе и своих возможностях,склонность к самообвинению и фиксация на собственных недостатках, недостаточная самоуверенность сочетаются со стремлением к развитию и совершенствованию собственной личности. Полученные данные подтверждают необходимость целенаправленного психолого-педагоги-

ческого сопровождения, ориентированного на личностное развитие студента в процессе их профессиональной подготовки. При этом все показатели самоотношения выпускников математического факультета находятся в зоне статистической нормы.

Более позитивная картина характеризует особенности смысложизненных ориентаций студентов, так как все показатели осмысленности жизни в обеих группах выпускников находятся в зоне статистической нормы. Применение метода математической статистики позволило обнаружить два достоверных различия между выборками (табл. 2).

Первое различие касается показателя «Процесс жизни» (уровень значимости р < 0,05), получается, для выпускников-психологов основной смысл и содержание жизни заключается в самой жизни, которую они воспринимают как интересный, эмоционально насыщенный, значимый процесс.

Второе отличие связано с показателем «Результативность жизни или удовлетворенность самореализацией» (уровень значимости р < 0,01). Следовательно, студентов-

психологов отличает неудовлетворенность результативностью прожитой частью жизни и самореализацией в целом. Возможно, данный факт объясняется непрерывным стремлением к совершенствованию и личностному росту, достижение которых является бесконечным процессом, что в совокупности негативно сказывается на ощущении продуктивности собственной деятельности студентов, а значит, и на результативности своей жизни в целом.

Заключение

Резюмируя вышеизложенное, можно констатировать, что профессионально-личностное становление современных юношей и девушек происходит в сложных, динамичных социально-экономических условиях. Как следствие этих процессов мир профессионального труда становится все более неопределенным и изменчивым, что предъявляет новые требования к профессиональной подготовке и специфике личностного развития выпускников вузов.

Анализ результатов эмпирического исследования позволяет сделать вывод о том, что в качестве предикторов готовности к выполнению профессионально-педагогической деятельности и инструмента, повышающего успешность преадаптации личности выпускников к профессиональному будущему выступают такие показатели Я-концепции, как самоуверенность, саморуководство, принятие себя, осмысленность и целенаправленность жизни, внутренняя локализация контроля. В то же время внутренняя конфликтность и

Таблица 2 Table 2

Статистические данные, отражающие различия в показателях смысложизненных ориентаций студентов вузов Statistical data reflecting differences in indicators of life-meaning orientations of students of universities

Показатель / Indicator X Y t-эмп. / t-emf.

Цели в жизни / Goals in life 35,33 35,8 0,6

Процес сжизни /The process of life 33,40 31,71 2,4*

Результативность жизни / Theimpactoflife 26,33 28,40 3,1**

Локус контроля - Я / Locus of control-I 20,17 22,93 1,8

Локус контроля - жизнь / Locus of control-life 31,00 31,80 1,1

Примечания: X - выпускники психологического факультета; Y - выпускники математического факультета.* - уровень значимости p < 0,05;** - уровень значимости p < 0,01.

Notes: - X graduates of the Faculty of Psychology; Y - graduates of the Faculty of Mathematics.* - the level of significance of p < 0.05; ** - the level of significance of p < 0.01.

самообвинение студентов затрудняют эффективность обозначенного процесса.

При этом психологический профиль личностного развития студентов с одной стороны характеризуется потребностью в совершенствовании и развитии собственной личности, а с другой - представляет собой набор качеств (неуверенность, самообвинение, удовлетворенность процессом и неудовлетворенность результатом жизни и т. д.), которые вступают в противоречие друг с другом и могут послужить основанием внутриличностного конфликта, а, следовательно, нуждаются в целенаправленной коррекции.

С учетом полученных данных, а также того факта, что soft skills или универсальные навыки и личностные качества во многом обеспечивают эффективность и конкурентоспособность современного специалиста, очевидна необходимость целенаправленного развития личностно ориентированных квалификационных характеристик студентов в процессе профессиональной подготовки. Практическая реализация обозначенной проблемы возможна с использованием специально разработанной программы дополнительного образования «Психологическая готовность к профессиональной деятельности», включающей в себя разделы, направленные на анализ современного мира профессий, требований к профессионалу будущего с учетом трендов цифровой экономики, и, конечно, практические занятия по развитию soft skills студентов.

Внедрение данной программы связано с необходимостью поиска новых форм и технологий профессионального образования в высшей школе, одновременно учитывающих индивидуально-психологические особенности обучающихся и стимулирующих потребность студентов в сознательном, субъектном целе-полагании и самоосуществлении в многовариативном образовательно-профессиональном пространстве.

С целью личностного развития и совершенствования показателей самоотношения студентов возможно использование акмеоло-гических технологий, отличающихся гуманистической направленностью и ориентированных на раскрытие внутреннего потенциала личности, развитие свойств и качеств, способствующих достижению высокого уровня лич-ностно-профессионального развития и профессионализма. Акмеологическое воздействие на личность может осуществляться с по-

мощью разнообразных методов: тренинги, деловые и ролевые игры, организация индивидуальной работа по саморазвитию студентов.

Эффективным инструментом достижения поставленных задач выступает технология проблемно-ориентированного обучения. Благодаря тому, что отправным звеном данной технологии выступают практико-

ориентированные кейсы, характеризующиеся наличием проблемной ситуации, высокой степенью неопределенности деятельности, необходимостью творческого подхода к решению поставленных задач, технология инициирует совершенствование личностных характеристик студентов и способствует их пре-адаптации к профессиональному будущему.

Еще одним действенным средством личностного развития студентов выступают форсайт-технологии, суть которых заключается в разработке форсайт-проектов, направленных на анализ изменения объекта или явления в будущем. Следовательно, сам процесс реализации форсайт-технологии ориентирован на формирование у студентов готовности к изменениям, то есть преадаптации к неопределенности. К инструментам форсайт-технологии можно отнести: высокие гуманитарные технологии, проектные методы, методы цифровой дидактики, майноры, демонстрационный экзамен, игровые технологии, дискуссии и модерации, вебинары и др.

Перспективным направлением развития метапрофессиональных качеств и навыков студентов выступает интеграция технологии проектного обучения в сочетании с современными цифровыми инструментами. Например: web-квесты, которые подразумевают разрешение задачи проблемного характера с использованием интернет-ресурсов, или хакато-ны, предполагающие организацию интенсивного взаимодействия разновозрастных участников образовательного процесса на одной образовательной площадке для решения конкретных практических задач в ограниченное время, направленные на развитие гибкости поведения, социальной компетентности, уверенности, дивергентного мышления.

Предложенные инструменты, повышающие готовность студентов к преадаптации к профессиональному будущему, не являются окончательными, а напротив, обнаруживают необходимость дальнейших исследований, связанных с поиском средств и методов мо-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

дернизации образовательной практики высшей школы, отвечающей вызовам современной цифровой реальности.

Литература

1. Асмолов А.Г. Психология современности: вызовы неопределенности, сложности и разнообразия // Психологические исследования. 2015. № 8 (40). https://elibrary.ru/ item. asp ?id=23593078

2. Вербицкий А.А., Ильязова М.Д. Инварианты профессионализма. Проблемы формирования: моногр. М.: Логос, 2011. 288 с. https://elibrary.ru/item.asp?id=20243412

3. Зеер Э.Ф. Психологические особенности прогнозирования профессионального будущего молодежи // Актуальные проблемы психологического знания. 2015. № 3 (36). С. 16-26. https ://elibrary. ru/ item.asp ?id=24339013

4. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Асимметричное профессиональное будущее современной молодежи // Педагогическое образование в России. 2013. № 4. С. 258-263. https://elibrary.ru/item.asp?id=20365204

5. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Теоретико-прикладные основания прогнозирования профессионального будущего человека // Фундаментальные исследования. 2014. № 9 (Ч. 8). С. 1863-1869. https://elibrary.ru/ item.asp?id=22417032

6. Perceived emotional intelligence, stress reactivity, and symptom reports: Further explorations using the trait meta-mood scale / P. Salo-vey, L.R. Stroud, A. Woolery, E.S. Epel // Psychology and Health. 2002. Vol. 17 (5). P. 611627. DOI: 10.1080/08870440290025812

7. Чуланова О.Л., Ивонина А.И. Формирование soft-skills (мягких компетенций): подходы к интеграции российского и зарубежного опыта, классификация, операционализа-ция // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. 2017. Т. 6, № 1 (28). С. 53-58. DOI: 10.12737/24692

8. Абульханова К.А. Психология и сознание личности. М.: МОДЭК, 2004. 224 с. https://elibrary.ru/item.asp?id=20086841

9. Gilleard J., Gilleard J.D. Developing Cross-Cultural Communication Skills //Prof. Issues Eng. Educ. Pract. 2002. Vol. 128 (4). P. 187-200. DOI: 10.1061/(ASCE)1052-3928(2002)128:4(187)

10. Большедворская М.В. Исследование смысловой реальности современных студентов // Педагогический имидж. 2018. № 1 (38). С. 194-206. https://elibrary.ru/ item.asp?id=32816205

11. Зеер Э.Ф. Панорама основных направлений развития опережающего профессионального образования // Профессиональное образование и рынок труда. 2019. № 2. С. 5-8. DOI: 10.24411/2307-4264-2019-10204

Степанова Любовь Николаевна, старший преподаватель кафедры психологии и педагогики, Куйбышевский филиал Новосибирского государственного педагогического университета (Россия, 632387, Новосибирская область, г. Куйбышев, ул. Молодёжная, д. 7), stepanova-kainsk@yandex.ru

Поступила в редакцию 12 февраля 2021 г.; принята 10 апреля 2021 г.

DOI: 10.14529/jpps210206

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF STUDENTS' PERSONALITY DEVELOPMENT AS A PREDICTOR OF THEIR PREADAPTATION TO THE PROFESSIONAL FUTURE

L.N. Stepanova, stepanovakainsk@yandex.ru

Kuibyshev branch of Novosibirsk State Pedagogical University (7 Molodezhnaya str., Kuibyshev, Novosibirsk region, 632387, Russian Federation)

Abstract. The article deals with the features of personal development of students of higher educational institutions as an adaptive resource of professional realization in the future. Objective: to study the specifics of the development of personal characteristics of university graduate students as the basis of their psychological readiness and predictor of preadaptation to a professional future. Materials and methods. The study involved 120 university students aged 21 to 24 years, who were divided into two samples of subjects. the experimental group consisted of 60 graduate students of the faculty of psychology and philology of the Kuibyshev branch of the Novosibirsk State Pedagogical University and a control group of 60 graduate students of the faculty of informatics and computer engineering of the novosibirsk state technical university. During the study used the following methods: "research Technique of self S.R. Panteleeva" (MIS); Test "Semantically-life orientation" (procedure DLC) D.A. Leontiev; "Methods of studying of motivation of professional activity" C. Zamfir in modification by A. Rean. Methods of descriptive statistics were used to process empirical data, and the Student's t-test for independent samples was used as a method of mathematical statistics. Results. Peculiarities of the personal development of graduates of pedagogical universities, which are characterized by conflicting self; a tendency to self-blame; disbelief in the ability to control the events of his own life (scale of "Locus of control - I"); dissatisfaction with the outcome of past part of life; the predominance of external motivation of educational and professional activities in combination with the need for development and improvement of one's own personality. The personal profile of students of a technical university is more balanced, but it is also characterized by inconsistency and the predominance of external motivation for educational and professional activities. Conclusion. In the modern postindustrial, information society, personal characteristics serve as a qualification characteristic of a professional and require purposeful development at all stages of professional training. in this connection, it is necessary to restructure the methodology of professional education of higher education, aimed at the personal development of the student.

Keywords: personal characteristics, preadaptation to the professional future, soft skills, self-awareness, self-attitude, motivation, life-meaning orientations, locus of control-i, self-realization.

References

1. Asmolov A.G. Psychology of modernity: the challenges of uncertainty, complexity and diversity. Psikhologicheskie Issledovaniya. 2015; 8 (40). (in Russ.). https://elibrary.ru/item.asp?id=23593078

2. Verbitsky A.A., Ilyazova M.D. Invariants of professionalism. Problems of formation. Monograph. Moscow: Logos, 2011: 288. (in Russ.). https://elibrary.ru/item.asp?id=20243412

3. Zeer E.F. The youth's professional future prognostication psychological features. Aktual'nye problemy psikhologicheskogo znaniya= Actual problems of psychological knowledge. 2015; 3 (36): 1626. (in Russ.). https://elibrary.ru/item.asp?id=24339013

4. Zeer E.F., Symanyuk E.E. Assymetric professional future of modern youth. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii = Pedagogical Education in Russia. 2013; 4: 258-263. (in Russ.). https://elibrary.ru/item.asp?id=20365204

5. Zeer E.F., Symanyuk E.E. Theoretical and applied bases of forecasting the future of professional person. Fundamental'nye issledovaniya = Fundamental research. 2014; 9-8: 1863-1869. (in Russ.). https://elibrary.ru/item.asp?id=22417032

6. Salovey P., Stroud L.R., Woolery A., Epel E.S. Perceived emotional intelligence, stress reactivity, and symptom reports: Further explorations using the trait meta-mood scale. Psychology & Health. 2002; 17 (5): 611-627. (in Russ.). DOI: 10.1080/08870440290025812

7. Chulanova O.L., Ivonina A.I. Formation of soft skils: approaches to integrating russian and fore-in experience, classification, operationalization. Upravlenie personalom i intellektual'nymi resursami v Rossii = Human Resources and Intellectual Resources Management in Russia. 2017; 6 (1): 53-58. (in Russ.). DOI: 10.12737/24692

8. Abulkhanova K.A. Psychology and consciousness of personality. Moscow. MODEK. 2004: 224. (in Russ.). https://elibrary.ru/item.asp?id=20086841

9. Gilleard J., Gilleard J.D. Developing Cross-Cultural Communication Skills. Journal of professional issues in engineering education and practice. 2002; 128 (4): 187-200 DOI: 10.1061/(ASCE)1052-3928(2002)128:4(187)

10. Bol'shedvorskaya M.V. Research of the modern student's the conceptual reality. Pedagogi-cheskii imidzh = Pedagogical image. 2018; 1 (38): 194-206. (in Russ.). https: //elibrary.ru/item .asp?id=32816205

11. Zeer E.F. Panorama of main directions of development of a leading professional education. Professional'noe obrazovanie i rynok truda = Vocational education and the labor market.2019; 2: 5-8. (in Russ.). DOI: 10.24411/2307-4264-2019-10204

Received 12 February 2021; accepted 10 April 2021

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ

Степанова, Л.Н. Психологические особенности развития личности студентов как предиктор их преадаптации к профессиональному будущему / Л.Н. Степанова // Психология. Психофизиология. - 2021. - Т. 14, № 2. -С. 55-65. БО!: 10.14529^210206

FOR CITATION

Stepanova L.N. Psychological Features of Students' Personality Development as a Predictor of Their Preadaptation to the Professional Future. Psychology. Psychophysiology. 2021, vol. 14, no. 2, pp. 55-65. (in Russ.). DOI: 10.14529/jpps210206

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.