Научная статья на тему 'Интегральность учебно-аттестационного комплекса развития профессионального мастерства учителя зарубежной литературы в системе последипломного образования'

Интегральность учебно-аттестационного комплекса развития профессионального мастерства учителя зарубежной литературы в системе последипломного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
68
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PEDAGOGICAL INTEGRATION / POST-GRADUATE EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чумак Лариса Владимировна

В статье рассматривается сущность педагогической интеграции в непрерывном образовании педагогических кадров. Обозначаются концептуальные основы интегрального учебно-аттестационного комплекса развития профессионального мастерства учителя зарубежной литературы в системе последипломного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Integrality of training-attestation development complex of professional skills of foreign literature teachers in the system of postgraduate education

The article considers the essence of pedagogical integration in lifelong teacher’s education. The conceptual basis of the integral training-attestation development complex of professional skills of foreign literature teachers in the system of postgraduate education are represented in article.

Текст научной работы на тему «Интегральность учебно-аттестационного комплекса развития профессионального мастерства учителя зарубежной литературы в системе последипломного образования»

Chumak Larisa Vladimirovna, Communal Higher Education Establishment «Kherson academy of continuing education», assistant professor of chair of theory and methods of upbringing

E-mail: larisaks2008@mail.ru

Integrality of training-attestation development complex of professional skills of foreign literature teachers in the system of postgraduate education

Abstract: the article considers the essence of pedagogical integration in lifelong teacher's education. The conceptual basis of the integral training-attestation development complex of professional skills of foreign literature teachers in the system of postgraduate education are represented in article.

Keywords: pedagogical integration, post-graduate education, integrated training-attestation complex of professional skills of the teacher of foreign literature in the system of postgraduate education.

Чумак Лариса Владимировна, Коммунальное высшее учебное заведение «Херсонская академия непрерывного образования», доцент кафедры теории и методики воспитания E-mail: larisaks2008@mail.ru

Интегральность учебно-аттестационного комплекса развития профессионального мастерства учителя зарубежной литературы в системе последипломного образования

Аннотация: в статье рассматривается сущность педагогической интеграции в непрерывном образовании педагогических кадров. Обозначаются концептуальные основы интегрального учебно-аттестационного комплекса развития профессионального мастерства учителя зарубежной литературы в системе последипломного образования.

Ключевые слова: педагогическая интеграция, последипломное образование, интегральный учебно-аттестационный комплекс развития профессионального мастерства учителя зарубежной литературы в системе последипломного образования.

Растущая диверсификация интеграционного процес- технологии обучения, технологии развития одаренности

са актуализируется реализацией компетентно-ориенти- и творчества.

рованной парадигмы развития образования в XXI ст. и Проблемы совершенствования учебного процесса в

считается положительным явлением для систем высшего высшем учебном заведении в контексте перехода от отдель-

образования как внутри каждой страны, так и в междуна- ных научных подходов к интегративной целостности ре-

родном контексте. Одним из прогрессивных и перспектив- шали В. Загвязинский, Б. Кедров и др. Методологические

ных путей образовательных реформ является совершен- основы формирования и развития личности учителя обо-

ствование интегративного феномена профессионального сновывали В. Гмурман, И. Зязюн и др. Вопросы совершен-

мастерства учителя. Акмеологическим резервом модерни- ствования интеграции знаний в содержание профессио-

зации отечественной системы образования можно опреде- нального образования изучали А. Вознюк, И. Яковлев и др.

лить активного учителя-мастера — педагога нового типа: Концептуальные положения педагогической интеграции

методологически компетентного в области современной разрабатывали В. Безруков, С. Шапоринский и др. философии образования специалиста, способного осу- Рассматривая технологизацию образования в контексте

ществлять не только традиционное информационно-нако- усовершенствования личности, одним из принципов разви-

пительное, но и логично-ориентированное образование, тия педагога И. Зязюн называет интеграцию «педагогиче-

необходимое молодежи для умения работать с постоянно ской теории и практики в индивидуально-личностный опыт

растущим потоком информации; владеющего гностиче- с опережающей ролью теоретического знания» [1, 34]. скими умениями и желающего оптимизировать профес- «Многоракурсность» педагогической интеграции

сиональную среду своей способностью генерировать но- М. Иванчук рассматривает как «связь однотипных ча-

вые идеи, использовать инновационные и коррекционные стей и элементов содержания, методов и форм обучения,

Integrality of training-attestation development complex of professional skills of foreign literature teachers in the system.

целесообразно организованную в рамках образовательной системы и способствующую саморазвитию личности» [2, 30].

Всестороннее и целостное развитие профессионального мастерства учителя зарубежной литературы происходит в процессе профессиональной, учебной и самостоятельной деятельности. Благоприятными условиями для совершенствования филологом собственной педагогической системы с проявлениями творчества является его обучение и самообразовательная деятельность в курсовой период повышения квалификации. Использование интегрированного подхода в учебном процессе учреждений непрерывного образования обусловливается не только решением текущих дидактических и перспективных развивающих задач, но и предоставляет курсанту относительную свободу выбора темы, содержания, способов обучения.

Итак, педагогическое интегрирование в системе последипломного образования можно определить качественно отличным способом структурирования, презентации и усвоения программного материала, предоставляющим возможность системно излагать знания в новых органических взаимосвязях и значительно влиять на развитие профессионального мастерства учителя зарубежной литературы.

Специфика отчасти персонифицированного, личностного контекста проблемы развития профессионального мастерства учителя в системе последипломного образования актуализирует необходимость рассматрения его интегрального комплекса как в плоскости практической педагогической деятельности, направленной на оптимизацию методического инструментария специалиста и его приемов мотивации учеников, научную организацию труда на уроках зарубежной литературы и т. д., так и в контексте учебного процесса системы последипломного образования и функционирования хьтагогического аспекта в качестве самостоятельного познания филологом научных основ, помогающих ему совершенствовать собственную педагогическую систему.

Достижение необходимых результатов предполагается за счет интенсификации (от фр. Intensification — напряжение и делаю) качественных факторов, т. е. за счет использования потенциала умственных возможностей учителя. А. Кузьминский считает, что «в процессе обучения в рамках экстенсивного подхода возможности мозга используются лишь на 15-20 %. Предпосылкой интенсификации учебного процесса является эффективное использование возможностей мозга. Интенсивность обучения может обеспечить единство и взаимосвязь ряда факторов, а именно: «организация учебного процесса на достаточном научном уровне с точки зрения понимания сущности обучения, его движущей силы, логики, методов, форм и типов; обеспечение высокого уровня психолого-педагогической подготовки учителя; оптимальность содержания учебного материала с точки зрения его доступности и индивидуальных возможностей; демократизация и гуманизация

организации учебной деятельности; ... владение учителем педагогической технологией и техникой, психотехникой и психономикой; обеспечение высокого социально-экономического статуса учителя в обществе» [4, 79].

Итак, сложность решения вопроса обеспечения интенсификации обучения объясняется как объективными факторами социально-экономического развития, так и субъективной составляющей личности учителя.

Решению проблем профессионального роста учителя и формирования собственной педагогической системы в межкурсовой период значительно помогает умение специалиста «органично сочетать заимствованные перспективные методы и приемы педагогического труда с личным опытом» [6, 86].

Хотя «интересные методические находки учителей есть в каждом педагогическом коллективе и задача руководителей школ — выявить их, помочь учителям создать собственный опыт, сделать его достоянием других» [5, 69], однако, результаты исследования Исаевой Г. показали «недостаточное использование перспективного педагогического опыта: 69 % учителей отметили, что указанный вопрос на заседаниях педагогических советов, производственных совещаниях, совещаниях при директоре почти не рассматривается; на школьных конференциях, педагогических чтениях данный аспект педагогической деятельности освещается эпизодически и нерегулярно. Трудностями, связанными с его применением 89 % специалистов назвали нехватку времени вследствие перегрузки классным руководством; низкую научную организацию труда; недостаток открытых уроков с элементами передового опыта» [3, 93]; недостаточную заинтересованность администрации и коллектива заведений во внедрении передового опыта, как метров педагогики, так и передового опыта своих коллег в пределах своего школьного коллектива и т. д.

Согласно исследованиям Ярошенко О., «опрос 154 учителей-предметников Киева и Полтавской области засвидетельствовал продуктивную реализацию на практике идей ППД только у 5 % коллег; 24 % справились с этой задачей частично; остальные — 71 %, несмотря изучение и осознание содержание опыта, проведение серии пробных занятий, не достигли ожидаемых результатов» [6, 86].

Следовательно, совершенствованию учебно-воспитательного процесса в целом и повышению профессионального уровня учителя в частности способствуют: диагностическое изучение проблем объективного и субъективного характера, определение эффективных методов, форм и способов, использование приемов самоанализа и коррекции собственной педагогической деятельности.

Следовательно, при формировании интегрального учебно-аттестационного комплекса развития профессионального мастерства учителя зарубежной литературы в системе последипломного образования целесообразным станет определение двух специфических блоков, а именно:

1. Блок межкурсового периода, предусматривающий как конструктивное методическое взаимодействие

на уровнях: а) школьного методического объединения (предметная комиссия; совещания филологов; профессиональные доклады на школьной педсовете; коллективная научно-методическая работа группы учителей над одной темой; школьные методические выставки; внутришколь-ные педагогические чтения и т. п.); б) городского (районного) методического кабинета (консультативный центр; творческая лаборатория; тематические мероприятия гор. районо), так и действенность хьютагогического (самообразовательного) аспекта в качестве реализации программы собственного профессионального роста в формах самопознания, самопрогнозирования, самоконтроля;

2. Блок курсового периода, который реализуется: использованием педагогических технологий учебного процесса заведений последипломного образования (технология проблемного обучения, технология кооперативного обучения, технология контекстного обучения, технология развития критического мышления, технологии эвристического обучения, технология продуктивного обучения; технология проектной деятельности; кооперированное обучение и т. п.); расширением спектра интерактивных методов лекционно-практической и семинарской

работы («десантный метод» — упражнение, поручение, беседа; «метод цепочки» — упражнение, беседа, поручение, соревнования; «релейные контрольные работы» — упражнения; «работа на листках взаимоконтроля» — беседа, упражнение, работа с наглядностью; аутентичная беседа; мозговая атака, метод изучения педагогических ситуаций, метод обсуждения «кейсов», метод обсуждения собственного опыта учителей, метод деловой игры, метод общения в малых группах и т. п.); усилением психологических аспектов, стимулированием проявлений активности, инициативы, самостоятельности и творчества; совершенствованием личных навыков решения научных, профессиональных и практических проблем; обогащением опыта творческого решения разноплановых (теоретических и практических задач) и др.

Таким образом, реализация концептуальных основ интегрального учебно-аттестационного комплекса развития профессионального мастерства учителей зарубежной литературы в системе последипломного образования способствует обеспечению общеобразовательных учреждений высококвалифицированными филологами-мастерами.

Список литературы:

1. Зязюн I. А. Технолопзащя освии в контекст удосконалення професшного розвитку особистосп/1.А Зязюн//Роз-виток педагопчно! i психолопчно! наук в Украш 1992-2002. - X.: ОВС, 2002. - Ч. 2. - С. 32-38.

2. 1ванчук М. Г. 1нтегроване навчання: сутшсть та виховний потенщал (Виховання особистост молодшого школяра в умовах штегрованого тдходу до навчання). - Чершвщ: Рута, 2004. - 360 с.

3. 1саева Г. М. Оргашзащя роботи в школi з використання вчителем передового педагопчного досвЦу/Г. М. 1сае-ва//Педагогика: Респ. науч-метод. сб./редкол.: Н. Д. Ярмоченко (отв. ред.) и др. - К.: Рад. школа, 1965. - Вып. 27. -1988.- С. 93-97.

4. Кузьмшський А. I. Технолопя i техшка шильного уроку: Навч. поаб./Кузьмшський А. I., Омельяненко С. В. - К.: Знання, 2010. - 335 с. - С. 79.

5. Сгадова В. В. Впровадження передового досвЦу - важливий зас1б удосконалення педагопчно! майстерносп вчителя/В. В. Сгадова//Педагогика: Респ. науч-метод. сб./редкол.: Н. Д. Ярмоченко (отв. ред.) и др. - К.: Рад. школа, 1965. - Вып. 27. - 1988. - С. 88-93.

6. Ярошенко О. Г. Удосконалення тдготовки вчителiв до освоения передового педагопчного досвЦу/О. Г. Ярошен-ко//Педагогика: Респ. науч.-метод. сб./М-во просвещения УССР. НИИ педагогики УССР. - К.: Рад. шк., 1965. -Вып. 28. - 1989. - 152 с. - С. 86-90.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.