Научная статья на тему 'Интегральная социология П. Сорокина'

Интегральная социология П. Сорокина Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
4602
499
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интегральная социология П. Сорокина»

Золотарева Елизавета Васильевна,

кандидат философских наук,

г Москва, доцент кафедры политических наук Российского университета дружбы народов

ИНТЕГРАЛЬНАЯ СОЦИОЛОГИЯ П. СОРОКИНА

п

I ОРОКИН П. (1889-1968) - знаковая

^ фигура в российской и американской социологической традиции. Мировую известность П. Сорокину принесла интегральная социологическая теория, представляющая собой принципиально новый взгляд на человека, цивилизацию, общество.

1. Становление интегральной теории как социологической парадигмы

В творческой биографии П. Сорокина принято выделять два периода: Петербургский и Гарвардский. Уже ранние работы Сорокина отмечены широтой научного кругозора и стремлением синтезировать теоретико-методологические подходы к исследованию проблем социального развития, разрабатывавшихся как западными социологами - К. Марксом, О. Контом, Э. Дюркгеймом, Г Зиммелем, М. Вебером, В. Парето, - так и российскими учеными - Н. Михайловским, П. Лавровым, П. Кропоткиным, Л. Петражицким, М. Ковалевским, Е. Де-Роберти.

Первая монографическая работа Сорокина «Преступление и кара, подвиг и награда», вышедшая в 1914 представляла собой обстоятельный разбор современных криминологических теорий с привлечением обширного эмпирического материала. В методологическом отношении это бал синтез неопозитивизма и умеренного бихевиоризма. Использование статистики, количественных методов исследования станет отличительной чертой и всех последующих работ социолога. Но уже и в этой ранней работе Сорокин обращается к исследованию проблемы взаимосвязи между общественным поведе-

нием и моралью. На основе сравнительного изучения уголовного права ряда стран, особенно тех отраслей, которые непосредственно пересекаются с правом административным, Сорокин приходит к выводу о необходимости рассматривать право как «психическое явление», а правовые нормы - как «материальное воплощение» правовых убеждений, которые объективируются в устных суждениях, письменных законах, символически воплощаются в правовых обрядах, поведении и поступках людей. Позже, особенно в Гарвардский период, Сорокин расширит методологическую основу своих работ, включив наряду с эмпирическим и рациональным, интуитивный подход к исследованию социальных феноменов.

Петербургский период творческой биографии П. Сорокина отмечен активной общественно-политической деятельностью (член партии социал-ре-волюционеров, секретарь председателя Временного правительства, депутат Учредительного собрания). Свидетель и участник трех русских революций, Сорокин находился почти в эпицентре событий, лично знал почти всех главных действующих лиц. В газете группы «правых эсеров» «Воля народа» им опубликовано свыше 80 статей, о войне, голоде, революции. Они стали своеобразной социологической летописью революции.

В 1920 году Сорокин избирается руководителем кафедры социологии при факультете обще-ствознания Петроградского университета, публикует двухтомную «Систему социологии». Однако попытка заниматься чисто академической деятельностью оказалась безуспешной. Несовместимость с большевизмом научных, нравственных и идейных

166

позиций предопределило конфликт ученого с властью. В 1922 году Сорокин навсегда эмигрирует из России сначала в Европу, а осенью 1923 года, приняв приглашение видных американских социологов Э. Хайэса и Э. Росса прочесть серию лекций о русской революции, Сорокин перебирается с Европейского континента в Соединенные Штаты. В этот период выходят такие фундаментальные и новаторские работы как «Социология революции» (1925 г.), «Социальная мобильность» (1927 г.), «Современные социологические теории» (1928 г),

В 1930 г. Гарвардский университет учреждает социологический факультет и предлагает Сорокину возглавить его. Сорокин стал основателем и многолетним деканом факультета, президентом Американской социологической ассоциации, создателем плеяды выдающихся американских социологов. Он проработал на факультете вплоть до 1959 года, выйдя на пенсию в возрасте 70 лет.

Гарвардский период стал самым плодотворным в жизни Сорокина и, безусловно, самым творческим. Исследованиями Сорокина движет идея создания единой системы социологии, интегрирующей различные направления, подходы и методы в широком мировоззренческом синтезе, на базе не только существующих социологических теорий и исследований, но и исследований в области философии, культурологии, антропологии, этики, религии. В этот период выходят трехтомная монография «Систематическая антология сельской социологии» (1930-1932 г.г.) и главная работа социолога - «Социальная и культурная динамика» (1937-1941 г.г.) - беспрецедентный по объему и эмпирическому охвату социологический труд. Таков далеко не полный список лишь наиболее значимых работ П. Сорокина, в которых раскрылись особенности новой парадигмы.

Примечательно, что свое наиболее значимое исследование - фундаментальную работу, 4-х томную монографию «Социальная и культурная динамика» - Сорокин создавал на материале двадцатипятивековой истории греко-римской и Западной цивилизации с привлечением материалов по истории египетской, вавилонской, древнеиндийской, китайской, арабской культур, причем, как подчеркивает автор, его работа является не историей вышеперечисленных культур, а «социологией их изменений». Исходя из идеи открытости и многомерности социальной реальности, Сорокин стремился к созданию такой теории, которая позволяла бы изучать современные общества и институты как самоорганизующиеся системы, с учетом их открытости для взаимодействия с другими обществами и социокультурными системами.

Интегральный подход выступает в качестве средства для создания системы знания, позволяющей постигнуть множество сложных явлений социокультурного мира в их динамике. В отличие от монистического детерминизма, видевшего первопричину изменений в обществе в динамике материальных и производительных сил, интегральный подход

П. Сорокина отдает первенство человеку, его духовному миру не отрицая, впрочем, значимости изменений в экономических отношениях и в окружающей среде. Социолог предложил изучать общество как единство объективно существующей и субъективно воспринимаемой социокультурной реальности.

Исходя из понимания культуры как социальной реальности, созданной или сконструированной человеком, Сорокин рассматривает ее, в первую очередь, как социальную практику Культура, определяется как тотальная сумма всего, что создается или модифицируется сознательной или бессознательной деятельностью двух или более индивидов, взаимодействующих друг с другом или определяющих условия поведения друг друга.

Весь культурный мир представляет собой су-перорганический мир, включающий в качестве структурных компанентов 1) бесконечное множество идеологических смыслов, выраженных в языке, науке, религии, философии, искусстве; 2) образцы материальной культуры; 3) типы социокультурных личностей (хозяев и рабов, католиков и протестантов, французов и американцев и т.д.) и социокультурных групп (политических, экономических, профессиональных, религиозных и т.д.); 4) образцы поведения, имеющие тот или иной набор смыслов (церемонии, ритуалы, поступки).

Причем жизненный мир человека представляет собой множество различных культурных систем. К основным культурным системам социолог относит язык, науку философию, религию, искусство, этику, право. Кроме этих систем есть еще более обширное культурное единство, обозначенное Сорокиным как социокультурные суперсистемы, которые различаются в зависимости от характера своих основных ценностей. По мнению ученого, все экономические, политические, социальные реалии, типы личностей и групп необходимо анализировать в контексте процесса периодической смены трех социокультурных суперсистем, характерных для всей истории человеческой цивилизации - религиозной или идейной, чувственной и интегральной, а также с учетом этапов жизненного цикла. Пользуясь метафорой живого организма, он выделяет 4 стадии жизненного цикла в развитии любой цивилизации: зарождение, развитие, старение и деградацию.

Сорокин исходил из того, что динамика социокультурной реальности детерминирует мировоззрение и поведение людей. В конечном счете, конкретный тип социокультурной системы определяет мотивацию деятельности человека. Но интегральное существо человека проявляется в том, что он является не только эмпирическим наблюдателем и экспериментатором, рациональным мыслителем, но и активным участником создания творческого начала во Вселенной.

Человек создал окружающий его мир в процессе социального взаимодействия и, в свою очередь, посредством идеологических, материальных, личностных и поведенческих явлений формируется

как личность каждого индивида, так и облик каждой социальной группы. Интегральная природа человеческой личности формируется в процессе социального взаимодействия под влиянием различных факторов: и бессознательных рефлексов, и биосозна-тельных регуляторов - чувства голода и жажды, сексуальных влечений, - и, наконец, социосознатель-ных норм и ценностей. Помимо неорганических и органических явлений, которые существовали до появления человека, человек создал новую реальность - суперорганический или культурный мир, имеющий компонент смысла. Именно смысл, который придает человек явлениям внешнего мира, радикально меняет их ценность.

Сорокин выделяет три основные формы в которых происходит восприятие окружающей действительности человеком: 1) эмпирически чувственная форма - постигается либо с помощью органов чувств, либо инструментов их дополняющих (разного рода приборов); 2) рационально - умственная форма -познается, главным образом разумом с помощью логических операций; 3) сверхчувственно-сверхра-циональная форма бытия - постигается только посредством сверхчувственной и сверхрациональной интуиции или «божественного вдохновения». Интегральное существо человека проявляется в его способностях воспринимать и анализировать мир, опираясь на синтез всех трех форм познания.

Новаторство интегрального подхода к исследованию социокультурных изменений состоит в синтезе каузально-функционального и логико-смыслового подходов. Достоинство каузального метода Сорокин видит в возможности упорядочить хаос вселенной посредством нахождения формул унификации или единообразия. Изучая каузальные отношения между простейшими и всеобщими элементами социальной жизни, мы можем установить степень их взаимообусловленности. Например, депрессия (переменная А) и уровень смертности ( переменная В) ассоциированны друг с другом - явление. В обычно следует за явлением А. Таким образом, хотя каузально-функциональный метод и устанавливает внешние связи между явлениями, тем не менее, он позволяет свести хаос внешнего многообразия жизненного мира к серии постижимых взаимосвязанных явлений и взаимодействий. Логико-смысловой метод также является одним из способов упорядочения хаоса. Он ориентирует исследователя на выявление содержательной стороны исследуемых явлений и процессов. С его помощью устанавливается тождественность смысла или идентичность главной стержневой центральной идеи, связывающей вместе социокультурные явления. Логико-смысловой метод выявляет эти связи даже тогда, когда исследуемые фрагменты встречаются в различные периоды истории.

Новаторство Сорокина заключалось в том, что интегральная социология стала одной из первых

попыток ликвидации противостояния и синтеза структурно-функциональной и интерпретативной парадигм, в значительной степени определившей направленность развития социологии во второй половине ХХ века.

2. Социальная морфология и социальная динамика

В работе «Социальные системы» при разработке проблем структурирования социального пространства Сорокин уделял особое внимание исследованию условий возникновения, сохранения и распада социальных групп как коллективных единств.

В основе объединения людей в группу могут лежать различные виды социальных связей:

а) биосоциальные характеристики: раса, пол, возраст;

б) социокультурные характеристики: родственные связи, территориальная близость, язык, гражданство, профессиональная принадлежность и т.д.

Если в основе объединения в группу лежит одна из перечисленных характеристик, то социолог имеет дело с односвязными группами (unibonded или UBG). Если в групповых отношениях выделяются два или более вариантов связей, тогда возникает многосвязные социальные группировки (multtbonded или MBG).

Сорокин рассматривает государство как уникальную коллективную группировку (MBG), отличную от других социальных групп по численности, по масштабам и формам организации и по способам воздействия на участников. Государственные коллективы обычно состоят из большого числа членов и могут рассматриваться как политически организованное сообщество, располагающее совершенным техническим аппаратом, позволяющим эффективно управлять механизмом государственной машины. Верховная власть, лежащая в основе объединения граждан, а так же чувство национальной идентичности превращает государство в одну из наиболее интегрированных и влиятельных социальных групп: «Принадлежность к одному и тому же государству вызывает особый вид солидарности между его членами, носящий название патриотизма»1. В иерархии социальных коллективов государству безусловно, принадлежит самая высокая статусная позиция: «Государство ... оказывает сильное влияние на судьбу других социальных групп - семью, партию, профессии, церковь и т.д. От политики государственной власти весьма сильно зависит устройство и судьба этих групп. В столкновении с государством эти коллективы нередко терпели поражение и принуждены были подчиняться велениям государственной власти»2.

Сорокин обращает внимание на относительную автономию других, негосударственных общностей, из которых состоит общество. Население «распадается на множество группировок - религиозные, профессиональные, расовые, имущественные - каж-

1Сорокин П.А. Система социологии. М., 1993. т.1. С. 168.

2 Сорокин П.А. Общедоступный учебник социологии. М., 1991. С. 53.

_______________________________________________168

дая из которых является группировкой sui generis, не совпадающая с другими и имеющая не меньшее значение, чем расслоение населения по государственным коллективам»1. Уровень государственного контроля и вмешательства в общественную жизнь зависит от характера социокультурной суперсистемы и, соответственно, варьируется от страны к стране, а в рамках одного и того же общества зависит от времени, от меняющихся социокультурных ценностей.

Одновременно Сорокин обращает внимание на внутреннюю дифференцированность государства как социально-политического сообщества. Входящие в его состав группы дифференцированы по объему прав обязанностей: «В своем общем виде эта группировка распадается на коллективы привилегированных, составляющих высший социальный ранг и обделенных, дающих низший социальный ранг. Привилегированные образуют солидарное коллективное единство; такое же единство составляют и обделенные»2. В соответствии с законом исторической флуктации в любом обществе постоянно идет борьба между силами политического выравнивания и силами стратификации. Одни стремятся к уравнению прав, другие - к защите своих привилегий. Колебания профиля политической стратификации зависит как от культурно - исторической традиции, так и от уровня социальной и политической стабильности, от численности населения и от степени его однородности: «.Объем и конкретный состав отношений индивидов, образующих систему государственного взаимодействия, исторически изменчивы, не представляют постоянной величины и колеблются в зависимости от времени и места»3. Война и неоднородность населения усиливают политическую стратификацию. И наоборот, в мирное время и в небольших этнически однородных обществах наблюдается тенденция сглаживания стратификационного конуса. Борьба между полярно ориентированными силами идет с переменным успехом - когда колебания профиля политической стратификации в одном из направлений становятся слишком резкими, силы противоположной ориентации разными способами увеличивают свое давление. В результате колебания профиля стратификации приближаются к точке равновесия. Колебание уровней государственного контроля, так же как и политической стратификации, Сорокин рассматривает как подтверждение универсальности закона флуктации. Он опровергают «прогрессистские» теории, по которым формы организации политической власти развивается по восходящей линии согласно «историческим тенденциям» - от монархии к республике, от самодержавия к демократии, от правления меньшинства к правлению большинства и т.д.

Политические явления и процессы П. Сорокин рассматривает как эпифеномен социокультурной динамики. Тщательно проанализировав различ-

ные аспекты человеческой культуры - искусство, образование, этику, законодательство, военное дело, Сорокин предложил аналитически различать два противоположных, взаимно несовместимых типа. Каждому типу культуры присуща особая система знаний, философии и религии, собственные представления об этики, морали, праве, об эстетических формах и нормах поведения; различия в принципах экономической и политической организации; и наконец, свой собственный тип человеческой личности с особым менталитетом и поведением. Разным культурным типам соответствуют и различные типы социального взаимодействия. Сорокин выделяет пять основных модальностей социального взаимодействия:

1) с точки зрения экстенсивности процесс взаимодействия может варьироваться от всеобъемлющего или тотального до случайного и незначительного, когда все взаимодействие ограничено каким-то одним второстепенным «интересом»;

2) с точки зрения интенсивности - от самого активного до едва заметного;

3) с точки зрения продолжительности - от устойчивых общностей до аморфных групп, которые существуют лишь короткое мгновение;

4) с точки зрения направленности взаимодействия - от высоко солидарных до ограниченно солидарных или антагонистических.

5) с точки зрения организации - от групп высокоорганизованных до едва организованных и неорганизованных вообще.

В то же время в отдельные исторические эпохи можно выделить сравнительно устойчивые «комбинированные типы» систем социального взаимодействия - «семейственный», «договорной» и «принудительный», которые и определяют главные черты облика политических организаций и групп, представляющих собой соединение указанных модальностей. Государство, политические партии, церковь и корпоративные группы в совокупности интегрирующие население в одну группу, называемую нацией, на самом деле являются сложными и плюралистическими образованиями, структурированные различными модальностями взаимодействия составляющих их агентов. «Семейственный» тип социального взаимодействия с точки зрения экстенсивности определяется как тотальная или всеобъемлющая связь, характеризующаяся высокой степенью интенсивности, солидарная и длительная или высокопродолжительная. «Договорный тип» социальных отношений четко ограничен по экстенсивности жизнедеятельности сторон, вовлеченных во взаимодействие. Интенсивность взаимодействия зависит от характера «договорного сектора», она может быть высокой или низкой, но всегда ограничена условиями договора и никогда не распространяется на весь круг жизни участников. Поскольку договорные отношения ориентированы либо на удовлет-

1 Сорокин П.А. Система социологии. т.1. С. 78.

2 Сорокин П.А. Система социологии. т.1. С. 214.

3 Сорокин П.А. Система социологии. т.1. С. 160.

1B9

ворение взаимных интересов, либо на извлечение выгоды или пользы в обмен на свои обязательства, то солидарность приобретает «эгоистический» характер. В ее основе лежит согласие сторон, добровольно заключивших договор и согласившихся считать распределение прав и обязанностей, оформленных справедливым договором. «Договорный тип» чужероден «семейственному» и формально, и психологически. В коллективном едином «мы» семейственной группы нет места для отношений построенных на принципах холодного расчета. Социальные отношения «принудительного (сотри^огу) типа» отмечены такими чертами как асимметричность и внутренний антагонизм, т.к. лишают всякой свободы угнетенную сторону и в то же время предоставляют угнетающей стороне свободу иногда доходящую до произвола. Сфера действия отношений принудительного типа различается как по степени экстенсивности (от тотального охвата всех сторон жизнедеятельности, до отдельных сфер и локальных сегментов), так и по степени интенсивности или остроты проявления антагонизма. При «принудительном типе» отношений стороны остаются чуждыми друг другу в гораздо большей степени, чем при двух других типах отношений.

Структуры организации политической власти и формы политического правления обусловлены, с одной стороны, типом культуры, с другой - типом общественных отношений. Сорокин выделяет два основных типа политического господства: 1) идеа-ционально - теократические и 2) чувственно-секу-лярное. Допуская возможность существования третьего типа - смешанного. Смешанное или идеалистическое общество должно иметь политический режим и руководство смешанного типа - отчасти теократическое, отчасти чувственно-секулярное.

Зная доминирующий тип социокультурных отношений, можно легко реконструировать главные черты и принципы политического дизайна исследуемых обществ. В идеациональном обществе правление носит явно или неявно теократический характер, а законы рассматриваются как абсолютные требования или запреты, покоящиеся на трансцендентных основаниях. Широко практикуются «сверхъестественные санкции» - отлучение от церкви, и т.п. Сами правители принимают непосредственное участие в выполнении священных обрядов. Особенность идеанциальных форм господства заключается в том, что властью, интеллектуально-нравственным и общественным авторитетом обладают те личности и группы, которые воплощают в себе идеациональ-ные ценности. «Самый высокий престиж и авторитет, а значит, и политический вес в такого рода обществах - по словам Сорокина, - принадлежит теократии: сословию жрецов или вообще священнослужителей, касте брахманов, ламам, шаманам, «старейшинам» или какой-либо другой группе людей, которые, согласно верованиям, находятся в самом

тесном контакте с потусторонней силой и потусторонними ценностями, являясь в чувственно воспринимаемом мире их доверенными представителями»1. Идеациональный тип культуры плохо согласуется с договорными отношениями, поэтому они либо развиты слабо, либо вообще не представлены в иде-ациональном обществе. При этом степень централизации политической власти может быть различна. От преимущественно децентрализованной теократии - Древняя Индия - до ярко выраженного централизованно-теократического характера в Тибете и в Китае.

Для обществ, в которых преобладает чувственный тип культуры характерно скептическое отношение к идеациональным ценностям и ориентация на чувственные ценности: богатство, физическую силу, земное счастье и т.п. Поскольку отрицается существование сверхчувственной реальности, легитимация власти основывается на «земных» референтах: источником власти объявляется «воля народа», «нации», «класса пролетариев» или какой-нибудь другой группы. Правительство не связывают ни религиозные, ни моральные, ни научные, ни эстетические, ни какие - либо другие ценности. Более того, чувственным режимам политического господства присуща склонность к запрету любых религиозных, моральных или научных верований, теорий, взглядов, убеждений, которые противоречат идеям правящей фракции. В то же время им свойственно стремление к созданию собственную «идеологии» -пролетарской, фашистской, расистской, национальной, социалистической. Подобная идеология провозглашается «вечной истиной» и становится суррогатной заменой устраненных ценностей. Закон выполняет инструментальную функцию и становится послушным орудием в руках правящей группы. Для удержания власти, «чувственный» режим прибегает к насилию - физическому или символическому. Лидерами и правителями политических режимов, основанных на чувственном типе культуры, могут быть представители только тех групп, которые обеспечивают материальное благосостояние данного общества и являются носителями и создателями наиболее значимых чувственных ценностей. Это либо представители военного сословия, либо олигархи, организаторы новых экономических империй, либо диктаторы, либо ученые и изобретатели, имеющие дело с «материальными силами природы» и открывающие новые источники материального благополучия людей. Не редкость, когда в обществе с доминирующими чувственными ценностями политическое лидерство захватывают ловкие политиканы и махинаторы, а так же разного рода жулики и «боссы», вплоть до всесильных руководителей преступных банд.

Всемирная история представляет собой чередование эпох с различным типом отношений. Период господства идеациональной культуры совпадает

6 Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика. СПб., 2000. С. 548.

_________________________________________170

с периодом господства семейственного типа социальных отношений. Период доминирования идеалистической культуры отмечен некоторым ослаблением семейственных и отчасти принудительных отношений и усилением отношений договорных.

3. Современность: диагноз и прогноз

Отличительной чертой мировоззренческих и теоретических установок П. Сорокина является восприятие современности как мирового транзита. Современную эпоху он рассматривает как эпоху глобального перехода, социокультурных сдвигов и рождения нового социокультурного порядка. Темы, связанные с исследованием революций, войн, социальных катаклизмов и катастроф проходят через все его творчество. «Состояние, в котором находится сейчас западное общество и его культура - пишет Сорокин в «Социальной и культурной динамике», представляет собой трагическое зрелище начавшегося распада их чувственной суперсистемы. Поэтому ближайшее будущее, измеряемое годами или, может быть, несколькими десятилетиями, будет проходить под знаком dies irae, dies ilia' перехода к новой иде-ациональной или идеалистической фазе со всеми явлениями, сопровождающими подобный процесс»1. Это третий пик внутренних потрясений, который переживает европейское общество или цивилизации за почти полуторатысячелетний период истории.

Первый пик социальных потрясений пришелся на VIII век - период Каролингского Возрождения. Хотя фундаментальные изменения коснулись, главным образом, системы общественных отношений, форм социальной, экономической и политической организации, ценности европейского общества так же претерпели определенные изменения, хотя иде-ациональный тип культуры в целом, остался неизменен. Второй переходный период связан с эпохой средневековья- XIII - XIV в.в. Это было время глубочайших преобразований европейской культуры и общества, связанное с переходом от идеациональ-ной формы к чувственной и от феодальной системы общественных отношений к современной или договорно-принудительной, сменившая преимущественно семейственный тип отношений. Смена социально-культурного типа сопровождалась изменением политических режимов и форм правления: от теократического режима к светскому, от идеациональ-ной свободы к свободе чувственной; от феодальной раздробленности к национальным монархиям. Наконец, третий период датируется Х!Х - ХХ в.в. Общество переживает распад базисных ценностей, сопровождающийся утратой веры в идеи и суждения, структурировавшие жизненный мир на протяжении последних трех столетий. По оценкам Сорокина цикл чувственного режима, начавшийся в ХVI веке, достиг своей кульминации в Х!Х и в ХХ веке вступил в полосу глубочайшего кризиса, который охватил все сферы западного общества. Это кризис эпистемологии,

морали, социального и политического порядка и исторического выбора.

Обычно «переломные эпохи» сопровождаются эскалацией насилия. Именно на них приходятся наиболее разрушительные войны и другие формы проявления социальных беспорядков. В работе «Социальная и культурная динамика» Сорокин исследовал масштабы социальных беспорядков, опираясь на комбинацию четырех переменных: 1) относительный размер социального (а не просто географического) пространства, охваченного волнением; 2) доля населения, участвующего в беспорядках (на стороне восставших или против них); 3) длительность волнения; 4) относительный размах беспорядков и их важнейшие последствия (размер и жестокость насилия). Особенность третьего переходного этапа переживаемого современным обществом или современной цивилизацией заключается в том, что данный этап, с учетом отмеченных параметров, может быть охарактеризован как «самый кровавый и самый неспокойный - а значит, один из самых жестоких и бесчеловечных - периодов в истории западной цивилизации, а может быть, и всей истории человечества»2. Дезинтеграция чувственного порядка возбудила взрывы первой и второй мировых войн, множество малых войн, кровопролитнейших революций, мятежей, преступлений и насилия в их наихудших формах. Парадокс переживаемого кризисного состояния заключается в том, что все эти кровавые действа, обесценивающие жизнь человека и несущие угрозу человечеству, странным образом сочетаются с невиданным расцветом науки, технологий, образования.

П. Сорокину чужд возвышенно-романтического взгляда на революцию, он не разделяет оптимистической оценки революции как «локомотива истории» и не склонен видеть в революционном насилии проявление творчества масс. Для него революция скорее диагноз серьезной болезни общества, нежели показатель выздоровления или обновления общества. Непосредственные причины революционного взрыва Сорокин усматривает в подавлении базовых инстинктов большинства населения и в дезорганизации власти и социального контроля. К базовым рефлексам или инстинктам он относит сексуальный, пищеварительный, инстинкт самовыражения или индивидуальности, индивидуального и коллективного самосохранения. Степень революционности социальных групп определяется по степени интенсивности подавления и широте охвата базовых инстинктов. В частности, революционность пролетариата Сорокин выводит из подавления собственнического инстинкта, в масштабах несопоставимых с масштабами репрессии этого инстинкта у других эксплуатируемых классов. Постоянные ограничениями со стороны государства свободы общения, слова и действий так же рассматриваются как слагаемые революционного взрыва. Предвосхищая

1 Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика. С. 807.

2 Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика. С. 686.

теорию депривации, Сорокин подчеркивает, что подавление инстинктов определенных групп в дореволюционные периоды возрастает не столько абсолютно, сколько относительно, акцентируя внимание на релятивности наших представлений о степени жесткости применяемых репрессивных мер: «человек, объем прав которого достаточно обширен, чувствует себя ущемленным перед лицом более существенных привилегий у других»1. Подавление базовых инстинктов ведет к разрушению «условных фильтров поведения» и к «биологизации поведения», подталкивает людей к совершению антисоциальных актов. Действие, в мирное время квалифицировавшееся как преступление, в переломные эпохи, став массовым, высокопарно именуется «революцией».

Обобщая опыт революций различных эпох, Сорокин выводит «закон социального иллюзионизма». Суть закона заключается в разрыве между принципами и идеалами, декларируемыми политиками, и реальной действительностью. Периоды флуктуации общества сопровождаются флуктацией его идеалов и ценностей, специфика революционного периода заключается в том, что ценности и идеалы, которые провозглашаются на этом этапе, -иллюзорны. Сопоставляя лозунги и декларации, выдвигаемые в ходе февральской и октябрьской революций, с практическими действиями революционных правительств спустя два-три года после установления революционной диктатуры, Сорокин демонстрирует их полную несовместимость. Вместо обещанных гражданских свобод (свободы совести, слова, печати, союзов) - установление жесткого контроля со стороны власти над всеми сторонами социальной жизни и поведения (гражданам предписывалось, какой профессией заниматься, где жить, что читать и писать, во что верить, что хвалить, что порицать и т.д.); вместо провозглашавшегося мира - на деле установился милитаризованный режим. Декларировался принцип автономии народов - установилось невиданное при царизме централизованное и бюрократизированное управление. Вместо уничтожения капитализма - разрушена экономика страны.

Революции и сопутствующие им войны, как правило, усиливают и ускоряют дезинтеграцию общества. Резко повышается уровень смертности, причем, гибнут преимущественно физически здоровые, трудоспособные и энергичные люди, падает рождаемость, разрушается институт семьи, как следствие - ухудшение качественного состава населения, чреватое национальной катастрофой. Сорокин не отрицает революционной героики, подвижничества, жертвенности. Но полагает, что социальная значимость и степень влияния этих явлений на массовое сознание и поведение ничтожны в сравнении с последствиями, порожденными «биологизацией» и «криминализацией» социальной жизни: «Каждый революционный период отмечен ростом убийств,

садизма, жестокости, зверств и пыток»2.

Сорокин обращает внимание на наличие прямой связи между революцией, коммунизмом и этатизмом. Чем рельефнее проявлялись «независимые переменные» войны и голода, тем выше уровень коммунизма и этатизма. «Начало коммуниза-ции - этатизации и в политической, и в правовой, и экономической области - отмечал Сорокин, - было положено руками царского правительства (военные положения, ограничения прав личности, права собственности, частной торговли, контроль промышленно-торговых дел, права реквизиции и национализации с 25 октября 1915 г. и т.д.)... Временное правительство в лице своего высшего экономического совета и министерства продовольствия продолжило линию этатизации-коммунизации. При нем, особенно в области экономической, были установлены все начала принудительного коммунизма... Большевикам ничего нового не пришлось вносить, кроме введения классового пайка да дальнейшей уравнительно предельной централизации и коммунизации. Все главное было сделано до них и без них»3. Попытки разрешить кризис переходного периода чисто политическими методами - модификацией форм правления - не увенчались успехом и в Западной Европе. Огосударствление общества, по мнению социолога, не предусматривает селекционный механизм, позволяющий в процессе конкуренции и хозяйственного риска отсеивать людей бездарных и выдвигать действительно талантливых, что неизбежно ведет к безынициативным, примитивным способам ведения хозяйства и к эскалации политического насилия. Неудивительно, что на смену либерально-социалистической демократии пришли либо коммунистические, либо фашистские режимы.

Эффективность реформ, осуществляемых государством, определяется наличием стратегии, учитывающей интегральную природу человека и согласующей предлагаемые меры с его базовые инстинктами. Для этого, как минимум, необходимо соблюдение следующих условий:

1) установление соответствия между формой производства и распределением благ и сущностной природой человека;

2) создание условий при которых государство стимулирует, а не подавляет творческую активность населения;

3) создание единого морально-правового порядка, как для власти, так и для населения.

Во время кризисов действия людей подчиняются закону «позитивной и негативной поляризации». По этому закону люди не ведут себя однозначно: одна часть общества становится более склонной к социальной аномии (негативный полюс), а другая - к моральному совершенствованию и религиозности (позитивный полюс ). Человечество и каждый отдельный человек стоят перед экзистенциаль-

1 Сорокин П.А. Социология революции // Сорокин П.А. Человек, цивилизация, общество. М., 1992. С. 272 - 273.

2 Сорокин П.А. Социология революции. С. 267.

3 Сорокин П. Современное состояние России.- Новый мир, 1992, № 4. С. 161 - 162

_________________________________________________172

ным выбором. В зависимости от типа личности, превалирования в ее поведении биологического или социального начала, индивиды тяготеют либо к одному полюсу, либо к другому. В политике этот процесс сказывается в распространении всевозможных тиранических диктатур и в постепенно набирающих силу народных движениях, участки которых выступают за создание компетентного, честного, морально ответственного правительства из народа, волей народа и ради народа.

Примерами «негативной поляризации» может быть рост эгоизма и самоубийств, ожесточения, тупая покорность судьбе, криминальные деяния и т.д. «Позитивная поляризация», по Сорокину, проявляется в росте творческих усилий и альтруизма, в жизни по моральным заповедям, возникновении и развитии пацифистских и ненасильственных ассоциаций, во взаимном проникновении и интеграции разных мировоззренческих ориентации. Результат «эпохальной борьбы» между силами «позитивной» и «негативной поляризации», считает Сорокин, никто не в состоянии предсказать с уверенностью. Однако тенденция, по мнению ученого, оптимистическая: силы позитивной поляризации обнаруживают способность для сдерживания и уменьшения гибельных действий сил «нерелигиозности и деморализации». Какая из этих альтернатив осуществится -зависит от каждого из нас. Окончательный исход этой борьбы во многом будет зависеть от того, сумеет ли человечество предотвратить новую мировую войну. Если этой апокалиптической катастрофы удастся

избежать, то тогда зародившиеся творческие силы приведут человечество в новую величественную эру его истории. Помочь положить конец агрессии, преобразовать враждебные отношения в дружеские; может, по мнению Сорокина, неэгоистическая творческая любовь. Неэгоистическая любовь необходима для физического, духовного и нравственного здоровья человека. Переживаемый обществом кризис может способствовать переходу к последующим этапам социальной трансформации - катарсису харизме и воскресению, если очистившись трагедией, страданием и распятием, люди снова обратятся к разуму, к вечным, непреходящим, универсальным и абсолютным ценностям.

Анализ социокультурной динамики дал П.Сорокину основание утверждать, что общество и культура развиваются по некоторым внутренним, имманентным законам, которые он назвал «принципом самоде-терминации». Отказавшись от внеисторического детерминизма, указывая на конкретность и случайность факторов социального развития П.Сорокин сделал первые шаги от классических системных представлений в сторону нелинейной динамики, ставшей предметом исследования социологии в 7080-е годы в рамках синергетического подхода. Для работ этого направления характерна и новая методология, получившая название постнеклассической, которая ориентирована на преодоление традиционной поляризации объективного и субъективного, структуры и индивида при изучении самовоспроиз-водящихся и саморегулирующихся систем.

173

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.