Научная статья на тему 'П. Сорокин об истоках и преодолении социального кризиса'

П. Сорокин об истоках и преодолении социального кризиса Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
675
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
П. СОРОКИН / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СУПЕРСИСТЕМА / СОЦИАЛЬНЫЙ КРИЗИС / P.SOROKIN / SOCIOCULTURAL SUPERSYSTEM / SOCIAL CRISIS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бадмаева Мария Валентиновна

В статье дан анализ представлений П. Сорокина о проблемах и перспективах реформирования кризисного общества в период распада и трансформации чувственной социокультурной суперсистемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

P.SOROKIN ON CAUSES AND OVERCOMING SOCIAL CRISIS

The article gives analysis of P.Sorokin ’s ideas on problems and prospects of the society under crisis in the period of disintegration and transforming sensual socio-cultural supersystem.

Текст научной работы на тему «П. Сорокин об истоках и преодолении социального кризиса»

тельных знаков, взалканных желаний, чаяний, изнутри струящегося восторга, нескрываемой радости за долгожданную месть. Довольно трудно различить, развести чувство глубокого трансцендентального морального удовлетворения за справедливое возмездие от элементарного эмпирического чувства личного, очень интимного, злорадства. В лучистых искренних надеждах на сие святое возмездие у святого Фомы Аквинского досталось всем - никто не забыт, и ничто не забыто - от царей и фараонов, философов, от трагиков, физиков и лириков до спортсменов и атлетов тренажёрных залов. Одно слово - ветошь, хлам и труха мира!

За сим приходится только констатировать, что если под теорией понимать тексты самих средневековых теологов, то в данном случае практика не очень-то разошлась с этой самой теорией. Чувство заслуженной мести ко многим

не «своим» бережно хранили и грели, к возмездию взывали и его алкали не только ведомые «овцы» и рядовые «поводыри», но и самые что ни есть высшие иерархи. Усомниться в этом сложно: как говорится, «что написано пером -не вырубишь и топором».

Литература

1. Фома Аквинский «Сумма против язычников». -Долгопрудный: издательство «Вестком», 2000.

Пилецкий Сергей Григорьевич, кандидат философских наук, доцент кафедры истории и философии Ярославской государственной медицинской академии, г. Ярославль, e-mail: [email protected]. Piletskiy Sergey Grigorevich, candidate of philosophical science, associate professor, department of history and philosophy, Yaroslavl State Medical Academy, Yaroslavl, e-mail: [email protected].

УДК 316.2 © М.В. Бадмаева

П.СОРОКИН ОБ ИСТОКАХ И ПРЕОДОЛЕНИИ СОЦИАЛЬНОГО КРИЗИСА

В статье дан анализ представлений П. Сорокина о проблемах и перспективах реформирования кризисного общества в период распада и трансформации чувственной социокультурной суперсистемы.

Ключевые слова: П. Сорокин, социокультурная суперсистема, социальный кризис.

M.V. Badmaeva

P.SOROKIN ON CAUSES AND OVERCOMING SOCIAL CRISIS

The article gives analysis of P.Sorokin ’s ideas on problems and prospects of the society under crisis in the period of disintegration and transforming sensual socio-cultural supersystem.

Key words:P.Sorokin, sociocultural supersystem, social crisis.

Наследие П.А. Сорокина вне всякого сомнения представляет огромный интерес как теоретико-методологическая база социально-

гуманитарных исследований. Все основные сферы человеческой деятельности проанализированы и обобщены ученым: и экономическая, и политическая, и социальная, и духовнонравственная и др. Основные его социальнофилософские концепции остаются актуальными в исследовании современных социальноэкономических, политических, духовнокультурных процессов как отдельных обществ, так и глобальных мировых сообществ. Среди них особое значение сегодня имеют представления выдающегося русско-американского мыслителя об особенностях и закономерностях развития человеческого общества как в ближайшей, так и отдаленной перспективе.

Вопросы о судьбах человечества, о его будущем традиционно находятся в центре внимания социальной философии. В периоды социальных кризисов они приобретают исключительную важность, как теоретическую, так и практическую, как для мыслителей, так и для обычных людей. Это объясняется тем, что значительная часть населения чувствует себя словно вырванной с корнем из привычного давно сложившегося контекста, растерянной перед лицом изменившейся реальности и не способной адекватно оценивать все происходящее. Практически любой, даже самый далекий от науки человек задается вопросами о том, как оценить случившееся, кто несет ответственность за это, на что надеяться мне и моим близким. Острее всего эти вопросы встают перед учеными, философами и лидерами государств.

Поэтому не удивительно, что большинство значительных историко-философских концепций, теоретических интерпретаций исторических событий, наиболее важных обобщений и выводов о природе социокультурных изменений в обществе появляются именно в периоды социальных катастроф или же сразу после них. Похожий период в истории человечества, по мнению Сорокина, начался в ХХ столетии, в эпоху перехода от умирающей чувственной культуры к новой идеациональной цивилизации. Заканчивая в 1937 году третий том «Социальной и культурной динамики», Сорокин писал: «Все важнейшие аспекты жизни, уклада и культуры западного общества переживают серьезный кризис... Больны плоть и дух западного общества, и едва ли на его теле найдется хотя бы одно здоровое место или нормально функционирующая нервная ткань. Мы как бы находимся между двумя эпохами: умирающей чувственной культурой нашего лучезарного вчера и грядущей идеациональной культурой создаваемого завтра. Мы живем, мыслим, действуем в конце сияющего чувственного дня, длившегося шесть веков. Лучи заходящего солнца все еще освещают величие уходящей эпохи. Но свет медленно угасает, и в сгущающейся тьме нам все труднее различать это величие и искать надежные ориентиры в наступающих сумерках. Ночь этой переходной эпохи начинает опускаться на нас, с ее кошмарами. Пугающими тенями, душераздирающими ужасами. За ее пределами, однако, различим рассвет новой великой идеациональ-ной культуры, приветствующей новое поколение - людей будущего» [6, с. 535].

Сорокин уже тогда ощущал этот кризис, предвидел новые конфликты, войны и революции. Западные ценности и понимание мира, по его мнению, нуждаются в крупных переменах, чтобы выжить и идти вперед. Поэтому его внимание концентрируется отныне на анализе многочисленных проблем, создаваемых кризисом и поиском путей выхода из него.

В этой связи представляет интерес его обращение к проблеме управления обществом в состоянии кризиса. П.А.Сорокин написал ряд работ, в которых исследовал проблемы реформирования кризисного общества («Современное состояние России», «Об основных условиях возможности возрождения нашего народного хозяйства», «Человек в условиях бедствия» и

др.).

Возможность выхода общества из кризиса П.Сорокин связывал, прежде всего, с интегральной сущностью человека. Человек, по мнению

социолога, есть не только результат божественного творения, но и сверхчувственный мастер-творец, способный контролировать и переступать пределы своих бессознательных и сознательных способностей в моменты «божественного вдохновения», в периоды высшего и наиболее интенсивного творчества.

Именно человек создал весь надорганический мир, который является единственной возможной средой обитания и формирования каждого индивида, каждой социальной общности. В настоящее время, пишет Сорокин, «этот культурный мир вырос до такой степени по своей динамической и творческой силе, что использовал в значительной мере неорганические и органические силы, подчинив их себе, сильно изменил поверхность всей земли и простирает свою власть далее, за границы нашей земли в космос, и, по-видимому, нет установленных пределов для роста этой суперорганической действительности и ее творческой силе. С тех пор как этот новый класс реальности был создан человеком, тот с гордостью может называть себя великим творцом суперорганической вселенной, может по праву рассматривать себя как один из творческих центров в бесконечном мире всеобщей реальности. Таков ответ на старый вопрос «что такое человек и почему он достоин похвалы?» [7, с. 136].

Главная историческая миссия человечества, по Сорокину, состоит в «. бесконечном созидании, накоплении и усовершенствовании Истины, Красоты и Добра в самой природе человека, в человеческом уме и поведении, в суперорга-ническом мире человека и вне его, в отношении человека ко всем людям, ко всем живым существам, ко всей вселенной. За последние четыре столетия творческая деятельность человека в области Правды и Красоты несколько опережала творчество в области Добра. Занятый открытиями, изобретениями и творчеством в области эмпирических наук и мирской красоты, человек каким-то образом забросил глубокое изучение добра и морали. Поэтому ему не удалось открыть новые эффективные пути и средства для своего морального облагораживания и духовного преобразования своего суперорганического мира и для контроля над своими физическими и животными пристрастиями. На протяжении этих столетий человек оставался нетворческим и «непреобразованным» в моральном отношении... Более того, в моральном отношении даже наблюдался регресс по сравнению с высоким уровнем добра, достигнутым человечеством в предшествующие периоды истории. Такое на-

рушение равновесия в высшем триединстве величайших ценностей привело к разгулу индивидуального и группового эгоизма, а также к усилению и ужесточению межличностных и меж-групповых конфликтов: войн, революций, мятежей, преступлений и других выражений моральной анархии» [7, с. 136].

Ни демократия, ни образование, ни религия не в состоянии вывести общество из кризиса и привести к новому миру без войн. Если общество хочет устранить социальное зло, необходимо делать людей лучше, то есть сознательно пойти по пути альтруистической трансформации человечества.

Предполагаемая трансформация человека, социальных и культурных институтов означает революцию в умах и сердцах индивидов и групп. В такой революции насилие не обязательно: полная трансформация культуры и институтов, человеческого поведения и социальных отношений может быть осуществлена мирными средствами благодаря желанию и согласованным действиям индивидов и групп, ведомых их сознанием, осознанием происходящего и сверхсознанием.

Более того, изменение на может быть осуществлено посредством грубого внешнего принуждения. Такие революции и войны - яркое проявление нетворческой, несознательной, биологической силы, свободной от какого-либо контроля со стороны сознания и сверхсознательного. Жестокость, насилие и кровопролитие неизменно порождают встречную жестокость, насилие и кровопролитие.

Главный смысл реформ, по Сорокину, - они должны исходить из интегральной сущности человека и ни в коем случае не препятствовать его базовым инстинктам. Для этого, как минимум, необходимо:

1) чтобы сущности человека соответствовала форма производства и распределение благ;

2) чтобы функции государства, в конечном счете, стимулировали творческую активность населения;

3) чтобы утвердился морально-правовой порядок, единый как для власти, так и населения.

Итак, в форму производства должна быть заложена постоянно действующая пружина, именуемая «личным интересом», «хозяйственной автономностью и ответственностью». Занесение на красную доску ордена, похвалы в газетах и т.д., по мнению Сорокина, - «искусственные стимулы», их роль ничтожна, «она не способна дать сотую часть того положительного эффекта, который дает «личный интерес»». Сорокин предложил ряд конкретных мер:

- «ясное и категорическое признание права собственности»;

- налоги должны быть таковы, чтобы сохранялась «уверенность лица в прочности своих прав на результаты своей хозяйственной деятельности» (налог по принципу «чем больше -тем лучше» ущемляет стимул «личного интереса» и его положительных эффектов);

- исключить хозяйствование в «формах частного хищничества» (аренда предприятий, позволяющая выжимать из них сиюминутную прибыль «ценой окончательного их разрушения»);

- имущественная дифференциация не должна быть безмерной, что «толкает нищие массы на разгром существующего порядка», порождает преступления, бунты, ведущие к разгрому производительных сил страны (обе крайности -уравнительность и безмерное имущественное неравенство - ведут к печальным результатам)» [3, с. 4-6].

Функции государства, особенно экономические, не должны подавлять ни субъективность индивида, ни функцию собственно общества. Огосударствление общества, по мнению социолога, неизбежно ведет к безынициативным, примитивным способам ведения хозяйства. В подтверждение своего тезиса Сорокин приводит ряд примеров. Национализировали промышленность - деятельность многих предприятий прекратилась. Национализировали жилище - дома, став по сути бесхозными, начали разваливаться. Национализировали торговлю - прилавки опустели. Такие следствия огосударствления объясняются не неопытностью и неумелостью организаторов, а тем, что огосударствление не предусматривает селекционный механизм, позволяющий в процессе конкуренции и хозяйственного риска отсеивать людей бездарных и выдвигать действительно талантливых.

Разгрузка государства от несвойственных ему функций позволила бы государству уделять больше внимания охране внутреннего порядка, суду, осуществлению культурных функций.

Наконец, реформы должны обеспечить введение надлежащего правового порядка, который должен содействовать производительной и творческой деятельности населения. Продуктивная экономическая деятельность, считает Сорокин, возможна только при правовом поведении, как самого населения, так и органов власти. Для этого необходимо, чтобы все граждане России стали «субъектами прав, участниками, членами единого общего коллектива, а не бесправными париями, не объектами прав, не материалом в руках народных пастырей» [3, с. 14].

Для этого от власти, в частности, требуется организация независимого суда, оздоровление исполнительно-административного аппарата, а от граждан - усилие к действительному уважению чужих прав, исполнению своих личных прав и обязанностей, соблюдение общественного мира.

Если за войнами и революциями наступит мир и конструктивность, это результат действия созидательных сил альтруизма и солидарности.

Если же лидеры и правящие классы не проявят неэгоистического альтруистического поведения, революции и войны неизбежны. В конце концов, эксплуататорские группы больше потеряют из-за своего эгоизма и недальновидности. Войны, революции и конфликты отнимут у них не только богатство и привилегии, но и саму жизнь.

В этих условиях элементарная мудрость диктует неэгоистическое объединение в целях реализации любого разумного, проверенного плана реконструкции социокультурных институтов. Привилегированные группы утратят свой блеск, их образ жизни изменится, но, с другой стороны, они вернут утраченную свободу, творческое лидерство, сознательную и сверхсознательную энергию. Их жизнь наполнится новым смыслом. И привилегированные, и непривилегированные выиграют материально, морально, интеллектуально от подобной реконструкции. Среди прочих достижений они освободят себя от необходимости сражаться и умирать в бессмысленных революциях и войнах.

Трансформация, по Сорокину, должна одновременно осуществляться в трех направлениях: индивидуальном, культурном и социальном.

Эффективная трансформация индивида предшествует остальным. Без лицемерия и самообмана каждый индивид должен начать работу над самим собой, развивая свою созидатель-ность и альтруизм, увеличивая контроль сверх-сознательного над сознательным и бессознательным участками его личности. Однажды предпринятые, альтруистические действия необходимо повторять до тех пор, пока они не станут привычными. Перерыв может свести все затраченные усилия на нет. Спокойно и ненавязчиво, даже в тайне от других, каждый может самосовершенствоваться в тысячах поступков, начиная с малых добрых дел и заканчивая актами исключительного бескорыстия. Если большинство индивидов хотя бы немного улучшит себя, пойдя по этому пути, общая сумма добра в мире будет значительно больше, чем от политических кампаний, законов, войн, революций, конфликтов и столкновений и т.д.

Каждый индивид может добиться этой цели. Проповедь и заповеди дают нормы и ценности, показывающие, как этого добиваться. Так, например, как родитель, - человек заботится о детях с пользой для их здоровья и развития. Как артист, политик, - человек отказывается исполнять вульгарную халтуру или неправедные законы. Как ученый, изобретатель, - он трудится на общее благо, а не создает разрушительный арсенал, приближающий ядерное безумие. Как учитель - человек воспитывает стремление к истине и добру, а не воспроизводит бездумных субъектов, чья подготовка видна лишь в слепом применении парадигмы к проблемам, возможно, гибельным для человечества. Как бизнесмены, работники, механики или клерки, - люди выполняют свои роли. Руководимые альтруизмом или эгоизмом, тем самым содействуя социальной или асоциальной обстановке в обществе. Для Сорокина общество - результат объединенного действия миллионов индивидов. Если каждый не будет исполнять свои функции корыстно, то мир будет лучше. И если бы каждый вел себя альтруистично, мир был бы богаче.

Следующим шагом должно стать хорошо продуманное изменение всех культурных и социальных институтов, осуществленное через объединенных в большие группы индивидов. Их задача двойственна. Во-первых, необходимо дальнейшее наращивание знаний и новых методов альтруизации человеческого сообщества. Во-вторых, с помощью полученных знаний необходимо составить план трансформации, распространить его среди населения и убедить людей в безотлагательности и осуществимости предполагаемой моральной трансформации. Все полученные знания, методики, идеи должны прочно укрепиться, укорениться в сознании современного общества. Тогда количество групп, посвятивших себя делу альтруизации, будет постоянно увеличиваться и сможет в дальнейшем оказывать влияние на правительства, ООН, международные и межнациональные объединения. В конечном счете, вся социокультурная система станет мирным и созидательным космосом.

Социальные кризисы в истории человечества, отмечает Сорокин, случались неоднократно. Сколь бы отчаянной и безнадежной ни выглядела ситуация, человечество всегда находило в себе силы мобилизоваться, достойно встретить трудности и вступить в новую созидательную пору своего развития. Современный кризис, возникший при переходе от чувственной культуры к идеалистической или идеациональной, также не является чем-то абсолютно новым.

Сходные трудности человечество уже переживало несколько столетий назад. История свидетельствует о том, что, несмотря на многочисленные и ужасные ошибки, обществу всегда удавалось найти верную дорогу, разработать верный план и выбрать достойного лидера, чтобы окончательно преодолеть кризисную ситуацию. Если все это случалось раньше, нет оснований считать, что подобное не случится и на этот раз. Если бы становление нового порядка целиком зависело от здравого смысла и чувств обычных людей, он, возможно, никогда не был бы реализован. Но, к счастью, любое серьезное социальное потрясение всегда сопровождается действием безличных, сверхсознательных сил. Они уже проявили себя, вызвав социальный кризис, лишив большую часть общества покоя, безопасности, материального комфорта, свободы и других жизненных ценностей.

Именно они заставили человечество осознать, что существующий социальный порядок уже прошел свою созидательную фазу и привел общество к самому краю гибели. В этом не виноваты варвары, революционеры или заговорщики. Чувственная культура умирает естественной смертью, и причина ее смерти - дезинтеграция всей присущей ей системы ценностей.

Влияние текущего кризиса на современную культуру Сорокин сравнивает с последствиями сильного потрясения, которые часто полностью меняют человека, его характер, привычки, мировоззрение. Ученый вспоминает о судьбах Будды, Св.Павла, Св.Петра, Гейне, Достоевского, Ван Гога и многих других известных всему миру гуманистах, прошедших сквозь многочисленные бедствия и страдания и посвятивших свою жизнь служению на благо человечества. Опыт этих людей свидетельствует о том, что моральный и религиозный прогресс, как правило, происходит в периоды жестоких испытаний и бедствий. Длительные периоды процветания притупляют религиозные и моральные чувства. Кризис же, напротив, стимулирует бурный подъем творчества в этих и других областях культуры.

Так проявляет себя закон религиозной и моральной поляризации, согласно которому, напоминает Сорокин, кризисы и катастрофы приводят не к возрождению религиозности и моральному облагораживанию и не к простому росту

нерелигиозности и упадку морали, а к усилению обеих этих противоположных тенденций, позитивной и негативной поляризации. В результате, большинство людей, которые не слишком греховны и не слишком святы, резко делится на две группы. Одни становятся более религиозными, моральными, альтруистичными, другие - более агрессивными, жестокими и безнравственными.

Однако, как свидетельствует опыт, негативная поляризация - явление временное. Рано или поздно она вытесняется позитивной тенденцией. В настоящее время, считает Сорокин, негативная поляризация уже достигла своего максимума, в то время как позитивная находится в начале развития. Последние катастрофы высвободили ее энергию, продолжающийся кризис дал дополнительный толчок для дальнейшего развертывания. Со временем позитивная энергия начнет контролировать происходящие в обществе изменения и сможет направить усилия людей в русло конструктивного переустройства социальной системы. Благодаря этому кризис и переходный период будут преодолены, и люди окажутся на пороге нового, относительно стабильного интегрального общества.

Литература

1. Сорокин П. Современное состояние России // Новый мир. - 1992. - № 4.

2. Сорокин П. Человек и общество в условиях бедствия (фрагменты книги) // Вопросы социологии. - 1993. - № 3.

3. Сорокин П. Об основных условиях возможности возрождения нашего народного хозяйства // Социологические исследования. - 1994. - № 2.

4. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. -М.: Политиздат, 1992.

5. Сорокин П.А. Главные тенденции нашего времени. - М.: Институт социологии РАН, 1993.

6. Sorokin P. Social and Cultural Dynamics. - Vols.1-4. -N.Y., 1937-41.

7. Сорокин П. Моя философия - интегрализм // СОЦИС. - № 10. - 1992.

Бадмаева Мария Валентиновна, доктор философских наук, доцент, декан факультета экономики и управления Бурятского государственного университета, г. Улан-Удэ, e-mail: [email protected]. Badmaeva Maria Valentinovna, doctor of philosophical science, associate professor, the dean of economic and management department, Buryat State University, Ulan-Ude, e-mail: badmaeva_

[email protected].

УДК 130.2 © М.В. Бадмаева

П.СОРОКИН О ВОЗМОЖНОСТЯХ И ПЕРСПЕКТИВАХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ СИСТЕМ В ПЕРИОД КРИЗИСА

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.