УДК 101.1:316
doi 10.18101/1994-0866-2016-3-91-97 ЛИЧНОСТЬ В ПЕРИОД
РЕЛИГИОЗНОЙ И МОРАЛЬНОЙ ПОЛЯРИЗАЦИИ
© Бадмаева Мария Валентиновна, доктор философских наук, доцент,
заведующая кафедрой философии,
Бурятский государственный университет
Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а
E-mail: [email protected]
В статье рассматриваются роль и значение человеческой личности в эпоху социальных кризисов, характеризующуюся обострением противоположных тенденций в развитии нравственности, позитивной и негативной поляризацией. Отмечается, что современные кризисы, несущие угрозу необратимых и крайне негативных последствий для всего человеческого сообщества, породили новые разновидности войн, для которых присуще стремление к уничтожению духовных начал социальной жизни. Автор считает, что в подобной ситуации переход от войны к миру возможен только при условии вдумчивого и деятельного участия каждого члена общества в процессе альтруистической трансформации социума. Основанием является теоретическая позиция выдающегося русско-американского ученого, мыслителя П. А. Сорокина, выступившего с проектом альтруистической трансформации человечества во второй половине 20-го столетия.
Ключевые слова: личность, социальный кризис, война, государство, гражданское общество, П. А. Сорокин, социокультурная система, религиозная и моральная поляризация, альтруизм, альтруистическая трансформация.
Современное состояние, в котором пребывает мировое сообщество, вызывает крайнее беспокойство. Люди прекрасно понимают, что военные действия, по какой бы причине они не начались, приведут к исчезновению всего человечества. Потому многие исследователи говорят о войнах нового поколения, не связанных с применением летального оружия, или оружия массового поражения.
Современные войны — это попытка прежде всего уничтожить духовное начало противника, его достоинство, веру в собственные возможности. Это войны информационные, психологические, кибервойны и т. п. Под прицелом оказываются не только экономика, политические организации, но и сами основы социальной жизни членов того или иного сообщества: представления о добре и зле, должном и предосудительном, допустимом и невозможном, всегда непосредственным образом связанные с памятью о прошлых поколениях, обо всем том, что почитаемо и освящено традицией. В таких войнах, на первый взгляд, речь не идет о массовой гибели людей, многомиллионных человеческих жертвах. Но последствия таких войн столь же сокрушительны: победитель получает все, побежденный, напротив, все теряет.
Если совсем недавно, в минувшем столетии, целое государство существовало за «железным занавесом», успешно защищая большую часть своего населения от «чуждых» мыслей, идей, привычек, ценностей, «чуждого» образа жизни, то сегодня подобное уже невозможно. Слишком изменилась реальность. Мы
привыкли говорить о глобализации, информационной революции, высоких технологиях, инновациях, интеллектуальной и технической мощи. Общество XXI в. сформировало новый идеал человека: профессионал, специалист высокого уровня. Системы образования развитых и развивающихся стран мира нацелены на обучение все более подготовленных специалистов все более узкого профиля, желательно технического, инженерного, прикладного. Даже в стандарте подготовки философов стали выделять направление «прикладной бакалавриат». Что такое прикладной бакалавриат и прикладная магистратура по философии? Неужели речь вновь идет об идеологии, идеологических противниках, «правильном» мировоззрении, «врагах народа» и т. п.?
В наши дни немало написано и сказано о том, каким должно быть образование, какой должна быть государственная политика, что должны или не должны делать органы власти. Значительный объем критических замечаний в адрес последних можно услышать со стороны практически любой социальной группы любого общества. И в этой ситуации все больше надежд люди питают в отношении так называемого гражданского общества, природе, специфике и перспективам развития которого уделяют внимание исследователи в самых разных отраслях знания.
К сожалению, модель гражданского общества, реализующаяся в России, изначально нежизнеспособна. Государство само создает, а точнее, имитирует его деятельность. У населения же крепнет уверенность в том, что оно абсолютно бесправно, не способно решать никакие социальные проблемы и фактически представляет собой безликую массу, этнографический материал, используемый провластными группировками для достижения ими все более заметных результатов в процессе собственного обогащения и все более высоких позиций в социальной иерархии. Отсюда защитная реакция людей: либо отношение отбрасывания, неприятия всего, что связано с политикой, решением общих для данного сообщества вопросов, либо некритичное, безоговорочное, автоматическое согласие с любыми решениями и поступками правящей элиты. И в том, и в другом случае общим является отрицательная оценка любых властных инициатив и решений.
Легко и просто критиковать власть предержащих. Сложнее системно и аргументировано предлагать альтернативные решения, брать на себя ответственность. Другими словами, непосредственно участвовать в формировании и функционировании институтов гражданского общества, которое по определению есть противовес, антипод государства. Большинство же и по сей день склонно пассивно наблюдать за более активными членами сообщества, не утруждая себя какими-либо практическими действиями.
Однако исторический опыт давно и наглядно доказал, что ни экономика, ни политика, ни технологии, ни образование, ни религия не в состоянии вывести общество из кризиса и привести к новому миру без войн. Если общество хочет устранить социальное зло, необходимо прежде всего вспомнить о роли и значении стремлений и поступков каждого человека в общем бытии социума. Вне и без понимания важности участия и незаменимости каждой отдельной личности никакие технические инновации или меры оптимизации не приведут к желаемому результату, они лишь выведут проблемы на новый, еще более сложный уро-
вень существования. Другими словами, вместо того, чтобы увеличивать и дальше боевой арсенал человечества, увеличивать его шансы в борьбе с самим собой, с человечеством в целом, необходимо, как писал в ХХ в. П. Сорокин, делать людей лучше, т. е. сознательно пойти по пути альтруистической трансформации человечества.
Предполагаемая трансформация человека, социальных и культурных институтов означает революцию в умах и сердцах индивидов и групп. В такой революции насилие необязательно: полная трансформация культуры и институтов, человеческого поведения и социальных отношений может быть осуществлена мирными средствами благодаря желанию и согласованным действиям индивидов и групп, ведомых их сознанием, осознанием происходящего и сверхсознанием.
Подчеркнем, что П. Сорокин здесь говорит об ответственности, о миссии каждого человека. Не государства, не общества, а именно среднестатистического человека, члена общества. Ни лидеры, ни толпа, ни государство не смогут сделать эту необходимую работу за обычного человека. Изменение ситуации к лучшему, настаивает П. Сорокин, может начаться лишь с индивидуальной трансформации каждого субъекта.
Ни индивид, ни группа не могут переложить бремя выполнения этой задачи на других. Правило «давайте кто-то другой принесет необходимую жертву, а я получу выгоду от его усилий» здесь неприменимо. Никто не сможет стать добродетельным за счет других. Такие эгоистические желания лишь мешают реконструкции. Эгоисты и паразиты в конце концов заплатят за это очень высокую цену, быть может, цену своей жизни. Без лицемерия и самообмана каждый индивид, считает П. Сорокин, должен начать работу над самим собой, развивая свою созидательность и альтруизм, увеличивая контроль сверхсознательного над сознательным и бессознательным участками его личности. Однажды предпринятые альтруистические действия необходимо повторять до тех пор, пока они не станут привычными. Перерыв может свести все затраченные усилия на нет. Спокойно и ненавязчиво, даже в тайне от других каждый может самосовершенствоваться в тысячах поступков, начиная с малых добрых дел и заканчивая актами исключительного бескорыстия. Если большинство индивидов хотя бы немного улучшит себя, пойдя по этому пути, общая сумма добра в мире будет значительно больше, чем от политических кампаний, законов, войн, революций, конфликтов, столкновений и т. д.
Каждый индивид может добиться этой цели. Проповедь и заповеди дают нормы и ценности, показывающие как этого добиваться. Так, например, как родитель-человек заботится о детях с пользой для их здоровья и развития. Как артист политик-человек отказывается исполнять вульгарную халтуру или неправедные законы. Как ученый, изобретатель он трудится на общее благо, а не создает разрушительный арсенал, приближающий ядерное безумие. Как учитель человек воспитывает у студентов стремление к истине и добру, а не воспроизводит бездумных субъектов, чья подготовка видна лишь в слепом применении парадигмы к проблемам, возможно, гибельным для человечества. Как бизнесмены, работники, механики или клерки люди выполняют свои роли, руководимые альтруизмом или эгоизмом, тем самым содействуя социальной или антисоци-
альной обстановке в обществе. Для П. Сорокина общество — результат объединенного действия миллионов индивидов. Если каждый не будет исполнять свои функции корыстно, то мир будет лучше. И если бы каждый вел себя альтруистично, мир стал бы богаче.
Конечно, привилегированные группы утратят свой блеск, считает П. Сорокин. Их образ жизни изменится, но, с другой стороны, они вернут утраченную свободу, творческое лидерство, сознательную и сверхсознательную энергию. Их жизнь наполнится новым смыслом. И привилегированные, и непривилегированные выиграют материально, морально, интеллектуально от подобной реконструкции. Среди прочих достижений они освободят себя от необходимости сражаться и умирать в бессмысленных революциях и войнах.
Следующим шагом на пути альтруизации должно стать хорошо продуманное изменение всех культурных и социальных институтов, осуществляемое через объединенных в большие группы индивидов. Их задача двойственна. Во-первых, необходимо дальнейшее наращивание знаний и новых методов альтруизации человеческого сообщества. Во-вторых, с помощью полученных знаний необходимо составить план трансформации, распространить его среди населения и убедить людей в безотлагательности и осуществимости предполагаемой моральной трансформации. Все полученные знания, методики, идеи должны прочно укрепиться, укорениться в сознании современного общества. Тогда количество групп, посвятивших себя делу альтруиза-ции, будет постоянно увеличиваться и сможет в дальнейшем оказывать влияние на правительства, ООН, международные и межнациональные объединения. В конечном счете вся социокультурная система станет мирным и созидательным космосом.
Безусловно, процесс трансформации не будет легким или кратковременным. Непременно будут ошибки, нарушения, непредвиденные обстоятельства. Трансформация будет отмечена конфликтами и противоборством. Но именно она положит начало новому конструктивному периоду в человеческой истории.
В «Главных тенденциях нашего времени» П. Сорокин пишет: «Незабываемый урок катастрофы этого века убедительно показывает, что без увеличения производства, накопления и распространения энергии неэгоистической любви никакие другие средства не смогут ни предотвратить будущие самоубийственные войны, ни установить гармоничное устройство человеческого универсума. Таинственные силы истории, кажется, предъявили человеку ультиматум: погибни от своих собственных рук или поднимись на более высокий моральный уровень посредством благодати творческой любви» [8, с. 248].
Его уверенность объясняется следующими соображениями. Социальные кризисы в истории человечества случались неоднократно. Сколь бы отчаянной и безнадежной не выглядела ситуация, человечество всегда находило в себе силы мобилизоваться, достойно встретить трудности и вступить в новую созидательную пору своего развития. Современный кризис, возникший при переходе от чувственной культуры к идеалистической или идеациональной, также не является чем-то абсолютно новым. Сходные трудности человечест-
во уже переживало несколько столетий назад. История свидетельствует о том, что, несмотря на многочисленные и ужасные ошибки, которые общество совершало всякий раз, выбирая несостоятельных лидеров, неэффективные средства борьбы с трудностями, на заключительном этапе кризиса ему всегда удавалось найти верную дорогу, разработать верный план и выбрать достойного лидера, чтобы окончательно преодолеть кризисную ситуацию. Если все это случалось раньше, нет оснований считать, что подобное не случится и на этот раз. Если бы становление нового порядка целиком зависело от здравого смысла и чувств обычных людей, он, возможно, никогда не был бы реализован. Но, к счастью, любое серьезное социальное потрясение всегда сопровождается действием безличных сверхсознательных сил. Они уже проявили себя, вызвав социальный кризис, лишив большую часть общества покоя, безопасности, материального комфорта, свободы и других жизненных ценностей.
Именно они заставили человечество осознать, что существующий социальный порядок уже прошел свою созидательную фазу и привел общество к самому краю гибели. В этом не виноваты варвары, революционеры или заговорщики. Чувственная культура умирает естественной смертью, и причина ее смерти — дезинтеграция всей присущей ей системы ценностей.
Влияние текущего кризиса на современную культуру П. Сорокин сравнивает с последствиями сильного потрясения, которые часто полностью меняют человека, его характер, привычки, мировоззрение. Ученый вспоминает о судьбах Будды, Св. Павла, Св. Петра, Гейне, Достоевского, Ван Гога и многих других известных всему миру гуманистах, прошедших многочисленные бедствия и страдания и посвятивших свою жизнь служению на благо человечества. Опыт этих людей свидетельствует о том, что моральный и религиозный прогресс, как правило, происходит в периоды жестоких испытаний и бедствий. Длительные периоды процветания притупляют религиозные и моральные чувства. Кризис же, напротив, стимулирует бурный подъем творчества в этих и других областях культуры.
Так проявляет себя закон религиозной и моральной поляризации, согласно которому, напоминает П. Сорокин, кризисы и катастрофы приводят не к возрождению религиозности и моральному облагораживанию и не к простому росту нерелигиозности и упадку морали, а к усилению обеих этих противоположных тенденций, позитивной и негативной поляризации. В результате большинство людей, которые не слишком греховны и не слишком святы, резко делятся на две группы. Одни становятся более религиозными, моральными, альтруистичными, другие — более агрессивными, жестокими и безнравственными.
Современный кризис не является исключением. Однако, как свидетельствует опыт, негативная поляризация — явление временное. Рано или поздно она вытесняется позитивной тенденцией. В настоящее время, считает П. Сорокин, негативная поляризация уже достигла своего максимума, в то время как позитивная находится в начале своего развития. Последние катастрофы высвободили ее энергию, продолжающийся кризис дал дополнительный толчок для дальнейшего развертывания. Со временем позитивная энер-
гия начнет контролировать происходящие в обществе изменения и сможет направить усилия людей в русло конструктивного переустройства социальной системы. Благодаря этому кризис и переходный период будут преодолены, и люди окажутся на пороге нового, относительно стабильного интегрального общества.
Конечно, можно вновь говорить об утопичности высказанных положений, но ведь никакие другие рецепты так и не дали необходимого эффекта. На каждую силу всегда находится новая сила, на каждого лидера — еще более заметный, еще более решительный предводитель. Может поэтому в списке претендентов на Нобелевскую премию мира первым номером значится сегодня не выдающийся политик, лидер нации, а Э. Сноуден, на родине преследуемый как предатель, а за ее пределами чествуемый как человек, который хотел хоть на секунду сделать мир лучше.
Литература
1. Cowell F. R. Values in Human Society: The Sociology of P. A. Sorokin. Boston: Porter Sargent, 1967.
2. Forms and Techniques of Altruistic and Spiritual Growth / Ed. by P. A. Sorokin. Boston: Beacon Press, 1954. 253 p.
3. Sorokin P. A. Man And Society In Calamity. The effects of war, revolution, famine, pestilence upon human mind, behavioral, social organization and cultural life. N. Y.: E. P. Dutton & Co. Inc., 1942. 352 p.
4. Sorokin P. A. Social and Cultural Dynamics: A study of Change in Major Systems of Art, Truth, Ethics, Law and Social Relationships. Boston: P. Sargent, 1957. 718 p.
5. Sorokin P. A. Social Philosophies of an Age of Crisis. Boston: Beacon Press, 1950. 345 p.
6. Sorokin P. A. Society, Culture and Personality: Their Structure & Dynamics: A System of General Sociology. N. Y.: Harper & Bros, 1969. 742 p.
7. Джеффрис В. Интегрализм Сорокина: новая общественная наука и реконструкция человечества // СОЦИС. 1999. № 11. С. 13-17.
8. Сорокин П. А. Главные тенденции нашего времени. М.: Наука, 1997. 351 с.
9. Сорокин П. А. Таинственная энергия любви // СОЦИС. 1991. № 8-9. С. 121137.
10. Сорокин П. А. Условия и перспективы мира без войны // СОЦИС. 1999. № 6. С. 3-11.
THE HUMAN IDENTITY IN THE PERIOD OF RELIGIOUS AND MORAL POLARIZATION
Maria V. Badmaeva
DSc in Philosophy, A/Professor, Department of Philosophy, Buryat State University 24a Smolina St., Ulan-Ude 670000, Russia E-mail: [email protected]
The article discusses the role and value of the human identity in the period of social crisis, which is characterized by opposite tendencies in development of morality, positive and negative polarization. Current crises threat irreversible and very negative consequences for the entire human community, they gave rise to new kinds of wars, destroying spiritual principles of social
life. We believe that in such a situation the transition from war to peace is possible only thought the active participation of every member of society in the process of its altruistic transformation. In the second half of the 20th century an outstanding Russian-American scholar, thinker Pitirim Sorokin suggested the project of altruistic transformation of mankind, his theoretical position could be the basis for these changes.
Keywords: identity, social crisis, war, state, civil society, Pitirim Sorokin, socio-cultural system, religious and moral polarization, altruism, altruistic transformation.
References
1. Cowell F. R. Values in Human Society: The Sociology of P. A. Sorokin. Boston: Porter Sargent, 1967.
2. Forms and Techniques of Altruistic and Spiritual Growth. Ed. by P. A. Sorokin. Boston: Beacon Press, 1954. 253 p.
3. Sorokin P. A. Man and Society in Calamity. The Effects of War, Revolution, Famine, Pestilence upon Human Mind, Behavioral, Social Organization and Cultural Life. N. Y.: E. P. Dutton & Co. Inc., 1942. 352 p.
4. Sorokin P. A. Social and Cultural Dynamics: A study of Change in Major Systems of Art, Truth, Ethics, Law and Social Relationships. Boston: P. Sargent, 1957. 718 p.
5. Sorokin P. A. Social Philosophies of an Age of Crisis. Boston: Beacon Press, 1950. 345 p.
6. Sorokin P. A. Society, Culture and Personality: Their Structure & Dynamics. A System of General Sociology. N.Y.: Harper & Bros, 1969. 742 p.
7. Jeffries V. Integralizm Sorokina: novaya obshchestvennaya nauka i rekonstruktsiya chelovechestva [Sorokin's Integralism: A New Social Science and Reconstruction of Mankind]. Sotsiologicheskie issledovaniya — Sociological Studies. 1999. No. 11. Pp. 13-17.
8. Sorokin P. A. Glavnye tendentsii nashego vremeni [The Main Trends of Our Time]. Moscow: Nauka Publ., 1997. 351 p.
9. Sorokin P. A. Tainstvennaya energiya lyubvi [The Mysterious Energy of Love]. 1991. No. 8-9. Pp. 121-137.
10. Sorokin P. A. Usloviya i perspektivy mira bez voiny [The Conditions and Prospects for a World without War]. Sotsiologicheskie issledovaniya — Sociological Studies. 1999. No. 6. Pp. 3-11.