Научная статья на тему 'Вандализм в социокультурной динамике П. Сорокина'

Вандализм в социокультурной динамике П. Сорокина Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
304
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВАНДАЛИЗМ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ДИНАМИКА / П. А. СОРОКИН / ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ / P. SOROKIN / VANDALISM / SOCIAL AND CULTURAL DYNAMICS / TYPOLOGY OF CULTURE

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Токарчук Валентина Леонидовна

В статье рассматривается теория социокультурной динамики П. А. Сорокина и раскрывает сущность и феномены вандализма на примерах переходных периодов между типами культуры. Автор статьи раскрывает смысловое и реально-практическое значение вандализма, имеющего исторические аналоги в переходных эпохах и отработанные социальные технологии, усиленные в настоящее время новейшими информационными возможностями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Vandalism in sociological and cultural to dynamics of P. Sorokin

In the article the theory of sociological and cultural dynamics of P. Sorokin is considered and it opens the essence and phenomena of vandalism on the examples of transition periods between the types of culture. The author opens semantic and real-practical value of the vandalism within historical analogues in transitive epoch and fulfilled social technologies, strengthened the newest information opportunities.

Текст научной работы на тему «Вандализм в социокультурной динамике П. Сорокина»

УДК 304 9 В. Л. ТОКАРЧУК

Омский государственный университет путей сообщения

ВАНДАЛИЗМ В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДИНАМИКЕ П. СОРОКИНА

В статье рассматривается теория социокультурной динамики П. А. Сорокина и раскрывает сущность и феномены вандализма на примерах переходных периодов между типами культуры. Автор статьи раскрывает смысловое и реально-практическое значение вандализма, имеющего исторические аналоги в переходных эпохах и отработанные социальные технологии, усиленные в настоящее время новейшими информационными возможностями. Ключевые слова: вандализм, социокультурная динамика, П. А. Сорокин, типология культуры.

В XX веке одной из самых выдающихся фигур в области культурологии и социологических наук является П. Сорокин. Работы П. Сорокина: «Социальная стратификация и мобильность», «Социокультурная динамика», «О так называемых факторах социальной эволюции» содержат развернутые методологические основания для типологии культуры, предельно актуализированные реальными процессами и тенденциями развития мировой культуры и цивилизации в XX — начале XXI вв._

В работе «Социокультурная динамика» П. Сорокин показал внутренние и внешние флуктуации (колебания), которые, соответственно, характерны для горизонтального и вертикального уровня типологии культур. Таким образом, ему удалось теоретически объединить известную с античности (Аристотель) и позже всесторонне разработанную концепцию горизонтальной типологии культур, выражающую специфические и своеобразные для каждого народа тенденции культурно-исторического развития, и вертикальную типологию культур, устанавливающую всеобщие закономерности в истории мировой культуры. Его теория циклических флуктуаций всей мировой истории цивилизации имеет геополитический характер.

Приверженцами горизонтального уровня типологии культуры в новейшей истории, кроме П. Сорокина, были ведущие мыслители XIX — XX вв. По мнению ведущих мыслителей XIX — XX вв., горизонтальный уровень типологии культуры включает в себя описание развития самостоятельных типов культуры, которые Н. Я. Данилевский назвал культурно-историческими типами. Среди других оснований (географический детерминизм, специфика религиозного самосознания, менталитет, или, по-русски, способ мышления, типы государственного устройства и др.) каждый из таких культурно-исторических типов имеет свои ценностные системы, которые коммутируют все особенности самостоятельных типов культуры, играют роль решающего фактора и помогают различить между собой самостоятельные типы культуры. Предложив аксиологические критерии типологии культур в «Социокультурной динамике», П. Сорокин, по существу, выражает общее мнение мыслителей XIX — XX вв., работавших в этом направлении. Им, в частности, отмечалось, что «всякая великая культура есть не просто конгломерат разнообразных явлений, сосуществующих, но никак друг с другом не связанных, а есть единство, или индивидуальность, все составные части которого

пронизаны одним основополагающим принципом и выражают одну — главную ценность» [1]. Таким образом, любая локальная цивилизация — живой организм. По утверждению П. А. Сорокина, части интегрированной ценностной системы подвержены флуктуации. «Важнейшие составные части интегрированной культуры — отмечает П. Сорокин, — чаще всего взаимозависимы: в случае изменения одной из них остальные неизбежно подвергаются схожей трансформации» [1].

Любые явления социокультурной действительности имеют свое начало и свое завершение. Трансформацию горизонтального уровня типологии культуры можно сравнить с эффектом мозаики, когда изменение какой-либо части целой фигуры приводит к разрушению всей ее конструкции. Горизонтальные трансформации культурно-исторических типов, выражают глобальные (общие) глубинные трансформации мировой культуры, наиболее заметные в конкретных культурных феноменах (особенное и частное). По мнению П. Сорокина, каждая глобальная культура, в его терминологии «культура — система» неизменно трансформируется в худшую сторону. «Однажды достигнув «точки насыщения», каждая культура — система неизбежно начинает свое движение к своему «закату» [1]. Эти глобальные флуктуации мировой культуры выражаются в разрушительных процессах на уровне локальных цивилизаций (А. Тойнби) или самостоятельных культурно-исторических типов (Н. Я. Данилевский). Другими словами, трансформируясь, все типы самостоятельных культур вступают в фазу своего разрушения (завершения), видимыми формами которого, в нашем случае, выступает вандализм.

Словарь русского языка С. И. Ожегова определяет вандализм как «варварское явление в культуре, ее разрушение» [2]. В Большой советской энциклопедии вандализм — «бессмысленное уничтожение культурных и материальных ценностей» [3]. Вандализм, как поступок грубый, противный просвещению, образованности трактует В. И. Даль в Толковом словаре живого великорусского языка [4]. Из вышеприведенного следует, что понятие вандализм, имеет несколько определений, объединяющим принципом, а также сущностью и содержанием которых является разрушение.

Одним из примеров вандализма на горизонтальном уровне типологии культуры является перестройка, начавшаяся в СССР со второй половины 80-х гг. «Идея перестройки состояла в том, чтобы немного

«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 4 (79), 2009 ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 4 (79), 2009

«поправить», перестроить или обновить экономику и оживить демократические принципы жизни (так называемая гласность). Затронув одну из частей интегрированной социокультурной системы, политики привели в движение всю систему, и «ускорение», планируемое сначала для экономической сферы, «набрало обороты» во всей системе, да так, что политики лишились возможности управлять скоростью социокультурных процессов», — отмечает Л. М. Марцева [5].

В основной своей работе «Социокультурная динамика», посвященной осмыслению истории мировой культуры, П. Сорокин выявил повторяющиеся процессы, синхронные процессам значимого изменения общества. Эти повторяющиеся процессы П. Сорокин выразил в виде трех различных по фундаментальным ценностям типов культуры: идеациональную, идеалистическую, чувственную. Такую типологию культуры он назвал вертикальным уровнем. Таким образом, анализ аксиологических оснований в развитии локальных цивилизаций позволил П. А. Сорокину создать методологию исследования взаимозависимости_локальных культур и мировой цивилизации и представить мировой культурно-исторический процесс как интегральную суперсистему культуры. Опираясь на вертикальную типологию культуры, П. Сорокин «протянул» спиралеобразную линию от людей примитивного общества к современности. В отличие от горизонтальной типологии культуры, вертикальная типология П. Сорокина является универсальной для обществ различных культурно-исторических типов в разные периоды истории, т. е. имеет, как уже отмечалось выше, глобальный характер.

По определению П. А. Сорокина «идеациональ-ный тип исходит из того, что существует высшая реальность — трансцендентная, которая, «растворяет» в себе чувственный мир» [6]. Примером идеациональ-ного типа культуры служит культура Брахманской Индии, греческой культуры VIII — VI вв. до н. э. Описывая в «Истории Рима» упадок старой религиозности в Римской империи в канун ее разрушения Т. Моммзен пишет: «Религиозные интересы оставались таковыми же, какими были они в эпоху начавшегося увлечения эллинизмом. Государственная религия сохранялась как политически удобное учреждение, но ничьей души она уже не волновала. Стоицизм, долго господствовавший в римском обществе, утратил в это время свое влияние: люди пресытились его ухищренною терминологией и бессодержательностью — теперь в Риме распространялась система Эпикура, вполне подходящая для людей, склонных искать забвения тревог жизни в бесцельной апатии или в поверхностной иронии» [7].

Предельно выражен идеациональный тип культуры в эпохе западноевропейского Средневековья и русской культуры средних веков, включая XIV — XVI вв. Ее главным принципом или главной истиной (ценностью) был Бог. Наука, политика, архитектура, скульптура, живопись, музыка, литература — все части культуры были пронизаны религией и христианской верой. Философия была практически идентична религии и теологии и концентрировалась вокруг той же основной ценности или принципа, каким являлся Бог. И. Хейзинга, размышляя о формах мышления в практической жизни средневекового человека, писал: «В своей повседневной жизни человек Средневековья мыслил в тех же формах, что и в современной ему теологии. Основой и здесь и там является архитектонический идеализм, который схоластика именовала

реализмом: потребность обособлять каждую идею, оформлять ее как сущность, и, объединяя одни идеи с другими в иерархические сочетания, постепенно выстраивать из них соборы и храмы, подобно тому, как это делают дети при игре в кубики» [8].

Распад культуры идеационального типа, начавшийся в позднее Средневековье, шел параллельно с созданием нового идеалистического типа культуры, где место Бога постепенно занял человек и вера в креативные способности его разума в культурно-историческом созидании в соответствии с уже человеческим пониманием добра и зла, блага и пользы, этики и эстетики. Для человека идеалистической культуры характерно то, что называется, и Бог, и реальные блага объективного мира. Описывая деятельность Лютера в начале XVI в. в Германии, Т. Н. Грановский отмечает: «Что касается до догматов, то Лютер и его проповедники ставили выше всего начала благодати; а обряды и формы ни к чему не вели... Касательно внешних форм он отменил латинские обряды и ввел народный язык; ввел в церковь песни особого рода поэзии, исключительно религиозного; здесь религия движется в народе, часть из этих песен положена на музыку, взятую из народных песен; в 30 г. Лютер написал знаменитую песнь Gottenlied. Множество обрядов, употребляемых в западной церкви, было отменено; в положении духовенства произошла великая перемена» [9]. Синтезированные идеалистические системы воплотились в греческой культуре V — IV вв. до н. э., западноевропейской XIII — XIV вв., русской XVII в. и др.

Именно в такие переходные эпохи от идеационального к идеалистическому, от идеалистического к чувственному, а потом вновь от чувственного к идеациональному и т. д., происходит разрушение оснований предыдущей культуры, как это описывает Т. Моммзен, И. Хейзенга, Т. Н. Грановский. Именно такие переходные эпохи от одного типа интегральной суперсистемы к другой интегральной суперсистемы культуры — являются торжеством, вандализма как в сфере материальной (внешней культуры) культуры, так и в сфере духовно-нравственного и эмоционально психологического состояния людей. Но в каждом самостоятельном культурно-историческом типе или локальной цивилизации вандализм проявляется различно в соответствии со спецификой каждой из них.

Чувственная культура основывается и объединяется вокруг нового принципа: объективная действительность и смысл ее сенсорны. Вот как П. Сорокин характеризовал чувственную культуру: «Комфорт, удовольствие в бесконечно разнообразных изощренных формах, утилитарные (практические) интересы выгоды, гедонистические (наслаждение, ощущение крайнего удовольствия) — вот нравственные ценности чувственной культуры» [10]. Примером чувственной культуры может служить «современная форма нашей культуры» [1].

Действительно, каждая интегральная культурная суперсистема имеет свои ценности. Ценностью идеациональной культуры является Бог; ценностью чувственной культуры — удовольствие, наслаждение; для идеалистической культуры характерен синтез идеациональных и чувственных ценностей, выражающийся в какой-то центральной идее всего социума (гуманизм, коммунизм, общечеловеческие ценности в концепции глобализма и т. д.). Но всякий раз, для установления новой интегральной суперсистемы культуры инструментом и средством выступает вандализм, взламывающий и уничтожающий прежнюю

культуру, истребляющий несметные ее материальные ценности, а главное — переворачивающий общественное сознание народа, радикально изменяя систему духовно-нравственных ценностей. На основе изучения исторических событий, а также приводимых П. А. Сорокиным многочисленных графиков и таблиц, охватывающие историю различных стран от VIII до н.э. до XX в. н.э. Л. М. Марцева пишет, что «периодичность смены идеациональной, идеалистической и чувственной культур П. А. Сорокин определяет примерно в 400 лет» [11]. В теории этногенеза Л. Н. Гумилева каждая фаза этногенеза имеет продолжительность примерно в полтора тысячелетия [12].

По мнению П. Сорокина, любое общество не должно, как целостная социокультурная система, отдавать предпочтение идеациональному, идеалистическому или чувственному типу культуры. «Общество, в котором властвует такая односторонняя истина, отстраняется от реальности, от реального знания. Это приводит его к невежеству, ошибкам, пустоте ценностей, к творческому бесплодию, к нищете социально-культурной жизни» [1]. Следовательно, в каждом обществе должны сочетаться элементы идеациональной, идеалистической, чувственной культур. Возникает вопрос, как же осуществить переход от одного элемента культуры к другому?

П. Сорокин дает ответ на этот вопрос: «Западное общество и его культура должны пройти четыре основные фазы состояния, прежде чем родится новая культурная система с новым сознанием у общества: кризис, катарсис, харизма, воскресение» [1]. П. Сорокин утверждал, что все значимые общественные изменения, в том числе и изменение культурных ценностей, начинаются с насилия. «Кризис возникает, — указывает П. Сорокин. — когда в культуру внедряется, как вирус, новая ценность, находящаяся в непримиримом противоречии с устоями данной культуры» [13].

Внедрение новой ценности, в какой-либо культуре, можно назвать актом вандализма по отношению к ранее существовавшей ценности той же культуры. Так «кризис идеациональной культуры начался в конце XII века, причиной которого был зародыш новой — совершенно отличной от предыдущей — ценности. Принцип новой ценности заключался в том, что объективная реальность частично, а не полностью сверхчувственна; она охватывает сверхчувственный и сверхрациональный аспекты, плюс рациональный и, наконец, сенсорный аспекты, образуя собой, единство этого бесконечного многообразия» [13]. Вследствие трансформации ценностей, на смену идеациональной культуры приходит идеалистическая культура.

Кризис идеалистической культуры произошел в конце XV в. в результате появления зародыша новой ценности. Принцип новой ценности культуры заключался в том, что объективная реальность и ее смысл чувственны и познаваемы для человека. Такой принцип характерен для чувственной формы культуры: сенсорной, эмпирической, светской. Господство чувственной культуры достигло своего апогея и абсолютного предела в XIX веке. П. Сорокин отмечал, что «с начала XX в. западный мир обратился к поискам новой господствующей формы сознания, культуры, систем ценностей и форм социальной организации» [14]. На Западе возникла необходимость в новой абсолютизации и универсализации ценностей, так как «без перехода к идеациональной этике и праву общество не сможет избежать тупика» [1].

Эволюция русского сознания XX в. развивается в том же направлении, что и на Западе. «Сенситив-

ная суперсистема довлела в России меньше, чем в Европе. Упадок Европы вызвал русские революционные потрясения. Запад не миновал мировых войн и ужасов фашизма, но его поиск новой суперсистемы ценностей осуществляется эволюционно. По тому же пути пойдет и Россия» [14]. П. Сорокин радуется и приветствует поиски новой господствующей формы сознания, культуры, систем ценностей и форм социальной организации. «Я лично радуюсь и всячески приветствую такие искания как на Западе, так и у нас. Переживаемые катастрофы говорят о том, что опыт человечества был не полон, иначе бы катастрофы бы не было. Стало быть, нужно произвести эту ревизию, нужно найти «ошибочные устои» и необходимо указать новые, более правильные. И чем глубже и бесстрашнее будет произведена эта «ревизия», тем лучше; плох тот врач, который боится до последних глубин изучить больной организм. Никакие авторитеты и никакие ценности не должны быть изъяты из этого пересмотра: подлинные ценности выдержат его, а мнимые, какими бы фетишами они не были, заслуживают низвержения с пьедестала» [15].

В типологии культуры П. Сорокин выразил повторяющиеся процессы в виде трех различных по фундаментальным ценностям типов культуры: идеа-циональную, идеалистическую, чувственную. П. Сорокин синтезирует горизонтальный и вертикальный уровни типологии культуры. Именно это позволяет автору «Социокультурной динамики» соединить локальные цивилизации с общим развитием всемирной истории и культуры. Внедрение новой ценности, в каком-либо типе культуры, является актом, вандализма по отношению к ранее существовавшей ценности той же культуры.

Статья актуализирует нравственные истины общества, расставляет акценты в содержательных моментах для понятия на злобу дня. Она может быть использована преподавателями и студентами при изучении дисциплин по: культурологии, социологии, истории.

Библиографический список

1. Сорокин П. А. Социокультурная динамика // Человек. Цивилизация. Общество : пер. с англ. — М. : Политиздат, 1992. - С. 429.

2. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. — М., 1972. — С. 64.

3. БСЭ. Т. 4. М., 1971. — С. 843.

4. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1. — М., 1989. — С. 163.

5. Марцева Л. М. Основы и принципы типологии культуры : учеб. пособие / Л. М. Марцева. — Омск : ОмГУПС, 1999. — С. 69.

6. Каграманов Ю. И кружится ветер на пути своем. О наследии Питирима Сорокина // Новый мир. — 2007. — № 9. — С. 111.

7. Моммзен Т. История Рима. — СПб. : Лениздат, 1993. — С. 253.

8. Хейзенга И. Осень Средневековья : пер. с нидерландского Д. В. Сильвестрова. — М. : Айрис — пресс, 2002. — С. 273.

9. Грановский Т. Н. Лекции по истории Средневековья. — М. : Наука, 1986. — С. 107.

10. Сорокин П. А. Главные тенденции нашего времени. — М., 1993. — 2-е изд. — М., 1997. — С. 214-215.

11. Марцева Л. М. Типология культуры в социологии Питирима Сорокина // Омский научный вестник. — 1999. — Вып. 7, июнь. — С. 17.

12. Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. — СПб. :

«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 4 (79), 2009 ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 4 (79), 2009

Азбука — классика, 2002. — С. 522.

13. Сорокин П. А. «Кризис нашего времени» //Американская социологическая мысль. — М., 1996. — С. 88.

14. Сорокин П. А. Основные черты русской нации в двадцатом столетии: О России и русской философской культуре / Философы русского послеоктябрьского зарубежья. — М. : Наука, 1990. — С. 343.

15. Сорокин П. А. Начало великой ревизии // Вестник

литературы. — 1922. —№ 2-3. — C. 1-3.

ТОКАРЧУК Валентина Леонидовна, библиотекарь Центра гуманитарных знаний и медиаресурсов.

E-mail: [email protected]

Дата поступления статьи в редакцию: 11.02.2009 г.

© Токарчук В.Л.

УДК 008 (103) А. н. ИЛЬИН

Омский государственный педагогический университет

ПРОБЛЕМА ФИКСАЦИИ СЕМАНТИЧЕСКИХ РАЗЛИЧИЙ МЕЖДУ УРОВНЯМИ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ

В статье проводится сравнительный анализ видов продукции массовой культуры в соответствии с разделением последней на уровни (высший, средний и низший). В ходе данного анализа доказывается относительность классификации масскультурной продукции, что связано с невозможностью «подогнать» под один знаменатель общие и частные явления массового искусства: виды, жанры и конкретные произведения.

Ключевые слова: массовая культура, классификация, масскультурная продукция, различия, уровни массовой культуры.

Массовая культура как объект изучения известен гуманитарному знанию давно. Масскульту было посвящено множество трудов как российских, так и западных ученых. Поэтому, казалось бы, проблема рассмотрения массовой культуры давно исчерпала себя. Однако это не так. Поскольку мы исходим из предположения о динамическом характере массовой культуры, ее изучение будет актуальным на протяжении всего времени ее существования. Согласно динамической концепции (в отличие от статической), масскульт не является монолитным феноменом, укорененным «на века», а претерпевает в процессе времени значительные трансформации, обусловленные спецификой социального развития. То есть на каждом временном этапе социум характеризуется «своей» как массовой, так и элитарной культурой.

Характер изучения массовой культуры предполагает также два подхода. Условно назовем их гомогенным и гетерогенным. Согласно гомогенному подходу, массовая культура представляется как целостное ризоматичное образование, не подвластное разделению на уровни; в ней нет верхов и низов, она полностью лишена иерархии. Именно поэтому многие ученые, видя в ней широкое единообразие и неотличимость ее продуктов друг от друга, предпочитают сугубо критически оценивать массовую культуры, и это критическое отношение распространяется на все тело масскульта. Следуя гетерогенному подходу, изучаемый объект представляется в виде иерархического конструкта, включающего внутрь себя высшие и низшие уровни. Такая иерархизация масскульта дает более объективные основания оценки как самого

феномена, так и свойственной ему продукции; здесь уже не прослеживается односторонности (как при гомогенном подходе) в оценочных суждениях.

Так, авторами выделяются три уровня массовой культуры: китч (низший), мид (средний) и арт (высший) [1]. Арт отличается серьезностью избираемых тематики и проблем, глубоким проникновением в сущность, рефлексивностью, нравственностью, эстетической утонченностью и изяществом, требует глубокой интеллектуально-эстетической степени подготовки от реципиента. Сюда входят лучшие образцы искусства, философии и науки, получившие широкое (массовое) распространение. Миду именно как посредственному уровню свойственны произведения, к которым неприменимы критерии оценок арт-культуры: меньшая оригинальность и большая репродуктивность. Китч предполагает элементарность и примитивность, минимальность внутреннего содержания, отсутствие утонченности, рефлексивности и нравственно-интеллектуальной насыщенности, место которых занимает вульгарность и развлекательность.

Таким образом, мы видим три сферы, в своей совокупности образующие сложный конструкт массовой культуры. Соответственно, артефакты выпускаемой в мире искусства продукции можно причислять к данным уровням. Но такое разделение масскульта носит условный характер, и не представляется возможным прочертить точную демаркационную линию между ее уровнями. Соответственно, возникает трудность в конкретном определении семантической составляющей каждой формы масскульта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.