Научная статья на тему 'Интегральная социально-экономическая парадигма повышения качества жизни населения'

Интегральная социально-экономическая парадигма повышения качества жизни населения Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
315
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРАДИГМА / СИСТЕМНАЯ МОДЕЛЬ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / PARADIGM / SYSTEM MODEL / SOCIAL AND ECONOMIC PROCESSES / QUALITY OF LIFE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ершова Мария Викторовна

На основе анализа существующих парадигм социологии: парадигмы социального факта человек рождается и попадает в уже сложившуюся социальную среду, определяющую его качество жизни и возможности обучения (первая социализация), парадигму социального поведения, стремящейся создать научно точную социологию через выделение социального поведения как особого рода общественного явления, парадигму социальных дефиниций, отражаемую человеческую деятельность в виде понятий основных систем: культурной, социальной, личностной и поведенческого организма, парадигмы детерминизма, определяющей в общественно-экономическом развитии технологические изменения в системе производства, что ведет к существенным социальным изменениям предложена интегральная социально-экономическая парадигма повышения качества жизни населения, в основу которой положена системная модель управления социально-экономическими процессами, улучшающими качество жизни населения. При этом под социальным нами понимается социальная и культурная сферы и их отдельные элементы. Предложенная парадигма, как объединяющая все существующие в отличие от общепринятого, предусматривает три периода социализации индивида (в течение всего жизненного цикла): первичная период обучения и получение профессии, вторичная трудовой период и третичная отдых на пенсии. Системная модель управления социально-экономическими процессами включает планирование, развитие и реализацию элементов социально-экономического процесса с использованием резервов и изменений с целью повышения качества жизни населения. Предложенная парадигма является интегральной, объединяющей разрозненные парадигмы современной социологии и определяет завершенность социологической науки. Результатом использования предложенной интегральной социально-экономической парадигмы является повышение качества жизни населения за счет управления развитием социально-экономическими процессами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Ершова Мария Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATED SOCIAL AND ECONOMIC PARADIGM OF IMPROVEMENT OF QUALITY OF LIFE OF THE POPULATION

On the basis of the analysis of the existing sociology paradigms: paradigms of the social fact the person is born and gets to already developed social environment defining its quality of the life and possibilities of training (the first socialization), a paradigm of social behavior seeking to create scientifically exact sociology through allocation of social behavior as special type of public phenomenon, a paradigm of social definitions, the reflected human activity in the form of concepts of the main systems: cultural, social, personal and behavioral organism, the paradigm of a determinism defining technological changes in system of production in socioeconomic development that leads to essential social changes the author offered the integrated social and economic paradigm of improvement of quality of life of the population which basis is the system model of management of the social and economic processes improving quality of life of the population. At the same time the social us is social and cultural spheres and their separate elements. The offered paradigm as uniting everything existing unlike standard, provides three periods of socialization of the individual (during all life cycle): primary the period of training and receiving a profession, secondary the labor period and tertiary rest on pension. The system model of management of social and economic processes includes planning, development and realization of elements of social and economic process with use of reserves and changes for the purpose of improvement of quality of life of the population. The offered paradigm is the integrated, uniting separate paradigms modern sociology and defines completeness of sociological science. Improvement of quality of life of the population due to management of development by social and economic processes is result of use of the offered integrated social and economic paradigm.

Текст научной работы на тему «Интегральная социально-экономическая парадигма повышения качества жизни населения»

УДК 330.3 doi: 10.20310/1819-8813-2016-11-4-21-27

ИНТЕГРАЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ

ЕРШОВА МАРИЯ ВИКТОРОВНА ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный технический университет», г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: sharikowa_mascha@mail.ru

На основе анализа существующих парадигм социологии: парадигмы социального факта - человек рождается и попадает в уже сложившуюся социальную среду, определяющую его качество жизни и возможности обучения (первая социализация), парадигму социального поведения, стремящейся создать научно точную социологию через выделение социального поведения как особого рода общественного явления, парадигму социальных дефиниций, отражаемую человеческую деятельность в виде понятий основных систем: культурной, социальной, личностной и поведенческого организма, парадигмы детерминизма, определяющей в общественно-экономическом развитии технологические изменения в системе производства, что ведет к существенным социальным изменениям предложена интегральная социально-экономическая парадигма повышения качества жизни населения, в основу которой положена системная модель управления социально-экономическими процессами, улучшающими качество жизни населения. При этом под социальным нами понимается социальная и культурная сферы и их отдельные элементы. Предложенная парадигма, как объединяющая все существующие в отличие от общепринятого, предусматривает три периода социализации индивида (в течение всего жизненного цикла): первичная - период обучения и получение профессии, вторичная - трудовой период и третичная - отдых на пенсии. Системная модель управления социально-экономическими процессами включает планирование, развитие и реализацию элементов социально-экономического процесса с использованием резервов и изменений с целью повышения качества жизни населения. Предложенная парадигма является интегральной, объединяющей разрозненные парадигмы современной социологии и определяет завершенность социологической науки. Результатом использования предложенной интегральной социально-экономической парадигмы является повышение качества жизни населения за счет управления развитием социально-экономическими процессами.

Ключевые слова: парадигма, системная модель, социально-экономические процессы, качество жизни

Традиционные признаки богатства индустриального общества - наличие развитой материально-технической базы, связанной с переработкой природных ресурсов или искусственного сырья с помощью потребляемой энергии в необходимые для общества предметы, которые имеют спрос на рынке, а потому ставшие товарами, в условиях существования развитой информационной культуры отходят на второй план, уступая место информационно-телекоммуникационным технологиям, которые все более активно воздействуют на развитие всех социально-экономических процессов современности.

В условиях становления информационного общества радикально трансформируются как цели общественного производства, так и структура занятости экономически активного населения. Главной целью экономической жизни общества становится сервисное обслуживание населения -клиентов, а на первое место в структуре занятости

выходят служащие информационных служб, те «серые воротнички», которые потеснили сначала «синие» (рабочий класс), а потом и «белые» - руководителей, преимущественно с инженерно-техническим образованием. Движущей силой в обществе становится информация, поэтому получение, хранение и обработка информации становится главными в жизнедеятельности общества, а специалисты информационных служб - доминирующей социальной группой.

Естественно, что на первом месте в информационных потоках стоят знания, нормы и ценности, поэтому главным стратегическим ресурсом информационного общества становится интеллект, тот умственный капитал, который предполагает наличие у большинства населения высокого уровня образования, необходимого не только для поддержания существующего типа культуры, но и для ее дальнейшего развития. В этой связи характерной особенностью информационного общества

становится не только высокий уровень образования всех его граждан, но и наличие у достаточно большого числа работающих высокоразвитой потребности к творчеству и самореализации в трудовой деятельности своих интеллектуальных способностей.

На этой основе появился новый тип культуры -информационный, который получает уникальные возможности для активного и эффективного развития всех сфер жизнедеятельности общества, для его интеграции в планетарные информационные сети, благодаря чему возрастает совокупное общественное богатство человечества.

По мнению специалистов в первой половине XXI в. лидирующее место в экономике будут иметь три сферы:

- производство компьютеров и их составляющих;

- поддержание информационных сетей и их последующая трансформация в соответствии с новыми технико-технологическими характеристиками;

- контент-индустрия или процесс производства, продажи и потребления коллективными и индивидуальными клиентами содержательной информации.

Лидирующее место при этом будет иметь, естественно, контент-индустрия, в которой будет аккумулироваться и производиться большая часть капитала. Специалисты считают, что в контент-индустрию превратятся все отрасли социальной практики, где так или иначе производится информация, будь то наука, искусство, образование, не в меньшей мере вся социально-политическая деятельность, торговля, не говоря о современных СМИ, спорте, рекламе, шоу-бизнесе и развлечениях, уже сейчас неразрывно связанных с планетарными информационными сетями.

В высокоразвитых странах мира в настоящее время более половины всех занятых наемным или самостоятельным трудом связаны с информационным сектором экономики. В современных США до 80 % работают в этом секторе, у них информация, технические и программные средства и продукты ее переработки превратились в главный товарный продукт, а другие высокоразвитые страны (в первую очередь, страны Тихоокеанского региона и Западной Европы) уверенно догоняют США.

В любом информационном обществе возникают новые механизмы функционирования и новая направленность общественного бытия, в результате чего необходимо создание принципиально новых политических, правовых, экономиче-

ских, организационно-функциональных основ управления. Это предполагает переход в управлении от феноменологических методов к числовому эмпирическому подходу, к созданию информационных банков данных, включающих и значимую социальную статистику.

Можно выделить главные характеристики информационного общества, рассматривая его как особое интегральное понятие, которое включает целый ряд базовых детерминант, качественно отличающих его от других современных сообществ:

- технико-технологическим параметром этого общества является широкое и разностороннее использование информационных технологий во всех сферах социального бытия;

- экономическая жизнь в этом обществе определяется превращением информации в основной ресурс товаров и услуг, в главный источник добавочной стоимости и занятости населения;

- изменение социальной структуры общества происходит под влиянием технико-технологических и экономических особенностей и предполагает существенное повышение качества жизни населения - с одной стороны, и постоянный рост уровня образования подрастающих поколений - с другой;

- социально-политические параметры информационного общества основываются на принципах плюрализма и демократии, что предполагает толерантность и предоставление равных прав всему населению к информации;

- становление новых норм и ценностей этого типа общества предполагает наличие глобального мышления и реализацию принципов экосистемы, которые отвечают потребностям личности и общества, гармонизации взаимодействия человека с природой и социально-экономической средой;

- значимым параметром информационного общества является совершенствование самого человека, актуализация его знаний, реализация его творческого потенциала. Именно в информационном обществе человеческий капитал становится доминирующим по сравнению с его другими формами - финансовыми, природными или овеществленными.

Характеристики современного информационного общества в их сопоставлении с другими обществами, сосуществующими с информационным в настоящее время на планете, позволяют выявить возможности современных социально-экономических и общесоциологических концепций, которые основываются на идиографических методах и качественном анализе современного социального

бытия, в то время как получаемая в эмпирических социологических исследованиях информация о массовом сознании и поведении характеризует не только специфику социально-экономических процессов современности, но и показывает отношение людей к происходящему, выявляет различия в поведении разных социальных групп. Синтез обеих подходов позволяет получать обобщенное, интегративное знание, без которого невозможно дальнейшее развитие, как мировой, так и российской экономики.

В основе нового информационного типа общества лежат общественные связи, которые образуют четко фиксируемую систему отношений, институтов, средств общественного контроля, на основе чего происходит соединение людей в единую целостность, способную не только существовать, но и изменяться. Изменяющееся общество составляет наиболее значительную характеристику современного человечества, вступающего в третье тысячелетие с множеством нерешенных глобальных проблем, главная из которых - возможности выживания человечества.

В последние годы в обществознании все большее внимание уделяется разработке концепции устойчивого развития, которая активно обсуждается научными исследователями разного профиля - философами, историками, экономистами, социологами и пр.

В основе этой концепции лежит создание единой модели устойчивого развития, как глобального, так и национально-регионального уровней, на базе экологической экономики, которая предполагает интенсивное хозяйствование по принципам экологической науки и биосферной концепции культуры, а также с учетом радикально обновленного ценностного сознания человечества, когда в приоритетных ценностях находятся практические действия людей во всех сферах социального бытия.

Сторонники этой концепции считают, что все беды современного человечества обусловлены как раз тем, что ценностное сознание и собственно человеческие качества и соответствующие им стандарты поведения человека в настоящее время находятся в радикальном противоречии с техническими возможностями современной цивилизации, которая требует качественно иных нравственных характеристик и поведенческих образцов от современного человека. Важнейшими необходимыми качествами человека становятся его самоактуализация, практическая реализация творческого потенциала и многообразных способностей, внутренней свободы и личного достоинства

каждого члена общества. Именно такую молодежь нужно формировать для радикального обновления современной России. Информационное глобальное пространство требует новых подходов к формированию парадигмы информационного общества [1].

Современная социологическая наука базируется на основных четырех социологических парадигмах, связанных с именами Э. Дюркгейма, О. Конта, М. Вебера, Б. Скиннера. Под парадигмой нами понимается «исходная позиция (понятие, модель) в постановке проблем, их объяснении и решении» [2].

Эмиль Дюркгейм создал парадигму социального факта. Он считал, что каждый человек входит в уже сформировавшийся до него социальный мир, в определенную систему отношений, не зависящую от человека. То есть он признает факт социального принуждения. При этом он признает два аспекта принуждения. Первый - давление на индивида извне, т. е. со стороны общества, второй учитывает момент усвоения, интериоризации общественных правил, когда они становятся внутренними двигателями человеческого поведения. Такие социальные факты Э. Дюркгейм считает предметной областью социологии.

В рамках позитивистской социологической ориентации развивалась парадигма социального поведения, которая относится к эмпирическому направлению в социологии, стремящемуся создать научно точную социологию через выделение социального поведения как особого рода общественного явления. На основе парадигмы социального поведения развиваются концепции психологического редукционизма (возвращение назад, восстановление) и теории обмена. Первая теория сводит социальное поведение к поведению психологическому и использует для его описания биологические и психологические понятия. Теория социального обмена, связанная с именами американских социологов Дж. Хоманса и П. Блау, рассматривает индивида как организм с биологическими потребностями, ищущий вознаграждения. Основное развитие данной парадигмы получило в работах социологов: Фло-риана Знанецкого, Роберта Макивера, Толкотта Парсонса, а также Макса Вебера, американских социологов Беккера, Дж. К. Хоманса.

Элементами парадигмы социальных дефиниций являются не сами социальные факты, а способ, с помощью которого они определяются. Парадигма социальных дефиниций имеет различные направления, так как она выражена в символическом инте-ракционизме и этно методологии. Важнейшей в парадигме социальных дефиниций является теория социального действия, основы которой заложены в

трудах Макса Вебера, а затем в трудах Т. Парсон-са. В парадигме социальных дефиниций особое место занимает концепция социального действия, но не самих действий, а отражающей их системы понятий. По мнению Парсонса, человеческую деятельность можно полностью отразить в виде понятий основных систем: культурной, социальной, личностной и поведенческого организма. Данная парадигма в условиях усложнения социального мира будет иметь большие научно-практические перспективы, по мнению В. Харчевой [3], в том числе и на российском пространстве.

Парадигма детерминизма включает в себя ряд теоретических концепций, которые связаны с детерминирующими социальными отношениями людей: экономическими, географическими, культурными, технологическими.

К парадигме детерминизма относится и марксизм. Социально-исторический детерминизм К. Маркса носит явно экономическую направленность, сводящую социальные отношения к основным приоритетам в отношениях отдельных групп общества: формам собственности, экономической обусловленности.

Довольно известной является концепция технологического детерминизма, отводящей определяющую роль в общественно-экономическом развитии технологическим изменениям в системе производства. Согласно данной концепции, крупные изменения в технологии и технике ведут к существенным социальным изменениям, так как требуют серьезных изменений организационной структуры и новой культуры производства [4]. При этом необходимо координировать социальные изменения с технологическими изменениями в обществе. Особой формой технологического детерминизма является техницизм - особый тип общественного сознания, связывающий общественное развитие с нововведениями в технике и технологии.

В этом случае предложенная парадигма определяет основное направление всей социально-экономической науки. С целью повышения качества жизни населения нами предложена системная модель управления социально-экономическими процессами (рис. 1).

Из рисунка видно, что система управления социально-экономическими процессами основана на развитии и использовании элементов макро- и микроэкономики, на протяжении всех этапов социализации.

На макроэкономическом уровне обеспечивается занятость населения, рост доходов и соответственно рост совокупного спроса, что в свою очередь вызывает рост производства продукции и рост

количества рабочих мест. Большое значение при этом играет роль государства в регулировании социально-экономических отношений в направлении повышения качества жизни в стране. В этом случае занятость вызывает рост отчислений в бюджеты всех уровней, что обеспечивает увеличение финансирования всех социальных статей, развитие культуры и средств коммуникации: растут тиражи газет и журналов, развивается сеть Интернет.

На микроэкономическом уровне рост реальных доходов населения позволяет полнее удовлетворять потребности в жилье - доступнее становится ипотека, продуктах питания, одежде, обуви. Для детей становится доступнее образование, а в целом для населения - медицина. Высокие доходы населения обеспечивают возможности культурного и оздоровительного отдыха. При этом успешно работающие предприятия формируют фонды развития, потребления и социального обеспечения содержат детские оздоровительные учреждения (или приобретают путевки для детей своих работников): санатории, детские летние лагеря и т. д.

При этом в отличие от других социологов и экономистов нами признается три периода социализации за весь жизненный цикл человека:

- первичная социализация, когда молодые люди растут и учатся в обществе, получая соответствующее образование, проживая с родителями. Мотивацией на данном этапе социализации является получение престижной профессии;

вторичная социализация - это трудовой период человека, когда он заводит семью и воспитывает детей, то есть это период проживания в своей семье с детьми. Мотивацией в этот период социализации является занятость и достойный заработок для содержания семьи, воспитания и обучения детей. Для поддержания высокой квалификации человек в этот период должен проходить переобучение, в случае изменения профессии, либо повышение квалификации;

- третичная социализация наступает, когда человек уходит на пенсию. Мотивацией в этот период является удовлетворение потребности в отдыхе и медицинском обслуживании. Дети выросли и покинули семью родителей - жизнь в своей семье без детей.

Система управления социально-экономическими процессами включает общие и специальные (конкретные) функции управления [5]. К общим функциям социального управления относятся: планирование и реализация развития социально-экономических процессов, выявление резервов и управление изменениями.

Макроэкономика:

- рост занятости, дохода и совокупного спроса;

- развитие культуры;

- развитие средств коммуникации

Система управления социально-экономическими процессами, обеспечивающими ПКЖН

Микроэкономика:

- обеспечение жильем, одеждой, питанием;

- доступность образования и медицины;

- семейная обустроенность;

- уважение в коллективе;

- культурный и оздоровительный отдых

Социально-экономические процессы ПКЖН:

Первичная социализация: обучение, получение профессии

жизнь в семье родителей

Вторичная социализация: трудовой период

жизнь в своей семье с детьми

Третичная социализация: отдых на пенсии

жизнь в своей семье без детей

Функции управления

экономически

социальные

мотивации

Процессы управления

- собственностью;

- производственными отношениями;

- этапами социолизации;

- культурой;

- спросом и его удовлетворением; коммуникациями;

рисками

Требования стандартов КЖН

Вход

Планирование развития элементов социально-экономического процесса ПКЖН

Выход:

- план развития;

-совершенствование управления ПКЖН

Установки на ПКЖН

Выход:

- одобренные запросы на изменения

Управление изменениями

1

Развитие элементов социально-экономического процесса ПКЖН

Выход:

Выход:

- уточненный план;

- необходимые изменения.

Формирование резервов СПКЖН

- результат контроля КЖН;

- рекомендуемые корректирующие действия

Реализация элементов социально-экономического процесса в ПКЖН

Ресурсы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Показатели роста КЖН за счет системы управления социально-экономическими процессами

I + +

Рост ВВП на душу населения

Рост реальных доходов населения

Рост продолжительности жизни

Результат: ПКЖН за счет управления социально-экономическими процессами

КЖН - качество жизни населения; ПКЖН - повышение качества жизни населения; СП ПКЖН - социокультурные процессы повышения качества жизни населения

Рис. 1. Системная модель управления социально-экономическими процессами повышения качества жизни населения

К специальным экономическим функциям управления относятся организация материально-технического снабжения, проведение маркетинговых исследований и сбыта продукции, управление финансовой деятельностью и т. д. [6].

При этом предложенную парадигму повышения качества жизни населения можно кратко сформулировать следующим образом: «Все, что создано человеком - для человека». Это значит, что динамично развивающийся социально-экономический процесс, включающий развитие материальных и духовных ценностей, культурных норм, верований, языка и обычаев, направлен на более полное удовлетворение потребностей членов социального общества, под которым понимаются взаимодействия отдельных индивидов между собой и с обществом.

Управление социально-экономическими проблемами в обществе позволяет реализовать предложенную интегральную социально-экономическую парадигму.

Апробация парадигмы социально-экономического процесса повышения качества жизни населения, практически проходит в ряде стран. Естественно, что это возможно при формировании социально направленной экономики, когда прибыль предпринимателей (владельцев фабрик и заводов) облагается высоким налогом (до 78 % в Швеции, 60 % в Японии), а государство занимается перераспределением этих сборов среди остальной части населения. При этом в социально обустроенном обществе (в той же Швеции) средняя заработная плата составляет около 5000 евро, а средняя пенсия - около 2000 евро. Таких государств уже несколько: Швеция, Норвегия, Дания, Швейцария, Германия, США, Япония и др.

Конечной целью любого социального общества является повышение качества жизни населения: повышение доходов, обеспечение роста ВВП и рабочих мест, развитие науки и техники, культуры и образования, процветания нации.

В этой связи в России необходимо, используя предложенную парадигму, изменить курс на формирование социального государства и тогда многие проблемы общества (бедность населения, недоступность образования, качественное здравоохранение, необеспеченность жильем и другие элементы социально-экономического процесса) будут решены автоматически.

Выводы: С принятием научной общественностью предложенной парадигмы теорию социологии как самостоятельной науки можно считать целостной и завершенной, то есть разрозненность теорий социологии закончилось за счет объединяющей интегральной социально-экономической парадигмы.

Литература

1. Матвеева И., Михайлова Н. Качество жизни -новая цивилизационная парадигма // Стандарты и качество. 2000. № 5. С. 56-61.

2. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. М., 2005.

3. Харчева В. Г. Основы социологии. М., 1997.

4. Жариков Р. В. Формирование продовольственной безопасности страны: конкурентоспособность продовольственных товаров и качество жизни населения: монография. Тамбов, 2009.

5. Герасимов Б. И., Ершова М. В. Дегендери-зация общества как фактор повышения качества жизни населения: монография. Тамбов, 2007.

6. Жариков В. Д. Модель роста производительности труда персонала на промышленном предприятии. // Организатор производства. Воронеж, 2015. № 2 (65). С. 66-77.

References

1. Matveeva I., Mikhajlova N. Kachestvo zhizni -novaya tsivilizatsionnaya paradigm [Quality of life - a new civilization paradigm] // Standarty i kachestvo. 2000. № 5. S. 56-61.

2. Rajzberg B. А., Lozovskij L. Sh., Starodubtseva E. B. Sovremennyj ekonomicheskij slovar' [Modern economic dictionary]. M., 2005.

3. Kharcheva V. G. Osnovy sotsiologii [Fundamentals of sociology]. M., 1997.

4. Zharikov R. V. Formirovaniye prodovol'stvennoj bezopasnosti strany: konkurentosposobnost' prodo-vol'stvennykh tovarov i kachestvo zhizni naseleniya: mo-nografiya [Formation of food security of the country: competitiveness of foodstuff and quality of life of the population: monograph]. Tambov, 2009.

5. Gerasimov B. I., Ershova M. V. Degenderizatsiya obshchestva kak faktor povysheniya kachestva zhizni naseleniya: monografiya [Degenderization of society as factor of improvement of quality of life of the population: monograph]. Tambov, 2007.

6. Zharikov V. D. Model' rosta proizvoditel'nosti truda personala na promyshlennom predpriyatii [Model of growth of labor productivity of personnel at the industrial enterprise] // Organizator proizvodstva. Voronezh, 2015. № 2 (65). S. 66-77.

* * *

INTEGRATED SOCIAL AND ECONOMIC PARADIGM OF IMPROVEMENT OF QUALITY OF LIFE OF THE POPULATION

ERSHOVA MARIYA VIKTOROVNA Tambov State Technical University, Tambov, the Russian Federation, e-mail: sharikowa_mascha@mail.ru

On the basis of the analysis of the existing sociology paradigms: paradigms of the social fact - the person is born and gets to already developed social environment defining its quality of the life and possibilities of training (the first socialization), a paradigm of social behavior seeking to create scientifically exact sociology through allocation of social behavior as special type of public phenomenon, a paradigm of social definitions, the reflected human activity in the form of concepts of the main systems: cultural, social, personal and behavioral organism, the paradigm of a determinism defining technological changes in system of production in socioeconomic development that leads to essential social changes the author offered the integrated social and economic paradigm of improvement of quality of life of the population which basis is the system model of management of the social and economic processes improving quality of life of the population. At the same time the social us is social and cultural spheres and their separate elements. The offered paradigm as uniting everything existing unlike standard, provides three periods of socialization of the individual (during all life cycle): primary - the period of training and receiving a profession, secondary - the labor period and tertiary - rest on pension. The system model of management of social and economic processes includes planning, development and realization of elements of social and economic process with use of reserves and changes for the purpose of improvement of quality of life of the population. The offered paradigm is the integrated, uniting separate paradigms modern sociology and defines completeness of sociological science. Improvement of quality of life of the population due to management of development by social and economic processes is result of use of the offered integrated social and economic paradigm.

Key words: paradigm, system model, social and economic processes, quality of life

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.