Научная статья на тему 'Инструменты внутрифирменного и стратегического планирования на предприятиях малого и среднего бизнеса'

Инструменты внутрифирменного и стратегического планирования на предприятиях малого и среднего бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1266
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕСА / ИНСТРУМЕНТЫ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ / СТРАТЕГИЯ / ВНУТРИФИРМЕННОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ЭТАПЫ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ПРЕДПРИЯТИЯ / SMALL AND MEDIUM BUSINESS / DEVELOPMENT TOOLS ORGANIZATION / STRATEGIC AND CORPORATE PLANNING / THE STAGES OF THE LIFE CYCLE OF THE ENTERPRISE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Барт Т.В., Балабанова С.И., Глебова Т.И.

В статье представлен анализ инструментов стратегического и внутрифирменного планирования, дано собственное определение с учётом принципов, методов и моделей стратегического планирования. Предложены инструменты планирования с учётом жизненного цикла развития предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTRA-COMPANY TOOLS AND STRATEGIC PLANNING AT THE ENTERPRISES OF SMALL AND AVERAGE BUSINESS

The article presents an analysis of the tools of strategic and corporate planning, equity determination on the basis of principles, methods and models of strategic planning. We offer planning tools, taking into account the life-cycle of enterprise development.

Текст научной работы на тему «Инструменты внутрифирменного и стратегического планирования на предприятиях малого и среднего бизнеса»

УДК 334.012.6

ИНСТРУМЕНТЫ ВНУТРИФИРМЕННОГО И СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

Барт Т.В., к.э.н., доцент, доцент кафедры «Менеджмент и маркетинг», ЧОВ «Московский университет им. С.Ю. Витте», e-mail: tbart@

mail.ru

Балабанова С.И., магистрант кафедры «Менеджмент и маркетинг», ЧОВ «Московский университет им. С.Ю. Витте», e-mail:

SBalabanova1993@yandex.ru

Глебова Т.И., магистрант кафедры «Менеджмент и маркетинг», ЧОВ «Московский уни-верситет им. С.Ю. Витте», e-mail: tanya.

glebowa2012@yandex.ru

В статье представлен анализ инструментов стратегического и внутрифирменного планирования, дано собственное определение с учётом принципов, методов и моделей стратегического планирования. Предложены инструменты планирования с учётом жизненного цикла развития предприятия.

Ключевые слова: малый и средний бизнеса, инструменты развития организации , стратегия, внутрифирменное планирование, этапы жизненного цикла предприятия.

INTRA-COMPANY TOOLS AND STRATEGIC PLANNING AT THE ENTERPRISES OF

SMALL AND AVERAGE BUSINESS

Bart T., Ph.D., assistant professor, Management and marketing chair, Moscow Witte University, e-mail: tbart@mail.ru Balabanova S., magistrant, Management and marketing chair, Moscow Witte University, e-mail: SBalabanova1993@yandex.ru Glebova T., magistrant, Management and marketing chair, Moscow Witte University, e-mail: tanya.glebowa2012@yandex.ru

The article presents an analysis of the tools of strategic and corporate planning, equity determination on the basis ofprinciples, methods and models of strategic planning. We offer planning tools, taking into account the life-cycle of enterprise development.

Keywords: small and medium business, development tools organization , strategic and corporate planning, the stages of the life cycle of the enterprise.

Развитие предприятий малого и среднего бизнеса в современных условиях характеризуется нестабильностью, спадом экономического потенциала, наличием у ряда предприятий признаков банкротства. Многие предприятия не смогли выстроить правильную стратегию развития в рыночных условиях, что привело к возникновению кризисной ситуации в их деятельности.

Малое и среднее предпринимательство является важнейшим элементом любой развитой хозяйственной системы, без которого невозможно развитие экономики в целом. Многие государства считают своей первоочередной задачей развитие данного сектора. Ресурсы, создаваемые и циркулирующие в малом и среднем предпринимательстве, как правило, способствуют поступательному развитию крупного бизнеса. В таблице 1 представлены данные о количестве зарегистрированных малых и средних предприятиях в РФ.

С 2002 года проект Doing Business проводит ежегодные глобальные исследования. В данном рейтинге отражается сложность открытия и ведения собственного бизнеса в разных странах мира. Данный рейтинг непосредственно отображает уровень бизнес-климата в стране, что влияет на приток инвестиций и позитивно сказывается на уровне жизни государства. По результатам исследований каждой стране присваивается рейтинг, который рассчитывается как среднее арифметическое десяти показателей. В 2015 году Doing

Таблица 1. Динамика количество предприятий малого и среднего бизнеса в РФ за 2010- 2016 гг.

Средние предприятия 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016

25170 15945 13767 13684 13691 15492 20601

Малые предприятия 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016

1644269 1836432 2003038 2063126 2103780 241800 270540

Таблица 2. Рейтинг для всех стран составлен по состоянию на июнь 2016 года1.

Рейтинг легкости Создание Регистрация

ведения бизнеса предприятия собственности

Новая Зеландия 1 1 1

США 8 51 36

Китай 78 127 42

Япония 34 89 49

Германия 17 114 79

Великобритания 7 16 47

Франция 29 27 100

Российская федерация 40 26 9

Business оценивал условия для ведения бизнеса в 189 странах. В следующей таблице будут представлены 8 стран, с показателями: рейтинга легкости ведения бизнеса, создания предприятия, регистрации собственности.

В итоговом рейтинге все страны ранжируются по уровню благоприятных условий ведения бизнеса с 1 до 189 места, первое место — наиболее высокое. Высокая позиция страны означает, что открыть и вести бизнес в этой стране быстро, просто и безопасно. Россия в свежем рейтинге комфортности ведения бизнеса Doing Business 2017 от Всемирного банка заняла 40-е место. В прошлом году Россия находилась на 51-й строчке 2.

Главной задачей организационно-экономического инструмента устойчивого развития малого и среднего предпринимательства является достижение эффективности совершаемого оборота воспроизводства стратегического потенциала. Эффективное управление бизнесом в секторе малого и среднего предпринимательства

1 Всемирный банк. МБРР-МАР. Рейтинг стран. DOING BUSONESS, 2016 год. [Электронный ресурс]. Режим доступа http:// russian.doingbusiness.org/rankings

2 Россия в рейтинге Doing Business. РБК, 2016 год. [Электронный ресурс]. Режим доступа http://www.rbc.ru/economics/25/10/2016/580 f7fb49a7947e7d14fd28c

120 TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA | 6 2016 |

достигается своевременного и правильного определения степени управленческого воздействия3. Как правило, большинство разработанных инструментов управления нацелены на крупный бизнес и не могут с полной эффективностью применяться к субъектам малого и среднего предпринимательства. Именно данное обстоятельство является ограничивающим фактором, определяющим непопулярность стратегического управления, финансового анализа рынка, оценки эффективности финансовых решений в секторе малого и среднего предпринимательства.

Использование инструментов планирования на предприятии помогает отслеживать успешность и эффективность реализации планов, проектов и программ, а также принимать необходимые решения по их корректировке применительно к изменениям внешней и внутренней среды предприятия.

Применение инструментов планирования на предприятии содействует успешному и эффективному достижению поставленных целей, решению поставленных задач, реализации планов, проектов и программ, способствует разработке управленческих решений по их регулированию и изменению с учетом состояния внешней и внутренней среды предприятия, требований экономического рынка. Инструментами внутрифирменного планирования является комплекс взаимосвязанных методов и методик, последовательных процедур, алгоритмов и приемов, сбалансированность которых позволяет решить вопросы планирования хозяйственной деятельности в соответствии с разработанной стратегией экономической политики, определить перспективные направления устойчивого развития предприятия в условиях расширенного воспроизводства4.

Главная, отличительная черта формирования малого и среднего бизнеса в рыночных условиях состоит в их гибкости, т.е. возможность незамедлительно менять свою производственную деятельность в зависимости от рыночных условий. Основные стратегии поведения малого и среднего бизнеса представлены в таблице 3.

Результаты исследования показали, что стратегий для развития малого или среднего бизнеса существует большое количество. Все выбранные стратегии, которые могут использоваться в реальной жизни, являются различными модификациями нескольких базовых стратегий. Каждая из них будет эффективна при определенных условиях и при анализе состояния внешней и внутренней среды. Поэтому, при выборе нужной, для развития бизнеса стратегии, необходимо проанализировать причины сделанного выбора в пользу той или иной стратегии, а затем, уже, воплощать выбранную стратегию в реальность.

По мнению, классика и основоположника идей разработки стратегий И. Ансоффа5, основными принципами внутрифирменного планирования следует считать

1. целенаправленность - определение и следование единой цели, которая будет оправдана как экономически, так и в соответствии с миссией предприятия;

2. сквозное планирование - осознание того, что в планировании должны участвовать все подразделения предприятия. И само планирование будет осуществляться относительно всех организаций в целом;

3. скользящее планирование - предполагает планирование через осознание краткосрочных и долгосрочных планов. При этом, долгосрочные планы имеют более высокую степень неопределенности,

3 Заргарян А.М. Эффективность управления малым и средним предпринимательством в специфических условиях регионального рынка// В сборнике: Череповецкие научные чтения - 2014 Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Отв. ред. К.А. Харахнин. Череповец: ЧГУ, 2015. С. 144-147.

4 Е.А. Кыштымова, Н.А. Лытнева Инструменты механизма внутрифирменного и стратегического планирования промышленных предприятий// В сборнике: Вестник Орел ГИЭТ №1(27) С. 50-52.

5 Милюченко М.В. Этапы и методы стратегического

планирования//В книге: Реструктуризация экономики России и промышленная политика. Труды научной конференции с зарубежным участием. Под редакцией А.В. Бабкина. Санкт-Петербург, 2015. С. 354-358.

а по мере приближения срока их реализации они уточняются в соответствии со складывающейся обстановкой и, возможно, изменяющимися целями;

4. централизация планирования - является одной из самых сложных функций, т.к. представляет собой задачу совмещения мнений относительно планирования всех подразделений компании;

5. непрерывность планирования - предполагает тот факт, что планирование осуществляется в данный момент и существует вероятность быстрого изменения из-за влияния внешних факторов;

6. сбалансированность планов - обеспечивает возможность корректировки соотношения между различными направлениями, как по срокам, так и по используемым ресурсам;

7. информационное и методическое единство определяет единую систему информационного обеспечения планирования на всех уровнях, стандартизацию накопления, хранения, обмена и использования информации.

Сбалансированный внутрифирменный план представляет предприятию вполне ощутимые блага: четкую мгновенную программу производственной деятельности, эффективную обратную связь, эффективную стратегию совершенствования производства, стремление персонала фирмы к инновациям, сокращение издержек производства. Всем этим и определяется актуальность внутрифирменного и стратегического планирования на предприятиях малого и среднего бизнеса.

На сегодняшний момент теория планирования не имеет чёткого определение понятия «инструмент планирования». Инструмент в общем смысле это слова служит для достижения какой-либо цели. Согласно толковому словарю С.И. Ожегова инструмент - это орудие для производства каких-нибудь работ. Планирование деятельности на предприятии представляет собой очень большой и ответственный участок работы, требующий привлечения сил, ума, различных инструментов и методов6.

Несмотря на то, что в экономической литературе не приводится четкого определения понятия «инструмент планирования», многие авторы в своих публикациях приводят перечень инструментов внутрифирменного, планирования в организациях.

По нашему мнению, стратегическое планирование можно представить как набор действий и решений, который предпринимает руководитель организации, с целью разработки функциональных стратегий и оказания помощи организации в решении задач и дальнейшего его развития. В свою очередь внутрифирменное планирование - это непрерывный, упорядоченный процесс планирования, основанный на сборе и обработке информации в целях определения возможных перспектив развития предприятия, выбора наиболее эффективного варианта его функционирования

Немецкий ученый Г. Шмален в своей работе «Основы и проблемы экономики предприятия» представляет инструменты стратегического и внутрифирменного планирования следующим образом:

• метод экспертных оценок,

• мозговой штурм (атака),

• анализ «разрывов» ^АР-анализ),

• анализ сильных и слабых сторон (SWOT-анализ),

• метод проверочного списка (метод оценки по системе баллов),

• концепция жизненного цикла товара,

• метод РЕДО,

• модель Мак-Кинси,

• бизнес-план.

Перечисленные инструменты рассматривались с точки зрения возможности их применения для разработки того или иного уровня или вида плана. Такой подход методически обоснован, поскольку разработка плана имеет под собой не только практическую, но также и методологическую основу, которая в большей степени определяет способность того или иного инструмента выступать в качестве исходного при выработке стратегии, оперативного плана либо долгосрочного перспективного.

6 Мельник Е. С. Инструменты внутрифирменного планирования на предприятиях // Молодой ученый. — 2011. — №9. — С. 97-99.

Таблица 3. Стратегии, применяемые в малом и среднем бизнеса в РФ

Малый бизнес Средний бизнес

Стратегия кооперации Стратегия сохранения

Стратегия использования преимуществ крупных фирм Стратегия выхода за рамки ниши

Стратегия оптимального размера Стратегия поиска захватчика

Стратегия участия в продукте крупных фирм Стратегия лидерства в нише

TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA | №6 2016 | 121

Таблица 4. Инструменты внутрифирменного и стратегического планирования

Методы разработки плана Описание

экспертный метод использование косвенной и неполной информации, опыта специалистов-экспертов, интуиции

метод социально-экономического анализа всесторонне изучение социально-экономической действительности, познания внутренних связей и зависимостей явлений с целью определения прогрессивных тенденций развития

метод прямых инженерно-экономических расчетов определение потребностей рынка в данном виде продукции и возможностей ее производства

балансовый метод обеспечение согласованности взаимосвязанных показателей

экономико-математические методы составление оптимальной программы выпуска продукции при заданных трудовых и материальных ресурсах

метод системного анализа и синтеза разложение явлений на составные части и определении на этой основе ключевых проблем перспективного развития

Таблица 5. Методология стратегического и внутрифирменного планирования

Принцип внутрифирменного и стратегического планирования Метод внутрифирменного и стратегического планирования Инструменты внутрифирменного и стратегического планирования

целенаправленность метод социально-экономического анализа, метод системного анализа и синтеза модель Мак-Кинси

сквозное планирование экспертный метод метод экспертных оценок, мозговой штурм

скользящее планирование метод прямых инженерно-экономических расчетов, финансовое планирование метод проверочного списка (метод оценки по системе баллов)

централизация планирования балансовый метод метод РЕ^

непрерывность планирования бизнес-план концепция жизненного цикла товара

сбалансированность планов метод социально-экономического анализа, метод системного анализа и синтеза анализ «разрывов» ^ЛР-анализ), анализ сильных и слабых сторон (SWOT-анализ), модель Мак-Кинси

Таблица 6. Взаимосвязь инструментов планирования в жизненном цикле организации

Этап жизненного цикла развития организации Инструмент

Создания (в этот момент определяется, в какой сфере будет работать компания, выбирается стратегия и цель) метод экспертных оценок, мозговой штурм, модель Мак-Кинси, метод проверочного списка (метод оценки по системе баллов)

Рост (происходит в связи с расширением деятельности предприятия, товар уже занимает определенную позицию на рынке, нарабатывается клиентская база, выбирается свой сегмент рынка и проводятся мероприятия по обеспечению прибыльности) анализ сильных и слабых сторон; SWOT-анализ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Зрелость (означает успешную работу на основе уже использованной технологии, форм и методов менеджмента и активного развития маркетинговой деятельности) метод РЕДО

Упадок (кризис) ( происходит реорганизация, разработка плана по выходу из критического состояния, который может быть представлен слиянием, присоединением, преобразованием предприятия, вследствие чего меняется организационно-правовая форма компании или реорганизация,) анализ «разрывов» ^АР-анализ)

Российский экономист Титов В.И. в своей книге «Экономика предприятия»7 также представляет инструменты внутрифирменного и стратегического планирования в виде методов разработки планов. В таблице 4 представлены методы разработки плана

Так же одним из важнейших инструментов внутрифирменного и стратегического планирования является финансовое планирование. Это связано с тем, что прогноз движения денежных потоков позволяет определить финансовые возможности предприятия в краткосрочной и долгосрочной перспективе, величину собственных средств для покрытия всех текущих и обязательных расходов. Финансовое планирование позволяет увидеть, сколько денежных средств необходимо затратить для нормального функционирования производства и сколько денежных средств планируется получить от реализации продукции, работ, услуг. Финансовое планирование позволяет предвидеть наличие дефицита или профицита средств у предприятия в будущем.

На основании указанных принципов, сопоставления методов и инструментов, составлена таблица 5.

7 Мельник Е. С. Инструменты внутрифирменного планирования на предприятиях // Молодой ученый. — 2011. — №9. — С. 97-99

Представленная классификация, а также описание классифицируемых методов и принципов позволяет увидеть весь набор инструментов стратегического и внутрифирменного планирования и упорядочит их. Для организаций малого и среднего бизнеса наиболее характерны применение таких инструментов как: SWOT-анализ, метод экспертных оценок, модель Мак-Кинси, т.к. организации не ориентированы на крупные проекты и масштабное развитие.

Инструментом стратегического и внутрифирменного планирования, можно считать, набор методов, способов, средств, которые могут быть использованы при планировании деятельности предприятия, при которых может быть сформирована информационная база, для принятий решений, наиболее приоритетных направлений развития предприятий в будущем.

Каждая организация проходит свой «жизненный цикл развития. Данный цикл компании состоит из четырёх этапов. 1 этап - создания; 2 этап - рост; 3 этап - зрелость; 4 этап - упадок (кризис). На каждом из этапов может применяться инструмент планирования. Ниже, в таблице 6 указаны инструменты, которые можно применить на каждом этапе «Жизненного цикла развития» организации.

122 ТКЛШРОКТ BUSINESS Ш RUSSIA | 6 2016 |

Рассмотренные в данной таблице этапы жизненного цикла организации и их отношение к инструментам внутрифирменного планирования могут взаимодействовать между собой. Данное соотношение может расширить представление о процессе развития организации и прохождении различных стадий её развития. Каждый инструмент внутрифирменного и стратегического планирования, который может применяться организацией малого бизнеса на определенном этапе своего развития, позволит получить дополнительную конкурентное преимущества для дальнейшего функционирования.

Литература:

1. Заргарян А.М. Эффективность управления малым и средним предпринимательством в специфических условиях регионального рынка// В сборнике: Череповецкие научные чтения - 2014 Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Отв. ред. К.А. Харахнин. Череповец: ЧГУ, 2015. С. 144-147.

2. Е.А. Кыштымова, Н.А. Лытнева Инструменты механизма внутрифирменного и стратегического планирования промышленных предприятий// В сборнике: Вестник Орел ГИЭТ №1(27) С. 50-52.

3. Милюченко М.В. Этапы и методы стратегического планирования//В книге: Реструктуризация экономики России и промышленная политика. Труды научной конференции с зарубежным участием. Под редакцией А.В. Бабкина. Санкт-Петербург, 2015. С. 354-358.

4. Мельник Е. С. Инструменты внутрифирменного планирования на предприятиях // Молодой ученый. — 2011. — №9. — С. 97-99.

5. MBA Start/ Бизнес образование без границ/ Создание и формализация стратегий. [Электронный ресурс]. Режим доступа - http://aniri.flatrate.m/Reading/Reading/%D0%9C%D0%B5%D0% BD%D0%B5%D0%B4%D0%B6%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D 1%82/%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%81%D0%BF%D0%B5 %D0%BA%D1%82%D1%8B%20%D0%BB%D0%B5%D0%BA%-D1%86%D0%B8%D0%B9/10-SMG-03.pdf

6. SWOT-анализ: правила и примеры составления/Журнал «Генеральный Директор», 2016 год [Электронный ресурс]. Режим доступа - http://www.gd.ru/articles/8078-swot-analiz

7. Алдакушева А.Б. Научный инструментарий планирования, стр.4 [Электронный ресурс]. Режим доступа -http://teoriapractica.ru/ rus/files/arhiv_zhurnala/2010/3/ekonomika/aldakusheva.pdf

8. Федеральная налоговая служба. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. [Электронный ресурс]. Режим доступа - https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/regbusiness/

9. Всемирный банк. МБРР-МАР. Рейтинг стран. DOING BUSONESS, 2016 год. [Электронный ресурс]. Режим доступа http:// russian.doingbusiness.org/rankings

10. Россия в рейтинге Doing Business. РБК, 2016 год. [Электронный ресурс]. Режим доступа http://www.rbc.ru/economics/25/10/2016 /580f7fb49a7947e7d14fd28c

УДК 331.101.2

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТ ИССЛЕДОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ

КАПИТАЛОМ

Шашина Э.С., аспирант, Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики

В статье автор на основе институциональной теории рассматривает институт управления человеческим капиталом как совокупность инфраструктурных, нормативно-правовых и психологических факторов. Определяет проблемы становления института и потенциал организационно-управленческого воздействия в условиях инновационного развития.

Ключевые слова: институты, человеческий капитал, человеческие ресурсы, институциональный подход, управление человеческим капиталом.

THE INSTITUTIONAL APPROACH AS A METHODOLOGICAL TOOL OF HUMAN

CAPITAL MANAGEMENT RESEARCH

Shashina E., the post-graduate student, St. Petersburg University of Economics and Management Technologies

The author based on institutional theory considers the institute of human capital management as a set of infrastructural, legal and psychological factors. Identifies problems of its development and the potential organizational and managerial influence in terms of innovative development.

Keywords: institutions, human capital, human resources, institutional approach, human capital management.

Без исследования институционального оформления системы управления человеческим капиталом, понимания роли института управления человеческим капиталом в экономическом пространстве, как страны, так и региона и муниципальных образований, его влиянии на эффективность экономических процессов, невозможно выявить и оценить определенный потенциал организационно-управленческого воздействия на данный институт в условиях его инновационного развития. Кроме того, в рамках институциональной теории система управления человеческим капиталом рассматриваются автором с позиции неформальных «правил игры» в экономическом пространстве, что свидетельствует о применении в исследовании концепций неоинституционализма.

Институциональные теории получили широкое распространение в социальных, политических, экономических науках в последние десятилетия. По мнению Н. Флигстина , общая проблема теоретико-методологического уровня институциональной теории заключается в отсутствии общего понятийного аппарата экономического явления «институт». До настоящего времени не определена классификация институциональных теорий. Хотя между различными ветвями институциональной теории сложилась рыночная конкуренция, тем не менее, они не являются взаимоисключающими, а рассматриваются как подходы, взаимодополняющие друг друга. По мнению Н. Флиг-

стина1 ученые разных дисциплин пытаются разрешить сходные про-

1 Флигстин Н. Поля, власть и социальные навыки: критиче-

блемы ,не обращая внимания на то, что исходные позиции у них тоже разные. Предлагаемая сфера институциональной экономической теории, выдвинутая Дж.Ходжсоном, представлена на рис. 1.

При таком подходе, по мнению Дж.Ходжсона, и технология, и индивидуальные вкусы и предпочтения считаются частью изучаемой экономической системы. При этом само название «социально-экономические системы» используется для того, чтобы подчеркнуть образование неразрывной связи экономики с множеством различных социальных, политических институтов, действующих в обществе в целом3. В этом случае необходимо соотнести с общими экономическими закономерностями самые существенные структурные особенности рыночных институтов и их трактовки, понимания среди различных экономистов, социологов (преимущественно экономической социологии), политологов.

Как констатирует Коуз, «современная институциональная экономическая теория должна изучать человека таким, какой он есть на

ский анализ новых институциональных течений // Экономическая социология.2001.Т.2.№;4.С. 29.

2 Ходжсон Дж. Экономическая теория и институты. Манифест современной институциональной экономической мысли. М.: Дело, 2003. С. 45.

3 Ходжсон Дж. Экономическая теория и институты. Манифест современной институциональной экономической мысли. М.: Дело, 2003. С. 45.

TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA j №б 201б j 123

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.