инструменты управления реализацией государственной политики в сфере физической культуры и спорта на региональном уровне
УДК/UDC 796.06
Поступила в редакцию 03.12.2021 г.
Доктор педагогических наук, профессор Л.А. Рапопорт1
Аспирант А.С. Маркова1
1Уральский федеральный университет им. Первого Президента России Б.Н. Ельцина,Екатеринбург
GOVERNMENTAL POLICY INSTRUMENTS TO SUPPORT REGIONAL PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS SECTOR
Dr. Hab., Professor L.A. Rapoport1
Postgraduate student A.S. Markova1
1 Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin, Yekaterinburg
Информация для связи с автором: [email protected]
□ и
£ г. CL
ч—
О OJ и
CL ' -о с
га
^
О (U .с I—
Аннотация
Цель исследования - выделить инструменты управления, применяемые органом исполнительной власти для реализации государственной политики в сфере физической культуры и спорта на региональном уровне на примере Свердловской области.
Методика и организация исследования. Изучение содержит теоретические и эмпирические методы. Основной массив организации исследования состоит в изучении и анализе статистических материалов (формы статистического наблюдения № 1-ФК, №5-ФК, №3-АФК, № 2-ГТО), публичных данных Министерства физической культуры и спорта Свердловской области, нормативно-правовых и стратегических документов регионального уровня в сфере физической культуры и спорта за период с 2010 по 2020 гг. Результаты исследования и выводы. В ходе проведенного исследования были выделены инструменты управления, способствующие реализации государственной политики в сфере физической культуры и спорта в Свердловской области, а именно: анализ статистических отчетов; учреждения, реализующие программы спортивной подготовки; базовые виды спорта; государственно-частное партнерство (муниципально-частное партнерство); крупномасштабные спортивные и физкультурные события.
Ключевые слова: управление физической культурой и спортом, государственное управление, менеджмент в спорте, инструменты управления, региональное управление в спорте.
Abstract
Objective of the study was to analyze efficiency of the governmental policy instruments to support progress of the regional physical education and sport sector, with the Sverdlovsk Oblast taken for the case study. Methods and structure of the study. We analyzed, for the purposes of the study, standard Statistical Reporting Forms No. 1-FC, 5-FC, 3-AFC and 2-GTO; public information data flow of the Sverdlovsk Oblast Ministry of physical education and sport; and the relevant legal, regulatory, policy-setting and progress management policy documents of the regional Sverdlovsk Oblast physical education and sport sector control agency for the period of 2010 through 2020. Results and conclusion. We analyzed in the study the following regional governmental policy instruments proved effective for the physical education and sport sector support and advancement purposes:
Analyses of the physical education and sport sector progress statistics including the sector staffing; sector financing by the progress vectors; progress statistics of the local social-needs-centered non-profit organizations; progress statistics of the All-Russian GTO Complex in the region; and reports of the SF operations with the design service capacities versus the actual attendance statistics:
• Sports training establishments in the region;
• Core regional sports;
• Public-private partnerships; and
• Major physical education and sports events in the region.
Keywords: physical education and sport sector control, national administration, sports management, control instruments, regional sports administration.
Введение. Тема государственного управления сферой физической культуры и спорта, безусловно, входит в перечень актуальных аспектов исследования отрасли, которым также необходимо уделять внимание при планировании ее комплексного развития. В связи с этим, нами была определена необходимость выделения и анализа конкретных управленческих инструментов, применяемых исполнительным органом власти в сфере физической культуры и спорта на региональном уровне.
Цель исследования - выделить инструменты управления, применяемые органом исполнительной власти для реализации государственной политики в сфере физической культуры и спорта на региональном уровне на примере Свердловской области.
Методика и организация исследования. В ходе изучения проводился анализ статистических материалов (формы статистического наблюдения № 1-ФК, № 5-ФК, № 3-ФК, № 2-ГТО), публичных данных Министерства физической куль-
74
http://www.teoriya.ru
№2^ 2022 Февраль | February
туры и спорта Свердловской области, нормативно-правовых и стратегических документов регионального уровня в сфере физической культуры и спорта за период с 2010 по 2020 гг.
Результаты исследования и их обсуждение. Управление реализацией государственной политики предполагает использование конкретных инструментов для эффективного достижения целей и задач. При этом эффективность государственного управления можно рассматривать с двух сторон: как достижение заданного результата при минимуме затраченных ресурсов или же достижение наилучшего результата при заданном объеме ресурсов, средств [1]. В свою очередь, основные государственные цели и задачи на региональном уровне сформированы в определяющих вектор политики нормативных правовых и стратегических документах в сфере физической культуры и спорта, а также в комплексных программах в рамках межведомственного подхода [2].
Были выделены следующие инструменты реализации государственной политики на региональном уровне в отрасли физической культуры и спорта в Свердловской области:
1. Аналитическое исследование статистических отчетов.
Анализ информации, представленной в статистических отчетах по формам 1-ФК, 5-ФК, 3-ФК, 2-ТО, позволяет выявлять тенденции развития физической культуры и спорта в регионе по большому числу направлений, предоставляя исследователю и аналитику комплексную картину состояния отрасли в целом. В том числе, проведенные исследования свидетельствуют о том, что наиболее информативными показателями, характеризующими развитие отрасли, являются данные официальных форм [3].
Кадровое обеспечение. На основании анализа кадрового обеспечения отрасли в Свердловской области за период с 2010 по 2020 г. необходимо отметить курс на увеличение общего количества занятых работников в сфере физической культуры и спорта, а также повышение их профессионального мастерства, что напрямую связано с возрастающей долей работников сферы, имеющих высшее профессиональное образование при общем росте числа работников сферы физической культуры и спорта (2010 г: количество штатных работников отрасли - 9558 человек, из них с высшим специальным образованием - 51 %; 2020 г: количество штатных работников отрасли - 13 396 человек, из них с высшим специальным образованием - 610%).
Объемы финансирования отрасли по различным направлениям. В связи с изменением приоритетов распределения финансирования физической культуры и спорта по разным направлениям, а именно постепенным переносом акцентов на массовый спорт и физическую культуру, наблюдается по-
этапное сокращение финансирования профессионального спорта и увеличение расходов на массовый спорт в связи со стратегическими векторами развития страны (табл. 1).
Социально ориентированные некоммерческие организации (далее - СО НКО). При наличии налаженной и эффективной системы межведомственного взаимодействия, четкого нормативного правового регулирования между СО НКО и государственными структурами, достаточной информационной и консультативной поддержки обеих сторон представляется очевидным благотворное влияние формирующейся конкурентной среды между организациями государственного и некоммерческого сектора, что, в итоге, способствует развитию сферы физической культуры и спорта (в 2017 г -четыре СОНКО, получивших государственную поддержку на оказание общественно полезных услуг населению; в 2020 г - 43 СОНКО) - с учетом обязательности повышения уровня знаний спортивных менеджеров в областях, связанных со стратегическим управлением некоммерческой организацией, а также организационной эффективностью [4].
Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (далее - ВФСК «ГТО»). ВФСК «ГТО» является действенным инструментом оценки физического развития населения во всех возрастных категориях, начиная с шестилетнего возраста. Универсальность данного инструмента заключается в его широком охвате населения, имеющихся публичных лекалах оценки, доступности тестирования и сдачи нормативов комплекса. В настоящее время на территории Свердловской области функционируют 86 центров тестирования (во всех муниципальных образованиях региона), определено 366 мест тестирования, соответствующих требованиям для выполнения нормативов комплекса ГТО.
Спортивные сооружения - уровень обеспеченности исходя из единовременной пропускной способности (ЕПС) объектов, фактическая загруженность объектов. Оценка развития инфраструктуры связана с фактической единовременной пропускной способностью объектов и фактической загруженностью спортивных сооружений, что позволяет, во-первых, проводить анализ развития спортивной инфраструктуры не только лишь в количественном эквиваленте числа самих объектов, но и в объемах оказываемых услуг. Во-вторых, фактическая загруженность выражает потребность населения и оценку объекта недвижимости путем учета социальной эффективности (ЕПС спортивных сооружений: 2010 г. - 26,3 %, 2020 г - 56,4; фактическая загруженность: 2012 г - 47,5 00, 2020 г - 71,4 00).
2. Учреждения, реализующие программы спортивной подготовки.
В Свердловской области была запущена планомерная работа по переходу организаций, задействованных в системе
Таблица 1. Консолидированный бюджет отрасли физической культуры и спорта Свердловской области за 2010-2020 гг.
Год Всего, руб. Массовый спорт, руб. Спорт высших достижений, руб. Спортивная инфраструктура, руб.
2010 4 млрд 024,6 млн 2 млрд 002,2 млн 401,5 млн 563,8 млн
2011 9 млрд 061,0 млн 4 млрд 356,0 млн 620,0 млн 3 млрд 083,1 млн
2012 14 млрд 259,9 млн 4 млрд 199,5 млн 901,0 млн 7 млрд 617,2 млн
2013 12 млрд 428,7 млн 7 млрд 616,9 млн 1 млрд 186,5 млн 3 млрд 609,1 млн
2014 10 млрд 867,5 млн 6 млрд 358,7 млн 807,1 млн 2 млрд 086,0 млн
2015 8 млрд 244,2 млн 4 млрд 977,8 млн 991,0 млн 2 млрд 079,5 млн
2016 8 млрд 324,0 млн 5 млрд 440,0 млн 1 млрд 957,0 млн 927,0 млн
2017 11 млрд 432,0 млн 6 млрд 344,0 млн 1 млрд 814,0 млн 1 млрд 154,0 млн
2018 13 млрд 726,0 млн 7 млрд 033,0 млн 2 млрд 416,0 млн 1 млрд 358,0 млн
2019 16 млрд 324,0 млн 8 млрд 319,0 млн 3 млрд 419,9 млн 3 млрд 300,0 млн
2020 19 млрд 010,8 млн 9 млрд 408 млн 5 млрд 536 млн 4 млрд 066 млн
№2 • 2022 Февраль | February
http://www.teoriya.ru
75
Таблица 2. Переход организаций физической культуры и спорта на программу спортивной подготовки в Свердловской области
Год Общее число организаций Не перешли на спортивную подготовку Частично перешли на спортивную подготовку Полностью перешли на спортивную подготовку
2015 149 124 21 4
2016 146 112 30 4
2017 147 109 34 4
2018 149 96 19 34
2019 152 60 25 67
2020 152 (97) 3 22 72
□ и
£ г. CL
ч—
О 0J и
CL ' -о с
га
^
О (U .с I—
подготовки спортивного резерва, на программу спортивной подготовки. Динамика изменений перехода на программу спортивной подготовки организаций в Свердловской области представлена в табл. 2.
3. Базовые виды спорта.
В настоящее время на территории Свердловской области утвержденными являются 42 базовых вида спорта (23 летних олимпийских, 10 зимних олимпийских, девять иных). При этом регион занимает третье место по количеству базовых видов спорта среди субъектов РФ.
Одним из результатов данной работы выступает показатель количества завоеванных спортивных медалей спортсменами Свердловской области на официальных всероссийских и международных соревнованиях: 2010 г - 1337; 2015 г - 1600; 2020 г. - 2694.
4. Государственно-частное партнерство (муници-пально-частное партнерство, далее - ГЧП).
Государство демонстрирует высокую степень заинтересованности в развитии сферы физической культуры и спорта с использованием механизмов ГЧП. Данный подход реализует Минспорта РФ в своей Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 г В Свердловской области общее количество объектов спортивной инфраструктуры с использованием механизмов ГЧП за период с 2010 по 2020 г составило 21 объект.
5. Крупномасштабные спортивные и физкультурные события.
Проведение крупномасштабных спортивных мероприятий предоставляет региону возможность влиять на устойчивое развитие территории. Среди наиболее знаковых прошедших крупных спортивных и физкультурных событий в Свердловской области можно выделить: ежегодные Всероссийские соревнования по легкой атлетике «Рождественские старты», ежегодные марафоны (легкоатлетический и лыжный) «Европа-Азия», ежегодные Всероссийские массовые соревнования по конькобежному спорту «Лед надежды нашей», чемпионат Европы по настольному теннису 2015, этапы Кубка мира по прыжкам на лыжах с трамплина (с 2015 по 2020 г), Международный турнир по дзюдо «Большой шлем» (с 2017 по 2019 г), чемпионат мира по футболу 2018 г, чемпионат мира по боксу 2019, международные турниры по баскетболу 3х3 FIBA 3x3 Challenger и FIBA 3x3 Women's Series 2019, Турнир претендентов FIDE по шахматам 2020 и другие.
Выводы. В ходе проведенного исследования были выделены инструменты управления, способствующие реализации государственной политики в сфере физической культуры и спорта в Свердловской области, а именно: • аналитическое исследование статистических отчетов (кадровое обеспечение; объемы финансирования отрасли
по различным направлениям; социально ориентирован-
ные некоммерческие организации; Всероссийский физ-культурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне»; спортивные сооружения - уровень обеспеченности, фактическая загруженность объектов);
• учреждения, реализующие программы спортивной подготовки;
• базовые виды спорта;
• государственно-частное партнерство (муниципально-частное партнерство);
• крупномасштабные спортивные и физкультурные события.
Литература
1. Каминский В.С. Эффективность государственного управления: анализ основных методик // Государство, гражданское общество и стабильность. 2019. № 4. С. 13-33.
2. Маркова А.С., Рапопорт Л.А. Нормативные правовые основы отрасли физической культуры и спорта на региональном уровне как объекта государственного управления (на примере Свердловской области) // Материалы Всероссийской заочной науч.-практ. конференции Актуальные вопросы в сфере физической культуры и спорта. 2021. С. 37-41.
3. Савенкова Е.А. Оценка эффективности управления физической культурой и спортом в регионах Российской Федерации на основе анализа взаимосвязей между отраслевыми статистическими показателями: специальность 13.00.04 «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры»: дис. ... канд. пед. наук / ФГБОУ ВО «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦИОЛИФК)». М., 2017. 204 с.
References
1. Kaminskiy V.S. Effektivnost gosudarstvennogo upravleniya: analiz osnovnykh metodik [Public administration performance: analysis of key methods]. Gosudarstvo, grazhdanskoe obshchestvo i stabilnost. 2019. No. 4. pp. 13-33.
2. Markova A.S., Rapoport L.A. Normativnye pravovye osnovy otrasli fizicheskoy kultury i sporta na regionalnom urovne kak ob'ekta gosudarstvennogo upravleniya (na primere Sverdlovskoy oblasti) [Regional regulatory framework of physical education and sports sector as object of state administration (case study of Sverdlovsk region)]. Aktualnye voprosy v sfere fizicheskoy kultury i sporta [Topical issues in physical education and sports sector]. Proc. correspondence research-practical conference. 2021. pp. 3741.
3. Savenkova E.A. Otsenka effektivnosti upravleniya fizicheskoy kulturoy i sportom v regionakh Rossiyskoy Federatsii na osnove analiza vzaimosvyazey mezhdu otraslevymi statisticheskimi pokazatelyami: spetsialnost 13.00.04 «Teoriya i metodika fizicheskogo vospitaniya, sportivnoy trenirovki, ozdorovitelnoy i adaptivnoy fizicheskoy kultury» [Rating physical education and sports management performance in the regions of the Russian Federation based on the analysis of relationship between sectoral statistical indicators: specialty 13.00.04 "Theory and methods of physical education, sports training, health-improving and adaptive physical education"]. PhD diss.. Russian State University of Physical Culture, Sports, Youth and Tourism (SCOLIPE), М., 2017. 204 p.
4. Sobreiro P.A., Santos-Rocha R., Claudino R., Serodio-Fernandes A. Approach to management by processes in a sports department of a local management organization. Motricidade. 2018. No. 14 (2). P. 7994. DOI: 10.6063/motricidade.13760.
76
http://www.teoriya.ru
№2^ 2022 Февраль | February