эффективность реализации механизмов государственно-частного партнерства в сфере физической культуры и спорта
УДК/UDC 796.062
Поступила в редакцию 01.09.2020 г.
Доктор педагогических наук, профессор Л.А. Рапопорт1 Е.В. Харитонова1 А.С. Маркова1
1Уральский федеральный университет, Екатеринбург
EFFECTIVENESS OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP MECHANISMS IN PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS SECTOR
Dr. Hab., Professor L.A. Rapoport1 E.V. Kharitonova1 A.S. Markova1
1 Ural Federal University, Yekaterinburg
Информация для связи с автором: rla66@mail.ru
Аннотация
Цель исследования - выявление механизмов эффективной реализации государственно-частного партнерства на территории Свердловской области в рамках развития хоккейной инфраструктуры региона. Методика и организация исследования. Исследование проводилось на ледовых аренах Свердловской области, построенных и введенных в эксплуатацию в рамках реализации «Соглашения Правительства Свердловской области с ООО "УГМК-Холдинг"».
Результаты исследования и выводы. Рассматривая реализацию механизмов государственно-частного партнерства на примере вышеуказанного «Соглашения» можно отметить, что действия региональных властей способствуют устойчивому развитию отрасли, а также стратегическому планированию экономического и социального развития региона. Системный подход и длительный срок реализации проекта оказывают положительное влияние на развитие вида спорта и увеличение количества занимающихся: численность занимающихся хоккеем в Свердловской области увеличилась с 16 258 человек в 2017 г. до 24 155 человек в 2019 г. Говоря об экономической составляющей и дальнейших направлениях совершенствования механизмов сотрудничества, представляется необходимым увеличение уровня доходности спортивных сооружений, возможности их самоокупаемости, а также повышения уровня эффективности менеджмента, что может быть реализовано за счет иных форм государственно-частного партнерства в рамках моделей, включающих в себя эксплуатацию объектов спорта частным партнером.
Ключевые слова: государственно-частное партнерство, спортивная инфраструктура, ледовая арена, ресурсное обеспечение, экосистема физической культуры и массового спорта.
Annotation
Objective of the study was to identify mechanisms of effective implementation of public-private partnership in the Sverdlovsk region as part of the development of the region's ice hockey infrastructure.
Methods and structure of the study. The study was carried out on the Sverdlovsk region ice arenas built and put into operation within the framework of the implementation of "Agreement between the government of the Sverdlovsk Region and UMMC-Holding, LLC".
Results and conclusions. Considering the implementation of the mechanisms of public-private partnership by the example of the above-mentioned "Agreement", it can be said that the actions of the regional authorities contribute to the sustainable development of the sector, as well as the strategic planning of the economic and social development of the region. The system approach and the long-term project implementation have had a positive impact on the development of sport and the increase in the number of participants: the number of ice hockey players in the Sverdlovsk region increased from 16,258 in 2017 to 24,155 in 2019. With regard to the economic dimension and further improvements in the partnership mechanisms, it is necessary to increase the profitability of sports facilities, their sustainability, and the level of management efficiency, which can be realized through other forms of public-private partnership as part of the models involving the maintenance of sports facilities by a private partner.
Keywords: public-private partnership, sports infrastructure, ice arena, resource allocation, physical education and mass sports ecosystem.
□ и
£ г. CL
4—
О OJ и
CL ' -о с
га
^
О (U .с Н
Введение. В современных реалиях одним из ключевых направлений развития сферы физической культуры и спорта (далее - ФКиС) является расширение и модернизация спортивной инфраструктуры с привлечением различных источников финансирования и реализацией механизмов, среди которых одним из наиболее эффективных выступает государственно-частное партнерство (далее - ГЧП). 300 000 спортивных объектов, функционирующих на территории Российской Федерации, обеспечивают удовлетворение лишь порядка 50 % потребности населения в доступной инфраструктуре [3]. Развитая спортивная инфраструктура выступает необходимым условием увеличения численности населения, систематически занимающегося ФКиС, что, в свою
очередь, является фактором социально-экономического развития страны и регионов посредством улучшения качества жизни населения [5].
Цель исследования - выявление механизмов эффективной реализации государственно-частного партнерства на территории Свердловской области в рамках развития хоккейной инфраструктуры региона.
Методика и организация исследования. Сфера ФКиС имеет непосредственное отношение к социальным сферам жизни, однако в ней на государственном уровне не гарантируется предоставление услуг всему населению за счет бюджета, в отличие, например, от сферы здравоохранения и образования [1, 4]. Это актуализирует вопрос привлечения дополни-
тельных инвестиций и поиск альтернативных источников финансирования развития спортивной инфраструктуры.
ГЧП выступает одним из действенных инструментов реализации данных потребностей. Понятие ГЧП имеет два варианта трактовки. В узком понимании, в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», понятие ГЧП используется применительно к созданию новых объектов инфраструктуры посредством партнерства частного лица и публичного. В широком понимании ГЧП определяется как взаимодействие государства и частного партнера в рамках различных форм, для регулировки которых на законодательном уровне можно выделить помимо Федерального закона № 224-ФЗ также Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», Федеральный закон № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции», Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
В ходе исследования были проанализированы показатели реализации «Соглашения Правительства Свердловской области с ООО "УГМК-Холдинг"» о государственно-частном партнерстве, где в лице государственного партнера выступает Правительство Свердловской области, а в лице частного -ООО «УГМК-Холдинг». Срок действия данного Соглашения составляет 5 лет (с 2017 по 2021 г.).
Исследование проводилось на объектах спортивной инфраструктуры Свердловской области: ледовых аренах, построенных и введенных в эксплуатацию в рамках реализации «Соглашения Правительства Свердловской области с ООО "УГМК-Холдинг"» (табл. 1).
Результаты исследования и их обсуждение. ГЧП в сфере развития спортивной инфраструктуры может рассматриваться как эффективный инструмент увеличения численности граждан, систематически занимающихся ФКиС, что подтверждается анализом динамики численности населения региона, занимающегося хоккеем. Этот показатель, согласно данным федерального статистического наблюдения по форме № 1-ФК «Сведения о физической культуре и спорте», в пе-
риод 2017-2019 гг. стабильно растет: в 2017 г. - 16258 человек, в 2018 г. - 22 677 человек, в 2019 г. - 24155 человек.
Отдельного внимания в свете рассматриваемого вопроса заслуживает оценка потребительского спроса населения на услуги в области ФКиС в период 2017-2019 гг. В этот период наблюдается тенденция увеличения средств, поступивших от предоставления платных услуг от занятий в клубах, секциях, группах физкультурно-оздоровительной направленности: в 2017 г. - 8355727 тыс. рублей; в 2018 г. - 1465249,2 тыс. рублей; в 2019 г. - 1719 017,0 тыс. рублей.
В Свердловской области среди наиболее популярных зимних видов спорта фигурирует хоккей, который является вторым видом спорта по численности занимающихся; также, безусловно, стоит отметить положительную динамику общей численности занимающихся, что во многом коррелирует с развитием соответствующей инфраструктуры (чем больше появляется льда, тем выше на него спрос). В связи с этим вопрос дальнейшего увеличения уровня обеспеченности населения спортивными сооружениями, а именно ледовыми аренами, является достаточно актуальным, мы можем говорить о высоком спросе жителей Свердловской области на данный вид физической активности.
В то же время, несмотря на общую положительную динамику, оценка экономической составляющей эксплуатируемых ледовых арен за 2019 г. является отрицательной, что актуализирует определение и обоснование более совершенных подходов и моделей управления данными спортивными объектами. Выборка данных по некоторым аренам и анализируемым параметрам представлена в табл. 2.
В качестве ключевого механизма по повышению коэффициента соотношения расходов и доходов эксплуатации данных спортивных объектов представляется развитие различных форм межведомственного взаимодействия, в части включения ледовых арен в единое социокультурное пространство как неотъемлемого элемента ландшафтной инфраструктуры физической культуры и спорта территории.
Вывод. Предлагаемый подход актуализирует необходимость регламентировать государственные и муниципальные задания с ориентацией на приносящий доход деятельности в рамках различных государственных, комплексных и муниципальных программ, а также межбюджетных трансфертов. Кроме того, комплексное использование позволит расши-
Таблица 1. Ледовые арены, построенные на территории Свердловской области в рамках «Соглашения»
Название арены, местоположение Год Стоимость
«Металлург», г. Ревда 2018 284,9 млн руб.
«Молодость», г. Красноуральск 2018 338,0 млн руб.
Ледовая арена в г Реж 2018 200,0 млн руб.
Ледовая арена в г Екатеринбург, ул. Кировградская 2018 95,0 млн руб.
Дворец ледовых видов спорта в г. Верхняя Пышма (1-я очередь) 2018 368,6 млн руб.
Дворец ледовых видов спорта в г. Кировград 2018 373,3 млн руб.
Малая ледовая арена в г. Верхняя Пышма (2-я очередь) 2019 215,5 млн руб.
«Благодать», г. Кушва 2019 софинансирование 20% от общей стоимости объекта -43,5 млн руб.
Ледовая арена в г Сухой Лог 2020 256,6 млн руб.
Таблица 2. Соотношение расходов и доходов эксплуатации ледовых арен
Наименование арены Общая площадь, кв. м. Кол-во посетителей, чел. Штатная численность, чел. Расходы, тыс. руб. Доходы, тыс. руб. Коэффициент соотношения доходов и расходов
г. Екатеринбург, ул. Кировградская, 30 а/2 2 684, 21 108 000 33 22 681 10 417 0,459
г. Реж, ул. Костоусова, 57 в 3 335, 4 5195 111 20 774 2 735 0,131
«Металлург», г. Ревда, ул. Спортивная, 2 а 5241,3 5195 54 60 470 24 807 0,410
«Кировград-арена», г. Киров-град, ул. Мамина-Сибиряка, 4 5 219, 3 54 234 21 22 266 6 504 0,292
«Молодость», г. Красноуральск, ул. Ленина, 6 5241,3 79 000 29 25 166 7 460 0, 296
№2 • 2021 Февраль | February
http://www.teoriya.ru
103
рить виды и увеличить объемы оказываемых услуг населению, а сами объекты сделать центрами единого социокультурного пространства, детерминирующего включение ценностей физической культуры и здорового образа жизни в различные сферы жизни человека и общества.
Литература
1. Алексеев С.В. Спортивный менеджмент. Регулирование организации и проведение физкультурных и спортивных мероприятий: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлениям «Менеджмент организации», «Юриспруденция» и «Физическая культура и спорт» / С.В. Алексеев; под ред. П.В. Крашенинникова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2019. - 687 с.
2. ГЧП и МЧП: как этот инструмент работает в современных реалиях? Пошаговая инструкция на реальных примерах (электронный ресурс) URL: http://home.sportb2b.ru/learning/gchp-i-mchp-kak-etot-instrument-rabotaet-v-rossiyskih-reaNyah-poshagovaya-instrukciya-na-realnyh-primerah
3. Национальный центр применения государственно-частного партнерства URL: https://pppcenter.ru/
4. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (электронный ресурс) URL: http://kremlin.ru/acts/bank/43027
3.
4.
References
Alekseev S.V. Sportivny menedzhment. Regulirovanie organizatsii i pro-vedenie fizkulturnykh i sportivnykh meropriyatiy [Sports management. Regulation of organization and conduct of physical education and sports events]. Textbook for university students majoring in Organization Management, Jurisprudence and Physical Education and Sports. P.V. Krash-eninnikov [ed/]. Moscow: YuNITI-DANA: Zakon i pravo, 2019. 687 p. GChP i MChP: kak etot instrument rabotaet v sovremennykh reali-yakh? Poshagovaya instruktsiya na realnyih primerakh [PPP and MPP: how does this tool work in modern realities? Step-by-step instructions using real examples (electronic resource) Available at: http://home.sportb2b.ru/learning/gchp-i-mchp-kak-etot-in-strument-rabotaet-v-rossiyskih-realiyah-poshagovaya-instrukci-ya-na-realnyh-primerah
Natsionalny tsentr primeneniya gosudarstvenno-chastnogo partner-stva [National Center for Application of Public-Private Partnerships]. Available at: https://pppcenter.ru/
Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 07.05.2018 # 204 «O nat-sionalnykikh tselyakh i strategicheskikh zadachakh razvitiya Rossi-yskoy Federatsii na period do 2024 goda» [Decree of the President of the Russian Federation of 05/07/2018 No. 204 "On national goals and strategic objectives of development of the Russian Federation for the period until 2024" (electronic resource). Available at: http://kremlin. ru/acts/bank/43027
O'Reilly, Norm Public-private partnerships in physical activity and sport / Norm O'Reilly, Michelle K. Brunette. Human Kinetics, 2013. - 232 p.
ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ
□ и
£ г. CL
ч—
О 0J и
CL ' -о с
га
^
О (U .с I—
развитие скоростно-силовых способностей юных спортсменов-танцоров на этапе начальной специализации
Кандидат педагогических наук, доцент Е.П. Прописнова1
Кандидат педагогических наук Д.И. Дегтярева1 Кандидат педагогических наук, доцент М.А. Терехова1 волгоградская государственная академия физической культуры, Волгоград
УДК/UDC 796.012
Ключевые слова: танцевальный спорт, скоростно-силовые способности, юные спортсменки, танцевальный спорт, «табата».
Введение. Специфика танцевального спорта такова, что оптимальное развитие скоростно-силовых способностей является одним из факторов, определяющих достижение наилучших спортивных результатов в танцевальном спорте [1].
Цель исследования - разработать методику тренировки скоростно-силовых способностей для повышения физической подготовленности спортсменов-танцоров.
Результаты исследования и их обсуждение. Методика основана на использовании следующих средств, которые были объединены в комплексы упражнений:
1. Комплексы, основанные на упражнениях танцевального характера: повороты «шене» вправо и влево, махи ногами, различные кики (джайв), «скате шассе» (квикстеп), ботокадо (самба), тайм-степ (ча-ча-ча). Использовалось 6 упражнений, интервал отдыха между которыми составлял 30 с. Такого рода комплексы применялись в начале основной части учебно-тренировочного занятия.
2. Комплексы, основанные на упражнениях силового характера. В процессе занятий был использован формат смешанной силовой тренировки (кардио- и силовая нагрузка), а именно «табата». Принцип данного формата тренировок в том, чтобы дозированно воздействовать на различные группы мышц, используя небольшие интервалы отдыха между повторами упражнений. Таким образом, сочетается нагрузка на кардиореспираторную систему за счет темпа занятия и силовая нагрузка (с собственным весом и отягощением) для поддержания тонуса мышц. «Табата» - это вид силовой интервальной тренировки. 1 цикл, включающий в себя 20-секундную нагрузку и 10-секундный отдых, повторяется 8 раз. Вся работа
JUNIOR DANCERS' SPEED-STRENGTH ABILITIES BUILDING PROCESS AT INITIAL SPECIALIzATION STAGE
PhD, Associate Professor E.P. Propisnova1 PhD D.I. Degtyareva1
PhD, Associate Professor M.A.Terekhova1 Volgograd State Academy of Physical culture, Volgograd
Поступила в редакцию 03.01.2021 г. выполняется за 4 мин. Упражнения силовой направленности включали в себя: приседания; «берпи», подъем разгибом лежа на спине; поднимание туловища лежа на спине, сгибание-разгибание рук в различных упорах, разнообразные виды «планки» (упор лежа), различные выпады и др. При выполнении данных упражнений внимание акцентировалось на том, чтобы скорость их выполнения не снижалась.
3. Комплексы, основанные на упражнениях прыжкового характера. Они включали в себя различные подскоки, прыжки и выпрыгивания. Эти упражнения носили общераз-вивающий характер, что позволяло формировать скоростные качества в целом. Все упражнения выполнялись строго под музыку в заданном темпе без его снижения. Это необходимое условие развития скоростно-силовых способностей, так как при его невыполнении тренировочный эффект не будет иметь место, его заменит тренировка на силовую выносливость. Отдых между упражнениями составлял 30 с. Стоит отметить, что музыкальное сопровождение использовалось при всех вариантах комплексов. Комплексы, основанные на упражнениях силового и прыжкового характера, выполнялись в середине и в конце основной части занятия соответственно.
Вывод. Методика, включающая комплексы упражнений танцевального, прыжкового и силового характера, будет способствовать развитию скоростно-силовых способностей спортсменов-танцоров.
Литература
1. Прописнова Е.П. Разработка методики обучения сложнокоор-динационным двигательным действиям в танцевальном спорте на различных этапах подготовки: монография / Е.П. Прописнова, Д.И. Дегтярева, М.А. Терехова. - Волгоград: ФГБОУ ВО «ВГАФК», 2020. - 182 с.
Информация для связи с автором: kaf.stra@yandex.ru