Библиографический список:
1. Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01: приказ Минфина России от 30.03.2001 № 26н.
2. Международные стандарты финансовой отчетности 2007: издание на русском языке М.: Аскери-АССА, 2007.
3. Малис, Н. И. Налоговый учет и отчетность : учебник и практикум для вузов / Н. И. Малис, Л. П. Грундел, А. С. Зинягина ; под редакцией Н. И. Малис. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 407 с.
4. Амирова Л.И., Осадчий Э.А. Современные проблемы учета использования основных средств //Экономические науки. 2016. № 10. С. 3-5.
5. Никандрова Л.К., Скачко Г.А. Актуальные проблемы учета основных средств // Учет. Анализ. Аудит.2017. № 2. С. 37-46
6. Халзанов А.Б. Проблемы учета основных средств в условиях перехода на МСФО // Молодой ученый. 2016.№ 14. С. 412-414.
УДК 336
Коваленко Марина Георгиевна Kovalenko Marina Georgievna,
к.э.н., доцент, Candidate of Economic Sciences, docent Деткова Виктория Денисовна, Detkova Viktoria Denisovna
Студентка, Student,
Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма
Kuban State University of physical culture, sports and tourism
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК СПОСОБ ФИНАНСИРОВАНИЯ СПОРТИВНЫХ СООРУЖЕНИЙ
PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP AS A WAY TO FINANCE
SPORTS FACILITIES
Аннотация: В данной статье затрагивается тема финансирования строительства и содержания спортивных сооружений. Определены программы Министерства Спорта, которые позволяют развивать массовый спорт. Представлены актуальные данные по количеству спортивных объектов и числу занимающихся в России. Выявлена проблема бюджетного финансирования сооружений в спорте. А также рассмотрен механизм государственно-частного партнерства, позволяющий решить эту проблему.
Abstract: this article deals with the topic of financing the construction and maintenance of sports facilities. The programs of the Ministry of Sports that allow developing mass sports have been defined. Current data on the number of sports facilities and the number of people engaged in sports
in Russia are presented. The problem of budget financing of structures in sports is revealed. We also consider the mechanism of public-private partnership that allows us to solve this problem.
Ключевые слова: спортивные сооружения, финансирование, федеральная программа, государственно-частное партнерство
Keywords: sports facilities, financing, Federal program, public-private partnership
С каждым годом государство уделяет все больше внимания на развитие массового спорта, так как это способствует социально-экономическому развитию общества, повышению работоспособности населения, продолжительности жизни граждан, а также желанию быть спортивным лидером на мировой арене. Все это делает направление «физическая культура и спорт» привлекательным для инвестирования в него государством и сторонними организациями. Но не стоит забывать, что немаловажным фактором развития данной отрасли является ее обеспеченность как спортивными объектами и инвентарем, так и доступность для каждого слоя населения.
Вопрос строительства спортивных сооружений является весьма актуальным в нашей стране. Не стоит забывать, что спортивная инфраструктура занимает важную роль в индустрии спорта, ведь она обеспечивает людям возможность поддерживать здоровый образ жизни, а профессиональным спортсменам - достигать высокие результаты.
Развитие спортивной культуры страны описывается в проекте «Стратегия развития физической культуры и спорта». Данная Стратегия (период до 2020 года) предполагает повышение массовости спорта, а также увеличение пользования спортивными объектами до 80% [1].
В рамках данной Стратегии также была разработана федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации за 2015-2020», в которой говорится о введении в эксплуатацию 78 объектов массового спорта, 1 объекта спорта высших достижений, 4 объектов спорта, созданных в рамках непрограммной части Федеральной адресной инвестиционной программы, а также предоставление 33 комплектов искусственных покрытий для футбольных полей для спортивных школ и комплекты спортивного оборудования для 112 спортивных детско-юношеских школ олимпийского резерва и училищ олимпийского резерва. А также предусматривается обеспечение условий для занятий физической культурой и спортом для 126,3 тыс. человек [2].
В процессе реализации вышеперечисленных программ, количество спортивных сооружений, как и занимающихся, значительно выросло. Соответственно, выросли и расходы (табл. 1).
Таблица 1
Показатели развития физической культуры и спорта по данным
за 2019 год [3]
Субъек ты РФ Спортивные сооружения Численност ь занимающ ихся/ доля занимающ ихся (3-79 лет) Всего израсходовано на ФКиС (тыс. руб)
Всего Стадионы Плоскостные спортсооруже ния Залы Бассейны
ЦФО 85 835 418 43 099 17 434 1 642 15 488 983 154 853 792,7
42,5%
43,4%
СЗФО 27 332 118 10 974 6 617 794 5 330 828 188 058 149,0
41,2%
ЮФО 33 572 239 17 280 7 237 480 6 918 326 58 569 675,6
45,4%
СКФО 14 918 103 7 833 4 139 197 4 070 766 108 156 683,4
44,4%
ПФО 72 141 368 32 704 16 717 1 377 11 948 230 70 331 802,3
43,8%
42,1%
УФО 29 726 129 12 213 7 571 615 5 047 461 58 249 967,1
43,9%
СФО 41 678 232 18 204 9 457 621 6 703 515 51 330 707,7
41,9%
ДФО 17 556 123 7 654 4 987 289 3 031 880 58 362 074,6
39,4%
РФ 322 758 1 730 149 961 74 159 6 015 58 539 988 747 912 852,4
43,0%
За 5 лет численность регулярно занимающихся спортом возросла в 1,3 раза. В 2015 году этот показатель достигал 32%, тогда, как сейчас, он составляет 42,5% (всего 58 539 988 человек). Несмотря на достаточный рост доли занимающихся Президентом РФ было указано обеспечить к 2024 году увеличение данного показателя до 55%.
Значительное развитие спортивной инфраструктуры несет за собой вопрос о его дополнительном финансировании. Ежегодные траты на строительство и содержание объектов спорта составляют 10-11 млрд рублей. Но как было отмечено бывшим заместителем министра спорта РФ Павлом Новиковым: «Государство не может финансировать все объекты, которые нужны и которые требуются». В связи с этим важно привлекать различные варианты финансирования, например вовлечение частного бизнеса. Такой механизм называется государственно-частное партнерство, его применение позволяет экономить странам от 15-20% государственных расходов.
Государственно-частное партнерство (далее - ГЧП) представляет собой привлечение публичным партнером частного партнера к выполнению различных
работ в целях достижения социально-экономического развития на условиях взаимовыгодного сотрудничества, разделения рисков, ответственности и компетенций [4, с.21].
В зарубежной практике выделяют два подхода к механизму ГЧП:
1. Широкой подход, который подразумевает любое взаимодействие государства и частного бизнеса.
2. Узкий подход, здесь под ГЧП имеют ввиду исключительно концессионные соглашения и соглашения о механизме.
К слову, государственно-частное партнерство применяется не только в случае отсутствия достаточного количества бюджета. Это также отличный инновационный и стабильный подход, с помощью него повышается качество предоставления сервиса и услуг, в том числе возможность предоставления публичных услуг в сфере спорта [5].
Некоторые примеры ГЧП в сфере спорта:
1. Проект «Сочи-2014»;
2. Проект «Красноярск 2020»;
3. Строительство многофункциональной ледовой арены «Ледовая» на 15 000 зрителей в г. Екатеринбурге. В данном проекте частной стороной выступает ООО «УГМК-Холдинг» (доля - 60 %), а публичной: Свердловская обл. (доля -40 %). Общий объем инвестиций в создание объекта: 1,6 млрд рублей;
4. Строительство многоуровневого многофункционального спортивно -зрелищного комплекса «Платинум Арена» Частная сторона: компания «Русская Платина», чьими обязанностями является строительство и проектирование. Публичная сторона: Правительство Красноярского края., кто предоставляет инвестору недвижимого имущества для реконструкции / модернизации / реставрации. Общий объем инвестиций в создание объекта: 3,2 млрд рублей.
Некоторые соглашения, которые планируются к заключению на ГЧП в Краснодарском крае:
1. Стадион на 2000 мест в с. Цибанобалка, Анапский район;
2. Многофункциональный спортивный комплекс, х.Октябрьский;
3. Реконструкция физкультурно-оздоровительного клуба «СПОРТ».
Как мы видим, для развития и поддержания массового спорта, а также увеличения государственных показателей, необходимо выделение больших бюджетов, что не всегда возможно. Именно поэтому механизм государственно-частного партнерства становится столь популярной и приоритетной формой финансирования спортивных сооружений. Конечно, есть и определенные риски для каждой из сторон (недостаточность знаний о ГЧП, нехватка ресурсов, изменение законодательства, несоответствие объекта заданным показателям и т.д.), но многие из них поддаются быстрому устранению.
Библиографический список:
1. Приказ Минспорта России "О реализации Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года"
2. Федеральная целевая программа "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы".
3. Министерство спорта Российской Федерации. [Электронный ресурс] -Режим доступа: https://minsport.gov.ru/2020/docs/Показатели%20развития%20ФКС%202019.xlsx (Дата обращения: 03.09.2020)
4. Борщевский, Г. А. Государственно-частное партнерство: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Г.А. Борщевский. М. : Издательство Юрайт, 2015. - 344 с.
5. Галкин В. В., Сысоев В. И. Экономика физической культуры и спорта. Учеб. пособие. - Воронеж, 2014.
© В.Д. Деткова, М.Г. Коваленко, 2020
УДК 331.4
Баширова Эльмира Рамильевна Bashirova Elmira Ramilevna
Студент Student
ФГБОУ ВО «Казанский Федеральный Университет»
Kazan Federal University Зайнуллина Миляуша Рашитовна Zainullina Milyausha Rashitovna
к. э. н., доцент
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor ФГБОУ ВО «Казанский Федеральный Университет»
Kazan Federal University Научный сотрудник Researcher
Центр Перспективных Экономических Исследований АН РТ Center for Advanced Economic Research of the Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan
ЭТАПЫ ВНЕДРЕНИЯ ПРОГРАММЫ БИТРИКС 24 (НА ПРИМЕРЕ ООО «РЕНАТА»)
STAGES OF IMPLEMENTATION OF THE BITRIX 24 PROGRAM (BY THE EXAMPLE OF RENATA LLC)
Аннотация: В статье предложено поэтапное внедрение программы битрикс в компанию, занимающейся ресторанным бизнесом. Предложен план внедрения программного обеспечения на примере ООО «Рената».
Abstract: The article proposes a phased implementation of the Bitrix program in a restaurant business. A software implementation plan is proposed on the example of Renata LLC.
Ключевые слова: Оптимизация. Информационные технологии. 1С Предприятие. Битрикс 24 . План внедрения. Этапы внедрения.
Key words: Optimization. Information Technology. 1C Enterprise. Bitrix 24. Implementation plan. Stages of implementation.