Научная статья на тему 'Инструменты управления инновационным предпринимательством в фармацевтической промышленности'

Инструменты управления инновационным предпринимательством в фармацевтической промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
410
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ИНСТРУМЕНТЫ МЕНЕДЖМЕНТА / УПРАВЛЕНИЕ / ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / INNOVATIVE ENTREPRENEURSHIP / MANAGEMENT TOOLS / MANAGEMENT / PHARMACEUTICAL INDUSTRY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Никитина И.В.

Статья посвящена анализу и исследованию применения эффективных инструментов управления инновационным предпринимательством в фармацевтической промышленности. Авторами вводится определение «инновационное предпринимательство в фармацевтической индустрии», и данный вид деятельности рассматривается как объект управления, который требует применения следующих основных инструментов менеджмента: управление изменениями, управление рисками, управление проектами, управление инвестициями и управление знаниями. Авторы подробно раскрывают различные аспекты применения инструментов управления, учитывая всю сложность процессов в инновационной фармацевтической компании и охват разных уровней организации компании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT TOOLS IN BUSINESS INNOVATION IN THE PHARMACEUTICAL INDUSTRY

The article is devoted to the description and analysis of effective management tools of innovative entrepreneurship in the pharmaceutical industry. The authors first define the notion of “innovative entrepreneurship in the pharmaceutical industry”, and characterized the activity as a management object, which requires the following basic tools of management: change management, risk management, project management, investment management and knowledge management. The authors explore in detail various aspects of the use of management tools given the complexity of processes in innovative pharmaceutical companies and the coverage of different levels of organization of the company.

Текст научной работы на тему «Инструменты управления инновационным предпринимательством в фармацевтической промышленности»

УДК 338

ИНСТРУМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВОМ В ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Никитина И.В., аспирант, к.ф.н, Санкт-Петербургский университет управления и экономики, тел.: +7 (964)327 09 14, +7 (904) 333 77 78, e-mail: nikitina-iv@mail.ru

Статья посвящена анализу и исследованию применения эффективных инструментов управления инновационным предпринимательством в фармацевтической промышленности. Авторами вводится определение «инновационное предпринимательство в фармацевтической индустрии», и данный вид деятельности рассматривается как объект управления, который требует применения следующих основных инструментов менеджмента: управление изменениями, управление рисками, управление проектами, управление инвестициями и управление знаниями. Авторы подробно раскрывают различные аспекты применения инструментов управления, учитывая всю сложность процессов в инновационной фармацевтической компании и охват разных уровней организации компании.

Ключевые слова: инновационное предпринимательство, инструменты менеджмента, управление, фармацевтическая промышленность.

MANAGEMENT TOOLS IN BUSINESS INNOVATION IN THE PHARMACEUTICAL

INDUSTRY

Niktina I., the post-graduate student, Ph.D. in Pharm. Sience, St. Petersburg State University of Management and Economics

The article is devoted to the description and analysis of effective management tools of innovative entrepreneurship in the pharmaceutical industry. The authors first define the notion of "innovative entrepreneurship in the pharmaceutical industry", and characterized the activity as a management object, which requires the following basic tools of management: change management, risk management, project management, investment management and knowledge management. The authors explore in detail various aspects of the use of management tools given the complexity of processes in innovative pharmaceutical companies and the coverage of different levels of organization of the company.

Keywords: innovative entrepreneurship, management tools, management, pharmaceutical industry.

Исследуя тенденции развития инновационного предпринимательства в фармацевтической отрасли, очень важно понимать мотивацию и причину, по которой компания внедряет инновации. По мнению большинства экономистов, ключевая причина диффузии инноваций и внедрения в предпринимательскую деятельность состоит в стремление повысить эффективность, создать конкурентное преимущество на рынке, улучшить экономические показатели и повысить прибыль1.

Инновации влияют на все аспекты деятельности компании: производительность, эффективность, объем продаж, положение компании на рынке, конкурентоспособность и даже имидж, или как сейчас принято говорить, "ГУДВИЛЛ" [goodwill] — нематериальные активы, возникающие в результате действия факторов, вызывающих экономические выгоды, такие, как популярное название предприятия, приверженность и постоянство потребителей и др. Инновационная активность предприятия зависит от умения использовать ее результаты для получения выгоды.

Инновация есть введение в употребление какого-либо нового или значительно улучшенного продукта (товара или услуги) или процесса, нового метода маркетинга или нового организационного метода в деловой практике, организации рабочих мест или внешних связях.2

Инновационная деятельность - все научные, технологические, организационные, финансовые и коммерческие действия, реально приводящие к осуществлению инноваций или задуманные с этой целью. Некоторые виды инновационной деятельности являются инновационными сами по себе, другие не обладают этим свойством, но тоже необходимы для осуществления инноваций. Инновационная деятельность включает также исследования и разработки, не связанные напрямую с подготовкой какой-либо конкретной инновации.3.

Анализ подходов Руководства Осло к оценке инновационной деятельности подтверждает, что ядро инновационной деятельности составляют изменения, и функция изменения является главной функцией в инновационной деятельности. Инновационное предпринимательство делает акцент на использовании новых стратегий развития предприятия и форм управления, внедрении и создании новых технологий и техники, создании новых продуктов и др. Инновационным можно считать только то предпринимательство, которое предполагает создание и коммерческое использование нововведений в области продукции, процессов или услуг, позволяющее создать новый рынок, удовлетворить новые потребности, извлечь предпринимательский доход и распространить инновацию.

Принимая во внимание специфику фармацевтического рынка, инновационное предпринимательство в фармацевтической индустрии можно охарактеризовать, как вид реализации предпри-

нимательской идеи в сфере обращения лекарственных средств с целью получения прибыли за счет создания и внедрения продуктовых, процессных, организационных или маркетинговых инноваций и распространение их на следующих этапах жизненного цикла: разработка и исследования, производство, контроль и обеспечение качества, лонч препарата, маркетинг и дистрибуция лекарственных средств.

Инновационные компании фармацевтической отрасли можно дифференцировать по способу реализации инновационных подходов:

1. Компании-разработчики инноваций, причем разработка может осуществляться как за счет собственных сил (например, создание собственных центров исследований и разработок крупных фармкомпаний), так и в результате контрактных отношений (аутсорсинг) с исследовательскими центрами и другими фармком-паниями в России и за рубежом, государственными структурами (государственно-частное партнерство);

2. Компании-акцепторы инноваций, которые заимствуют инновации, например, приобретают новое оборудование и осваивают новые для фирмы технологические процессы.

Инновационная деятельность компании может найти реализацию на различных уровнях: научном, технологическм, организационном, финансовом, коммерческом. При этом все виды активностей вышеперечисленных уровней реализуются с помощью многочисленных структурно-функциональных связей как внутри компании, так и с внешними субъектами инновационной системы4. В связи с этим актуальной проблемой, требующей решения при становлении и развитии бизнеса компании, является оптимизация организационной структуры компании. Организационно-функциональная структура оказывает влияние на эффективность инновационной деятельности, способность осваивать новые знания, технологии, выстаивать новые коммуникации. Форма организации должна с одной стороны создавать упорядоченность и дисциплину, и с то же время быть настолько гибкой и адаптивной, чтоб работники обладали достаточными полномочиями и независимостью для принятия решений, направленных на создание инноваций.

Сложность процессов и охват разных уровней организации компании формируют повышенные требования к менеджерам, осуществляющим инновации. Эти специалисты должны обладать не только качествами деловой коммуникации, навыками профессиональных управленцев (планировать, регулировать/организовывать и руководить, контролировать), но и обладать компетенциями ученого-исследователя в своей отрасли народного хозяйства, быть квалифицированными экономистами, способными анализировать тенденции конкурентной сре-

ды и микросреды, прогнозировать, оценивать эффективность и риски инновационных проектов. Таким образом, характерной особенностью управления инновационным предпринимательством в фармацевтической индустрии является то, что инновационный менеджмент тесно связан с управлением рисками.

Цикл создания инновационного лекарственного препарата и вывода его на рынок представляет рискованный, наукоемкий и капиталоемкий, сложный, многостадийный и длительный процесс, который могут позволить себе только крупные фармацевтические компании. В современной практике ведения фармацевтического бизнеса управление инновациями создается и развивается как некий проект (комплекс мероприятий, направленных на создание инновации). В отличие от процессов разработки и исследований процесс создания и внедрения инноваций более всеобъемлющий, так как он включает в себя фазы регуляторного одобрения, подготовки к производству, производство первых коммерческих серий, распределение продукции, и вспомогательную деятельность: обучение персонала (производственного и медицинских представителей), маркетинговую подготовку и организационные мероприятия (подготовка к лончу). Кроме того, инновационная деятельность может включать также приобретение внешних знаний (например, продукт по лицензии) и капитальных фондов (здания, оборудование, производственные мощности). Поэтому широкое распространение в последние годы в фармацевтической промышленности получил проектный менеджмент, как правило, сосредоточенный в структурах развития бизнеса компаний. Объектами управления в проектном менеджменте являются все направления инновационной деятельности, связанные с процессами жизненного цикла продукта, инвестициями, созданием, освоением производства и коммерциализацией новых продуктов, их распространением и использованием.

В экономической литературе представлены разные методы оценки стоимости расходов на разработку инновационного препарата. По данным журнала Forbes5, были исследованы отчеты о деятельности 98 фармацевтических компаний-разработчиков, которые вывели на рынок 220 новых препаратов за 10-летний период. У 66 из 98 компаний удачным оказался лонч только одного лекарственного препарата. Затраты, понесенные этими компаниями были приняты в качестве грубой оценки на разработку одного препарата и средняя стоимость препарата для этих одиночек составила 350 млн. долларов. Но для компаний, которым удалось разработать и вывести на рынок бьльшее количество препаратов расходы на разработку одного лекарственного средства имели тенденцию к значительному росту: при выводе на рынок свыше трех препаратов средняя стоимость одного нового препарата составляет 4,2 млрд.долларов, при запуске в обращение более четырех - 5,3 млрд. долларов, достигнув 5,5 млрд. долларов, для компаний-разработчиков от 8 до 13 инновационных препаратов. По данным других исследователей6 средняя стоимость разработки одного препарата составляет 1,5 млрд. долларов в ценах 2011.

Принимая во внимание основные факторы спроса и особенности формирования предложения на фармацевтическом рынке (необходимость наличия высокотехнологичных производственных мощностей, лекарственное средство - наукоемкий и социально ответственный продукт, длительный срок исследования и разработки, конкурентную среду и т.д.), фармацевтические компании, нацеленные на извлечение прибыли в течение ближайшего десятилетия и в будущем, должны уметь быстро принимать ключевые решения, которые будут реализованы в успешных инновациях уже сейчас. Поведение субъектов инновационного предпринимательства харак-

теризуется такими общими чертами, как умение извлекать выгоду из сложившихся обстоятельств, новаторство, готовность идти на риск, стратегическое мышление, находчивость и инициативность7

Как правило, при разработке инновационных препаратов компании стараются защитить интеллектуальную собственность и создать конкурентные преимущества в виде патентования способа применения или формулы, получив патентную защиту сроком на 20 лет. При этом патентование осуществляется на ранних этапах реализации проекта (фармацевтическая разработка, доклинические исследования), поэтому в случае успешной реализации инновационного проекта у разработчика остается не так много времени (в лучшем случае, около 12 - 15 лет8), чтобы заработать прибыть и компенсировать расходы, понесенные на всех стадиях исследований и разработки. В то же время, после вступления России в ВТО в РФ стало действовать регламентированное законодательством право защиты оригинальных данных разработчика инновационного препарата - «data exclusivity» в течение 6 лет (ФЗ-61, ст.18, п.6)9. Таким образом, государство, стремясь стимулировать инвестиции в разработку инновационных препаратов, защищает приоритеты оригинального препарата.

Можно утверждать, что инновационное предпринимательство в фармацевтической индустрии как объект управления требует применения следующих основных инструментов менеджмента: управление изменениями, управление рисками, управление проектами, управление инвестициями и управление знаниями. Фармацевтические компании, которые успешно применяют на практике и сочетают вышеперечисленные инструменты менеджмента применительно к вопросам научных исследований и разработки инновационных и патентоспособных лекарственных средств, внедрению инноваций в бизнес-процессы и технологии, определяют и во многом формируют стратегию развития фармацевтического рынка, в результате получая максимальную прибыль.

Литературы:

1. Jorge Mestre-Ferrandiz,Jon Sussex and Adrian Towse/ The R&D cost Of a new medicine. Office of Health Economics, London, 2012 - 86 p.

2. The Cost Of Creating A New Drug Now $5 Billion, Pushing Big Pharma To Change Matthew Herper Forbes 8/11/2013 [Электронный ресурс] http://www.forbes.com/sites/matthewherper/2013/08/11/how-the-staggering-cost-of-inventing-new-drugs-is-shaping-the-future-of-medicine/

3. Регулирование предпринимательской деятельности в системах здравоохранения европейских стран./ Под ред. Солтман Р. Б., Буссе Р., Моссиалос Э. /Пер. с англ. — М: Издательство «Весь Мир», 2002. — 272 с.

4. Руководство Осло. Руководство по сбор и анализу данных по инновациям. Совместная публикация ОЭСР и Евростата, 3-е изд., Центр исследований и статистики науки (ЦИСН], 2010 - 107 с.

5. Федеральный закон от 12.04.2010 N 61-ФЗ (ред. от 12.03.2014) "Об обращении лекарственных средств", [электронный ресурс, база «Консультант»] http://base.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc;base=LAW;n=160120

6. Формирование новых экономических отношений в России: государственные и рыночные механизмы регулирования. Монография/ Коллектив авторов под ред. Попова А.И., СПб: Изд-во СПбАУЭ, 2007.

--7. Шашина Н.С., Чугунова Е.В. Система управления

1 Шашина Н.С., Чугунова Е.В. Система управления малым бизнесом в условиях инновационной модели развития// Инновационная экономика: проблемы и перспективы развития в Северо-Западном федеральном округе РФ. Научно-практическая конференция 9-10 ноября 2010г., СПб: ИПРЭ РАН 2010.

2 Руководство Осло. Руководство по сбор и анализу данных по инновациям. Совместная публикация ОЭСР и Евростата, 3-е изд., Центр исследований и статистики науки (ЦИСН], 2010 - 107 с, с. 55, с. 55.

3 Руководство Осло. Руководство по сбор и анализу данных по инновациям. Совместная публикация ОЭСР и Евростата, 3-е изд., Центр исследований и статистики науки (ЦИСН], 2010 - 107 с, с. 56.

4 Формирование новых экономических отношений в России: государственные и рыночные механизмы регулирования. Монография/ Коллектив авторов под ред. Попова А.И., СПб: Изд-во СПбАУЭ, 2007

5 The Cost Of Creating A New Drug Now $5 Billion, Pushing Big Pharma To Change Matthew Herper Forbes 8/11/2013 [Электронный ресурс] http://www.forbes.com/sites/matthewherper/2013/08/11/how-the-staggering-cost-of-inventing-new-drugs-is-shaping-the-future-of-medicine/

6 Jorge Mestre-Ferrandiz,Jon Sussex and Adrian Towse/ The R&D cost Of a new medicine. Office of Health Economics, London, 2012 - 86 p.- с. 6.

7 Регулирование предпринимательской деятельности в системах здравоохранения европейских стран. / Под ред. Солтман Р. Б., Буссе Р., Моссиалос Э. /Пер. с англ. — М: Издательство «Весь Мир», 2002. — 272 с., с. 155.

8 Авторская оценка

9 Федеральный закон от 12.04.2010 N 61-ФЗ (ред. от 12.03.2014) "Об обращении лекарственных средств", [электронный ресурс, база

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.