УДК 338
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ИНДУСТРИИ СТРАН
ЕВРОСОЮЗА
Никитина И.В., аспирант, к.ф.н, Санкт-Петербургский университет управления и экономики, тел.: +7 (964)327 09 14, +7 (904) 333 77 78, e-mail: [email protected] Шашина Н.С., профессор, д.э.н., кафедра менеджмента и государственного и муниципального управления, Санкт-Петербургский
университет управления и экономики
В статье рассматриваются особенности государственного регулирования инновационного предпринимательства в фармацевтической индустрии стран Европейского Союза. Дана оценка применяемых методов прямого (административно-правового) и косвенного регулирования фармацевтического сектора экономики. Особое внимание уделено сравнительному анализу методов ценового регулирования предложения в различных странах и его влиянию на локализацию инновационного предпринимательства в различных странах Евросоюза. Авторы отмечают преимущества единого нормативного регулирования фармацевтической отрасли экономики в части требований к разработке и исследованиям, производству и допуску на рынок инновационных лекарственных препаратов, системы защиты интеллектуальной собственности и стимулирования инноваций и исследований в фармацевтическом секторе на уровне Евросоюза через функции Европейского медицинского агентства. Авторами определены инструменты реализации государственной лекарственной политики.
Ключевые слова: Инновационное предпринимательство, фармацевтическая индустрия, методы прямого (административно-правового) и косвенного регулирования, фармацевтический сектор экономики, методы ценового регулирования предложения, инновационные лекарственные препараты, инструменты реализации государственной лекарственной политики.
STATE REGULATION OF THE DEVELOPMENT OF INNOVATIVE BUSINESS IN THE PHARMACEUTICAL INDUSTRY OF THE EU
Niktina I., the post-graduate student, Ph.D. in Pharm.Sience, St. Petersburg State University of Management and Economics Shashina N., Doctor of Economics Sciences, professor, Management and state and municipal government chair, St. Petersburg State University
of Management and Economics
The article considers the peculiarities of state regulation of innovative entrepreneurship in the pharmaceutical industry of the European Union. The estimation methods direct (administrative law) and indirect regulation of the pharmaceutical sector of the economy. Special attention is paid to the comparative analysis price methods of regulation proposals in various countries and its impact on the localization of innovative entrepreneurship in different European countries. The authors note the advantages of a single regulatory pharmaceutical industries in regard to research and development, production and marketing authorization of innovative medicines, the system of intellectual property protection and promotion of innovation and research in the pharmaceutical sector at the EU level, by the European medicines Agency. The authors defined the instruments of implementation of the state drug policy.
Keywords: Innovative entrepreneurship, the pharmaceutical industry, methods of direct (administrative and legal) and indirect regulation, the pharmaceutical sector, the methods of price regulation proposals, innovative medicines, tools, implementation of the state drug policy.
Государственное регулирование развития инновационного предпринимательства в фармацевтической индустрии стран Евросоюза
Европейская фармацевтическая промышленность является одной из самых эффективных отраслей экономики Европейского Союза (ЕС) и играет решающую роль в содействии экономическому росту ЕС, инвестируя в исследования и разработки (R&D), создавая положительный торговый баланс, рабочие места и повышая конкурентоспособность. Фармацевтическая и биотехнологическая отрасль устойчиво находится на первом месте в рейтинге развития инновационных отраслей: доля R&D инвестиций в 2013 году составила 18,1%1, и является не только крупным налогоплательщиком, но и создает большое количество рабочих мест. В 2011 году в промышленности было занято 660 000 человек, из них 116 000 человек заняты в разработках и исследованиях.2 В настоящей статье представлен обзор и проведен анализ влияния механизмов государственного регулирования на развитие фармацевтического индустриального сектора экономики стран Европейского Союза.
Страны Европы используют разнообразные ограничения и стимулы, чтобы эффективно и рационально расходовать средства на лекарственные препараты и, в то же время, поддерживать крупную промышленность. Регулирование фармацевтического сектора экономики происходит на стыке политики здравоохранения государства, промышленной политики и рыночного механизма саморегулирования. Влияние государства принимает формы высоких требований к правилам производства лекарственных средств (обя-
зательное соблюдение требований надлежащей производственной практики - GMP), стандартам безопасности лекарственных препаратов, правилам проведения и оценки клинических исследований (стандарты GCP), строгой системы допуска на рынок, процессам сертификации фармацевтических производств, системы регулярного инспектирования субъектов обращения лекарственных средств, защиты прав интеллектуальной собственности, а также механизмов контроля над ценами и разных схем возмещения расходов на лекарственное обеспечение.
Следует особо подчеркнуть, что в ЕС действует единая скоординированная система допуска препаратов на рынок и контроля их обращения; единые требования к организации производств, проведению клинических исследований, мониторингу безопасности, регистрации лекарственных средств, которую осуществляет Европейское медицинское агентство (European Medicines Agency, EMA). Приоритетной в настоящее время является схема централизованной регистрации препарата, когда он получает статус одобренного сразу в 27 странах ЕС. Кроме этого существует децентрализованная процедура локальной регистрации на уровне национальных лицензионных агентств по лекарственным средствам, но в настоящее время она применяется все реже3.
Одной из важнейших задач EMA является стимулирование инноваций и исследований в фармацевтическом секторе в виде: научных консультаций для компаний по вопросам разработки препаратов, публикации рекомендаций с требованиями по изучению эффективности, безопасности и качества лекарственных средств,
1 The 2013 EU Industrial R&D Scoreboard, электронный ресурс http://media.hotnews.ro/media_server1/document-2013-11-18-16053488-0-industrial-investment-scoreboard.pdf, с.40
2 The European Federation of Pharmaceutical Industries and Associations (EFPIA) http://www.efpia.eu/topics/industry-economy
3 Регулирование фармацевтического сектора в Европе: ради эффективности, качества и равенства/ Под ред. Э.Моссиалос, М.Мразек, Т.Уолли. ВОЗ от имени Европейской обсерватории по системам и политике здравоохранения, 2006 - 378 с., 27 с.
обеспечения особой поддержки малым и средним предприятиям; признания препаратов для лечения редких заболеваний орфанны-ми; управления инновационной целевой группой (имеет научные, регуляторные и юридические компетенции), которая представляет собой форум для раннего диалога с заявителями4.
В последние годы наблюдается повышение уровня требований государственных органов для доказательства заявляемой компанией-разработчиком высокой эффективности новых лекарственных средств, что вызвано антикризисными мерами в Европе. Яркий пример государственного регулирования на основе проводимого национальными агентствами сравнительного анализа по критериям: эффективность - безопасность - цена приводит Немецкая ассоциация исследовательских фармацевтических компаний (VFA): более двух десятков лекарственных препаратов к 2012 году подверглись сравнительной процедуре с уже существующими на рынке и в четырех случаях производители приняли решение не поставлять свои продукты в страну5. В Германии для установления более высоких цен фармацевтическая компания должна доказать, что новый препарат превосходит имеющиеся по эффективности. Эта мера привела тому, что в мае 2012 г. британская компания GlaxoSmithKline перестала поставлять противоэпилептический препарат Trobalt (retigabine) для лечения вновь диагностированных пациентов. Немецкие регуляторы сравнили Trobalt с двумя дженериками и решили, что препарат не является более эффективным. По информации Bloomberg, в Великобритании с января 2010 г. по август 2012 г. из 79 наименований лекарственных препаратов, одобренных EMA, 26 (33%) были отвергнуты Национальным институтом охраны здоровья и совершенствования медицинской помощи (NICE). Из них 15 на основании того, что у них недостаточно преимуществ перед другими лекарствами, чтобы оправдать более высокую цену.
Весомую роль в регулировании фармацевтического рынка ЕС играет Европейская комиссия (ЕК), задача которой - защищать и укреплять принципы европейского законодательства, включая свободное движение товаров и свободную конкуренцию. Один из инструментов государственного регулирования рынка, применяемого ЕК - штрафные санкции к фармацевтическим компаниям. Например, в 2014 году Еврокомиссия оштрафовала французскую фармкомпанию Servier, израильскую Teva и еще нескольких фарм-производителей на общую сумму 427,7 млн. евро за действия, направленные на задержку вывода на европейские рынки аналогов гипотензивного препарата Coversyl (perindopril).6
Экономическое регулирование инновационного предпринимательства фармацевтической отрасли в разных странах ЕС отличается и осуществляется путем проводимой каждым государством промышленной политики, системы налоговых льгот, жесткой системы прав на интеллектуальную собственность, заключения компенсационных ценовых соглашений, контроля ценообразования и возмещения затрат на лекарственные средства. Все правительства стран ЕС разделяют озабоченность ростом расходов на здравоохранение и регулируют спрос и предложение на рынке, чтобы ограничить общие затраты на лекарственные средства. Меры, регулирующие спрос, направлены на корректирование предпочтений врачей и пациентов. Меры, регулирующие предложение, направлены на прямой контроль цен, применение системы ценообразования: сравнение с ценами в других странах, система базовых цен, системы терапевтических базовых цен.
Например, Франция использует регулирование цен для защиты своей промышленности, в Великобритании программа регулирования цен на лекарственные средства направлена на увеличение местного вложения капитала. Страны с сильной промышленной базой (Великобритания, Германия) склонны позволить несколько более свободное ценообразование (Франция является исключением, хотя положение меняется), а в странах со сравнительно слабой базой (Испания, Италия) цены разными способами контролируются. При этом разница в подходах объясняется не только рыночными, но и другими (например, политическими) факторами7.
С точки зрения теории, регулирование цен в той или иной стране может повлиять на общий объем инвестиций в фармацевтической промышленности. В 2011 году учеными P.Koenig и M.MacGarvie8 были опубликованы результаты исследования по определению зависимости локализации иностранных инвестиций в биофармацевтической отрасли, основанного на информации о 527 инвестиционных проектах в 27 европейских странах в период
между 2002 и 2009. Авторами сделан вывод о том, что биофармацевтические компании находятся под влиянием жесткости регулирования цен при выборе страны, в экономику которой внести новые инвестиции. Для фармацевтической промышленности характерны большие невозвратные издержки развития, низкие транспортные издержки и сильная связь между государственным регулированием и рентабельностью. Страны, устанавливающие контроль над ценами получают меньше новых непроизводственных инвестиций. На основании чего сделан вывод о том, что эти влияния различаются по типу инвестиций, оказывая слабо выраженное влияние на инвестиции R&D, и не влияя на производственные инвестиции. Такие результаты исследования можно объяснить тем, что в некоторых индустриально развитых странах ЕС для препаратов, находящихся под патентной защитой, правительства устанавливают режим свободного ценообразования. Например, в Великобритании цена на новые патентованные средства при их появлении на рынке может устанавливаться свободно. С 2003 года свободное ценообразование введено во Франции, но лишь на продукты, которые сочла новаторскими Национальная комиссия по прозрачности цен. Цены вначале устанавливают на 5 лет, а затем пересматривают, чтобы учесть новые медицинские показания, объемы потребления или какие-либо проблемы, связанные с фармаконадзором9.
В Великобритании действует Программа регулирования цен на лекарственные средства. Ограничивая прибыли, она косвенно влияет на цену патентованных средств, продаваемых Государственной службе здравоохранения (далее государство). Цель программы: по приемлемым ценам обеспечить государство лекарственными средствами и одновременно поощрять развитие инновационной фармацевтической индустрии. Компания может сама устанавливать цену на новые препараты при их появлении на рынке. Если объем продаж компании государству превышает 25 миллионов фунтов, она подает ежегодный финансовый отчет, в котором указаны продукты, объем продаж которых превысил 500 000 фунтов, и подробности о капитале, использованном при производстве этих лекарственных средств. Размер допустимой прибыли для компаний, подпадающих под эту схему, составляет 21% и измеряется как доходность капитала или доходность продаж. Если компания превысила установленную норму прибыли, она может сохранить до 40% свыше первоначально разрешенной нормы прибыли, если ни на что не повышала цены в текущем году. На исследования и разработки может отводиться до 20% общих продаж государству. Цены в Великобритании одни из самых высоких в ЕС, т.к. другие страны ЕС чаще всего выбирают Великобританию в качестве базовой страны при определении цен путем международных сравнений. Сравнительно свободное ценообразование этой страны означает, что компании, скорее всего, сначала выпустят свой продукт в Великобритании.10
Решение каждой страны, включать или не включать оригинальные (запатентованные) препараты в группу с непатентованными препаратами затрагивает важнейший баланс экономических интересов между контролем затрат на здравоохранение и созданием стимулов для развития инновационного предпринимательства, что усложняется вопросами терапевтической взаимозаменяемости. В ЕС приняты в основном две формы ценообразования для возмещения: система базовых цен (устанавливает уровни возмещения за лекарства со ссылкой на цены заменители лекарственных препаратов или же препарата на других рынках) и система терапевтических базовых цен. Референсное ценообразование, при котором власти устанавливают максимальную сумму возмещения для закупки лекарственных средств, действует в Бельгии, Болгарии, Чехии, Дании, Эстонии, Германии, Греции, Венгрии, Италии, Латвии, Литвы, Нидерландов, Норвегии, Польше, Португалии, Румынии, Словакии и Испании. Как правило, оно используется в странах без регулирования цен, и рассматривается как менее строгая альтернатива к явным мерам государственного регулирования цен.
Бельгия, Испания, Франция, Венгрия, Польша, Латвия и Литва устанавливают цены после переговоров с фармацевтическими компаниями. Другие страны (Болгария, Чешская Республика, Эстония, Финляндия, Греция, Венгрия, Ирландия, Латвия, Литва, Норвегия, Польша, Румыния, Словения, Швеция) используют средневзвешенное значение цен, взимаемых за тот же препарат в некоторых других странах. В таблице 1 представлены сравнительные данные по механизму контроля базовых цен фармацевтических производителей некоторыми странами ЕС.
Таблица 1. Механизмы государственного контроля базовых цен производителей лекарственных средств в некоторых странах ЕС11
Страна Период мониторинга Алгоритм установления цены
Германия октябрь2003 16% снижение возмещаемых цен на патентованные лекарственные препараты
ноябрь 2005 -март 2008 Производители должны заявить доход от роста цен правительству
Венгрия 2004 15% снижение цены (апрель-июнь)
Великобритания 2005 7% снижение цены для цен на брендированные препараты
2009 5% снижение цен
Очень наглядно отражает влияние механизма государственного регулирования цен система законодательных актов по ценообразованию в Германии. Эта страна создала свою систему базовых цен в 1989 году, причем для некоторых продуктов группу сравнения составляли препараты с тем же действующим веществом, а для других - химически различные продукты с аналогичными терапевтическими эффектами. В 1996 году от включения в систему базовых цен были освобождены патентованные препараты. В 2000 году примерно половина расходов на лекарственные средства была включена в систему базовых цен. Однако, в 2004 году эта льгота в ценообразовании для оригинальных препаратов была аннулирована, в результате чего продажи ряда защищенных патентами препаратов резко упала. Такому сдвигу в политике предшествовало снижение возмещаемых цен на патентованные лекарственные препараты на 16% в 2003 году (таблица 1).
Венгрия представила ограниченный режим системы терапевтических базовых цен в 2003 году и расширила ее до 50 дополнительных терапевтических групп, представляющих более трети рынка рецептурных препаратов в 2005 году. В 2012 году для фармацевтических инновационных производственных компаний введены льготные ставки общего налога с оборота (аналогичен налогу на добавленную стоимость): размер ставки этого налога для лекарственных препаратов составляет 5%, тогда как в отношении подавляющей части промышленных изделий и многих продовольственных товаров указанная ставка составляет 27%.
Таким образом, более мягкое регулирование цен в таких влиятельных странах, как, например, Германия, создает гораздо бьльшие субсидии для фирм. Другие, менее влиятельные страны, должны будут снизить цены намного больше, чтобы произвести ту же скрытую субсидию фармацевтическим компаниям. В связи с этим равновесный уровень инвестиций в менее влиятельных странах будет ниже.
Анализ зарубежного опыта в сфере государственного регулирования развития инновационного предпринимательства свидетельствует о том, что мировая фармацевтическая промышленность является одной из самых максимально регулируемых в мире. Государства применяют методы прямого (административно-правового) воздействия на фармацевтический сектор экономики и методы косвенного регулирования, что не исключено даже в случаях декларированного свободного ценообразования на инновационные
лекарственные препараты (например, опыт Великобритании). В результате анализа опыта стран ЕС с большой долей вероятности можно сделать вывод, что фармацевтические компании стремятся осуществлять лонч инновационных патентоспособных препаратов в первую очередь на рынки стран с более строгим соблюдением прав интеллектуальной собственности.
Преимуществом и характерной особенностью государственного регулирования инновационного предпринимательства фармацевтической отрасли Евросоюза являются строгая система единых стандартов допуска на рынок новых фармацевтических производителей и инновационных препаратов, гармонизированные и постоянно актуализирующиеся требования к проведению исследований и разработок, клинических исследований, производству; наличие единого и эффективно выполняющего свои задачи инспектората. Следует отметить и стремление обеспечить национальные системы здравоохранения лекарственными средствами, произведенными в ЕС по доступной для государства «справедливой» цене, позволяющей фармацевтической промышленности инвестировать значительную долю прибыли в инновации: продуктовые, процессные, маркетинговые и организационные. Эффективными инструментами реализации государственной лекарственной политики также являются все чаще применяемые сравнительные фармако-экономические исследования, государственный контроль качества, антимонопольная полтика, штрафные санкции и меры нетарифного регулирования (льготное налогообложение, схемы возмещения затрат, контракты с государственными структурами).
Литература:
1. EMEA [Электронный ресурс], http://www.ema.europa.eu/ ema/index.jsp?curl=pages/about_us/general/general_content_000091. jsp&mid=WC0b01ac0580028a42
2. Koenig, P., MacGarvie, M., Regulatory policy and the location of bio-pharmaceutical foreign direct investment in Europe. J. Health Econ. (2011), doi:10.1016/j.jhealeco.2011.07.005
3. The 2013 EU Industrial R&D Scoreboard, электронный ресурс http://media.hotnews.ro/media_server1/document-2013-11-18-16053488-0-industrial-investment-scoreboard.pdf
4. The European Federation of Pharmaceutical Industries and Associations (EFPIA) http://www.efpia.eu/topics/industry-economy
5. Регулирование фармацевтического сектора в Европе: ради
4 По материалам EMEA [Электронный ресурс], http://www.ema.europa.eu/ema/index.jsp?curl=pages/about_us/general/general_ content_000091.jsp&mid=WC0b01ac0580028a42
5 Фармацевтический вестник 29.11.2012, [Электронный ресурс] http://www.pharmvestnik.ru/publs/lenta/v-mire/antikrizisnye-mery-v-evrope-privodjat-k-zaderzhke-pojavlenija-na-rynke-novyx-lekarstv.html#.VBWlQyIcRoI
6 Фармацевтический вестник 09.07.2014 [Электронный ресурс], http://www.pharmvestnik.ru/publs/lenta/v-mire/ec-oshtrafoval-servier-teva-i-esche-rjad-kompanij-za-zaderzhku-vyvoda-na-rynok-analogov-coversyl.html#.VBWliSIcRoI
7 Регулирование фармацевтического сектора в Европе: ради эффективности, качества и равенства/ Под ред. Э.Моссиалос, М.Мразек, Т.Уолли. ВОЗ от имени Европейской обсерватории по системам и политике здравоохранения, 2006 - 378 с., 64 с.
8 Koenig, P., MacGarvie, M., Regulatory policy and the location of bio-pharmaceutical foreign direct investment in Europe. J. Health Econ. (2011), doi:10.1016/j.jhealeco.2011.07.005
9 Регулирование фармацевтического сектора в Европе: ради эффективности, качества и равенства/ Под ред. Э.Моссиалос, М.Мразек, Т.Уолли. ВОЗ от имени Европейской обсерватории по системам и политике здравоохранения, 2006 - 378 с., 135-136 с.
10 Регулирование фармацевтического сектора в Европе: ради эффективности, качества и равенства/ Под ред. Э.Моссиалос, М.Мразек, Т.Уолли. ВОЗ от имени Европейской обсерватории по системам и политике здравоохранения, 2006 - 378 с., с. 139.
11 Koenig, P., MacGarvie, M., Regulatory policy and the location of bio-pharmaceutical foreign direct investment in Europe. J. Health Econ. (2011), doi:10.1016/j.jhealeco.2011.07.005, с.3
эффективности, качества и равенства/ Под ред. Э.Моссиалос, М.Мразек, Т.Уолли. ВОЗ от имени Европейской обсерватории по системам и политике здравоохранения, 2006 - 378 с.
6. Фармацевтический вестник 29.11.2012, [Электронный ресурс] http://www.pharmvestnik.ru/publs/lenta/v-mire/antikrizisnye-mery-v-evrope-privodjat-k-zaderzhke-pojavlenija-na-rynke-novyx-lekarstv.html#.VBWlQyIcRoI
7. Фармацевтический вестник 09.07.2014 [Электронный ресурс], http://www.pharmvestnik.ru/publs/lenta/v-mire/ec-oshtrafoval-servier-
teva-i-esche-rjad-kompanij-za-zaderzhku-vyvoda-na-rynok-analogov-coversyl.html#.VBWliSIcRoI
8. Шашина Н.С. Методологический подход к исследованию управленческих отношений в сфере ресурсного обеспечения пространственных социально-экономических образований/Экономика и управление - 2012.
9. Шашина Н.С. Специфика государственного управления в зарубежных странах/Учебно-методическое пособие. СПб.: Изд-во института управления и экономики - 2005.
УДК 004.94
СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ И ИМИТАЦИОННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ УНИВЕРСИАДЫ 2013 В КАЗАНИ
Девятков В.В., к.т.н., заместитель директора по научной работе Института информатики Академии наук Республики Татарстан, тел.: +7 (843) 292-38-67, м.т. +7 (903) 341-44-35, e-mail: [email protected]
Описывается имитационное приложение, созданное для исследования транспортной системы Универсиады 2013 в Казани. Формулируется цели и задачи создания приложения. Приводится структура приложения, примеры диалогов ввода данных и проведения экспериментов. Показаны основные результаты исследования.
Ключевые слова: транспортная система, универсиада, имитационная модель, диалоги ввода данных, эксперименты с моделью.
SYSTEMS ANALYSIS AND SIMULATION STUDIES OF THE TRANSPORT SYSTEM
OF THE UNIVERSIADE 2013 IN KAZAN
Devyatkov V., Ph.D., deputy director of the scientific work, Institute of Computer Science of the Academy of Sciences of the Republic of
Tatarstan
Describes the simulation application designed for the study of the transport system of the 2013 Universiade in Kazan. Formulated goals and objectives of the application. The structure of the application, examples of input dialogs and experimentation. Shows the main results of the study.
Keywords: transport system, Universiade, simulation model, input dialogs, experiments with the model.
Введение
Всемирная летняя Универсиада 2013 года в Казани была первым крупнейшим спортивным мероприятием в истории современной России. Она предваряла зимнюю олимпиаду в Сочи в 2014 г. Исключительно важно было провести ее на высшем уровне, обкатать все самые современные инновационные технологии организации и управления спортивными мероприятиями. Одним из важнейших составляющих успеха игр была правильно организованная работа транспортной системы по перевозке всех клиентских групп Универсиады (и т.д.). А это несколько тысяч транспортных средств (далее ТС), более сотни маршрутов между десятками объектов для обслуживания тысяч спортсменов, судей, организаторов и официальных лиц. Необходимо было обеспечить бесперебойную и своевременную их доставку на места проведения спортивных и официальных мероприятий. При этом требовалось выполнение всех требований международной федерации студенческого спорта (ФИСУ), расписание начала и завершения соревнований и тренировок.
Перед нами была поставлена задача - исследовать эту систему до проведения соревнований, выявить ее «узкие места», выработать рекомендации по их устранению для транспортной дирекции Универсиады.
Это сложнейшая по размерности и количеству варьируемых параметров система - сорока два спортивных объекта, сотни транспортных средств Универсиады (далее ТС), сотни маршрутов клиентских групп и общественного транспорта. При этом требовался учет множества внешних воздействий - движение общественного транспорта по городу, расположение светофоров, улиц и развязок. Исследовать аналитическими методами такую систему не представляется возможным. Поэтому в качестве основного средства исследования был выбран метод имитационного моделирования. При этом использовалась новая методология имитационных исследований [1] и расширенный редактор GPSS World [2].
Примеры исследований транспортных систем приводятся во многих публикациях, например, в [3]. В нашей стране модели такой размерности и сложности еще не строились.
Постановка задачи исследования
Основной целью работы являлась разработка программных инструментальных средств и моделей для проведения экспериментов с системой и прогнозного анализа поведения транспортной
системы Универсиады. К основным направлениям исследования можно отнести:
■ Анализ внутренней транспортной логистики отдельных спортивных объектов Универсиады - транспортных схем объектов, парковочных зон, остановочных площадок и т.д.;
■ Разработка транспортной схемы, оптимальных маршрутов и расписания движения ТС клиентских групп Универсиады между объектами по городу.
Важным обстоятельством было то, что имитационное исследование необходимо было провести заранее, до начала Универсиады, и выработать для транспортной дирекции, ГИБДД и мэрии практические рекомендации по совершенствованию транспортной системы Универсиады еще в период подготовки к соревнованиям.
В качестве основных задач, требующих исследования, были выбраны:
Для исследования объектов Универсиады
1. Обеспечение выполнения расписания прибытия ТС к объекту.
2. Минимизация времени въезда ТС на территорию объекта или стоянки перед объектом.
3. Оценка достаточности мест на стоянках перед объектами для прибывающих ТС.
4. Оценка достаточности мест на паковках внутри объекта для прибывающих ТС.
5. Анализ различных вариантов зонирования объекта на ворота, стоянки и парковки с точки зрения безопасности участников и организации транспортной схемы.
6. Обеспечение выполнения расписания убытия ТС с объекта.
Для исследования транспортной схемы Универсиады по городу
1. Проверка правильности и достаточности предлагаемых маршрутов для каждого потока клиентской группы Универсиады.
2. Расчет и обоснование необходимого количества ТС для полноценного функционирования каждого маршрута.
3. Проверка различных алгоритмов взаимодействия транспорта Универсиады с городским общественным транспортом и прохождение перекрестков (приоритеты, обгон, заездные карманы и т.д.).
4. Анализ динамики движения ТС по дням Универсиады на электронной карте города посредством анимации.