Научная статья на тему 'Торговые отношения России и Китая в рамках развития фармацевтической промышленности'

Торговые отношения России и Китая в рамках развития фармацевтической промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
420
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ / FOREIGN TRADE / ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / PHARMACEUTICAL INDUSTRY / МИРОВОЙ РЫНОК / WORLD MARKET / ТОРГОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / TRADE RELATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Астахова Екатерина Викторовна, Чжихуэй Ван

Мировой рынок фармацевтической продукции является сложным, многоуровневым сектором, одним из наиболее перспективных направлений реальной экономики, который характеризуется высоким уровнем внедрения инновационных технологий, низкой эластичностью потребительского спроса по цене, а также стабильно высокими темпами роста производства, продаж и, соответственно, показателями рентабельности. Статья посвящена анализу развития современного мирового рынка фармацевтической промышленности китайского рынка. Особое внимание в статье уделено проблемам развития китайского и российского рынка фармацевтической промышленности. Раскрыто представление о производителях-лидерах на фармацевтическом рынке и наиболее востребованных товарах. Проанализирована проблема зависимости государств от импорта фармацевтической продукции, зависимости потребления фармацевтической продукции от благосостояния населения. С целью повышения эффективности функционирования международного рынка фармацевтической продукции, рассмотрены направления дальнейшего сотрудничества Китая и России в развитии рынка фармацевтической промышленности. В статье проанализированы особенности поведения поставщиков на фармацевтическом рынке. Систематизирована классификация стран-экспортеров фармацевтической продукции. Авторы анализируют динамику развития фармацевтического рынка за несколько лет с точки зрения объемов продаж на внутреннем рынке, объемов импорта и экспорта. товарной структуры. Изучены особенности российского рынка фармацевтической продукции в условиях значительной импортозависимости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Астахова Екатерина Викторовна, Чжихуэй Ван

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIA AND CHINA TRADE RELATIONS IN THE PHARMACEUTICAL INDUSTRY DEVELOPMENT

The World market of pharmaceutical products is a complex, multi-tiered sector, one of the most promising areas of the real economy, which is characterized by high level of adoption of innovative technologies, low elasticity of consumer demand for the price and consistently high growth rates of production, sales, and, consequently, profitability. The article analyzes the features of the pharmaceutical market supply. The pharmaceutical products countries-exporters are classified systematically. The authors analyze the pharmaceutical market development dynamics over the past five years, in terms of sales volumes, countries importers on the industrial pharmaceutical market. the commodity structure of pharmaceutical products exports and imports are analyzed. The development of Chinese pharmaceutical industry market in the modern world market is devoted to analysis. The special attention of article is paid to development problems of the Chinese and Russian pharmaceutical market industry. The pharmaceutical market producersleaders and the most demanded products are reveals in the article. It is established the consumption of pharmaceutical products depends on the welfare of the consumer. The pharmaceutical products dependence problem on imports is analyzed. The China and Russia pharmaceutical market efficient development further cooperation directions are analyzed with the aim of enhancing. Feature of the foreign trade relations of Russia and China is notable the extent of cross-border trade: territories of Primorsky Krai and the Chinese provinces.

Текст научной работы на тему «Торговые отношения России и Китая в рамках развития фармацевтической промышленности»

УДК 338.45

ТОРГОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ РОССИИ И КИТАЯ В РАМКАХ РАЗВИТИЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

© 2016

Астахова Екатерина Викторовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Международный бизнес и финансы» Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (690014, Россия, Владивосток, ул. Гоголя,41, е-mail: evastahova1@ya.ru) Чжихуэй Ван, практикантка ООО «Априори-консалтинг» (690014, Россия, Владивосток, ул. Гоголя, 41, е-mail: 1059532898@qq.com)

Аннотация. Мировой рынок фармацевтической продукции является сложным, многоуровневым сектором, одним из наиболее перспективных направлений реальной экономики, который характеризуется высоким уровнем внедрения инновационных технологий, низкой эластичностью потребительского спроса по цене, а также стабильно высокими темпами роста производства, продаж и, соответственно, показателями рентабельности. Статья посвящена анализу развития современного мирового рынка фармацевтической промышленности китайского рынка. Особое внимание в статье уделено проблемам развития китайского и российского рынка фармацевтической промышленности. Раскрыто представление о производителях-лидерах на фармацевтическом рынке и наиболее востребованных товарах. Проанализирована проблема зависимости государств от импорта фармацевтической продукции, зависимости потребления фармацевтической продукции от благосостояния населения. С целью повышения эффективности функционирования международного рынка фармацевтической продукции, рассмотрены направления дальнейшего сотрудничества Китая и России в развитии рынка фармацевтической промышленности. В статье проанализированы особенности поведения поставщиков на фармацевтическом рынке. Систематизирована классификация стран-экспортеров фармацевтической продукции. Авторы анализируют динамику развития фармацевтического рынка за несколько лет с точки зрения объемов продаж на внутреннем рынке, объемов импорта и экспорта. товарной структуры. Изучены особенности российского рынка фармацевтической продукции в условиях значительной импорто-зависимости.

Ключевые слова: внешняя торговля, фармацевтическая промышленность, мировой рынок, торговые отношения

RUSSIA AND CHINA TRADE RELATIONS IN THE PHARMACEUTICAL

INDUSTRY DEVELOPMENT

© 2016

Astakhova Ekaterina Victorovna, PhD. Economic Sciences, Associate Professor of "International Business and Finance"

Vladivostok State University of Economics and Service (690014, Russia, Vladivostok, Gogolya street, 41, е-mail: evastahova1@ya.ru)

Zhihui Wang, trainee "Priori Consulting"

(690014, Russia, Vladivostok, Gogolya street, 41, е-mail: 1059532898@qq.com)

Abstract. The World market of pharmaceutical products is a complex, multi-tiered sector, one of the most promising areas of the real economy, which is characterized by high level of adoption of innovative technologies, low elasticity of consumer demand for the price and consistently high growth rates of production, sales, and, consequently, profitability. The article analyzes the features of the pharmaceutical market supply. The pharmaceutical products countries-exporters are classified systematically. The authors analyze the pharmaceutical market development dynamics over the past five years, in terms of sales volumes, countries importers on the industrial pharmaceutical market. the commodity structure of pharmaceutical products exports and imports are analyzed. The development of Chinese pharmaceutical industry market in the modern world market is devoted to analysis. The special attention of article is paid to development problems of the Chinese and Russian pharmaceutical market industry. The pharmaceutical market producers- leaders and the most demanded products are reveals in the article. It is established the consumption of pharmaceutical products depends on the welfare of the consumer. The pharmaceutical products dependence problem on imports is analyzed. The China and Russia pharmaceutical market efficient development further cooperation directions are analyzed with the aim of enhancing. Feature of the foreign trade relations of Russia and China is notable the extent of cross-border trade: territories of Primorsky Krai and the Chinese provinces.

Keywords: foreign trade, the pharmaceutical industry, the world market, trade relations

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Мировой рынок фармацевтической продукции является сложным, многоуровневым сектором, одним из наиболее перспективных направлений реальной экономики, который характеризуется высоким уровнем внедрения инновационных технологий, низкой эластичностью потребительского спроса по цене, а также стабильно высокими темпами роста производства, продаж и, соответственно, показателями рентабельности. Современный рынок фармацевтики представляет собой довольно сложный сектор мировой экономики. Данная отрасль является одной из самых развивающихся на мировом рынке товаров. В отличие от остальных рынков, он обладает отличительными особенностями, которые определяют, прежде всего, специфику лекарственных средств, имеющих отношение к категории жизненно необходимых и важных товаров. Все это довольно сильно влияет на их спрос и производство. Данный рынок можно охарактеризовать: значительным спросом и предложением, огромным международным

рынком сбыта, многочисленностью брендов. Одним и вариантов развития отрасли, в условиях глобализации мировой экономики, является глобализация и фармацевтической индустрии, которая во многом обусловлена увеличением издержек на создание и разработку оригинальных лекарственных препаратов, а также консолидированной позицией крупных медицинских структур, направленной на снижение закупочных цен.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы Проблемы развития фармацевтического рынка рассмотрены в работах С. В. Болла, В. Глумскова, А. С. Ташенова и Н. Н. Чередниченко, А. И. Трутько [1], [2], [3]. Фармацевтический рынок классифицируется на основе уровня прироста продукции. В первой группе находится Китай, ежегодный прирост которого в рамках фармацевтической продукции составляет 15- 18%. В следующую группу входят Бразилия, Россия и Индия, с ежегодным

темпом роста 9-14 %. В третью группу включены Алжир, Колумбия, Нигерия и Саудовская Аравия и другие страны, ежегодный темп прироста фармацевтических рынков которых составляет 7-10% [5].

Растет доля стран, интенсивно развивающих фармацевтическую индустрию и увеличивающих расходы на данный вид продукции, так называемых Pharmerging countries. К этим странам относятся: Китай, Бразилия, Индия, Россия, Мексика, Турция, Польша, Венесуэла, Аргентина, Индонезия, ЮАР, Таиланд, Румыния, Египет, Украина, Пакистан и Вьетнам. Доля таких стран в 2016 г. составляет около 30 % [6].

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Мировое лидерство в разработках (R&D) медицинских инноваций традиционно у США, Швейцарии, Великобритании, Японии и Германии: доля рынка США -34 %, европейских стран - 17 %, Японии - 12 %. США значительно опережают любую из стран мира по количеству проектов по созданию новых лекарственных средств [7].

Это объясняется тем, что производство фармацевтики связано с большими затратами на исследования, разработки новых лекарственных средств, процесс производства фармацевтической продукции требует высоких расходов на технику, квалифицированные кадры и т.д.

В последнее время активно заявляют о себе Индия и Китай. В 2015 г. Индия опередила Китай по объему экспорта фармпродукции. Экспорт индийской фармпро-дукции в США вырос на 23,4%. Китая - на 15%.[8]. В 2016 г. объем экспорта продукции из Ирландии вырос на 16% по сравнению с аналогичным периодом 2015г., объем импорта сократился на 2% [9]

Система здравоохранения Китая шагает в ногу с экономическим и демографическим бумом. Многочисленное население страны создает мощный потенциал для развития фармрынка. Тенденция к нездоровому образу жизни и рост хронических заболеваний способствуют росту данной отрасли промышленности. В условиях стагнации мирового фармацевтического рынка в Китае стремительно увеличивается объем продаж фармацевтической продукции. На рынке существует несколько производителей-лидеров генерических препаратов в Китае, которые обозначены 1-2 % от общей доли объема рынка.

Таблица1 - Производители-лидеры генерических препаратов в Китае

Название компании Доля рынка, %

Js.Yangzijang FTY 2,16

Js.L.Y.G. Hengrui 1,84

Shandong Qilu FTY 1,81

Hjs.Haerbin Pharm 1,69

Ke Lun Group 1,54

Фармацевтический рынок России стремительно развивается. Российский экспорт фармацевтической продукции в 2014г. составлял 0,12% от общемирового, что позволило России занять 37 место в рейтинге стран-экспортеров фармацевтической продукции. Последние несколько лет отрасль показывает постепенный рост объёмов экспорта [11]

Таблица 2 - Экспорт фармацевтической продукции 2010-2014гг

Год 2010 2011 3013 1013 2014

Ооъеы экспорта (ibic. долл США) 313,7 336 $1 638,В1 5SJ.J3 604,39

Источник: [12]

В настоящее время зависимость России от импорта фармацевтической продукции составляет 70%. Она, главным образом, закупает фармацевтическую продукцию в Германии, Великобритании, Франции, Швеции,

США и др. странах. Ежегодно 80% закупаемой правительством России фармацевтической продукции приходится на Великобританию, Японию и Швецию.

Крупнейшими импортёрами, потребляющими более 66% всей российской продукции, стали Казахстан, Узбекистан, Украина, Беларусь и Азербайджан. На долю 10 главных импортёров приходится свыше 82 % всего экспорта фармацевтической продукции. Доля экспорта продукции химической промышленности в страны дальнего зарубежья в январе-июне 2016 года составила 6,7%. Стоимостный объем экспорта фармацевтической продукции снизился на 28,3%. Физические объемы поставок фармацевтической продукции сократились на 20,3% [13]. Снижение показателей связано с резким удешевлением российских товаров в связи с падением курса рубля, значительного спада цены на нефть (рисунок 1)

Рисунок 1 - Динамика внешнеторгового оборота в январе 2011-2015гг. (млрд. долл.)

Источник: [14]

Основными товарами импорта в 2015 г. были: машины и оборудование (41,9%), минеральные энергоресурсы (16, 4%), химическая продукция (9,7%)руды, шлаки (7,69%), черные и цветные металлы (3,43%), маслячные семена и плоды (2,2%), бумажная масса, целлюлоза (0,89%), хлопок, пряжа (0,89%), древесина, изделия из нее, древесный уголь (0,97%) [15].

Рисунок 2 - Основные товары импорта и импорта Китая в 2015 году

Особенностью внешнеторговых связей России и Китая является заметные масштабы приграничной торговли: стоимостный объем торговых операций. Основным партнером Российских дальневосточных регионов по данному виду торговли является китайская провинция Хэйлунцзян. Удельный вес России в общем объеме приграничной торговли Китая составляет около 25 % [16].

На сегодняшний день доминирующая роль на российском рынке принадлежит зарубежным фармсубстан-циям. Особого внимания заслуживают Китай как один из основных поставщиков этой продукции на наш рынок. В Индии значительная концентрация квалифицированных специалистов: маркетологов и технологов, поэтому больше направлены на освоения новых субстанций. Китай специализируется на традиционных субстанциях.

Импортируются в основном субстанции давным-давно известных препаратов, таких как ацетилсалициловая кислота, парацетамол, метамизол натрия, метформин, аскорбиновая кислота и пр., которые еще пользуются спросом у населения в т. ч. за счет невысокой стоимости. Наиболее распространенные субстанции, производимые в РФ представлены китайскими производителя, зареги-

стрированными на территории РФ (таблица 3)

Таблица 3 - Производители субстанций на территории РФ

Источник: [17]

По экспертной оценке доля фармацевтических субстанций, произведенных в России, в настоящее время составляет менее 8% от объема рынка этой продукции, а все остальное - импорт

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Российский рынок открыт для китайской фармацевтической продукции. Лекарственные препараты традиционной китайской медицины на российском рынке пользуются высокой репутацией. Развитие современного китайского рынка фармацевтической промышленности стартовало 30 лет назад и за первые 15 лет им удалось решить вопрос лекарственного самообеспечения. В настоящее время производственная способность России не справляется со спросом, кроме того, многие крупные европейские и американские фармацевтические компании открыли в России представительства или создали фабрики, в связи с чем спрос на фармацевтическое сырье не покрывается лишь с помощью собственного рынка, и предоставляет возможности для Китая в сфере экспорта фармацевтического сырья.

Однако в условиях приоритетного развития собственного фармацевтического производства наиболее благоприятные условия для входа на российский рынок созданы для зарубежных производителей, имеющих российских партнеров, а также для компаний, которые активно локализуются и обеспечивают скорейший и полный трансфер технологий в Россию. На сегодняшний день более 50 китайских компаний получили европейские лицензии на экспорт своей продукции в ЕС, а около 30 дженериков получили одобрение FDA и продаются на рынке США. В то же время объем экспорта в Россию китайской фармпро-дукции, по разным оценкам, составляет не более 1-2 млрд долларов в год и представлен в основном субстанциями и полупродуктами. Многие лекарственные средства китайской медицины были удачно зарегистрированы в России, однако они были зарегистрированы в качестве пищевых добавок, в этой связи они не могут обрести реальной конкурентоспособности на рынке. Эти препараты могли бы иметь режим наибольшего благоприятствования для организации импорта в РФ и дальнейшего производства в российско-китайском партнерстве.

Намерение налаживать деловые взаимоотношения Китая и России в области фармацевтики необходимо не только заниматься экспортом, но и осуществлять трансфер технологий между двумя странами. Тенденция роста фармацевтического рынка в странах АТР с высокой степенью вероятности будет сохраняться в динамике в последующее десятилетие не только за счет роста цен, но и за счет роста количества употребляемых населением региона медикаментов. В соответствии с отраслевым планом по импортозамещению, российским фарм-предприятиям, реализующим проекты по организации

и модернизации производства конкурентоспособной продукции, может быть дополнительно оказана помощь посредством деятельности Фонда развития промышленности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Астахова Е.В., Айхеле Д.В. Особенности международного бизнеса на приграничных территориях // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 14-17.

2. Дальневосточный фармацевтический рынок и его регулирование [Электронный ресурс] // - Режим доступа: http:// www.medlinks.ru/sections.php?op=viewartide&artid=3407

3. Динамика внешнеторгового оборота в январе 20112015гг. [Электронный ресурс] // - Режим доступа: http:// info.minfin.ru/export_import.php

4. Евразийская экономическая комиссия департамент промышленной политики информация о результатах анализа состояния и развития фармацевтической отрасли [Электронный ресурс] // - Режим доступа: Dowüoads D1% _2014%20(1).pdf

5. Индия продолжает опережать Китай по объему фармэкспорта [Электронный ресурс] // - Режим доступа: http://www.pharmvestnik.ru/publs/lenta/v-mire/indija-prodolzhaet-operezhatj-kitaj-po-objemu-farmeksporta.html#. WCnPC_mLTIU

6. Обзор экспорта фармацевтической продукции [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www. rusexporter.ru/ research/industry/detail/2190/

7. Рейтинг стран - экспортеров фармацевтики.-[Электронный ресурс] // Режим доступа: http://riarating. ru/countries_rankings/20130718/610575390.html

8. Российский рынок открыт для китайской фармпро-дукции [Электронный ресурс] // - Режимдоступа:: http:// www.pharmvestnik.ru/publs/ lenta/v-rossii/rossijskij-rynok-otkryt-dlja-kitajskoj-farmproduktsii.html

9. Севастьянова К. Д. Основные торгово-экономические партнеры России // Молодой ученый. — 2013. — №5. — С. 374-378.

10. Современные тенденции и особенности развития российской внешней торговли.- [Электронный ресурс] // - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ sovremennye-tendentsii-i-osobennosti-razvitiya-rossiyskoy-vneshney-torgovli

11. Тенденции развития мирового рынка фармацевтической продукции// журнал международного права и международных отношений 2014 — № 2 [Электронный ресурс] // - Режим доступа: http://www.evolutio.info/ content/view/2259/235/

12. Фармацевтические субстанции: предпосылки и перспективы развития производства [Электронный ресурс] // - Режим доступа: http://www.remedium.ru/state/ detail.php?ID=69463

13. Фармацевтика в России. Стратегия развития и инновационные возможности [Электронный ресурс] // - Режим доступа: http://www.theangelinvestor.ru/market/ index.php?ELEMENT_ro=796&ro=2&SECTI0N_ro=40

14. Шоломицкая М.М. Экономическая оценка и анализ инновационного развития мировой фармацевтической промышленности [Электронный ресурс] // - Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=21363578

15. Экспорт-импорт важнейших товаров за январь-июнь 2016 года [Электронный ресурс] // - Режим доступа: http://www.customs.ru/index2.php?option=com_conten t&view=article&id=23775&Itemid=1981

16. Shestopal S. S. et al. Features of Building Control Systems Sub-Locality in Modern Russia //International Review of Management and Marketing. - 2016. - Т. 6. - №. 1S.

17. The Chemical and Pharmaceutical Industry in China: Opportunities and Threats http://www.abercade.ru/research/ analysis/2695.html http://www.pharmvestnik.ru/publs/lenta/ v-mire/indija-prodolzhaet-operezhatj-kitaj-po-objemu-farmeksporta.html#.WCnPC_mLTIU

Наименование субстанции Производитель (зарегистрированный в РФ)

Аспирин Хебей Цзине Кемикал Инжиниринг, Китай

Шандонг Ксинхуа Фармасьютикал Ко, Лтд, Китай

Аскорбиновая кислота Норсист Фармасьютикал Груп Ко ЛТД, Китай

Си ЭС Пи Си Вейшинг Фармасеутикал Ко ЛТД,

Цефотаксим Жухай Юнайтед Лабораториз Ко ЛТД, Китай

Цефтриаксон Жухай Юнайтед Лабораториз Ко ЛТД, Китай

Цефазолин Си -Эс-Пи-Си Чжунно Фармасьютикал Ко ЛТД, Китай

Метамизол Хебей Цзихэн (Груп) Фармасьютикал Ко Лтд, Китай

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.