сти ИС, поскольку последняя определяется будущими расходами и доходами. Учреждение может поставить объекты ИС на баланс по сколько-нибудь приличной цене (не по рыночной) и сразу заплатить 18 % НДС и 24 % - налог на прибыль. Кроме того, придется платить 1 % от стоимости, поставленной на баланс в качестве нематериального актива. Чтобы получать налоги, правительство стимулирует поиск ИС, но учреждение или предприятие его искать не будет. И только в том случае, если ИС готовится к продаже и есть для нее покупатель, есть смысл увеличить стоимость лицензии или стоимость акций, продукции предприятия, ссылаясь на необходимость платить налоги и амортизацию [2].
Сложность коммерциализации обусловлена появлением в университете новых, не свойственных ранее образовательному учреждению функций и видов деятельности, связанных, например, с экономической самостоятельностью факультетов или с коммерческой поддержкой научно-исследовательской деятельности на всех этапах, начиная с маркетинговых исследований и заканчивая коммерциализацией научных результатов. Сегодня складывается ситуация, когда декану, преподавателю, ученому необходимо обладать
не только профессиональными знаниями, но и навыками экономиста и менеджера, маркетолога, что для них, зачастую, не является понятным и привычным.
Библиографические ссылки
1. Попова И. А. Коммерциализация деятельности вуза - необходимость или формула развития? // Информационная среда вуза XXI века : тезисы Всерос. научно-практ. конф. Петрозаводск, 2008.
2. URL: http://www.krasgmu.ru/colibris_articles.php? article_id = 212.
References
1. Popova I. A. Commercialization of the university -the need for development or formula? // Abstract of the All-Russian scientific and practical conference "University Infomedia XXI Century". Petrozavodsk, 15-18 September 2008.
2. URL: http://www.krasgmu.ru/colibris_articles.php? article_id = 212.
© Жуковская Ю. В., Ерыгина Л. В., Кустова Е. А., 2014
УДК 338.45.01
ИНСТРУМЕНТЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО РОСТА ПРЕДПРИЯТИЙ РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ
А. Ю. Захаров, Ю. В. Ерыгин
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31 Е-шаП: [email protected], [email protected]
Рассмотрен острый вопрос полного импортозамещения в оборонно-промышленном комплексе Российской Федерации. Приведены инструменты стимулирования промышленного роста предприятий ракетно-космической отрасли. Дана общая оценка программе импортозамещения, проводимой в нашей стране.
Ключевые слова: ракетно-космическая отрасль, инновации, корпорация, кластер, импортозамещение.
TOOLS TO STIMULATE INDUSTRIAL GROWTH OF ROCKET AND SPACE INDUSTRY ENTERPRISES
A. Yu. Zacharov, Yu. V. Erygin
Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660014, Russian Federation E-mail: [email protected], [email protected]
The urgent issue of import substitution in full military-industrial complex of the Russian Federation is considered. The tools to stimulate industrial growth of enterprises of rocket and space industry are assumed. A general assessment of the import substitution program, implemented in our country is given.
Keywords: rocket and space industry, innovation, corporation, cluster, import substitution.
Основным из приоритетных направлений государственной политики России является решение задачи инновационного развития экономики страны и обеспечения ее конкурентоспособности. Развитие ракет-
но-космической отрасли (РКО) было и остаётся стратегическим приоритетом государственной политики.
Современное состояние и специфика РКО делают участие данной отрасли в инновационном развитии
Организационно-экономические проблемы авиационно-космических, комплексов
России без государственной поддержки малоэффективным. В настоящее время со стороны государства предприятиям РКО оказывается поддержка посредством различных форм стимулирования инновационной деятельности. Принимая во внимание значительный инновационный потенциал, сосредоточенный в ракетно-космической отрасли, его роль в обеспечении обороноспособности страны и инновационном развитии экономики, представляется актуальным решение проблемы объединения предприятий РКО и научных организаций в кластеры и стратегическое планирование такой деятельности.
В последние годы наметился определенный прогресс в развитии ракетно-комической промышленности России и повышенное внимание к ней со стороны руководящих государственных органов. Но это внимание сосредоточено в основном на организационных и структурных проблемах, что, безусловно, необходимо для совершенствования существующего производства, но явно недостаточно для развития принципиально новых технологий и производств [1].
Сегодня в связи со сложившейся геополитической обстановкой остро стоит вопрос полного импортоза-мещения в оборонно-промышленном комплексе (ОПК) и, как следствие, в РКО - одной из самых значимых составляющих ОПК страны. Решение этого вопроса позволит получить России технологическую независимость и выйти на новый уровень развития собственных передовых технологий. Все стратегии отраслевого развития, принятые в министерстве, предусматривают значительное повышение доли российских предприятий к 2020 г. [2].
Министерство промышленности и торговли завершило формирование программы по импортозаме-щению комплектующих украинского производства для производства техники военного назначения. По прогнозам ведомства, полностью отказаться от импорта оборонно-промышленный комплекс России сможет к концу 2016 - началу 2017 гг. До этого времени альтернативу поставкам из Украины обеспечат страны Таможенного союза и Китай [2].
У Минпромторга России имеется ряд инструментов по стимулированию промышленного роста предприятий для осуществления программ по импортоза-мещению. Во-первых, это инструменты таможенно-тарифного регулирования. Планируется увеличение ставок ввозных таможенных пошлин по ряду позиций до уровня, принятого в ВТО. Одновременно в качестве содействия импортозамещению рассматривается снижение ввозных таможенных пошлин на сырье и комплектующие.
Во-вторых, это инструменты нетарифного регулирования. Рассматриваются три базовых инструмента. Первое - это запрет для госсектора на закупку импортных аналогов, второе - ограничение закупок импортных аналогов, третье - преференции отечественным производителям.
Еще одна действенная мера - государственные субсидии. Это субсидии организациям либо на техническое перевооружение, либо на оборотные фонды. В 2014 г. впервые было осуществлено субсидирование затрат на НИОКР (научно-исследовательские и кон-
структорские работы). Новизна этого подхода заключается в том, что предприятия сами осуществляют инвестиции, а потом государство при условии коммерциализации результатов возмещает затраты.
Также планируется существенно снизить налоговую нагрузку. Действующие и перспективные индустриальные парки, особые экономические зоны обеспечат комфортную бизнес-среду и льготное налогообложение для новых высокотехнологичных производств.
Одной из форм поддержки, предусмотренной законопроектом о промышленной политике, является так называемый специальный инвестиционный контракт. Одним из условий реализации такого контракта могут являться как вышеупомянутые льготы по налогам и сборам, так и ряд других позиций, которые могут быть интересны с точки зрения реализации проекта. Также предусмотрены льготы по арендным платежам за пользование государственным имуществом, льготные тарифы на товары, работы и услуги, подлежащие регулируемому ценообразованию, иные льготы и преференции, предусмотренные действующим законодательством. Данный механизм позволяет учитывать отраслевую специфику и применять меры государственной поддержки с учетом особенностей конкретных отраслей промышленности.
Фонд развития промышленности - одна из мер, получивших поддержку президента. В рамках реализации поручения главы государства в Минфине прорабатывается форма действия фонда. На три года его размер утвержден на уровне 20 млрд руб. Фонд в первую очередь будет финансировать сложные инфраструктурные инновационные проекты. Он должен предоставить финансирование по ставке не выше 5 % сроком от 10 до 15 лет [3].
Инструменты стимулирования промышленного роста предприятий РКО, предложенные Министерством промышленности и торговли РФ, приведены в таблице.
Инструменты стимулирования промышленного роста предприятий РКО
Инструменты стимулирования Предлагаемые меры
Инструменты таможенно-тарифного регулирования Увеличение ставок ввозных таможенных пошлин по ряду позиций до уровня, принятого в ВТО. Снижение ввозных таможенных пошлин на сырье и комплектующие
Инструменты нетарифного регулирования Запрет для госсектора на закупку импортных аналогов. Ограничение закупок импортных аналогов. Преференции отечественным производителям
Государственные субсидии Субсидирование затрат на НИОКР. Льготное налогообложение. Инвестиционный контракт. Создание фонда развития промышленности
Политика импортозамещения рассматривается правительством страны не с точки зрения огосударствления экономики или с точки зрения присутствия компаний, учрежденных российскими гражданами, а с точки зрения развития российской экономики, в том числе с участием иностранных партнеров, на российской территории в интересах развития России. Программа импортозамещения дает шанс для глобальной модернизации как отдельных отраслей ОПК, так и всего машиностроительного комплекса России.
Библиографические ссылки
1. Федеральное космическое агентство («Роскос-мос») : офиц. сайт [Электронный ресурс]. URL: http://www.federalspace.ru/115/ (дата обращения: 20.08.2014).
2. Министерство промышленности и торговли Российской Федерации : офиц. сайт [Электронный ресурс]. URL: http://www.minpromtorg.gov.ru/reposit/ minprom/ministry/fcp/8/ gosudarstvennaya_programma.pdf (дата обращения: 15.08.2014).
3. Министерство экономического развития Российской Федерации: офиц. сайт [Электронный ресурс]. URL: http://fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/ ViewFcp/View/2012/198/ (дата обращения: 17.08.2014).
References
1. Federal'noe kosmicheskoe agentstvo ("Roskosmos") : ofits. sayt [Elektronnyy resurs]. Available at: http://www.federalspace.ru/115/ (accessed 20 August 2014) (In Russ.).
2. Ministerstvo promyshlennosti i torgovli Rossijskoj Federatsii : ofits. sayt [Elektronnyy resurs]. Available at: http://www.minpromtorg.gov.ru/reposit/minprom/ministr y/fcp/8/gosudarstvennaya_programma.pdf (accessed 15 August 2014) (In Russ.).
3. Ministerstvo jekonomicheskogo razvitija Rossijskoj Federatsii : ofits. sayt [Elektronnyy resurs]. Available at: http://fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/ View Fcp/ View/2012/198/ (accessed 17 August 2014) (In Russ.).
© Захаров А. Ю., Ерыгин Ю. В., 2014
УДК 3300,5
АНАЛИЗ ФАКТОРОВ РОСТА В ОТРАСЛЯХ ОБОРОННОГО КОМПЛЕКСА
Н. Д. Корсукова
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: [email protected]
Рассматривается переход к новой модели взаимодействия факторов роста в номинальном и реальном секторах экономики. Анализируются последствия введения новой модели для стратегических отраслей экономики, в том числе и для оборонно-промышленного комплекса.
Ключевые слова: бюджетное правило, монетизация экономики, производительность труда.
THE ANALYSIS OF GROWTH FACTORS IN THE BRANCHES OF THE DEFENSE INDUSTRY
N. D. Korsukova
Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660014, Russian Federation E-mail: [email protected]
The transition to a new model of interaction of growth factors in nominal and real sectors of the economy is considered. The consequences of the introduction of a new model for strategic industries of the economy including the military-industrial complex are analyzed.
Keywords: fiscal rule, monetization of the economy, labor productivity.
Для понимания перспектив развития оборонно-промышленного комплекса необходимо рассмотреть вопросы взаимодействия финансового и реального секторов экономики. Сложившаяся сегодня ситуация на различных мировых рынках показала неэффективность свободного рыночного регулирования, особенно в валютной и финансовой сферах. Это привело к росту издержек и повышению степени рисков. В нашей стране нестабильность экономики усилило и наложение
санкций ведущими странами мира. Известно, что оборонно-промышленный комплекс (ОПК) считается одним из высокотехнологичных секторов производства. Но инвестиционный потенциал предприятий за счет собственных средств минимален, необходимо расширение ресурсной базы с помощью банковского сектора и государственной поддержки. С точки зрения предложения сложившаяся система кредитования не предоставляет в необходимом объеме долгосрочные и доста-