conf. (Togliatti, 20-23 April. 2005). Moscow, 2005 Part 2 Actual problems of socio-economic development: territorial and sectoral aspects. S. 180-183.- Refs .: with. 183 (6 titles.).
3. Kuznetsova S. A. Development of innovative market as a mechanism for the spread of high-tech products. Novosibirsk, 2002. 107 p. Refs .: with. 106-107.
4. Nigmatulina L. G. Commercialization of Intellectual Property in a transition economy: Author. dis. ... Candidate. ehkon. Sciences. Kazan, 2004, 24 p.
5. Nigmatulina L. G. Features commercialization of intellectual property in a transition economy // Resource
Efficiency and Energy Conservation: Tr. V int. Symp. (Kazan, 1-2 December., 2004). Kazan, 2005 S. 697-700.
6. Titova E. S. Current status and trends of development of Russian market of scientific and technical products // Proc. mes. Conf. XXXIX on scientific-technical. stud. conf. Elektrostal, 2005 S. 67-68.
7. Shumyankova N. V. Commercialization of scientific and technological activities. M., 2005. 293.
© Ерыгина Л. В., Кустова Е. А., Жуковская Ю. В., 2014
УДК 65.01;65.011.08.
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА
НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Ю. В. Жуковская2, Л. В. Ерыгина1, Е. А. Кустова2
1 Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева
Российская Федерация, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: [email protected]
2 Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева
Аэрокосмический колледж Российская Федерация, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: [email protected]
Одной из главных задач вуза является достижение научно-образовательной миссии и поддержание экономической эффективности. На каждом этапе коммерциализации своей деятельности вуз сталкивается с рядом проблем.
Ключевые слова: коммерциализация, инновационность, конкуренция, проблема, инновации.
MAJOR ISSUES OF COMMERCIALIZATION OF THE CURRENT HIGHER SCHOOL ACTIVITY
Yu. V. Zhukovskaya2, L. V. Erygina1, E. A. Kustova2
1 Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660014, Russian Federation
2 Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev, Aerospace College 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660014, Russian Federation. E-mail: [email protected]
One of the main tasks of the university is to achieve a scientific and educational mission and to maintain cost-effectiveness. At each stage of the commercialization of their activities university faces a number ofproblems.
Keywords: commercialization, innovation, competition, problem, innovation.
Вопросы выживания высшей школы в настоящее время напрямую связаны с коммерциализацией деятельности вуза. Экономические условия, в которых сегодня находится университет, требует поиска новых источников финансирования, новых технологий управления вузом и новых ролевых схем участников вузовской деятельности. Коммерциализация результатов образовательной и научной деятельности заставляет иначе взглянуть на вузовские процессы. Комплекс образовательных и научных мероприятий дополняется организационными, технологическими,
финансовыми и коммерческими аспектами. В современных условиях коммерциализация деятельности вуза является не просто необходимостью, но становится формулой успешного развития университета [1].
Основная проблема коммерциализации на начальных этапах разработки заключается в недостаточном внимании исследованиям рынка, аудита, конъюнктуры, патентным исследованиям, маркетинговым исследованиям. Это приводит к нерациональному использованию как интеллектуальных, так и финансовых ресурсов [2].
Организационно-экономические проблемы авиационно-космических, комплексов
Коммерциализация - это отдельный вид деятельности и это не означает непременное продолжение научно-исследовательских работ. Результаты могут быть переданы заказчику, включая и права на них [2]. Процесс коммерциализации начнется с момента, как только вуз поставит задачу извлечения прибыли из приобретенного опыта и знаний. Предмет сделки в этом случае - это не то, что было уже создано (предшествующий результат). Научно-технический результат - это еще не ноу-хау, но это следствие научного результата. Поэтому коммерциализация не может быть вменена в функции разработчика-автора. Более того, опыт указывает на то, что разработчик должен быть отстранен от взаимодействия с внешними силами. Определение возможностей применения новых знаний и опыта в целях коммерциализации - отдельная задача, решение которой есть своего рода искусство управления интеллектуальным капиталом.
Проблемы финансирования. Недостаточное научное финансирование. Слабые возможности получения кредита малыми предприятиями для разработки инновационного продукта [1].
Проблема показателей критериев инновационно-сти. Сегодня бизнес поддерживает быстроокупаемые, менее рисковые и менее затратные проекты. Несмотря на то, что доходность инновационного бизнеса на много больше, чем от других видов деятельности, такой бизнес предполагает высокий риск и длительный период развития. Эти особенности привели к созданию схем финансирования высокорисковых проектов (венчурное финансирование).
В основе инновации лежит продукт, который обладает следующими свойствами: не имеет ограничений к выводу продукта на мировой рынок; продукт новый (прямые аналоги отсутствуют) или имеет существенные преимущества перед конкурирующими продуктами; на порядок или более улучшает один из технических параметров известного продукта; существенно улучшает несколько технических параметров известного продукта.
Проблемы создания и регистрации малых предприятий. Не решена проблема интеллектуальной собственности, получения прав на нее от НИИ и вузов. Пока нет прав на ИС, нет залога для получения инвестиций. Недоступно зарубежное патентование, нет поддержки малых предприятий на стадии start-up. Для открытия предприятия необходимы не менее 10 тыс. долл. плюс затраты на технологию, оборотные средства, юридическое оформление, заработная плата сотрудников, получение разрешительного пакета документов.
Высокая и долговременная потребность в инвестициях, отсутствие офиса для работы, высокая стоимость арендной платы и сложная система разрешений и проверок, длительность оформления. Сложная, дорогая и длительная система получения сертификатов, лицензий. Невозможность преодоления выхода малого предприятия на мировой рынок, сложность отстаивания своих интересов в случае недобросовестности зарубежных партнеров (судебные издержки недоступны). Недоверие к банковской системе, нестабильность и нерациональность законодательства, отсутствие гарантий и страховок удерживает от участия биз-
нес-агентов, иностранных инвесторов. Налог на рекламу, отсутствие господдержки рекламных и РЯ-компаний, сложность постановки на балансовый учет интеллектуальной собственности, обложение ее налогами. Отсутствие системы государственных заказов на инновационные продукты [1].
Проблема венчурной стадии развития. Сложность выхода для инвесторов из инновационного бизнеса, отсутствие биржи высоких технологий, отсутствие практики венчурного инвестирования при появившихся венчурных фондах, отсутствие законодательства, стимулирующего деятельность венчурной политики.
Проблема регистрации интеллектуальной собственности. Если интеллектуальная собственность на инновационный продукт не будет защищена и коммерциализирована, то стратегическая цель руководства учреждения - заставить работать и получить доход - выполнена не будет. Отчуждение от авторов ИС и будущих доходов при продаже продукта ведет к ее обесцениванию, неизбежному конфликту и провалу проекта. Стоимость разработки технологии не выше 1-3 % от суммарных затрат. Если произойдет продажа разработки на этой стадии, то требовать больше, чем 1-3 % беспочвенно. Доходы будут извлекать те, кто оплатил продвижение разработки (инвесторы), осуществляет производство (производители) и реализует продукт (дистрибьютеры, продавцы). Следовательно, дальнейшее участие разработчиков в продвижении продукта к рынку может обеспечить только эффективная передача ИС потребителю (тщательное проговаривание всех моментов в лицензионных договорах). Интеллектуальная собственность должна стоить столько, за сколько можно продать технологию или продукты на ее основе. Окончательная стоимость определится только после выхода продукта из оборота [1]. Инвесторы (негосударственные) никогда не дают денег под непонятную, плохо контролируемую структуру и назначенный сверху менеджмент.
Проблема поиска инвесторов. Необходимо поддерживать инновации, но там, куда неохотно идут частные инвесторы, т. е. на начальных стадиях развития. Если вуз заявляет, что сам проинвестирует свои разработки, но не отдаст свои технологии, то это указывает на исключительную некомпетентность авторов и администрации учреждения. Задача государства -создать условия, при которых частные инвесторы будут вкладывать свои средства в инновационные проекты. Венчурные инвестиции даются малым предприятиям, которые владеют всеми правами на ИС [1]. Это залог под инвестиции при наличии рынка. Если правила выхода из бизнеса (например, механизм продажи акций инновационного предприятия) выстроены и утверждены в договоре, то венчурный капиталист пойдет навстречу руководителю малого предприятия [1].
Проблема налогообложения. Если авторы учреждения создают ИС, то ее очень трудно оценить и поставить на баланс в затратную часть. Патенты, разрешения, сертификаты, лицензии, протоколы испытаний, заработная плата авторов в течение времени создания разработки - все это затраты на создание ИС. Тем не менее эти затраты ничего не говорят о стоимо-
сти ИС, поскольку последняя определяется будущими расходами и доходами. Учреждение может поставить объекты ИС на баланс по сколько-нибудь приличной цене (не по рыночной) и сразу заплатить 18 % НДС и 24 % - налог на прибыль. Кроме того, придется платить 1 % от стоимости, поставленной на баланс в качестве нематериального актива. Чтобы получать налоги, правительство стимулирует поиск ИС, но учреждение или предприятие его искать не будет. И только в том случае, если ИС готовится к продаже и есть для нее покупатель, есть смысл увеличить стоимость лицензии или стоимость акций, продукции предприятия, ссылаясь на необходимость платить налоги и амортизацию [2].
Сложность коммерциализации обусловлена появлением в университете новых, не свойственных ранее образовательному учреждению функций и видов деятельности, связанных, например, с экономической самостоятельностью факультетов или с коммерческой поддержкой научно-исследовательской деятельности на всех этапах, начиная с маркетинговых исследований и заканчивая коммерциализацией научных результатов. Сегодня складывается ситуация, когда декану, преподавателю, ученому необходимо обладать
не только профессиональными знаниями, но и навыками экономиста и менеджера, маркетолога, что для них, зачастую, не является понятным и привычным.
Библиографические ссылки
1. Попова И. А. Коммерциализация деятельности вуза - необходимость или формула развития? // Информационная среда вуза XXI века : тезисы Всерос. научно-практ. конф. Петрозаводск, 2008.
2. URL: http://www.krasgmu.ru/colibris_articles.php? article_id = 212.
References
1. Popova I. A. Commercialization of the university -the need for development or formula? // Abstract of the All-Russian scientific and practical conference "University Infomedia XXI Century". Petrozavodsk, 15-18 September 2008.
2. URL: http://www.krasgmu.ru/colibris_articles.php? article_id = 212.
© Жуковская Ю. В., Ерыгина Л. В., Кустова Е. А., 2014
УДК 338.45.01
ИНСТРУМЕНТЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО РОСТА ПРЕДПРИЯТИЙ РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ
А. Ю. Захаров, Ю. В. Ерыгин
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31 Е-шаП: [email protected], [email protected]
Рассмотрен острый вопрос полного импортозамещения в оборонно-промышленном комплексе Российской Федерации. Приведены инструменты стимулирования промышленного роста предприятий ракетно-космической отрасли. Дана общая оценка программе импортозамещения, проводимой в нашей стране.
Ключевые слова: ракетно-космическая отрасль, инновации, корпорация, кластер, импортозамещение.
TOOLS TO STIMULATE INDUSTRIAL GROWTH OF ROCKET AND SPACE INDUSTRY ENTERPRISES
A. Yu. Zacharov, Yu. V. Erygin
Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660014, Russian Federation E-mail: [email protected], [email protected]
The urgent issue of import substitution in full military-industrial complex of the Russian Federation is considered. The tools to stimulate industrial growth of enterprises of rocket and space industry are assumed. A general assessment of the import substitution program, implemented in our country is given.
Keywords: rocket and space industry, innovation, corporation, cluster, import substitution.
Основным из приоритетных направлений государственной политики России является решение задачи инновационного развития экономики страны и обеспечения ее конкурентоспособности. Развитие ракет-
но-космической отрасли (РКО) было и остаётся стратегическим приоритетом государственной политики.
Современное состояние и специфика РКО делают участие данной отрасли в инновационном развитии