Инструменты регулирования механизма региональном экономическом безопасности
Regulatory Tools for the Regional Economic Security Mechanism
УДК 332.02
J
<
О
Руденко Марина Николаевна
заведующий кафедрой Пермского государственного национального исследовательского университета, доктор экономических наук, профессор
614990, г. Пермь, ул. Букирева, д. 15 Marina N. Rudenko
Perm State University
Bukireva Str. 15, Perm', Russian Federation, 614990
Долганова Яна Алексеевна
аспирант Пермского государственного национального исследовательского университета 614990, г. Пермь, ул. Букирева, д. 15
Yana A. Dolganova
Perm State University
Bukireva Str. 15, Perm', Russian Federation, 614990
Настоящее исследование направлено на поиск инструментов, способных предупредить и предотвратить внешние и внутренние угрозы экономической безопасности региона. Цель. Рассмотреть комплекс возможных элементов и их составляющих, формирующих эффективный механизм региональной экономической безопасности.
Задачи. Определить ключевые факторы, оказывающие как прямое, так и опосредованное воздействие, а также отрицательное или положительное влияние на состояние региональной экономической безопасности; оценить уровень экономической безопасности регионов; сформулировать стратегические направления развития эффективного механизма региональной экономической безопасности.
Методология. В настоящей работе с помощью математических и индикативных методов оценены составляющие региональной экономической безопасности, на основе результатов которых возможно выявить существующие угрозы и в последующем разработать меры по их предотвращению.
Результаты. С помощью обобщения теоретических и практических представлений о способах регулирования экономической безопасности региона сформулирован собственный подход, заключающийся в комплексном отражении стратегических направлений повышения экономической безопасности региона, уточнена система индикаторов для оценки уровня экономической безопасности, а также предложены инструменты регулирования для регионов разных типов.
Выводы. Исследование факторов и параметров экономической безопасности регионов позволяет выявить угрозы как внутреннего, так и внешнего проявления, а разработка мер на основе полученных результатов — предупредить дальнейшее распространение этих угроз. Ключевые слова: механизм экономической безопасности регионов, угрозы региональной экономической безопасности, элементы экономической безопасности, социально-экономическое развитие, состояние регионального инфраструктурного обеспечения, уровень криминализации регионов
The presented study identifies tools that could help prevent and avert external and internal threats to regional economic security. Aim. The study aims to examine the full range of possible elements, along with their components, of an efficient regional economic security mechanism.
Tasks. The authors determine key factors that have a direct or indirect, positive or negative, effect on the state of regional economic security, assess the level of regional economic security, and propose strategic directions for the development of an efficient regional economic security mechanism.
Methods. This study uses mathematical and indicative methods to assess the elements of regional economic security and from that to identify the existing threats, making it possible to develop certain preventive measures in the future.
Results. By summarizing theoretical and practical concepts of regional economic security
regulation, the authors develop a unique approach that involves complex projection of the strategic directions for improving regional economic security. Furthermore, they specify the system of indicators for assessing the level of economic security and propose regulatory tools for different types of regions. Conclusion. Examination of the factors and parameters of regional economic security helps identify internal and external threats, which can be contained by developing appropriate measures based on the results obtained. Keywords: regional economic security mechanism, threats to regional economic security, elements of economic security, socioeconomic development, current state of regional infrastructure, regional crime rate
Экономика России подвержена воздействию разнообразных угроз, препятствующих ее стабильному функционированию. В данных обстоятельствах большое значение приобретает обеспечение национальной безопасности государства, а также ее важнейшей составляющей — экономической безопасности (ЭБ) [1]. Приоритет последней основывается на достижении высокого уровня экономической безопасности регионов, ввиду того что реализация национальных интересов в сфере экономической безопасности возможна только при устойчивом функционировании всех территориальных образований страны и, соответственно, осуществлении комплексного целенаправленного влияния на внутренние и внешние угрозы.
Современный научно-методический аппарат не имеет четко сформулированного инструментария обеспечения экономической безопасности. В частности, до сих пор не сформирована единая система оценки экономической безопасности, что, в свою очередь, затрудняет мониторинг и, соответственно, ограничивает возможность предупреждения угроз. Далеко не все элементы существующего механизма экономической безопасности региона являются действенными. Необходимо разработать эффективные инструменты регулирования регионального механизма экономической безопасности.
Проблема исследования экономической безопасности и ее составляющих на разных уровнях (страны, регионов, федеральных округов, хозяйствующих субъектов, личности) является актуальной ввиду многоаспектности и сложности структуры, способной оказать влияние на социально-экономические процессы в целом. Считаем, что подходы в области управления экономической безопасности могут базироваться не только на нормативно-правовых и организационных мерах, но и на комплексных разработках, ориентированных, во-первых, на выявление взаимосвязей и влияния между общественными процессами и элементами
экономической безопасности, во-вторых, на § устранение источников угроз. §
Российские ученые уделяют особое внимание £
ш
разработкам механизма обеспечения экономи- ^ ческой безопасности. Основные исследования ^ представлены в работах О. В. Беспрозванных, з В. В. Водяновой, С. П. Волкова, С. Ю. Глазьева, ^ А. Ф. Денисова, И. А. Журавкова, Ю. М. Макси- ^ мова, В. К. Сенчагова, Д. В. Третьякова, Е. А. Чу- | риковой и Э. А. Уткина. Концептуальные осно- ^ вы построения моделей экономической без- | опасности сформулированы С. А. Афонцевым, £ П. В. Акининым, О. В. Латутой, К. М. Максимо- ^ вой, В. В. Никитиным и А. А. Назаровой. Кро- з ме научных работ важная информация содержится в изданиях отдельных государственных служб, в компетенцию которых входит решение вопросов, связанных с экономической безопасностью [2].
Если отечественные исследователи рассматривают экономическую безопасность как отдельную категорию, которая является составляющей национальной безопасности, то зарубежные ученые придерживаются мнения, что она тождественна национальной безопасности или входит в финансовую безопасность.
Кроме научных исследований в области экономической безопасности, значительным шагом стало принятие в России новой стратегии экономической безопасности до 2030 г. В ней закреплено официальное определение ЭБ, определены вызовы и угрозы, указаны цели и задачи государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности, приведен перечень возможных показателей для оценки отдельных составляющих и обозначены два этапа по реализации и разработке мер [3].
Исходя из того, что механизм экономической безопасности можно определить как систему организационно-экономических и правовых мер, направленных на предотвращение экономических угроз, выделим аналитические подходы к их оценке:
1) динамический подход (оценка динамики развития региона по темпам роста его основных экономических показателей);
2) эконометрический подход (оценка на основе многомерного статистического анализа);
3) пороговый подход (сравнение основных экономических показателей с их пороговыми значениями);
4) экспертно-рейтинговый подход (рейтинговые, балльные и экспертные оценки при ранжировании регионов по уровню угроз);
5) экономико-математический подход (оценка последствий угроз через количественное измерение ущерба);
6) комплексный подход (оценка смежных групп показателей) [4].
о о
Регион РФ
ХАРАК ТЕРИЗУЕТСЯ
о о со
<
о
Природно-ресурсным потенциалом и особенностями географического положения
ФОРМИРУЕТСЯ
Действия федеральных органов власти Структура развития отраслей
ОПРЕДЕЛЯЕТ
Тип региона
ОКАЗЫВАЕТ ВЛИЯНИЕ НА
Рис. 1. Составляющие факторов, влияющих на функционирование регионального механизма
экономической безопасности
Отечественные исследователи уделяют особое внимание продолжению и поиску разработок систем и групп индикаторов с пороговыми значениями для оценки экономической безопасности. Значение подобных исследований становится все более актуальным, ввиду того что в настоящее время и на уровне РФ, и на уровне ее субъектов отсутствует единая принятая и законодательно закрепленная методика расчетов показателей экономической безопасности. Далеко не все процессы, происходящие в регионах, поддаются количественной оценке; поэтому при анализе по выбранной методике необходимо учитывать и качественные факторы.
Для оценки существующего механизма экономической безопасности региона актуальным является выделение факторов, оказывающих влияние на его общее функционирование. Под факторами механизма экономической безопасности региона мы понимаем проявление условий, способных оказать влияние на состояние основных ее составляющих. Анализ и мониторинг позволяют более детально рассмотреть региональную политику в области экономической безопасности, выделить приоритетные направления в борьбе с угрозами, а также оценить изменения, происходящие в социально-экономической системе регионов в целом.
Исследование взаимосвязей между факторами, способными оказать прямое и косвенное
влияние на состояние экономической безопасности регионов, способствует выявлению и предотвращению угроз на ранних стадиях их возникновения. Внутренние и внешние составляющие, способные сформировать проявление факторов, влияющих на функционирование регионального механизма экономической безопасности, схематично представлены на рис. 1.
Переходя к характеристике угроз, отметим, что во многом их происхождение определяется исходя из принадлежности к определенному типу. Достаточно распространенной практикой является разделение регионов на добывающие, обрабатывающие, торгово-финансовые, аграрные, бюджетно-зависимые и диверсифицированные [5]. Однако анализ угроз и факторов с использованием данной классификации осложняется тем, что один регион может быть отнесен к разным типам. Поэтому механизм управления экономической безопасностью целесообразно рассматривать в комплексе, т. е. включать дополнительные инструменты регулирования, не всегда относящиеся строго к одному типу.
Традиционно к внутренним угрозам экономической безопасности регионов относят угрозы в реальном секторе (спад производства, потеря рынков и т. д.), угрозы в социальной сфере (снижение качества и уровня жизни), производственно-энергетические (падение производства, преобладание импортной
продукции), низкий уровень инвестиционной активности и др. Внешними являются общеэкономические, внешнеэкономические, валют-но-финансовые угрозы и т. д. [6-8].
Одной из важнейших угроз экономической безопасности РФ и ее регионов является высокая активность в сфере теневых отношений, которые деформируют систему экономических стимулов общества и приводят к диспропорциям в социально-экономическом развитии [9]. Считаем, что при оценке экономической безопасности региона целесообразно оценивать общее количество как зарегистрированных преступлений, так и отдельно преступлений экономической направленности, так как они напрямую связаны с экономической сферой. Негативной тенденцией, влекущей за собой усиление внутренних региональных угроз экономической безопасности, является постоянно увеличивающаяся доля нераскрытых преступ-
лений. Суммарно за 2016 г. в РФ было зарегистрировано 1 755 837 преступлений всех видов, из них раскрыто 1 076 422; преступлений экономической направленности — 97 424, раскрыто — 76 766 [10]. Все перечисленные группы угроз, в конечном счете, приводят к дестабилизации сложившихся социально-экономических процессов в обществе.
Обозначив группы факторов, способных оказать влияние на состояние экономической безопасности регионов, проведем анализ системы индикаторов экономической безопасности для всех регионов РФ за 2006-2016 гг. Основу исследования составили отдельные блоки, характеризующие экономическую безопасность регионов, с их пороговыми либо нормативными значениями. Они выделялись на основе имеющихся методик и рекомендуемых значений, указанных в нормативно-правовых актах (табл. 1).
Таблица 1
и
<
о
Система индикаторов региональной экономической безопасности
Индикатор Пороговое значение
1 2
Блок 1. Способность экономики региона к устойчивому развитию
Группа показателей экономического роста региона
1. Объем ВРП на душу населения, % от среднего по стране 100,0
2. Темп роста ВРП, % к предыдущему году (в сопоставимых ценах) 104,2
3. Индекс физического объема промышленности к предыдущему году, % 104,5
4. Индекс физического объема продукции сельского хозяйства к предыдущему году, % 103,2
5. Инвестиции в основной капитал, % к ВРП 25,0
6. Степень износа основных фондов промышленных предприятий, % 43,8
Группа показателей, характеризующих устойчивость региональной финансовой системы
7. Дефицит/профицит консолидированного бюджета, % к ВРП -0,1
8. Индекс потребительских цен к декабрю предыдущего года, % 105,0
Группа показателей, характеризующих зависимость экономики региона от импорта продукции
9. Соотношение импорта и экспорта, % 20,0
Группа показателей, характеризующих уровень и качество жизни населения региона
10. Расходы на здравоохранение, % к ВРП 3,3
11. Обеспеченность жильем, м2 на 1 чел. 18,0
12. Количество преступлений на 1000 чел. населения, ед. 30,2
13. Продолжительность жизни, лет 70,0
14. Темп роста реальных доходов населения, % 105,0
15. Коэффициент бедности населения региона 0,16
16. Коэффициент концентрации доходов Джини 0,25
17. Коэффициент фондов 8,5
18. Уровень безработицы, % 5,8
19. Уровень занятости, 5 64,5
Группа показателей, характеризующих состояние демографии региона
20. Коэффициент рождаемости, % 10,0
21. Коэффициент смертности, % 10,0
22. Коэффициент младенческой смертности, % 8,4
Группа показателей, характеризующих состояние продовольственной независимости
23. Объем производства сельскохозяйственной продукции на душу населения, тыс. руб. 23,6
24. Доля импортных товаров в продовольственном потенциале региона, % 25,0
о о
о о со
<
о
1 2
Блок 2. Поддержка научного потенциала
25. Численность занятых в науке, % от занятых в экономике 0,59
26. Расходы на образование, % от ВРП 5,8
Блок 3. Экологическая безопасность
27. Сброс загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты, % 31,1
28. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников, % 47,0
29. Лесовосстановление (доля восстановленных лесов), % 15,0
%
60 50 40 30 20 10
2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 Год
□ Более 1,05 20,00 18,75 22,50 27,50 22,50 23,75 25,00 25,00 24,39 24,39 24,39
□ 1,00-1,04 2,50 1,25 2,50 3,75 2,50 3,75 0,00 1,25 1,22 0,00 3,66
□ 0,70-0,99 30,00 25,00 22,50 30,00 22,50 25,00 35,00 32,50 35,37 36,59 31,71
■ 0,49-0,69 42,50 50,00 47,50 36,25 47,50 43,75 38,75 40,00 37,80 37,80 39,02
■ Менее 0,49 5,00 5,00 5,00 2,50 5,00 3,75 1,25 1,25 1,22 1,22 1,22
Рис. 2. Процентное соотношение оценок уровней экономической безопасности по всем регионам РФ
за 2006-2016 гг.
Представленная система индикаторов может быть дополнена показателями (либо их группами), характеризующими особенности региона. Для всех показателей использовалась нормированная оценка по принципу: необходим рост значения либо его снижение. По каждому блоку рассчитывалось среднеарифметическое значение всех нормированных показателей, итоговый уровень экономической безопасности был выведен по такому же принципу. Интервалы по разделению на уровни экономической безопасности соответствуют следующим значениям: высокий (более 1,05); нормальный (1,00-1,04); предкризисный (0,70-0,99); кризисный (0,49-0,69); критический (менее 0,49).
Согласно полученным данным (рис. 2), в 60% регионов РФ экономическая безопасность находится на кризисном или предкризисном уровне. Результаты оценок можно интерпретировать следующим образом: торгово-финансовые регионы в большинстве своем соответствуют высокому и нормальному уровню, а некоторые регионы добывающего типа соответствуют критическому уровню. При увеличении доли добы-
вающих регионов низкого уровня экономической безопасности может сложиться ситуация, способствующая возникновению внешних угроз не только на уровне региона или федерального округа, но и страны в целом. Проявление подобных угроз напрямую связано с сохранением энергосырьевой модели развития государства, а при ухудшении внутренних потенциалов отдельных территориальных единиц — с невозможностью перехода на иной тип развития.
Анализ результатов исследования позволил сформировать перечень возможных инструментов регулирования, представленных в табл. 2. Из нее следует, что для регионов разных типов в большинстве своем могут использоваться идентичные инструменты регулирования экономической безопасности. Различия заключаются в частном применении инструментов, основанном на достижении максимально безопасного состояния региона. Степень использования и включенности инструментов в механизм экономической безопасности во многом будет зависеть от текущего уровня экономической безопасности.
Таблица 2 ^
Возможные инструменты по предотвращению региональных угроз экономической безопасности 0
Тип региона Угрозы Инструменты регулирования
Добывающий Ухудшение состояния научно-технического потенциала, ориентированного на повышение эффективности добывающих отраслей; отставание прироста разведанных запасов стратегических полезных ископаемых от масштабов их извлечения из недр; низкая производительность труда и оборудования; ущерб от возможных чрезвычайных ситуаций техногенного характера; увеличение ущербов от экономических и налоговых преступлений; неразвитость транспортной инфраструктуры; потеря рынков сбыта Целевое финансирование особо важных и перспективных проектов; развитие инвестиционной среды; субсидирование наукоемких и производственных отраслей; эффективное развитие социальной политики с целью роста качества трудовых ресурсов и снижения оттока квалифицированных кадров; создание эффективных механизмов противодействия криминализации экономических отношений
Обрабатывающий Низкая рентабельность региональных промышленных предприятий; отсутствие диверсификации в производстве; высокая изношенность основных производственных фондов; низкая квалификация трудовых ресурсов; нарушение экологических нормативов в ходе производства; отсталость технологической базы и высокие издержки производства, вынужденное сокращение объемов производства, как следствие — рост безработицы и выбытие ряда жизнеспособных отраслей; утрата качества выпускаемой продукции; увеличение ущерба от экономических и налоговых преступлений Целевое финансирование особо важных и перспективных проектов; субсидирование наукоемких и производственных отраслей; создание эффективных механизмов противодействия криминализации экономических отношений; гибкая налоговая и ценовая политика в отношении градообразующих организаций; эффективное развитие социальной политики с целью роста качества трудовых ресурсов и снижения оттока квалифицированных кадров
Торгово-финансовый Неэффективность финансово-кредитных механизмов; дефицит квалифицированных кадров; низкая платежеспособность хозяйствующих субъектов; снижение ключевых показателей уровня и качества жизни населения; неразвитость социальной, финансовой, транспортной, логистической инфраструктуры; рост преступлений экономической направленности Целевое финансирование особо важных и перспективных проектов; развитие инвестиционной среды; создание эффективных механизмов противодействия криминализации экономических отношений
Аграрный Угрозы техногенного характера; снижение качества производимой продукции; низкая рентабельность производимой продукции из-за чрезвычайных ситуаций техногенного характера; увеличение ущерба от экономических и налоговых преступлений в сфере АПК и приватизации земель сельскохозяйственного назначения; рост безработицы Постоянный мониторинг состояния агропромышленного сектора, а также анализ, прогноз и выявление угроз в АПК с учетом региональных особенностей; развитие целевых программ АПК; создание эффективных механизмов противодействия криминализации экономических отношений, в том числе усиление контроля, с целью предупреждения и предотвращения нецелевого использования бюджетных средств
Диверсифицированный Усиление имущественного расслоения населения, увеличение численности населения с доходами ниже прожиточного минимума и безработных, деградация учреждений социальной сферы; конфликтность различных институтов власти, приводящая к низкой правовой, финансовой, договорной дисциплине, массовому сокрытию доходов и уклонению от уплаты налогов; криминализация экономики и коррупция в области управления Целевое финансирование особо важных и перспективных проектов; развитие инвестиционной среды; создание эффективных механизмов противодействия криминализации экономических отношений
Бюджетно-зависимый Снижение уровня и качества жизни населения; рост экономических и налоговых преступлений; нерациональная экономическая политика региона Федеральные целевые программы, направленные на улучшение социально-экономического развития региона; системные трансферты; создание эффективных механизмов противодействия криминализации экономических отношений
g Большинство предложенных инструментов q входят в перечень мер в области государственен ного регулирования, основанных на стратегии ^ экономической безопасности (второй этап ее ^ реализации). Ввиду этого актуальным, на наш s взгляд, является создание стратегии экономи-g ческой безопасности на уровне субъекта РФ, ^ что позволит максимально полно отразить су-| ществующие и возможные угрозы региона и ^ меры по их предотвращению. I Встраивание всех выявленных элементов i в единый механизм экономической безопасно-
ш
g сти будет способствовать не только системному 5 представлению инструментов регулирования, но и комплексному отражению дальнейших этапов по предотвращению угроз. Нам представляется перспективной и разработка новых, а также адаптация существующих методов, механизмов и инструментов повышения экономической безопасности.
Литература
1. Руденко М. Н., Долганова Я. А. Влияние социально-экономического развития на экономическую безопасность региона (на примере Пермского края) // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского политехнического университета. Сер.: Экономические науки. 2015.№ 3 (221). 2015. С.63-72.
2. Serious Economic Crime: a boardroom guide to prevention and compliance. London: White Page Ltd. in association with the Serious Fraud Office, 2011. 10 p.
3 О стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года: Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 // ГАРАНТ.
4. Третьяков Д. В. и др. Оценка и анализ экономической безопасности региона (на примере Тамбовской области) // Актуальные проблемы теории и практики учета, анализа, аудита и статистики в современных условиях. Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес — Наука — Общество», 2011.
5. Рейтинговое агентство ИНТЕРФАКС: [Электронный ресурс]. URL: http://www.interfax.ru/.
6. Моисеев П. С. Специфика экономической безопасности регионов России // Социально-экономические явления и процессы. 2012. № 12 (046). С. 218-222.
7. Водянова В. В. Экономическая безопасность. Системное представление. М.: ГУУ, 2010.
8. Татаркин А. И., Куклин А. А. Изменение парадигмы исследований экономической безопасности региона // Экономика региона. 2012. № 2. С. 25-39.
9. Терещенко А. П. Факторы теневой экономики и их анализ в современных условиях // Механизм экономико-правового обеспечения национальной безопасности: опыт, проблемы, перспективы. Краснодар: Исследоват. ин-т экономики Южного федерального округа, 2012. С.288-292.
10. Портал правовой статистики: [Электронный ресурс]. URL: http://crimestat.ru/.
References
1. Rudenko M. N., Dolganova Ya. A. Vliyanie sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya na ekonomicheskuyu bez-opasnost' regiona (na primere Permskogo kraya) [Influence of socio-economic development on economic security of the region. (Case study: Perm territory)]. Nauchno-tekhnicheskie vedomosti Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo politekhnichesko-go universiteta. Ekonomicheskie nauki, 2015, no. 3 (221), pp. 63-72.
2. Serious economic crime: A boardroom guide to prevention and compliance. London: White Page Ltd. in association with the Serious Fraud Office, 2011. 10 p. Available at: http://www.allenovery.com/Site-CollectionDocuments/Serious%20Economic%20Crime %20chapter.pdf. Accessed 17.11.2017.
3. On the Strategy of economic security of the Russian Federation for the period up to 2030. Decree of the President of the Russian Federation of May 13, 2017 No. 208. Available at: http://www.garant.ru/ hotlaw/federal/1110794/. Accessed 17.11.2017. (in Russ.).
4. Aktual'nye problemy teorii i praktiki ucheta, analiza, audita i statistiki v sovremennykh usloviyakh [Actual problems of the theory and practice of accounting, analysis, audit and statistics in modern conditions]. Tambov: Biznes-Nauka-Obshchestvo Publ., 2011. 270 p.
5. Rating agency INTERFAX. Official website. Available at: http://www.interfax.ru/. Accessed 17.11.2017. (in Russ.).
6. Moiseev P. S. Spetsifika ekonomicheskoy bezopas-nosti regionov Rossii [Specifics of economic safety of regions of Russia]. Sotsial'no-ekonomicheskie yavleniya i protsessy, 2012, no. 12 (46), pp. 218222.
7. Vodyanova V. V. Ekonomicheskaya bezopasnost'. Sis-temnoe predstavlenie [Economic security. A system view]. Moscow: State Univ. of Management Publ., 2010. 177 p.
8. Tatarkin A. I., Kuklin A. A. Izmenenie paradigmy issledovaniy ekonomicheskoy bezopasnosti regiona [Changing the paradigm of region's economic security research]. Ekonomika regiona, 2012, no. 2 (30), pp. 25-39.
9. Tereshchenko A. P. Faktory tenevoy ekonomiki i ikh analiz v sovremennykh usloviyakh [Factors of the shadow economy and their analysis in modern conditions]. Mekhanizm ekonomiko-pravovogo obespe-cheniya natsional'noy bezopasnosti: opyt, problemy, perspektivy [The mechanism of economic and legal support of national security: Experience, problems, prospects]. Krasnodar: Research Inst. of Economics of the Southern Federal District, 2012, pp. 288-292.
10. Legal statistics portal. Available at: http://crimes-tat.ru/. Accessed 17.11.2017. (in Russ.).