Инструменты регулирования газовой отрасли России в условиях нестационарной экономики
1Л
5
ей
2 ©
Черняев Максим Васильевич
к.э.н., доцент кафедры Национальной экономики, РУДН (RUDN University), [email protected]
Пахомов Сергей Васильевич
аспирант кафедры национальной экономики, РУДН, [email protected]
Мазурчук Тимофей Михайлович
Студент, РУДН, [email protected]
В данной статье рассматривается газовая отрасль России с позиции прямого и косвенного регулирования в условиях турбулентности мировой экономики, санкционных ограничений и технологического прогресса. Главной целью исследования является анализ перспектив развития газовой отрасли России, государственного регулирования, внедрения программ и стратегий модернизации отрасли, а также поддержки технологических проектов и импортозамещения.
В статье отражена и обоснована перспективность развития газовой отрасли России на примере внедрения энергоэффективных и энергобезопасных технологий, а также отмечен спрос на отечественные технологии и решения в крупномасштабных газовых проектах России. Научной основой настоящей статьи стали как российские1, так и зарубежные2 публикации специалистов топливно-энергетического комплекса (далее - ТЭК).
Ключевые слова: Газовая отрасль, инновации, санкционная политика, импортозамещение, единая система газоснабжения, стратегия развития ТЭК России, энергоэффективность, энергобезопасность.
Россия является одним из мировых лидеров по производству и поставок природного газа, запасы которого составляют свыше 50,6 трлн. куб.м. По прогнозам экспертов, имеющиеся запасы могут обеспечить потребность в природном газе на последующие 90 лет. В 2017 году на территории РФ добыто 691 млрд. куб.м. природного газа, при этом большая доля добытого природного газа - 71% приходится на ПАО «Газпром». В сравнении с прошлым годом данное значение выше на 51 млрд. куб.м., что составляет 31,3 млрд. долл. США экспортных доходов российским компаниям.
Основу газовой отрасли России составляет единая система газоснабжения (далее - ЕСГ), собственником которой является ПАО «Газпром», общая протяженность ЕСГ на территории России составляет 171,4 тыс. км. В транспортировке газа используются 253 компрессорные станции с номинальной мощностью 46,7 тыс. МВт.3
Газовая отрасль России включает в себя 4 основные вида деятельности:
1. геологоразведка, бурение скважин (от разведочных до эксплуатационных);
2. добыча, переработка газа и газового конденсата;
3. транспортировка и хранения газа;
4. продажа газа и газового конденсата. 4
К наиболее крупным компаниям, осуществляющим свою деятельность в газовой отрасли России относятся: ПАО «Газпром», ПАО «Роснефть», ПАО «Лукойл», ПАО «Сургутнефтегаз», ПАО «Новатэк», АО «НортГаз», АО «Арктикгаз» и пр.
Такой значимый с точки зрения экономики государства промышленный комплекс требует активной адаптации к постоянно меняющимся условиям и новым тенденциям мировой экономики. Рынок демонстрирует потребность в механизмах регулирования, которые будут способны оперативно реагировать на изменения внешних и внутренних условий.
В настоящее время одной из важнейших задач является разработка и освоение новых газовый месторождений, и, как следствие, возникающие при этом проблемы связанные с длительной процедурой выдачи лицензии на разработку месторождений, а также не выполнение лицензионных обязательств по разработке и освоению месторождений предприятиями газовой отрасли. Необходимо предпринимать действия по налаживанию взаимодействия государства и недропользователей.
Еще одной острой проблемой является устаревание оборудования и низкий уровень его обновления.
В Таблице 1 представлена структура газопроводов по срокам эксплуатации. Более 49% магистральных газопроводов эксплуатируется свыше 30 лет. По данным Федеральной службы государственной статистики также наблюдается увеличение износа основных фондов в ТЭК в сравнении с предыдущими годами. В стратегии развития топливно-энергетического комплекса России учтены фактические возрастные характеристики эксплуатируемых объектов и проработан комплекс мероприятий по замене устаревшего оборудования на современные аналоги. В этой связи необходим постоянный мониторинг и контроль вероятных причин ухудшения ситуации в ТЭК. Такое положение дел не позволяет в полной мере соблюдать требования программы энергоэффективности и энергобезопасности Минэнерго в газовой отрасли. Это проявляется на объектах ЕСГ России. Однако такое положение характерно и для других отраслей экономики России.
Также актуальной проблемой является ограничение к доступу высокотехнологичного оборудованию необходимого при реализации различных проектов государственного уровня, например, производства сжиженного природного газа (далее - СПГ). За предшествующие десятилетия основными поставщиками высокотехнологичного нефтегазового оборудования являлись зарубежные предприятия. В результате санкцион-ной политики европейских стран поставки оборудования, необходимого для освоения газовых месторождений и прочих видов деятельности, были прекращены. До момента введения экономических санкций предпосылок для финансирования собственных научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок в этой области практически не наблюдалось.
Таблица 1
Структура магистральных газопроводов по срокам эксплуатации (2016г.) Источник: составлено авторами по данным ПАО «Газпром»
Рисунок 1. Степень износа основных фондов в Российской Федерации на конец 2016 года, в процентах Источник: составлено авторами по данным ФСГС России
Таблица 2.
Инструменты государственного регулирования Источник: составлено авторами на основе [14]
Прямые (законодательно- регулятивные) методы
• Законотворческая деятельность Тарифное регул пропан не
• Применение материальных санкций Лицензирование Предписания
Установление квот и других ограничений Меры административного принуждения Осуществление госзаказа
• Участие в деятельности крупных компаний и естественных монополий
• Разработка инновационных программ Контроль
Надзор_
Косвенные (финансово-экономические) методы
Инвестиции в проекты Субсидии
Инструменты бюджетной и кредитно-денежной политики Налоговая политика
В век цифровых и инновационных технологий для поддержания конкурентоспособности предприятий газового сектора экономики особую роль играет государственное регулирование отрасли, за счет применения прямых и косвенных методов управления.
Под прямыми методами государственного регулирования понимаются средства воздействия на экономические отношения, которые характеризуются непосредственным властным воздействием государственных органов на регули-
руемые отношения и поведение соответствующих субъектов. Под косвенными методами государственного регулирования понимаются экономические средства воздействия на регулируемые отношения со стороны субъектов государственно-управленческой деятельности.5
Содержание прямых и косвенных методов регулирования представлены в Таблице 2.
В сложившейся ситуации высокую эффективность способен привнести симбиоз прямых и косвенных инструментов
регулирования в области поддержки НИ-ОКР малых и средних предприятий, разрабатывающих виды продукции для использования на всех направлениях деятельности в газовой отрасли. Частный банковский сектор редко одобряет крупные кредиты и займы малым и средним компаниям, ведущим научно-исследовательскую деятельность, коммерческий эффект которой может быть достигнут через продолжительные промежутки времени после начала разработок. Государственное кредитование, субсидирование, а также увеличение доступности получения грантов на научные разработки, способствовали бы стимулом активного внедрения прогрессивных технологий.
В целях эффективного функционирования газовой отрасли России разработана Энергетическая стратегия до 2030 года, которая сформирована и с учетом потребности прорабатывается законодательная база. Ежегодно формируются списки поправок и дополнений к действующим законным актам.
Основными задачами государства при этом являются:
• сохранение и повышение доли России на мировом рынке производства и продажи топливно-энергетических ресурсов (далее - ТЭР);
• повышение уровня рационального, энергоэффективного и безопасного использования ТЭР;
• надежное, бесперебойное удовлетворение внутреннего рынка ТЭР как залог обеспечения национальной безопасности;
• создание ресурсного потенциала для обеспечения всех отраслей промышленности России на долгосрочную перспективу.6
В рамках законопроектной работы только за 2016 год было выполнено:
■ утверждено 88 постановлений и распоряжений Правительства РФ, подготовленных Минэнерго России;
■ принято 54 приказа Минэнерго России, нормативно правового характера;
■ утверждён план законопроектной деятельности Минэнерго России на 2017 год;
■ принято 8 Федеральных законов, подготовленных Минэнерго России;
■ 6 законопроектов внесено в Государственную Думу Федерального собрания РФ;
■ 12 законопроектов внесено в Правительство РФ.7
Вышеперечисленные направления государственного регулирования целесообразно развивать и внедрять с учетом
О £
В
3
№ 2
1Л
I
ей
2 ©
обеспечения эффективности деятельности организации и выполнения государственных задач на основе их специфики и проблемных вопросов.
Для осуществления подобных целей в России разработана Программа научно-технологического развития отрасли до 2035 года. Для контроля расходов предоставляемых средств ежегодно на усмотрение субъекта заполняется «Характеристика развития энергетической науки субъекта Российской Федерации». В документе указываются перспективные направления исследований и разработок с точки зрения применения результатов в топливно-энергетическом секторе (нефтегазовом, угольном, электроэнергетическом), в том числе направления, предусмотренные дорожной картой НТИ «Энерджинет» и другими документами стратегического планирования, касающихся топливно-энергетического комплекса, включая цифровые подстанции, накопители энергии, сверхпроводимость, преобразователи, новые способы генерации и передачи энергии, системы мониторинга и управления, «цифровые» и «сквозные» технологии, применимые в ТЭК.
К основным задачам Минэнерго России относятся:
• Утверждение генеральной схемы развития газовой отрасли на период до 2035 года, включая Восточную газовую программу и Концепцию развития внутреннего рынка газа;
• Разработка программы формирования общего рынка газа Евразийского экономического союза;
• Продолжение освоения Якутского центра газодобычи, включая строительство газотранспортной системы «Сила Сибири» мощностью 38 млрд. куб.м в год;
• Строительство магистрального газопровода «Турецкий поток» мощностью 31,5 млрд. куб.м в год;
• Строительство магистрального газопровода «Северный поток - 2» мощностью 55 млрд. куб.м в год.
Но, не смотря на активную законодательную деятельность, система государственного управления не смогла до конца разрешить ситуацию с поддержкой производства отечественных комплектующих, без которых последующее развитие газовой отрасли России невозможно.
Финансирование разработок происходит как от государственного сектора, так и от коммерческих структур, также осуществляются закупки на крупномасштабные проекты «Северный поток-2», «Ямал-СПГ» и др.8
Рисунок 2. Прогноз показателей газовой промышленности России до 2035 года при различных
сценариях развития экономики
Источник: по данным Министерства энергетики РФ
В сложившейся ситуации можно обратиться к документу: «Перечень наиболее важных видов продукции для импор-тозамещения и локализации производств с целью технологического развития ПАО «Газпром», в котором перечислены технологии, не имеющие аналогов в России и рекомендованные к импортозамещению для построения энергобезопасной и энергонезависимой еСг России.
При снижении цен на природный газ, санкционной политике, ограничивающей доступ к современным иностранным технологиям и при попытке европейских партнёров переориентироваться на поставки голубого топлива в сжиженном виде из США, стало необходимым удержание текущих контрактов, а также осуществление поиска и захвата новых рынков сбыта, транспортировка посредством газовых магистралей, использование которых ранее не представлялось возможным. Для реализации данных возможностей в России с 2014 года активно прорабатываются системы производства и транспортировки СПГ.
Подобные действия требуют отладки производства основных комплектующих для поставок газа в сжиженном виде на территории Российской Федерации. Для традиционных поставок природного газа достигнуты цели по импортоза-мещению:
■ АО «Загорский трубный завод» отлажен процесс производства и поставки труб диаметром 1020 мм. Предприятие, рассчитано на выпуск прямошовных электросварных труб диаметром 508-1420 мм с толщиной стенки 8-35 мм. Проектная мощность завода - 500 тыс. т ТЕД в год;
■ АО «Лискимонтажконструкция» -освоено производство труб диаметром 426-1420 мм на рабочее давление до 32,0 МПа.;
■ «ЭТЕРНО» - выпуск соединительных деталей трубопроводов, испытаны разрезные тройники для врезки под давлением.
Однако, по оценкам экспертов компании ПАО «Газпром», в производстве СПГ более 250 видов технологического оборудования не имеют российских ана-логов.9
Также, рассматривая дальнейшее развитие СПГ России, стоит упомянуть о реализуемых проектах в данном направлении и о перспективных разработках:
■ «Сахалин-2» - проект, в рамках которого был построен и в 2009 году начал работать первый в России завод по производству СПГ мощностью 9,6 млн тонн в год;
■ «Владивосток-СПГ» - проект предполагает строительство в районе Владивостока завода по производству сжиженного природного газа;
■ «Балтийский СПГ». В рамках проекта предполагается построить в Ленинградской области завод по производству СПГ мощностью до 10 млн тонн в год;
■ Регазификационный терминал СПГ в Калининградской области. В рамках проекта предполагается построить терминал мощностью не менее 9 млн куб. м газа в сутки;
■ Реализации комплексного плана по развитию производства СПГ на полуострове Ямал и ввод первой очереди завода СПГ.10
До 2035 года рост потребления природного газа в России ожидается в пределах 12-15%, а добычи на 19-35%.
Основной прирост потребления, по различным оценкам экспертов, будет сформирован на востоке страны и в Северо-Западном Федеральном округе (ФО) среди потребителей наибольшие темпы роста продемонстрирует промышленность.
Ожидается увеличение поставок топлива европейским потребителям. Уже начались поставки СПГ в США. В совокупности со стабилизацией цен на продукцию нефтегазового комплекса и одновременным увеличением сбыта в ближайшие годы прогнозируется стабильный рост доходов от внешних контрактов. При благоприятном сценарии такой рост продолжится до 2025 года, когда эксперты предрекают перенасыщение рынка, а также спад добычи и продаж газовых ресурсов. Согласно проекту Энергетической стратегии к 2035 году производство СПГ в России планируется увеличить в 5-8 раз.
Можно сделать предположение о том, что во многом перспективы российского СПГ будут зависеть от регулирования сектора со стороны государства.
Исходя из анализа инструментов регулирования газового комплекса России, а также быстро меняющихся политических и экономических условий, подчеркнем важность поддержки НИОКР не только крупных компаний с государственным участием, но и малыми с средними коммерческих организаций. Стратегия, избранная Правительством РФ в тесном согласовании с Минэнерго России, способна сформировать положительные тенденции построения энергобезопасной и энергоэффективной экономики. Открытие новых как магистральных путей транспортировки газа, так и создание уникальных видов передачи природного газа конечному потребителю укрепят позиции России на мировом рынке. Вместе с тем, жёсткий контроль внутреннего и экспортного рынков со стороны государства позволят защитить российские организации от санкционных ограничений и турбулентности цен на ископаемое топливо.
Статья подготовлена в рамках инициативной научно-исследовательской работы № 061603-0-000 на тему «Пути повышения эффективности функционирования нефтегазового комплекса как необходимое условие обеспечения энергетической безопасности России в условиях нестационарной экономики», выполняемой на базе кафедры национальной экономики экономического факультета РУДН.
Литература
1. Агеев Н. П., Черняев М. В. Инновации в нефтегазовой отрасли - ключ к рациональному и эффективному недро-пользованию//ЭТАП: Экономическая Теория, Анализ, Практика. 2012. № 5. С. 115-120.
2. Международный газовый форум в г. Санкт-Петербург [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://gas-forum.ru/importozameschenie-v-gazovoyi-otrasli
3. Международное энергетическое агентство «lea» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.iea.org/ statistics/
4. Министерство энергетики России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://minenergo.gov.ru/
5. Новостное агентство [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// ria.ru
6. ПАО Газпром [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.gazprom.ru/
7. Статистический ресурс по импорту и экспорту товаров стран мира [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:/ /www.trademap.org/
8. Статистический ресурс по иностранным инвестициям в Россию [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:/ /ru.investinrussia.com/
9. Федеральный закон от 18 июля 2006 г. N 117-ФЗ «Об экспорте газа»
10. Федеральная служба государственной статистики России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.gks.ru/
11. Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 N 44-ФЗЗ.
12. Федеральный закон от 31.03.1999 № 69-ФЗ«О газоснабжении в Российской Федерации».
13. Фонд стратегической культуры [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.fondsk.ru/
14. Предпринимательское право Российской Федерации: Учебник» (3-е изд., перераб. и доп.) (отв. ред. Е.П. Губин, П.Г. Лахно) («НОРМА», «ИНФРА-М», 2017).
16. Черняев М.В. Инновационные технологии на мировом рынке горизонтальных нефтяных и газовых скважин. Проблемы и решения//Труд и социальные отношения. 2014. № 1. С. 33-41.
17. Черняев М.В., Крейденко Т.Ф., Григорьева Е.М., Мосейкин Ю.Н. (Chernyaev M.V. Kreydenko T.F., Grigorieva E.M., Moseykin Yu.N.) Mineral extraction tax - a tool for stimulating regional energy industry as a factor in achieving energy efficiency and energy safety. Anais da Academia Brasileira de Ciencias, 89 (4). 2017 (Annals of the Brazilian Academy of Sciences). p. 3123-3136.
18. Черняев М.В., Родионова И.А. (Chernyaev M.V., Rodionova I.A.) Analysis of sustainable development factors in fuel and energy industry and conditions for achievement energy efficiency and energy security. International Journal of Energy Economics and Policy. 7(5). 2017. p. 16-27.
19. Энергетическая стратегия России на период до 2030 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 г. № 1715-р.
Ссылки:
1 Агеев Н. П., Черняев М. В. Инновации в нефтегазовой отрасли - ключ к рациональному и эффективному недро-пользованию//ЭТАП: Экономическая Теория, Анализ, Практика. 2012. № 5. С. 115-120.
Черняев М.В. Инновационные технологии на мировом рынке горизонтальных нефтяных и газовых скважин. Проблемы и решения//Труд и социальные отношения. 2014. № 1. С. 33-41.
2 Черняев М.В., Крейденко Т.Ф., Григорьева Е.М., Мосейкин Ю.Н. (Chernyaev M.V. Kreydenko T.F., Grigorieva E.M., Moseykin Yu.N.) Mineral extraction tax - a tool for stimulating regional energy industry as a factor in achieving energy efficiency and energy safety. Anais da Academia Brasileira de Ciencias, 89 (4). 2017 (Annals of the Brazilian Academy of Sciences). p. 31233136.
Черняев М.В., Родионова И.А. (Chernyaev M.V., Rodionova I.A.) Analysis of sustainable development factors in fuel and energy industry and conditions for achievement energy efficiency and energy security. International Journal of Energy Economics and Policy. 7(5). 2017. p. 1627.
3 Электронный ресурс: http:// www.gazprom.ru/
4 Черняев М.В. «Направления повышения эффективности функционирования нефтегазового комплекса как основа обеспечения энергетической безопасности России».
5 Предпринимательское право Российской Федерации: Учебник» (3-е изд., перераб. и доп.) (отв. ред. Е.П. Губин, П.Г. Лахно) («НОРМА», «ИНФРА-М», 2017
6 Энергетическая стратегия России на период до 2030 года
7 Электронный ресурс: http:// minenergo.gov.ru/
8 Электронный ресурс: http:// www.gazprom.ru/about/production/ projects/pipelines/
9 Электронный ресурс: http:// www.gazprom.ru/f/posts/33/761787/
О À
В
I
№ N
2017.03.15_perechen_2016.pdf
10 Электронный ресурс: http:// www.gazprom.ru/about/production/ projects/lng/
Regulating tools for the Russian gas industry in the non-steady economic conditions Chernyaev M.V., Pakhomov S.V.,
Mazurchuk T.M. People's Friendship University of Russia This article considers the Russian gas industry from the point of direct and indirect regulation in the conditions of the world economy turbulence, sanction restrictions and technological progress. The main objective of the study is to analyze the development prospects of the Russian gas industry, state regulation, implementation of programs and strategies for the industrial modernization as well as support of technological projects and import substitution. The article demonstrates and substantiates the development prospects of the Russian gas industry using the example of introduction of energy-efficient and energy-safe technologies, as well as the demand for domestic technologies and solutions in the Russian large-scale gas projects. The scientific basis of this article has been both the Russian and foreign publications of specialists in the fuel and energy complex (hereinafter referred to as the FEC).
Key words: gas industry, innovations, sanction policy, import substitution, unified gas supply system, development strategy of the Russian FEC, energy efficiency, energy safety.
References
1. Ageev N.P., Chernyaev M.V. Innovations in the
oil and gas industry - the key to the rational and efficient subsurface resources management // ETAP: Economic Theory, Analysis, Practice. 2012. No.5. Pages 115120.
2. International gas forum in Saint-Petersburg [Electronic resource]. - Access mode: http:// gas-forum.ru/importozameschenie-v-gazovoyi-otrasli.
3. International Energy Agency «Iea» [Electronic resource]. - Access mode: http://www.iea.org/ statistics/.
4. Ministry of Energy of Russia [Electronic resource]. - Access mode: https:// minenergo.gov.ru/.
5. News agency [Electronic resource]. - Access mode: https://ria.ru.
6. Gazprom OJSC [Electronic resource]. - Access
mode: http://www.gazprom.ru/.
7. Statistical resource on import and export of goods from the world countries [Electronic resource]. - Access mode: http:// www.trademap.org/.
8. Statistical resource on foreign investment in Russia [Electronic resource]. - Access mode: http://en.investinrussia.com/.
9. Federal Law No.117-FZ dated July 18, 2006 «On gas export».
10. Federal Service of State Statistics of Russia [Electronic resource]. - Access mode: http:// www.gks.ru/.
11. Federal Law No.44-FZ dated April 05, 2013 «On the contract procuring system in relation to the goods, works, services for provision of state and municipal needs».
12. Federal Law No. 69-FZ dated March 31, 1999 «On gas supply in the Russian Federation».
13. Strategic Culture Foundation [Electronic resource]. - Access mode: https:// www.fondsk.ru/.
14. Entrepreneurial Law of the Russian Federation: A Textbook (3rd edition, revised and enlarged) (edited by E.P. Gubin, P.G. Lakhno) (NORMA, INFRA-M, 2017).
16. Chernyaev M.V. Innovative technologies in the world market of horizontal oil and gas wells. Problems and solutions // Labor and social relations. 2014. No. 1. Pages 33-41.
17. Chernyaev M.V., Kreidenko T.F., Grigorieva E.M., Moseykin Yu.N. Mineral extraction tax -a tool for stimulating the regional energy industry. Anais da Academia Brasileira de Ciencias, 89 (4). 2017 (Annals of the Brazilian Academy of Sciences). p. 3123-3136.
18. Chernyaev M.V., Rodionova I.A. Analysis of sustainable development factors in the fuel and energy industry. International Journal of Energy Economics and Policy. 7 (5). 2017. p. 16-27.
19. Russian energy strategy for the period until 2030. Approved by the Decree of the Government of the Russian Federation No.1715-p dated November 13, 2009.
1Л
I
2 ©