УДК 338.45
АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ГАЗОВОЙ
ОТРАСЛИ*
Цикин А.М.
ООО «НИИгазэкономика», Отдел экономики переработки углеводородов ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», Департамент экономической теории, 125993, г. Москва, Ленинградский проспект, 49 e-mail: [email protected]
Аннотация. В настоящее время российский рынок природного газа испытывает структурные дисбалансы, вызванные несовершенным государственным регулированием отрасли. Помимо текущих проблем регулирования перед газовой промышленностью возникают новые вызовы, обусловленные изменением сырьевой базы и санкционными ограничениями, введенными со стороны западных стран. В данной работе исследованы основные направления повышения эффективности государственного регулирования в газовой промышленности, противодействующие негативным тенденциям. Целью работы являлась разработка научно-обоснованных рекомендаций по повышению конкурентоспособности российской газовой отрасли за счет методов государственного регулирования. Для достижения поставленной цели проведена декомпозиция общего технологического процесса до основных бизнес-сегментов и предложены механизмы совершенствования их деятельности. В результате выполненного анализа разработаны авторские подходы к повышению конкурентоспособности газовой отрасли. Результаты работы могут использоваться при разработке государственных программ повышения конкурентоспособности газовой промышленности.
Ключевые слова: газовая отрасль; государственное регулирование; конкурентоспособность; экономическая политика.
*С татъя пу бл и кует ся при п оддержке гранта Росси йского фонда фундаментальных и ссл едовани й (РФФИ) «Проблемы конфигурации глобальной экономики XXI века: идея социалъно-экономического прогресса и возможные интерпретации, № 18-010-00877А».
ВВЕДЕНИЕ
Современное состояние российской газовой отрасли характеризуется рядом негативных тенденций, успешное противодействие которым возможно только с использованием взвешенного государственного регулирования. Основной фундаментальной проблемой является переход от разработки высокорентабельных месторождений углеводородов к низкодоходным запасам.
Для надежного снабжения потребителей российского газа необходимо обеспечить соответствие объемов добычи природного газа спросу, который в развитых странах имеет тенденцию к росту [1]. Производство природного газа в России, представленное на рисунке 1, характеризуется приблизительно одним уровнем. Однако использование линейной фильтрации по трем точкам приводит к неблагоприятному прогнозу объемов добычи в перспективном периоде.
620
Источник: составлено на основе BP Statistical Review of World Energy [1]
Для поддержания достигнутого уровня добычи и обеспечения возможности его повышения необходимо включение в разработку новых месторождений. Новые залежи природного газа зачастую расположены в труднодоступных районах, для освоения которых необходимы новые техника и технологии [2]. Возможность соответствующей модернизации и расширения производств осложняется текущей динамикой цен на газ на основных рынках сбыта (рис. 2).
Япония (СПГ) Германия Великобритания США
Рис. 2. Динамика цен на природный газ на мировых рынках, $/BTU-10"6
Источник: составлено на основе BP Statistical Review of World Energy [1]
Новые месторождения арктического шельфа играют особую роль в воспроизводстве отечественной минерально-сырьевой базы, однако диктуют необходимость применения инновационных объектов, отечественные образцы которых в настоящее время отсутствуют [3]. Кроме этого очевидна необходимость учета экологических факторов при разработке шельфовых залежей, что должно найти отражение в государственном регулировании отрасли.
Другая объективная технологическая сложность связана с годовой неравномерностью потребления природного газа, динамика которой почти полностью повторяет изменение использования электроэнергии по месяцам (рис. 3). Задачи по покрытию максимальных пиковых нагрузок и соответственно бремя строительства и эксплуатации ПХГ и варьирования режимов работы газовых промыслов ложатся на ПАО «Газпром» [4]. Независимые производители природного газа могут осуществлять свой производственный процесс в нормальном режиме.
Рис. 3. Неравномерность потребления природного газа (А) и электроэнергии (Б) в России в 2015 г.
Источник: составлено на основе данных Минэнерго [5]
Кроме объективных факторов развития российской газовой отрасли существуют дисбалансы, вызванных текущим регулированием. Например, ПАО «Газпром» вынужден продавать природный газ по регулируемым ФСТ ценам [6], причем значительная доля поставок природного газа приходится на низкодоходный сегмент - население. Независимые производители природного газа в России могут реализовывать продукцию по свободным ценам, в связи, с чем в структуре их поставок преобладают крупные промышленные потребители [7]. Таким образом, для России актуальны также проблемы ценообразования в газовой отрасли.
Отмеченные особенности российской газовой отрасли свидетельствуют о необходимости изменения текущей государственной политики по регулированию газовой промышленности.
АНАЛИЗ ПУБЛИКАЦИЙ, МАТЕРИАЛОВ, МЕТОДОВ
Проблемы государственного регулирования естественных монополий в целом и газовой отрасли в частности становились предметом рассмотрения многочисленных публикаций в российской печати. Большинство работ посвящено развитию конкуренции на газовом рынке, теоретическим аспектам стимулирования модернизации производств и проблемам ценообразования на природный газ и продукты его переработки.
Благодаря росту цен на энергоносители, в общем, и природный газ, в частности, в начале XXI века удалось провести широкомасштабную модернизацию, реконструкцию и техническое перевооружение объектов ТЭК. В дальнейшем на первое место вышло повышение уровня жизни населения и развитие конкурентоспособности отечественных производителей на мировых рынках за счет снижения их эксплуатационных затрат на энергию. В то же время для газовой отрасли жесткое регулирование цен привело к некоторому застою. Так, в текущей модели ценообразования стоимость природного газа для населения и промышленных потребителей существенно различается (рис. 4), что снижает стимулы для производителей газа реализовывать проекты по развитию региональных систем газоснабжения, газифицировать отдаленные населенные пункты и в целом не соответствует справедливой рыночной модели.
5000 4500 4000 3500 3000 2500 2000 1500
2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018
Промышленность — Население Рис. 4. Динамика цен на природный газ для населения и промышленных предприятий в Москве, руб./1000 м3
Источник: составлено на основе приказов ФСТ за 2010-2017 гг. [6]
Коллектив авторов в работе [8] показывает необходимость перехода от текущей модели ценообразования на природный газ к регулируемому ценообразованию на общественно оптимальном уровне с перспективной реализацией варианта с долгосрочными контрактами плюс биржевым ценообразованием. В перспективе это должно привести к выравниванию доходности поставок газа потребителям различных категорий, которое, однако, происходит и в современной модели ценообразования за счет государственного регулирования (рис. 5).
Эти меры должны позволить нивелировать негативную геополитическую ситуацию и реализовать новую модель роста газовой промышленности. Следует отметить, что необходимость внесения изменений в целевую модель отрасли назрела давно и являлась предметом ряда публикаций в авторитетных изданиях [9, 10]. Современная модель развития российской газовой промышленности показывает низкую эффективность, выражающуюся, в том числе и в финансовых показателях деятельности крупнейшего игрока рынка ПАО «Газпром» (рис. 6). Текущее регулирование отрасли в условиях отмеченных сложностей приводит к тому, что, несмотря на рост валовой выручки от реализации, EBITDA и прибыль от продаж характеризуются трендом на снижение.
Теоретические предпосылки формирования такой модели (модернизация объектов, восполнение ресурсной базы, проблемы ценообразования и прочие) верно поставлены в работе [12]. Формирование соответствующего организационно-экономического механизма управления предприятиями газовой промышленности предложено авторами [13]. Релевантный зарубежный опыт проанализировала И.А. Гольденберг [14].
1,20
1,15
1,10
1,05
1,00
0,95
2011/2010 2012/2011 2013/2012 2014/2013 2015/2014 2016/2015 2017/2016 2018/2017
■ Население ■ Промышленность
Рис. 5. Цепные индексы роста цен на природный газ в Москве
Источник: рассчитано на основе приказов ФСТ за 2010-2017 гг. [6]
2100 1900 1700 1500 1300 1100 900 700 500
7000
6000
5000
4000
3000
2000
1000
2010 2011 2012 2013 2014
EBITDA Прибыль от продаж
2015 2016 2017 - Выручка от продаж
0
Рис. 6. Финансовые результаты деятельности ПАО «Газпром» по МСФО, млн. руб.
Источник: составлено на основе годовых отчетов ПА О «Газпром» [11]
Однако до настоящего времени в печати не представлены работы, комплексно охватывающие регулирование всех бизнес-сегментов российской газовой промышленности и предлагающие практические рекомендации по обеспечению перехода к низкорентабельным запасам углеводородов и минимизации негативных последствий финансовых и технологических ограничений со стороны западных стран, что свидетельствует об актуальности выбранной тематики настоящей статьи.
ЦЕЛЬ И ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ
В связи с вышеизложенными проблемами газовой отрасли необходимы изменения в ее государственном регулировании, направленные на повышение конкурентоспособности российской газовой промышленности.
Достижение поставленной цели исследования требует исправления текущих структурных дисбалансов, стимулирования разработки новых месторождений природного газа, внедрения передовых технологий по его подготовке и переработке, а также обеспечения импортонезависимости России в этой области.
Для решения поставленных задач необходимо провести декомпозицию общего технологического процесса газовой промышленности до отдельных бизнес-сегментов, обусловленных взаимосвязанными производственными процессами добычи и использования природного газа (рис. 7).
121
Добыча
Переработка
Транспорт
Хранение
Транспорт
Реализация
Рис. 7. Взаимосвязь основных технологических процессов в газовой отрасли
Каждый из основных бизнес-сегментов характеризуется уникальным набором факторов текущего регулирования и направлений его совершенствования, что свидетельствует о необходимости отдельного рассмотрения. Помимо приведенных взаимосвязанных технологических процессов для комплексного анализа аспектов регулирования газовой отрасли необходимо рассмотреть также вопросы, касающиеся оценки индустрии СПГ, а также энергоэффективности и экологической безопасности газового комплекса.
Таким образом, совершенствование механизмов государственного регулирования российской газовой отрасли в настоящей работе детализировано по сегментам: энергетическая эффективность и экология, геологоразведочные работы, магистральная транспортировка газа, подземное хранение газа, индустрия СПГ, переработка и реализация газа.
ОСНОВНОЙ РАЗДЕЛ
Особая важность российской газовой промышленности для экономической безопасности государства и социальной стабильности обусловливает необходимость взвешенного внесения изменений в регулирование газовой отрасли. В современных экономических реалиях одной из основных проблем, вызванных введенными санкционными ограничениями, является фактическое отсутствие доступа к кредитным ресурсам западных стран. Кредитные средства же российских банков и специализированных фондов (АО «Эксар») уступают наиболее конкурентным иностранным агентам по объемам и условиям финансирования (в том числе по процентной ставке выдаваемых кредитов). В связи с этим вопросы финансирования модернизации, реконструкции и технического перевооружения производств газовой отрасли приобретают первостепенное значение во всех бизнес-сегментах. Для развития газовых производств целесообразно рассмотреть возможность субсидирования процентной ставки по кредитам, выдаваемым для реализации крупных системно значимых проектов, реализуемых на принципах проектного финансирования.
Помимо субсидирования процентной ставки государственное участие в повышении доступности инвестиционных ресурсов выражается в:
- возможности предоставления льготных финансовых ресурсов коммерческим банкам и другим институтам для кредитования предприятий газовой отрасли по сниженным процентным ставкам;
- взвешенном установлении целевого уровня локализации проектов газовой промышленности с целью сохранения возможности зарубежного проектного финансирования, уменьшения технологических рисков и оптимизации капитальных и эксплуатационных издержек;
- отдельных решениях по финансированию проектов, обеспечивающих импортонезависимость российской газовой отрасли.
Также общими для всех сегментов решениями государственной экономической политики в сфере налогообложения предприятий газовой отрасли являются:
- обеспечение стабильности и справедливости для всех производителей природного газа в области основного налога - НДПИ;
- введение расширенной государственной поддержки в части НДПИ для малодебитных низкорентабельных месторождений;
- рассмотрение возможности перехода от НДПИ к налогу на финансовый результат или налогу на дополнительный доход.
Преимуществами последней рекомендации является более высокая справедливость, легкость администрирования, недостатками - частичный перенос рисков негативных финансовых результатов на государство. Подробно достоинства и недостатки, формируемые применением налогов на финансовый
результат и дополнительный доход для государства и компаний при проявлении факторов риска, рассмотрены в работе [15].
Экология и энергетическая эффективность
Необходимость обеспечения экологической безопасности объектов российского газового комплекса (особенно в охраняемых природных территориях и на арктическом шельфе) требует выполнения комплекса мероприятий:
- общее совершенствование требований законодательства в области экологической безопасности с устранением излишних административных барьеров и концентрацией на действительно важных методах;
- государственное стимулирование внедрения инновационных технологий, оказывающих минимальное воздействие на окружающую среду, при реализации различных проектов на российском арктическом шельфе;
- оценка возможности зачета затрат на природоохранные мероприятий как платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Геологоразведочные работы и расширенное воспроизводство минерально-сырьевой базы российской газовой отрасли
Основой развития российской геологоразведки и расширения ресурсной базы являются стабильные налоговые условия, позволяющие реализовывать высокорискованные и затратные проекты поиска новых залежей углеводородов. В области нормативно-правового регулирования процесса предлагается внесение изменений, способствующих повышению экологической безопасности, импортонезависимости и технологического уровня объектов (табл. 1).
Таблица 1.
Совершенствование государственного регулирования геологоразведочных работ
Цели Меры Последствия
Природоохранная деятельность Формирование национальных правил охраны труда, промышленной безопасности и экологии при реализации геологоразведочных проектов на арктическом шельфе России Повышение экологической безопасности, снижение рисков. Необходимо дополнительное финансирование на мониторинг и содержание аварийных служб, которое несопоставимо с затратами на ликвидацию и расследование аварий с экологическими последствиями.
Создание специализированных служб по предотвращению и ликвидации аварийных ситуаций в акваториях арктических морей
Совершенствование системы метеорологического информирования в районе арктического шельфа
Формирование импортонезависимости Государственная поддержка отечественных производителей техник и технологий для проведения геологоразведочных работ, особенно в части морских судов и прочих плавательных средств, оборудования для изучения месторождений на шельфе арктических морей Возможно уменьшение доходов бюджета за счет уменьшения налогооблагаемой базы, требуется финансирование на поддержку отечественных производителей. В перспективе уменьшение доходов может быть компенсировано за счет развития российских организаций и роста налогооблагаемой базы.
Предоставление возможности включения затрат на геологоразведку в совокупные затраты при расчете налога на прибыль
Формирование специализированных ликвидационных фондов
Продолжение табл. 1
Цели Меры Последствия
Реконструкция и модернизация объектов Создание условий для интенсификации выполнения работ по изучению недр Необходимы расходы на развитие инфраструктуры и совершенствование технологических систем, которые могут быть компенсированы за счет роста налогооблагаемой базы по налогу на имущество, прибыль и пр., сопровождающую расширение производств.
Развитие транспортной, промышленной и прочей инфраструктуры в зоне перспективных газоносных районов (в том числе арктического шельфа)
Снижение административных барьеров при проведении геологоразведки
Общее совершенствование систем связи, пограничного законодательства, навигационных средств, ледокольного флота для поддержки инициатив по разведке перспективных месторождений углеводородного сырья в шельфовой зоне
Магистральная транспортировка природного газа
В области налогового регулирования предприятий, обеспечивающих транспортировку природного газа, целесообразно внедрение следующих принципов:
- стимулирование реализации проектов по строительству магистральных газопроводов, ориентированных на экспортные поставки, и газопроводов в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке;
- предоставление льгот по налогу на имущество для организаций, обеспечивающих транспортировку углеводородов от месторождений российского арктического шельфа до освоенных регионов.
Целью совершенствования тарифного регулирования является повышение справедливости тарифов на перекачку газа по магистральным газопроводам ПАО «Газпром», развитие системы транспортировки в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, учет современной геополитической ситуации (табл. 2).
Таблица 2.
Меры совершенствования тарифного регулирования в магистральной транспортировке
Восточная Сибирь и Дальний Восток Освоенные регионы России
Реализация комплекса мероприятий для доведения тарифов до уровня, обеспечивающего рентабельность магистральной транспортировки в районах Восточной Сибири и Дальнего Востока Формирование единого тарифа на транспортировку природного газа для ПАО «Газпром» и независимых производителей исходя из затрат ПАО «Газпром» на перекачку по газопроводам ГТС ЕСГ
Формирование тарифов исходя из прогнозируемого уровня загрузки трубопроводов и удаленности новых газотранспортных мощностей от существующей инфраструктуры Использование в расчетах совокупной товаротранспортной работы организаций Группы Газпром и независимых российских производителей природного газа
Учет капитальных и эксплуатационных затрат на строительство и эксплуатацию новых объектов трубопроводного транспорта Учет направления транспортировки природного газа при поставках на экспорт: в Таможенный союз или прочие страны
Подземное хранение природного газа
Государственная поддержка ПХГ в России заключается в следующих основных положениях, направленных на развитие системы для покрытия пиковых нагрузок в зимний период:
- снижение бюрократических барьеров при разработке и утверждении проектной документации на новое строительство и реконструкцию ПХГ за счет внесения соответствующих изменений в законодательные нормативные акты;
- введение сезонных коэффициентов стоимости природного газа для стимулирования строительства новых ПХГ;
- отдельная государственная поддержка программ по подземному хранению гелия, в основном в геологическом изучении подходящих для хранения пород.
Производство и реализация СПГ
Производство и реализация СПГ являются важнейшим элементом диверсификации путей поставок природного газа. В связи с неразвитостью индустрии СПГ в России требуется дополнительная
государственная поддержка отрасли для повышения привлекательности использования СПГ и импортозамещения иностранных технологий, оборудования и материалов (табл. 3).
Таблица 3.
Совершенствование государственного регулирования в производстве и реализации СПГ
Цели Меры Последствия
Формирование импортонезависимости Разработка механизмов поддержки отечественных аналогов импортных объектов для индустрии СПГ Требуется государственное финансирование на поддержку национальных производителей, которое в перспективе может быть скомпенсировано увеличением налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, имущество и пр., сопровождающее развитие отечественных организаций.
Развитие механизмов государственной поддержки проектов в области СПГ на основе методов проектного финансирования с взвешенным подходом к формированию целевого уровня локализации производства
Развитие отечественных техник и технологий в специализированном морском транспорте СПГ, включая ледокольный флот, специализированные танкеры, портовую инфраструктуру
Повышение привлекательности СПГ Развитие систем связи, транспортной, промышленной и прочей инфраструктуры в зоне арктического шельфа Необходимы расходы на развитие инфраструктуры и совершенствование технологических систем, которые могут быть компенсированы за счет снижения рисков при диверсификации путей поставок природного газа различным группам потребителей и роста налогооблагаемой базы по налогу на имущество, прибыль и пр., сопровождающую расширение отечественных производств.
Стимулирование развития автомобильного и железнодорожного транспорта для перевозки СПГ в специализированных криогенных емкостях
Совершенствование пограничного и таможенного законодательства
Стимулирование автономной газификации в отдаленных территориях на основе СПГ
Разработка и утверждение специализированной программы по переводу транспортных средств на использование в качестве топлива СПГ
Создание технологий и оборудования для использования СПГ в качестве моторного топлива на стадиях НИР и ОКР
Использование СПГ в качестве моторного топлива сегодня получает активное развитие. Например, на VII Петербургском международном газовом форуме подписано соглашение об использовании СПГ как топлива для локомотивов на железной дороге «Обская -Бованенково» [16].
Переработка и реализация природного газа
В области повышения эффективности использования природного газа необходим ряд мер государственной поддержки, выражающейся в:
- стимулировании рационального использования ценных компонентов природного газа за счет развития газохимии и производств глубокой переработки углеводородного сырья;
- поддержке разработки и внедрения в промышленность инновационных технологий, направленных на повышение энергетической эффективности технологических процессов;
- повышении общего уровня отечественных технологий и оборудования.
В области реализации природного газа важное место занимает проблема развития использования газа как моторного топлива в России. С учетом хороших экологических характеристик природного газа целесообразно использовать следующие принципы государственной поддержки:
- рекламная и имиджевая поддержка приобретения транспортных средств на сжиженном или компримированном природном газе;
- установление различных льгот по оплате парковки, проезда по дорогам, сниженного тарифа транспортного налога;
- льготное кредитование для транспортных и сельскохозяйственных организаций, направленное на перевод используемого транспортного парка на природный газ и/или покупку новой техники, работающей на природном газе.
С точки зрения системы ценообразования на природный газ имеет место ряд дисбалансов, для устранения которых необходимо государственное регулирование (табл. 4).
Таблица 4.
Совершенствование тарифного регулирования в реализации природного газа
Принципы Меры
Формирование регулируемых цен на природный газ исходя из необходимости обеспечения требуемой рентабельности бизнеса газовых компаний, позволяющих проводить полноценную модернизацию мощностей Возможный переход в перспективе к свободному ценообразованию на природный газ с достижением равной целесообразности поставок газа на внутренний и внешние рынки
Использование сопоставления стоимости топлива различных видов с учетом его калорийности для расчета регулируемых цен на газ Обеспечение равной доходности поставок природного газа промышленным потребителям и населению
Стимулирование повышения энергетической эффективности национальных производств, уход от искусственной схемы обеспечения конкурентоспособности отечественных производителей за счет низких издержек Предоставление субсидий для малообеспеченных слоев населения, компенсирующих возросшую стоимость природного газа
Реализация механизмов, обеспечивающих выравнивание цен на внутреннем и внешних рынках, с целью недопущения снижения конкурентоспособности национальной экономики предполагает адресное субсидирование предприятий, выпускающих инновационную и/или социально значимую продукцию. Для организаций, обеспечивающих расширенную экспортоориентацию, необходимо предусмотреть возможность использования договорных цен.
ВЫВОДЫ
Использование разработанных в настоящей работе рекомендаций по повышению эффективности государственного регулирования отдельных сегментов российской газовой отрасли способствует росту конкурентоспособности не только газовой промышленности или ТЭК, но и национальной экономики в общем. Большая доля газовой отрасли в национальном ВВП обусловливает необходимость поддержки и повышения эффективности этого сегмента [17].
Трудно переоценить роль государства в процессе повышения конкурентоспособности российской газовой отрасли. Основные положения данной статьи могут использовать как для дальнейших исследований в этом направлении, так и непосредственно для учета в национальной экономической политике.
ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Применение разработанных в статье мер не даст полноценный результат без повышения дисциплины по оплате природного газа [18]. Совершенствование этого направления возможно за счет оценки целесообразности поставок природного газа на условиях предварительной оплаты, введения системы штрафов за просрочку оплаты поставленных объемов природного газа, прекращения поставок газа системным неплательщикам при накоплении определенного долга.
Необходимы дальнейшие разработки как по определению конкретных механизмов внедрения предлагаемых в работе мер государственного регулирования, так и по совершенствованию платежной дисциплины российских и зарубежных потребителей газа.
ЛИТЕРАТУРА
1. BP Statistical Review of World Energy June 2017 [Электронный ресурс] / BP p.l.c. - Режим доступа: https://www.bp.com/content/dam/bp-country/de_ch/PDF/bp-statistical-review-of-world-energy-2017-full-report.pdf.
2. Понкратов, В.В. Ресурсный потенциал нефтегазовой отрасли промышленности России и стимулирование повышения эффективности его использования [Текст] / В.В. Понкратов // Экономика. Налоги. Право. - 2015. - № 3. - С. 94-101.
3. Цикин, А.М. Особенности обеспечения конкурентоспособности национальной экономики в условиях санкционного режима [Текст] / А.М. Цикин // Философия хозяйства. - 2016. - № 3. - С. 116-118.
4. Буравцов, И.А. Экономический анализ регулирования неравномерности потребления газа за счет подземных хранилищ и добычи газа [Текст] / И.А. Буравцов, В.Д. Зубарева // Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом. - 2017. - № 3. - С. 9-13.
5. Статистика [Электронный ресурс]/ Министерство энергетики Российской Федерации. - Режим доступа: https://minenergo.gov.ru/activity/statistic.
6. ФСТ России. Газ [Электронный ресурс]/ Федеральная служба по тарифам. - Режим доступа: http: //www. fstrf.ru/activity/gas.
7. Внутренний рынок газа: как выйти из модели «Бермудского треугольника»? [Электронный ресурс] / Фонд национальной энергетической безопасности, 2015. - Режим доступа: http://www.pro-gas.ru/images/data/gallery/0_4997_rinok_2015.pdf.
8. Гордеев, Д.С. Теоретические и практические аспекты ценообразования на природный газ на внутреннем и внешнем рынках [Текст] / Д.С. Гордеев, Г.И. Идрисов, Е.М. Карпель // Вопросы экономики. -2015. - № 1. - С. 80-102.
9. Внешние и внутренние факторы развития реального сектора экономики России (топливно-сырьевой комплекс и электроэнергетика) [Текст] / Ю.Н. Бобылев, В. Дашкеев, О.И. Изряднова и др. - М.: ИЭПП, 2002. - 159 с.
10. Дробышевский, С.М. Макроэкономические предпосылки реализации новой модели роста [Текст] / С.М. Дробышевский, С.Г. Синельников-Мурылев // Вопросы экономики. - 2012. - № 9. - С. 4-24.
11. Отчетность [Электронный ресурс] / ПАО «Газпром». - Режим доступа: http://www.gazprom.ru/investors/disclosure/reports.
12. Волков, Д.И. Куда ведет экономику трансформация газовой составляющей? [Текст] / Д.И. Волков, Е.Л. Логинов, О.Г. Чикова // Региональная экономика: теория и практика. - 2004. - № 3. - С. 34-37.
13. Баканов, Д.С. О содержании организационно-экономического механизма управления предприятиями газовой промышленности [Текст] / Д.С. Баканов, А.Ж.Е. Махметова // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2011. - Т. 104, № 12. - С. 92-95.
14. Гольденберг, И.А. Проблемы институциональной реформы и регулирование естественной монополии [Текст] / И.А. Гольденберг // Проблемы прогнозирования. - 2002. - № 2. - С. 98-119.
15. Панчева, В.С. Совершенствование налогообложения добычи нефти и газа в России [Текст]: автореф. дис... канд. экон. наук / В.С. Панчева. - М.: ГУУ, 2015. - 24 с.
16. Локомотивы на железной дороге «Обская-Бованенково» будут использовать СПГ [Электронный ресурс] / ПАО «Газпром». - Режим доступа: http://www.gazprom.ru/press/news/2017/october/article367580/.
17. Российский статистический ежегодник - 2016 г. [Электронный ресурс] / Федеральная служба государственной статистики. - Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2016/year/year16.rar.
18. Голубев, В.А. Основные направления развития газовой отрасли Российской Федерации [Текст] / В.А. Голубев // Энергетическая политика. - 2016. - № 4. - С. 14-22.
ASPECTS OF STATE REGULATION OF RUSSIAN GAS INDUSTRY
Tsikin A.M.
Financial University under the Government of the Russian Federation, LLC «Nllgazeconomika», Moscow
Annotation. At present, the Russian natural gas market is experiencing structural imbalances caused by imperfect state regulation of the industry. In addition to the current regulatory problems, the gas industry faces new challenges stemming from changes in the resource base and the sanctions imposed by Western countries. The main directions of increasing the effectiveness of state regulation in the gas industry counteracting negative trends are investigated in this paper. The aim of the work was the development of scientifically grounded recommendations on increasing the competitiveness of the Russian gas industry through methods of state regulation. To achieve this goal, the general technological process has been decomposed to the main business segments and mechanisms for improving their activities have been proposed. As a result of the analysis, authorial approaches to improving the competitiveness of the gas industry have been developed. The results of the work can be used in the development of state programs to improve the competitiveness of the gas industry.
Keywords: gas industry; state regulation; competitiveness; economic policy.