Научная статья на тему 'ИНСТРУМЕНТЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ ИННОВАЦИЙ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ИНСТРУМЕНТЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ ИННОВАЦИЙ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
115
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / МАРКЕТИНГОВАЯ СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / МОДИФИЦИРОВАННАЯ СБАЛАНСИРОВАННАЯ СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ермоленко В.В., Кузнецова К.А., Самойлик С.М., Штумпф А.Э.

Экономическая сфера в России претерпевает процессы обновления и развития. Усиливается роль государства и правительства. В экономике интенсивно обновляются финансовые механизмы с целью развития реального сектора экономики. Приводятся в действие механизмы перехода на инновационный путь развития. Актуальность исследования связана с изучением когнитивных инструментов, обеспечивающих процесс коммерциализации знаний. В статье приведены когнитивные инструменты менеджмента, особенности формирования стратегий маркетинга, как одного из ключевых направлений рыночной ориентации компании, производящей товары и услуги для высоко конкурентного рынка для конечного потребления. Цель исследования состоит в выделении некоторых когнитивных инструментов для управления процессом коммерциализации и формирования креативных решений. Основной задачей исследования определено: разработать модель сбалансированной системы инновационной деятельности. Предложена модифицированная сбалансированная система показателей, состоящая из восьми проекций (критериев) с примерами показателей, характеризующая инновационную деятельность компании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ермоленко В.В., Кузнецова К.А., Самойлик С.М., Штумпф А.Э.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOOLS FOR IMPLEMENTING THE INNOVATION STRATEGY IN ECONOMIC ACTIVITY

The economic sphere in Russia is undergoing processes of renewal and development. The role of the state and the government is being strengthened. Financial mechanisms are being intensively updated in the economy in order to develop the real sector of the economy. Mechanisms for the transition to an innovative path of development are being put into effect. The relevance of the research is related to the study of cognitive tools that ensure the process of knowledge commercialization. The article presents cognitive management tools, features of the formation of marketing strategies, as one of the key directions of the market orientation of a company that produces goods and services for a highly competitive market for final consumption. The purpose of the study is to identify some cognitive tools for managing the process of commercialization and the formation of creative solutions. The main task of the study is determined: to develop a model of a balanced system of innovation activity. A modified balanced system of indicators is proposed, consisting of eight projections (criteria) with examples of indicators that characterize the innovative activity of the company.

Текст научной работы на тему «ИНСТРУМЕНТЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ ИННОВАЦИЙ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

8. Ignatieva I. F. Organization of tourist activity : textbook for universities / I. F. Ignatieva. - Moscow : Yur-ayt, 2021. - 392 p.

9. Kyubra Asan Covid-19 pandemic in youth tourism// Journal of Mediterranean Tourism Studies. - 2021. -1(1). - P.12-21.

10. Chuvatkin P.P., Gorbatov S.A. Institutional foundations of youth tourism in pre-revolutionary Russia // Bygone years. - 2019. - № 3 (53). - Pp. 956-963.

11. Donskova L.I., Makarov A.A. Research of social tourism in the youth segment: current state, problems and prospects // Science and tourism: strategies of interaction. - 2019. - No. 11. - pp. 20-36.

12. Kamenets A.V., Kirova M.S., Urmina I.A. Youth social tourism : a textbook for academic bachelor's degree / A.V. Kamenets, M.S. Kirova - M. : Yurayt, 2016. - 162 p.

13. Palatkina G.V. Youth tourism : a textbook / G.V. Palatkina. - M. : KNORUS, 2016- - 206 p.

14. Loksha A.V. On the need to increase the social component of youth tourism in Russia // The telescope. Sociology of youth. 2013. - № 5 (101). - Pp. 36-41.

15. Global Report On The Benefits Of Youth Travel / UNWTO. - 2016.

16. Elin Blomgren, Sophie Angstrem of Youth tourism Impact on places from the point of view of the user / access Mode: https://www.diva-portal.org/smash/get/diva2:1182217/FULLTEXT02 (date accessed: 30.08.2021 g).

17. Ana Maria von Goethe About the importance of Youth Tourism// the Annals of faculty of Economics. -V. 1(2), pages 688-694.

18. Youth global opportunities in travel / the aspen Institute, 2021. Access mode: https://goyn.org/wp-content/uploads/2021/02/Global-Opportunity-Youth-in-TT_Final-1 .pdf (accessed: 30.08.2021).

DOI: 10.24412/2309-4788-2021-5-86-95

B.В. Ермоленко - д.э.н., заведующий кафедрой общего, стратегического, информационного менеджмента и бизнес-процессов, доцент, Кубанский государственный университет, Кoleda93@gmail.com,

V.V. Ermolenko - doctor of Economics, associate Professor, associate Professor, Department of General, strategic, information management and business processes, Kuban state University;

КА. Кузнецов - магистрант, Кубанский государственный университет, kuznecsova.ksenia1998@mail.ru,

K.A. Kuznetsova - undergraduate of the Kuban state University;

C.М. Самойлик - студентка, Кубанский государственный аграрный университет, icravets@mail.ru;

CM. Samoilik - student of the Kuban State Agrarian University; А.Э. Штумпф - магистрант Кубанского государственного университета, shtumpfa98@mail.ru;

A.E. Stumpf - undergraduate of the Kuban state University.

ИНСТРУМЕНТЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ ИННОВАЦИЙ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ TOOLS FOR IMPLEMENTING THE INNOVATION STRATEGY IN ECONOMIC ACTIVITY

Аннотация. Экономическая сфера в России претерпевает процессы обновления и развития. Усиливается роль государства и правительства. В экономике интенсивно обновляются финансовые механизмы с целью развития реального сектора экономики. Приводятся в действие механизмы перехода на инновационный путь развития. Актуальность исследования связана с изучением когнитивных инструментов, обеспечивающих процесс коммерциализации знаний. В статье приведены когнитивные инструменты менеджмента, особенности формирования стратегий маркетинга, как одного из ключевых направлений рыночной ориентации компании, производящей товары и услуги для высоко конкурентного рынка для конечного потребления. Цель исследования состоит в выделении некоторых когнитивных инструментов для управления процессом коммерциализации и формирования креативных решений. Основной задачей исследования определено: разработать модель сбалансированной системы инновационной деятельности. Предложена модифицированная сбалансированная система

показателей, состоящая из восьми проекций (критериев) с примерами показателей, характеризующая инновационную деятельность компании.

Abstract. The economic sphere in Russia is undergoing processes of renewal and development. The role of the state and the government is being strengthened. Financial mechanisms are being intensively updated in the economy in order to develop the real sector of the economy. Mechanisms for the transition to an innovative path of development are being put into effect. The relevance of the research is related to the study of cognitive tools that ensure the process of knowledge commercialization. The article presents cognitive management tools, features of the formation of marketing strategies, as one of the key directions of the market orientation of a company that produces goods and services for a highly competitive market for final consumption. The purpose of the study is to identify some cognitive tools for managing the process of commercialization and the formation of creative solutions. The main task of the study is determined: to develop a model of a balanced system of innovation activity. A modified balanced system of indicators is proposed, consisting of eight projections (criteria) with examples of indicators that characterize the innovative activity of the company.

Ключевые слова: инновационная активность, конкурентоспособность, маркетинговая стратегия развития, модифицированная сбалансированная система показателей, человеческий капитал.

Keywords: innovation activity, competitiveness, marketing development strategy, modified balanced scorecard, human capital.

Введение

За последние годы актуальной становится проблема формирования компетенций современного управляющего справляться с вызовами нового мира и условиями включения невещественного капитала в успешные стратегии, нацеленные на устойчивое развитие инновационной компоненты в компании. Развитие кадрового состава компании всегда приоритетно, а креативность мышления становится одной из важных качеств сотрудника в любой сфере экономики, а, особенно, в сфере управления инновационными процессами. Умение координировать процесс накопления знаний и развивать потенциал сотрудников не менее важны, чем управлять, включая в воспроизводственный процесс только материальные активы. Актуально также то, что в условиях экономики знаний повышается значимость персонала, как главного актива, обладающего свойством быть самовозрастающей стоимостью, и невещественных капиталов [3]. Идея должна почти всегда доводиться до стадии конечного товара или услуги. Измерение степени достижения высоко технологичной компанией инновационных целей в процессе превращения научных разработок в товар и (или) услугу представляется актуальной.

Решение проблемы развития и формирования измерительных систем в различных социально - экономических системах представлены в трудах Нортона, Каплана, Ольве и целого ряда менее известных исследователей. Использование когнитивного инструментария в управлении коммерциализацией научных результатов крайне важно с точки зрения знания особенных свойств инновационного рынка и его субъектов. Ибо инновационная деятельность по своему содержанию есть рыночная деятельность, так как она связана с выведением нововведения на рынок инноваций. В процессе инновационной деятельности реализуются функции продвижения, ценообразования и сбыта [7].

Поэтому маркетинговая стратегия инновационной деятельности реализуется через изучение рынка инноваций, постановку целей, выбор стратегии, применение когнитивных инструментов ее реализации, а также адекватной измерительной системы для определения степени достижения маркетинговых целей и оценки процесса коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности.

В статье предлагается модель модифицированной сбалансированной системы показателей для измерения конкурентоспособности компании в условиях инновационной экономики. Сделан вывод о том, что в процессе реализации (сбыта) производимых товаров и услуг также важно умение находить нестандартные и привлекательные для клиентов решения. Во внутренних бизнес-процессах компании важно использовать когнитивные инструменты управления.

1. Становление и развитие шестого технологического уклада в экономике инноваций, основанной на знаниях

Переходные процессы, происходящие в российской экономике в связи с цифровиза-цией, основанной на знаниях и инновациях, потребовали качественно новых и потому более эффективных стратегий ведения и организации бизнеса. Освоение шестого технологического уклада, связанного с развитием информатики, биотехнологий, генной инженерии, интернета вещей - самые перспективных направления такого перехода. Исследователи и инноваторы неоднократно заявляли о значимости шестого технологического уклада с робототехникой, нанотехнологиями и системой искусственного интеллекта в процессе новой индустриализации. Касаемо, например, развития энергетики характерно появление альтернативных источников энергии в рамках реализации бережливых технологий. Шестой технологический уклад тем самым демонстрирует свою перспективность и стратегическую полезность для общества в целом.

В РФ показатели инновационного развития характеризуются устойчивым ростом объемов информатизации, что можно проследить через показатели объема 1Т-рынка, который включает расходы населения и юридических лиц, что наглядно представлено на рисунке 1. При этом, следует отметить, что динамика расходов на информационные технологии в РФ по итогам 2020 года оказалась стабильной, несмотря на сложную социальную и экономическую ситуацию.

Объем ИТ-рынка (млрд. долларов)

30

10

5

о

2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019г. 2020 г.

Рисунок 1 - Объем ИТ-рынка РФ

Еще в 2008 году в стране было принято решение по активизации научных исследований и разработок с целью ускорения перехода на шестой технологический уклад. Несмотря на ряд проблем, которые имеют место в российском бизнесе, в частности в проведении научных исследований и инновационной деятельности, в экономике происходят позитивные перемены. Эти проблемы главным образом сгруппировались в области потребностей и финансово - экономических механизмов их стимулирования [8]. Практически все отрасли экономики переходят на высокотехнологичное производство, минимизируя затраты, что соответствует японской технологии бережливых инноваций, то есть производства без потерь с сохранением качества, предъявляемого к инновационной продукции со стороны заказчика. Итак, с развитием новых экономических, финансовых и технических условий и переустройства производственных отношений на инновационный путь развития, связанных со стремительным внедрением цифровых технологий, требуется формирование корпоративной стратегии, нацеленной на обретение уникальных конкурентных преимуществ субъектами цифровой экономики знаний.

2. Формирование корпоративной стратегии развития устойчивых конкурентных преимуществ в условиях роста потребностей в инновационной продукции

Формируя корпоративную маркетинговую стратегию и политику компании важно не только направить усилия на продвижение товаров и информирование потенциальных потребителей о качестве и преимуществах нововведений и товара, но и обеспечить стабильный сбыт и обоснованное ценообразования, порывающее затраты на создание нововведений [10]. Конечная цель стратегии маркетинга - обеспечить увеличение прибыли на основе более полного и всестороннего удовлетворения потребностей и обеспечение роста количества лояльных потребителей, что равносильно увеличению емкости рынка в долгосрочной перспективе. Выбор концентрированного роста, диверсификации, стабильного расширения возможных сфер влияния или, напротив, стратегии сокращения, основывается на предварительном анализе рыночных данных и возможностей [7].

Важную часть работы специалистов составляет способность к анализу данных и умение принимать решения в условиях турбулетной внешней среды. Крупные компании выбирают стратегии силы (в том числе «Toyota» и «КамАЗ»). Часть компаний выбирают путь концентрации на специализированном производстве или предоставлении услуг (например, eBay, Porsche). Здесь мы можем отметить освоение инновационных стратегий М. Портера [11].

Управляющие чаще фокусируют свое внимание на стратегии приспособления, где гибкость становится важнейшим ее свойством. Креативные идеи и инновационная направленность бизнеса способствуют выбору стратегии первооткрывателя или первопроходца. Освоение образующихся ниш инновационного рынка и формирование новых сегментов характерно в ходе развития маркетинговой деятельности в рамках цифровой экономики знаний [8]. При этом все перечисленные стратегии можно обозначить как инновационные, о которых писал Й. Шумпетер. Активная научная и инновационная деятельности приводят к реструктуризации существующих рынков и появлению новых, в том числе абсолютно новых, так называемых ниш.

Невозможно оспорить факт, что развитый инновационный потенциал дает возможность внедрять изменения, которые обеспечат развитие бизнеса в условиях конкуренции [7]. Однако, в данном случае для поддержания конкурентных позиций требуются дополнительные усилия. Например, анализ экономического окружения, оценка текущего состояния, где часто и применяются инструменты контроллинга [9]. Бенчмаркинг распространяется на изучение достижений конкурентов и предприятий смежных отраслей. При этом проводится анализ общих достижений и успешность реализуемых стратегий.

«Инновационные стратегии создают особые условия для внедрения проектного, корпоративного и операционного менеджмента...» [4]. Таким образом, снижается уровень неопределенности, рисков, увеличивается поток инноваций.

Ценообразование, обеспечение доходности и конкурентоспособность составляют профессиональном управлении капиталом. Компании с развитыми невещественными капиталами имеют долгосрочно растущую доходность [3,6,7]. Совмещение интеллектуального, человеческого и других невещественных капиталов с вещественным и синтез их гармоничных конфигураций (иначе капиталограмм) выступает принципиально новым инструментом реализации стратегии развития [7-9].

Говоря о маркетинговых стратегиях следует обозначить тот факт, что интернет используют почти 60 % людей во всем мире, соцсетями пользуется 67,8 % населения. Последствия пандемии 2020 года показали возможность организации работ в удаленном режиме. Общество приходит к модели интернет-продаж, развитие получают аутсорсинг eCom-инфраструктуры.

В целом, по данным Росстата в 2020 году на онлайн-продажи пришлось 3,9 % оборота розничной торговли в РФ. По рейтингу Data Insight можно определить топ-3 интернет-магазина (в категории универсальных) за минувший год: Wildberries, Ozon, Aliexpress [12]. Ситуация представлена на рисунках 2 и 3. Как площадки сбыта развиваются и интернет-сайты,

а также социальные сети с коммерческими «профилями» (например, 1й81а§гаш). Особое внимание компании отводят репутации, для чего организуются стратегии сервиса, РЯ и т.д.

Онлайн-продажи, млн руб.

600 ООО 400 000 200 000 0

Онлайн-продажи,млн руб.

■ wildberries ■ ozon

aliexpress ■pokupki.market.yandex

■ si ma-land

Рисунок 2 - Онлайн продажи интернет-магазинов России (по данным Data Insight)

Заказы, тыс

Заказы

0 20000 40000 60000 80000

ш sima-land ■ pokupki.market.yandex

^ aliexpress ■ ozon

■ wildberries

Рисунок 3 - Объем заказов в интернет-магазинах России (по данным Data Insight)

Логистические процессы компаний и организация стабильной цепи сбыта инноваций являются одним из решающих направлений стратегии инновационной деятельности и создания уникальных, а потому и устойчивых конкурентных преимуществ. Закупки у официальных дистрибьютеров, выход на поставщиков с устойчивой репутацией и доверием, стабильных партнеров в бизнесе, соблюдение сроков договора - все это формирует репутацию компании для клиентов и позволяет обеспечивать себя дальнейшими запросами на производство инновационных товаров или услуг.

Трансляция опыта развития интернет-торговли потребительскими товарами в сферу инновационной деятельности сулит изменения на рынке инноваций. Лидерство рынка интернет - торговли инновационными изделиями и услугами не за горами. Вместе с ростом потока результатов интеллектуальной деятельности и потока инноваций получит интенсивное развитие интернет - торговля ими.

Создание эффективной системы дистрибуции нововведениями и инновациями является стратегической маркетинговой задачей. Важно соблюдение баланса между четкой ориентацией на платежеспособный спрос и потребности в связи с характеристиками качества продукции и использованием мало затратных технологий. При этом, важно подходить и с позиции стратегического и операционного управления процессом коммерциализации, но и своевременно проводить системный комплекс мероприятий по прямой вертикальной интеграции

от зарождения научной идеи, получения результата интеллектуальной деятельности, коммерциализации его до эффективной купли - продажи нововведения на рынке инноваций.

При этом «бережливые инновации создают большую коммерческую и социальную ценность» для потребителя [4,5,10].

При этом для повышения конкурентоспособности компания может выбрать одну из нескольких стратегий: расширения продуктовой линии (ассортимента), уменьшения издержек, мобильность в производстве серийных инновационных нововведений и др. Придерживаться пути разработки маркетинговой стратегии важно с участием профессионалов, будь то внутренние ресурсы компании или внешние услуги специализированных фирм. Как правило, сам по себе процесс эффективной маркетинговой стратегии для улучшения сбыта инновационной продукции предполагает качественный анализ конкурентов и собственных возможностей, активность в обретении конкурентных преимуществ, которые в дальнейшем могут стать решающим фактором, определяющим выбор клиентом определенных товаров или услуг на рынке инноваций.

В приведенном случае возможно воспользоваться таким инструментам, как бенчмар-кинг. Обращаясь к материалам ООО «Газпромнефть НТЦ» можно прийти к выводу, что, например, процессы выявления и приобретения знаний можно автоматизировать, кроме того подстроить под индивидуальные типы мышлений сотрудников.

Итак, при принятии решений в сфере инновационной деятельности в особенности в крупных корпорациях пристальное внимание уделяется формированию корпоративной стратегии развития устойчивых конкурентных преимуществ в условиях роста потребностей в инновационной продукции и формированию сетей дистрибуции и распространения инноваций.

3. Когнитивные инструменты в условиях инновационной экономики

Когнитивный менеджмент определяется как систематическое управление процессами, посредством которых знание идентифицируется, накапливается, распределяется и применяется в организации для улучшения ее деятельности [1]. Применение когнитивных технологий способствуют рациональному использованию ресурсов и минимизации затрат, что экономически выгодно и соответствует политике бережливых инноваций, что особенно актуально после исследований японского опыта управления производством и поддержания концепции устойчивого развития [11]. Исключительным преимуществом когнитивного менеджмента является то, что он использует знания для создания управленческих инноваций [2,6-9]. Так в качестве основного механизма измерения степени развития и достижения стратегических целей предлагается использовать инструменты анализа. К ним можно отнести инструменты контроллинга, такие как: МеБоОТ - анализ и КОРЕБТЬЕ-анализ, модифицированной ССП [7-9].

Применение методологии сбалансированной системы показателей, адаптированной к условиям российского бизнеса, позволяет упорядочить процесс целеполагания в организации, а также гарантированно обеспечить достижение поставленных задач в стратегическом и операционном управлении. В основу методологии входит разработка стратегической карты с учетом специфики конкретной отрасли [4-5]. При этом, существуют зависимость между создаваемой системой управления и управляющим, принимающим стратегические решения. Здесь актуальным к обсуждению в науке управления становится явление мега адаптации известного инструментария. Необходимо также отметить то, что сбалансированная система показателей должна быть модифицирована для учета различных видов рисков ходе инновационной деятельности. Необходимо в структуру ввести не только дополнительный срез, но и показатели риск-менеджмента (матрица рисков и т.д.).

Управление изменениями предполагает процесс внедрения инноваций и поэтому измеримыми показателями в модифицированной сбалансированной системы показателей могут рассматриваться, например: доля прибыли от использования инновационных технологий, затраты на разработки, обучение сотрудников, использование современного инструментария типа экспертных систем.

При формировании модифицированной сбалансированной системы показателей может быть разработана когнитивная карта (рисунок 4), предназначенная для стратегии управления знаниями в компании в разрезе формирования репутации среди клиентов. Показатели инновационной активности компании приведены на рисунке 5.

Рисунок 4 - Модель когнитивной карты инновационной активности

Рисунок 5 - Показатели инновационной активности компании

В рамках исследования предложены расчетные показатели инновационной активности компании, которые также можно включить в структуру модифицированной сбалансированной системы показателей. Важным показателем является также уровень затрат на технологические, маркетинговые, организационные инновации в общей выручке. В таблице 2 изображена модель модифицированной сбалансированной системы показателей компании в условиях инновационной экономики.

Таблица 2 - Модель модифицированной сбалансированной системы показателей компании и примеры показателей по проекциям (срезам, критериям)

1. ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2. ВНУТРЕННИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ

Общая выручка от продаж. Прибыль. Издержки (постоянные и переменные). Рентабельность. Себестоимость товаров/услуг. Техническая оснащенность. Система бережливого производства. Автоматизированные системы. Производственный цикл/процессы. Электронный документооборот, интегрированный в основные и вспомогательные (сервисные) бизнес -процессы.

3. РЫНОК (КЛИЕНТЫ) 4. ОБУЧЕНИЕ ПЕРСОНАЛА И РАЗВИТИЕ КОМПАНИИ

Репутация на рынке. Качество товара/услуги. Уровень заполнения рыночных ниш. Оптимизация процесс вывода на рынок инноваций нововведений. Каналы продвижения (дистрибуции) инноваций. Объем инновационных товаров/услуг. Выручка от использования инновационных технологий (продажи). Число занятых в НИОКР. Число НИКОР за расчетный период.

5. БЕЗОПАСНОСТЬ БИЗНЕСА 6. СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЕЙ И СОБСТВЕННИКОВ БИЗНЕСА ПЕРЕД ПЕРСОНАЛОМ КОМПАНИИ

Сохранение доли активов у собственника. Уровень риска. Сохранность основных средств и отсутствие потерь. Доля утраты имущества. Качество рабочих мест. Наполненность бюджета социального развития коллектива Уровень и качество компенсационных выплат за вклад. Финансовая емкость корпоративных программ.

7. СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БИЗНЕСА ПЕРЕД МЕСТНЫМ СООБЩЕСТВОМ 8. ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ

Процент должностей управляющих, предназначенных для занятия представителями местного сообщества Корпоративные программы для поддержки развития местной молодежи. Объем благотворительных программ для талантливых детей местного сообщества. Внедрение новой техники и технологий. Объем финансирования корпоративных исследований. Количество созданных объектов интеллектуальной собственности Формирование институтов ИЭСК.

Таким образом, в связке «научные исследования - инновации - коммерциализация -продвижение нововведений на рынок инноваций - дистрибуция» особая роль отводится не только инфраструктуре инновационной экосистемы компании, но и применению когнитивных инструментов на каждом из указанных этапов управления. В качестве объекта управления выступают знания, занятого инновационной деятельностью, а также реализацией собственных исследовательских проектов. Лица, принимающие стратегические решения для формулировки целей и степени их достижения, оценивают инновационную активность компании и создают модифицированную сбалансированную систему показателей. В исследовании показана необходимость формирования собственной инновационной системы компании для освоения шестого технологического уклада, формирования эффективных маркетинговых стратегий и развития когнитивного мышления персонала.

Заключение

Проведенное исследование свидетельствуют о том, что корпоративная маркетинговая стратегия компании должна быть синтезирована для ее инновационной экосистемы, реализующая функцию коммерциализации нововведений. В качестве уникальных инструментов ее реализации выступают когнитивные методы. На выбор стратегий влияют осо-

бенности нового технологического уклада и продуктивность процесса генерации нового знания, а также превращения его в конечный продукт потребления в виде произведенных товаров и услуг. С учетом постоянного мониторинга отклонений показателей инновационного развития в соответствии с обозначенными стратегическими целями на ближайшие годы, а также с учетом гибкости мышления управленческого состава и способности выстраивать текущие направления деятельности в условиях изменчивости внешней среды компания может сформировать свою уникальность на основе насыщения процесса управления когнитивными инструментами. Знания тот важный ресурс, которым необходимо насытить и инновационную деятельность, и все этапы жизненного цикла нововведений, и, что особенно важно, процессы стратегического, маркетингового и операционного управления деятельности инфраструктуры инновационной экосистемы компании.

Источники:

1. Абдикеев, Н. М. Когнитивный менеджмент // Управленческие науки. 2014. №3 (12). URL: https://cyberleninka.ru /article/n/kognitivnyy-menedzhment (дата обращения: 15.09.2021).

2. Абдикеев, Н. М. Технологии когнитивного менеджмента в цифровой экономике // Мир новой экономики. 2017. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologii-kognitivnogo-menedzhmenta-v-tsifrovoy-ekonomike (дата обращения: 17.09.2021).

3. Ермоленко Д.В. Человеческий капитал в фокусе инвестиционной привлекательности социально-экономической системы / Ермоленко Д.В., Апанасенко Е.П. // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2008. № 41. С. 148-159.

4. Караев, Р.А. Когнитивные инструменты для динамического анализа бизнес -стратегий предприятий / Р.А. Караев, Р.Н. Микаилова, И.И. Сафарли, Н.Ю. Садыхова, Х.Ф. Имамвердиева. - Текст: электронный // Бизнес-информатика. - Москва: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2018. - № 1 (43). - С. 7-16. - URL: https://elibrary.ru/item.asp ?id=32833831 (дата обращения: 15.09.2021).

5. Катков, Ю.Н. Когнитивные инструменты управления кризисными ситуациями / Ю.Н. Катков, Е.А. Каткова. - Текст: электронный // Вестник БГУ. - Брянск: Брянский государственный университет им. акад. И.Г. Петровского, 2014. - №3. - С. 45 - 48. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp ?id=23131209 (дата обращения: 15.09.2021).

6. Ланская, Д. В. Аутсорсинг в реализации функций управления, функциональных видов деятельности, аналитическом и информационно-документационном обеспечении управления: учебник / Д. В. Ланская. - Краснодар: Кубанский государственный университет, 2021. - 180 с. - ISBN 9785820919343.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Ланская, Д.В. Организационный дизайн проблемно- ориентированной системы управления инфраструктурой инновационной экосистемы университета. Краснодар: Экоинвест, 2019. -371 с.

8. Ланская, Д.В. Региональная экономика знаний и управленческие инновации / Д.В. Ланская. Краснодар: Кубан. гос. ун-т, 2017. - 304 с.

9. Ланская, Д.В. Эволюция контроллинга /Ланская Д.В.// Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2013.№ 93. С. 1253-1262.

10.Мельник, Д.А. Анализ типов инновационных стратегий в современных условиях развития экономики / Д.А. Мельник, А.В. Ханина. - Текст: электронный // Экономика и менеджмент инновационных технологий. - Москва : Международный научно-инновационный центр, 2015. - №7 (46). - С.71-77. - URL: https://ekonomika.snauka.ru /2015/07/9437 (дата обращения: 12.09.2021).

11.Нонака, И., Такеучи, Х. Компания - создатель знания. Зарождение и развитие инноваций в японских фирмах / Пер. с англ. М.: ОлимпБизнес, 2003. 384 с.

12.Рейтинг топ-100 крупнейших интернет-магазинов России - Текст : электронный // Datainsight [сайт]. - 2021. - URL: https://www.top100.datainsight.ru/ (дата обращения: 14.09.2021).

References

1. Abdikeev, N.M. Cognitive management // Management sciences. 2014. No. 3 (12). URL: https://cyberleninka.ru / article / n / kognitivnyy-menedzhment (date of access: 15.09.2021).

2. Abdikeev, N.M. Cognitive management technologies in the digital economy // World of a new economy. 2017. No. 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologii-kognitivnogo-menedzhmenta-v-tsifrovoy-ekonomike (date of access: 17.09.2021).

3. Ermolenko D.V. Human capital in the focus of investment attractiveness of the socio-economic system / Ermolenko D.V., Apanasenko E.P. // Polythematic network electronic scientific journal of the Kuban State Agrarian University. 2008. No. 41. S. 148-159.

4. Karaev, R.A. Cognitive tools for dynamic analysis of business strategies of enterprises / R.A. Karaev, R.N. Mikailova, I.I. Safarli, N.Yu. Sadikhova, H.F. Imamverdiev. - Text: electronic // Business Informatics. - Moscow: National Research University Higher School of Economics, 2018. - No. 1 (43). - S. 7-16. - URL: https://elibrary.ru/item.asp? Id = 32833831 (date of access: 15.09.2021).

5. Katkov, Yu.N. Cognitive tools for managing crisis situations / Yu.N. Katkov, E.A. Katkov. - Text: electronic // Bulletin of BSU. - Bryansk: Bryansk State University named after acad. I.G. Petrov-sky, 2014. - No. 3. - P. 45 - 48. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp? Id = 23131209 (date of access: 15.09.2021).

6. Lanskaya, D.V. Outsourcing in the implementation of management functions, functional types of activity, analytical and information and documentation support of management: Textbook / D.V. Lanskaya. - Krasnodar: Kuban State University, 2021.- 180 p. - ISBN 9785820919343.

7. Lanskaya, D.V. Organizational design of a problem-oriented system for managing the infrastructure of the innovation ecosystem of the university. Krasnodar: Ekoinvest, 2019. - 371 p.

8. Lanskaya, D.V. Regional knowledge economy and management innovations / D.V. Lanskaya. Krasnodar: Kuban. state un-t, 2017. - 304 p.

9. Lanskaya, D.V. Evolution of controlling / Lanskaya D.V. // Polythematic network electronic scientific journal of the Kuban State Agrarian University. 2013. No. 93. S. 1253-1262.

10.Melnik, D.A. Analysis of types of innovative strategies in modern conditions of economic development / D.A. Melnik, A.V. Khanina. - Text: electronic // Economics and management of innovative technologies. - Moscow: International Scientific and Innovation Center, 2015. - No. 7 (46). -P.71-77. - URL: https://ekonomika.snauka.ru / 2015/07/9437 (date of access: 12.09.2021).

11.Nonaka, I., Takeuchi, H. The company is the creator of knowledge. The origin and development of innovations in Japanese firms / Per. from English Moscow: OlimpBiznes, 2003. 384 p.

12.Rating of the top 100 largest online stores in Russia - Text: electronic // Datainsight [site]. - 2021. - URL: https://www.top100.datainsight.ru/ (date of access: 14.09.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.