Научная статья на тему 'Инструменты реализации региональной налоговой политики'

Инструменты реализации региональной налоговой политики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
750
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бушинская Т. В.

Рассматриваются налоговое планирование, регулирование и контроль как инструменты налоговой политики, особенности их применения при формировании и реализации налоговой политики региона. Выявлены причины отклонений фактических поступлений налогов в бюджетную систему от плановых показателей по Тульской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инструменты реализации региональной налоговой политики»

УДК 336.025

Т.В. Бушинская (Тула, Тул. ф-л ВЗФЭИ)

ИНСТРУМЕНТЫ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ

Рассматриваются налоговое планирование, регулирование и контроль как инструменты налоговой политики, особенности их применения при формировании и реализации налоговой политики региона. Выявлены причины отклонений фактических поступлений налогов в бюджетную систему от плановых показателей по Тульской области.

В зависимости от состояния экономики, целей, которые на данном этапе развития экономики считаются приоритетными, могут использоваться различные типы налоговой политики. К инструментам налоговой политики, которые в совокупности составляют налоговый механизм, традиционно относят планирование, регулирование, контроль. Несмотря на то что в последние годы в практической деятельности налоговых органов активно реализуются такие механизмы как управление, информирование, консультирование, традиционные инструменты налоговой политики остаются основополагающими.

Эффективность планирования как элемента налоговой политики региона может быть оценена по исполнению бюджета по налоговым доходам.

Анализ исполнения бюджета Тульской области по доходам показал наличие отклонений фактических показателей от плановых. Адаптируя предложенную Т.А. Козенковой [1. С. 26] схему этапов и направлений налогового планирования организации к процессу планирования налоговых поступлений в бюджетную систему, можно обозначить основные причины отклонений фактических показателей от плановых.

Анализ социально-экономических показателей Тульской области и исполнения бюджета позволил выявить причины отклонений плановых показателей от фактических, которые состоят в следующем.

1. Численность налогоплательщиков. В области за период с 2004 по 2007 гг. численность налогоплательщиков-организаций выросла на 4 381 или на 13,8 %. Видно, что динамика численности налогоплательщиков и поступлений налогов в бюджетную систему совпадают (коэффициент корреляции 0,986152697) (рисунок).

Что касается численности налогоплательщиков-физических лиц, то численность трудоспособного населения сократилась на 1,8 % — с 985,4 тыс. чел. (2001 г.) до 967,8 тыс. чел. (2005 г.). Сокращение численности трудоспособного населения на фоне роста численности налогоплательщиков-физических лиц не оказывает значительного влияния на отклонения фактического уровня поступления налогов от плановых.

Задолженность по налогам и сборам в бюджетную систему, млн руб.

2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г.

Задолженность по налогам и сборам в консолидированный бюджет 3 404,4 4 105,0 5 565,0 5 603,6 6 585,8 7 367,0 7 511,1

в том числе: - недоимка 2 907,0 2 312,2 2 509,7 1 995,5 1 968,5 1 707,3 1 413,3

- отсроченные (рассроченные) платежи 418,7 1 339,5 999,7 588,7 435,2 6,5 16,5

- реструктурированная задолженность 172,7 101,0

Примечание. Составлено по Тульскому статистическому ежегоднику. 2006 г. (Статистический сборник. — Тула: Туластат, 2007. — С. 221).

Доля недополученных доходов от общей суммы налоговых и неналоговых доходов в 2007 г. составила 14,75 %. В результате произведенных расчетов сумма некомпенсируемых потерь бюджета области за 2007 г. от недополученных доходов с учетом инфляционной составляющей составила 366,1 млн руб. По нашему мнению, это является наиболее весомой причиной отклонений фактических поступлений налогов от плановых.

Регулирование как элемент региональной налоговой политики представляет собой механизм согласования фискальных интересов государства и имущественных интересов налогоплательщика и проявляется в основном через систему налоговых льгот. Как справедливо отмечено Ю.С. Зерщико-вым [2. С. 16], фиск и стимулирование — это два основных инструмента региональной налоговой политики, которые особенно важны. Обеспечение стимулирующей, а точнее, регулирующей роли налоговой политики формируется законодательным органом субъекта Федерации в процессе принятия и введения в действие налоговых законов. Органы власти субъектов Федерации имеют в данной сфере весьма ограниченные полномочия. Применение налоговых льгот приводит к сокращению поступлений налогов в бюджет региона в краткосрочном периоде. При этом ожидается рост деловой активности и соответственно увеличение налоговых поступлений в бюджет в перспективе. Как известно, разграничение полномочий в сфере налогообложения между Российской Федерацией и субъектами Федерации определено Конституцией РФ, НК РФ, БК РФ. Реализуя права по введению региональных налогов Тульская областная Дума приняла законы «О налоге на имущество организаций», «О транспортном налоге», «О ставках налога на игорный бизнес». В части реализации полномочий по установлению налоговых льгот в Тульской области принят закон «О льготном налогообложении при осуществлении инвестиционной деятельности на территории Тульской области» ежегодно принимается закон «О льготном налогообложении». Налоговые льготы, установленные указанными законами,

предусмотрены для ограниченного круга налогоплательщиков, которые не занимают доминирующего положения в экономике области.

Основными целями предоставления налоговых льгот являются стимулирование использования финансовых ресурсов налогоплательщиков для роста и обновления производства, что повлечет расширение налогооблагаемой базы области и прирост платежей в бюджет области. В рамках оценки бюджетной эффективности налоговых льгот определяется влияние предоставления льгот на доходы бюджета области (расширение налоговой базы и прирост платежей в бюджет области по сравнению с величиной предоставляемой льготы), результативность затрат и экономической деятельности налогоплательщиков, которым предоставлены льготы (рост физического объема производства и оказываемых услуг, снижение себестоимости продукции, расширение видов продукции, услуг, увеличение прибыли). Положительный расчетный эффект от предоставления налоговых льгот является основанием для принятия решений органами власти.

Налоговый контроль является наиболее действенным, реальным инструментом региональной налоговой политики. Фискальную составляющую обеспечивают налоговые органы, действующие на территории региона. Налоговый контроль — это, пожалуй, один из немногих инструментов налоговой политики, который находится в распоряжении регионов. Здесь правовая составляющая формируется на федеральном уровне. Полномочия налоговых органов определены федеральным законодательством. В первую очередь это НК РФ и закон РФ «О налоговых органах Российской Федерации». Задача наполнения бюджета может быть исполнена на уровне региона только при эффективной работе налоговых органов на местах. Организационная составляющая формируется и обеспечивается на уровне Управления ФНС России по субъектам РФ и на уровне администраций области. Эффективность налогового контроля во многом определяется стратегией и организацией работы по полному привлечению средств в бюджет на местах.

По охвату налогоплательщиков наиболее эффективными являются камеральные проверки. Однако, как считает руководство Федеральной налоговой службы России, камеральная проверка перестанет быть основой налогового контроля. В Концепции системы планирования выездных налоговых проверок также отмечено, что основной и наиболее эффективной формой налогового контроля являются выездные налоговые проверки.

В связи с этим для повышения эффективности выездных налоговых проверок и, следовательно, значимости налогового контроля как инструмента налоговой политики необходимы научно обоснованные подходы к методике отбора налогоплательщиков на основе результатов камеральных налоговых проверок. Для Тульской области как старопромышленного региона со специфической отраслевой структурой целесообразно дополнить условия отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок, ввести корректирующие коэффициенты, учитывающие степень влияния условий хозяйствования в регионе на деятельность налогоплательщика, подобные К2 для системы налогообложения в виде ЕНВД. По-

скольку мероприятия налогового контроля регламентированы федеральным законодательством и нормативными актами Федеральной налоговой службы России, считаем целесообразным ввести предельные значения коэффициента на федеральном уровне, а его конкретные значения в зависимости от принадлежности региона к различным типам устанавливать на уровне субъекта Федерации.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Козенкова Т.А. Влияние способов учета имущества организации на величину ее налоговых обязательств // АКДИ «Экономика и жизнь». — 2001. — № 9. — С. 21-27.

2. Зерщиков Ю.С. Региональная налоговая политика: границы самостоятельности и механизм реализации: дис. ... канд. экон. наук. — Ростов н/Д, 2001. — 166 с.

УДК 343.359

С.И. Шелобаев, В.В. Чернов, С.Н. Алехин (Тула, УФНС по Тул. обл.)

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ

Рассматривается налогообложение как объект исследования, имеющий свои определенные особенности.

Налоговые поступления формируют основную часть доходов бюджетов разных уровней.

Налогообложение как объект исследования имеет свои особенности, которые связаны с нарастающими итогами в отчетности, наличием инфляционной составляющей в ней и действием разнонаправленных тенденций изменения налоговых поступлений на макро- и микроуровнях.

Сейчас сфера налогообложения ввиду своей сложности и неоднородности редко становится объектом комплексного количественного анализа. Использующиеся для анализа показатели (чаще всего индексы и темпы роста) очень трудно сопоставить между собой, так как при расчете применяются различные алгоритмы и разная выборка. Кроме того, постоянно меняется методика исчисления налогов.

Для характеристики налогообложения используется система показателей. Число налогоплательщиков определяется количеством юридических и физических лиц. Например, в 2007 г. в Едином государственном реестре юридических лиц Тульской области содержатся сведения о 29 102 действующих юридических лицах, в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей — сведения о 37 127 действующих индиви-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.