разрушений шоковой терапии 90-х годов (что случилось с абсолютным большинством других пароходств), если бы не его специалисты - выпускники экономического факультета, несущие традиции порядочности, честности, преданности водному транспорту России ». Золотыми буквами в историю СевероЗападного пароходства и входящих в его состав портов, судоремонтных заводов, баз технического обслуживания флота могут быть вписаны имена таких выпускников инженерно-экономического факультета (ныне факультета эко-
номики и финансов), как Н.И. Семенов, В.А. Легостаев, Г.А. Васильев, А.Г. Гни-ренко, И.А. Тинкельман, В.В. Иванов, В.М. Челноков, С.П. Ивченков, В.С. Белов, В.П. Петров, А.Л. Мазо, Н. Ю. Кар-жин, Н.В. Андреев, Ю.Д. Ходунов и многие другие.
Немалый исторический путь факультета экономики и финансов является поучительным. Его анализ дает возможность коллективу двигаться вперед, постоянно заботясь о неуклонном совершенствовании образовательного процесса во имя интересов отрасли.
RASTORGUEVI. ECONOMIC EDUCATION ATWATER TRANSPORT UNIVERSITY The article considers arranging and development of economic education at St. Petersburg State University of Waterways Communications.
Keywords: water transport, engineering-economic faculty, lecturers’ staff, professor, dean, scientific activities, specialities.
С. Н. ТАРАНУХА, доцент, начальник отдела развития и качества образования Н. Ф. ПИЖУРИНА, доцент, зав. сектором тестирования
Инструменты повышения качества образования в вузе
В статье рассматриваются инструменты контроля и повышения качества высшего образования.
Ключевые слова: анкетирование, качество образования, Интернет-тестирование, контроль знаний.
Повышение качества образования является одной из приоритетных задач деятельности СПГУВК. Качество подготовки специалистов в университете обеспечивается высоким профессионализмом педагогического состава, интеграцией науки и образовательного процесса, тесными связями с предприятиями - потребителями кадров, использованием в образовательном процессе новых педагогических технологий. Наряду с традиционными методами, гарантирующими должное качество образовательного процесса, в
университете используются инновационные технологии. Так, вуз проводит регулярное анкетирование выпускников для выявления удовлетворенности потребителей, участвует в федеральном Интернет-экзамене, сертифицировал систему менеджмента качества подготовки специалистов, внедряет балльно-рейтинговую систему оценивания знаний студентов.
Анкетирование выпускников. Последние три года учебно-методическим управлением совместно с деканатами факультетов проводится анкетирова-
ние выпускников университета для выявления степени их удовлетворенности организацией образовательной деятельности в нашем вузе. В 2006 г. в опросе приняли участие 610 человек из 732 выпускников (83%), в 2007 г. - 596 человек из 830 выпускников (72%), в 2008 г. - 608 человек из 780 выпускников (78%).
По мнению выпускников, в целом по университету качество преподавания возросло с 64 до 70%, соответствие полученного образования запросам студентов изменилось с 50 до 59%, качество подготовки по гуманитарным дисциплинам возросло с 64 до 70%, по естественно-научным - с 56 до 72%, по общепрофессиональным дисциплинам - с 48 до 71%, по специальным - с 63 до 70%. Удовлетворенность студентов учебным оборудованием возросла с 25 до 31%; качество аудиторного фонда, по мнению выпускников, улучшилось с 23 до 36%. При этом следует отметить, что удовлетворенность издаваемой учебно-методической литературой снизилась с 65 до 59%. Результаты ан-
кетирования обсуждаются на Ученом совете университета, доводятся до сведения факультетов, кафедр, используются для принятия управленческих решений.
Участие в Интернет-экзамене. Одной из тенденций развития современного образования является активное внедрение компьютерного тестирования в процесс контроля уровня знаний студентов. Тестовые технологии используются на всех этапах образовательного процесса: на вступительных испытаниях, при текущей, промежуточной и итоговой аттестации студентов.
В университете работа по широкому внедрению компьютерного тестирования активизировалась в связи с подготовкой к экспертизе лицензионных требований и условий соответствия содержания и качества подготовки выпускников требованиям ГОС, т.е. к экспертизе показателей деятельности вуза, а также после введения в практику федерального Интернет-экзамена (ФЭПО), учрежденного Росак-кредагентством по рекомендации Ро-собрнадзора.
Ученым Советом университета в сентябре 2007 г. было принято решение о регулярном участии вуза в Интернет-экзамене. Участие в ФЭПО даёт массу преимуществ:
• упрощает процедуру проведения экспертизы;
• позволяет провести объективную проверку уровня освоения дисциплин студентами;
• дает возможность сравнения с другими вузами;
• позволяет проанализировать результаты освоения дисциплин на уровне дидактических единиц;
• приводит к минимизации трудозатрат и средств для получения и обработки статистических данных.
Технология Интернет-тестирова-
ния основана на одновременной работе неограниченного числа зарегистрированных в информационной сети студентов в режиме реального времени. Тестирование может быть проведено в режимах on-line или off-line. Выбор вопросов каждому тестируемому выбирается из банка тестовых заданий случайным образом, что обеспечивает индивидуальность задания.
Собранные по окончании тестирования данные позволяют уже на следующий день получить предварительно обработанные результаты. Это дает преподавателю, проводившему тестирование в данной группе, возможность в кратчайшие сроки получить оценку результатов тестирования по каждому студенту проверяемой группы.
Полные данные статистического анализа результатов ФЭПО, проведенного с применением современных методов статистической обработки, размещенные в информационно-аналитической карте, подготовленной Росак-кредагентством, представляют большой интерес не только для руководства университета, но и для кафедр, осуществляющих образовательный процесс. Они позволяют принять своевременные меры по улучшению качества подготовки специалистов.
К настоящему моменту в университете проведено уже четыре этапа ФЭПО. В таблице приведены основные статистические данные по участию нашего университета в тестировании.
Следует отметить положительную динамику результатов. По мере прохождения университетом ФЭПО неуклонно увеличивается процент успешных сеансов тестирования. Такая положительная динамика характеризует наш университет как добросовестного участника Интернет-экзамена и свидетельствует в среднем об эффективности мер, принимаемых для улучшения результатов.
С одной стороны, результаты тестирования, проводимого, как правило, в конце семестра, могут быть использованы преподавателями как показатели текущей или промежуточной аттестации студентов, как один из видов контроля с начислением баллов при балльно-рейтинговой системе оценивания студентов и т.д. С другой стороны, полученные данные тестирования позволяют судить о результативности мер, принятых кафедрами по повышению качества подготовки студентов по данной дисциплине.
На основании анализа результатов тестирования, приведенного в информационно-аналитической карте, заведующие кафедрами должны наметить мероприятия по повышению качества подготовки студентов. Это могут быть:
• корректировка рабочих программ с целью приведения их в соответствие с требованиями ГОС специальностей;
• совершенствование методик преподавания;
Сводная таблица результатов ФЭПО
ФЭПО-6 Декабрь 2007 г. ФЭПО-7 Май 2008 г. ФЭПО-8 Декабрь 2008 г. ФЭПО-9 Май 2009 г.
Количество проведенных сеансов тестирования 62 46 63 51
Количество студентов, принявших участие в тестировании 1448 942 1411 1274
Средняя явка студентов 86% 82% 82% 80%
Количество дисциплин, охваченных тестированием 9 17 23 14
Количество успешных сеансов тестирования 11 12 25 34
Относительное число успешных сеансов тестирования 18% 26% 40% 67%
• улучшение учебно-методического обеспечения дисциплины;
• повышение уровня самостоятельной работы студентов и т.д.
Приведенные выше варианты мероприятий могут стать одними из основных направлений деятельности методических комиссий факультетов и найти отражение в планах методической работы кафедр и преподавателей.
Однако при этом следует отметить выявленные в ходе тестирования недостатки банков тестовых заданий (БТЗ) Росаккредагентства. Тестовые задания (ТЗ) часто не соответствуют дидактическим единицам ГОС, а сами БТЗ и ТЗ не соответствуют требованиям стандартов разработки тестов. Тестовые задания содержат ошибки, некорректные формулировки, часто излишне сложны. В тестах содержится много «случайных» заданий, не отражающих основного содержания дисциплин. Поэтому организаторам тестирования необходимо более тщательно подходить к отбору БТЗ для Интернет-экзамена.
Кроме того, спектр дисциплин, по которым имеются банки тестовых заданий, с точки зрения нашего университета, достаточно ограничен. Имеющиеся БТЗ в основном ориентированы на гуманитарные специальности («Юриспруденция», «Культурология») или на дисциплины гуманитарного, социально-экономического и естественно-научного циклов большинства специальностей. Тестовые задания для общепрофессиональных и специальных дисциплин технических и информационных специальностей представлены слабо. Поэтому взаимодействие преподавателей университета с Росак-кредагентством по вопросам разработки банков тестовых заданий по дисциплинам технических специальностей может быть перспективным направлением научно-методической работы кафедр и факультетов.
Несмотря на имеющиеся проблемы, нельзя не отметить, что использование Интернет-технологий в образовательном процессе оказывает положительное влияние на формирование и распространение информационной культуры в студенческой и преподавательской среде и создаёт общий инновационный фон поступательного развития университета.
Сертификация системы менеджмента качества. В соответствии с требованиями Международной конвенции ПДМНВ - 78/95, принятой Международной морской организацией, учебное заведение, ведущее подготовку специалистов по плавательным специальностям, должно гарантировать выполнение стандартов качества подготовки моряков. В международной практике подтверждением гарантии качества является сертификация системы менеджмента качества организации на соответствие требованиям Международного стандарта ИСО. В этом году руководством университета было принято решение провести сертификацию плавательных специальностей. Отделом развития и качества образования было подготовлено техническое задание и конкурсная документация для выбора сертифицирующего
органа. После проведения конкурсных процедур был подписан договор с Ассоциацией по сертификации «Русский Регистр». После проведенной учебнометодическим управлением подготовительной работы судоводительским и судомеханическим факультетами, а также центром ДПО организационнонормативная документация и структурные подразделения были подготовлены к проверке.
В апреле в университете был проведен сертификационный аудит системы менеджмента качества (СМК) в отношении разработки образовательных программ и предоставления образовательных услуг в области высшего и дополнительного профессионального образования по специальностям: 180402 «Судовождение», 180403 «Эксплуатация судовых энергетических установок», 180404 «Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики», а также в отношении научных исследований и разработок по данным направлениям.
Сертификационный аудит проводился Ассоциацией по сертификации «Русский Регистр». Целью аудита была проверка соответствия управления качеством подготовки специалистов плавательных специальностей требованиям международного стандарта ИСО 9001 в редакции 2008 г.
По результатам проведённого аудита Система менеджмента качества подготовки специалистов плавательных специальностей в СПГУВК была признана полностью соответствующей требованиям стандарта ИСО 9001.
В период подготовки к сертификации СМК 27 сотрудников университета прошли повышение квалификации по данному направлению, 7 из них стали сертифицированными внутренними аудиторами системы менеджмента качества в соответствии с требованиями ИСО 9001.
Внедрение балльно-рейтинговой системы. В соответствии с решением Ученого совета университета во втором семестре 2008/2009 учебного года в качестве эксперимента начат переход на балльно-рейтинговую систему (БРС) оценивания студентов на кафедрах, обеспечивающих учебный процесс студентов первого курса обучения. Внедрение БРС осуществлялось в два этапа: первый этап - осенний семестр, подготовительный; второй этап - весенний семестр, основной.
Первоначально к участию в эксперименте были привлечены кафедры, ведущие учебный процесс у студентов первого курса во втором семестре. Были назначены лица, ответственные за внедрение БРС на кафедрах, подготовлены графики освоения дисциплин. Учебно-методическим управлением проведены организационно-методические мероприятия по внедрению БРС и проверка результатов ее внедрения на кафедрах университета. Весной состоялось заседание круглого стола, на котором подводились промежуточные итоги внедрения БРС кафедрами. В ходе обсуждения были отмечены как положительные стороны внедрения этой системы оценивания студентов, так и возникшие трудности и проблемы. К положительным сторонам можно отнести:
• повышение заинтересованности студентов в освоении дисциплины;
• систематичность работы студентов и преподавателей в течение семестра;
• повышение объективности выставляемых оценок.
К трудностям и проблемам участники обсуждения отнесли психологический фактор, связанный с изменением организации работы ППС, а именно:
• увеличение рабочего времени преподавателей за счет выставления баллов за занятия;
подготовка задании для студен-
тов.
Итоги эксперимента показали, что для более эффективного внедрения БРС в учебный процесс необходимы:
■ разработка информационной системы для автоматизации БРС;
■ усиление взаимодействия между кафедрами и деканатами факультетов при проведении промежуточной аттестации студентов с учетом БРС;
■ взаимодействие «родственных» кафедр в рамках методических комиссий факультетов по выработке единых позиций для реализации БРС;
■ усиление методической помощи кафедрам со стороны УМУ.
Таким образом, можно сделать вывод, что использование БРС полезно и для студентов, и для ППС. Возникшие трудности носят временный характер и преодолимы при накоплении соот-
ветствующего опыта работы.
TARANUKHA S., PIZHURINA N. TOOLS FOR RAISING THE TRAINING QUALITY
The instruments for raising the quality of university education such as questioning, Internet-testing, quality management system are considered.
Keywords: questioning, quality of education, technology, Internet-testing, quality management system.