В.С. Бухмин, Л.А. Габдрахманова, К.С. Фатхуллова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
В статье рассматриваются вопросы использования в образовательном процессе педагогических инноваций, направленных на формирование у студентов профессиональных компетенций в соответствии с требованиями современного рынка труда, подчинение технологии организации учебного процесса потребностям обучающихся в интеллектуальном, культурном, нравственном развитии, совершенствование и разумное сочетание традиционных и инновационных форм обучения с учетом требований Болонского процесса.
Ключевые слова: педагогические инновации, реформирование, компетенции, управление качеством образования, аналитико-оценочная работа.
В настоящее время происходит содержательное и структурное обновление высшего профессионального образования (ВПО). Совершенно очевидно, что системе ВПО необходимо придать инновационность, продуктивность, гибкость, ориентированность на тенденции развития общества в будущем. Рынок труда диктует необходимость модернизации профессиональной подготовки выпускников, воспитания социально активной и социально ответственной, самостоятельной личности. В этих условиях успешная деятельность любого вуза невозможна без внедрения в учебный процесс педагогических инноваций, позитивно влияющих на развитие образовательной системы в целом и направленных на формирование у студентов необходимых компетенций, готовности учиться в течение всей жизни, способности менять направление деятельности в соответствии с требованиями современного рынка труда.
Инновационность образовательного процесса в университете предусматривает, прежде всего, обеспечение качества контингента первокурсников путем улучшения организации системы профориентации; обеспечение требуемого качества содержания, методов, средств и материальнотехнической базы подготовки специалистов с высшим образованием; обеспечение качества деятельности профессорско-преподавательского состава за счет расширения возможностей повышения квалификации; создание условий для саморазвития и самообразовательной подготовки обучающихся; усиление мотивации обучения за счет рейтинговой системы оценки и контроля знаний студентов и установления конкурсного отбора для получения образования в магистратуре. Ведущий принцип, который должен быть положен в основу переосмысления и дальнейшего обновления ВПО - единство стандартов выходных компетенций при многообразии форм учебного процесса. Для успешного решения всего наме-
ченного необходимо подчинение технологии организации учебного процесса интересам обучающихся, совершенствование и разумное сочетание традиционных и интерактивных форм обучения, открытость результатов образовательной деятельности университета [1].
В настоящее время Казанский государственный университет (КГУ)осуществляет выпуск бакалавров, специалистов, магистров по 46 специальностям и 26 направлениям обучения, а также реализует около 100 программ дополнительного профессионального образования. Подготовка специалистов ведется по одно- и двухступенчатой системам, при этом спектр направлений постоянно расширяется. В качестве примера можно привести такие высоковостребованные на рынке труда новые направления и специальности, как «Информационные технологии», «Бизнес-информатика», «Комплексное обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем», «Социально-культурный сервис и туризм», «Связи с общественностью», «Конфликтология» и др.
Одной из приоритетных задач в реализации профессиональных образовательных программ является удовлетворение потребности студентов в качественном высшем образовании, личностно-ориентированном по форме и современном по содержанию. Основой организации учебного процесса в университете является системный подход, предполагающий взаимосогласованность содержания курсов, их последовательность и преемственность, координацию деятельности факультетов и кафедр в учебно-методическом обеспечении специальностей и интегрированных курсов обучения. Учебный процесс ориентирован на практическую деятельность и использование современных достижений фундаментальных и прикладных наук, инновационных технологий и электронно-информационных ресурсов. Содержание реализуемых образовательных программ носит профильный характер, связанный с основными традиционными направлениями в вузе и ориентированный на потребности экономических секторов республики и страны в целом. Университет наращивает усилия в сфере подготовки интеллектуальной элиты общества и конкурентоспособных кадров для осуществления инновационной деятельности, делая упор на повышение уровня профессионально-личностной компетенции выпускников. Подготовка студентов по всем направлениям и специальностям проводится как в традиционных, так и в инновационных формах в рамках предусмотренных учебными планами лекций, практических занятий, самостоятельной работы студентов. Преподаватели университета уделяют постоянное внимание поиску и внедрению новых педагогических технологий, активных методов обучения («круглые столы», дискуссии, тренинги, деловые и ролевые игры, решение ситуативных задач, защита проектов), разработке учебно-методических пособий, а также спецкурсов,
спецсеминаров и электронных образовательных ресурсов, ориентированных на новую парадигму обучения и повышение уровня профессиональной подготовки студентов.
Внедрение принципов Болонских соглашений во многом способствовало последовательной модернизации образовательного процесса в КГУ: создана внутривузовская система управления качеством образования; функционирует балльно-рейтинговая система оценки знаний студентов; на отдельных факультетах учебный процесс организован в системе зачетных единиц (кредитов); широко развивается академическая мобильность студентов и преподавателей.
Внутриуниверситетская система управления качеством образования реализуется на базе научно-обоснованной адаптивной модели, основанной на принципах Всеобщего управления качеством. Она направлена на последовательную реализацию следующих задач: организация внутреннего контроля образовательной деятельности; проведение внутренних и внешних проверок промежуточных и остаточных знаний обучающихся в форме компьютерного тестирования; регулярное проведение социологических опросов всех участников образовательного процесса; систематизация документооборота; планомерная детализация и проработка учебных и организационных процессов в университете.
Внедрение системы внутреннего аудита качества образовательного процесса имело для университета ключевое значение. Для этого был разработан и утвержден «Регламент проведения планового внутреннего аудита факультетов (институтов) в КГУ», определена структура самообсле-дования факультетов, которое осуществляется в соответствии с утвержденным графиком. На сегодняшний день проведен плановый аудит большинства факультетов, в результате которого положительно оценена деятельность таких подразделений, как химический институт, институт Востоковедения, юридический факультет, физический факультет и т.д. Комплексная проверка позволяет оценить состояние учебнометодического и информационного обеспечения основных образовательных программ; научно-исследовательскую и международную деятельность факультета; материально-техническую базу; правильность и регулярность ведения учебной и научно-методической документации и т.д. При этом принципиальное значение придается публичной огласке результатов контроля. Основные итоги проверки заслушиваются на заседании Ученого Совета КГУ. Внутренний контроль образовательного процесса включает также ежегодное определение рейтинга кафедр университета, который проводится с целью: 1) создания единой схемы оценки деятельности кафедр для сравнительного анализа эффективности их работы; 2) повышения эффективности управления кафедрами и формирования базы
данных о становлении и динамике развития кафедр. Результаты подведения рейтинга кафедр являются предметом обсуждения на заседаниях Ученых советов факультетов с целью дальнейшей корректировки деятельности этих подразделений.
С целью повышения мотивации студентов к активной и равномерной учебной работе в течение всего семестра и приучения их к планомерной самостоятельной работе в университете внедрена балльно-рейтинговая система оценки знаний студентов (БРС). В настоящее время она действует на всех факультетах /институтах КГУ. Для установления системной обратной связи с факультетами Учебно-методическим управлением проводятся следующие мероприятия: проверка документации в деканатах (один раз в семестр); встречи со студентами каждого факультета (один раз в год); встречи с профессорско-преподавательским составом факультетов /институтов (один раз в год). Комплекс этих мер содействует выявлению перспективных направлений совершенствования учебно-методической работы преподавателей, устранению отдельных недостатков и в целом улучшению качества образовательной деятельности университета.
Следующая педагогическая инновация связана с внедрением в образовательный процесс внутриуниверситетской системы контроля промежуточных и остаточных знаний обучающихся с применением тестовых технологий, так как в рамках оценки качества образовательного процесса в вузе особое внимание уделяется проверке остаточных знаний студентов с применением компьютерного адаптивного тестирования. Для этого в университете создана внутривузовская Система Интерактивного Тестирования Знаний - «Синтез». Для оказания методической помощи преподавателям изданы пособия, в которых содержатся рекомендации Центра тестирования профессионального образования и Министерства образования и науки РФ по составлению банка тестовых заданий, а также требования к структуре и содержательной части тестов, рекомендуемые формы заданий, технология тестирования в интерактивной системе [2]. На всех факультетах развернута активная работа по созданию банков тестовых заданий для проведения интерактивного тестирования знаний студентов. На сегодняшний день преподавателями создано более 100 банков тестовых заданий различной степени сложности по всем направлениям подготовки студентов. Наибольшую активность в этом деле проявляют преподаватели биолого-почвенного, юридического, экономического, философского факультетов, а также факультета психологии, факультета журналистики и социологии, факультета татарской филологии и истории. В течение учебного года преподаватели этих факультетов организуют масштабное компьютерное тестирование студентов по различным дисциплинам на основе созданных ими интерактивных тестов. Как показывает опыт
работы, тестирование обеспечивает технологичность процедуры проведения контроля, объективность оценки результатов, максимальный охват учебного материала по данной дисциплине, а также исключает субъективизм преподавателя, проводящего проверку. К числу достоинств компьютерного контроля относится и то, что студенты, во-первых, имеют возможность сразу после испытания узнать количество набранных баллов, во-вторых, эти показатели являются прозрачными для всех участников и, в-третьих, появляется оперативная информация об успеваемости каждого студента. Система мониторинга, сочетающая традиционные и инновационные формы контроля, помогает педагогам объективно оценить степень усвоения учебного материала, уровень подготовки по дисциплине, качество полученных студентами знаний.
Внешняя проверка остаточных знаний обучающихся осуществляется путем участия университета в Федеральном Интернет-экзамене в области профессионального образования (ФЭПО). Федеральный Интернет-экзамен -это компьютерное тестирование студентов высших учебных заведений с использованием Интернет-технологий в off-line и on-line режиме, которое проводит Российское национальное аккредитационное агентство. Регулярное участие университета в ФЭПО позволяет преподавателям объективно оценить уровень подготовки студентов по отдельным дисциплинам, а также степень соответствия содержания читаемых ими лекционных курсов требованиям государственных образовательных стандартов на основе независимой внешней оценки. Студенты университета, соответственно, также получают возможность объективно оценить уровень своей подготовки по той или иной дисциплине на определенном этапе обучения. Кроме того, подобная форма аттестации позволяет сравнивать результаты обучения студентов КГУ с результатами других образовательных учреждений РФ по аналогичным программам. Интернет-экзамен используется нами и как средство рубежного контроля, и как инструмент проверки остаточных знаний.
С целью усиления роли студентов в организации образовательного процесса в университете регулярно проводятся социологические опросы и используются различные формы аналитико-оценочной работы, среди которых наиболее эффективным является анонимное компьютерное анкетирование через определенный промежуток времени после изучения той или иной дисциплины, т.е. вовлечение в педагогический мониторинг самих обучающихся. Мы проводим анкетирование на основе тестирующей интерактивной программы и анкет «Учебный процесс глазами студента», «Преподаватель глазами студента». Основная цель анкетирования заключается в изучении мнения студентов о качестве учебных занятий и об уровне педагогического мастерства преподавателей, о наличии у них профессионально значимых черт личности, а также о работе сотрудников
деканатов и других подразделений, непосредственно взаимодействующих со студентами, т.е. в отражении их видения процесса обучения в университете. Вместе с тем, проведение социологических опросов дает возможность, во-первых, определить, насколько ресурсы обучения являются адекватными и уместными для каждой реализуемой программы подготовки студентов в университете, во-вторых, выявить связь качества преподавания с результатами обучения на разных факультетах и у разных преподавателей, в-третьих, проанализировать детерминанты, способствующие устранению неблагоприятных факторов.
Анкета «Учебный процесс в КГУ глазами студента» состоит из 20 вопросов, которые позволяют отслеживать организационно-методические аспекты проведения занятий и фиксировать отклонения, содержащие как позитивные, так и негативные для восприятия моменты; оценивать качество содержательной части предлагаемого студентам материала. Студенты должны выбрать из предложенных вариантов то утверждение, которое, на их взгляд, наиболее точно подходит к данному вопросу. Ответы студентов на вопросы анкеты наглядно показывают их заинтересованность в выражении своего мнения об организации образовательного процесса в университете, наличие у них мотивации к активной и систематической работе по усвоению профессиональных знаний, а также удовлетворенность уровнем педагогического мастерства преподавателей университета. В анкетах отдельных студентов содержатся предложения об оперативной необходимости увеличения числа практических и семинарских занятий, а также элективных курсов для изучения некоторых дисциплин; внедрения в учебный процесс инновационных технологий и электронно-информационных образовательных ресурсов; использования современных методик обучения и лабораторного оборудования и т.д. Вместе с тем, по мнению многих участников опроса, важно уделять в процессе обучения особое внимание раскрытию индивидуальности студентов и привлечению их к научным исследованиям.
Как показывает опыт работы в данном направлении, регулярное проведение анкетирования студентов является мощным стимулом для улучшения работы как преподавателей, так и кафедр, потому что аналитические материалы о результатах социологических опросов используются при проведении внутреннего планового аудита факультетов (институтов) университета и озвучиваются на заседаниях Ученого совета КГУ. По итогам анкетирования факультеты (институты) получают информацию об уровне методического обеспечения и организации учебного процесса и руководители должны выработать систему корректирующих и предупреждающих мер по совершенствованию тех областей, которые требуют дальнейшего улучшения, с учетом всех высказанных замечаний и рекомендаций.
Технология массового анкетирования студентов как элемент системы многоаспектного мониторинга всех сторон учебного процесса дает возможность своевременно контролировать, корректировать и совершенствовать организацию образовательного процесса во всех подразделениях университета. Вместе с тем, проведение социологических опросов студентов способствует решению одной из главных задач внутривузовской системы обеспечения качества подготовки специалистов - получению объективной статистической информации для определения степени удовлетворенности обучающихся работой преподавателей. Также проводится планомерное анкетирование преподавателей, работодателей и выпускников университета. Все это в итоге положительно отражается на образовательной деятельности университета.
Организация учебного процесса в системе зачетных единиц (кредитов) внедрена на двух факультетах: экономическом и на факультете географии и экологии. На основе обобщения их опыта создано методическое пособие для преподавателей, в котором подробно описаны особенности организации образовательного процесса в данной системе и ее преимущества, особенности методической работы преподавателей в новых условиях. Результаты этого эксперимента постоянно озвучиваются на заседаниях Учебно-методического Совета КГУ, следовательно, другие факультеты имеют возможность перенимать опыт коллег [3].
Таким образом, обновление образовательной деятельности в Казаг-ском государственном университете зависит от своевременного решения таких серьезных проблем, как обеспечение качества профессиональной фундаментальной подготовки конкурентоспособных специалистов естественных и гуманитарных наук, внедрение педагогических инноваций в учебный процесс, повышение профессиональной компетентности профессорско-преподавательского состава и создание творческой атмосферы в университете, воспитание гражданственности и профессионального мышления у обучающихся.
Источники
1. Высшее образование в России: состояние и направления развития. Аналитический доклад / Под ред. В.Л.Глазычева. М.: 2004. 144 с.
2. Бухмин В.С. Пособие по разработке банков тестовых заданий в соответствии с требованиями Министерства образования и науки РФ / В.С.Бухмин, Л.А.Габдрахманова, Е.А.Соколова. Казань: 2007. 16 с.
3. Балашова Е.Я. Методические рекомендации к организации учебного процесса в Казанском государственном университете в системе зачетных единиц (кредитов) / Е.Я. Балашова, В.С. Бухмин, Л.А. Габдрахманова, С.В. Мокичев. Казань: КГУ, 2008. 32 с.