Научная статья на тему 'Анкетирование как средство оценки организации и содержания учебного процесса'

Анкетирование как средство оценки организации и содержания учебного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
957
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ АНКЕТИРОВАНИЯ / МОНИТОРИНГ / КАЧЕСТВО ОБРАЗО-ВАНИЯ / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / SOCIOLOGICAL QUESTIONING. EDUCATIONAL PROCESS / TECHNOLOGY OF QUESTIONNAIRE DESIGN / MONITORING / QUALITY OF THE EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бухмин Владимир Сергеевич, Габдрахманова Лейла Асхатовна, Соколова Евгения Александровна, Фатхуллова Кадрия Сунгатовна

В статье рассматривается технология анкетирования как элемент системы мониторинга качества образования. Проведение социологических опросов на-правлено на изучение мнения студентов о качестве учебного процесса в уни-верситете и об уровне педагогического мастерства преподавателей, о нали-чии у них профессионально значимых черт личности, а также о работе со-трудников деканатов и других подразделений, непосредственно взаимодей-ствующих со студентами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бухмин Владимир Сергеевич, Габдрахманова Лейла Асхатовна, Соколова Евгения Александровна, Фатхуллова Кадрия Сунгатовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUESTIONNAIRE DESIGN OF THE ORGANIZATION AND CONTENT OF THE EDUCATIONAL PROCESS

The technology of questionnaire design as an element of the system of monitoring of the quality of the education of students is viewed in the article. Sociologic questioning is aimed to the study of the students' opinion about the quality of the educational process in the university and about the level of pedagogical skills of the teachers, about the presence of professionally significant features of personality of the teachers, and also about work of the stuff of dean's office and other departments, directly interacting with students

Текст научной работы на тему «Анкетирование как средство оценки организации и содержания учебного процесса»

Бухмин В.С., Габдрахманова Л.А., Соколова Е.А., Фатхуллова К.С.

АНКЕТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ОЦЕНКИ ОРГАНИЗАЦИИ И СО ДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Реформирование системы высшего образования связано с вхождением России в европейское образовательное пространство и сопряжено с модернизацией учебного процесса. Как отмечают многие эксперты, ведущий принцип, который должен быть положен в основу переосмысления и дальнейшего развития реформы - единство стандартов выходных компетенций при многообразии форм учебного процесса [2]. Для успешного решения приоритетных задач необходимо обновление содержания и изменение технологии организации учебного процесса, подчинение их интересам обучающихся, совершенствование и разумное сочетание традиционных и интерактивных форм обучения, открытость результатов образовательной деятельности университета. Именно содержание высшего образования отражает требования общества и сферы труда к гражданским и профессиональным качествам будущего специалиста и представляет собой цель образовательной деятельности, поставленную перед системой высшего образования и личностью [3]. Одним из важнейших требований Болонского процесса является непременное и активное участие студентов во всех университетских делах, влияние студенчества на ход университетской жизни. Это требование Болонского соглашения официально призывает относиться к студентам как к уважаемым клиентам, справедливо и рационально распределять роли преподавателей и обучающихся в общем и необходимом для них действе - профессиональной подготовке высшего уровня. Сближение российской и европейской систем образования побуждает высшие учебные заведения уделять возрастающее внимание анкетированию студентов по итогам изучения курсов, так как это дает возможность сделать более объективной систему оценки качества учебного процесса и работы преподавателей [1]. В связи с этим одной из актуальных педагогических проблем является формирование системы многоуровневого мониторинга качества учебного процесса с использованием информационных технологий, что позволяет, во-первых, своевременно получать необходимые данные о состоянии, условиях и результатах обучения, во-вторых, прогнозировать дальнейшее развитие образовательного процесса. Для оценки результативности работы преподавателей и качества учебного процесса в целом используются различные формы аналитикооценочной работы, среди которых наиболее эффективным является анонимное компьютерное анкетирование студентов через определенный

промежуток времени после изучения той или иной дисциплины, т.е. вовлечение в педагогический мониторинг самих обучающихся. В этом случае студентам отводится новая, более заметная роль для влияния на организацию и содержание образования в университете, и они становятся активными участниками образовательного процесса. Об этом говорится и в одном из разделов Великой хартии университетов 1988 г., посвященном средствам, призванным обеспечить реализацию принципов, лежащих в основе деятельности университетов: «каждый университет должен создавать студентам такие условия, когда они смогут обрести культуру и получить подготовку, которыми желали бы обладать» [4].

В нашем университете проводится последовательная работа по созданию многоступенчатой системы контроля качества образования, которая предусматривает наряду с другими мерами проведение социологических опросов на основе тестирующей интерактивной программы и анкет «Учебный процесс глазами студента», «Преподаватель глазами студента». Основная цель анонимного анкетирования заключается в изучении мнения студентов о качестве учебных занятий и об уровне педагогического мастерства преподавателей, о наличии у них профессионально значимых черт личности, а также о работе сотрудников деканатов и других подразделений, непосредственно взаимодействующих со студентами, т.е. в отражении их видения процесса обучения в университете. Кроме этого, проведение социологических опросов дает возможность, во-первых, определить, насколько ресурсы обучения являются адекватными и уместными для каждой реализуемой программы подготовки студентов в университете, во-вторых, выявить связь качества преподавания с результатами обучения на разных факультетах и у разных преподавателей, в-третьих, проанализировать детерминанты, способствующие устранению неблагоприятных факторов.

Анкета «Учебный процесс в КГУ глазами студента», разработанная отделом управления качеством образования, включает около 20 вопросов, которые позволяют отслеживать организационно-методические аспекты проведения занятий и фиксировать отклонения, содержащие как позитивные, так и негативные для восприятия моменты; оценивать качество содержательной части предлагаемого студентам материала. Студенты должны выбрать из предложенных вариантов (6-7) то утверждение, которое, на их взгляд, наиболее точно подходит к данному вопросу. В анкете содержится следующий перечень вопросов:

■ интересно ли Вам учиться?

■ для чего Вы учитесь?

■ что Вам мешает учиться?

■ что необходимо изменить для повышения качества учебного процесса?

■ удовлетворены ли Вы качеством проведения лабораторных и практических занятий, а также организацией производственных практик?

■ удовлетворены ли Вы дополнительными образовательными услугами, предоставляемыми в университете?

■ как Вы организуете свою самостоятельную работу и какие трудности испытываете при этом?

■ удовлетворены ли Вы работой деканата по организации учебного процесса?

■ как Вы оцениваете отношения студент-студент, студент-преподаватель, студент - обслуживающий персонал? и т.д.

Кроме этого, в анкете имеются открытые вопросы, и при ответе на них студенты должны предложить конкретные меры для повышения качества образовательных услуг, предоставляемых университетом, и эффективного совершенствования учебного процесса в целом.

В 2005/2006 учебном году отдел управления качеством образования впервые организовал анкетирование студентов геологического факультета на основе вышеназванной анкеты, а в следующем учебном году были проанкетированы студенты биолого-почвенного, филологического факультетов, а также факультета татарской филологии и истории. В 2007/2008 учебном году содержание анкеты было видоизменено с учетом результатов апробации и предложений факультетов и на ее основе были проанкетированы студенты механико-математического, исторического, психологического факультетов, а также студенты факультета журналистики и социологии, ВМК и Института востоковедения. В результате обобщения и сопоставительного анализа итогов анкетирования мы смогли получить объективную информацию о том, какие проблемы, касающиеся содержания и эффективности образовательной деятельности университета, волнуют студентов каждого из этих факультетов. Анкетирование показало, что степень лояльности студентов к процессам, протекающим в университете, напрямую зависит от курса, на котором они обучаются. Так, студенты первого курса (17-19 лет, максималистический настрой) воспринимают все происходящее вокруг них особо остро, поэтому они склонны занижать реальную оценку ситуации. Студенты же пятого курса, почти уже выпускники, наоборот, преисполнены чувством благодарности, удовлетворенности уровнем высшего профессионального образования, следовательно, они склонны завышать оценку. С учетом этого нами было принято решение уделять больше внимания анкетированию студентов третьего-четвертого курсов, так как они представляют наиболее объективную возрастную группу.

В качестве примеров приводим обобщенные данные сравнительного анализа материалов анкетирования 2008 г. Согласно результатам, большинству студентов учиться в нашем вузе интересно (42-89%), хотя многие из них отмечают, что учатся не в полную силу, лишь частично используя

свои способности. Ответ на вопрос анкеты «Для чего Вы учитесь?» варьировал также в зависимости от курса. Так, студенты третьего курса оставляют приоритет за возможностью получить хорошие знания и иметь в дальнейшем хорошую работу. Кроме того, им представляется важным получить диплом университета, а в будущем иметь высокую зарплату. Студенты четвертого курса считают наиболее важным хорошую работу, самосовершенствование и знания, тогда как высокая зарплата представляется им менее важной. Для факультетов, имеющих высокий конкурс среди абитуриентов (например, экономический факультет) характерно то, что размер потенциальной заработной платы беспокоит студентов в меньшей степени, чем студентов менее престижных факультетов. Студенты третьего и четвертого курсов почти всех факультетов указали в качестве основной помехи учебе недостаточный уровень школьной подготовки, личную неорганизованность и перегруженность аудиторными занятиями. По мнению студентов, для повышения качества учебного процесса необходимо, в первую очередь, изменить и усовершенствовать форму подачи лекционного материала, использовать в учебном процессе как можно больше технических средств обучения и мультимедийное оборудование, улучшить методическую обеспеченность отдельных дисциплин.

Исследование степени удовлетворенности студентов проведением лабораторных и практических занятий показало, что большой процент студентов удовлетворен качеством организации занятий, сроками и условиями прохождения лекций и семинаров, а также системой оценок и отчетности практик. Большая часть опрошенных студентов удовлетворена дополнительными образовательными услугами, предоставляемыми в университете, хотя многие из них (42%-63% с третьего курса и 24%-51% с четвертого курса) мало осведомлены о них. Как видно из полученных ответов, для организации самостоятельной работы около 35% студентов третьего и четвертого курсов посещают библиотеку, более 55% студентов пользуются Интернетом. При организации самостоятельной работы самой большой проблемой традиционно остается недостаток свободного времени, неумение правильно организовать свою работу и недостаток необходимой информации и ресурсов. Отвечая на вопрос о взаимоотношениях в коллективе, студенты охарактеризовали отношения между студентами в группе как доброжелательные, а отношения между студентами и преподавателями, а также с обслуживающим персоналом во внеучебное время, по их мнению, являются дружественными и теплыми. Отношения студент-деканат расцениваются в большинстве случаев как официальные. Об организации научной работы при кафедрах студенты обоих курсов отметили, что их встречи с научным руководителем носят регулярный характер: 59% и 91% студентов с третьего и четвертого курсов соответственно ответили, что полностью удовлетворены научным руководством при написании курсовых работ. Многие студенты третьего курса считают, что глав-

ной помехой при написании научных работ является недостаток времени, тогда как для большей части студентов четвертого курса основной проблемой является недостаток информации и ресурсов. На вопрос анкеты «Пропускаете ли вы занятия и почему?» до 75% студентов третьего курса и 82% студентов четвертого курса ответили, что могут позволить себе пропустить лекции, так как «не хватает времени, мешают семейные обстоятельства, лекции неодинаково полезны». Основной же причиной пропусков занятий для большинства студентов являются различные заболевания.

Ответы студентов на вопросы анкеты наглядно показывают их заинтересованность в выражении своего мнения об организации образовательного процесса в университете; наличие у них мотивации к активной и систематической работе по усвоению профессиональных знаний, а также удовлетворенность уровнем педагогического мастерства преподавателей университета. В анкетах отдельных студентов содержатся предложения об оперативной необходимости улучшения методической обеспеченности отдельных дисциплин и материальной базы научных лабораторий; увеличения числа практических и семинарских занятий, а также элективных курсов; внедрения в учебный процесс инновационных технологий и электронных образовательных ресурсов; использования современных методик обучения, повышения квалификации отдельных преподавателей и т.д. Вместе с тем, по мнению многих участников опроса, важно уделять особое внимание раскрытию индивидуальности студентов и привлечению их к научным исследованиям.

Как показывает опыт работы в данном направлении, регулярное проведение анкетирования студентов является стимулом для улучшения работы как преподавателей, так и кафедр, потому что аналитические материалы о результатах социологических опросов используются при проведении внутреннего планового аудита факультетов (институтов) университета и озвучиваются на заседаниях Ученого совета КГУ. По итогам анкетирования факультеты получают полную информацию об уровне методического обеспечения и организации учебного процесса, и руководители должны выработать систему корректирующих и предупреждающих мер по совершенствованию тех областей, которые требуют дальнейшего улучшения, с учетом всех высказанных замечаний и рекомендаций.

Изложенное выше еще раз подтверждает, что технология массового анкетирования студентов как элемент системы многоаспектного мониторинга всех сторон учебного процесса дает возможность своевременно контролировать, корректировать и совершенствовать организацию образовательного процесса во всех подразделениях и на всех уровнях. Вместе с тем, проведение социологических опросов студентов способствует решению одной из главных задач внутривузовской системы обеспечения качества подготовки специалистов - получению объективной статистиче-

ской информации для динамичного оценивания результативности образовательного процесса и определению степени удовлетворенности обучающихся. Все это в итоге положительно отражается на качестве образовательной деятельности университета.

Литература

1. Болонский процесс и его значение для России. Интеграция высшего образования в России/ Под ред. К.Пурсиайнена и С.А.Медведева. - М.: РЕЦЭП, 2005. - 199 с.

2. Высшее образование в России: состояние и направления развития. Аналитический доклад / Под ред. В.Л.Глазычева. - М., 2004. - 144 с.

3. Качество вузовского образования и критерии его оценки: Научные труды СГА. -М.: Изд. СГУ, 2007.- 160 с.

4. «Мягкий путь» вхождения российских вузов в Болонский процесс. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005. - 352 с.

5. Никулина И., Римская О. Студент, преподаватель и работодатель в системе управления качеством образовательных услуг//Управление вузом. - 2007. - № 9. - С. 36- 41.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.